Подавляющее большинство участников государственных закупок по 44-ФЗ являются субъектами малого предпринимательства — СМП.
Государство оказывает значительную поддержку предприятиям из этой категории и предоставляет различные льготы, в том числе и в процессе проведения закупок.
Субъектами малого предпринимательства являются нижеперечисленные категории организаций:
- хозяйственные общества и товарищества, включая организации на партнерской основе;
- производственные кооперативы;
- фермерские и крестьянские хозяйства;
- потребительские кооперативы;
- индивидуальные предприниматели.
К малым субъектам предпринимательства относят не только акционерные общества, но и предпринимателей, работающих в качестве ИП.
СМП законодательно подразделяются на:
- микропредприятия — годовой доход без НДС не превышает 120 миллионов рублей, а в штате числится не более 15 сотрудников;
- малые предприятия — штат сотрудников составляет до 100 человек, а годовой доход достигает не более 800 миллионов;
- средние предприятия — ограниченны доходом в 2 миллиарда рублей, и количеством сотрудников в 250 человек.
Если дело касается ИП, который не имеет сотрудников, расчет ведется исключительно от годовой выручки для определения категории СМП.
Чтобы организация была внесена в реестр СМП, который ведется ФНС РФ, необходимо соответствовать следующим критериям:
Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
- Доля государственного участия в деле инстанции организации должна соответствовать минимум 25% от общего числа акционеров. Исключением являются иностранные организации, для которых установлен порог в 49% и компании, занимающиеся инновационными технологиями и внедрением новых высокотехнологичных товаров. Для них данный пункт вообще не обязателен.
- Число работающих специалистов не превышает 100 человек. В противном случае организацию не относят к МСП.
- Годовой доход, с учетом налогообложения, не превышает 800 миллионов рублей.
Для внесения в реестр, которым занимается федеральная налоговая служба, используются следующие данные:
- информация из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- сведения, предоставленные в ФНС о количестве работников и доходов на основании налоговой отчетности.
На сайте есть поиск с удобными фильтрами.
Социально ориентированные некоммерческие организации
В тендерах часто участвуют так называемые социально ориентированные некоммерческие организации — СОНКО.
Деятельность данных организаций направлена на социальные и гражданские нужды, и также попадает под льготные условия при участи в госзакупках.
К организациям СОНКО относятся следующие:
- компании по защите животных и окружающей среды;
- организации, занимающиеся оказанием помощи жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф;
- организующие всесторонее обслуживание и поддержку социально уязвимых слоев населения;
- организующие охрану и поддержание зданий, имеющих культурное и историческое значение;
- занимающиеся благотворительной деятельностью;
- предоставляющие бесплатную юридическую консультацию и услуги гражданам;
- занимающиеся поиском воинских захоронений, увековеченьем памяти жертв войн и политических репрессий;
- ликвидацирующих пожары и обеспечивающие пожарную безопасность в государственных учреждениях, социально значимых и культурных объектах;
- организации, занимающиеся оказанием медицинской и реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим наркотическими и психотропными веществами;
- компании, проводящиие патриотическую агитационную деятельность, в том числе в военной сфере.
Условия участия и преференции
Регулирование норм участия в закупочной деятельности для обоих видов данных предприятий обеспечивает ст. 30 44-ФЗ. В ней указаны все особенности участия субъектов малого и социально-значимого предпринимательства при государственных закупках.
Если СМП или СОНКО соответствует установленным требованиям заказчика, она спокойно может участвовать практически во всех закупочных процедурах, включая:
- открытые и закрытые типы конкурсов;
- запросы котировок и предложений;
- электронные аукционы.
Государственные и муниципальные компании обязаны проводить закупку у субъектов малого предпринимательства. Так, минимальный объем закупок у СМП и СОНКО должен составлять не менее 15% от общей суммы заключаемых контрактов за один календарный год, с максимальной суммой контракта не превышающей 20 миллионов рублей.
При участи в закупочных процедурах поставщик или подрядчик должен декларировать свою принадлежность к СМП или СОНКО, предоставив выписку из реестра.
Выписку можно получить, найдя свою организацию на сайте реестра СМП и нажав «Экспорт» — файл скачается в формате pdf. Там же можно обратиться в поддержку, если организация не была найдена.
В остальном форма участия и заключения контракта ничем не отличается от прочих субъектов бизнес-деятельности.
Все закупки с участием субъектом СМП приводятся только в электронной форме на государственных ЭТП. Гарантийное обеспечение вносится на специальный расчетный счет в банке, а договор заключается в полностью электронной форме. При этом в пунктах контракта, согласно пункту 8 статьи 30 44-ФЗ, должна фигурировать обязанность расчета за поставку в срок, не превышающий 15 дней с момента подписания акта приемки.
Преимущества СМП и СОНКО по 44-ФЗ в государственных закупках следующие:
- объем гарантийного обеспечения заявки составляет всего 2 процента от НМЦК;
- сумма обеспечения контракта не превышает 5 процентов от НМЦК;
- СМП предоставит ЭТП всего 1 процент от НМЦ в случае победы, но не более 2000 рублей;
- срок оплаты по договору с МСП составляет 15 календарных дней с момента подписания акта приемки, включая участие СМП на подрядных условиях.
Привлечение в качестве субподрядчиков/соисполнителей
Для заказчиков существует и другой способ увеличить процент требуемого объема годовых закупок у субъектов СМП и СОНКО, а именно — привлечь данные организации в качестве соискателей или субподрядчиков.
Так, при заключении контракта с компанией, не относящейся к данным категориям организаций, заказчик на контрактной основе вправе потребовать привлечение СМП для исполнения контракта. Указанный процент выполняемых СМП работ фиксируется в договоре и учитывается при подведении годовых итогов закупок.
При этом в контракте указывается ответственность на основе гражданско-правового кодекса, которая может наступить у подрядчика в случае уклонений от требований по привлечению субподрядчика из числа СМП и СОНКО.
Отчет о закупках
Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ должен размещаться в ЕИС и подписываться электронной цифровой подписью должностным ответственным лицом.
Сроки размещения отчета, установленные законодательством, не должны превышать даты 1 апреля следующего за отчетным календарного года.
Это значит, что контракты, оплата за которые осуществляется в текущем году, не могут быть включены в отчет за прошлый подотчетный период.
При этом даже если за отчетный период не было совершенно никаких закупок, так называемый «нулевой» отчет все равно необходимо публиковать в ЕИС.
Объемы считаются по сумме заключенных контрактов с субъектами МСП или СОНКО. В отчетный период включаются все контракты с 1 января по 31 декабря. В данную сумму обязаны включаться и контракты, заключенные с единственным участником аукциона, включая:
- контракты по обеспечению обороны и безопасности;
- услуги финансово-кредитного плана;
- работы в атомной отрасли;
- контракты с единственным поставщиком и победителями закрытых конкурсов.
Если за организацией обнаружат нарушения установленных пропорций закупок, тогда последует административный штраф в размере 50 тысяч рублей. Данная ответственность регулируется ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Источник: tendr.guru
Обеспечение заявки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
Зачастую заказчики запрашивают у участников тендеров обеспечение заявки. Его вносят при подаче предложения — деньгами или с помощью независимой, банковской гарантии. Возвращают обеспечение не всегда — только при определенных обстоятельствах.
Вы узнаете
- Что такое обеспечение заявки в госзакупках
- Когда заказчик запрашивает обеспечение заявки
- В каком размере вносят обеспечение заявки
- Как внести обеспечение заявки в госзакупках
- Когда вернут обеспечение заявки в госзакупках
- Какая ответственность предусмотрена за нарушение срока возврата обеспечения заявки
- Когда обеспечение заявки в закупках не вернут
- Как избежать сложностей при внесении обеспечения заявки
Что такое обеспечение заявки в госзакупках
Обеспечение заявки — это механизм защиты госзаказчиков от недобросовестных поставщиков. Оформляя обеспечение заявки, поставщик гарантирует, что не уклонится от заключения сделки.
Способы обеспечения заявок по 44‑ФЗ:
- внесение денег на спецсчет;
- оформление независимой гарантии.
В закупках по 223‑ФЗ чуть больше вариантов. В таких тендерах возможно предоставление обеспечения заявки (ч. 25 ст. 3.2 223‑ФЗ):
- в денежной форме;
- в виде банковской гарантии;
- в иной форме по ГК.
В закупках для СМСП и самозанятых по 223‑ФЗ предусмотрены только 2 варианта: независимая гарантия или деньги (ч. 25 ст. 3.2 223‑ФЗ).
В закупках по 44‑ФЗ используют термин «независимая гарантия», а в 223‑ФЗ встречается термин «банковская гарантия». На деле независимая и банковская гарантии — разные термины, которые обозначают практически одно и то же — финансовое поручительство за поставщика.
Напоминаем: обеспечение заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств (ГО) — это три разных вида финансового поручительства. Обеспечение заявки предоставляют вместе с ее подачей, а другие виды финансовых гарантий — на других этапах госзакупки. Обеспечение исполнения контракта гарантирует выполнение условий сделки, а обеспечение ГО — выполнение гарантийных обязательств.
Для закрытых тендеров возможен иной порядок работы с обеспечением (ч. 17 ст. 44 44‑ФЗ).
Когда заказчик запрашивает обеспечение заявки
Обеспечение есть не во всех госзакупках. Заказчики по 44‑ФЗ обязаны запрашивать обеспечение заявок в тендерах — аукционах, конкурсах и запросах котировок с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) от 1 млн ₽. В заказах с более низкой ценой его можно не устанавливать.
Заказчики по 223‑ФЗ могут запрашивать обеспечение заявки в тендерах с начальной ценой договора (НМЦД) больше 5 млн ₽. Запрос финансовых гарантий в таких закупках — право госкомпании, а не обязанность.
Найти закупки без обеспечения в ЕИС трудно. Заказы малого объема размещают на сайтах электронных магазинов, а тендеры по наличию или отсутствию обеспечения ЕИС не отфильтровывает. Решить вопрос помогут спецсервисы. Например, СБИС Поиск торгов и закупок поможет найти даже закупки без обеспечения.
Сервис для поиска закупок по вашим критерия
В каком размере вносят обеспечение заявки
Заказчики по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ решают, в каком размере запрашивать у участников обеспечение заявки с учетом требований закона. Размер обеспечения заявок в закупках по 44‑ФЗ зависит от НМЦК и типа поставщика:
Любая | Государственные и муниципальные учреждения | 0% | Ч. 3 ст. 44 |
Общественные организации инвалидов и предприятия уголовно-исполнительной системы | 0,5% | Ч. 3 ст. 44 | |
Не больше 20 млн | Остальные категории поставщиков, включая СМСП и СОНКО | От 0,5 до 1% НМЦК | Ч. 2 ст. 44 |
Больше 20 млн | От 0,5 до 5% НМЦК | Ч. 2 ст. 44 |
Обеспечение заявки для СМП по 44‑ФЗ вносят по общим правилам. Государственные и муниципальные учреждения не предоставляют финансовые гарантии при подаче заявок на участие в закупках по 44‑ФЗ. Поставщики — общественные организации инвалидов и предприятия уголовно‑исполнительной системы — предоставляют его в пониженном размере 0,5 % от НМЦК.
Размер обеспечения заявок по 223‑ФЗ зависит от решения заказчика и того, является ли поставщик представителем малого и среднего бизнеса. Обеспечение заявки по 223‑ФЗ для СМП, среднего бизнеса и самозанятых ниже, чем для других категорий поставщиков:
Больше 5 млн | СМСП и самозанятые | Не больше 2% НМЦД | Постановление Правительства от 11.12.2014 № 1352 |
Остальные категории поставщиков | Не больше 5% НМЦД | ч. 27 ст. 3.2 223‑ФЗ |
Точный размер обеспечения заявки на участие в закупке, если оно установлено, заказчик указывает в извещении о проведении тендера.
Как внести обеспечение заявки в госзакупках
Рассказываем, как внести обеспечение заявки для участия в тендере по 44‑ФЗ или 223‑ФЗ:
- Выберите способ обеспечения, который допускается закупочным законодательством. Например, внесение денег на спецсчет или независимую гарантию. Какой способ обеспечения выбрать из допустимых вариантов, поставщик решает самостоятельно. Учитывайте, что деньги со спецсчета разблокируют после заключения сделки, а комиссию за оформление гарантии никто не вернет. С другой стороны, подготовка гарантии позволяет не замораживать деньги фирмы на время участия в тендере.
- Подготовьте обеспечение заявки. Например, оформите независимую, банковскую гарантию или внесите деньги на спецсчет. Для закупок по 44‑ФЗ подойдет только независимая гарантия, которая соответствует требованиям ч. 1 ст. 45 44‑ФЗ. Спецсчет открывают только в банках из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451‑р. В закупках по 223‑ФЗ заказчик прописывает требования к финансовым гарантиям в положении о закупке, извещении и тендерной документации. В тендерах по 223‑ФЗ для СМСП и самозанятых правила приближены к 44‑ФЗ: спецсчет разрешено открывать в банке из перечня правительства, а независимую гарантию оформлять в организациях, перечисленных в ст. 45 44‑ФЗ.
- Укажите способ обеспечения при подаче заявки. При выборе варианта с внесением денежных средств в открытой закупке площадка заблокирует их на спецсчете. Если поставщику больше подходит вариант с оформлением независимой гарантии, ЭТП проверит ее номер, сумму гарантии и другие сведения.
Помощь экспертов по участию в закупках
Когда вернут обеспечение заявки в госзакупках
В закупках по 44‑ФЗ (п. 3 ч. 16 ст. 44) обеспечение заявки вернут:
- при отмене тендера;
- отзыве заявки со стороны поставщика;
- отклонении заявки комиссией заказчика (кроме случая из ч. 13 ст. 44 44‑ФЗ);
- отстранении поставщика от участия в тендере;
- отказе в согласовании контракта с ед. поставщиком со стороны ФАС;
- отказе ФАС от внесения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) при его уклонении от сделки.
В закрытых тендерах и при получении обеспечения от участников из стран ЕАЭС срок возврата денег — 5 рабочих дней (пп. «г» п. 1 Постановления Правительства от 10.04.2023 № 579). В иных случаях банк разблокирует деньги в течение часа после получения информации. Комиссию за оформление финансовой гарантии поставщику не возвращают.
Заказчики по 223‑ФЗ прописывают сроки и правила возврата обеспечения в положении о закупке с учетом сроков, которые установлены законом для возврата денег в закупках для СМСП и самозанятых (ч. 25 ст. 3.2 223‑ФЗ). В этом случае ЭТП отправит в банк запрос на разблокирование денег на спецсчете в течение часа (Постановление Правительства от 08.06.2018 № 657).
Какая ответственность предусмотрена за нарушение срока возврата обеспечения заявки
За нарушение срока возврата обеспечения заявок по 44‑ФЗ предусмотрены штрафы (ст. 7.31.1 КоАП):
- если срок нарушен не более чем на 3 рабочих дня: 5 тыс. ₽ на ответственного сотрудника и 30 тыс. ₽ на организацию;
- если срок нарушен более чем на 3 рабочих дня: 15 тыс. ₽ на сотрудника и 90 тыс. ₽ на организацию.
Нарушение сроков разблокирования денег на спецсчете грозит ЭТП штрафом в 15 тыс. ₽.
Привлечь к ответственности заказчика или ЭТП за нарушение срока возврата обеспечения заявки по 223‑ФЗ сложнее. Безосновательное удержание денег со спецсчета могут счесть необоснованным обогащением. Решение подобных вопросов не в компетенции ФАС — их разрешает суд (Решение Московского УФАС России по делу № 077/07/00‑926/2021 от 26.01.2021).
Когда обеспечение заявки в закупках не вернут
В закупках по 44‑ФЗ обеспечение заявки удержат:
- если поставщика выбрали победителем тендера, он уклонился от заключения сделки и попал в РНП (ч. 11 ст. 44 44‑ФЗ);
- отклонена уже третья заявка поставщика в квартал на одной торговой площадке по пп. 1–3, 5–9 ч. 12 ст. 48 44‑ФЗ.
При отклонении заявки, отстранении участника, отмене закупки, заключении контракта, отказе в согласовании контракта с ед. поставщиком со стороны ФАС и других случаях из п. 3 ч. 16 ст. 44 обеспечение заявки не удерживают.
В закупках по 223‑ФЗ обеспечение заявки не возвращают, когда победитель тендера (ч. 26 ст. 3.2):
- уклонился или отказался от заключения сделки;
- не предоставил обеспечение исполнения договора;
- подготовил обеспечение исполнения договора с ошибками.
При оформлении обеспечения в виде гарантии по 44‑ФЗ или 223‑ФЗ и его удержании по ней будет затребована выплата с гаранта.
Как избежать сложностей при внесении обеспечения заявки
Рекомендуем заранее открывать спецсчет и зачислять на него деньги, чтобы к моменту блокировки обеспечения на счете гарантированно была нужная сумма. Если на спецсчет зачислена меньшая сумма, банк не подтвердит наличие нужной суммы для блокирования средств и ЭТП вернет заявку участнику обратно.
Независимую гарантию тоже лучше оформлять заблаговременно, чтобы успеть подготовить обеспечение до окончания срока подачи заявок. Также важно проверить готовый документ на наличие ошибок. Если гарантия не соответствует требованиям закона, заказчик вправе отказать в ее приеме и отклонить заявку. При нарушении сроков возврата обеспечения заявки обращайтесь к контролерам или в суд.
Поиск закупок по всем площадкам в одной программе
Источник: sbis.ru
Может ли самозанятый участвовать в тендерах госзакупках?
С декабря 2019 г. самозанятых допустили к закупкам в рамках 223-ФЗ, а уже с июня 2020 г. согласно 44-ФЗ.
- сложности при подаче заявки;
- неверие в справедливость торгов.
Для развенчания мифов и догадок, помощи самозанятым разобраться в условиях участия в государственных закупках, мы обратились к главному эксперту ресурса.
Закупки доступны всем субъектам МСП
Плательщики МСП к тендерам всегда относились предубежденно. Самозанятые, ИП и руководство мелких предприятий убеждены в предумышленно усложненной процедуре подачи заявки на участие в торгах и назначении победителя еще до начала тендера.
На самом деле самозанятых в торгах больше, чем крупных предпринимателей. Так, на нашем электронном ресурсе,2 из 3 (67%) участников – плательщики МСП. Связи важны, но успех торгов предопределяют не они, а способность заинтересовать покупателя в своих товарах или услугах. Если ваши условия будут привлекательнее, чем у конкурентов, то победа в торгах вполне реальна.
Обратите внимание, что самозанятые участвуют в тендерах на тех же основаниях, что и другие субъекты МСП.
Закупки, подходящие для самозанятых
К спецторгам допускаются исключительно самозанятые. Важно понимать, что на торгах наиболее крупных государственных предприятий доля специальных торгов не снижается ниже планки в 18%. Значит, средним и мелким предпринимателям, самозанятым желательно сконцентрировать максимум внимания и усилий непосредственно на спецторгах. Потому, что меньше конкурентов и выше шанс на победу в тендере
Напомним, что 223-ФЗ-223 предписывает заказчикам не менее 20%совокупных годовых закупок приобретать у самозанятых. А 44-ФЗ – не менее 15%.
Хотя это не исключает участие плательщиков МСП в тендерах на всеобщих условиях. Главное – четко понять требования торгов. И предложить условия, учитывающие оценку торгов заказчиком.
Условия оценки закупки при каждом торге меняются. Помимо наиболее низкой цены учитываются сроки доставки, репутация и опыт поставщика. Помимо мечтаний о победе в торгах стоит позаботиться об исполнении договорных обязательств.
Были прецеденты: участник торгов назначил настолько низкую цену, что остался вне конкуренции. И победил. Но не выполнил условия договора. Таких участников на 2 года вносят в реестр недобросовестных производителей.
Подготовка к закупкам
До участия в закупках основательно изучаем соответствующие ФЗ. И их отличия. 44-ФЗ регламентирует закупки компаний, принадлежащих государству частично. А 223-ФЗ-полностью государственных. Содержимое 44-ФЗ существенно превышает содержимое 223-ФЗ.
В законах детально описан порядок торгов и определения победителя, механизм решения спорных вопросов.
Для допуска к торгам (по 223-ФЗ) необходимо зарегистрировать ЭЦП (электронную цифровую подпись). Затем аккредитовать ее на специальной ЭТП (электронной торговой площадке). Согласно 44-ФЗ самозанятому дополнительно предстоит зарегистрироваться в Едином государственном реестре средних и малых предпринимателей.
В поисках закупок источники не ограничены. Это официальные сайты:
- ЕИС;
- ЭТП;
- коммерческих компаний;
- крупных госпредприятий.
Но, для собственного удобства желательно подписаться на рассылку ЭТП. При обнаружении подходящей закупки следует углубленно изучить инструкцию с требованиями к поставщику, конкретными характеристиками продукции или сервиса.
Подробнее узнать о том, как самозанятые участвуют в тендерах можно в блоге на сайте https://tendin.ru/.
Об ошибках начинающих
Неспособность разобраться в условиях заказчика из-за невнимательного изучения документации. При возникновении вопросов их следует задать заказчику. Обычно на разъяснение заказчику требуется не более 72 час.
На начальном этапе легко допустить ошибки по ценообразованию, срокам монтажа или поставки оборудования, заключению договоров. Поэтому лучше предусмотреть внушительный запас по времени.
Источник: discover24.ru