Задумывались ли вы, что такое персональные данные и какие они бывают?
Если у вас есть вопросы, оставьте контакты в этой форме, и мы свяжемся с вами
Похожие записи
Возврат денег за дистанционные услуги или за услугу, оказанную в интернете
02.08.2016 25.04.2023
Любой предприниматель, кто ведет свою деятельность в интернете, неважно какую — интернет-магазин, обучающий центр, проведение консалтинговых или коуч-сессий — рано или поздно сталкивается с вопросом возврата денег недовольному клиенту. В предыдущей статье мы рассматривали тонкости возврата денег за физические товары. А сейчас обсудим с вами нюансы возврата денег за дистанционные услуги. Имеет ли право клиент…
Роскомнадзор: Являются ли файлы кукис (cookie) персональными данными?
Что относится к рекламе, а что нет — комментарии закона и примеры
07.07.2023 07.07.2023
Содержание Что считается рекламой Что закон не считает рекламой Размещенная информация будет признана рекламой, если… Подведем итоги Примеры — что считать рекламой, а что информацией Ответы на вопросы о рекламе из нашей практики Поможем разобраться с вашей ситуацией За последний месяц к нам в «Право в сети» поступило много вопросов о рекламе в Интернете. Самый…
Платят ли налоги интернет-магазины?
24.10.2017 16.05.2022
Деятельность интернет-магазина — это дистанционный способ продажи товаров, который, как и вся прочая торговая деятельность, облагается налогами. Особенности налогообложения и технологию продаж через интернет-ресурсы надо изучить заранее, до начала деятельности. Это поможет достичь успеха в этом виде предпринимательства. Выбор формы собственности — важный вопрос для Форма налогообложения для онлайн-магазина определяется после того, как будет выбрана его форма собственности. Выбирать предстоит…
Обязательно ли согласовывать интервью?
30.01.2018 16.05.2022
Как с 1 марта по-новому работать с персональными данными
Популярный жанр интернет-СМИ и блогов — интервью. В последние годы на сайтах все чаще, кроме текстовых бесед, встречаются аудио- и видеоинтервью. При подготовке каждого вида интервью блогер, журналист, владелец сайта не только планирует канву разговора, но и ищет ответ на важный вопрос: надо ли визировать будущую публикацию у интервьюируемого?
Нотариальное заверение страниц веб-ресурса поможет защитить авторские права на сайт
07.03.2017 30.05.2018
В последние годы у нотариусов прибавилось дел. С распространением интернета по всему миру у многих людей появились свои веб-ресурсы: сайты, блоги, каналы. И нередки случаи, когда воруют не только тексты, которые написал сам владелец или заказал у авторов, но и личные фотографии, а иногда и сайт полностью, т. е. нарушают авторские права на сайт. Не…
Регистрация сетевых СМИ: какие сайты можно регистрировать в качестве СМИ
07.08.2019 06.06.2022
Не все сайты можно зарегистрировать в качестве СМИ. Давайте разберемся с основными требованиями, которым должен соответствовать сайт, чтобы Роскомнадзор не вернул документы, поданные на регистрацию СМИ, а также не предъявлял претензий после регистрации. Чтобы понять, полезна ли вам будет регистрация сайта как СМИ, скачайте интеллект-карту «Плюсы регистрации СМИ». Обязательные требования к сайту сетевых СМИ Если…
Источник: lawinweb.ru
Закон о персональных данных: как уберечь бизнес от новых штрафов
С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований федерального закона «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27 июля 2006 года). Этот закон коснётся многих индивидуальных предпринимателей и компаний малого и среднего бизнеса. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.
Кого коснутся новые штрафы
Штрафы за несоблюдение требований федерального закона «О персональных данных» были повышены в соответствии с федеральным законом № 13-ФЗ от 7 февраля 2017 года. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для индивидуальных предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в Кодексе административных правонарушений существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персональных данных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.
Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ, компаниям и индивидуальным предпринимателям с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.
Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.
Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.
Но и это ещё не всё. Закон распространяется на всех без исключения работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой.
Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 федерального закона № 152-ФЗ).
Также к операторам персональных данных относятся все компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.
Как обезопасить себя от штрафов: шесть важных правил
1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных
Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.
Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.
2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных
Согласие граждан необходимо получать в обязательном порядке (ч. 4 ст. 9 федерального закона № 152-ФЗ). Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных или семейных целях.
В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.
Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда кредиторы передают третьим лицам информацию о должниках для взыскания с них займов, кредитов и процентов. Или, скажем, оператор мобильной связи передаёт контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.
Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на ИП наложат штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей. Причем контролёрам будут неважны последствия неполучения письменного согласия. Важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.
3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных
Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персональными данными на отдельных своих страницах.
В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. Индивидуальные предприниматели заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации — в размере от 15 до 30 тысяч рублей.
4. Отвечать на вопросы граждан о том,
каким образом используются их персональные данные
На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.
За игнорирование обращений граждан операторы персональных данных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.
5. Выполнять требования граждан
об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении
Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.
6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.
Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.
Как зарегистрироваться в качестве операторов персональных данных
Компании, по закону отнесённые к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных (ч. 3 ст. 22 федерального закона № 152-ФЗ).
Для подачи уведомления об обработке персональных данных необходимо заполнить электронную форму на Портале персональных данных Роскомнадзора . Электронная форма уведомления об обработке персональных данных и порядок его заполнения также размещены на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) .
После заполнения формы уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных её следует отправить в информационную систему уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.
Что делать владельцам сайтов
Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса потенциальных нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных.
Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя — «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).
Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.
А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».
Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только о e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя. Это разрешено и за это не будет штрафов
А вот сбор «лишней» информации при проверке сайта могут посчитать нарушением.
Выполнение вышеописанных правил позволят избежать ответственности за нарушение закона. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство: если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.
Именно с этой даты начинает действовать упрощённый порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст.
28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведённых до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.
Экспресс-резюме по статье
1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований федерального закона «О персональных данных».
2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.
3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.
4. Компании, по закону отнесённые к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.
5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая шесть правил:
- исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
- получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
- знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
- отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
- выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
- обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.
6. С 1 июля 2017 года начинает действовать упрощённый порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.
Источник: Buh.ru .
Источник: biz360.ru