В марте я опубликовал запись “Записки директора языковой школы о проверках госорганов”. Запись не только помогла многим коллегам избежать штрафов, но и позволила им сэкономить время на исследовании законодательства. Добрые отзывы о записи побудили меня написать продолжение. Как и раньше, я убеждён, что любая проверка госорганов — это важная и полезная форма аудита. В абсолютном большинстве то, что от нас, языковых школ, требуется в плане обеспечения безопасности учеников и качества оказания образовательных услуг — это верные необходимые требования. Хотя в записи будут представлены и некоторые исключения из этого общего правила )))
Предлагаю разобрать несколько актуальных кейсов.
Кейс 1. Нужна ли языковой школе лицензия на образовательную деятельность?
Да, нужна, причем на все адреса вашей школы. Я много езжу по России с визитами в языковые школы разных городов. Иногда владельцы небольших школ доказывают, что можно провести курсы английского языка как “клубную деятельность”, “репетиторство”, “консультационную деятельность”.
Как открыть школу английского языка? Бизнес с нуля.
Не буду объяснять свою позицию, но скажу, что не наблюдал ни одного случая, когда организация, оказывающая услуги обучения на курсах английского языка, получила предписание от прокуратуры за отсутствие лицензии на образовательную деятельность и выиграла суд. Ни одного! На самом деле всё просто: учителю ставят задачу, он реализует образовательный процесс определёнными педагогическими методами и приводит ученика к результату. Это образовательная деятельность, независимо от того, длится она 144 часа или 15 минут. А образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Мораль. Лицензия на образовательную деятельность нужна всем организациям, обучающим английскому языку.
Хорошие новости. Получить лицензию — это не всегда быстро, но и не очень сложно, зато очень полезно. Во-первых, все проверяющие органы к вам добры, потому что вы сами их позвали ))) . Представители этих органов охотно дают полезные советы и время на исправление недостатков. Во-вторых, то, что надо исправить, нужно НЕ проверяющим органам, а именно нам, коллеги.
Согласитесь, что нам самим хочется иметь школы, соответствующие пожарным и санитарным требованиям и работающие по качественным образовательным программам. В-третьих, лицензия на образовательную деятельность — это наше конкурентное преимущество, так как ученики могут подать документы на налоговый вычет и вернуть большую сумму денег. Некоторые школы большими буквами на сайте указывают цену за занятие уже с учётом налогового вычета — интересная отстройка от конкурентов. И, наконец,лично я отдал бы детей только в школу, имеющую лицензию.
Кейс 2. Нужны ли учебные программы в частной языковой школе?
Конечно. Мы знаем, что программа курса — это живой инструмент, который может меняться в процессе реализации курса.
Как управлять учебным центром/языковой школой?
Но, чтобы программу менять, её надо написать ))) Как-то кто-то прокомментировал мою запись про контроль качества в частных языковых школах фразой: “Учителя бегут из общеобразовательных школ в частные, чтобы не писать программы, а вы их тоже программы писать заставляете!”. Ну, во-первых, не так уж и массово бегут ))) . Во-вторых, негативный образ частной языковой школы как “шаражкиной конторы” ушёл, к счастью, в прошлое.
Наконец, я не видел ни одного учебника по методике преподавания английского языка, где было бы написано, что программы курсов не нужны. Они необходимы именно как значимый методический инструмент, а не как формальность. А ещё они нужны по требования законодательства РФ (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
К документам, которые у вас могут запросить проверяющие органы, относятся список программ по уровням образования, календарно-учебный график, дополнительная образовательная программа для дошкольников, дополнительная образовательная программа для школьников (1-6 классы), дополнительная образовательная программа для школьников (7-11 классы), дополнительная образовательная программа для взрослых, учебные программы по каждому курсу. Интересно, что иногда речь идёт и о “рабочих программах”. Мы такого понятия в действующем законе не нашли. Поясню: образовательная программа является более общей для всего образовательного учреждения, а учебная программа (то, что иногда называют “рабочей программой”) — конкретная программа для конкретного курса, написанная на основе одной из образовательных программ. Кроме того, вы обязаны разместить все эти программы на сайте вашей организации.
Мораль. Вы должны иметь целый блок программных документов.
Хорошие новости. Наличие образовательных программ 1) позволит сделать процесс обучения более системным и, соответственно, качественным; 2) даст возможность структурировать уже готовые курсы; 3) будет большим конкурентным преимуществом при продаже услуг корпоративным клиентам.
Кейс 3. Что требуется разместить на сайте языковых школ?
В этом году и Роспотребнадзор, и прокуратура начали работать онлайн. Внимательно смотрели сайты частных школ на соответствие части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому документу, на сайте у вас в разделе “Информация об учреждении” должна быть размещена следующая информация:
- основные сведения об учреждении
- структура управления организацией
- органы управления организацией
- информация о руководстве
- лицензия на образовательную деятельность
- решение учредителя
- свидетельство о государственной регистрации
- свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе
- устав
- правила внутреннего трудового распорядка
- положение о защите персональных данных сотрудников
- положение о защите персональных данных учеников
- договоры на обучение
- ссылка на федеральные государственные образовательные стандарты
- внутренние образовательные документы организации
- информация о педагогическом составе
- информация о материально-техническом обеспечении и оснащённости образовательного процесса
- информация о стипендиях и иных видах материальной поддержки
- положение об оказании платных образовательных услуг
- вакантные места для приёма
- документы по программам обучения (список в предыдущем кейсе).
Нормально так, да? ))) Моя первая реакция — не отдам! ))) Договоры вычитаны юристами, положения и программы составляли месяцам, жалко как-то. Потом понял, что воспроизвести образовательные процессы на основе только этих материалов, конечно же, не получится, успокоился и выложил все требуемые документы на сайт Школы Дмитрия Никитина. Да, где-нибудь обязательно напишите фразу: “Обучение ведётся на русском языке”. За её отсутствие на сайте меня дважды судили )))) . Оправдали, но всё же… )))
Кстати, суть нарушения описана в части 2 статьи 5.57 КоАП РФ. Часто суды оправдывают языковые школы за неполное размещение требуемой на сайте информации на основе пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда №5 от 24.05.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», где разъясняется, что при определении малозначительности должен учитываться характер совершённого правонарушения, роль правонарушения, размер причинённого вреда и тяжесть наступивших последствий. Согласитесь, что как вред для общества, так и тяжесть последствий от неразмещённых учебных программ на сайте не очень велики.
Мораль. Проконсультируйтесь с юристом, какие документы должны быть размещены на сайте, и выложите их, чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами!
Хорошие новости. Многие коллеги размещают требуемые документы на сайтах так, что найти их практически невозможно. А мне, наоборот, наличие таких документов на главной странице сайта Школы кажется конкурентным преимуществом. Конечно, я не буду заменять ссылки на главные услуги ссылкой на данный раздел, но прятать в глубине сайта тоже не буду: некоторые въедливые клиенты на самом деле смотрят и программы, и положения и на основе их наличия/отсутствия делают выбор. Не стоит говорить, что корпоративных клиентов этот раздел тянет как магнит )))
Кейс 4. Возрастные ограничения на рекламной продукции
Одну мою коллегу, директора образовательного учреждения, вызывали в прокуратуру, а потом два раза судили (мировой суд и районный суд, оба оправдали) за то, что на размещенной в городе рекламной афише с приглашением на концерт не были указаны возрастные ограничения, то есть не было одного из таких знаков.
“Отягчающим обстоятельством” действий коллеги было то, что во время концерта дети-подростки исполняли рок-музыку, а она «может содержать призывы к насилию».
Хорошие новости. Теперь вы знаете, что лучше бы поставить на рекламные афиши знаки с возрастными ограничениями. Ваши юристы проконсультируют вас, какое может быть оптимальное соотношение знаков и контента.
Кейс 5. Зачем и как организовывать детское питание во время летних программ дополнительного образования?
Некоторые коллеги — директора языковых школ — перестали оказывать услугу «летний городской языковой лагерь», так как форма работы «городской лагерь» — это, во-первых, не совсем то, что хочет получать клиент языковой школы; во-вторых, эта форма работы накладывает на языковую школу очень большой объём дополнительной работы и согласований. Именно поэтому коллеги во многих городах России летом предлагают не детские городские языковые лагеря, а дополнительные образовательные программы.
Часто их делят на собственно учебную программу (4 часа в день: занятия иностранными языками) и присмотр за детьми (4 часа в день: собственно присмотр, развивающие занятия, развлекательные мероприятия). Клиент может отдать ребёнка как на одну из программ, так и на обе.
Обычно, конечно же, родителю удобнее отдать ребёнка в языковую школу на весь день, при этом заключить два договора: один на первую половину дня, другой — на вторую. И тут начинается интересное. Если ребёнок находится в вашей языковой школе более 4 часов, вы должны обеспечить его питанием. Это значит найти учреждение общепита, которое имеет право кормить детей, и обязательно заключить с ним договор на обслуживание детей, находящихся в лагере. Ланчбоксы не подходят, также как и питание в кафе, с которыми вы не заключили договор.
Хорошие новости. Заключить договор не сложно. Организация питания детей по договору сразу же позволит отсеять недобросовестные кафе, которых испугает ответственность за предоставление некачественных услуг, оговоренная в договоре. Серьёзный подход к организации питания детей — это большое конкурентное преимущество языковой школы.
Кейс 6. Нужно ли новым филиалам существующей языковой школы проходить проверки госорганов при открытии?
Если вы собрались расширять бизнес и открывать новые школы в вашем городе, вам потребуется внести новые адреса в лицензию на образовательную деятельность. Для этого вам необходимо получить разрешения (заключения) от Роспотребнадзора и МЧС.
Мораль. При выборе помещения для новых филиалов вашей школы держите в голове требования, которые предъявляются к школьным помещениям проверяющими органами: всё равно придётся проводить эти помещения через проверки на соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарных норм.
Хорошие новости. Именно понимание необходимости получения разрешений позволяет с самого начала максимально серьёзно подходить к выбору помещений для новых школ.
Представленные в записи кейсы помогут вам не только избежать неприятностей во время проверок госорганами, но и сделать вашу школу более привлекательной для клиентов, поскольку люди, готовые платить деньги за образование, хотят получать услуги в серьёзной организации, которая ведёт свою деятельность легально и несёт ответственность за свою работу.
Комментарии(3):
Здравствуйте, Дмитрий!
Скажите, пожалуйста, а нужна ли лицензия при открытии курсов? Если курсы будут проходить в одном помещении большого торгового центра?
Источник: nikitindima.name
Как открыть школу иностранных языков
Этот устойчивый бизнес успешен в большом городе, где у людей есть свободные средства для обучения и стимул – возможность получить работу в крупной компании для специалиста со знанием языка. В маленьком городе или посёлке можно открыть только курсы для детей по расширенной школьной программе и установить приемлемую цену – но и рассчитывать на большую прибыль в этом случае не приходится.
Перед открытием нужно определиться, какие именно языки будут изучаться, и на какую аудиторию курсы рассчитаны – на детей или взрослых.
Самый востребованный язык – английский, далее следуют немецкий и французский, потом итальянский и испанский. Как преподавателей, так и потенциальных клиентов достаточно. Если есть возможность, нужно преподавать языки редкие – японский, китайский или уж совсем экзотику типа суахили. Вряд ли клиенты освоят знания до такого уровня, что смогут общаться с носителями языка – но популярность курсам и работу сотрудников это обеспечит.
Что нужно для открытия
Самое первое действие – провести собственное маркетинговое исследование. Нужно обойти все школы иностранных языков в городе и детально выяснить всё об их работе – что предлагают, сколько клиентов, средние цены. Цель этого подхода – выявить недостающее звено или обнаружить свою нишу на рынке. Допустим, в городе достаточно курсов для взрослых, но нет для младших школьников, или используются только старые консервативные методики преподавания, или никто не выдаёт сертификаты и дипломы – вариантов множество. Очень полезно пообщаться на тематических форумах и выяснить, чего людям не хватает.
Следующий этап – определиться, будете вы преподавать сами или нужен штат преподавателей. Один человек может зарегистрироваться как ИП, при штате сотрудников нужно регистрировать некоммерческое образовательное учреждение и получать лицензию на образовательную деятельность. В этом случае выпускникам можно выдавать дипломы.
Дальше нужно подобрать помещение. Лучший вариант для курсов иностранных языков – в школе, лицее или университете. Если договориться о почасовой аренде, сумму затрат можно уменьшить.
Нужно также закупить наглядные пособия и учебники – так повышается эффективность работы.
Расходы:
- аренда помещения от 200 у.е;
- регистрация и получение лицензии – 1700 у.е;
- услуги юриста 200 у.е;
- минимальный комплект учебников от 400 у.е;
- зарплата преподавателя от 900 у.е. при участии 3 человек 900х3= 1800 у.е.;
- бухгалтер 300 у.е;
- реклама от 1000 у.е.
Всего 5 600 у.е, округляем до 6 000 у.е на прочие расходы.
Доходы
В среднем одно часовое занятие в группе стоит в разных городах от 6 до 20 у.е, специализированное или индивидуальное занятие – 10- 25 у.е. Чтобы окупить затраты, нужно провести 6000_6= 1000 занятий.
Средняя наполняемость группы 10 человек, дневная выручка с одной группы 60 у.е. Преподавателей трое, итого в день с трёх групп 60х3=180 у.е. Затраты окупятся за 6000:180 = 34 рабочих дня. Это возможно, если преподаватели популярны и к ним многие идут учиться. На деле всё может выглядеть не так оптимистично, но прибыль всё равно будет.
И помните – получается у того, кто пробует.
Видео «Реальный бизнес: как открыть языковую школу»
Чтобы наглядно разобрать все нюансы этого вида бизнеса – посмотрите данное видео.
Источник: bizneslab.com
Франшиза Happy English School — языковой центр
Happy English School — это сеть языковых центров для детей, которая принимает оплату за обучение государственными сертификатами. Первый центр английского языка был открыт в 2015 году. В 2020 году компания вступила в ПФДО и открыла свой второй центр.
Happy English School предлагает занятия английским языком для детей с полным погружением в языковую среду, в том числе для самых маленьких. Уроки проводятся в небольших группах до шести человек. Они формируются с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
Все педагоги английской школы проходят обучение с последующей аттестацией и работают по беспереводной методике. Школа Happy English School работает по принципу от простого к сложному. Важной задачей при этом является необходимость заинтересовать и привить любовь к английскому языку.
Описание франшизы
Франшиза была открыта в 2020 году. Покупка франшизы предполагает открытие своего языкового центра.
Этапы открытия центра Happy English:
- Направление заявки на нашем сайте
- Обсуждение основных вопросов открытия и ведения бизнеса с представителем управляющей компании
- Предоставление бизнес-плана, разработанного под город франчайзи
- Подписание договора коммерческой концессии
- Оплата паушального взноса
- Подбор помещения в соответствии с требованиями лицензии
- Подготовка помещения центра
- Подключение ко всем информационным ресурсам
- Подбор и обучение учителей
- Набор первых учеников
- Составление расписания
- Запуск проведения занятий
- Получение прибыли
- Узнаваемый бренд в сфере образовательных услуг
- Первая франшиза, которая принимает оплату государственными сертификатами
- Авторские программы для преподавателей, конспекты разрабатываются полностью на английском языке
- Обучение руководителей центра и преподавателей
- Собственный сайт
- Проверенная опытом бизнес-модель
- Комплексная поддержка управляющей компании на всех этапах во взаимодействии с государственными органами
- Финансово успешный бизнес
- Невысокая занятость франчайзи при налаженной работе центра
- Методическая поддержка преподавателей сети
- Поддержка в режиме 24/7 на всех этапах ведения бизнеса
- Поддержка в получении образовательной лицензии
- Право на прием экзаменов Person
Форматы и варианты франшизы, что входит во франчайзинговый пакет
Во франчайзинговый пакет при открытии центра включены:
- Брендбук — руководство по использованию бренда
- Бизнесбук — руководство по открытию и ведению бизнеса
- Проведение собеседования с преподавателями
- Обучение владельца бизнеса всем нюансам работы в данной сфере
- Создание, наполнение и запуск аккаунтов в социальных сетях (ВКонтакте и Instagram)
- Настройка рекламной кампании на начальном этапе
- Подключение к сайту и наполнение сайта-визитки для партнера
- Оказание помощи в получении образовательной лицензии (чек-лист, сопровождение)
- Сертифицированные системой ПФДО программы, а также чек-лист и сопровождение при вступлении в систему ПФДО
- Готовый отлаженный маркетинговый план
- Сопровождение при получении статуса аккредитованного центра для сдачи международных экзаменов Pearson
- Авторские эффективные программы с поурочным планированием
- Обучение и аттестация педагогов
Требования к помещению
Для открытия своего языкового центра необходимо нежилое помещение, которое может находиться на 1-3 этаже. Цокольный этаж не допускается. Следует предусмотреть наличие в помещении санузла, вентиляции, а также горячего и холодного водоснабжения, отопления.
Требования к франчайзи
Партнером Happy English School может стать практически любой желающий. Управляющая компания не предъявляет требований к:
- Наличию образования. Франчайзи может иметь образование любой направленности, поскольку ему не требуется специальных знаний для управления центром. Его открытие и настройку партнер выполняет совместно с управляющей компанией
- Наличию предпринимательского опыта. Партнером может быть начинающий бизнесмен, успешность центра будет зависеть от нацеленности на результат
- Знаниям английского языка и педагогическому опыту. Партнер не обязательно должен владеть английским языком или быть педагогом, поскольку методисты управляющей компании проведут подбор и аттестацию преподавателей, а также предоставят все необходимые образовательные пособия для работы
Happy English School приглашает к сотрудничеству действующие школы, которое позволит им выйти на новый уровень работы и доходов.
Бизнес-модель
- Паушальный взнос:
- Для городов, в которых численность населения составляет 300 тысяч человек — 250 000 рублей
- Для городов с численностью населения от 300 тысяч до 1 млн человек — 300 000 рублей
- Для городов с численностью населения более 1 млн человек — 350 000 рублей
- Для Москвы и Санкт-Петербурга — 400 000 рублей
- Для городов, в которых численность населения составляет 300 тысяч человек — 5 000 рублей
- Для городов с численностью населения от 300 тысяч до 1 млн человек — 6 000 рублей
- Для городов с численностью населения более 1 млн человек — 7 000 рублей
- Для Москвы и Санкт-Петербурга — 10 000 рублей
Роялти оплачивается с четвертого месяца с даты запуска центра. В течение первого года работы франчайзи каждый месяц зарабатывает 80 000 — 90 000 рублей. В последующем доход увеличивается.
Конкурентоспособность и преимущества развития бизнеса
Современные родители понимают важность знания английского языка, поскольку его изучают в школах, он требуется при поступлении в вуз, а также при устройстве на работу. Кроме того, знание языка необходимо в заграничных поездках. Все это свидетельствует о востребованности предоставляемых школой услуг. Дети начинают изучать английский язык с раннего возраста и в последующие годы совершенствуют свои знания. Это обеспечивает постоянный поток клиентов в образовательный бизнес.
Отмечается большой спрос на услуги обучения при оплате государственными сертификатами, которые предоставляются на детей в возрасте от 5 до 18 лет. При различных экономических ситуациях в стране образование детей будет приоритетным для их родителей.
Преимуществами франшизы Happy English School являются быстрая окупаемость, невысокие расходы на маркетинг, оплата роялти с четвертого месяца работы, большой спрос на образовательные услуги при оплате сертификатами и высокая рентабельность.
Основные риски и недостатки
Главным недостатком открытия бизнеса по франшизе Happy English School является наличие высокой конкуренции, особенно в мегаполисах. Стоит отметить относительно высокие инвестиции на открытие английской школы. Помещение школы должно соответствовать требованиями лицензии, а также франчайзи должен выполнять требования управляющей компании. Важную роль в успешности образовательного бизнеса является подбор высококвалифицированного персонала.
Узнать больше о франшизе
Оставьте заявку через форму. Мы отправим вам на почту подробную информацию о франшизе.
Источник: vsezaimyonline.ru