После долгих поисков Вы решили найти Советы по ведению юридического бизнеса. В сети можно скопировать довольно много образцов. Как выбрать реальный и тот который подходит к реальной проблеме. Специалисты подготовили нехитрые правила. Найдите
Хотя простому обывателю может показаться, что юридических компаний в России открыто уже достаточно, и на этом рынке существует плотная конкуренция, если сравнить ситуацию со странами Западной Европы и США, становится очевидно, что у нас этот рынок всё еще пребывает в зачаточном состоянии. Качество юридических услуг в целом у нас пока еще довольно посредственное, что дает возможность новичкам рынка быстро завоевывать клиентов, просто добившись того же уровня сервиса, который существует в развитых странах.
Создать с нуля или купить готовый бизнес в сфере юриспруденции стоит еще и потому, что потенциальными клиентами являются все жители страны и многие юридические лица, не имеющие собственного юротдела. Законодательство с каждым годом только усложняется, и простому человеку уже невозможно разбираться в специфических вопросах. Нужна помощь профессиональных юристов.
Кто работает на рынке юридических услуг? Как работает бизнес?
Большинство российских юридических фирм стараются работать со всеми видами заказов, чтобы охватить максимальную аудиторию. Однако на Западе давно существует разделение по специфике: одни фирмы занимаются семейным правом, другие – коммерческими спорами, третьи – уголовным производством и т.д. На начальном этапе существования вполне разумно будет как раз сосредоточиться на каком-то одном вопросе, что заметно упростит работу штатных юристов, которые все равно физически не могут отлично разбираться во всех видах законодательства. В итоге фирма с самого начала сможет дать клиентам довольно высокий уровень обслуживания, что прямо отразиться на клиентопотоке. А уже потом, когда бизнес начнет уверенно приносить прибыль, можно задуматься об открытии второго отдела с другой спецификой.
Если вы всерьёз задумались об открытии собственной юридической фирмы, давать советы о том, как ее правильно зарегистрировать нет смысла – вы и так это знаете. Однако совсем другое дело – чисто коммерческие вопросы по организации бизнеса.
Юрист-индивидуал, обслуживающий физических лиц, теоретически может работать из дома, однако для юридической фирмы наличие собственного офиса является непременным условием. Без этого вашу фирму просто не будут воспринимать всерьез, особенно если планируете работать с юридическими лицами. Офис следует искать в центральной части города, куда клиентам было бы удобно добираться из любого района, и где вашу вывеску увидит больше потенциальных клиентов.
Первые пару лет юридическая фирма едва ли будет иметь много заказов, а потому нанимать сразу десяток штатных юристов нет никакого смысла – хватит и двух-трех. Соответственно и помещение под офис тоже не обязательно должно быть большим, достаточно, чтобы там просто было комфортно работать нескольким людям.
Ремонт помещения, если нужен, закупка оргтехники, компьютеров и мебели, в том числе сейфов для документов, обойдется в достаточно крупную сумму. К тому же постоянной и довольно значительной статьей расходов станет арендная плата. Поэтому помещение лучше изначально выкупить в собственность. За 2-3 года это вложение окупится, и в дальнейшем это будет чистая экономия. К тому же помещение можно в любой момент продать и вернуть вложения.
КАК ОТКРЫТЬ ЮРИДИЧЕСКИЙ БИЗНЕС? — Юрист Смбат Алиханян
Привлечение клиентов – одна из самых трудных задач, которые приходится решать предпринимателям, и юридический бизнес тут совсем не исключение. Юридические компании, работающие на рынке 5 и более лет, практически не тратятся на рекламу, поток клиентов им обеспечивает «сарафанное радио». Иными словами новые клиенты приходят по рекомендации старых. (Кстати, это одно из ярких свидетельств того, что рынок всё еще малоконкурентен.) Так что вам нужно постараться, чтобы все клиенты, которых вам удастся заполучить, оставались полностью довольны результатом и рекомендовали вас своим друзьям, знакомым и коллегам.
И всё же даже первых клиентов нужно как-то привлечь. Тут уже никак не обойтись без рекламы. Размещение рекламных роликов и объявлений в традиционных СМИ сегодня малоэффективно. Зато неплохо себя показывает интернет-реклама, уличная реклама и раздача рекламных буклетов в местах скопления потенциальных клиентов.
Если ваша специализация – семейное право, разнесите буклеты по почтовым ящикам жилых домов, если специализируетесь на коммерческих спорах – обойдите все близлежащие офисы. Также непременно обзаведитесь собственным сайтом, на котором люди смогут найти исчерпывающую информацию о ваших услугах.
Очень хороший результат дает механизм бесплатных телефонных консультаций в простых ситуациях. Дело в том, что человек часто даже не знает, с какой стороны подступиться к своей юридической проблеме. При этом платить за обычную консультацию половину своей недельной зарплаты ему тоже не хочется, особенно если проблема ерундовая. Когда есть возможность просто позвонить и спросить, человек охотно воспользуется такой возможностью. И если проблема будет не такая уж ерундовая, как казалось изначально, и человеку действительно понадобится комплексная юридическая помощь, он, конечно же, обратится за платными услугами к той фирме, где его бесплатно консультировали по телефону.
Источник: sovety-yurista.ru
Юридический рынок: новые перемены, возможности, риски
Российский рынок юридических услуг не испытывал таких потрясений, пожалуй, за все время существования. Куда все движется и что будет в ближайшей перспективе? Участники дискуссии на Federal Legal Forum — лидеры юридического рынка взглянули на его трансформацию с разных ракурсов. Модерировал сессию Павел Хлюстов, управляющий партнер АБ «Павел Хлюстов и партнеры».
«Появились совершенно новые запросы»
С февраля 2022 года сильно поменялся бизнес-ландшафт, появились совершенно новые запросы. Уход иностранных компаний дает большой объем работы юристам в корпоративной сфере: совершаются сделки, идут судебные споры с потребителями — институт групповых исков буквально получил второе рождение.
Усилилось санкционное давление на российский бизнес, практически каждая 10-я компания находится под санкциями. Санкционный комплаенс, оспаривание санкций, разморозка активов — все это сегодня востребовано. Заметна тенденция к экономике госкапитализма, что увеличит в будущем объем работы на государство. Еще активнее становится роль прокуратуры в пополнении бюджета.
Мы видим, как прокуратура подает иски об обращении имущества в доход государства по коррупционным статьям. Сокращение рынка из-за экономического кризиса ведет к усилению конкурентной борьбы, на почве которой зачастую возникают корпоративные конфликты. А значит, можно ожидать роста числа судебных споров между бизнес-партнерами, бизнесом и государством.
Все это не может не менять профиль клиента. Условно сейчас можно поделить клиентов на несколько групп. Первая — это те, для кого открыто окно возможностей: предприниматели, которые покупают иностранный бизнес, выстраивают новые логистические цепочки, выпускают на рынок отечественные продукты. Этот тип клиентов дает основной объем работы юридическим фирмам.
Вторая группа — те, кто вынужден нанимать юристов для решения своих проблем: уходящий иностранный бизнес, предприниматели, попавшие под санкции, банкротные истории. Третий тип — это клиенты, которые в целом не чувствуют потенциала для развития либо экзистенциальной угрозы, и они уходят от найма юридических фирм, пытаясь экономить на бюджетах. И еще можно выделить четвертую, особую, категорию — это бывшие менеджеры иностранных компаний, которые в одночасье стали собственниками российского бизнеса и теперь хотят удержать и защитить активы.
Стоит отдельно сказать о давлении, которое испытывают юридические фирмы. Во-первых, работа с госзакупками влечет дополнительные уголовные риски. Чтобы минимизировать их, мы рекомендуем проводить внутренний комплаенс. К примеру, у нас разработан чек-лист проверки госзакупки на наличие этих рисков. Второй вектор давления — это санкции.
Возможно, многим придется выбирать: остаться российской юридической фирмой и работать на всех подсанкционных лиц, не опасаясь попасть в персональные либо вторичные санкции, или пытаться сохранить иностранных клиентов и выборочно работать с подсанкционными компаниями для того, чтобы избежать риска наложения вторичных санкций за содействие в совершении крупных сделок либо за обход санкций. И здесь кроется главный экзистенциальный выбор для юридического бизнеса: остаться локальными, не интересуясь тем, что происходит на Западе, либо лавировать между двумя огнями, пытаться усидеть на двух стульях.
«Идет движение к правовому суверенитету»
Учитывая, что право — это все-таки надстройка над экономическим базисом, а сегодня финансовый суверенитет провозглашен фундаментальным принципом трансформации всей экономики, можно полагать, что из финансового суверенитета вытекает правовой суверенитет. На мой взгляд, главное в правовом суверенитете — это защищенность российских граждан и российских активов. Но понимать, как обезопасить активы, наверное, стороны могут по-разному.
Важно определить, а какие есть способы движения к правовому суверенитету? В первую очередь, это развитие возможностей противостоять блокировкам действия российского права.
Также условием движения к правовому суверенитету является изменение структуры юридического рынка. Конечно, есть огромная задача создания национальной инфраструктуры экономики, в том числе полноценного национального консалтинга и формирования устойчивых связей, которые в текущей ситуации в одночасье рухнули.
Что касается ухода иностранных консультантов и условий их возвращения, мне кажется, их доля на рынке должна быть зафиксирована и регулироваться. И второе — не может быть полной свободы деятельности иностранных консультантов, ни в одной стране такого нет. Должен быть ограничен предмет деятельности: только иностранное право и международное право.
Юридический рынок — это все-таки шестеренка в правовой системе, поэтому от нее он зависит больше, чем от сиюминутных операционных задач клиентов. В чем главное изменение в правовой системе? Ответы на этот вопрос поможет нам определить и то, как будет трансформироваться рынок юридических услуг.
«Рынок преподносит фирмам очередные уроки»
Несмотря на сложную ситуацию, нельзя сказать, что юридический рынок и клиенты в панике. Наша фирма за последний год выросла примерно в два раза по количеству людей и по выручке, у нас открылись новые направления, и рост продолжается. Вызовы, стоящие перед юридическим рынком, не новы. Все тенденции, возникшие еще до текущих событий, сейчас обострились, поэтому компаниям нужно срочно перестраиваться, если они не сделали этого раньше.
Существует острая проблема разрыва между тем, чего хочет клиент, и тем, что дает юридический рынок. Во-первых, клиенты перестали платить за меморандумы и юридические советы, им не интересно привычное деление консультантов на экспертизы и практики. Абсолютно точно консультантам нужно включать продуктовое мышление.
Например, при покупке актива понадобится экспертиза в различных отраслях права, но заказчику услуг важно приобрести комплексную услугу. Команда должна формироваться исходя из продуктовых потребностей клиента, и тогда консультант может работать в режиме одного окна. Кроме того, клиенты ждут, что их будут предупреждать о рисках, для этого навыки управления проектом и ожиданиями клиента должны быть базовой гигиеной юриста, уровнем нормы. Самое интересное, что многие фирмы не готовы консультировать в отсутствие определенного регулирования. А клиентам, наоборот, нужна правовая поддержка в условиях неопределенности.
Также меняется ценность экспертизы, ведь ее бизнес может вырастить у себя внутри. Получается, что конкуренцию с внутренними юридическими департаментами по ряду экспертных направлений юрфирмы уже проигрывают. Однако нужны сильные команды с хорошей инфраструктурой и внутренними ресурсами, когда требуется выполнить проект срочно и внутренних сил недостаточно.
Нужны команды, которые могут быстро фокусироваться и предлагать решения в условиях неопределенности. Рынок требует от фирм качественного роста и переосмысления своей ценности. Сейчас необходимо инвестировать в будущее: в команду, инфраструктуру, и тогда мы сможем реализовать открывающиеся перед нами возможности.
Источник: www.forbes.ru