Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель при проведении проверки имеют право

Навигатор предпринимателя / Защита прав предпринимателей / Права ЮЛ и ИП при проведении проверки

  • Законодательство
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Муниципальные правовые акты
  • Организационно-правовые формы деятельности СМСП
  • Процесс регистрации индивидуального предпринимателя
  • Процесс регистрации юридического лица
  • Порядок регистрации коммерческой организации
  • Порядок регистрации некоммерческой организации
  • Порядок реорганизации юридических лиц
  • Порядок закрытия ИП
  • Порядок ликвидации юридических лиц
  • Пожарная безопасность
  • СанПиН
  • Санитарный минимум: гигиеническое обучение и аттестация
  • Саморегулируемые организации
  • Лицензирование
  • Сертификация
  • Патентные права
  • Франчайзинг
  • Реализация алкогольной продукции и пива
  • ЕГАИС
  • Порядок предоставления лизинга
  • Регулирование деятельности такси
  • Размещение временных объектов
  • Перевод помещения в нежилое
  • Права ЮЛ и ИП при проведении проверки
  • Проверки, осуществляемые контролирующими органами
  • Режимы налогообложения и отчетность
  • Общий налоговый режим
  • Единый налог на вмененный налог (ЕНВД)
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
  • Упрощенная система налогообложения (УСНО)
  • Патентная система налогообложения
  • Налоговые каникулы для ИП
  • Страховые взносы
  • Отчетность по страховым взносам
  • Составление отчетности по отходам
  • Заявления на государственную регистрацию ИП и ООО
  • Направление уведомлений
  • Налоговая отчетность
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность
  • Отчетность по страховым взносам
  • Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
  • Реквизиты государственной пошлины
  • Платёжные реквизиты для уплаты налогов (сборов)
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Права ЮЛ и ИП при проведении проверки

Права предпринимателей при проведении проверки

Руководитель (уполномоченный представитель) юридического лица, индивидуальный предприниматель (его уполномоченный представитель) при проведении проверки имеют право:

• непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
• получать от органа контроля информацию, которая относится к предмету проверки;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля;
• обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя, в административном и или судебном порядке;
• на возмещение вреда, причиненного вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органа контроля, включая упущенную выгоду, за счет средств соответствующих бюджетов.

Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок или не исполняющие предписаний органов контроля об устранении выявленных нарушений, установленных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: omrbi.ru

ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Руководители частных организаций и предприниматели периодически подвергаются проверкам. Государственные ведомства регулярно проверяют документацию и деятельность таких предприятий. Правила и порядок взаимодействия между инспектирующими и инспектируемыми на время надзора изложены в Федеральном законе № 294. Содержание документа постоянно дополняется и преобразуется, но главная концепция остается неизменной.

Суть закона

Структура ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» состоит из 27 статей, распределенных по четырем главам. Материал сгруппирован для точного и грамотного понимания:

  • 1 часть — вводные принципы. Закон подробно излагает применяемые понятия и термины, устанавливает контрольные полномочия государственных и местных органов власти. Для частных фирм приведены защитные положения и обязанность об уведомлении инспекций о начале и завершении проверки;

  • сущность 2 группы — собственно, проведение ревизии: раскрываются виды мероприятий, планирование, сроки, правила и ограничения, возможные шаги сторон при подведении итогов;
  • тема 3 главы — защита предпринимательской деятельности: права и дозволяемые действия в случаях, когда организация не согласна с итогами комиссии или понесла ущерб, наказания за уклонение от проверок;
  • заключительная глава посвящена самому нормативному акту: неактуальность отдельных пунктов, освобождение малого бизнеса от плановых мер контроля, условия вступления закона в силу.
Читайте также:  ИП могут делать взаимозачет

К сведению! Основная тематика ФЗ — правовая поддержка юридических лиц. Пункты, защищающие предпринимательство, находятся не только в 3 главе (ст. 21-25), они разбросаны по всему тексту (например, ст. 3, 16, 20, 26.2).

Какие субъекты имеют право на защиту

Все предприятия, подвергаемые внешнему контролю, обладают возможностью отстаивать свои интересы. Разница в статусе: одни предприятия могут быть освобождены от инспекций, других могут подвергнуть дополнительным обязанностям.

  • Легче всего учреждениям, оформленным по ФЗ № 209, как представителям малого и среднего бизнеса и имеющим безупречную репутацию. Сталкиваться им предстоит лишь с налоговыми службами раз в три года (ст. 26.1, 26.2).

  • Занятым в сфере здравоохранения, электро- и теплоэнергетики, образовательных и социальных услуг предприятиям, промышленным объектам сложнее. Государственный контроль им назначается несколько раз в году (п. 9 ст. 9).
  • Строгими условиями наделены субъекты, имеющие высокую категории риска или опасности в своей деятельности, а также работающие по лицензиям, госзаказам и программам. Здесь неизбежны визиты антимонопольной службы (п. 9.3 ст. 9).

Обратите внимание! Защита ИП и юр. лиц окажется намного слабее, если организации нарушили законодательство, имеют выявленные нарушения или репутацию недобросовестного исполнителя. Предприятие могут обязать предоставить дополнительные отчеты о проделанных работах и полученных доходах.

Что включает защита прав и интересов

В законе указаны разнообразные положения, право на защиту предпринимательской деятельности включает как общие гарантии, так и специальные возможности.

Основы правовой поддержки частных предприятий содержит статья 3 вышеупомянутого закона. Нормы обязывают:

  • надзорные учреждениям информировать о своей деятельности в открытом доступе ради принципа прозрачности и подготовки объекта к ревизии;
  • на установленное время проводить ревизию представителям только одного ведомства с конкретными целями и в пределах своей компетенции (не допускается проведение инспекции несколькими службами одновременно);
  • соблюдать презумпцию добросовестности (факты нарушений и преступлений должен обосновывать государственный представитель, но не проверяемая организация);

  • право требовать документацию фирмы только в случаях, разрешенных законами и компетенцией инспекторов;
  • обеспечивать осуществление проверки за счет муниципального или государственного бюджета (но не на средства юридического лица, проходящего контрольные мероприятия);
  • соблюдать проверяющими законодательство в соответствии с КоАП и УК РФ.

Обратите внимание! Статья налагает обязательства и на предпринимателей. Они несут ответственность за уклонение от проверок, препятствование им и за итоги работы. Также этот раздел рекомендует предприятиям направлять уведомления о ходе своей деятельности в инспектирующий орган.

Конкретные права частных предприятий, предоставляемые ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указаны в 3 главе. Так, ст. 21 раскрывает права руководителей и сотрудников проверяемых организаций:

  • на свободное наблюдение за ходом надзора;
  • на требование информации о порядке проведения инспекции, системе оценок и критериев качества;
  • на объяснения членов комиссии о принятых решениях по итогам инспекции. Служащие должны обосновать все аспекты проделанной работы;
  • на ознакомление с актами проверки, выражения согласия или отрицания заключения, принятого в документе;
  • на обжалование результатов комиссии с привлечением независимых экспертов и аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Присутствие представителей юр. лица в процессе работы комиссий (ст. 25) и ознакомление с документами по итогам надзора (ст. 16) это не только права, но и обязанность предприятий для полноценности ревизии. Положения изложены таким образом, чтобы объект не мог уклониться от общих правил, а инспектирующий субъект — устанавливать свои порядки.

Способы защиты

Если организация не согласна с итогами комиссии, она вправе оспорить акты проверок. Защита ИП в подробностях указана в 3 главе закона.

Федеральный закон дает возможность юридическим лицам на время и по итогам контроля отстаивать интересы в судебном и административном (без обращения в суд) порядке. Хорошо знакомые с юриспруденцией бизнесмены могут заниматься самозащитой. Также правовую поддержку оказывают профессиональные юридические коллегии.

Читайте также:  Что такое ИП технологии

Внесудебные способы

Отстоять каждый свой интерес без обращения в судебные ведомства предприятие может на основании п. 12 ст. 16 закона. Получив на руки акт проверки, руководитель организации или его представитель могут направить в государственную службу надзора (руководству ведомства или в вышестоящее учреждение) в 15-дневный срок письменные возражения на тему проведенной инспекции.

Внесудебный способ решения проблемы

В общем виде претензия содержит:

  • данные ведомства и сотрудников, с решениями которого организация не согласна;
  • информация о подающем жалобу (полные данные предпринимателя или представителя фирмы);
  • подробности поступков и действий инспекторов, принятые руководством проверяемого предприятия как противоправные или неверные;
  • в подкрепление своей правоты к своему обращению допускается добавление сведений о выполненных мероприятиях, заключений экспертов — всего, что может являться подтверждающими документами.

Решение по теме обращения принимается в течение 30 дней (возможно продление на такой же срок или меньше). Бизнесмена будет ждать положительное или неудовлетворительное, в виде приказа или распоряжения решение.

Судебные практики

Если защита ИП и юридическим лицам своих прав путем обращений в контрольные службы не принесла успеха, предприятие имеет право обратиться в суд. Такую возможность предусматривает Конституция (ст. 46), Арбитражный процессуальный кодекс (ст. 1 и 2 АПК), ФЗ № 294 (ст. 24).

Рассмотрением неправомерных указаний и распоряжений проверяющих органов занимаются суды общей юрисдикции, экономические споры решаются в арбитражных судах.

Важно! В судебных ведомствах оспариваются только требования и предписания комиссий, но не акты проверки, являющиеся простой констатацией хода и результатов ревизии без обязательств к подписавшим. Свое несогласие с итоговой ведомостью представитель фирмы выражает письменно, оставив замечание рядом с росписью, подтверждающей ознакомление.

Процесс начинается с подачи заявления в суд (ст. 125 АПК) письменно или в электронном формате. В документе указываются:

  • названия: ведомства-получателя иска, фирмы-истца (с адресами местонахождения, почтой и телефонами для связи) и учреждения-ответчика, совершившего спорные действия;
  • данные нормативного акта, ставшего причиной обращения в суд: дату, номер, полное наименование, а также законы, противоречащие принятому решению;
  • требования истца и сведения о соблюдении досудебного порядка;
  • перечень прилагаемых документов.

Список приложений указан в ст. 126 АПК РФ. В его составе:

  • документы, подтверждающие правоту обратившейся организации и соблюдение им досудебных порядков;
  • уведомления о вручении копий заявления;
  • полную информацию о государственной регистрации юридического лица;
  • выписки с данными о расположении предприятия, получаемыми из Единого государственного реестра юридических лиц (или ИП) за 30 и менее дней до времени обращения в суд.

Важно! ВСудьи проверят предписания, составленные инспекторами, на соответствие нормам законодательства. В случае неудовлетворительного вердикта акты остаются в силе. Положительное решение означает признание результатов проверки недействительными с их дальнейшей отменой (ст. 20).

Какие органы осуществляют надзор

Проверками занимаются не все представители государственной власти. Ведомства, располагающие контрольными полномочиями, обычно носят название надзора или инспекции:

  • Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства применяют право мониторинга в целях соблюдения фирмами санитарно-гигиенических мер (касается сфер питания, медицинских услуг и образования);
  • Ростехнадзор — наблюдение за формулярами, журналами и паспортами сложного промышленного оборудования на крупных объектах, изложениями техники безопасности при работе с аппаратурой;
  • пожарные инспекции МЧС проверяют противопожарные условия в помещениях (запасные выходы, планы эвакуации, сигнализацию, средства пожаротушения) и на открытых территориях (уборка возможных очагов возгорания);

  • службы по труду и занятости просматривают должностные инструкции и обязанности сотрудников, внутренние правила и табели, собирают мнения работников о трудовом процессе, следят за начислением зарплат и компенсаций за переработки и деятельность в сложных условиях;
  • прокуратура и Следственный комитет РФ — ведомства, которые действуют по обращениям граждан, запросам и жалобам представителей других организаций;
  • Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и Счетные палаты муниципального и государственного уровней отслеживают отчисления и выплаты, предусмотренные законом. Если возникают подозрения в недобросовестной деятельности и сокрытии прибыли от государственных органов, предприятие ждет внеплановая проверка;
  • иные профильные министерства и службы по надзору за конкретной сферой и статусом организаций.
Читайте также:  Что такое кассовый аппарат для ИП

Важно! Закон не применяется в случае проведения правоохранительными органами оперативных действий и мер дознания, а также в случае наблюдения за соблюдением антимонопольного законодательства. Полный список контрольных мер, не регулируемых актом, содержится в п. 3 и 3.1 ст. 1 ФЗ № 294.

Знание законодательной системы добавит руководству предприятия уверенности и спокойствия. Даже внезапная проверка не сорвет рабочий процесс, пройдет быстро, точно и с наименьшими потерями для обеих сторон. Грамотное понимание дел поможет сотрудникам организации в позитивном общении с инспекторами и увеличит шанс прийти к компромиссу в случае обнаружения недочетов: быстро устранить нарушения, продолжить вести дела в своей сфере и сохранить репутацию.

Источник: samsebeip.ru

Какими правами обладают индивидуальные предприниматели при проведении проверок контролирующими органами?

Фотоальбом города Клинцы

Статья 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель при проведении проверки вправе:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки,
— давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Отметим, что присутствие при проведении проверки является правом, а не обязанностью, проверяемого лица.

В тоже время статья 25 комментируемого Федерального закона предусматривает, что при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

— получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом.

К такой информации можно отнести: приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки; полномочия проводящих выездную проверку лиц; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю.

— знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеет право на ознакомление с результатом проверки, а также высказывать свою позицию по вопросам, относящимся к проводимой проверке;

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. от 14.12.1995), каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, нарушены его права и свободы.

Старший помощник прокурора Клинцовского района
юрист 1 класса О.В. Селезнева

Источник: www.klintsy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин