Что говорят предприниматели о работе с системой быстрых платежей
Российскому малому бизнесу на пять месяцев продлили компенсацию расходов на использование системы быстрых платежей (СБП). Опрошенные “Ъ FM” бизнесмены пока сомневаются, что эта мера поможет предпринимателям или сделает такой метод оплаты популярнее. Мера поддержки продолжит действовать до конца 2022 года, заявил премьер-министр Михаил Мишустин.
По его словам, среди предпринимателей и потребителей растет интерес к такому способу оплаты, и в итоге компенсации смогут помочь небольшим магазинам, компаниям и точкам общепита. При этом, по данным Центробанка, на покупки у бизнеса приходится менее 4% всех трансакций, совершенных через СБП.
И, как отмечают эксперты, перспективы роста популярности таких расчетов остаются туманными. Почему? И есть ли способы сделать этот метод оплаты привлекательным для потребителей? Выясняла Ульяна Миненкова.
Выйти из полноэкранного режима
Возможности сервиса для малого бизнеса
Развернуть на весь экран
Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ
Популяризировать систему быстрых платежей, в том числе оплату через QR-коды, власти начали в 2021 году. Тогда правительство решило, что и без того сравнительно небольшую комиссию — до 0,7% — малому и среднему бизнесу будут компенсировать. Взамен они должны были предложить своим клиентам скидки и стимулировать их чаще пользоваться СБПэй.
Как платежи настраиваются на новый лад
К тому же своеобразным толчком для развития технологии стал уход зарубежных сервисов бесконтактной оплаты. К концу марта к системе подключилось 177 тыс. предприятий, объем трансакций вырос до 63 млрд руб., а доля таких платежей у некоторых ритейлеров достигала 30%.
Впрочем, основательница сеть съестных лавок «Две сестры» Галина Дембицкая сомневается, что такими успехами могут похвастаться розничные торговые точки. Так что и к продлению льгот по СБП до конца года она отнеслась скептически: «Мы давно пытаемся пользоваться системой быстрых платежей, но посетителей буквально приходится принуждать.
Наверное, лишь 5% наших клиентов соглашаются расплачиваться через СБП.
К сожалению, льгота именно в этой сфере для нас никак не скажется. Мы бы и хотели пользоваться системой быстрых платежей, но гостям неудобно. Им надо зайти в приложение, произвести определенные действия не каждый готов, может быть, потому что люди еще не привыкли».
По словам собеседников “Ъ FM”, сделать процесс оплаты удобным для клиентов офлайн-точек можно. К примеру, на рынке уже есть решения, где QR-код генерируется на терминале оплаты, и так трансакция почти ничем не отличается от Apple Pay или Android Pay.
Но дело здесь еще и в мотивации малых и средних предпринимателей. Пока выгода для бизнеса недостаточно велика, чтобы активно заниматься продвижением технологии, полагает совладелец ресторана «Мари Vanna» Андрей Федорин: «Как используется СБП в ресторанах и кафе? На мой взгляд, сейчас она востребована только в момент оплаты чаевых. Процент таких расчетов минимален и никак не влияет на показатели работы ресторана. Заведения при этом постепенно начинают внедрять различные схемы оплаты по QR-кодам, но ресторанный бизнес, в частности, находится в ситуации системного кризиса».
Как малому бизнесу сэкономить на эквайринге и увеличить продажи?
Когда СБП протянут за границу
Теоретически мотивация у бизнеса может появиться позже. Сейчас в рамках мер поддержки Центробанк ограничил для ряда предприятий комиссию для обычной оплаты по карте, в итоге компании экономят примерно 1,5-2% от оборота.
Но для простых россиян эта мера обернулась сокращением программ кэшбека почти во всех банках. Так что с сентября эквайринг вернется на прежние уровни или, как считают собеседники “Ъ FM”, станет даже больше.
Правда, ситуацию это уже вряд ли изменит, полагает руководитель направления исследований Центра финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково РЭШ» Егор Кривошея: «При условии, что эквайринговые ставки сейчас возвращаются к размерам до ограничений, скорее всего, программы лояльности будут постепенно возвращаться также для клиентов, клиенты привыкли к кэшбекам и к подобного рода вещам. В конце января 2022 года, когда запускалась СБП, некоторые торгово-сервисные предприятия стимулировали это дополнительными скидками, маркетинговыми предложениями. Сейчас в принципе макроэкономическая ситуация изменилась, из-за чего не все готовы на данном этапе предоставлять скидки для клиентов».
Правительство продлевает до конца года программу компенсации бизнесу за использование СБП
Тем не менее в Альфа-банке в конце мая смотрели на ситуацию оптимистично. Аналитики прогнозировали, что в четвертом квартале объем покупок через СПБ может увеличиться до 200 млрд руб. Правда, по словам собеседников “Ъ FM”, такой рост будет возможен, только если россияне не успеют потерять интерес к бесконтактной оплате.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал «Ъ FM».
- Ульяна Миненкова подписаться отписаться
- Функционирование платежных систем, терминалов и агентов подписаться отписаться
- Малый бизнес подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
СБП и бизнес, все что вы хотели знать, но боялись спросить
Массово предприятия в том числе компании, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, переходят на расчеты по СБП. Аналитики бухгалтерского консалтингового агентства «Простые решения», рассказали почему это выгодно и какие нюансы нужно учесть бизнесу.
Всем по QR-коду
Система быстрых платежей — это способ перечисления денег со счета покупателя на счет магазина, заведения общепита или другой точки обслуживания. Оплата происходит через СБП, которую запустил Банк России в 2019 году.
Важно! СБП – всероссийский проект ЦБ РФ, реализованный на государственном уровне. И используют его большинство аккредитованных в стране банков.
Если проще, СБП — это еще один способ расплатиться безналом. Он подходит, если в магазине нет терминала эквайринга для оплаты по карте. А еще уместен в случаях, когда терминал есть, но предпринимателю хочется сэкономить на комиссии.
Основы СБП
Система быстрых платежей – сервис, разработанный Центробанком, который позволяет производить моментальные межбанковские переводы либо получать оплату за товары и услуги.
Важно! Следует помнить, что сервис работает круглосуточно и практически мгновенно. Но общая сумма операций ограничена одним миллионом рублей в сутки.
По состоянию на первый квартал 2023 года, к системе СБП присоединились уже более 200 банков, в том числе крупных.
Расчеты через СБП могут производиться как между юридическими лицами, так и при оплате товаров и услуг населением.
Необходимость применения ККТ при расчетах через СБП напрямую зависит от того, с кем производятся расчеты и применяется ли при этом электронное средство платежа.
Оплата через систему СБП является одним из вариантов безналичной оплаты. И на нее распространяются положения закона № 54-ФЗ от 22.05.2003. На это неоднократно указывал Минфин в своих разъяснениях (№ 30-01-15/118261 от 02.12.2022 и № ЗГ-3-20/[email protected] от 15.06.2022).
ККТ не применяется при осуществлении безналичных расчетов между субъектами предпринимательства (ИП или юр. лицами). Исключение составляют расчеты, которые произведены с использованием электронных средств платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
При расчетах между ИП и юридическими лицами по СБП предъявление электронных средств платежа не производится.
А что делать, если компания или ИП продает материалы, продукцию и т. д. контрагенту на НПД? В этом случае они должны применять кассу? Да, если самозанятый не зарегистрирован в статусе ИП. Несмотря на то, что самозанятые отчасти являются самостоятельными субъектами предпринимательства, их окончательный статус до сих пор не определен. В законе № 54-ФЗ однозначно говорится об освобождении от применения только для ИП и организаций.
Важно! И для СБП, и для эквайринга потребуются соответствующая техника и программное обеспечение.
Как принимать оплаты через эквайринг
Нужен эквайринговый терминал. Его можно взять в аренду, купить или получить вместе с кассой (например, в кассу MSPOS-Е-Ф такой терминал встроен).
Желательно наладить обмен данными между кассой и терминалом эквайринга. Тогда терминал сможет получать сумму чека с кассы автоматически, кассиру не придется вводить сумму вручную, будет меньше рисков ошибиться.
Деньги покупателя сначала приходят на внутренний счет банка, а на счет бизнеса поступают за 1-3 дня.
Как принимать оплаты по СБП
Понадобится кассовая программа, которая умеет работать с системой быстрых платежей. Например, Контур.Маркет поддерживает СБП для касс MSPOS-K, MSPOS-Е-Ф, MSPOS Т-Ф и Контур.Сигма (если у клиентов счет в банке «Тинькофф»).
Нужен расчетный счет ИП или юр. лица в банке, подключенном к СБП.
Деньги сразу поступают на расчетный счет бизнеса.
Переход на СБП: плюсы и минусы
Оплата по QR-кодам помогает значительно экономить на комиссии. Однако полностью переходить на СБП рискованно, потому что покупатели могут не знать про СБП, не доверять этой системе или попросту прийти в магазин с разряженным телефоном.
Однако и отказываться от СБП не стоит, люди постепенно осваивают этот тип платежа. По данным Центрального Банка на начало 2023 года через СБП прошло 800 транзакций на 4 млрд руб.
Рекомендуем бизнесу сочетать СБП и эквайринг, чтобы быть максимально гибкими и гарантированно получать оплату от клиентов с наличкой, картами или смартфонами.
Источник: vc.ru
Современно, быстро, просто: почему бизнесу выгодно пользоваться СБП
Успешный бизнес складывается из множества деталей. Даже лучший продукт не выживет на рынке без грамотно подобранной маркетинговой стратегии, выстраивания отношений с клиентами и разумного отношения к финансам. Одним из инструментов, позволяющих оптимизировать расходы при сохранении качества финансовых услуг, является Система быстрых платежей (СБП). Почему система выгодна для бизнеса и как максимально использовать ее возможности, разобрались в этом материале.
В начале декабря президент России поручил продлить запущенную в июле текущего года программу возмещения комиссий для малых и средних предприятий при использовании Системы быстрых платежей (СБП). Таким образом, малый и средний бизнес сможет бесплатно принимать платежи с помощью СБП до 1 июля 2022 года. Ранее с подобным предложением выступила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
Она заявила, что к программе уже подключены около 200 000 организаций малого и среднего бизнеса. Ожидается, что их число продолжит расти, поэтому продление программы компенсации затрат будет логичным шагом. «Мы считаем, что это большая помощь, если они (малый и средний бизнес. — Forbes) будут принимать безналичные платежи и не платить за это деньги, потому что субсидиями возмещаются их расходы. Поэтому мы предложили бы рассмотреть вопрос о продлении этой программы на 2022 год», — сказала первый зампред Банка России.
Что такое СБП?
Система быстрых платежей, запущенная в России в конце января 2019 года, — это сервис Банка России, который позволяет мгновенно и безопасно отправлять деньги между счетами в банках — участниках СБП, а также оплачивать товары и услуги. Сегодня в системе уже более 200 кредитных организаций, и более 60 из них поддерживают сервис оплат СБП.
СБП оказалась удобным инструментом как для личных нужд, так и для деловых целей, что сделало ее популярной. Согласно статистике Банка России, за время существования системой воспользовались 40 млн человек, а с начала текущего года число пользователей возросло втрое.
Значительными темпами растет и сервис оплат СБП. «На текущий момент 3,5 млн человек сделали 9 млн переводов на сумму 44 млрд рублей. С начала года в 14 раз увеличилось количество пользователей, в 12 раз — количество переводов, и в 11 раз — их сумма», — рассказала заместитель директора департамента национальной платежной системы Банка России Эльвина Егиянц.
СБП для бизнеса: как, зачем и почему
С учетом бурного развития цифровой экономики онлайн-платежами сейчас вряд ли кого-то можно удивить, но Система быстрых платежей имеет ряд преимуществ для бизнеса.
Во-первых, Система быстрых платежей позволяет вести бизнес без кассовых разрывов, так как деньги поступают на счет организации мгновенно. В случае классического карточного эквайринга этот процесс может занимать до трех дней.
Во-вторых, комиссия в СБП составляет до 0,4% или до 0,7% в зависимости от типа бизнеса. В Банке России отмечали, что тарифы в СБП в 2,5–3 раза ниже эквайринговых комиссий при оплате картами. При этом максимальная комиссия за одну трансакцию не может превышать 1500 рублей вне зависимости от суммы операции, что наиболее актуально для компаний с большим средним чеком, например для бизнеса, который продает товары класса люкс или технику. Так как даже при сумме платежа, скажем, в 542 000 рублей размер комиссии за такую операцию не превысит 1500 рублей.
Отдельный плюс — компенсация комиссий при использовании СБП для компаний, входящих в реестр малых и средних предприятий. В первую неделю каждого месяца задействованные в программе банки передают в Минэкономразвития данные о количестве операций предприятий и об уплаченной ими комиссии за прием платежей с помощью СБП. Далее в течение 20 рабочих дней деньги на компенсации поступают в банки, а оттуда не более чем за пять дней их перечисляют бизнесу. В этом году на возврат комиссии за прием платежей с помощью СБП из федерального бюджета выделено 500 млн рублей.
Чтобы подключить оплату через СБП, достаточно подписать договор с одним из банков — участников системы, который уже предоставляет возможность своим клиентам принимать платежи с помощью этого сервиса, а их уже более 60. Там вам помогут выбрать удобный сценарий использования системы. Вам же остается обучить своих сотрудников принимать оплату таким способом и рассказать покупателям о новом методе оплаты. Платить с СБП легко. Рассказываем, как это сделать.
Сценарии оплаты
Первый и наиболее популярный из них — оплата по QR-коду c реквизитами для платежа. Такой код может быть размещен где угодно: на платежном терминале, сайте или пречеке продавца. Клиенту достаточно отсканировать его камерой смартфона и подтвердить платеж в приложении банка. Зачисление средств продавцу произойдет мгновенно.
Другой распространенный сценарий — платежные ссылки или кнопки, которые чаще всего размещают на сайтах или в приложениях интернет-магазинов. При нажатии на нее клиент оказывается в мобильном приложении своего банка и оплачивает товар или услугу без необходимости вводить реквизиты счета.
Таким образом, такой метод оплаты удобен не только бизнесу, но и его клиентам, которые могут быстро и без усилий совершить платеж.
* На правах рекламы
Источник: www.forbes.ru