Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. При этом на граждан, осуществляющих эту деятельность, распространяются нормы гражданского права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из правовых актов. Поэтому финансы индивидуальных предпринимателей во многом схожи с финансами коммерческих организаций.
Дайте анализ семейного (или личного) бюджета на один месяц.
(Состав семьи – на усмотрение студента).
Для простоты,необходимо сделать вот такую таблицу: Перечисленные ниже категории являются основными в расходах и доходах нашей семьи. Можно вводить свои категории, или изменить уже имеющиеся. Также, по желанию, можно разделить Категории, на Подкатегории. Это поможет вести более детальный учет своих финансов. Категории содержат общую информацию.
Если вести только одни категории, то картина ваших доход и расходов будет неполная. Например, статью «Продукты» можно разбить на такие Подкатегории, как: мясо, молочная продукция, колбасы, сыры, овощи, фрукты, рыба, напитки, сладкое.
Как открыть ИП. Как документально все сделать в начале инфобизнеса! | Евгений Гришечкин
КАТЕГОРИИ | ПОДКАТЕГОРИИ | РАСХОД | ДОХОД | ИТОГО |
Зарплата Муж | ||||
Зарплата | ||||
Зарплата Жена | ||||
Зарплата | ||||
Другие источники | ||||
Аренда | ||||
Обязательные расходы | ||||
Квартплата | ||||
Интернет | ||||
Связь | ||||
Продукты | ||||
Мясо, рыба | ||||
Овощи, фрукты | ||||
Колбасы, сыр | ||||
Молочная продукция | ||||
Напитки | ||||
Сладкое | ||||
Остальное | ||||
Автомобиль | ||||
Топливо | ||||
Налоги, штрафы | ||||
Развлечения | ||||
Ресторан | ||||
Кино | ||||
Забота о себе | ||||
Салон красоты | ||||
Одежда | ||||
Медицина | ||||
Косметика | ||||
Отпуск | ||||
Товары для дома | ||||
Бытовая химия | ||||
Мебель, техника | ||||
Рыбки | ||||
Ремонт | ||||
Разное | ||||
Образование | ||||
Курсы, тренинги | ||||
Книги, журналы | ||||
ВУЗ | ||||
Итого |
Выполните тестовые задания:
Вид дохода, выделяемый при первичном распределении валового дохода индивидуального предпринимателя — это:
- фонд оплаты труда
- предпринимательский доход
- накопления
- прибыль
- дивиденды
Укажите затраты, отсутствующие у индивидуальных предпринимателей, использующих труд членов семьи:
- материальные затраты
- амортизационные отчисления
- заработная плата индивидуального предпринимателя
- уплата налогов
- уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Направления использования предпринимательского дохода индивидуального предпринимателя:
Поддержка малого бизнеса от государства. Виды и меры поддержки МСП. Льготы для бизнеса / 14+
- уплата налогов
- личное потребление
- выплата трудовых пенсий пенсионерам
- инвестирование для расширения предпринимательской деятельности
- выплата дивидендов
Профессиональные вычеты, в том числе не требующие документального подтверждения, предусмотрены для индивидуальных предпринимателей по:
- страховым взносам на обязательное социальное страхование
- налогу на доходы физических лиц
- единому налогу на вмененный доход
- земельному налогу
- налогу на имущество физических лиц
Тема 5. Государственные и муниципальные финансы
Дайте определение государственных и муниципальных финансов.
Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использования на государственную поддержку экономики, стимулирование научно-технического прогресса, социальную защиту граждан, обеспечение обороноспособности и правопорядка, осуществление иных функций государства.
Перечислите источники финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). Основным источником финансовых ресурсов органов местного самоуправления является валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.
Укажите виды финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Финансовые ресурсы органов государственной власти – это:
• поступления из источников финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти;
Финансовые ресурсы органов местного самоуправления – это:
• денежные накопления органов местного самоуправления;
• валовой региональный продукт;
Дайте определение государственных и муниципальных доходов.
это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды.
Дайте определение государственных и муниципальных расходов.
это урегулированная нормами правадеятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
Раскройте состав государственных финансов в Российской Федерации на федеральном уровне.
В составе государственных финансов в Российской Федерации можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов Российской Федерации (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти Российской Федерации, в то время как государственные финансы на региональном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные финансы на федеральном уровне включают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. К бюджетам государственных внебюджетных фондов относятся: бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Раскройте состав государственных финансов в Российской Федерации на региональном уровне.
Государственные финансы на региональном уровне состоят из бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами субъектов Российской Федерации являются: республиканские бюджеты республик, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, окружные бюджеты автономных округов, областной бюджет автономной области, городские бюджеты городов федерального значения. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов согласно действующему законодательству представлены территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Покажите состав муниципальных финансов в Российской Федерации.
Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения.
Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. Местные бюджеты составляют основу муниципальных финансов.
Источник: infopedia.su
Государство как предприниматель. Унитарные предприятия
Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность находится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено:
1) в отраслях, значение которых жизненно важно для безопасности страны;
2) естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии;
3) в убыточных, а потому не привлекающих частной бизнес предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.
Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:
1) предприятия, полностью находящиеся в собственности государства. Имущество этих предприятий является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (акциям, паям). Поэтому эти предприятия принято называть унитарными (от лат. unitas — единство, одно целое).
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником (государством, региональным или местным органом власти) имущество.
В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия.
2) предприятия, находящиеся под контролем государства через его владение контрольным пакетом акций. По своей сути эти предприятия являются обычными акционерными обществами, но с правом принятия решений государством.
5.3 ЦЕННЫЕ БУМАГИ и ФОНДОВАЯ БИРЖА
Ценные бумаги представляют собой финансовые документы, в которых зафиксированы определенные имущественные права их владельцев. Основными их видами являются акции и облигации.
Акция представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о внесении определенной суммы в капитал акционерного общества.
В зависимости от набора предоставляемых владельцу прав, выделяются простые (обыкновенные) и привилегированные акции. Простые являются наиболее часто встречаемым видом акций. Главные права держателей обыкновенных акций заключаются в праве голоса на собрании акционеров и праве на получение дивидендов, зависящих от размера получаемой АО прибыли.
Само название привилегированных акций говорит о наличии ряда преимуществ (привилегий), которые предоставляются их владельцам. Главное из них состоит в праве на получение фиксированных дивидендов вне зависимости от размеров прибыли АО. Но привилегированные акции не дают их владельцам права голоса. Впрочем, в России они такое право все же иногда приобретают.
А именно, если из-за сложного положения акционерного общества им не выплачивается фиксированный дивиденд. Нарушение одного из прав таким способом компенсируется приобретением другого.
Любой вид акции дает владельцам право их свободной продажи, но не обязывает акционерное общество выкупать их. С момента приобретения акции их владелец несет вместе с обществом предпринимательские риски. И если дела компании пойдут плохо и акции превратятся в бросовые бумаги, никто не обязан возмещать владельцу вложенные деньги.
Любая акция имеет номинальную стоимость, написанную на ней самой, и равную сумме денег, считающейся вложенной ее владельцем в компанию. По номинальной стоимости акции продаются всего один раз, в момент эмиссии. Наряду с номинальной существует рыночная цена, называемая курсом акции. Курс акций определяется соотношением спроса и предложения на них. А эти величины, в свою очередь, зависят от того, насколько хорошо работает предприятие, а также от функционирования экономики в целом.
Облигация — это ценная бумага, которая удостоверяет отношение займа между ее владельцем и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить ее владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.
Если предприятие, выпустившее акции, в обмен на привлеченный капитал принимает на себя бессрочные обязательства перед держателями акций, то выпуск облигаций ведет к установлению временных отношений между их владельцем и эмитентом. До истечения срока действия облигации ее держатель не может требовать возврата номинальной стоимости, однако, имеет полное право на получение фиксированного дохода. В отличие от владельца акций, собственник облигаций не является совладельцем капитала предприятия, не имеет права вмешиваться в его деятельность. Он — кредитор этого предприятия. Поэтому и доход, получаемый по облигациям, называется процентом.
Обращение акций и облигации происходит на особом рынке ценных бумаг. Основными его участниками являются потребители и поставщики капитала. Предприятия, нуждающиеся в капитале и привлекающие его с помощью выпуска (эмиссии) ценных бумаг, называются эмитентами. Поставщики капитала, вкладывающие (инвестирующие) собственные денежные средства в приобретение ценных бумаг с целью получения дохода, именуются инвесторами.
На рынке ценных бумаг происходит пересечение интересов сторон-участниц. Так, инвесторы заинтересованы в получении высоких доходов от приобретенных ценных бумаг. Они также хотят, чтобы купленные ценные бумаги были достаточно надежны и ликвидны. Эмитенты ценных бумаг желают получить средства в должном размере, быстро и по доступной цене. При этом возможность получения необходимых денежных средств для эмитента связана с автоматически возникающими у него обязательствами по передаче части получаемой прибыли инвесторам.
В зависимости от способа поступления ценных бумаг на рынок, различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. На первичном рынке фирма-эмитент привлекает средства инвесторов. Первичный рынок дает рождение ценным бумагам, вся же последующая долгая «жизнь» ценных бумаг связана со вторичным рынком.
На вторичном рынке ценные бумаги могут поменять своих владельцев, то есть перейти от одних инвесторов к другим. Другими словами, операции на вторичном рынке, как правило, происходят без участия эмитента и не приносят ему дополнительных средств. Вместе с тем происходящие здесь события небезразличны для эмитента. Ведь никто не будет приобретать на первичном рынке акции дороже, чем их же можно купить на вторичном.
Фондовая биржа представляет собой организованный рынок, где по заранее определенным жестким правилам совершаются сделки с ценными бумагами. Фондовая биржа призвана обеспечить быструю, надежную и эффективную перепродажу ценных бумаг. Она выступает в качестве организатора проведения сделок между двумя сторонами: поставщиком капитала и его потребителем.
В процессе своей деятельности фондовая биржа выполняет три основные функции:
1) аккумуляции капитала: находясь в центре пересечения интересов продавцов и покупателей, биржа аккумулирует разрозненные свободные финансовые средства и помогает их инвестированию в ценные бумаги, а значит, в конечном счете, и в производство.
2) обеспечения межотраслевых переливов капитала: с помощью купли — продажи ценных бумаг на бирже капиталы перетекают из отраслей, где существует устойчивое перепроизводство (скажем, старые отрасли, производящие неконкурентоспособные товары), в отрасли, где рынок требует резкого наращивания выпуска.
3) переход управления предприятиями к эффективному собственнику: ценные бумаги неэффективно работающей фирмы из-за стремления многих владельцев избавиться от них резко понижаются в цене. Это создает благоприятную возможность для скупки акций в целях формирования контрольного пакета, и, следовательно, способствует переходу управления компанией в более надежные руки, то есть к эффективному собственнику.
• Как соотносятся между собой фирмы и рынок?
• Что такое трансакционные издержки и почему без них в экономике никогда бы не появились фирмы?
• Объясните, почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике.
• Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
• Почему существует рынок, если фирмы позволяют устранять определенные затраты и фактически сокращать издержки производства? Почему экономика не превращается в одну гигантскую фирму?
• Почему в экономике существуют разные типы фирм?
• Что такое организационно-правовая форма предприятия, и какие правовые формы предпринимательской деятельности используются в современной мировой экономике?
• Почему крупный бизнес чаще всего имеет форму акционерного общества? Как управляется АО?
• В чем преимущества корпорации по сравнению с другими типами фирм?
• Какие черты присущи государственному предприятию? Почему возникли государственные предприятия, и какие функции они выполняют в экономике?
• Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках?
Источник: studopedia.su
Конспект по теме « Роль государства в экономике »
Практически во всех современных экономических системах государство использует различные рычаги для воздействия на экономику. Где-то государственное регулирование происходит в бо́льших масштабах, где-то – в меньших, но, как показывает практика, совсем без его вмешательства экономика эффективно развиваться не может. Почему же государственный контроль так важен для экономики? Не лучше ли предоставить полную экономическую свободу производителям?
Рынок способен самостоятельно и эффективно решать многие экономические проблемы общества, но есть несовершенства рыночных механизмов, которые государство вынуждено компенсировать.
К основным несовершенствам рынка относятся:
— Рынок не способен противостоять монополизации;
— Рынок не способен вообще или в необходимом количестве производить общественные блага;
— Рынок не обеспечивает социальных гарантий населению;
— Рынок не обеспечивает полного информирования общества об экономической ситуации в стране;
— Рынок непригоден для устранения внешних эффектов;
— Рынок развивается циклически: периодически повторяются кризисы.
Именно из-за этого возникает необходимость во вмешательстве государства и проведении грамотной экономической политики.
Экономическая политика государства – это процесс реализации экономических функций государства путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
Основными экономическими целями любого правительства являются:
— Стимулирование экономического роста;
— Создание условий экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее);
— Обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов)
— Забота об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)
— Оказание помощи тем, кто не может себя обеспечить
Для достижения всех этих целей существует два типа задач: текущие и перспективные. К текущим задачам относятся, например, сбор налогов, финансирование государственных расходов, оперативное регулирование экономики; к перспективным же – ускорение экономического роста, привлечение инвестиций и изменение отраслевой структуры экономики.
Экономические цели и задачи государства определяют его важнейшие функции в экономической жизни:
Две последние функции стоит рассмотреть более подробно.
Что такое общественные блага?
Общественные блага – это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.
К отличительным признакам относится то, что они:
— одинаково доступны для всех людей;
— за пользование ими, как правило, не взимается плата;
— производство невыгодно для частного предпринимательства или не может быть организовано только на его основе.
А что означают внешние эффекты в экономике?
Рынок также не выгодно самостоятельно устранять внешние (побочные) эффекты, поэтому и этим занимается государство.
Внешние (побочные) эффекты – ущерб или выгода от производства определенного блага, который приходится нести людям, фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже и потреблении этого блага.
Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты:
Отрицательные эффекты неблагоприятно воздействуют на интересы третьих лиц и чаще всего связаны с экологическими проблемами. Представьте целлюлозно-бумажный комбинат, который выбрасывает в атмосферу химические соединения, увеличивающие вероятность заболевания раком у людей, уничтожающие флору и фауну вокруг.
Это пример отрицательного внешнего эффекта для населения, живущего неподалеку с этим комбинатом. Комбинат руководствуется эгоистичными соображениями и стремится максимизировать прибыль, сократив издержки на очистных сооружениях. Что же поможет населению? Вмешательство правительства. Государство создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения отрицательных внешних эффектов, и если комбинат из нашего примера не укладывается в нормативы допустимых выбросов, то ему могут выписать штраф или даже прекратить его деятельность.
Но если этот же целлюлозно-бумажный комбинат на свои средства проложит дорогу, которой смогут пользоваться жители, не имеющие никакого отношения к его деятельности, то это будет пример положительного эффекта.
Вернемся к экономической политике государства. В ней можно выделить два основных направления:
Воздействовать на экономику государство может и разными механизмами – посредством прямого или косвенного регулирования.
Схематично это можно представить следующим образом:
Сущность прямых мер заключается в непосредственном, прямом воздействии на экономические процессы при помощи административных (административно-правовых) методов влияния. К таким методам относятся, прежде всего, законодательная деятельность государства, расширение госзаказов, развитие госсектора в экономике и др. В случае прямого регулирования хозяйствующие субъекты должны ориентироваться не на свой выбор, а на прямые указания государства.
Косвенное же регулирование отличается тем, что государство лишь создает предпосылки для принятия хозяйствующими субъектами желаемого решения (которое будет соответствовать направлениям экономической политики), а не вмешивается напрямую. Подобное регулирование основывается преимущественно на экономических методах, и осуществляется с помощью инструментов монетарной и фискальной политики.
Фискальная политика проводится государством при помощи налоговой системы и может быть стимулирующей или сдерживающей. Если, например, экономика страдает от высокой инфляции, то для ее снижения необходимо увеличить налоги и тем самым снизить экономическую активность хозяйствующих субъектов – то есть провести сдерживающую фискальную политику. И, напротив, при спаде производства государство снижает налоговое бремя и способствует, таким образом, стимулированию экономики.
С монетарной политикой немного сложнее: ее основными инструментами являются определение учётной ставки процента (процент, под который ЦБ выдает деньги другим коммерческим банкам), установление нормы обязательных резервов (количество средств,которые каждая кредитная организация обязана хранить на депозите в ЦБ или в виде наличных денег в собственных хранилищах) и операции на рынке ценных бумаг, которыми располагает Центральный Банк.
Цель денежно-кредитной политики – обеспечение такого уровня внутреннего производства, при котором наблюдаются полная занятость ресурсов и низкая инфляция.
В зависимости от экономической ситуации в стране ЦБ может проводить политику «дешёвых» или «дорогих»денег.
Политика «дешевых» денег направлена на оживление деловой активности и стимулирование экономического роста посредством увеличения предложения денег и удешевления кредита (то есть удешевления денег). При такой политике ЦБ снижает учетную ставку и норму обязательных резервов, благодаря чему коммерческие банки начинают выдавать кредиты фирмам и населению под более низкий процент, а также активно приобретает ценные бумаги предприятий, тем самым обменивая их на деньги, которые фирма сможет использовать для своего развития.
В политике «дорогих» денег все с точностью наоборот: если неграмотная политика «дешевых» денег могла привести к инфляции (обесцениванию денег), то политика «дорогих» направлена на борьбу с инфляцией. Для этого ЦБ повышает учетную ставку и норму обязательных резервов, из-за чего кредиты коммерческих банков становятся дороже и, соответственно, желающих их взять становится меньше, а также продает фирмам облигации (ценные бумаги). Эти действия позволяют изъять излишнее количество денег из обращения и сократить уровень инфляции.
Источник: marks-academy.ru