Задачи по уплате налогов ИП

1. У АО образовалась переплата по налогу на прибыль (перечисленные в бюджет суммы авансовых взносов значительно превысили сумму фактически полученной прибыли). Несмотря на устные запросы, районная налоговая инспекция отказалась вернуть из бюджета излишне уплаченные суммы налога, хотя факт переплаты подтвержден. Правомерен ли такой отказ? Каковы варианты разрешения сложившейся ситуации?

НК РФ Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

пункт 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов

1. Налоговые органы обязаны:

пункт 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

Задачи для главбуха на собеседовании. Тема: как платить авансы по налогу на прибыль.

НК РФ Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязансообщитьналогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Задачи по УСН

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

8.Решениео возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленногоабзацем первымнастоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии сбюджетнымзаконодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить вписьменной форменалогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

2. В феврале инспекция ФНС обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Дьяченко налога на доходы физических лиц за 3 квартал отчетного года в размере 7000 рублей, пени и штрафа за неполную уплату налога на доходы физических лиц. Дьяченко возражает против заявленных требований, считая, что он должен уплатить только пени за просрочку платежа, т.к. в начале января он рассчитался по НДФЛ полностью. Какое решение должен вынести Арбитражный суд?

Читайте также:  Удержания по исполнительному листу расход УСН

НК РФ Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

часть 2. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В данном случае нет недоимки поскольку он должен был уплатить налог до 15 июля последующего года- следовательно недоимки нет. штраф нельзя поскольку нет состава правонарушения. Ст. 58 п. 3 НК. Пеню можно.

Задача 3 Предприниматель Костров занимался деятельностью по пошиву рабочей одежды. Поскольку первая партия товара еще не была реализована полностью, Костров не подал декларацию о доходах. Налоговая инспекция, проведя финансовую проверку, за допущенное нарушение взыскала всю сумму уже полученного дохода и штраф. Костров подал жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию, считая, что допущенное им нарушение является административным и подлежит лишь административному штрафу. Определите, какие меры могут быть приняты в отношении Кострова?

Статья 227. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

П. 5. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.

Статья 229. Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Ответственность.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Ст. 15.5 КоАП предусматривает тоже самое. Нужно определить разграничив составы. В коапе специальный субъект- должностные лица. Следовательно применяется НК.( ИП не равно должностное лицо).

Задача 4. Организация, зарегистрированная в г. Москве, имеет филиал на территории города Барнаула, в котором действует система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Должна ли уплачивать этот налог организация, учитывая то, что в соответствии с Главой 26.3 НК РФ филиалы не относятся к субъектам данного специального налогового режима?

Задача 5. Налоговая инспекция отказала АО “Пересвет” в рассмотрении жалобы на действия налоговых органов на основании того, что жалоба подписана не руководителем АО, а юристом, не состоящим в штате АО. Имеет ли право инспекция на отказ в рассмотрении жалобы, учитывая то, что к жалобе была приложена доверенность, уполномочивающая юриста на представительство в отношениях с налоговыми органами, подписанная руководителем АО и скрепленная ее печатью (нотариально не заверена)?

НК РФ Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

НК РФ Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданскимзаконодательствомРоссийской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

ГК РФ Статья 185. Доверенность

часть 1. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

часть 5. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Закон Основы законодательства о нотариате Статья 59. Удостоверение доверенностей

Нотариус удостоверяет доверенности от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц.

Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, подлежит нотариальному удостоверению по представлении основной доверенности, в которой оговорено право передоверия, либо по представлении доказательств того, что представитель по основной доверенности вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. Доверенность, выданная в порядке передоверия, не должна содержать в себе больше прав, чем предоставлено по основной доверенности. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

Задача 6. В результате проверки бухгалтерских книг в ООО налоговой инспекцией было установлено, что налог на доходы физических лиц с работников данного предприятия удерживался не полностью. Налоговая инспекция в бесспорном порядке взыскала с ООО сумму недоимки, пени и наложила соответствующий штраф. Дирекция ООО обжаловала данное решение в вышестоящую налоговую инспекцию, сославшись на то, что недоимка налога должна быть взыскана налоговыми органами непосредственно с работников. Дайте юридическую оценку действиями каждого участника предложенной ситуации.

НК РФ Статья 24. Налоговые агенты

Часть 1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Часть 3. Налоговые агенты обязаны:

пункт 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

Часть 5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

НК РФ Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Источник: topuch.com

Налоги индивидуального предпринимателя

Задание: Мирошников А.В. решил заняться предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Он обратился за консультацией в налоговые органы, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет уплачивать.

Обязаны ли налоговые органы представлять ему такую информацию?

Какие налоги должен будет уплачивать индивидуальный предприниматель?

Ответ: Согласно ч. 4. ст. 32. НК РФ В обязанности налоговых органов входит бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

В соответствии со ст.16 НК РФ информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Читайте также:  В чем отличие в уплате страховых взносов у юридических лиц и ИП

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ).

Налоги, которые обязан уплачивать индивидуальный предприниматель:

  • — Федеральные.
  • 1. НДС.
  • 2. акцизы.
  • 3. налог на добычу полезных ископаемых.
  • 4. водный налог.
  • 5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  • 6. государственная пошлина.
  • — Региональные.
  • 1. налог на игорный бизнес.
  • 2. транспортный налог.
  • — Местные.
  • 1. Земельный налог.

Следовательно, для индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим Налоговым Кодексом РФ могут устанавливаться специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса.

В ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

  • 1). Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей(единый сельскохозяйственный налог)(гл. 26.1 НК РФ)
  • 2). Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2. НК РФ)
  • 3). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3. НК РФ)
  • 4). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4. НК РФ)
  • 5). Патентная система налогообложения (гл. гл.26.5, 26.4. НК РФ)

Источник: vuzlit.com

Макрос

Пример решения задачи по налогу на доходы физических лиц.

Физическому лицу за работу на основании трудового договора организация выплатила следующие доходы:

в январе – 22800 руб., в феврале – 23500 руб., в марте – 26200 руб., в апреле – 29900 руб., в мае — 22800, в июне – 23900 руб., в июле – 24600 руб., в августе – 22800 руб., в сентябре – 26100 руб., в октябре, ноябре, декабре – по 24600 руб.

Физическое лицо имеет троих детей в возрасте 8 лет, 14 лет и 20 лет (старший ребенок является студентом очной формы ВУЗа). Стандартные вычеты предоставляются по месту работы на основании заявления.

Сумма НДФЛ, удержанного налоговым агентом по итогам налогового периода составила 30238 руб.

В течение налогового периода физическое лицо оплачивало стоимость обучения старшего ребенка в университете в размере 60000 руб.

Сделайте вывод, имеет ли право налогоплательщик воспользоваться социальным вычетом. Определите сумму налога на доходы физического лица, подлежащую возврату по декларации. Укажите документы, которые необходимо представить в налоговый орган для получения данного вычета.

Для получения социального вычета на обучение детей налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление и декларацию, приложив к ней документы, подтверждающие право на данный вычет. В соответствии со ст. 219 НК РФ социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Следовательно расчет по декларации будет осуществляться в следующем виде:

1) Совокупный годовой доход налогоплательщика

22800 + 23500 + 26200 + 29900 + 22800 + 23900 + 24600 + 22800 + 26100 + 24600 * 3 = 296400 руб.

2) Количество месяцев, в которых доход не превысил 280000 руб. – 11

3) Стандартные налоговые вычеты на детей за налоговый период

1400 * 2 * 11 + 3000 * 11 = 63800 руб.

4) Налоговая база за налоговый период с учетом стандартных и социальных вычетов

296400 – 63800 – 50000 = 182600 руб.

5) Сумма НДФЛ за налоговый период с учетом вычетов

182600 * 13% / 100% = 23738 руб.

6) Сумма НДФЛ, подлежащая возврату по декларации

30238 – 23738 = 6500 руб.

Вывод: Сумма НДФЛ, подлежащая возврату по декларации составит 6500 руб. Налогоплательщику необходимо представить следующие документы к декларации для получения социального вычета на обучение ребенка: договор на обучение и его ксерокопию; квитанции об оплате обучения за отчетный период и их ксерокопии; справку 2-НДФЛ с места работы родителя; копию лицензии, заверенную синей печатью учебного заведения; копию свидетельства о рождении, если вычет получают родители за обучение детей; справку о форме обучения; копию паспорта.

Экономическая сущность и назначение налоговых платежей за пользование природными ресурсами. Порядок их исчисления и уплаты

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране.

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми.

Использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основе которой положена рентная составляющая. На виды и размеры платежей влияют вид ресурса, его качественные свойства, цели использования.

В современной налоговой системе платность недропользования была введена с принятием Закона «О недрах» в 1992 году. Этим законом были установлены основные виды налогов за использование недр (кроме акцизов на минеральное сырье), однако они были не слишком ощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства, за исключением акциза.

Таким образом, до принятия специальной главы части второй НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшие положения налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Все важнейшие элементы налогообложения природопользования устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным платежам, таким как плата за пользование недрами, ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, то есть определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиками. Кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, то есть добытыми полезными ископаемыми, что также противоречило основным положениям НК РФ.

В настоящее время в России сложилась система налоговых платежей за природные ресурсы в бюджет, включающая в себя налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в связи с принятием главы 26 НК РФ с 01.01.2002г., что позволило упорядочить систему налогообложения недропользования и способствовало четкому разделению налоговых и неналоговых платежей за природные ресурсы.

Налог на добычу полезных ископаемых был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере. Поэтому одновременно с введением этого налога были отменены действовавшие плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ.

Кроме того, введение НДПИ позволило в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики. Сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла им в условиях действовавшей адвалорной ставки платы за пользование недрами в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации.

Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога стали основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей среды.

Изменение порядка налогообложения недропользования по замыслу ее разработчиков обеспечивает снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказаться на создании благоприятного инвестиционного климата. С принятием главы 26 НК РФ фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования должно возрасти.

Налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. В зависимости от категории субъекта налога налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения участка недр, по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Статьей 336 определено, что объектом налогообложения налогом являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, на участках недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Читайте также:  Как проверить нужно ли ИП сдавать отчет в статистику

Статья 337 дает исчерпывающий перечень видов полезных ископаемых, подлежащих налогообложению налогом на добычу.

Порядок определения налоговой базы по налогу установлен статьей 338. Налоговая база по НДПИ представляет собой стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа, а также нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Налоговая база при добыче указанных видов газа и нефти определяется как количество полезного ископаемого в натуральном выражении. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. По полезным ископаемым, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду таких ископаемых.

Для формирования налоговой базы по налогу необходимо в первую очередь определить количество добытого полезного ископаемого. Оно определяется в единицах массы или объема и устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от добытого полезного ископаемого.

Налоговое законодательство установило два возможных к применению метода определения количества добытого полезного ископаемого. Суть прямого метода состоит в применении измерительных средств и устройств. При применении прямого метода количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом его фактических потерь.

В соответствии с косвенным методом количество добытого полезного ископаемого устанавливается расчетом, по данным о содержании в извлекаемом из недр минеральном сырье отходов или потерь. Косвенный метод применяется только в том случае, когда невозможно определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого должен быть утвержден в учетной политике и применяться им в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Переход от одного метода к другому допускается только в случае изменений технического проекта разработки месторождения в связи с изменением применяемой технологии добычи.

Вторым этапом формирования налоговой базы по налогу является определение стоимости добытых полезных ископаемых. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых должна определяться налогоплательщиком самостоятельно с помощью трех возможных способов:

— исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

— исходя из сложившихся у налогоплательщика со соответствующий период цен реализации добытого полезного ископаемого;

— исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговым периодом по данному налогу признается календарный месяц.

Статьей 342 установлены единые (фиксированные) по каждому виду полезных ископаемых налоговые ставки. Ставки зависят от вида полезных ископаемых и составляют от 0 до 17,5%. Специальная ставка 0% применяется при добыче некоторых полезных ископаемых:

— полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

— газа горючего природного из нефтяных месторождений;

— минеральных вод, используемых исключительно в лечебных целях без их непосредственной реализации и некоторые другие.

Пользователи недр, осуществляющие за счет собственных средств поиск и разведку месторождения, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых с коэффициентом 0,7.

Порядок исчисления и уплаты налога и сроки уплаты налога определены статьями 343 и 344. Сумма налога по добытым полезным ископаемым кроме нефти и газа исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Она определяется по итогам налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

В целях преодоления снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях установленная налоговая ставка дополнительно умножается на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). Кроме того, ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Сумма налога на добычу нефти рассчитывается как произведение налоговой ставки, определенной с учетом указанных коэффициентов, и величины налоговой базы.

Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, перечисляется в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

К налоговым платежам за пользование природными ресурсами относится и водный налог. Водный налог – это система оплаты за пользование водными объектами и за забор воды.

Водный налог впервые введен в РФ в 1999 году в соответствии с Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» и призван, наряду с чисто фискальными целями решить две важнейшие задачи:

— рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия;

— строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм налога федеральные и региональные органы власти обязаны были направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

Указанный налог заменил действовавшую на протяжении нескольких десятков лет плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В результате существенно расширился круг налогоплательщиков и были исключены отдельные налоговые льготы.

В целях приведения законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с положениями НК РФ была разработана и в 2005 году введена в действие глава 25.2.

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.Ставки зависят от объекта налогообложения и установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере установленных налоговых ставок установленных.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены в действие с 1 января 2004 года на основании главы 25.1 НК РФ. Цель введения сбора — повышение бюджетообразующего значения, связанного с использованием природных ресурсов, а также улучшение соотношения между его фискальной и стимулирующей функциями.

Плательщиками сборов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории РФ и объектами водных биологических ресурсов как во внутренних водах, так и в территориальном море, Азовском, Каспийском, Баренцевом морях.

Объектами обложения признаются:

— объекты животного мира в соответствии с установленным перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки сбора устанавливаются отдельно за каждый объект животного в рублях за одно животное и за каждый объект водных биологических ресурсов в рублях за тонну.

Порядок и сроки уплаты сборов устанавливаются статьями 333.4 и 333.5 НК РФ.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов аналогичным образом.

Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении разрешения на пользование этими объектами. Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщики уплачивают в виде разового и регулярных взносов.

Пример решения задачи по налогу на добычу полезных ископаемых.

Организация, являющаяся плательщиком налога на добычу полезных ископаемых за свой счет проводит разведку месторождения горючих сланцев и занимается его разработкой. В налоговом периоде организацией добыто 900 тонн горючих сланцев. Реализовано за налоговый период 600 тонн, выручка от реализации полезного ископаемого по ценам с учетом НДС составила 5440 тыс. руб. Расходы налогоплательщика по доставке продукции 130 тыс. руб.

Определите сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате за налоговый период.

1) Выручка от реализации полезного ископаемого без учета НДС

5440 * 100 / 118 = 4610,17 тыс. руб.

2) Выручка от реализации без учета расходов по доставке продукции

4610,17 – 130 = 4480,17 тыс. руб.

3) Стоимость единицы реализованного полезного ископаемого

Источник: macros-ht.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин