Закон о самозанятости когда принят

В связи с принятием нового закона о самозанятых у многих граждан возникают вопросы, связанные с деятельностью и налогообложением самозанятых. Это связано, прежде всего, с тем, что новый закон фактически разделил с 2019 года самозанятых граждан России на две категории. В одну категорию входят граждане, подпадающие под действие нового закона, а к другой категории относятся те, кого нормы нового закона о самозанятых не затрагивают.

В нашей статье мы попытались разъяснить особенности нового закона, прокомментировать его основные положения, вступившие в действие с 2019 года. Данная информация будет полезна тем гражданам, которые проживают в тех регионах России, в которых законом установлены новые правила деятельности и налогообложения самозанятых.

Кроме того, мы попытались акцентированно изложить основные моменты налогообложения и видов деятельности самозанятых, не проживающих в тех регионах России, на которые распространяется действие нового закона. Эта информация, надеемся, будет полезна таким гражданам.

Самозанятость (самозанятые граждане): виды деятельности, налогообложение + закон о самозанятых

Внимание. Настоящая статья устарела. Актуальную информацию о законе о самозанятых граждан вы найдете здесь .

Особенности нового закона о самозанятых

В конце ноября 2018 года принят закон о проведении эксперимента с самозанятыми гражданами, суть которого состоит в установлении с 2019 года для самозанятых специального режима налогообложения, рассчитанного на 10 лет.

Для проведения эксперимента выбраны территории только четырех субъектов РФ – территории Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан.

Фактически новый закон образовал две категории самозанятых граждан России. К первой категории относятся граждане, проживающие в четырех упомянутых субъектах РФ. Ко второй категории относятся граждане, проживающие в остальных 85 субъектах РФ.

Регулирование деятельности самозанятых граждан, относящихся к разным категориям, с 2019 года различается. Деятельность и налогообложение самозанятых первой категории (проживающих в четырех упомянутых субъектах РФ) регулируется исключительно новым законом. Деятельность и налогообложение граждан второй категории (проживающих в 85 субъектах РФ) регулируется теми же нормами, которыми регулировалась деятельность самозанятых до 2019 года.

Рассмотрим подробнее особенности закона о самозанятых, действующего с 2019 года (напомним, что под действие закона подпадают граждане, проживающие в четырех регионах России).

Главная особенность нового закона состоит в том, что им для самозанятых граждан, проживающих в четырех регионах России, установлен новый налоговый спецрежим — налог на профессиональный доход.

Информацию о налогообложении вы найдете ниже .

Важно отметить, что по новому закону самозанятые граждане (относящиеся к первой категории) с 2019 года не должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей (если такой регистрации не требуют виды их предпринимательской деятельности). Кроме того, самозанятые по новому закону не могут нанимать работников. Но привлекать работников по гражданско-правовым договорам они могут.

Закон о самозанятости — ПЛАТИТЬ или НЕ ПЛАТИТЬ налоги? Советы юриста.

Для того, чтобы гражданину стать самозанятым, то есть стать участником эксперимента, ему надо встать на учет в налоговую инспекцию. Заявление он подает через мобильное приложение «Мой налог», разработанное Федеральной налоговой службой РФ.

Главной особенностью работы в спецрежиме является то, что все расчеты с клиентами участник эксперимента (самозанятый) осуществляет через приложение «Мой налог». Сервисные возможности указанного приложения позволяют без участия гражданина формировать чеки и направлять всю информацию обо всех расчетах в налоговую инспекцию. Сформированный программой чек самозанятый гражданин передает покупателю.

Новым законом о самозанятых предусмотрена ответственность за нарушения. Основной вид ответственности с 2019 года – штраф, налагаемый за нарушение порядка или сроков передачи сведений о расчетах в налоговую инспекцию. Размер штрафа составляет 20 процентов от суммы расчета. В случае повторного нарушения в течение шести месяцев, величина штрафа увеличивается и составляет сумму расчета.

Самозанятый гражданин может выйти из эксперимента и прекратить использовать спецрежим, заявив об этом в любое время.

Налоговая инспекция в случае выявления нарушений или несоответствия гражданина требованиям спецрежима, сама может снять его с учета и без его заявления. Примером нарушения требований является превышение доходов самозанятого с начала календарного года установленного лимита 2,4 млн. рублей. Уведомление гражданину от налоговой о снятии его с учета поступает через приложение «Мой налог».

Гражданин может повторно встать на учет в качестве самозанятого и использовать экспериментальный режим налогообложения сразу после погашения долгов по налогу и задолженности по пеням и штрафам.

Виды деятельности самозанятых по новому закону

Самозанятые четырех регионов России с 2019 года по новому закону могут вести любые не запрещенные виды деятельности. Это выгодно их отличает от самозанятых остальных 85 регионов, виды деятельности которых сильно ограничены .

Однако в соответствии с новым законом для самозанятых существуют ограничения по видам деятельности, в отношении которых действует режим налога на профессиональный доход.

Упомянутый новый закон установил перечень доходов самозанятого гражданина, при которых спецрежим по налогообложению не применяется. Это означает, что хотя самозанятый может заниматься видами деятельности, приносящими такие доходы, он не получит льгот по налогам.

К таким видам деятельности относятся:

  • продажа недвижимости и транспорта;
  • передача имущественных прав на недвижимость (кроме аренды или найма жилья);
  • реализация долей в уставном капитале, паев в паевых фондах кооперативов и ПИФов, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
  • выполнение услуг и работ по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиком выступает нынешний или бывший работодатель самозанятого;
  • реализация подакцизных и маркированных товаров;
  • перепродажа товаров и имущественных прав;
  • добыча и/или реализация полезных ископаемых;
  • ведение посреднической деятельности;
  • доставка товаров с приемом платежей в пользу других лиц.

Еще раз обращаем внимание на то, что перечисленные виды деятельности не запрещены с 2019 года законом для самозанятых. Но использовать спецрежим для налогообложения при ведении этих видов деятельности самозанятые граждане не могут.

Налогообложение самозанятых по новому закону с 2019 года

Новый закон устанавливает с 2019 года весьма привлекательные условия налогообложения для самозанятых граждан.

Закон предусматривает специальный режим, в соответствии с которым гражданин уплачивает в бюджет только один налог — налог на профессиональных доход, величина которого составляет:

  • 4% с дохода самозанятого от реализации товаров и услуг физическим лицам;
  • 6% с дохода самозанятого от реализации товаров и услуг индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

В соответствии с правилами закона гражданин, отнесенный к самозанятым, не будет обязан платить:

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • НДС;
  • страховые взносы.

Однако льготный режим налогообложения в отношении самозанятого гражданина прекращается в следующих случаях:

  • он ведет деятельность, в отношении которой спецрежим, установленный законом, не применяется;
  • он получил за календарный год доходы больше 2,4 млн. рублей (эта величина в течение эксперимента может быть изменена);
  • самозанятый применяет другие режимы налогообложения;
  • он ведет предпринимательскую деятельность, облагаемую НДФЛ.

Налог на профессиональный доход самозанятый гражданин должен перечислять ежемесячно по месту ведения деятельности. Для этого он должен использовать специальное мобильное приложение «Мой налог», разработанное Федеральной налоговой службой РФ. Через это приложение производится не только уплата налога со стороны самозанятого, но и пересылка уведомления со стороны налоговой инспекции с указанной суммой налога и реквизитами для его уплаты. При этом самозанятый гражданин не обязан использовать онлайн-кассу и сдавать какие-либо декларации.

Самозанятые, не подпадающие под новый закон

До 2018 года, включительно, то есть до принятия нового закона, к самозанятым относились граждане, которые за вознаграждение оказывают услуги другим гражданам для личных, домашних и других подобных нужд. После принятия нового закона, устанавливающего правила для самозанятых, ведущих деятельность в четырех регионах России, все правила остальных самозанятых остаются без изменения.

В настоящем разделе мы рассмотрим только самозанятых, ведущих деятельность в 85 субъектах РФ, которые воспользоваться налоговыми льготами при осуществлении своей деятельности.

Суть льгот (так называемых налоговых каникул), установленных для таких граждан, состоит с том, что они освобождены от уплаты НДФЛ, но при этом не освобождены от уплаты страховых взносов.

Для того, чтобы получить льготу самозанятые должны выполнить несколько условий, к которым относятся:

  • добровольная постановка на учет в налоговой инспекции;
  • оказание конкретных установленных законом видов услуг;
  • личное оказание услуг, без привлечения для этого наемных работников.
Читайте также:  Малоценные основные средства при УСН

Прокомментируем перечисленные выше условия.

Постановка на учет в налоговой инспекции является добровольной. Для вставших на учет действует льгота по налогообложению – они не платят НДФЛ. Для тех же, кто на учет не встал, льгот не будет, они будут платить НДФЛ.

Оказание конкретных видов услуг. Для получения льготы по налогу самозанятые могут осуществлять только следующие виды деятельности:

  • уход за гражданами (детьми, больными лицами, лицами от 80 лет, лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе);
  • уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства;
  • репетиторство.

Поэтому если гражданин занимается другой деятельностью, то льготы по НДФЛ на него не распространяются.

Третьим условием является отсутствие у самозанятого наемных работников. Льготы будет, если нет наемных работников. В случаях наемного труда гражданин должен платить НДФЛ.
Исходя из применения налоговой льготы самозанятых граждан, работающих в 85 регионах РФ, можно условно разделить на две подкатегории:

  • к одной подкатегории относятся граждане, соблюдающие установленные для льготного режима условия;
  • к другой категории относятся те, кто установленные условия не выполняет, а потому должен будет самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с полученного дохода, а также перечислить страховые взносы.

И еще один момент. В 2017-2018 годах самозанятые имели еще одну льготу: они не платили страховые взносы. В 2019 году такой льготы нет. Осталась только льгота по уплате НДФЛ.

Источник: lawrecom.ru

В России принят новый закон о самозанятости

15 ноября 2018 года Госдума приняла, а 23 ноября 2018 Совет Федерации одобрил и опубликовал на официальных ресурсах законопроект о самозанятых гражданах. Указ содержит главные элементы и сведения о новом сборе, который называется налог на профессиональный доход (НПД). Согласно внесенному указу о самозанятых лицах — ФЗ № 422 от 27.11.2018 — люди, которые зарабатывают без наемных сотрудников и работают без трудового договора, в обязательном порядке должны уплачивать госпошлину в налоговый бюджет. В законе подробно расписаны ставки, правила подсчета, суммы к уплате и требования к ведению бизнеса.

Кого коснутся изменения

Новый указ работает в экспериментальном режиме. Поэтому закон о самозанятости распространяется не на всей территории России, а только в четырех регионах: Татарстан, Москва, Московская и Калужская области. Последние новости закона о самозанятых гласят, что депутаты Государственной думы объявили следующее решение: пилотный проект будет действовать на протяжении 10 лет — с 1 января 2019 по 31 декабря 2028 года. Первая публикация указа состоялась на официальном сайте Госдумы на просторах интернета, где размещен непосредственно законопроект, направленный на рассмотрение председателю Госдумы Володину. Заявка состоит из:

  • Указ — 28 страниц.
  • Пояснительная записка — 3 страницы.
  • Финансово-экономическое подтверждение — 1 страница.
  • Список нормативно-правовых актов, которые нужно утвердить — 2 страницы.

Регистрация ФЗ № 422 началась 21 сентября 2018 года, тогда же и отправлена на рассмотрение в САДД ГД и в профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам. 25 сентября дополнен список авторов-инициаторов указа и 3 октября указ утвердили. Законопроект о самозанятости граждан РФ можно изучить на официальном ресурсе Госдумы.

Далее текст законопроекта опубликовали на нормативно-правовых ресурсах, одобренных Законодательством РФ. Перед уплатой сбора на профессиональную прибыль, закон о самозанятых гражданах РФ разъясняет это понятие в п. 7 ст. 2 ФЗ № 422: профессиональная прибыль — доход, который получен от работы без сотрудников, работающих по найму, а также без официального руководства. Поэтому граждане, уплачивающие НПД освобождены от уплаты НДС и НДФЛ, а социальные и страховые взносы вносят в добровольном порядке в различные фонды.

Согласно ст. 2 ФЗ № 422 от 27.11.2018, перейти на схему обложения сборами (СНО) НПД вправе индивидуальные предприниматели и физлица. На экспериментальное время гражданин в обязательном порядке должен указать регион, в котором трудится. Если физлицо работает вне экспериментальных регионах, то уплачивать НПД не нужно. Но согласно п. 2 ст. 4 ФЗ № 422 от 27.11.2018, некоторые типы работ не подлежат использованию НПД:

  • торговля товарами, которые попадают под акциз;
  • перепродажа продукции и прав на движимое и недвижимое имущество. Исключение: торговля собственностью;
  • добыча и торговля полезными ископаемыми;
  • работы, которые выполняют лица, наемные по контракту ГПХ;
  • работы, осуществляемые через посредника;
  • работа ИП, которые пользуются спецрежимами СНО, где действительна уплата НДФЛ.

Кого считать самозанятым гражданином?

Самозанятость — это неофициальная работа, которая приносит прибыль человеку за проделанный труд без заключения трудового контракта и без посредников. А люди, занимающиеся подобной деятельностью, это лица, которые работают «на себя», но не оформлены как ИП и не уплачивают госпошлину за прибыль.

В проект закона о самозанятости не внесли четкого понятия о том, кто такие самозанятые лица. Но в п. 1 ст. 4 ФЗ № 422 от 27.11.2018 президент объявил, что плательщики НПД — физлица и ИП, перешедшие на новый спецрежим по сборам. Таким образом, самозанятые — это физлица и индивидуальные предприниматели, торгующие либо оказывающие услуги, на платной основе без официального оформления.

Работа этих граждан подлежит налогообложению по новым правилам и ставкам, освобождая самозанятых от уплаты НДФЛ и НДС. Некоторые граждане занимаются репетиторством, помогают пожилым людям, убирают жилые помещения за плату. Эта прибыль не декларируется и обложению сбором не подлежит. Но чтобы избежать уплаты НПД за такую работу, нужно уведомить налоговиков об этом специализированным бланком, который регламентирован Приказом ФНС России № 7-14/270 от 31.03.2017, с шифром КНД 1112541. Гражданин РФ может скачать бланк здесь либо получить в местной ИФНС. Какие налоги платит самозанятый

Непосредственно в законопроекте подробно не расписано о том, какие сборы будет платить самозанятый. Налоговики объясняют, что налог на профессиональный доход заменит НДС и НДФЛ, об остальных молчат. Известно, что социальные и страховые взносы будут уплачиваться в добровольном порядке.

Тариф по НПД уже установлен Законодательством РФ и прописан в ст. 10 ФЗ № 422 от 27.11.2018, а порядок подсчета суммы сбора — в ст. 11.

Ставки

Согласно ст. 10 ФЗ № 422 тарифы на госпошлину по профессиональной прибыли зависит от заказчика. Работая с физлицом, фрилансер уплатит с полученных денег 4%, а при сотрудничестве с юрлицом или ИП — 6%.

Так как фрилансеры вправе работать и с первыми, и со вторыми, налоговая сумма будет подсчитываться сложением. Например, самозанятый получил от сотрудничества с физлицом 2000 рублей, а от работы для юрлица — 4000 рублей. Подсчет:

  1. 2000 * 4% = 80 рублей.
  2. 4000 * 6% = 240 рублей.
  3. 80 + 240 = 320 рублей.

320 рублей фрилансер уплатит в налоговый бюджет по этим двум сделкам. Сумма госпошлины подсчитывается нарастающим итогом.

Отчетность

Законодательство РФ не предусматривает регламентированного бланка для декларирования прибыли самозанятых. Граждане, которые трудятся «на себя» неофициально будут работать через специализированное приложение «Мой налог», которое автоматически будет подсчитывать сумму сбора и отправлять сведения налоговикам.

Отчетный промежуток для самозанятого — 1 месяц, а уплата сбора — до 25-го числа. Таким образом, согласно п. 3 ст. 11 ФЗ № 422 фрилансер должен внести средства по госпошлине до 25-го числа того месяца, который идет за отчетным промежутком. Фрилансер вправе уплачивать налоговые средства тремя способами согласно п. 3 ст. 3 ФЗ № 422:

  • Через кредитную фирму или оператора электронной площадки. Самозанятый гражданин вправе передать обязанности по уплате сбора и работе с приложением сотруднику кредитной компании или оператору электронной площадки, связанной с НПД. В этом случае уполномоченное лицо ведет отчетность и уплачивает сумму сбора вместо плательщика. ИФНС будет уведомлять именно это лицо.
  • Написать заявление налоговикам, чтобы те списывали средства с банковского счета фрилансера.
  • Самостоятельно через приложение «Мой налог».

Полномочия передаются через специализированное приложение.

Вычет

Мишустин предложил выдавать гражданам, которые регистрируются как самозанятые, выдавать 10 000 рублей в виде кредита. Но фрилансер не получит эти средства сразу после регистрации — они войдут в налоговый вычет нового спецрежима СНО. Согласно ст. 12 ФЗ № 422 самозанятый может в первое время минусовать из налоговой суммы с прибыли от:

  • физлица — 1%;
  • юрлица или ИП — 2%.

Если гражданину начислен сбор по доходу от фирмы, подсчитанный по ставке 6%. Но так как фрилансер вправе вычесть 2%, то уплатить этот налог, подсчитанный по тарифу 4%. А при сотрудничестве с физлицом — 3%. Оставшаяся сумма пойдет к вычету. Пример.

Читайте также:  Как проверить к какой налоговой относится ИП

Иванов сделал статуэтку для физлица и получил за нее 2000 рублей.

А для компании напечатал несколько брелоков и получил 6000 рублей. Подсчет:

Физлицо:

  1. 2000 * 4% = 80 рублей — госпошлина без вычета.
  2. 2000 * 1% = 20 рублей к вычету.
  3. 2000 * 3% = 60 рублей с вычетом к оплате.

Юрлицо:

  1. 6000 * 6% = 360 рублей без вычета.
  2. 6000 * 2% = 120 рублей к вычету.
  3. 6000 * 4% = 240 рублей с вычетом к оплате.

Суммарный размер сбора к уплате:

  1. 60 + 240 = 300 рублей.

Суммарный размер сбора:

  1. 20 + 120 = 140 рублей.

Таким образом, за эти операции гражданин вправе получить на банковский счет 140 рублей либо перенести на будущий отчетный промежуток.

Мобильное приложение

ИФНС создали приложение для граждан со статусом самозанятые, которое называется «Мой налог». Это программное обеспечение предназначено для смартфонов и планшетов любой марки, которые работают на платформе Android и iOS. Владельцы смартфонов могут скачать ПО из встроенной программы PlayMarket, а лица с iPhone — из приложения App Store. Программное обеспечение облегчает работу самозанятых, так как большинство функций плательщика выполняет самостоятельно:

  • Формирует чеки с QR-кодом.
  • Автоматически подсчитывает сумму сбора.
  • Самостоятельно отправляет сведения налоговикам.
  • Присылает уведомления о сроке уплаты и сумме начисленной госпошлины.
  • В программном обеспечении формируется справка о прибыли.

Для начала работы с приложением, гражданин:

  1. Скачивает и устанавливает ПО на гаджет.
  2. Регистрируется: либо через личный кабинет на официальном портале ФНС, либо в самом приложении. Для регистрации первым способом, нужно зарегистрироваться в ЛК на портале ИФНС. Регистрация в приложении:
  3. Открыть приложение.
  4. Выбрать тип регистрации Регистрация по паспорту РФ.
  5. Указать номер телефона и дождаться код проверки. Затем ввести код в соответствующее поле.
  6. Отсканировать в приложении первую и вторую страницы паспорта.

Через ПО «Мой налог» разрешено уплачивать сбор. Гражданин привязывает карту, с которой будут списываться налоговые средства. Также физлицо вправе сформировать в приложении платежную квитанцию и сохранить, а затем в срок оплатить.

В приложении можно оформить справки: о прибыли или регистрации, как самозанятого. Подобная документация пригодится для оформления кредитов или подтверждения платежеспособности человека для других целей.

Если гражданин прекратил работать «на себя» и статус самозанятого больше не нужен, то сойти с учета разрешено в ПО в любой момент. Регистрация автоматически прекратится и сборы перестанут начисляться. Главное — уплатить все сборы за предшествующий период.

Помимо удобства, ПО «Мой налог» экономит средства самозанятого, так как не нужно арендовать помещения, уплачивать сбор за аренду, а также покупать онлайн-кассу и оплачивать обслуживание последней.

Страховые взносы

Используя дополнительный режим обложения пошлиной, гражданин вправе уплачивать только один сбор — налог на профессиональный доход. Страховые взносы физлицо вправе уплачивать по желанию. Но если не вносить средства в фонды, то в старости самозанятый будет получать только социальную пенсию минимального размера. Поэтому вносить страховые средства в фонд или нет — выбор каждого гражданина РФ. Налоговики считают новый спецрежим обложения сборами удобным, так как статус самозанятого обладает рядом преимуществ:

  • отсутствует отчетность в виде декларации и прочих бланков;
  • не нужна онлайн-касса — чек оформляется в приложении;
  • уплата страховых взносов по желанию;
  • официальный труд;
  • возмещение налоговых средств;
  • нет необходимости подсчитывать сумму госпошлины;
  • низкие налоговые тарифы;
  • регистрация посредством интернета;
  • совмещение дополнительной работы с главной, где гражданин трудится по договору ГПХ.

Экспериментальный проект предусматривает прощение неуплаты налоговых средств в 2019 году, но такая преференция дана не просто так. Глава ведомства ФНС Мишустин сообщил, что на протяжении года налоговики будут отслеживать, как плательщики на это отреагируют. А по итогу доложит президенту РФ. В таком случае в Федеральный закон № 422 Госдума внесет поправки, которые могут быть не в пользу самозанятых граждан.

Источник: nalogobzor.info

Закон о самозанятости когда принят

Рассматривается вопрос проводимого в России эксперимента по реализации специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц, самостоятельно организующих свою трудовую деятельность, доходы от которой создают им основу для обеспечения жизнедеятельности. Самозанятость представляет новое для России явление, а проводимый эксперимент нацелен на вывод доходов самозанятых в правовое поле. В статье предпринята попытка обоснования теоретических аспектов самозанятости, представлены текущие результаты начального этапа 10-летнего эксперимента, по результатам которых сделаны выводы о состоянии самозанятости населения.

специальный налоговый режим
самозанятость
налог на профессиональный доход
самозанятые граждане

1. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 1. С. 60-83.

2. Манукиян Е. Сам себе начальник. В России растет число самозанятых // Российская газета – Столичный выпуск. № 36 (908387). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 18.03.2021).

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/small_business_2020 (дата обращения: 18.03.2021).

4. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (редакция от 08.06.2020 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

5. Грабова О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. 2017.

Т. 10. № 6. С. 108-116.

6. Землянухина С.Г., Землянухина Н.С. Система экономических отношений в сфере самозанятости населения России // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18.

Вып. 2. С. 126-133.

7. Костюк И.В. Занятость и самозанятость как форма доходной деятельности граждан // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 2 (11). С. 202-206.

8. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В., Иноземцева А.В. Безработица и самозанятость: ожидания и реалии (по материалам социологических исследований) // Теория и практика общественного развития. 2018. № 11 (129).

9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Статистика о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related _activities/statistics_ and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 18.03.2021).

10. О.А. Халтурина. Государственная поддержка малого бизнеса в условиях пандемии Сovid 19 // Управленческий учет. 2021. № 2. С.292-297.

11. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ ст. 4 (ред. от 30.12.2020). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

В России завершился переход в экономическую эпоху рынка и рыночных отношений. Этот переход был сопряжен с разрушением привычного для людей уклада жизнедеятельности и материальной обеспеченности за счет работы, в основном, на государственных предприятиях.

В процессе преобразования экономики прекратили деятельность многие производственные предприятия и другие институты советского хозяйства, а работавшие на них люди встали перед проблемой поиска новых путей материального обеспечения собственной жизнедеятельности, когда освоенная профессия утратила общественную востребованность. В этот непростой период, когда государство было занято обустройством новой экономики, в условиях высокой мотивированности построения новой жизни и поиска ее обеспечения у населения проявился высокий потенциал, накопленный в образовании и усиленный владением разнообразным трудом в быту, привычкой делать «все своими руками».

Эти факторы стали предпосылкой создания гражданами своего собственного продукта труда и самостоятельного поиска его потребителей. Этот процесс сегодня именуется как самозанятость. Государство уже обратило внимание на самозанятых, деятельность которых отличают противоречия и стихийность, но государство имеет свою заинтересованность в ее развитии. Целью исследования является осмысление этого нового для российской действительности процесса самозанятости, который имеет пока небольшую статистическую базу для объективного анализа, но тем не менее развивается и даже в условиях пандемии он не прекратился.

Самозанятость вызывает интерес и общественности. Так, Научно-исследовательским центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС в 2019 году было проведено социологическое исследование и получены определенные данные. По данным этого исследования в России в 2019 году общее число самозанятых граждан составляло 16,5 млн человек [1, с.68].

Читайте также:  ПФР узнать регистрационный номер ИП в ПФР по ИНН

В 2020 году по данным Минэкономразвития число зарегистрированных самозанятых граждан составило 18 млн человек [2]. При этом численность населения России в 2019 году была 146, 7 млн человек, а в 2020 году – 146, 2 млн человек [3]. Можно с определенным приближением оценить доли самозанятых, которые в 2019 году составляли 11,4%, а в 2020 году – 12,3% (без учета уменьшения численности населения, а с учетом – до 12,2%). Эти данные свидетельствуют о том, что граждане успешно учатся находить сферу своей компетентности и реализовывать свои продукты, за счет чего растет сектор самозанятых в экономике.

Рассмотрим данный феномен с точки зрения макроэкономики и социальной позиции, в которой находятся самозанятые. Последние не уплачивают налоги в бюджетную систему и не делают платежи в государственные внебюджетные фонды, но пользуются инфраструктурой и получают медицинское обслуживание в рамках программы бесплатных медицинских услуг для населения.

Поэтому государство заинтересовано в легализации всех самозанятых граждан, что также отвечает интересам и самих самозанятых. Им требуется поддержка в период временной нетрудоспособности, в том числе при рождении детей и в начальный период их жизни, пенсионное обеспечение по старости, а также поддержка в форс-мажорных обстоятельствах.

Данные о самозанятости свидетельствуют о том, что это явление новое, но не краткосрочное. Самозанятость востребована у населения, она дает возможность раскрыть внутренние возможности человека и использовать его индивидуальные ресурсы, вскрыть таланты в нужном для других людей труде. Однако каждый субъект в своей трудовой деятельности стремится иметь устойчивый правовой фундамент. Для этого необходим оптимальный мех анизм государственного регулирования самозанятости на уровне специального закона о самозанятых с четко определенными правами и возлагаемой на них ответственностью, с инструментами социальной защиты, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах жизни и общества.

Современный этап построения такого механизма связан с экспериментом, начатым в 2019 году в соответствии с федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ, которым для самозанятых установлен спе циальный налоговый режим путем введения Налога на профессиональный доход (НПД) [4]. Согласно Закону, применять специальный налоговый режим НПД могут физ ические лица и индивидуальные предприниматели. При этом физическим лицам не требуется государственная регистрация, если они работают как индивидуальные предприниматели и осуществляют те виды деятельности, которые не требуют в соответствии с законодательством РФ обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяя специальный налоговый режим, физические лица освобождаются от налога на доходы физических лиц, а индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС. Специальный налоговый режим будет действовать в течение 10 лет, а сам эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года.

Введение специального налогового режима осуществлялось постепенно: сначала в 4-х регионах (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан), а затем на территории всей России. Данным налогом согласно статье 2 Закона облагаются доходы физических лиц, осуществляющих деятельность самостоятельно без работодателя и без привлечения по найму работников по трудовым договорам, а также доходы от использования имущества. Уплачивается налог по двум ставкам: 4% с платежей физических лиц, 6% при расчетах с ИП и организациями.

Если обратиться к научным исследованиям, то можно увидеть разные подходы, в которых ученые выделяют значимые аспекты исследуемого понятия. Так, к самозанятым относят граждан, которые самостоятельно без привлечения наемных работников выполняют работы или оказывают услуги физическим лицам, получают прибыль, но не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели [5, с. 109].

Некоторые исследователи, отрицают в самозанятости элемент предпринимательства. По их мнению, финансовым результатом деятельности предпринимателя с наемными работниками является прибыль, а у самозанятых это доход [6; 7].

Однако и самозанятые имеют расходы в своей деятельности и покрывают их за счет дохода, а итог и есть прибыль, из которой необходимо уплатить фиксированную сумму НПД, что в итоге может дать отрицательный результат (убыток). Ряд авторов в содержании самозанятости отмечают «активность, инициативность, самостоятельность, риск, творчество, организованность» [8, C. 23]. По нашему мнению, такие субъективные характеристики присущи любому человеку, который удовлетворен в профессии, растет в ней и развивается. Есть и другие определения, которые по-иному отражают те аспекты самозанятости, которые уже выделены выше. Все они дополняют представления об этом новом для российской действительности явлении, но не раскрывают в полном объеме внутреннюю сложность и внешнюю значимость исследуемого явления.

С точки зрения социально-экономического смысла феномен самозанятости представляет собой, с одной стороны, способ материального обеспечения жизнедеятельности субъекта – физического лица. С другой стороны – это инструмент личностного развития и обучения, когда в динамично развивающейся экономике и условиях неопределенности, оценивая собственные риски и преодолевая личностное несовершенство, человек обучается и развивается, что является одной из фундаментальных задач любого государства.

Именно поэтому, определяя понятие самозанятости, необходимо отразить обязательное участие государства. Позиция, при которой госуд арство совершенно справедливо стремится вывести из тени бизнес самозанятых и получать налоговые и иные платежи в государственные фонды национальной финансовой системы, не должна дистанцироваться от особенностей деятельности самозанятых. Государство не может полностью перекладывать на их плечи все те проблемы, которые мы увидели в содержательных характеристиках самозанятости. С учетом этого обстоятельства мы определяем понятие самозанятость как продуктивную деятельность физического лица, осуществляемую за счет собственных финансовых ресурсов без привлечения других субъектов и не по поручению юридического лица, основанную на принц ипах собственной инициативы, заинтересованности в получении дохода, принятии рисков и поддерживаемая государством, в том числе в части обеспечения в соответствии с законодательством о социальных гарантиях населению и при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Принципы, как базовые основания осуществления деятельности самозанятыми, отражают следующие аспекты. Принцип собственной инициативы означает, что инициирование деятельности исходит от субъекта, который желает стать самозанятым; деятельность побуждается личными мотивами и осознанием собственного потенциала компетентности для ее выполнения, а также готовностью преодолевать будущие трудности. Принцип заинтересованности в получении дохода предполагает наличие у субъекта представления о содержательных аспектах организации и осуществления действий при реализации собственного продукта, а также способность планировать и оптимизировать свои расходы. Принцип принятии рисков связан с осознанием возможных рисков и готовностью разумно рисковать в условиях неопределенности. Принцип поддержки государством самозанятых обусловлен развитием вне планов государства востребованного в экономике бизнеса, который произрастает по инициативе, на компетентности, трудовых усилиях физических лиц и который для своего развития и уверенности в будущем обеспечен социальными гарантиями государства, в котором осуществляется такая деятельность.

Рассмотрим современную ситуацию с самозанятыми в России, которыми являются физические лица и перешедшие на специ альный налоговый режим индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим критериям:

• получение дохода происходит от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;

• при осуществлении деятельности нельзя привлекать работников по трудовым договорам;

• сумма дохода не должна превышать 2,4 млн. руб. в год;

• вид деятельности не должен входить в перечень исключений, определенных в статье 4 Закона, к которым относятся следующие их них:

— торговля подакцизными товарами;

— перепродажа товаров и имущественных прав;

— добыча или реализация полезных ископаемых;

— работа по агентскому договору или договору поручения;

— услуги по доставке товаров с приемом платежей за указанные товары в интересах других лиц.

В официальной статистике данные о деятельности самозанятых физических лицах отличаются от данных, полученных в социологических исследованиях, поскольку не все самозанятые регистрируются в установленном законом порядке. В таблице 1 приведены данные о распределении количества самозанятых в разрезе федеральных округов и по статусу самозанятого.

Рассмотрим самозанятость физических лиц по видам осуществляемой деятельности (табл. 2).

Приведенные данные показывают, что 46,9% всех самозанятых сосредоточено в Центральном ФО, а меньше всего – 1,3% в Северо-Кавказском ФО. Можно видеть, что самозанятые граждане предпочитают работать в статусе физического лица, которых почти на порядок больше, чем индивидуальных предпринимателей.

Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус с учетом введения налогового режима для самозанятых в разрезе субъектов РФ на 01.01.2021 г. [9]

Наименование субъекта РФ

Источник: vaael.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин