Блог экспертов — бухгалтерские новости, налоговая практика и юридические советы
Home→Юридический отдел→ Новый порядок запросов налоговыми органами у банков о счетах и выписках
Новый порядок запросов налоговыми органами у банков о счетах и выписках
Опубликовано 06.10.2012 автором Эксперт АСС-СИСТЕМС
Основные отличительные черты нового Порядка и на что следует обратить особое внимание.
1. Ранее действовавший порядок был принят в соответствии с п.3 ст.86 Налогового кодекса РФ. Однако с того времени были приняты два новых федеральных закона:
- Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
- Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Законодательно были введены такие новые понятия как оператор по переводу денежных средств (организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств), специальные банковские счета, электронные денежные средства и другие.
Банк запрашивает происхождение средств! Что делать?
В новых законах прямо были указаны обязанности банков и операторов по переводу денежных средств выдавать налоговым органам справки о наличии у них специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), в том числе являющихся банковскими платежными агентами (субагентами),
Также новые законы предусматривали, что форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса в банк и оператору по переводу денежных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. Федеральной налоговой службой.
Поэтому новый Порядок принят Федеральной налоговой службой, в том числе, с учетом требований вышеупомянутых законов.
2. Новый Порядок (в отличие от ранее действовавшего порядка) в пункте 2 очертил перечень счетов и лиц, в отношении которых он применяется, а именно:
применяется в отношении:
- открытых в банках счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств;
- счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.
содержащие в нем положения в отношении банков, распространяются на:
Налоговая проверка придет, если… #адвокат #фнс #налоговая
- Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
- операторов по переводу денежных средств, обязанность которых по выдаче налоговым органам справки о наличии у них специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), на основании мотивированного запроса (далее — запрос) установлена частью 8 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ.
В ранее действующем порядке вышеуказанные перечни отсутствовали.
3. В новом Порядке по сравнению с ранее действующим порядком перетерпел существенное изменение перечень оснований для запросов налоговых органов (пункт 1 Приложений к формам запросов, установленных Приложениями №№ 2,3,4).
Так согласно новому Порядку для мотивировочной части запроса налоговыми органами уже не могут быть указаны такие основания, как:
- принятие решений об отмене приостановления операций по счетам;
- проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах;
- проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля.
Казалось бы, «ура!» — в самых оспариваемых банками основаниях произошли изменения, и они теперь не могут служить основанием для запроса. Но, к сожалению, все не совсем так. Посмотрите на старую редакцию и на новую редакцию. Эти основания – всего лишь примеры, поясняющие мероприятия налогового контроля. В старой редакции – пояснения более широкие, в новой – менее.
Если учесть то, что четко определенный перечень мероприятий налогового контроля в законодательстве отсутствует и доказывать то, что налоговый орган представил немотивированный запрос, придется уже в суде, — вывод не сложно сделать самим.
Новый порядок
Старый порядок
проведение у организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, …) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках).
4. В свою очередь, в связи с принятием вышеуказанных законов, новый Порядок устанавливает такие новые основания для запроса налогового органа, как:
- проведение контроля за соблюдением обязанности банковским платежным агентом (субагентом) по сдаче оператору по переводу денежных средств, полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковским платежным агентом (субагентом) специального банковского счета для осуществления расчетов;
- проведение контроля за соблюдением платежным агентом обязанности по сдаче в кредитную организацию наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, а также по использованию платежным агентом и поставщиками специального банковского счета для осуществления расчетов при приеме платежей.
5. В связи с принятием нового Порядка претерпели незначительные изменения бланки (формы) запросов налоговых органов.
В частности, в запросе нужно указать на основании какого именно законодательного акта налоговый орган направляет данный запрос. Это может быть п.п. 2 и 4 Налогового кодекса РФ, ч.5 ст.7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ или ч.8 ст.14 Федерального закона от 27.06.2012 № 161-ФЗ.
6). В свою очередь, новый Порядок вводит две новые формы запросов налоговых органов:
-форму запроса о представлении справки об остатках электронных денежных средств;
-форму запроса о представлении справки о переводах электронных денежных средств.
Запись опубликована автором Эксперт АСС-СИСТЕМС в рубрике Юридический отдел. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Источник: acc-expert.ruКак на ладони. Зачем налоговой доступ к банковским счетам россиян
В последнее время в многочисленных публичных источниках все чаще упоминается о намерении ФНС России усилить меры контроля за соблюдением налогового законодательства физическими лицами (гражданами, индивидуальными предпринимателями). В этой связи фискальный орган предлагает усовершенствовать порядок обмена с кредитными учреждениями информацией о банковских счетах граждан, в том числе привязанных к банковским картам, и о движениях по ним денежных средств.
Встречаются также не вполне корректные высказывания о возможных последствиях такого ужесточения контроля, которые включают в себя необоснованный, безосновательный отъем денежных средств россиян. Подобные предположения не соотносятся с законодательными процедурами привлечения граждан и предпринимателей к налоговой ответственности.
Что уже позволено ФНС
Налоговым контролем признается деятельность фискального органа, то есть ФНС, по надзору за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Проводится он исключительно должностными лицами (сотрудниками налоговых органов) в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, например, в виде проведения экспертиз.
Впрочем, самих видов налоговых проверок, в соответствии с положениями статьи 87 НК РФ, всего два: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся в распоряжении ФНС. Проводится она без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации.
В отличие от камеральной выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика и уже на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Выбор в пользу того иного вида проверки определяется исходя из целей ее проведения. Однако назначение налогового контроля в целом заключается в надзоре за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Так вот, в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок налоговый орган в настоящее время и так располагает достаточными полномочиями по истребованию разъяснений, объяснений и документов, не только у физических лиц, но в том числе и у должностных лиц, контрагентов налогоплательщика, у иных хозяйствующих субъектов и даже у кредитных организаций.
Какие сведения доступны налоговикам
Статьей 86 НК РФ в действующей редакции уже определены полномочия налогового органа и обязанности банков, возникающие в связи с проведением проверок. Так, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Все эти сведения могут быть запрошены налоговыми органами в случаях:
— проведения налоговых проверок либо истребования документов и информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
— вынесения решения о взыскании налога;
— при вынесении решений о приостановке операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, а также о приостановке переводов электронных денежных средств или об отмене приостановки операций по счетам.
Таким образом, налоговый орган имеет возможность при содействии банков получить доступ к финансовой информации граждан и предпринимателей.
При этом, стоит отметить, реализация этих полномочий налоговой службы сопряжена с соблюдением целого ряда формальных условий, таких как наличие согласия руководителя вышестоящего налогового органа либо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Что может измениться
В силу стремления усовершенствовать налоговый контроль, интерес налогового органа по изменению порядка доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации вполне логичен, особенно если учесть активное внедрение программно-технических комплексов и средств сбора этих данных.
Тем не менее указанные меры не могут рассматриваться как проводимые фискальными органами попытки несанкционированного изъятия денежных средств, принадлежащих гражданам на законных основаниях.
Дело в том, что любой предложенный налоговой службой вариант доступа, сбора, анализа и хранения финансовой информации о счетах граждан и предпринимателей не отменяет последующих налоговых проверок, в рамках которых должны анализироваться и устанавливаться обстоятельства соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Тонкости перевода
Если полученная гражданином на карту денежная сумма может быть квалифицирована как доход, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения) по правилам статьи 217 НК РФ, то негативные налоговые последствия для владельца карты не наступают.
Привлечение же налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы налога из-за неуплаты или неполной уплаты в результате занижения налоговой базы представляется затруднительным. Установленный законом срок уплаты налога приходится на период, следующий за налоговым периодом, в который у гражданина возникает налоговая обязанность. Таким образом, вывод о неправомерной неуплате гражданином налога в момент поступления денежных средств на карту будет ошибочным и преждевременным.
Источник: www.forbes.ru