Защита от неправомерных действий контролирующих органов предпринимателей

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий государственных и муниципальных органов направлена на устранение препятствий в осуществлении прав и свобод и на борьбу со злоупотреблением правом в сфере предпринимательской деятельности. По форме защиты различают судебную и внесудебную защиту. К внесудебной форме относятся административная форма защиты прав и свобод предпринимателей и неюрисдикционная форма защиты. В настоящее время рамки внесудебной формы правовой защиты заметно расширены. Внесудебная форма защиты может осуществляться в форме протекционизма, митингов, лоббирования интересов предпринимателей.

Способы правовой защиты представляют собой средства, благодаря применению которых права и свободы субъектов предпринимательской деятельности могут быть защищены. При конституционно-правовой защите должны применяться только присущие конституционному праву формы и способы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Влияние ГОСОРГАНОВ РОССИИ на БИЗНЕС | Как защититься от их незаконных действий? Методы Просвещенного

Судебная форма защиты прав и свобод предпринимателей возможна в трех основных формах (в зависимости от органов правосудия):

а) судопроизводство в судах общей юрисдикции;

б) судопроизводство в арбитражных судах;

в) судопроизводство в КС.

Судебным органом, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является КС, полномочия, порядок образования и деятельности которого определяются Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В КСмогут обратиться не только граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, но и юридического лица любой организационно-правовой формы.

Длительное время вопрос о конституционной защите прав юридических лиц носил дискуссионный характер. В судебной практике не было ясности, распространяется ли на юридических лиц положения Конституции об основных конституционных правах.

ВАС, рассматривая дело, где ответчиком выступало юридическое лицо, совершившее правонарушение, применил к нему санкции, действовавшие на момент совершения правонарушения, хотя ко времени рассмотрения дела ответственность за это правонарушение была уменьшена. Ответчик сослался на ч. 2 ст.

54 Конституции, согласно которой, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Вместе с тем надзорная коллегия ВАС выразила иное мнение: «Ссылка ответчика на ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой применяется новый закон, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, неосновательна, так как данная статья находится в главе 2 Конституции, касающейся прав и свобод человека и гражданина, а не юридических лиц». Таким образом, по мнению ВАС, права юридических лиц не имели конституционной защиты, поскольку в Конституции отсутствуют нормы, их касающиеся.

Правовые приемы защиты бизнеса.

По смыслу нормы ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с жалобой на нарушение прав, когда деятельность объединений связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся их членами (участниками, учредителями).

Акционерное общество, товарищество и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в суд, являются юридическими лицами. Они созданы гражданами для совместной реализации конституционного права свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции).

Следовательно, на данные объединения граждан как субъектов названных прав в полной мере распространяется требование ст. 57 Конституции о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Таким образом, КС признал право предпринимателей, организованных в форме юридического лица, на обращение в КС.

Обратившиеся в КС товарищества (общества) с ограниченной ответственностью – это организации, к которым применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Они были созданы гражданами специально в целях совместной реализации таких конституционных прав, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.

1 ст. 34 Конституции) и право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции).

В Определении от 01.03.2001 № 67-0 Суд указал, что на объединения граждан (юридических лиц) распространяется закрепленное ч. 2 ст. 46 Конституции право на обжалование в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Читайте также:  Нужен военник для ИП

Остается неопределенным вопрос о защите в КС права предприятий, учредителями которых выступают не граждане, а юридические лица, государственные или муниципальные органы. В п. 4 Постановления от 17.12.1996 КС отмечает, что конституционное право человека и гражданина, закрепленное в ст.

35 Конституции, распространяется на юридических лиц в той степени, в какой данное право по своей природе может быть к ним применимо. Суд при этом не ставит применимость конституционной нормы в зависимость от состава учредителей предприятия. Границы применения очерчены лишь природой соответствующего права (свободы). Соответственно, по своей природе право на судебную защиту универсально и применимо к любым юридическим лицам.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, потребовать защиты в КС могут предприятия любой формы собственности. В противном случае это означало бы нарушение данной конституционной нормы.

Активными участниками конституционного контроля наряду с КС являются суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Анализ норм, содержащихся в ст. 125 Конституции, позволяет сделать вывод о многосторонних и интенсивных взаимоотношениях и взаимодействии КСс общими и арбитражными судами. КС не подведомственны дела об установлении фактических обстоятельств в связи с разрешением конкретного дела.

Предприниматели вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции). Существуют различные способы защиты: прежде всего, они могут быть классифицированы по отраслевой принадлежности (административно-правовые, гражданско-правовые и др.). Примерный перечень гражданско-правовых способов защиты содержится в ст.

12 ГК. Иные способы правовой защиты могут быть предусмотрены только законом (другие правовые акты или договоры исключены). В административном праве выделяют административные формы и способы защиты прав предпринимателей. Применение административных штрафов к предпринимателям, в частности, преследует, прежде всего, основную цель – охрану публичных интересов государства. Однако косвенно, через преломление основной цели, такое применение административного штрафа направлено на обеспечение правовой защиты прав и свобод других предпринимателей.

Следует отметить, что признание федерального закона не соответствующим положениям Конституции – это мера конституционно-правовой защиты предпринимателей, а безвозмездное изъятие имущества за совершенное правонарушение – это мера ответственности. Таким образом, защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий государственных и муниципальных органов может осуществляться различными способами, в том числе в судебном порядке.

Источник: lektsia.com

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения. По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Читайте также:  Как проходит камеральная проверка ИП УСН

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.
Читайте также:  Как написать заявление на ИП

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

ДолжностьЧасовая ставка
Партнер9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта6 000 рублей/час
Юрист4 500 рублей/час
Младший юрист3 000 рублей/час
Помощник юриста2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Источник: www.yurbureau.ru

Владимир Головнёв напомнил, как защитить бизнес от неправомерных действий КНО

Владимир Головнёв напомнил, как защитить бизнес от неправомерных действий КНО

Мораторий на проверки бизнеса продлён Правительством Российской Федерации до конца 2023 года. При этом в отношении объектов чрезвычайно высокой и высокой категорий риска контроль сохранится.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнёв напомнил, что он и его представители вправе принимать с письменного согласия заявителя участие в выездных проверках, проводимых в отношении бизнеса в рамках государственного или муниципального контроля.

«Мораторий на проведение плановых выездных проверок продлён до конца 2023 года. Также появилась возможность отменить плановое мероприятие, если по инициативе проверяемой организации инспектор уже нанес профилактический визит. Тем не менее, внеплановые проверки, например, по жалобам граждан, – проводиться могут», — рассказал Владимир Головнёв.

В этом случае, отметил Головнёв, Уполномоченный и его представители вправе присутствовать не только непосредственно при проведении самой проверки, но и при разбирательстве по ее результатам.

Кроме того, если у предпринимателя есть опасения, что требования контролирующего органа неправомерны или излишни, он может подать жалобу на проверку через портал Госуслуги. Рассмотрение такого обращения составляет всего 1 рабочий день. В случае выявления нарушения моратория проверка будет отменена.

Источник: inchehov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин