Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий государственных и муниципальных органов направлена на устранение препятствий в осуществлении прав и свобод и на борьбу со злоупотреблением правом в сфере предпринимательской деятельности. По форме защиты различают судебную и внесудебную защиту. К внесудебной форме относятся административная форма защиты прав и свобод предпринимателей и неюрисдикционная форма защиты. В настоящее время рамки внесудебной формы правовой защиты заметно расширены. Внесудебная форма защиты может осуществляться в форме протекционизма, митингов, лоббирования интересов предпринимателей.
Способы правовой защиты представляют собой средства, благодаря применению которых права и свободы субъектов предпринимательской деятельности могут быть защищены. При конституционно-правовой защите должны применяться только присущие конституционному праву формы и способы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
30 08 2023 Самое время — Защита прав предпринимателей
Судебная форма защиты прав и свобод предпринимателей возможна в трех основных формах (в зависимости от органов правосудия):
а) судопроизводство в судах общей юрисдикции;
б) судопроизводство в арбитражных судах;
в) судопроизводство в КС РФ.
Судебным органом, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является КС РФ, полномочия, порядок образования и деятельности которого определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В КС РФ могут обратиться не только граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, но и юридического лица любой организационно-правовой формы.
Длительное время вопрос о конституционной защите прав юридических лиц носил дискуссионный характер. В судебной практике не было ясности, распространяется ли на юридических лиц положения Конституции РФ об основных конституционных правах.
ВАС РФ, рассматривая дело, где ответчиком выступало юридическое лицо, совершившее правонарушение, применил к нему санкции, действовавшие на момент совершения правонарушения, хотя ко времени рассмотрения дела ответственность за это правонарушение была уменьшена. Ответчик сослался на ч. 2 ст.
54 Конституции РФ, согласно которой, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Вместе с тем надзорная коллегия ВАС РФ выразила иное мнение: «Ссылка ответчика на ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой применяется новый закон, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, неосновательна, так как данная статья находится в главе 2 Конституции РФ, касающейся прав и свобод человека и гражданина, а не юридических лиц». Таким образом, по мнению ВАС РФ, права юридических лиц не имели конституционной защиты, поскольку в Конституции РФ отсутствуют нормы, их касающиеся.
Защита прав предпринимателей. Мнение эксперта
По смыслу нормы ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с жалобой на нарушение прав, когда деятельность объединений связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся их членами (участниками, учредителями).
Акционерное общество, товарищество и общество с ограниченной ответственностью, обратившиеся в суд, являются юридическими лицами. Они созданы гражданами для совместной реализации конституционного права свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).
Следовательно, на данные объединения граждан как субъектов названных прав в полной мере распространяется требование ст. 57 Конституции РФ о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Таким образом, КС РФ признал право предпринимателей, организованных в форме юридического лица, на обращение в КС РФ.
Обратившиеся в КС РФ товарищества (общества) с ограниченной ответственностью — это организации, к которым применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Они были созданы гражданами специально в целях совместной реализации таких конституционных прав, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.
1 ст. 34 Конституции РФ) и право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).
В Определении от 01.03.2001 № 67-0 Суд указал, что на объединения граждан (юридических лиц) распространяется закрепленное ч. 2 ст. 46 Конституции РФ право на обжалование в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Остаетсянеопределенным вопрос о защите в КС РФ права предприятий, учредителями которых выступают не граждане, а юридические лица, государственные или муниципальные органы. В п. 4 Постановления от 17.12.1996 КС РФ отмечает, что конституционное право человека и гражданина, закрепленное в ст.
35 Конституции РФ, распространяется на юридических лиц в той степени, в какой данное право по своей природе может быть к ним применимо. Суд при этом не ставит применимость конституционной нормы в зависимость от состава учредителей предприятия. Границы применения очерчены лишь природой соответствующего права (свободы). Соответственно, по своей природе право на судебную защиту универсально и применимо к любым юридическим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, потребовать защиты в КС РФ могут предприятия любой формы собственности. В противном случае это означало бы нарушение данной конституционной нормы.
Активными участниками конституционного контроля наряду с КС РФ являются суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Анализ норм, содержащихся в ст. 125 Конституции РФ, позволяет сделать вывод о многосторонних и интенсивных взаимоотношениях и взаимодействии КС РФ с общими и арбитражными судами. КС РФ не подведомственны дела об установлении фактических обстоятельств в связи с разрешением конкретного дела.
Предприниматели вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Существуют различные способы защиты: прежде всего, они могут быть классифицированы по отраслевой принадлежности (административно-правовые, гражданско-правовые и др.). Примерный перечень гражданско-правовых способов защиты содержится в ст.
12 ГК. Иные способы правовой защиты могут быть предусмотрены только законом (другие правовые акты или договоры исключены). В административном праве выделяют административные формы и способы защиты прав предпринимателей. Применение административных штрафов к предпринимателям, в частности, преследует, прежде всего, основную цель — охрану публичных интересов государства. Однако косвенно, через преломление основной цели, такое применение административного штрафа направлено на обеспечение правовой защиты прав и свобод других предпринимателей.
Признание федерального закона не соответствующим положениям Конституции РФ — это мера конституционно-правовой защиты предпринимателей, а безвозмездное изъятие имущества за совершенное правонарушение есть мера ответственности. Таким образом, защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от неправомерных действий государственных и муниципальных органов может осуществляться различными способами, в том числе в судебном порядке.
Источник: studopedya.ru
Защита предпринимателей от неправомерных действий
Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий, как других предпринимателей, так и со стороны государства в лице его органов, в том числе право на обжалование их поведения, которое ущемляет это право.
Защита предпринимателей от вмешательства в их деятельность государственных органов имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины «каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действия! или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц». «Каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий» (ст. 50 Конституции Украины).
Одним из важных и распространенных средств защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является признание судом или арбитражным судом изданного государственным или иным органом незаконного акта недействительным (полностью или в части). В ч. 4 ст. 15 Закона Украины «О предпринимательстве» указано, что в случае издания государственным либо другим органом акта, не соответствующего его компетенции или требованиям законодательства, предприниматель вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействительным.
Как следует из Закона, основанием применения этого средства защиты является издание государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции либо требованиям законодательства. Поскольку это два самостоятельных основания, то документ может быть признан недействительным как акт, отвечающий требованиям законодательства, но принятый с превышением компетенции соответствующего органа, так и, напротив, принятый в пределах его компетенции, но противоречащий законодательству.
Превышение компетенции государственного органа означает издание им акта вне его компетенции. Нарушение актом государственного органа требований законодательства — это противоречие законодательству принятого акта, как по его содержанию, так и по форме, порядку и срокам принятия.
Неправомерные акты государственных органов, затрагивающие права предпринимателей, нарушают два запрета, установленные Законом «О предпринимательстве». Первый — общий запрет, установленный в ч. 3 ст. 15 Закона «О предпринимательстве»: вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством Украины права государственных органов на осуществление контроля за деятельностью предпринимателей. Другой — специальный запрет, сформулированный в ч. 4 ст. 15: не допускается принятие государственными органами актов, которые определяют привилегированное положение субъектов предпринимательской деятельности одной из форм собственности по отношению к субъектам предпринимательской деятельности иных форм собственности.
Признание незаконного акта недействительным может применяться как единственное средство защиты (когда для защиты предпринимателей достаточно признания акта недействительным), либо сочетаться с другими мерами защиты и ответственности. Так, признание недействительным акта государственного или иного органа может соединяться с применением предусмотренной ч. 6 ст. 15 Закона «О предпринимательстве», п. 2 ст. 27 Закона Украины «О предприятиях в Украине» меры гражданско-правовой ответственности — взысканием судом или арбитражным судом по иску предпринимателя убытков, причиненных ему в результате выполнения указаний государственных либо других органов или их должностных лиц, приведших к нарушению прав предпринимателя, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей в отношении предпринимателя.
Нередко в практике объединяется требование о признании недействительным актов государственных органов с иском о возврате (обратном взыскании) необоснованно списанных этими органами в бесспорном порядке сумм. Субъекты предпринимательской деятельности обращаются в арбитражный суд с исками о возврате из бюджета незаконно списанных штрафов, других финансовых санкций, недоимо?; по налогам и иным обязательным платежам в бюджет.
В целях единообразного и правильного разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных и. иных органов, президиум Высшего арбитражного суда Украины дал разъяснение «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или иных органов» от 26.01.2000 г. № 02-5/35.
Таким образом, средствами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности от незаконных актов государственных органов, их вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей являются:
признание недействительными (полностью или в части) актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы субъектов предпринимательской деятельности;
возврат из бюджета денежных средств, неосновательно списанных в виде экономических (финансовых) санкций или по другим основаниям государственными органами в бесспорном порядке;
возмещение убытков, причиненных предпринимателям неправомерными актами государственных органов.
Источник: studbooks.net
Защита интересов предпринимателей.
Вся деятельность предпринимателей направлена на создание и преувеличение материальных ценностей, получение прибыли. Это всегда было достаточно рискованным занятием. Бизнесмены, ради достижения своей цели, рискуют практически всем: здоровьем, своим имуществом, репутацией и т. д. Сам смысл их работы заложен в слове «предпринимать».
Это значит – не стоять на месте, постоянно что-то делать ради достижения цели. И этими своими действиями они приносят пользу не только себе, но и окружающим, и конечно государству. Именно поэтому они нуждаются в защите своих интересов, своих прав, своего бизнеса (узнать кто такой собственник бизнеса).
Защити свои интересы как предприниматель.
Виды нарушения интересов предпринимателей.
Предприниматели в связи с особенностями своего рода деятельности постоянно вступают во взаимоотношения с органами власти, физическими лицами, другими структурами бизнеса. Они постоянно занимаются вопросами покупки и продажи товаров, оказания различных услуг, приема на работу персонала, оплаты пошлин и налогов, а при необходимости – лицензирования и пр. Нарушение их прав могут случиться в процессе любого из перечисленных действий.
Нарушения прав предпринимателей, в зависимости от источника их происхождения, можно разделить на определенные группы:
Неправомерные действия со стороны других коммерческих структур.
- Несоблюдение условий заключенных между сторонами договоров.
- Предоставление ложной информации, связанной с извлечением коммерческой выгоды.
- Причинение вреда предпринимателю путем злоупотребления своим исключительным правом (например – арендодатель намеренно завышает цену аренды помещения арендатору).
- Коммерческий шпионаж.
- Вытеснение или поглощение заведомо более крупными коммерческими структурами более мелких в определенном сегменте рынка.
Нарушение прав государственными и муниципальными контролирующими органами.
- Усложнение процессов связанных с лицензированием определенных видов деятельности.
- Проведение неправомерных проверок деятельности коммерческих предприятий.
- Несоответствие актов проведенной проверки реальному положению дел, что ведет за собой наложение необоснованных штрафов.
- Наложение на предпринимательские структуры дополнительных обязательств, не связанных с их деятельностью.
Неправомерное поведение конечных потребителей товаров или услуг предлагаемых предпринимателями.
- Необоснованные жалобы на действия предпринимателей в контролирующие органы.
- Злоупотребление предоставленными им законодательством правами.
Действия наемных работников. Далеко не всегда работающий у бизнесмена персонал действует всецело во благо своего работодателя.
- Опоздания на работу.
- Хищение различного имущества и других материальных ценностей.
- Прогулы рабочих смен.
- Передача инсайдерской информации конкурирующим организациям.
Существует еще довольно много вариантов нарушений прав и интересов предпринимателей, которые возникают в процессе их деятельности.
Основные способы защиты прав предпринимателей.
В далекие уже 90-е годы прошлого века, в период становления предпринимательского дела в России, практически все направления бизнеса были под контролем криминала. И все возникающие между бизнесменами вопросы, решались, к сожалению, способами, лежащими вне правовых рамок. Но те тяжелые годы уже позади, и сейчас частный бизнес решает свои проблемы с помощью способов соответствующим законодательству РФ. За прошедшее время был утвержден целый ряд законодательств на федеральном и региональном уровнях. Постепенно была сформирована нормативно-правовая база, которая позволяет осуществлять достойную защиту интересов предпринимателей на законных основаниях. Основными нормативными актами, регулирующими деятельность коммерческих структур на сегодняшний день, являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Закон «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)».
- Закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей».
В случае возникновения каких-либо спорных ситуаций между любыми сторонами, так или иначе участвующими в процессе коммерческой деятельности, их можно решить, руководствуясь положениями указанных правовых актов и законодательств. Сначала это обычно делается в досудебном (претензионном) порядке. Если стороны, в этом случае, не приходят к согласию в решении возникшей проблемы, то предприниматель имеет право обратиться с иском в суд соответствующей инстанции. Судебные заседания проводятся согласно правилам Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов РФ. Свои интересы в суде, предприниматель имеет право отстаивать как самостоятельно, так и воспользовавшись помощью профессиональных юристов.
Кроме претензионного и судебного способа решения возникающих у предпринимателей спорных вопросов, существует также и административный способ защиты прав предпринимателей. Он обычно применяется в случае неправомерных действий муниципальных контролирующих органов. Предприниматели имеют право не согласиться с решением любого государственного контролирующего органа, связанного, например, с необоснованными штрафами или доначислениями любого характера и обжаловать их решение в вышестоящем подразделении государственного или муниципального органа. Однако, нельзя не заметить, что на практике этот способ защиты показал меньшую эффективность по сравнению с судебной формой защиты.
Отдельно стоит отметить появление недавно в нашей стране отдельного органа, объединившего в себе уполномоченных по защите прав предпринимателей ( зачем он нужен, и как к нему обратиться ). Во многих крупных городах сейчас открываются центры поддержки предпринимателей.
Некоторые способы самозащиты.
Законодательством РФ не запрещено использовать некоторые меры самостоятельной защиты предпринимателями, как своего имущества, так и своей интеллектуальной собственности. К таким мерам можно отнести:
- Оснащение видео и охранными системами любых объектов, включая автотранспорт, используемых в коммерческой деятельности предпринимателя.
- Оборудование электронного оборудования любыми программами защиты информации, а также программами учета товаров и услуг коммерческой структуры.
- Заключение договоров об услугах защиты и сопровождения физических лиц с Частными Охранными Предприятиями (ЧОПами).
Но, в случаях применения самозащиты, особо важно не превысить разрешенные пределы применения тех или иных средств и способов. Меры, применяемые в рамках самозащиты должны соответствовать характеру правонарушения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вам также может быть интересно
Советник 4
2018 год по восточному календарю именуется, как год жёлтой (земляной) собаки. Можно надеяться, что
Советник 4
Все знают, что для того, чтобы юридически стать бизнесменом (не знаешь кто такой бизнесмен,
Советник 2
Открывать ИП или НЕТ? По статистике более 50% малых предприятий, или так называемого малого
Советник 0
Нанимать ИП бухгалтера или нет? Без бухгалтерского сопровождения бизнеса не обойтись. На первых этапах
Комментариев: 0
Анна 28.04.2017 в 22:56
У меня свой небольшой салон красоты. Помимо оказания услуг мы занимаемся продажей косметики, поэтому имеется контрольно-кассовая машина. В связи с изменением работы и переходе на онлайн кассу все перестали менять ЭКЛЗ, а новых аппаратов по онлайн передаче толком нет. Получается, что по сути я и хочу работать законно, но не могу.
А если не буду выдавать чеки, то попаду на карательные санкции. Вот и думаю, что мне делать, как защитить себя от негативных последствий, просто реально засада. Может посоветуете что-то?
Куратор 28.04.2017 в 23:18
Анна,
Я слышал про такую проблему. У нас всегда что-то случается такое, когда страдают добросовестные предприниматели.
Тем ни менее выход из ситуации, как мне видится всё же есть.
Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению вправе не иметь кассового аппарата. Но это касается лишь тех, кто в своей деятельности не занимается продажей сопутствующих товаров по видам услуг.
Как я понимаю, раз салон красоты, то Вы можете продавать краску для волос и т.п.
Без кассовой машины это сделать нельзя, будет нарушение. Но есть выход из ситуации.
В Вашем случае пока кассового аппарата нет, по просьбе клиента Вы обязаны выдавать бланк строгой отчётности, подтверждающий получение наличных денежных средств.
Можно конечно для “своих” проверенных клиентов эти расходники (краска, лак и т.п.) условно перевести в статус дополнительной услуги, и в бланке строгой отчетности указывать как дополнительные услуги с проставлением установленной цены этого товара.
Безусловно это не совсем здорово, но формально Вы не уходите от налогов, так как в Книгу учёта доходов и расходов Вы занесете все бланки, а ровно как и одна часть бланка останется у Вас. Еще один вариант – снять ценники с продаваемой продукции и временно не продавать её. Можно продать вне салона, как-будто между двумя физическими лицами. Ну самое действенное видимо будет отправка уведомления в курирующую налоговую инспекцию о том, что с Вашей стороны сделаны все шаги для законного ведения бизнеса, но ЭКЛЗ блок не меняют, а из-за увеличенного спроса на онлайн кассы все происходит медленно.
При этом важно с уведомлением предоставить подтверждающие документы: отказ от замены на ККМ электронной контрольной ленты защищённой (ЭКЛЗ), бланк заказа на новую ККМ.
По идее тогда в бланк строгой отчётности помимо видов услуг вписывать реальные продаваемые вещи. Есть конечно вариант прекратить временно продажи, но по сути Вашей вины в сложившейся ситуации нет, а значит почему Вы должны страдать. Главное все подтвердите документально. Самое идеальное – это уведомление налоговой о проблеме. По крайней мере Вас не обвинят в злостном нарушении, а если уж и оштрафуют, то можно постараться оспорить наказание в суде.
Тем более судебная практика показывает лояльность судов к предпринимателям, не уличённым в нарушениях. Удачи!
Источник: xn—-ptbqddc.xn--p1ai