Цифровой вариант подписи предпринимателя — это удобный инструмент для удаленного оформления документов. УКЭП, или усиленная квалифицированная электронная подпись представляет собой защищенный цифровой код на специальном носителе.
В этой статье:
- Зачем предпринимателю нужна ЭЦП
- Как получить ЭЦП для ИП в налоговой
- Для чего вам потребуется токен и программа КриптоПро
- Сколько стоит ЭЦП для ИП от налоговой: цена с доп. расходами
- Как долго ФНС выдает электронную подпись
- Сколько будет действовать цифровая подпись ИП
На сегодняшний день ЭЦП для ИП можно использовать практически для всех документов: она позволяет подтвердить личность онлайн, исключая затратные по времени личные встречи с госорганами, партнерами, контрагентами.
ЭЦП для ИП в 2022 году предоставляется налоговой службой безвозмездно. Расскажем, как воспользоваться удобной возможностью.
1. Зачем предпринимателю нужна ЭЦП
Оформить ЭЦП для ИП целесообразно, чтобы получить возможность подписывать документы дистанционно. КЭП гарантирует неизменность документа, также подтверждает день и время его подписания. Данный инструмент способен сэкономить время и упростить ряд рабочих задач. Во время ограничений из-за пандемии, оказалась незаменимой ЭЦП для ИП: для налоговой отчетности, удаленного оформления сделок с партнерами.
Квалифицированная подпись с 2022 года обрела универсальность: теперь одна ЭЦП может использоваться и в личных, и в коммерческих целях. Ранее, для разных задач были предусмотрены разные варианты подписей: НЭП, ПЭП, и пр. Теперь предприниматели могут использовать свою ЭЦП:
- Для отправки отчетов в налоговую.
- Для внесения новой информации в ЕГРИП. Заявление по форме Р24001 вы можете сформировать бесплатно в нашем онлайн сервисе и направить его в ФНС по своей ЭЦП.
- При обращении за муниципальными и государственными услугами. Например, на площадках: Госуслуги, Росреестр, “Торги”.
- Для ведения электронного документооборота с контрагентами.
- Для решения личных задач.
Очевидно, что получить ЭЦП для ИП — это удобное решение, поскольку большинство деловых процессов тесно связано с документооборотом. Все бумаги, заверенные КЭП аналогичны по силе с документами, подписанными вручную.
2. Как получить ЭЦП для ИП в налоговой
Получить ЭЦП для ИП можно бесплатно, это совсем не сложно. Подать документы в налоговую можно онлайн или лично, в целом процесс одинаковый: вам нужно приобрести токен — это специальный защищенный носитель в виде флэшки, на который будет записана ваша ЭЦП, подать документы и приехать в инспекцию для записи сертификата цифровой подписи на токен.
Расскажем более подробно о каждом способе подачи и особенностях.
Получение ЭЦП по онлайн заявлению
В кабинете предпринимателя на сайте налоговой можно автоматически сформировать заявление на получение цифровой подписи. Данные будут перенесены из учетной записи, ваша задача — подтвердить их и кликнуть мышкой для отправки заявления.
Получение ЭЦП? Как сделать ЭЦП? Шаблоны необходимых документов. Установка КриптоПРО [НЕЗАПИЛЕНО]
Однако полностью удаленно не получится оформить ЭЦП для ИП: для налоговой важно лично передать сертификат предпринимателю на устройство, защита которого соответствует определенным стандартам. То есть, после подачи заявления, вам придется лично посетить инспекцию, заранее записавшись на прием через личный кабинет.
Особенность:выдача УКЭП доступна не во всех инспекциях! Заранее позвоните в свою налоговую, чтобы уточнить, где получить ЭЦП для ИП. Как правило, такая ИФНС может быть одна на город или регион.
Личное получение ЭЦП
Получить ЭЦП для ИП для налоговой бесплатно можно в подразделениях из ограниченного перечня. Рекомендуем заранее записываться на прием, поскольку нагрузка на отделение может оказаться высокой, что повлияет на длительность ожидания и сроки получения ЭЦП для ИП в ФНС.
При себе необходимо будет иметь:
- Распечатанное заранее заявление на выдачу КЭП. Также, бланк можно будет получить в инспекции и заполнить на месте.
- Паспорт и СНИЛС заявителя
- Носитель для записи сертификата (токен)
Учтите особенность:для оформления цифровой подписи, в налоговую инспекцию нужно обратиться лично! Представитель по доверенности не имеет права получать ЭЦП за вас! Также и вы не сможете получить ЭЦП на кого-то, к примеру — на своих сотрудников. Физлица должны обращаться за такой услугой в специальные удостоверяющие центры.
3. Для чего вам потребуется токен и программа КриптоПро
Чтобы пользоваться электронной подписью, недостаточно получить ЭЦП для ИП бесплатно. Некоторые расходы все же предстоят. Для записи КЭП, потребуется купить токен, соответствующий стандарту защищенности ESMART, Рутокен или JaCarta. С этой задачей налоговая не помогает, вам необходимо самостоятельно приобрести устройство у производителя, в удостоверяющем центре либо в интернет-магазине. Важно убедиться, что продавец токена имеет сертификацию ФСТЭК или ФСБ.
Также, для работы с ЭЦП потребуется программа КриптоПро CSP. Она доступна бесплатно первые 90 дней в качестве демоверсии, далее требуется платная лицензия.
После покупки токена, записи ЭЦП и установки криптограммы, можно приступать к работе с документами. Как происходит этот процесс:
- Флэшка-токен вставляется в устройство, на котором вы будете работать с документами
- Запускается программа КриптоПро CSP, в которую добавляется документ для подписания
- На токене выбирается соответствующий сертификат
- Документ подписывается кликом мышкой и направляется выбранному адресату.
4. Сколько стоит ЭЦП для ИП от налоговой: цена с доп. расходами
Налоговая бесплатно выпускает ЭЦП для ИП, но цена складывается из дополнительных расходов:
- На токен: устройство стоит около 1500 рублей
- На лицензию для КриптоПро CSP: годовая стоит 1350 рублей, неограниченная — 2700 рублей
Особенность:лицензия на КриптоПро CSP работает только на одном устройстве! Если вы захотите работать с цифровой подписью на нескольких компьютерах, на каждый придется купить лицензию отдельно.
5. Как долго ФНС выдает электронную подпись
Срок выдачи ЭЦП для ИП налоговой не установлен. Длительность этого периода зависит лишь от загруженности ИФНС. Период обработки анкеты может составлять и несколько минут, и несколько дней. В большинстве обращений предприниматели успевают получить токен с сертификатом подписи уже в день визита в налоговую.
6. Сколько будет действовать цифровая подпись ИП
Новые ЭЦП, выдаваемые налоговой с 2022 года, работают 15 месяцев. Ранее у сертификатов был меньший срок действия — 1 год, но даже если вы оформили подпись до 1 января 2022 года, сможете использовать её до окончания, а после — продлить в налоговой бесплатно.
Источник: sbreg.ru
Какие документы нужны для получения электронной подписи?
С 1 июля 2020 года, в соответствии с поправками в законодательство (статья 18 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»), удостоверяющий центр ITCOM выдаёт сертификаты ЭП только их будущему владельцу. Сертификат электронной подписи для руководителя организации или ИП выдается в офисах, где открыты подразделения доверенного лица УЦ ФНС — УЦ Основание (АО «Аналитический Центр»).
Ниже вы найдете перечень документов, которые необходимы для оформления заявки на получение сертификата ЭП, и список документов, которые нужно взять с собой в офис удостоверяющего центра для идентификации личности.
Для сотрудника организации
Документы для оформления заявки на получение сертификата
- Паспорт (скан)
- СНИЛС (скан)
- Документ на имя будущего владельца сертификата ЭП о предоставлении прав действовать от имени руководителя организации (скан)
- Заявление на изготовление сертификата электронной подписи (скан)
- Документ на уполномоченное лицо о праве исполнять обязанности руководителя организации (скан) Потребуется в случаях, когда заявление на выпуск ЭП подписывает уполномоченное лицо ИО руководителя организации. По вопросам оформления обратитесь к менеджеру УЦ ITCOM по телефону: 8 800 333 91 03
* В редких случаях, для оформления заявления, менеджер может дополнительно запросить скан выписки из ЕГРЮЛ.
Документы для идентификации личности в офисе
- Оригинал паспорта
- Оригинал заявления на изготовление сертификата электронной подписи
- Запрос на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи
Для руководителя филиала (и сотрудника филиала)
Документы для оформления заявки на получение сертификата
- Паспорт (скан)
- СНИЛС (скан)
- Уведомление КПП на филиал (скан)
- Документ на имя будущего владельца сертификата ЭП (руководителя/сотрудника филиала) о предоставлении прав действовать от имени руководителя организации (скан)
- Заявление на изготовление сертификата электронной подписи Печать в заявлении должна быть головной организации, а не филиала.
- Документ на уполномоченное лицо о праве исполнять обязанности руководителя организации (скан) Потребуется в случаях, когда заявление на выпуск ЭП подписывает уполномоченное лицо ИО руководителя организации. По вопросам оформления обратитесь к менеджеру УЦ ITCOM по телефону: 8 800 333 91 03
* В редких случаях, для оформления заявления, менеджер может дополнительно запросить скан выписки из ЕГРЮЛ.
Документы для идентификации личности в офисе
- Оригинал паспорта
- Оригинал заявления на изготовление сертификата электронной подписи
- Запрос на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи
Для представительства иностранной компании
Документы для оформления заявки на получение сертификата
- Паспорт владельца сертификата (страницы с фотографией) (скан)
- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС) владельца сертификата (скан)
- Свидетельство о постановке на учет (для представительств иностранной компании)
- Документ о назначении на должность директора представительства иностранной компании (скан)
- Свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц
Документы для идентификации личности в офисе
- Оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт)
- Оригинал заявления на изготовление сертификата электронной подписи.
- Запрос на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи
Для физического лица
Документы для оформления заявки на получение сертификата
- Паспорт (страницы с фото и с пропиской) (скан)
- СНИЛС (скан)
- ИНН В случае, если номер не удастся проверить через ФНС, мы будем вынуждены запросить скан
- Заявление на изготовление сертификата электронной подписи (скан)
- Запрос на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи
Документы для идентификации личности в офисе
- Оригинал паспорта
- Оригинал заявления на изготовление сертификата электронной подписи
Для иностранного гражданина
Документы для оформления заявки на получение сертификата
- Скан паспорта иностранного гражданина (в том числе для граждан ДНР (Донецкой народной Республикой) или ЛНР (Луганской Народной Республики)), либо удостоверение личности (для граждан Республики Казахстан, Республики Кыргызстан)
- Нотариально заверенный перевод паспорта (скан), если в документе ФИО, дата и место рождения приведены на иностранном языке
- СНИЛС (скан)
- Вид на жительство (для ИП или физ.лиц). В случае если прописка указана в паспорте, то приложить страницу со штампом из паспорта
Документы для идентификации личности в офисе
- Оригинал документа, удостоверяющего личность иностранца (паспорт)
- Оригинал заявления на изготовление сертификата электронной подписи
- Запрос на выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи
1. Подписать бланк сертификата владелец должен собственноручно или новой ЭП.
2. При выпуске ЭП на сотрудника, заявление может подписать сам сотрудник, руководитель (или ИО) организации.
Если вместо руководителя организации, заявление подписывает уполномоченное по документу лицо, необходимо соблюдать единообразие в документах:
• Выпуск на сотрудника: заявление подписывает сотрудник и руководитель организации (или УП с документом, подтверждающим право исполнять обязанности руководителя юр.лица ) собственноручно.
• Документ о предоставлении прав действовать от имени руководителя организации на имя будущего владельца сертификата ЭП должен подписать руководитель по выписке (рукописной или электронной подписью).
- Электронная подпись для бизнеса
- Электронная подпись для торгов
- Электронная подпись для физических лиц
- Электронная подпись для сотрудников
- Машиночитаемая доверенность
- Электронный документооборот
- Электронная отчетность
- Тендерное сопровождение
Источник: uc-itcom.ru
Документы и сертификаты Удостоверяющего центра
Формы документов, использующихся при взаимодействии с Аккредитованным Удостоверяющим Центром
Руководство по обеспечению безопасности использования квалифицированной электронной подписи и средств квалифицированной электронной подписи
Перечень документов
Сертификаты Удостоверяющего центра
Для корректной работы в системе Вы можете скачать и установить на своем рабочем месте сертификат уполномоченного лица (корневой) Удостоверяющего центра.
Для корректной работы в системе вы можете загрузить и установить на своем рабочем месте корневые и промежуточные сертификаты Удостоверяющего центра.
Справочная информация
- Адрес службы штампов времени (TSP) с алгоритмом ключа ГОСТ Р 34.10-2012
http://tsp2012.taxcom.ru/tsp/tsp.srf
Условия использования ограниченной лицензии КриптоПро
- использовать можно только ключ электронной подписи, ключ проверки которой указан в данном СКПЭП;
- область использования ключа электронной подписи, ограничивается программными продуктами и/или информационными системами, правообладателем или обладателем прав на законных основаниях которых является ООО «Такском», а также информационными системами, в которых ООО«Такском» оказывает их участникам услуги удостоверяющего центра.
Источник: taxcom.ru