Изучаемая тема является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено рядом следующих причин.
Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимость здравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособность населения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация в государственном секторе позволяет рассчитывать на развитие целевых программ, финансируемых государством.
Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени.
Общественное здоровье 3.Экономика здравоохранения
Целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные организационно – правовые формы в здравоохранении.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «предпринимательство в сфере здравоохранения».
2. Описать организационно-правовые формы организации здравоохранения.
В процессе написания данной работы нами были использованы в основном следующие методы:
1. Сравнительный анализ литературных источников.
В процессе написания данной работы нами в основном были использованы учебные и монографические источники.
1. Понятие «предпринимательство» в здравоохранении
Неотъемлемое право не только на здоровье, избавление от физических страданий, – недугов, но и на нравственное сострадание к своим болезням, то есть на милосердие [4, с. 118].
Ведь врач имеет дело с человеческой болью, которая в каждом случае индивидуальна, и лечит не только тело, но и душу. Вернее – и тело, и душу. Иначе он не врач, а механик, а лечение – это ремонт.
Больной немощен и ему надо помочь. Вот главное, а все остальное – потом. Возьмем теперь рынок. По большому счету, нравственность рынка – соблюдение определенных правил, направленное на то, чтобы доверие между партнерами сохранилось, а сделка – повторилась. Ради ее конечного результата и самоцели – прибыли.
Это аксиома: коммерсант, промышленник ставит свой экономический интерес на первое место. Его партнер чаще всего здоров, энергичен и желает купить услугу или товар для того, чтобы приумножить свое благополучие.
Применительно к здравоохранению понятия предпринимательской деятельности, прибыли, рынка вызывают одинаково стойкое неприятие у граждан и должностных лиц, как в России, так и за рубежом.
Такое неприятие предпринимательства в здравоохранении объясняется субъективными и объективными факторами [3, с. 83].
«Здравоохранение в РК – бизнес на бюджетном содержании»
Субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении обусловлено следующими факторами.
Прежде всего, отечественное здравоохранение основано на традиционном принципе бесплатности медицинской помощи.
В условиях социалистического распределения здравоохранение признавалось непроизводственной сферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета [6, с. 234].
Здравоохранение могло освоить столько бюджетных средств, сколько в него вкладывалось. Если бы в здравоохранение вкладывалась половина государственного бюджета, и такие вложения оно могло бы полностью освоить.
Существовавшие в прежние времена хозрасчетные поликлиники считались исключением. В аптеках же лекарства всегда отпускались за плату.
Товарообменный характер деятельности одних учреждений здравоохранения (аптек) не распространялся на деятельность других (стационаров и поликлиник).
С изменением конституционного строя принцип бесплатности медицинской помощи сохранился, но на фоне поменявшихся юридических и экономических реалий. Возникла юридическая категория услуги.
Появилось законодательство о медицинском страховании граждан. Государство стало плательщиком за медицинские услуги, оказываемые гражданам бесплатно.
Если услуги оказываются гражданам бесплатно, то производители медицинских услуг получают за это плату. Плата за медицинские услуги для их производителей является доходом [6, с. 234].
Деятельность по оказанию медицинских услуг экономически стала производственной деятельностью, а юридически – деятельностью, приносящей доходы.
Если прежде бесплатность медицинской помощи была принципом здравоохранения, то в настоящее время она стала конституционной гарантией гражданам со стороны государства.
Гарантией того, что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения они получат медицинскую помощь бесплатно для себя.
Однако поскольку медицинская помощь приобрела экономическую форму услуги, постольку процесс ее оказания стал подвержен экономической оценке [6, с. 235].
Если прежде медицинская помощь оказывалась не в товарных отношениях, то в настоящее время медицинская помощь стала оказываться в соответствии с оплатой медицинских услуг, в состав которых она входит.
Между государством в качестве плательщика и государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в качестве производителей медицинских услуг стали складываться отношения товарообмена в пользу граждан, для которых медицинская помощь остается бесплатной.
При этом юридически одинаковые медицинские услуги оказываются за юридически одинаковую плату юридически одинаковыми хозяйствующими субъектами – государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и частными организациями. Их деятельность одинаково основана на извлечении доходов от оплаты медицинских услуг.
Вне зависимости от того, приносит она прибыли или убытки, деятельность в экономическом обороте с результатом, имеющим форму товара, является предпринимательской.
Различия лишь в том, что по общему правилу медицинские услуги гражданам частными организациями оказываются за плату, которую производит сам гражданин, а государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения – за плату, которую за гражданина производит государство.
Будучи бесплатными для граждан, оказываемые им медицинские услуги равно для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и частных организаций бесплатными не являются.
Тем самым детерминантой субъективного неприятия гражданами (обществом) предпринимательства в здравоохранении является не характер деятельности медицинских организаций и не их имущественная принадлежность (государственная, муниципальная или частная собственность), а лишь бесплатность получения медицинской помощи.
Однако неприятие предпринимательства в здравоохранении свойственно не только гражданам (обществу) [5, с. 168]. Предпринимательство вызывает неприятие со стороны публичного института здравоохранения.
Прежде единая государственная система здравоохранения в настоящее время представлена государственной и муниципальной системами здравоохранения и включает соответствующие органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. И те, и другие связаны единством финансирования из казны государства и муниципальных образований.
Противопоставлением финансированию здравоохранения из публичных источников являются поступления от любых частных лиц. Тем самым предпринимательством в публичном институте здравоохранения признается не деятельность, приносящая доходы, а лишь деятельность, доходы от которой происходят из частных источников.
Если следовать логике субъективных факторов неприятия предпринимательства в здравоохранении в совокупности, предпринимательской является деятельность частных организаций, оказывающих медицинские услуги гражданам за плату, не происходящую из казны государства или муниципальных образований.
В соответствии с российским законодательством предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).
Чтобы выявить объективные причины неприятия предпринимательства в отечественном здравоохранении, необходимо раскрытие понятий, связанных с предпринимательством вообще и в здравоохранении в частности.
Предпринимательской является деятельность:
– самостоятельная, направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное с бременем утрат (несение рисков);
– систематично осуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;
– субъекта, имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.
Таким образом, медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения
Источник: kazedu.com
Здоровый бизнес: как Минздрав собирается развивать государственно-частное партнерство
МедНовости продолжают рассказывать о проекте стратегии развития здравоохранения до 2030 года. Тема сегодняшнего разбора — расширение государственно-частного партнерства, то есть привлечение частного бизнеса в бюджетные больницы и поликлиники.
Фото с сайта nd.edu /
Продолжается общественное обсуждение проекта долгосрочной стратегии развития здравоохранения. Документ, определяющий, какой должна стать медпомощь к 2030 году, был представлен Минздравом в декабре 2014 года, и вызвал неоднозначную реакцию. Одно из самых дискуссионных направлений стратегии– развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении.
Как следует из документа, Минздрав планирует развивать находящуюся в федеральной собственности инфраструктуру здравоохранения, привлекая внебюджетныеисточники финансирования. Кроме того, государство хочет максимально уйти от хозяйственных функций, передав эту обязанность частному бизнесу, а собой оставив только функцию контроля. Взамен частникам обещают обеспечить окупаемость их проектов, «при условии сохранения социальных обязательств государства в части оказания гражданам медицинской помощи».
В Минздраве уже создан координационный совет по ГЧП, который должен разработать предполагаемый пакет заказов для бизнес-сообщества, описать типовые проекты, помочь инвесторам при взаимодействии с региональными властями и создать благоприятные условия для участия бизнеса. Курирует направление заместитель министра Сергей Краевой. По его словам, бизнес больше всего хотят видеть в первичном звене оказания медпомощи и некоторых видах ВМП. Первичное звено не требует больших затрат, и ожидается, что уже в ближайшее время до 15% учреждений, оказывающих медпомощь по программе ОМС, будут частными. В регионах очень не хватает отдельных видов ВМП, например, центров гемодиализа, лучевой терапии, централизованных лабораторий для дорогостоящих исследований, так что развитие именно этих направлений хотят поручить бизнесу.
Государство будет определять приоритеты для развития ГЧП, исходя из «потребностей населения в медицинской помощи и способности государства ее оказывать», заявил замминистра, выступая на круглом столе «Проблемы практической реализации проектов ГЧП в здравоохранении». «На деле это выглядит так: государство делает заказ на количество, качество и периодичность оказания услуги, определяет тарифы и заключает долгосрочный контракт, а частный бизнес делает все, чтобы эти требования выполнить», – объяснил Краевой. По его оценке, потребность в частных инвестициях может составить от 300 миллиардов до одного триллиона рублей. Однако пока в министерстве не могут точно сказать, сколько контрактов в силах заключить с частными организациями, и каких именно предложений ждут.
Как это выглядит сейчас
В настоящее время термином ГЧП обозначают любые формы отношений между государством и бизнесом: от создания совместных предприятий до размещения госзаказа. Однако законодательно на федеральном уровне закреплен пока только один вид ГЧП – концессии. В законе 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» есть статья, посвященная и объектам здравоохранения. При таком сотрудничестве выбранная по конкурсу компания вкладывает средства в реконструкцию и оснащение учреждения, получает его в управление на оговоренный в соглашении срок и оказывает медпомощь в системе ОМС, одновременно зарабатывая на коммерческих услугах.
О том, что государство не может и не должно лечить граждан самостоятельно, говорил еще экс-глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, предлагавший сдавать в концессию «пустующие мощности лечебно-профилактических учреждений». Однако, по данным Центра развития ГЧП, с момента принятия закона в 2005 году в стране было заключено лишь 18 концессионных соглашений. В частности, был передан в концессию один из роддомов в Новосибирске, центр планирования семьи в Казани, а также ГКБ №63 в Москве (в настоящий момент здесь идет ремонт и больных не принимают). Как считают в Минздраве, и это отражено в стратегии, развитие проектов тормозит отсутствие федерального закона о ГЧП. Этот пробел частично восполняется региональными законами, которые разрабатывались под какие-то определенные проекты (вместе с концессионными сейчас в регионах реализуется 23 медицинских проекта ГЧП).
Кроме концессий, к примерам ГЧП эксперты относят немногочисленные совместные предприятия в регионах с платежеспособным спросом, например, сети клиник «Медси» и московской мэрии. По такой схеме государство вкладывает в проект здание и землю, а частник проводит капитальный ремонт, закупает оборудование и управляет учреждением, получая доход от платных услуг.
Получило распространение сотрудничество частных диализных центров с территориальными фондами ОМС. Регионы,у которых нет собственных средств на строительство диализных центров, «заказывают» его создание коммерческим структурам. После того как центр построен, регион покупает у частника право проводить диализ в его центре, причем тарифы могут быть очень разными.
Для граждан диализ входит в ОМС, поэтому отказаться от услуг центра регион не может. Кроме того, российские госучреждения нередко привлекают частный бизнес для оказания услуг на аутсорсинге. Например, некоторые станции скорой помощи сотрудничают с транспортными компаниями, которые предоставляют машины и штат водителей. Автомобили дежурят на станции 24 часа в сутки, и это время оплачивается из средств ОМС в соответствии с изначально оговоренными тарифами.
Как будет после принятия закона о ГЧП
Федеральный законопроект о ГЧП, который должен разрешить различные формы партнерства, а не только концессии, одобрен Госдумой в первом чтении и может быть принят уже в весеннюю сессию. В рамках ГЧП государство будет определять объем и качество медицинских услуг, сохраняя за собой право собственности на объект. Частный партнер, со своей стороны, получит доход в виде платы за оказание услуг, а также свою долю рисков управления проектом. Станет возможна реализация такой схемы, при которой инвестор сможет брать в аренду и управление уже готовые объекты с обязательством по их дооборудованию и использованию. Среди других перспективных направлений советник министра здравоохранения Игорь Ланской назвал создание мобильных медицинских центров для отдаленных населенных пунктов, диспансеризацию по договорам с государственными клиниками, массовое тестирование на онкологию.
По словам директора института экономики здравоохранения НИУВШЭ Ларисы Попович, механизм ГЧП в здравоохранении хорошо показал себя во многих странах мира. В России сложности возникли из-за того, что закон не предлагает ничего кроме концессии, которая не всегда годится для системы здравоохранения – в случае классической концессии государство может потерять контроль над медучреждением, считает эксперт.
Кроме того, трудно мотивировать частника на крупные проекты, с окупаемостью которых могут возникнуть проблемы. В российских условиях должны развиваться все возможные модели ГЧП, считает Попович, но самой перспективной, по ее мнению, является такая форма, как менеджерские контракты. «В мировой практике широко распространены контракты – привлечение частника на выполнение услуг, – рассказала Попович МедНовостям. – Услуги, за которые оно отвечает, государство поручает проводить частному партнеру за счет собственных ресурсов – временных, кадровых, финансовых. И за это предоставляет ему определенные преференции, дающие конкурентные преимущества на рынке. Контрактная форма позволяет формулировать ГЧП довольно широко, привлекать бизнес к выполнению социально значимых функций, и Минздрав сейчас видит в этом большие перспективы».
Pro et Contra
Со своей стороны, член исполкома Пироговского движения врачей, профессор, заслуженный деятель науки РФ Юрий Комаров считает сравнение с Францией абсолютно некорректным, поскольку там на здравоохранение тратят 12,5% ВВП и в расчете на одного жителя – более двух тысяч евро в год.Кроме того, по его словам, во Франции, в отличие от России основной объем медицинской помощи оказывается врачами общей практики, а среди частных больниц наибольшая доля приходится на некоммерческие организации. Гораздо полезней для России был бы опыт Испании, которая демонстрирует лучшие показатели эффективности по оценке агентства Bloomberg, чем Франция, считает эксперт. В Испании, где сложилась эффективная государственно-бюджетная модель здравоохранения, поначалу хотели передать государственные больницы в управление частным компаниям, но затем под давлением врачей отказались от этого.
Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает, что ГЧП в отечественном здравоохранении приведет к росту числа платных услуг. «Отказот управления муниципальными медучреждениями – не что иное, как сворачивание бесплатной медицины и дополнительная возможность заработка для частного бизнеса», – говорит Саверский. По его словам, до сих пор частные клиники не стремились войти в систему ОМС из-за ее низких тарифов. Тем более бизнес не будет делать ставку на работу по ОМС после того, как серьезно вложится в ремонт и модернизацию муниципальной больницы.
Раскритиковали проект стратегии и представители частной медицины. Как пишут в своем обращении к министру здравоохранения представители общественного движения «Национальный медицинский конгресс», «стратегия не отражает реалий сегодняшнего времени, а в чем-то даже им противоречит. Обострение политических и экономических проблем в России и в мире, последовавшие санкции, обвал национальной валюты – все это провоцирует серьезный дефицит ресурсов в медицине – кадровых, финансовых, производственных». Кроме того, авторы обращения отмечают, что в документе не прописан механизм, определяющий «в чем именно будет заключаться ГЧП». «Усиление роли и участия коммерческих предприятий в реализации госзадач через функции ГЧП – тезис сам по себе актуальный и является хорошим способом нивелировать риски, но ключевые параметры того, как будет работать ГЧП в здравоохранении, сильно размыты», – говорится в документе. Представители Национального медицинского конгресса призывают Минздрав прислушаться к сообществу и доработать один из главных отраслевых проектов, иначе здравоохранение рискует принять еще один бесполезный документ.
Этот материал – третий из специального цикла статей, в которых МедНовости разъясняют основные направления «Стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 годов». После общественного обсуждения и доработки стратегию направят на рассмотрение Совета безопасности и правительства. Этот документ определяет, как будет развиваться российское здравоохранение в ближайшие годы. Вот основные направления стратегии:
1. Совершенствование программы государственных гарантий.
2. Развитие системы ОМС на основе принципов солидарности и социального равенства и расширения страховых принципов.
3. Развитие дополнительного медицинского страхования (сверх обязательного медицинского страхования) при оказании застрахованным лицам дополнительных медицинских или иных услуг не входящих в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
4. Развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении.
5. Развитие общественных медицинских организаций, сформированных по территориальному и профессиональному принципам.
6. Введение обязательной аккредитации медицинских работников.
7. Информатизация здравоохранения.
8. Выстраивание вертикальной системы контроля и надзора в сфере здравоохранения.
9. Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
10. Ускоренное инновационное развитие здравоохранения на основе результатов биомедицинских и фармакологических исследований.
Источник: medportal.ru
Предпринимательство. Предпринимательская деятельность в здравоохранении. Формы и виды предпринимательской деятельности
Финансовая сфера является одной из самых проблемных в деятельности ЛПО. Это обусловлено наличием ряда проблем их финансового управления:
Для разрешения финансовых проблем необходимы не только умение самих ЛПО эффективно действовать в условиях рынка, но и создание общей предпринимательской стратегии развития ЛПО, в рамках которой организации здравоохранения могли бы оптимизировать свои финансовые отношения, решать стоящие перед ними финансовые задачи.
Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная хозяйственно-финансовая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляемая от своего имени, на собственный риск, и под свою личную имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.
— самостоятельность выбора направлений и методов деятельности, в принятии решений;
— постоянное наличие фактора риска;
— ориентация на достижение прибыли;
— инновационный характер деятельности.
— привлечение на добровольных началах для осуществления предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
— самостоятельное формирование программы избранных видов деятельности;
— выбор поставщиков ресурсов, потребителей производимых благ;
— установление цен на товары в соответствии с действующим законодательством;
— свободный найм работников для осуществления своего бизнеса.
1. Индивидуальное — предполагает осуществление деятельности физическими лицами, свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (соглашения).
2. Коллективное — осуществляется в пределах полномочий, обозначенных в учредительных документах и уставах.
Специфика развития предпринимательства в здравоохранении обусловлена тем, что в данной отрасли общественного хозяйства результат труда не принимает вещной формы, а существует в виде самой деятельности.
Формирование нового предпринимательского подхода в медицине тесно связано с развитием социально-экономического устройства общества, с возможностью максимально быстро воспринимать результаты развития научнотехнического прогресса.
Предпринимательство в сфере медицинских услуг преследует цели преобразования качественных характеристик людей путем последовательного улучшения их свойств, а также создания части фонда жизненных средств членов общества для поддержания и воспроизводства их жизнедеятельности.
Разделение здравоохранения на государственный и частный секторы основано на праве собственности на имущество ЛПО. Но в пределах каждого из секторов возможны разные организационно-правовые формы.
Помимо средств бюджета и ОМС, руководители ЛПО могут привлекать к финансированию учреждений иные источники: средства предприятий и населения за услуги, средства от продажи основных фондов, гранты и др. Привлечение всех этих источников, как правило, является инициативным делом руководителя.
Все внебюджетные средства учреждений, согласно правилам бухгалтерского учета, можно условно разделить на три группы:
• целевые (средства, предназначенные для финансирования определенных мероприятий целевого назначения; к целевым средствам обычно
относят гранты, средства, полученные от спонсоров, от отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения);
• от приносящих доходы деятельности (средства от сдачи имущества в аренду, проценты банка по депозитным счетам и т.д.);
• от предпринимательской деятельности (доходы от платных медицинских услуг, дополнительные сервисные услуги, гостиничные услуги и
Каждый из видов деятельности, каждый из этих источников имеет свой правовой статус, правила учета, расходования, налогообложения и т.д. Поэтому очень важно понимать, к какой из перечисленных выше групп относятся средства, дополнительно полученные ЛПО.
В общепринятом смысле предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность ЛПО и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и получать прибыть за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.
Основными видами предпринимательской деятельности ЛПО являются:
• оказание (реализация) платных услуг;
• реализация и использование имущественно-материальных ценностей;
• сдача в аренду и субаренду имущества;
• финансовые вложения в депозиты, ценные бумаги;
• участие в финансовом и ином лизинге;
Продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (любое изделие медицинского назначения — искусственная почка, набор хирургических инструментов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).
Одной из причин развития предпринимательства в здравоохранении является не «погоня за прибылью» со стороны ЛПО, а ограниченные возможности государства в полном объеме обеспечить население гарантированной бесплатной медицинской помощью. Необходимость образования прибыли в медицинском предпринимательстве связана, в основном, не с желанием предпринимателей получать «прибавочный продукт», а с необходимостью развития деятельности. Обычно цены, тарифы на предпринимательские услуги в здравоохранении формируются не на основе критерия прибыльности, а исходя из общественной доступности.
Материальная основа любой предпринимательской деятельности — производственные ресурсы (природные, трудовые и средства производства). Будучи вовлеченными в предпринимательство, они становятся его факторами. Помимо них, к основным факторам предпринимательства относятся научные и информационные ресурсы.
Участвуя в общественном разделении труда, предприниматель за собственные или привлеченные денежные средства приобретет необходимые ему для осуществления конкретных предпринимательских операций ресурсы и преобразует их в продукты, товары, нужные потребителям, а затем продает им эти продукты, получая определенную денежную выручку, которая, естественно, должна превышать суммарные затраты предпринимателя на осуществление им предпринимательской деятельности (если не по каждой операции, то хотя бы в пределах обозримого временного интервала — срока окупаемости предпринимательского проекта).
В условиях рыночной экономики предпринимательство в здравоохранении выполняет следующие основные функции:
• общеэкономическую, проявляющуюся в участии ЛПО в общественном разделении труда и обеспечении потребностей населения в дополнительных товарах и услугах медицинского назначения;
• ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и не воспроизводимых ресурсов;
• инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном медико-технологическом развитии ЛПО, в том числе, за счет средств предпринимателей;
• социальную, проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан.
В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна также и политическая функция. Активными выразителями политической воли предпринимателей, действующих на рынке товаров и услуг медицинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов.
Как социально-экономическое явление, предпринимательство комплексно отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реализации товаров и услуг медицинского назначения между всеми участниками на всех этапах организации медицинской помощи. Основные классификационные признаки медицинского предпринимательства:
• форма собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;
• вид продукта предпринимательской деятельности;
• численность работников и объем деятельности;
• научно-технический уровень и качество работы;
• темпы роста и прибыльность.
В зависимости от формы собственности, различают государственное (оказание медицинских услуг государственными ЛПО), частное и смешанное предпринимательство.
Предпринимательство в системе здравоохранения — это не только производственное (ориентированное на оказание медицинских и сервисных услуг, изготовление лекарственных средств, медико-производственного оборудования, инструментов), но и торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.
Торговое предпринимательство в сфере здравоохранения — это купля- продажа товаров и услуг медицинского назначения. При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев, и на послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей.
Все расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль, учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара и, в конечном счете, оплачиваются покупателем. Примером торгового предпринимательства может служить работа УП, частных предприятий по приобретению и ремонту медицинской техники. Соответственно, стоимость первоначального товара увеличивается на торговую наценку. В последнее время в ряде стран государственные ЛПО создают собственные подразделения, занимающиеся торговым предпринимательством.
Финансовое предпринимательство, которое, в силу его особой значимости для рыночной экономики, выделяют обычно в самостоятельный вид, является, по сути, одним из видов торгового предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является конкретный сертифицированный товар — денежные средства. К наиболее известным разновидностям предпринимательства в финансовой сфере относится вложение средств или предоставление кредитов для осуществления предпринимательской деятельности. Предприниматель (например, банк или другое финансово-кредитное учреждение, занимающееся предпринимательством в здравоохранении) вкладывает свои денежные средства в те или иные объекты здравоохранения или виды медико-фармацевтической деятельности с целью последующего получения прибыли. Предприниматели-кредиторы предоставляют денежные средства в долг приобретателям кредитов (хозяйствующим субъектам рынка товаров и услуг медицинского назначения) под определенный кредитный процент, из которого образуется предпринимательская прибыль.
С другой стороны, ЛПО, непосредственно вкладывающие свои средства в финансово-кредитные учреждения (банки, фондовые биржи и т.д.), становятся субъектами финансового предпринимательства, получая определенную прибыль (дивиденды, проценты по депозитным счетам и т.д.), которая в дальнейшем идет на развитие основного производства.
Страховое предпринимательство — это продажа особой услуги — страховой защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях, зафиксированных в договоре страхования, полностью или частично компенсировать застрахованному лицу потери, которые тот может понести в течение срока действия договора. За это страховщик взимает со страхователя определенную страховую плату.
Наиболее распространенными являются следующие виды страхования: жизни, здоровья (медицинское страхование), имущества, риска и ответственности.
Собственно предпринимательским является частное страхование, тогда как государственное страхование выполняет, прежде всего, социальную функцию и не связано непосредственно с получением прибыли.
Основу посреднического предпринимательства составляют купля- продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению всех видов предпринимательской деятельности в здравоохранении. Посредниками являются маклеры и дилеры, а инструментом служат рекламные и другие маркетинговые механизмы.
Главный фактор посреднического предпринимательства — информация, причем, самая разнообразная. Как показывает практика, даже, к примеру, при проведении простейших товарно-посреднических операций на рынке лекарственных средств, медицинского оборудования, помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит, а также о том, кому и за сколько это можно продать, посреднику может пригодиться знание специфических особенностей и условий купли-продажи конкретных видов товаров. Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести деловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интересов (порой в самом начале противоречивых). Примером посреднического предпринимательства является продажа информации о наличии тех или иных медицинских препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования.
С развитием рыночных отношений в здравоохранении возрастает потребность в интеллектуальном посредничестве. Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе, международных. Сами участники этих проектов в силу разных причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут (или не хотят) проявлять связанную с ними активность и возлагают эту обязанность за определенную плату на квалифицированных посредников. Обычно такими квалифицированными посредниками выступают консалтинговые компании (фирмы).
Консалтинг — профессиональная консультативная помощь руководителям предприятий (организаций), предпринимаемая в решении проблем, возникающих в процессе осуществления их деятельности. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка, по разработке технико-экономических обоснований проектов, проведению маркетинговых исследований и др. Как правило, консалтинг (консалтинговая помощь) осуществляется на платной основе в виде рекомендаций, современных решений, проектов.
Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом.
Источник: scicenter.online