Земельный налог это ИП

С расчета налога за 2015 год предприниматели, как и все граждане, платят земельный налог на основании уведомления. Таким образом, самостоятельно рассчитывать налог не нужно, это сделает налоговая инспекция. Такой порядок следует из пункта 3 статьи 396, пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ.

Рассчитать земельный налог за 2014 год надо все еще в прежнем порядке.

Показатели для расчета налога

Для расчета земельного налога используют:

  • кадастровую стоимость земельного участка;
  • налоговую ставку.

Такие правила содержатся в статьях 396, 394 и 390 Налогового кодекса РФ.

Для некоторых категорий предпринимателей (их имущества) действуют федеральные и местные льготы . Так, некоторые категории предпринимателей могут быть полностью освобождены от уплаты земельного налога.

Кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость определяется отдельно для каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, кадастровая стоимость определяется на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст.

Земельный налог. Теория и практика 1С:БГУ

391 НК РФ).

Если кадастровая стоимость земли не определена, налог рассчитывают исходя из нормативной стоимости земли. Подробнее об этом см. Какое имущество облагается земельным налогом . Например, так рассчитывают земельный налог в Республике Крым и городе Севастополе до утверждения массовой кадастровой оценки участков. Об этом сказано в пункте 8 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Кадастровую стоимость можно посмотреть на официальном сайте Росреестра .

Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то кадастровая стоимость части земельного участка определяется пропорционально доле в общей собственности. По следующей формуле:

Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности предпринимателя
=
Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности
×
Доля земельного участка, принадлежащая предпринимателю на праве собственности, в процентах

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 31 января 2014 г. № 03-05-06-02/3884.

Если земельный участок находится в совместной собственности, то кадастровая стоимость доли, принадлежащей предпринимателю, определяется равными частями (п. 2 ст. 392 НК РФ). Например, если собственниками земельного участка являются три налогоплательщика, то каждому из них принадлежит на праве собственности по 1/3 этого участка. Значит, кадастровая стоимость доли, принадлежащей каждому налогоплательщику, будет равна 1/3 кадастровой стоимости всего участка.

Если предприниматель приобретает здание и к нему переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, кадастровая стоимость определяется пропорционально доле предпринимателя в праве собственности на этот земельный участок (абз. 1 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Земельный налог физических лиц

Если владельцами здания являются несколько налогоплательщиков, то кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле в праве собственности (в площади) на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются:

  • предприниматель и государственное (муниципальное) учреждение,
  • предприниматель и государственное (муниципальное) унитарное предприятие,

то в этом случае кадастровая стоимость учреждения или предприятия не определяется. Например, если здание одновременно принадлежит предпринимателю на праве собственности, государственному учреждению на праве оперативного управления и унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, то государственное учреждение и унитарное предприятие в этом случае имеют ограниченное право пользования земельным участком (п.

3 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Следовательно, платить земельный налог со всего участка должен предприниматель, так как учреждение (предприятие), обладающее правом ограниченного пользования, не признается плательщиком земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Пример расчета кадастровой стоимости части земельного участка, занятого зданием. Предпринимателю принадлежит часть этого здания на праве собственности

Предпринимателю принадлежит на праве собственности 150 кв. м здания. Общая площадь здания составляет 1500 кв. м. Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, – 335 000 руб. Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности предпринимателя:
335 000 руб. × 150 кв. м : 1500 кв. м = 33 500 руб.

Кадастровую стоимость земельного участка в ситуации, когда предпринимателю принадлежит один из этажей здания, определяют пропорционально доле предпринимателя в общей долевой собственности (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то кадастровая стоимость определяется отдельно в отношении каждой части земельного участка:

Кадастровая стоимость части земельного участка
=
Кадастровая стоимость всего земельного участка
×

Площадь части земельного участка, расположенного на территории соответствующего муниципального образования

:
Общая площадь земельного участка

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Если на предпринимателя распространяется льгота в виде не облагаемой налогом площади участка, установленной местными властями, рассчитывают кадастровую стоимость части участка, которая будет облагаться налогом:

Кадастровая стоимость облагаемой части участка
=
Кадастровая стоимость всего земельного участка
×
(Площадь всего участка — Необлагаемая площадь участка) : Площадь всего участка

Читайте также:  Как через МФЦ объявить себя банкротом ИП

Чтобы получить информацию о площади земельного участка, приходящейся на территорию того или иного муниципального образования, обратитесь в территориальное отделение Росреестра.

В течение года кадастровая стоимость может измениться, например, по решению суда. О том, какое значение тогда брать в расчет, см. Как рассчитывается земельный налог .

Налоговые ставки

Налоговые ставки для земельного налога устанавливаются местным законодательством и не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, а также сельскохозяйственных земель;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Такие правила предусмотрены статьей 394 Налогового кодекса РФ.

При этом пониженная ставка в размере 0,3 процента применяется даже тогда, когда земельный участок для жилищного строительства еще не освоен (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

Расчет налога за полный год

Земельный налог по итогам года рассчитывают по формуле:

Земельный налог
=

Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы)

×
Ставка земельного налога

Чтобы рассчитать земельный налог по участку, который находится на территории нескольких муниципальных образований, нужно определить сумму налога по каждой его части:

Земельный налог по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования
=

Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования

×
Налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Если местными властями предусмотрена льгота в виде уменьшения суммы налога, налог к уплате рассчитывается так:

Земельный налог к уплат е
=
Земельный налог

Земельный налог × %, на который уменьшается налог : 100%

Расчет налога за неполный год

Если вещное право на земельный участок возникает или прекращается в течение года, то земельный налог рассчитывают с учетом коэффициента Кв:

Коэффициент Кв
=

Количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности в данном налоговом периоде

:
Количество календарных месяцев в налоговом периоде

При определении количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, учитываются месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно (прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно). Месяцы, в которых право на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются.

Земельный налог рассчитывают по формуле:

Земельный налог (с учетом Кв) = Земельный налог × Коэффициент Кв

Если местными властями предусмотрена льгота в виде уменьшения суммы налога, налог к уплате считают так:

Земельный налог к уплате
=
Земельный налог (с учетом Кв)

Земельный налог (с учетом Кв) × %, на который уменьшается налог : 100%

Такой порядок следует из положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета земельного налога

Предпринимателю А.А. Иванову принадлежит на праве собственности земельный участок, находящийся на территории одного муниципального образования.

Право собственности на данный участок было зарегистрировано 5 апреля 2015 года. Кадастровый номер земельного участка – 12:55:318517:0090, его кадастровая стоимость – 1 000 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным нормативным документом по земельному участку, равна 0,4 процента от кадастровой стоимости.

Иванов является инвалидом I группы и имеет право на уменьшение налоговой базы на 10 000 руб. в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база по земельному налогу определяется как разница между кадастровой стоимостью земельного участка и не облагаемой налогом суммой.

Налоговая база равна 990 000 руб. (1 000 000 руб. – 10 000 руб.).

Так как право собственности на участок было зарегистрировано 5 апреля, то обязанность по уплате земельного налога у предпринимателя возникает с апреля.

Коэффициент владения земельным участком в течение года составил 0,75 (9 мес. : 12 мес.).

Земельный налог по итогам года составил 2970 руб. (990 000 руб. × 0,4% × 0,75).

Учет налоговых льгот

Местные власти могут устанавливать льготы отдельным категориям предпринимателей (п. 2 ст. 387 НК РФ). Если право на льготу возникает или прекращается в течение года, земельный налог в отношении льготного земельного участка рассчитывается с учетом коэффициента отсутствия льгот (Кл).

Коэффициент Кл учитывается для льгот в виде:

  • необлагаемой площади земельного участка;
  • освобождения от земельного налога.

Коэффициент Кл не учитывается для льгот в виде:

Коэффициент Кл
=
Количество полных месяцев налогового периода, в течение которых отсутствует налоговая льгота
:
Количество календарных месяцев в налоговом периоде

Читайте также:  Уступка права требования УСН расходы

При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Рассчитывают налог по формуле:

Земельный налог (с учетом Кл) = Земельный налог × Коэффициент Кл

Такой порядок следует из положений пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Индивидуальное жилищное строительство

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность гражданами для индивидуального жилищного строительства, коэффициент 2 применяется по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на эти земельные участки. Коэффициент применяют до регистрации прав на построенный объект недвижимости. Такие правила предусмотрены в пункте 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Источник: nalogobzor.info

Статья 387 НК РФ. Общие положения (действующая редакция)

1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

В федеральной территории «Сириус» налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус», вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус» и обязателен к уплате в федеральной территории «Сириус».

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус») определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус»), устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Статья 386.1 Статья 387 Статья 388
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 387 НК РФ

На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Статья 387 НК РФ устанавливает общие положения относительно установления земельного налога.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога также производится на основании НК РФ и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо НК РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального назначения.

К примеру, на территории города Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге».

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального назначения самостоятельно в нормативно-правовых актов устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в НК РФ.

Необходимо обратить внимание, что положения абзаца 2 пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 комментируемой статьи действуют в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

При этом положения абзаца 1 пункта 2 девствуют в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

Данные изменения обусловлены включением в состав Российской Федерации нового субъекта — города федерального значения — города Севастополя.

Может возникнуть вопрос: имеет ли право муниципальное образование или город федерального значения отменить льготы по земельному налогу, которые не предусмотрены НК РФ, но были введены на территории такого муниципального образования или города федерального значения актом законодательного (представительного) органа?

Читайте также:  ИП как дополнительное образование детей

Обратимся на этот счет к официальным разъяснениям Минфина России.

В письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 разъяснено, что представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл. 31 «Земельный налог» Кодекса.

При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В этой связи Минфин России отмечает: если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования.

В письме Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/527, в свою очередь, рассмотрен вопрос об установлении льготных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории г. Севастополя. По данному вопросу Департамент финансового ведомства указал, что решение вопросов, связанных с установлением льготных налоговых ставок в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, относится к компетенции Законодательного собрания города Севастополя.

Также данными нормативно-правовыми актами муниципальные образования и города федерального назначения могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» не применяется, за исключением статьи 25.

В данную статью не вносились изменения с 2004 года.

В пункте 2 комментируемой статьи не определено, к одному или нескольким земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, может применяться налоговая льгота в форме установления размера необлагаемой земельным налогом суммы. Поскольку ограничения не установлено, то можно сделать вывод о том, что данная налоговая льгот а подлежит применению ко всем земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, но находящимся в границах одного муниципального образования или города федерального назначения, на территории которых данная льгота введена.

Учитывая изложенное, при установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования.

Данная позиция, изложенная в письме, является актуальной, так как правовое регулирования данного вопроса не изменилось.

В судебной практике не сложилось какой-либо проблемы относительно применения статьи 387 НК РФ.

Источник комментария:

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 31 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ» (АКТУАЛИЗАЦИЯ)

Источник: www.zakonrf.info

Как организации должны исчислять земельный налог в 2023 году

Как организации должны исчислять земельный налог в 2023 году

ФНС РФ разъяснила организациям, как следует исчислять земельный налог в 2023 году по кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В своем сообщении ведомство напоминает, что организации определяют базу по земельному налогу самостоятельно (без обращения в налоговые органы) на основании сведений ЕГРН о земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база для земельного участка за 2023 год определяется по кадастровой стоимости в ЕГРН, подлежащей применению с 1 января 2022 года. Такой подход применяется, если кадастровая стоимость на 1 января 2023 года превышает кадастровую стоимость участка, применяемую с 1 января 2022 года.

Таким образом, для расчета земельного налога за 2023 год (и авансовых платежей) организация должна сравнить кадастровую стоимость участка по состоянию на 1 января 2022 года с кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2023 года (в том числе включенную в ЕГРН на основании принятого в 2022 году регионального акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель).

Вместе с тем данные особенности не применяются, а налоговая база определяется в соответствии с общими положениями ст. 391 НК РФ, если:

  • у земельного участка нет кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН и подлежащей применению с 1 января 2022 года (в том числе для вновь образованного земельного участка, поставленного на кадастровый учет после 1 января 2022 года);
  • кадастровая стоимость земельного участка, подлежащая применению с 1 января 2023 года, не превышает значение на 1 января 2022 года;
  • внесенная в ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка увеличилась из-за изменения его характеристик (площади, вида разрешенного использования и т.п.) в течение 2022 года.

Установленные статьей 391 НК РФ правила определения базы по земельному налогу применяются налоговыми органами при формировании сообщений об исчисленных суммах налога за 2023 год, направляемых организациям, а также налоговых уведомлений, направляемых физическим лицам в 2024 году.

Следить за новостями удобно в нашем новостном Telegram-канале . Присоединяйтесь!

Источник: buh.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин