Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существуют три критерия малого предприятия. К субъектам малого предпринимательства, к малым предприятиям относятся организации, у которых :
1. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек; Примечание: Микропредприятие — до 15 человек
3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
Предельные значения средней численности работников | Предельные значения «выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость» | |
Микропредприятия | от 1 до 15 человек включительно | 60 млн. рублей |
Малые предприятия | от 16 до 100 человек включительно | 400 млн. рублей |
Средние предприятия | от 101 до 250 человек включительно | 1 000 млн. рублей |
для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.02.13 N 101
Виды малых предприятий.
Направления малого бизнеса могут быть любыми. При этом малый бизнес прекрасно чувствует себя практически во всех сферах деятельности. А при высоком уровне ликвидности, грамотном управлении и кредитной политике – и в производстве промышленных товаров и продуктов питания. В сфере же коммерции и торговли, где рентабельность достигает 30%, система малого бизнеса особенно развита.
Малый бизнес проявляет особую активность в тех сферах, где он может получать выгоду от своих неоспоримых преимуществ перед крупными предприятиями. И, прежде всего, от своей мобильности и высокой адаптивности в быстро меняющихся экономических условиях.
Если же говорить о наиболее перспективных видах малого бизнеса, то, по мнению экспертов, к ним можно на сегодня отнести сферу товаров и услуг массового спроса, а также строительно-ремонтную отрасль, автосервис и IТ-индустрию (Интернет технологии и производство компьютерных программ). Хорошие перспективы имеют также региональные производители продуктов питания, работающие в формате малых предприятий.
Как начать свое дело? Виды налогообложения и поддержка малого бизнеса от государства / 14+
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .
Источник: studopedia.org
2. Предприятия малого бизнеса
Вся предпринимательская деятельность может быть классифицирована по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам. По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).
По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу.
Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги. По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
2.2. Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса. Фирмы малого бизнеса в России
В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
2.2.1. Хозяйственные товарищества
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности.
Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников. Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывают все его участники.
В нем указываются наименование товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. В учредительном договоре содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Каждый участник уплачивает налоги с суммы своей доли прибыли и имеющегося у него дохода. Участники полного товарищества несут солидарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе, или товариществе на вере. Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности. Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.
Источник: studfile.net
Виды малых предприятий
Дадим краткую характеристику малым предприятиям. Сталкиваясь с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые — это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия.
Малое предприятие — всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия — кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
1.3. Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже более 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Ниже приведены некоторые законы и постановления правительства направленные на поддержание и регулирование процессов связанных с формированием малого бизнеса.
Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20 июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом определены основные понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства, статус предпринимателя, формы предпринимательской деятельности.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
В июне 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 — 1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах». В данном постановлении подчеркивается высокое значение развития малого бизнеса в условиях нарушенных производственно-хозяйственных связей, а также дается определение классификации фирм в зависимости от их численности.
Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 «Об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики». Настоящее постановление содержит описание системы экономических досчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и применяемых с целью определения скрываемых предпринимателями объемов производимой продукции с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или преуменьшается в целях уклонения от налогообложения.
Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 — 1999 годы». В Программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.
Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 — 2000 годы». Постановление предусматривает реализацию мер, предусмотренных программой «Молодежь России» (1998-2000гг.), а также соответствующими региональными программами по поддержке и расширению занятости молодежи, включая молодежное предпринимательство.
Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы». Постановлением предусматривается комплекс мер по преобразованию (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции и освоение высоких технологий.
Источник: kazedu.com