Постановка проблемы межкультурной коммуникации. Национальное коммуникативное поведение. Национальный характер. Национальные особенности коммуникативного поведения народов мира. Основные особенности русского коммуникативного поведения.
Тема 17. Методы стимулирования критического и творческого мышления специалистов в деловой сфере
Метод анализа конкретных ситуаций. Метод анализа кейсов. Метод анализа инцидентов. Метод разбора деловой корреспонденции. Метод разыгрывания ролей. Метод психологического видеотренинга.
Метод имитационных игр. Метод деловых игр. Методы генерирования идей: метод мозгового штурма; метод синектики; метод ассоциаций; метод записной книжки.
Тема 1. Вербальные средства коммуникации
Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.
Даниэл Уэбстер
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы функции языка в общении?
2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?
3. Чем отличается научный стиль речи?
Морские волчары: плавучие тюрьмы Дальнего Востока
4. Чем отличается публицистический стиль речи?
5. Чем отличается разговорная речь?
6. Вспомните типы приема и передачи информации.
Задание 1
Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.
Фиаско | Статуя | Спираль |
Океан | Ноготь | Финиш |
Путешествие | Мостовая | Кнопка |
Бумажник | Пальто | Вор |
Дыня | Фанера | Суфле |
Сон | Харизма | Ковбой |
Мотоцикл | Армия | Коробка |
Собака | Нос | Палка |
Преступление | Хоккей | Плод |
Задание 2
Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.
· Творчество подобно приготовлению торта.
· Творчество подобно падению в грязь.
· Творчество подобно любви.
· Творчество подобно починке протекающего крана.
· Творчество подобно заточке топора.
Задание 3
Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:
1. Вода для корабля то же, что________________________________ для бизнеса.
2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.
3. Кран для___________________ то же, что_____________________ для свободы.
4. Мой дом – это ____________________________.
5. Моя работа – это _________________________.
6. Беспокойство – это _______________________.
7. Правда – это _____________________________.
8. Власть – это _____________________________.
9. Успех – это _______________________________.
Я СПУСТИЛСЯ В МОРЕ КРОВИ НА 1000 МЕТРОВ И ВОТ, ЧТО Я ТАМ НАШЕЛ ➲ СТРАХ ГЛУБИНЫ ➲ IRON LUNG
10. Счастье – это _____________________________.
11. Любовь – это ______________________________.
12. Идеалы – это ______________________________.
13. Размышление – это ________________________.
14. Жизнь – это _______________________________.
Задание 4
Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
· Чем пахнет слово «участвовать»?
· Каково на ощупь число «семь»?
· Какой вкус у голубого цвета?
· Как выглядит идея свободы?
· Какая форма у вторника?
· Каков вкус радости?
Задание 5
Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д.
Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.
Задание 6
Эпизод первый: заключение трудового соглашения.
«Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно…»
Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.
· Все ли условия соглашения выполняются?
· Как выполнил Балда свои обязанности?
Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.
Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».
Задание 7
Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.
Задание 8
Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.
Задание 9
· Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________.
· Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________.
· Моя тревога __________________ с каждым днем.
· Площадь засоленных почв __________________ с каждым годом.
(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)
Задание 10
Подберите синонимы к слову сказал.
Задание 11
Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.
Задание 12
«Переведите» наукообразные фразы:
· Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.
· Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).
Тема 2. Слушание в деловой коммуникации
Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего.
Восточная мудрость
Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.
Вопросы для самоконтроля
1. Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?
2. Что дает людям умение слушать?
3. Каковы трудности эффективного слушания?
4. Какие ошибки допускают те, кто слушают?
5. Перечислите «вредные привычки» слушания.
6. Как преодолеть крайности мужского и женского стилей слушания?
7. Каковы внешние помехи слушания?
8. В чем особенности направленного, критического слушания?
9. Какова специфика эмпатического слушания?
10. В чем особенность нерефлексивного слушания?
11. Зачем нужна положительная установка по отношению к неприятному собеседнику?
12. «Обратная связь». Каковы ее виды и способы осуществления?
Задание 1
Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?
Задание 2
Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми приятно разговаривать?
Задание 3
Проанализируйте, какой стиль слушания – мужской или женский – вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать?
Задание 4
Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время разговора сделать непроницаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника. В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем – примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее.
Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результат обсудите с ними.
Последний эксперимент позволяет прийти к выводу: подражание позе и жестам партнера создает комфортную обстановку разговора, помогает собеседнику раскрыться, неподражание действует наоборот.
Задание 5
Потренируйтесь в различных типах слушания в разных ситуациях общения.
Задание 6
Постарайтесь использовать как можно больше приемов активного слушания в деловом разговоре.
Тема 3. Невербальная коммуникация
Источник: stydopedia.ru
Деловое общение. Часть 3
Последние 25 лет явились
периодом ускоренной глобализации
деловой среды и роста
конкуренции на национальных
рынках..
Время, когда человек приходил в
компанию и обретал
стабильное место работы и
пожизненную занятость прошло
— даже для компаний списка
Fortune-500 или Forbes.
Рост динамичности,
нестабильности и
неопределенности деловой среды
обусловил уход пожизненной
занятости из японской или
российской деловой реальности.
4.
Это значит, что люди менее защищены, менее уверены в стабильности своего
положения, и поэтому менее лояльны компании, чем их предшественники.
Снижение лояльности — ведущий фактор роста значимости
внутриорганизационных коммуникаций. Меньшая лояльность предполагает
развитие новых инструментов взаимодействия с ними менеджмента, или
аппарата управления компании.
Именно система внутренних коммуникации менеджмента с занятыми является
таким инструментом, поддерживающим связь руководства с сотрудниками и
организации в целом с каждым из сотрудников.
5.
Вторым фактором роста
значимости
внутриорганизационных
коммуникаций является
необходимость демократизации
управления, делегирования
полномочий сверху вниз.
Это обусловлено также
необходимостью повышения
реактивности организации в
среде нарастающей
изменчивости. Сокращение
средних уровней управления в
организациях в условиях
компьютеризации
управленческих процессов
повышает ответственность
сотрудников в принятии
решений.
6.
Сотрудникам
приходится выполнять
большую и более
ответственную работу
меньшим количеством.
Рост обязанностей
побуждает их требовать
больше полномочий, к
чему менеджмент
организации не всегда
готов.
Это увеличивает
недовольство людей и
снижает дееспособность
организации.
7.
Растущая нестабильность и
сложность деловой среды
требует сокращения сроков
принятия решений, усиления
лидерства в поиске и
реализации новых
возможностей и уменьшения
бюрократического контроля.
Растет необходимость
создания развернутой
внутриорганизационной
информационной среды,
позволяющей всем
сотрудникам успешно
ориентироваться в проблемах
и быстро находить решения.
Внутриорганизационные
коммуникации и формируют
такую информационную
среду.
8.
Данные исследования более 300 организаций в США, проведенного
International Association of Business Communications показали, что:
1. встречи лицом к лицу с высшими руководителями —
предпочитаемый источник информации для большинства
сотрудников,
2. руководители высшего уровня не коммуникатируют с людьми
удовлетворительно, оставаясь невидимыми и недостижимыми
для контактов,
3. публикации в масштабе компании во многих отношениях высоко
оцениваются персоналом, хотя имеют низкую оценку как
предпочтительный источник информации.
4. Коммуникационные усилия менеджмента все еще не отвечают
потребностям персонала,
5. сотрудники очень критично относятся к нежеланию
менеджмента выслушать их и действовать в соответствии с
их идеями.
9.
Штат современных
преуспевающих
организаций нередко
моложе, чем раньше, в нем
больше женщин, он более
амбициозный и карьерноориентированный, менее
благодушный и лояльный,
чем в прошлом.
Поэтому люди
требуют прямоты в
коммуникациях.
Сами коммуникации
должны быть
непрерывными и
систематическими для
усиления управленческих
сообщений.
10.
11.
Milton Moskowits выявил, что коммуникации в организации, которую
люди в США считают «местом, лучшим для работы»],
характеризуются следующим образом:
1. Наличие «обратной связи» — возможности для занятых
выражать свое мнение и даже возражения менеджменту. Сотрудники
хотят иметь доступ к менеджменту, или руководству организации.
Они хотят появления критических статей во внутренних публикациях.
Они хотят, чтобы менеджмент придавал значение этому.
2. Видимость и близость высшего руководства. Многие
компании пытаются выровнять ранговые различия, элиминировать
такие напоминания о статусе, как кафетерии, спортзалы и
автостоянки для руководства. Управление «прохаживаясь вокруг»
(«management by walking around»), — когда менеджер периодически
обходит подразделения и рабочие места, неформально беседуя с
людьми о проблемах и решениях, —позволяет усилить
взаимопонимание менеджеров и сотрудников.
12.
3. Приоритет внутренних коммуникаций перед внешними. Люди
должны получать информацию о своей компании в ней самой, а не из
вечерних новостей. Иначе они считают, что им не доверяют.
Компания должна выпускать информацию, затрагивающую интересы
сотрудников, сначала для них, а уже потом — во вне.
4. Ясность. Каждое сообщение для сотрудников должно быть
понятно широкому кругу занятых, а не только тем, кто это
сообщение выпустил.
5. Дружественный тон. Лучшие компании создают «ощущение,
чувство семьи» во всем, что они сообщают. Одна
высокотехнологичная американская компания ввела порядок — все
должны носить табличку с именем (первым именем, а не фамилией),
написанным большими печатными буквами. Эта, казалось бы, мелочь,
делает коммуникации персонифицированными, т.е. более личными,
открытыми, убирая барьеры неизвестности и неопределенности.
6. Чувство юмора разряжает серьезную обстановку компании, где
люди беспокоятся о сохранности своей работы.
13.
Росту доверия способствуют:
1) своевременные и более
частые коммуникации,
2) демонстрация доверия
занятым путем распространения
как хороших, так и плохих
новостей,
3) вовлечение сотрудников в
процесс коммуникаций и
собственно, решения проблем,
запрашивая их идеи и мнения.
Люди хотят знать — в каком
направлении организация
движется менеджментом
(аппаратом управления) и
какова их роль в том, чтобы
«доставить» организацию в
целевую точку.
14.
Компания IBM более 30 лет проводит
программу «Speak up» (говори),
обеспечивая двусторонний канал
коммуникации занятых и
менеджмента во всех своих 80-ти
месторасположениях.
Любой сотрудник может выслать
свои жалобы, пожелания или
одобрение, задать вопрос
администрации через службу
коммуникаций IBM, не раскрывая
своего имени для администрации.
С 1993 г. в IBM выпускается
внутренний 4-хцветный журнал
«Think» (думай), где обсуждаются
темы «как не быть поглощенным
бюрократией». В компании AT
2)грамотность—необходимая часть любого документа;
3)логичность.
Каждое письмо представляет собой:
• изложение сути вопроса;
•речевое действие;
•заключение;
4) Корректность — деловая корреспонденция является корректной, если в
ней соблюдена этикетная рамка и характер но доброжелательный или
нейтральный тон изложения.
Источник: ppt-online.org
Скаженик Е. Практикум по деловому общению
создания рассказа. На бумаге или в голове разработайт е сценарий.
Фиаско Статуя Спираль
Океан Ноготь Финиш
Путешествие Мостовая Кнопка
Бумажник Пальто Вор
Дыня Фанера Суфле
Сон Харизма Ковбой
Мотоцикл Армия Коробка
Собака Нос Палка
Преступление Хоккей Плод
Изучите приведенные ниже сравнения и объясни те, почему они правомочны.
· Творчество подобно приготовлению торта.
· Творчество подобно падению в грязь.
· Творчество подобно любви.
· Творчество подобно починке протекающего крана.
· Творчество подобно заточке топора.
Сравнения и метафоры объединяют вещи между соб ой, устанавливают их похожесть.
Сравнения распознаются более легко, потому что содержат клю чевые слова «как» или
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:
1. Вода для корабля то же, что________________________________ для бизнеса.
2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.
3. Кран для___________________ то же, что_____________________ для свободы.
4. Мой дом – это ____________________________.
5. Моя работа – это _________________________.
6. Беспокойство – это _______________________.
7. Правда – это _____________________________.
8. Власть – это _____________________________.
9. Успех – это _______________________________.
10. Счастье – это _____________________________.
11. Любовь – это ______________________________.
12. Идеалы – это ______________________________.
13. Размышление – это ________________________.
14. Жизнь – это _______________________________.
Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, поп робуйте представить
себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обон ять ощущения.
· Чем пахнет слово «участвовать»?
· Каково на ощупь число «семь»?
· Какой вкус у голубого цвета?
· Как выглядит идея свободы?
· Какая форма у вторника?
· Каков вкус радости?
Все участники плывут на корабле. Корабль плыве т вдоль берегов, островов, гор, лесов; то
наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый учас тник по очереди
сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходи т на борту и т.д.
Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз . Так продолжается до тех пор,
пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораб лик поворачивается, и
участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном п орядке.
Переведите в формы делового общения переговоры между П опом и Балдой, героями
одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизн еса: совмещение профессий,
система оплаты труда, работодатель, работник, претенден т на должность, договор,
контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и с одержание деятельности и пр.
Эпизод первый: заключение трудового соглашения.
«Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно…»
Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.
· Все ли условия соглашения выполняются?
· Как выполнил Балда свои обязанности?
Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.
Справедливость каких правил делового сотрудничества подтвержда ют заключительные
слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизн ою».
В заключение подготовьте аналитическую информацию: ка кие правила составления
трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».
Расскажите об одном и том же событии, используя разли чные стили речи.
Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантност ь.
Продолжите фразы:
· Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________.
· Мы надеемся, что к концу года уровень производства начне т ____________.
· Моя тревога __________________ с каждым днем.
· Площадь засоленных почв __________________ с каждым годом.
(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)
Задание 10
Подберите синонимы к слову сказал .
Задание 11
Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все у силия для устранения
негативных последствий этого явления.
Задание 12
«Переведите» наукообразные фразы:
· Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное
средство, как улыбка.
· Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая
всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).
Тема 2. Слушание в деловой коммуникации
Слушание – процесс активный. Специальные исслед ования показали, что современные
администраторы ежедневно тратят 40% служебного времен и на слушание, а
эффективность слушания (точность восприятия информации, проце дурная культура,
эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очен ь высока – около 25%.
Вопросы для самоконтроля
1. Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?
2. Что дает людям умение слушать?
3. Каковы трудности эффективного слушания?
4. Какие ошибки допускают те, кто слушают?
5. Перечислите «вредные привычки» слушания.
6. Как преодолеть крайности мужского и женского стиле й слушания?
7. Каковы внешние помехи слушания?
8. В чем особенности направленного, критического слушан ия?
9. Какова специфика эмпатического слушания?
10. В чем особенность нерефлексивного слушания?
11. Зачем нужна положительная установка по отношению к не приятному собеседнику?
12. «Обратная связь». Каковы ее виды и способы осущ ествления?
Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуац ии, которая представляет для
вас интерес. Как его нужно слушать?
Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умею т ли они слушать?
Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми
приятно разговаривать?
Проанализируйте, какой стиль слушания – мужской или женски й – вам ближе, нет ли
привычек, мешающих собеседнику и обнаружива ющих ваше неумение слушать?
Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время
разговора сделать непроницаемое лицо и никак не ре агировать на слова собеседника. В
другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отража ть эмоции партнера.
В третьем – примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко
измените ее. Внимательно следите за состоянием расска зчиков во всех экспериментах.
Результат обсудите с ними.
Последний эксперимент позволяет прийти к выводу: подражан ие позе и жестам партнера
создает комфортную обстановку разговора, помогает собеседн ику раскрыться,
неподражание действует наоборот.
Потренируйтесь в различных типах слушания в разных ситуациях общ ения.
Постарайтесь использовать как можно больше приемов активног о слушания в деловом
Тема 3. Невербальная коммуникация
Занятие 1. Невербальные средства коммуникации
Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.
Восточная мудрость
В коммуникации человек использует пять разных знаковы х систем:
· тембр голоса,
· жесты, пластика,
· энергетический импульс.
Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики , четвертая – к
невербальной коммуникации, пятая – к экстрасе нсорике.
В межличностном общении невербальная коммуникац ия передает 65% всей информации.
При выражении отношения телодвижения передают 55% информаци и, голос – 38%, а
слова – всего 7%.
· часто употребляются неосознанно;
· воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействую т;
· передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;
· могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом .
На основании намеренности-ненамеренности различают три типа невербальных средств:
· поведенческие знаки (дрожь и т.д.);
· ненамеренные знаки, или самоадапторы (тереть пере носицу, поправлять волосы и
· собственно коммуникативные знаки.
Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в реч и то, что вы осознанно
собираетесь в ней реализовать. А знаковая система НВК – с емиотика бессознательного,
она реализует те мотивы, которые находятся в бессознатель ном. Очень часто знаковая
система НВК противоречит реальной речи.
Если человек чувствует нечто, он передает это специальны ми знаками, что очевидно.
Интересно другое: если насильно лишить человека возмож ности эти знаки
демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само пси хологическое
состояние. Например, если человек жестами демонс трирует негативное отношение к вам,
лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возм ожно, ваша
ситуация улучшится.
Глаза являются самыми мощными знаками НВК:
· они занимают центральное положение;
· через зрительный анализатор проходит 87% всей информации (9% проходит чере з
слуховой анализатор, 4% — информация, поступаемая в мозг через остальны е органы
Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с
человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:
1. Как он на вас смотрит?
2. Долго ли он смотрит?
3. Как долго он может выдержать ваш взгляд?
Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего
времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь усп еха.
Существуют три вида взгляда: деловой, социальный и интимный.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему важно понимать язык телодвижений?
2. Почему язык телодвижений неоднозначен?
3. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться сня ть
напряженное состояние партнера?
4. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.
Понаблюдайте за позами и жестами людей во время за нятия, совещания, на остановке,
перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оце нку внутреннего состояния
объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обс удите отличия.
Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский т елесериал без звука и
попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на эк ране.
В общении с друзьями приобретайте навыки подражания п о позе и «отзеркаливанию»
жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собес едника.
Попробуйте определить настроение близкого вам человека, при няв его позу.
Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказ ывать вторым о том, как они
провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первы х трех минут принять
позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его же сты. Затем принять
произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями.
Результаты и ощущения обсудите в группе.
Занятие 2. Организация пространственной среды
Человек всегда пытается подчинить себе окружа ющее его небольшое пространство и
воспринимает все находящееся в этом пространстве как ч асть себя или свою
собственность.
В речевой коммуникации существует три зоны приближен ия:
· 1м 30 см – личностная зона;
· 1м – социальная зона;
· 45 см – интимная зона.
Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти на верняка
психически болен.
Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нарушаютс я их
территориальные притязания.
Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как
бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самог о человека очень
важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где
места других членов семьи или коллег.
В деловом общении большое значение имеет использование возможн остей сесть за стол
именно там, где это важно для достижения целей или удобн о. Какую же информацию
можно «считывать», наблюдая за тем, как рассаж иваются деловые люди?
1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеск ой непринужденной беседы, хотя
возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, рук оводитель –
подчиненный. Позиция способствует постоянному контак ту глаз и создает условия для
жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг з а другом. Угол стола
служит частичным барьером: при возникновении конфрон тации можно отодвинуться
дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; террит ориальное разделение стола
отсутствует.
2. Такая позиция подходит для непосредственного делов ого взаимодействия. Когда задача
или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть ря дом, чтобы лучше понять
действия и намерения друг друга, видеть анализируемы е материалы, обсудить и
выработать общие решения.
3. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосф еру соперничества,
при которой каждый из участников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию,
пытается обыграть делового партнера. Стол между ними ст ановится своеобразным
барьером. Достичь согласия при такой позиции за столом чрезвыча йно трудно, даже
компромисс затруднителен, а вот конфликт вполне возможен.
С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субордин ации. Разговор
тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так с адятся за стол переговоров:
тогда это означает равноправную позицию и может способствовать к онструктивному
4. В определенных ситуациях делового общения целесообра зно занимать независимую
позицию, то есть по диагонали через весть стол. Эта позиция характерна для людей, не
желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии за интересованности
или о желании остаться незамеченным, например, на д еловом совещании, семинаре и пр.
Форма стола тоже имеет значение:
· квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничес тва между
людьми, равными по положению;
· за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса
главенствующим считается место, на котором сидит человек , обращенный лицом к двери;
· круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденн ости.
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы понимаете выражение «программировать пространс тво»?
2. Что означает организация пространственной среды?
3. Как цели делового взаимодействия отражаются в организа ции пространственной
4. Каковы позиции за столом, о чем они могут свидетельствовать?
Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение состояния человека в дан ный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) «предательское» проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более в ыразителен, чем у
Источник: www.studmed.ru