Определение морали как «хорошее поведение» и «признание прав и интересов как другого человека, так и общества в целом» означает, что этические нормы по своей сущности выходят за пределы содержания права.
Часто говорят, что мораль ведет закон за собой и опережает или становится выше него. Мораль должна быть над законом, если исходить из того, что последний должен постоянно совершенствоваться. Если целью закона является обеспечение справедливости, включая социальную справедливость, то мораль общества играет основную роль в поиске этой цели.
Основой большинства этических норм является честность, которая также необходима в бизнесе. Свидетели дают свои показания под присягой и подвергаются перекрестному допросу в целях поиска правды. Мы рассчитываем на то, что суды присяжных смогут установить правду. Таким образом, как закон, так и мораль основаны на одних и тех же принципах и имеют одни и те же цели. Но их нормы не всегда одинаковы.
Хотя право и мораль не идентичны, они влияют друг на друга.
Традиционные моральные ценности часто изменячи право, так как нормы морали обычно формировачись и принимались обществом до того, как стать законом. Закон также оказывает влияние на моральные ценности, поскольку позволяет понять, какие действия соответствуют правовым нормам, а какие — нет. На мо-ральные ценности также оказывают влияние экономические условия. Когда экономические принципы бизнеса соответствуют существующей морали, т. е. совместны, почти всегда достигается успех. Получение прибыли не может считаться безнравственным в условиях рыночной экономики.
Источник: finances.social
Этика бизнеса
Впервые серьезное внимание деловой этике начало уделяться в США в пятидесятых годах прошлого столетия.
На протяжении следующих десятилетий отмечалось бурное развитие этой новой дисциплины, которое обуславливалось потребностью общества в анализе ведения бизнеса и определенных моральных норм, действующих в деловой среде.
Предметная область деловой этики
Утверждение о том, что этика бизнеса рассматривает только вопросы, связанные с нормами служебного поведения и обычаями бизнес-этикета, является довольно общим и не отражающим подлинного масштаба вышеуказанной дисциплины. Деловая этика представляет собой целый научный раздел, в ходе изучения которого специалисты сталкиваются с анализом разнообразных проблем, присущих бизнес-среде.
В частности, большое внимание уделяется рассмотрению следующих проблем и вопросов:
- борьба между конкурентами и моральные нормы при использовании определенной деловой информации;
- социальная ответственность, которую несут деловые сообщества;
- различные модели социальной ответственности за рубежом и в нашей стране;
- эффективные методы управления компаниями и организациями;
- соблюдение трудового законодательства и уважения к правам человека в ходе деятельности организации;
- участие представителей деловых кругов в благотворительности;
- мошенничество, коррупция и другие противоправные действия в бизнес-сфере;
- этические нормы, которые обязательны при размещении рекламы;
- основные аспекты ценообразования;
- проблемы так называемой «теневой» экономики, которая присуща многим развивающимся государствам.
Структура деловой этики
Рассуждая о структуре деловой этики, специалисты указывают на 3 ее основные иерархические ступени: Мировой уровень или гипернормы. Последние базируются на общечеловеческих ценностях и, в целом, сводятся к следующему:
- проблемным вопросам, связанным с ростом доверия к бизнес-сфере и борьбой с противоправными действиями;
- вопросам, касающимся обращения крупных финансовых организаций с окружающей средой;
- требованиям, которые касаются усовершенствования методов производства и различных технологических процессов;
- задачам, формирующимся социальной ответственностью бизнес-структур.
Макроуровень или этические нормы в масштабе отдельной отрасли производства или государства. На данном уровне рассматриваются все нормы бизнес-этики, которые реализуются в отраслевых или национальных деловых сообществах. Как правило, важнейшими вопросами, рассматриваемыми в данном сегменте, являются уважение к собственности частных лиц, честная конкуренция на рынке, дискриминация на рынках труда, корректное распространение и освещение бизнес-информации.
Микроуровень или бизнес-нормы, действующие в отдельно взятой организации. Основное внимание уделяется взаимоотношениям между сотрудниками, которые формируются во время функционирования компании.
Главные элементы деловой этики
Элементы деловой этики — это конкретные социальные категории, с помощью которых можно понять ее суть. К ним традиционно относят:
- Принципы взаимодействия между представителями бизнес-кругов. Они являются основополагающими положениями, которые оказывают огромное влияние на профессиональную деятельность отдельных сотрудников и крупных организаций.
- Моральные нормы, сформировавшиеся в обществе. Они помогают лучше понять специфику отношений, сложившихся между представителями одного коллектива или организациями.
- Принципы служебных отношений, которые регламентируют порядок взаимоотношений между всеми сторонами, задействованными в бизнес-процессе.
- Права сотрудников, которые им предоставляются действующим трудовым законодательством.
- Стиль управления, избранный руководством. Он тесно сопряжен с официально принятыми и неформальными правилами отношений с конкурентами, партнерами, клиентами и подчиненными.
- Разрешение разнообразных конфликтных ситуаций, являющихся неотъемлемыми спутниками любого бизнес-процесса.
- Деловая философия. От этого элемента напрямую зависит качество принимаемых руководством организации решений.
Источник: answr.pro