Актуальность исследования проблемы административных барьеров в России неоспорима. Они являются основным препятствием для развития предпринимательства (особенно малого и среднего) как важнейшего элемента функционирования рыночной экономики.
Цели и задачи данной работы заключаются в обобщении теоретического и практического материала по данной проблеме, выделении причин создания административных барьеров в России, рассмотрении конкретных примеров их действия.
Содержимое работы — 1 файл
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Введение
Одной из актуальных проблем российской экономики является высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности. Административные барьеры в экономике — это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, причем, как правило, не поступающие в бюджет.
5 проблем малого бизнеса! Как сохранить свой бизнес и повысить доход?
Актуальность исследования проблемы административных барьеров в России неоспорима. Они являются основным препятствием для развития предпринимательства (особенно малого и среднего) как важнейшего элемента функционирования рыночной экономики.
Цели и задачи данной работы заключаются в обобщении теоретического и практического материала по данной проблеме, выделении причин создания административных барьеров в России, рассмотрении конкретных примеров их действия.
Глава 1. Теоретический аспект проблемы
1. Малый бизнес и административные барьеры
Динамичное развитие экономики любой страны предопределяется достигнутым уровнем целого ряда составляющих, по которым, в свою очередь, можно судить также и о степени зрелости экономической системы в целом. Важнейшей в ряду таких составляющих общепринято считать в последнее время развитие малого предпринимательства.
Пороговой величиной, свидетельствующей о том, что в стране осуществилась критическая масса рыночных преобразований, созданы благоприятные условия для бизнеса, эффективного использования инвестиций, по мнению экспертов Всемирного банка, является состояние экономики, когда доля малого бизнеса достигает примерно 40% от общей численности занятых. Это положение подтверждается опытом стран с переходной экономикой (Венгрия, Польша, Чехия, Эстония и др.), успешно решивших проблему ускоренного экономического роста, существенного повышения жизненного уровня населения. В экономически развитых странах доля малого бизнеса, как по численности занятых, так и в общем объеме ВВП, как правило, превышает 50%. Малое предпринимательство является наиболее важным стимулом экономического роста, обеспечивает занятость населения, в значительной мере способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия, т.е. играет большую роль в решении экономических и социальных задач.
В то же время, как свидетельствует мировой опыт, в силу присущих ему особенностей малый бизнес нуждается в особом к себе отношении. Он, в отличие от крупного бизнеса, наиболее чутко и болезненно реагирует на все барьеры, с которыми приходится сталкиваться при организации и в ходе любой хозяйственной деятельности.
Три острые проблемы малого бизнеса: налоги, спрос и развитие
Не случайно во всех развитых странах сформировались самостоятельные системы государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающие специальные меры по снижению бремени многочисленных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства. В разных странах и в разные периоды их развития перечень наиболее ощутимых барьеров, их ранжирование могут изменяться. Однако есть барьеры, связанные с нехваткой капитала, доступом к нему, а также рыночные барьеры, вызванные ограниченным спросом и условиями конкуренции. В отдельные группы выделяют барьеры, связанные с политикой государства по отношению к малому предпринимательству, куда относят и налоговую систему, барьеры, обусловленные отсутствием доступа к информации.
Начиная с 80-х годов прошлого века европейские страны стали выделять в отдельную группу так называемые административные барьеры и, в основном в рамках общей политики дерегулирования, принимать меры по их оценке и устранению. В настоящее время административные барьеры считаются одним из самых серьезных препятствий на пути развития малого предпринимательства как в странах с развитыми рыночными отношениями, так и в странах с переходной экономикой, особенно странах СНГ, где развитие малого предпринимательства до сих пор находится в зачаточном состоянии.
В начале 80-х годов прошлого столетия европейские страны активизировали работу по оценке и устранению излишнего административного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования, в первую очередь субъектов малого предпринимательства, которая получила название дерегуляции. Данная работа была обусловлена осознанием объективной необходимости усиления роли сектора малого предпринимательства в экономическом развитии как наиболее динамично развивающегося сектора экономики. Практика дерегулирования выявила еще один важный результат: снижение административного вмешательства генерирует дополнительный рост экономики, сокращает расходную и увеличивает доходную часть бюджета Таким образом, сокращение административных барьеров стало рассматриваться как резерв роста экономики.
В середине 90-х годов к аналогичной работе приступили и страны бывшего Советского Союза, поскольку административные барьеры мешают росту нового предпринимательского сектора экономики, снижая благосостояние населения страны, усугубляя негативную роль государства в развитии бизнеса.
Анализ существующих подходов к исследованию понятия «административные барьеры», причин их возникновения и механизмов преодоления и устранения выявляет расхождение в трактовках определения административных барьеров и в предлагаемых мерах по преодолению негативных последствий их воздействия на предпринимательскую деятельность.
Согласно данным подходам можно дать следующие определения административных барьеров.
Административные барьеры на пути развития субъектов хозяйствования появляются в экономической среде как следствие несовершенства государственного административного регулирования их деятельности в процессе принятия и исполнения законодательных и иных нормативных актов. Несовершенство администрирования выливается в многочисленные препятствия со стороны органов власти и управления, связанные с необходимостью выполнения обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами, а также действиями органов власти и их должностных лиц, которые излишне ограничивают свободу предпринимательской деятельности и затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур. Уровень подготовки и исполнения законодательных актов зависит, как правило, от «зрелости» исполнительной власти.
Административные барьеры на пути развития предпринимательства — это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур.
В своей деятельности властные структуры разрабатывают и используют разные методы административного регулирования предпринимательской деятельности. В их число входят: статистическая, оперативная, специальная отчетность; получение лицензий, сертификатов, регистрационных удостоверений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; открытие (закрытие) банковских счетов и т.д.
При этом можно констатировать, что административные барьеры сдерживают развитие предприятий, снижают занятость населения, ослабляют конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, влекут затраты средств и времени для конкретного предприятия и индивидуального предпринимателя. Поэтому стоит задача систематизации административных барьеров с целью выявления путей сокращения трудозатрат на их преодоление в стоимостном и физическом измерениях.
Исходя из логики возникновения, влияния на предпринимательскую деятельность, административные барьеры можно классифицировать последующим основным группам:
- общего характера;
- при получении права на осуществление хозяйственной деятельности;
- преграждающие доступ товаров на рынки;
- при текущем осуществлении хозяйственной деятельности.
Схематично данное распределение представлено на рис. 1.
Анализ данной проблемы в зарубежных государствах показал, что основные причины возникновения барьерных проблем одинаковы и большинстве стран и сводятся к следующим:
- сложность форм отчетности, документов и требований по их заполнению;
- большое количество форм отчетности и многочисленность используемых показателей;
- частая периодичность заполнения утвержденных форм;
- значительные изменения форм, требований и оперативность их обработки.
- Предприниматели (хозяйствующие субъекты) отмечают такие недоработки законодательства, как:
- отсутствие прозрачности процедур расчетов и информации о необходимости представления отчетности;
- проблемы технического характера, связанные с необходимостью дифференциации инструментов выполнения процедур при изменении нормативов;
- недостаточная подготовка органов государственного управления как для теоретической, так и технической обработки данных, получаемых от хозяйствующих субъектов;
- низкий уровень зарплаты государственных служащих, что приводит к коррупции, бюрократизму и вынуждает предпринимателя платить «дополнительно» за оказываемые услуги и срочность их выполнения.
Финансовые затраты предприятия на преодоление административных барьеров предполагают выделение средств на оплату:
- труда сотрудников, которые исполняют инструкции по заполнению отчетных форм и изучают нормативно-правовую базу;
- стоимости оборудования и ресурсов по обеспечению требований законодательства;
- стоимости услуг внешних организаций по консультированию и помощи в работе.
Уровень экономической свободы общества в решающей мере определяется действенной политикой государства по обеспечению равных условий хозяйствования и наличием административных барьеров для ведения хозяйственной деятельности. При этом величина экономических потерь общества от существования административных барьеров в абсолютной и относительной оценке в сравнении с макроэкономическими индикаторами валового внутреннего продукта, налоговых поступлений, доходной и расходной частей госбюджета может характеризовать уровень компетентности и эффективности сложившейся государственной системы управленческой бюрократии. 1
Глава 2. Практика административных барьеров в РФ
1. Логика создания и мультипликации административных барьеров в России
В мировой практике создание административных барьеров в форме входного контроля являются исключительной мерой регулирования экономики, вводимой в случаях, когда иные методы регулирования на практике показали свою недостаточность. Поэтому они применяются в ограниченной сфере. Так, в Европейской Союзе обязательной сертификации подлежит 4% товарной номенклатуры (в России около 80%), причем список таких товаров составляется на основе статистики несчастных случаев. Количество лицензируемых видов деятельности колеблется в разных странах ЕС от 30 до 90.
В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 90-х годов. Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привело к тому, что меры, по сути своей исключительного характера, прежде всего, сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг.
Такие масштабы входного контроля могли иметь только два возможных последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то с высокой вероятностью возникли бы запретительно высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что в крайнем случае могло привести к практически полной остановке товарооборота. Однако на практике оказалось невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами. То есть фактически административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или ной деятельностью или продавать тот или иной товар.
В качестве примера подобного выхолащивания содержания контроля можно привести систему обязательной сертификации. Закон РФ «О сертификации» был принят в 1993 г. Декларированная цель закона — оградить российский рынок от проникновения опасных товаров. В настоящее время под обязательную сертификацию попадают 80% номенклатуры. товаров потребительского рынка.
При таком объеме товаров, подлежащих обязательной сертификации, система не справляется с возложенными на нее задачами. По официальным данным Госстандарта, ежегодно имеет место порядка 2% отказов в сертификации. При этом более чем 30% продукции в последующем забраковывается уже в торговле. Это показывает, что сертификация сама по себе не является серьезным препятствием для проникновения на рынок некачественных товаров.
Источник: www.turboreferat.ru
Проблемы малого бизнеса — критерии классификации, суть и перспективы развития
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и на языке оригинала означает бизнес, деятельность, профессию.
Предпринимательская деятельность — самостоятельная деятельность отдельных граждан, осуществляемая на свой страх и риск и под личную ответственность, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. Проблема малого бизнеса
В одной из современных бизнес-энциклопедий сущность малого бизнеса интерпретируется следующим образом: «Малый бизнес — это малый бизнес любой формы собственности, характеризующийся, прежде всего, ограниченным количеством работников и занимающий чрезвычайно малую долю в общем объеме деятельности, необходимой для ведения бизнеса в стране или регионе».
В большинстве определений подчеркивается, что экономика — это деятельность частных лиц и организаций, т.е. экономика основана на частных, негосударственных формах собственности. В то же время нельзя отрицать существование государственного малого бизнеса.
Малый бизнес — это коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая классифицируется как малое предприятие в соответствии с критериями, установленными государством. Ниже приведены критерии классификации как малого бизнеса.
Критерии классификации предприятий как малых
На начальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием отнесения предприятий к малому бизнесу была численность работников, которая время от времени менялась. До середины 1995 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» № 446 от 11.05.93 г. среди субъектов малого предпринимательства учитывались предприятия всех организационно-правовых форм со средней численностью работников не более 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200 человек; в науке и научном обслуживании — до 100 человек; в других отраслях производственной сферы — до 50 человек; в непроизводственных отраслях промышленности, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек.
В Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», участие иных лиц, численность работников и доходы организации ограничены. К малым предприятиям относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (сельскохозяйственные) предприятия, которые одновременно отвечают следующим условиям:
- доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не может превышать 25%;
- доля других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого и среднего бизнеса не может превышать 25%; и
- средняя численность работников в предыдущем календарном году не может превышать 100 человек; в случае «микропредприятий», отнесенных к категории малых предприятий, численность работников не может превышать 15 человек;
- предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета НДС по каждой категории малых и средних предприятий:
- микропредприятия — 60 млн. руб;
- малые предприятия — 400 млн. руб;
- средние предприятия — 1 000 млн. руб.
Категория малых и средних предприятий определяется в зависимости от состояния наибольшей стоимости — количества работников или оборота от продажи произведенных товаров или оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего бизнеса меняется только в том случае, если количество сотрудников или сумма выручки за два последовательных календарных года остаются выше или ниже 1-го лимита.
Суть проблем малого бизнеса
Малый бизнес — основа экономики государства, но в нашей стране существует множество проблем, из-за которых граждане все меньше и меньше готовы заниматься индивидуальным предпринимательством.
Проблемы малого бизнеса могут быть обусловлены целым рядом явлений и факторов, возникающих на пути развития малых форм предпринимательства в России.
Проблемы малого бизнеса могут быть связаны со следующими факторами:
- Менталитет граждан;
- Отсутствие культуры предпринимательства;
- Нестабильность в экономике;
- Кредитная небезопасность и т.д.
Весь спектр проблем, с которыми предприниматель может столкнуться на пути к самозанятости, можно разделить на несколько групп:
- Кредитные проблемы,
- Финансирование,
- организация бизнеса,
- логистические проблемы и т.д.
Для решения всех проблем среднего класса интересы всех групп должны быть сведены воедино:
- Штаты,
- потребители,
- Предприниматели.
Внутренние проблемы малого бизнеса
Внутренние проблемы — это проблемы, которые влияют на саму компанию и возникают внутри нее. Это может быть:
- 1Финансовые проблемы, особенно проблема накопления стартового капитала. При грамотном использовании денег можно достичь высоких результатов в бизнесе, но для этого важно грамотное планирование, новые идеи и постоянное совершенствование продукции.
- Планирование (отсутствие планирования), когда необходимо не только иметь эффективный план, но и постоянно его пересматривать в соответствии с быстро меняющимися экономическими условиями.
- Управление (успешное функционирование малого бизнеса зависит от правильно подобранной команды, которой руководство может делегировать определенную часть ответственности).
Перспективы развития малого бизнеса
Перспективы развития малого бизнеса в России велики для фирм, которые продают или производят товары первой необходимости. Малые предприятия, предоставляющие различные виды услуг населению, также имеют большие возможности.
В целом, государство принимает соответствующие меры по оказанию помощи сфере малого бизнеса:
- Возмещение расходов на регистрацию бизнеса,
- льготное кредитование и субсидии,
- Бизнес-тренинг,
- Внедрение онлайн-сервисов для облегчения отчетности и т.д.
Внешние проблемы малого бизнеса
В настоящее время начать бизнес очень рискованно, поэтому начинающий предприниматель должен знать и учитывать внешние факторы, влияющие на успех бизнеса.
Некоторые из внешних проблем малого бизнеса:
- Несовершенство правовой и налоговой системы. В нашей стране самый первый документ в области малого бизнеса был принят в 1995 году. Позже становится понятно, что законодательство не является совершенным и препятствует созданию малого бизнеса. Следующий закон был подписан более 10 лет спустя. В настоящее время в эти документы ежегодно вносятся изменения и дополнения. Государство четко регулирует доходы малого бизнеса, их формы и размеры. В то же время, основной проблемой остается большое количество уведомлений в бесконечное количество экземпляров и высокие штрафы за несвоевременные уведомления.
- Административные проблемы, приводящие к чрезмерному регулированию малого бизнеса в государстве (длительные проверки, согласования в инстанциях, получение лицензий и разрешений и т.д.).
- Доступ к выполнению государственных контрактов.
- Проблемы с кредитованием, когда банки неохотно кредитуют крупные суммы для открытия малого бизнеса из-за высокого риска.
- Низкое количество квалифицированных сотрудников из-за отсутствия финансирования бизнеса.
- Последствия санкций, таких как рост цен на продовольствие, обменные курсы доллара и евро, а также ограничения на доступ к международным рынкам.
- Экономическая теория
- Экономика
- Разделение труда — концепция, принцип организации и степень
- Экономика онлайновых СМИ — контент, взаимодействие, доходы и преимущества
- Анализ платежного баланса на примере России — концепция, теории и определения
- Образование и экономический рост — влияние, концепция, роль и функции
- Периоды экономического развития — концепции и сущность
- Сущность, цели и задачи смешанной экономики — функции, суть и виды
- Долгосрочная макроэкономическая политика — концепция, подходы и виды
- Фискальная политика государства — суть, основы и характеристики
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
Д. А. Афонькин. Организационные и правовые механизмы преодоления административных барьеров в малом предпринимательстве региона
Ключевые слова: административные барьеры; предпринимательская деятельность; органы государственной и муниципальной власти; объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса; нормативно-правовые акты; контрольно-надзорные полномочия; упрощение налоговых процедур; правовая грамотность; законодательная инициатива; тенденции монополизации рынка
Key words: administrative barriers; entrepreneurship activity; state and municipal power bodies; infrastructural organisations for small and medium business support; regulatory legal acts; control and supervision powers; simplification of revenue procedures; legal literacy; legal initiative; tendencies of market monopolisation
Проблема административных барьеров в России не нова. Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ в 2008 г., «в России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем — как помеха для укрепления государственного могущества» 1 .
В 2002 г. издан программный документ «Борьба с административными барьерами на пути развития предпринимательства. Практика стран ЕС», где, кроме всего прочего, были исследованы основные административные барьеры в РФ, практика их преодоления и области их присутствия. Проблема административных барьеров актуальна и в на стоящее время, до сих пор малый и средний бизнес зависят от органов государственной и муниципальной власти.
В Республике Мордовия работают более десяти объектов инфраструктуры по поддержке малого и среднего бизнеса, в частности, в 2008 г. были созданы Общественный Совет при прокуратуре РМ по защите малого и среднего бизнеса. В число основных задач Совета входят анализ законотворческой деятельности государственных и муниципальных органов власти по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения субъектов предпринимательской деятельности с контролирующими органами, а также государственными и муниципальными органа власти; Мордовское региональное отделение «Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства „Опора России”». При Отделении созданы единая служба правовой поддержки предпринимателей, многофункциональный центр при Главе администрации ГО Саранск, в обязанности которого входят принятие в максимально короткие сроки у предпринимателей необходимых документов по регистрации, лицензированию, сертификации и т. д., проведение всего комплекса необходимых работ.
Совершенствуется нормативно-правовая база. К числу последних документов относится Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. ¹ 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Указ устанавливает частоту проводимых плановых мероприятий контрольными органами в отношении субъектов малого и среднего бизнеса не чаще 1 раза в три года (кроме налоговых органов). Проведение внеплановых мероприятий будет возможно лишь по согласованию с прокурором субъекта РФ. В гл. 261, 262 и 263 ч. II Налогового кодекса РФ внесены поправки, направленные на совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства 2 . Закон РМ от 30 октября 2008 г. ¹ 99-З «Об установлении предельных значений площади при отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия или муниципальной собственности муниципальных образований Республики Мордовия, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества» увеличил размер торговой площади, которую могут брать предприниматели в аренду до 1 500 кв. м, а также утвердил возможность рассрочки оплаты за приобретенную торговую площадь до трех лет.
Однако, несмотря на наличие имеющейся нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки, сдвиги в развитии малого предпринимательства республики не слишком заметны. Количество административных барьеров, стоящих перед предпринимателями, остается значительным. В настоящее время в республике более 20 надзорных органов имеют право на внеплановые проверки, арест имущества, приостановление предпринимательской деятельности. По-прежнему отдельные представители надзорных органов видят в предпринимателях лишь источник пополнения собственных доходов.
Как показали результаты исследования «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии», проведенного Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия в сентябре—октябре 2008 г., перед предприятиями малого бизнеса в Мордовии остро стоит проблема административных барьеров. Это отметили 29,4 % опрошенных предпринимателей. Хотя актуальность этой проблемы, по мнению предпринимателей, снизилась. В 2007 г. число отметивших эту проблему составило 42,5 %.
Одним из наиболее часто встречающихся административных барьеров предприниматели назвали сложность в получении каких-либо разрешений, лицензий (12,2 %). Однако большинство предпринимателей (39,4 %) в таких ситуациях не ищет виноватых и никуда не обращается с жалобой, так как не верит в то, что профильные подразделения, органы власти смогут оказать помощь (52,8 %).
Кроме того, предприниматели муниципальных районов отметили, что их успешность в бизнесе во многом зависит от приятельских, родственных отношений с представителями местной власти. 14,7 % опрошенных отметили, чтобы получить защиту и покровительство для своего бизнеса со стороны органов власти (в том числе правоохранительных), приходится оказывать неформальные услуги, давать взятки и т. п. По мнению опрошенных (35,4 %), необходимым условием на пути устранения административных барьеров является в первую очередь повышение правовой грамотности предпринимателей.
Как отметил Глава РМ Н. И. Меркушкин в Послании Государственному Собранию РМ 2008 г., «сегодня, в условиях кризиса, тем более надо всемерно поддерживать инициативных людей, решивших начать свое дело, помогать им не только без задержек проходить все необходимые процедуры оформления бумаг, но и обеспечивать сопровождение от подачи заявки до получения результата. Таким людям надо не чинить препоны, а во всем помогать, образно выражаясь, водить их за руку, пестовать, пока они не встанут на ноги. Так и только так должны работать все чиновники, имеющие к этому отношение!» 3 .
Одним из нововведений, созданных для упрощения налоговых процедур, является «биллинговая технология». Жители городов Рузаевка и Саранск, а также районного центра Лямбирь (физические лица) одними из первых в России стали оплачивать налоги через специальные терминалы, установленные в подразделениях Сбербанка. Кроме того, этой системой могут воспользоваться и предприниматели, не имеющие расчетного счета в банке при уплате ЕСН, ЕНВД, а также по упрощенной системе налогообложения. Это нововведение — очередная ступень в достижении уровня прогрессивных западноевропейских методов по уплате налоговых платежей в бюджет. Биллинговая технология удобна, минимизирует сроки проведения расчетов по принятым платежам, позволяет совершать платежи как наличными деньгами, так и путем списания денежных средств с банковских карт 4 .
В скором времени россияне смогут получить возможность брать под ипотеку без проблем не только жилую недвижимость, но и коммерческую. Российское законодательство напрямую не запрещает юридическим лицам покупать коммерческую недвижимость через ипотеку. Однако на деле предприниматели сталкиваются с серьезными проблемами 5 .
Значительную роль в упрощении налоговых процедур для малого и среднего бизнеса, снятия административных барьеров играют органы государственной власти. Правительство РФ выступило с законодательной инициативой на введение возможности регистрации малых предприятий через Интернет. «Необходимо дальнейшее упрощение системы регистрации новых предприятий, включая возможность совершения этой процедуры через сеть Интернет, при исключении возможностей создания фирм-однодневок. Необходимо также значительное сокращение разрешительных процедур, необходимых для начала бизнеса, замена разрешительных процедур декларированием соответствия установленным требованиям», — сказал вице-премьер А. Д. Жуков 6 . Он также отметил, что для развития инновационного малого и среднего предпринимательства предполагается возможность бюджетного софинансирования, предоставления грантов, налоговых стимулов 7 .
На наш взгляд, наиболее действенным в борьбе с административными барьерами стали бы ужесточение ответственности за противоправные действия нечестных на руку и некомпетентных чиновников, в ведении которых находятся контрольно-надзорные полномочия в сфере малого и среднего бизнеса, а также проведение публичных судебных процессов против коррумпированных представителей власти, недопущение тенденций по монополизации рынка.
2 См.: Госдума приняла в I чтении законопроект о налоговых спецрежимах для малого предпринимательства. Москва. 11 июня. URL: http://www . garant.ru/news/13438 (дата обращения: 27.01.2009).
3 Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия. 25 ноября 2008 г. URL: http://www.izvmor.ru/ar-ticle_5006.html (дата обращения: 27.01.2009).
4 См.: Налоговый навигатор. Бизнес Мордовии. 2008. ¹ 8. С. 10.
5 См.: Бизнес Мордовии. 2008. ¹ 6. С. 15.
6 См.: Новости Российского масштаба. Малый бизнес. 2008. ¹ 4. С. 3.
Источник: regionsar.ru