Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в Казахстане

1.4.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

1.4.3 Порядок образования и ликвидации субъектов хозяйствованияРегистрация предприятия в Республике Казахстан.

1.4.1 Развитие малого и среднего бизнеса в РК. Малые предпри­ятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Значение малых предприятий в экономике страны: — мелкий бизнес позволяет заполнить все рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах; — для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; — развитие мелкого бизнеса – это одно из действенных направ­лений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; — мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры; — мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частич­ную или полную автоматизацию производства, достигать опти­мального сочетания автоматизированного и ручного труда; — развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; — с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране; — малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей. Малые предприятия обладают самостоятельностью в осущест­влении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпус­каемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в остальных сферах дея­тельности предприятия. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. 1.4.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как: -значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; -создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; -ускорить научно-технический прогресс; -составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие. В своей деятельности предпринимательство сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет предпринимательство в казахстанской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей. Принятый Парламентом страны Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» явился важным шагом на пути экономического развития Республики Казахстан. В нем были определены основные направления деятельности в этой области и созданы правовые предпосылки для разработки государственных и региональных программ с активизацией малого предпринимательства как одного из факторов промышленного развития. Данный Закон последовательно согласован с Законом «О государственной поддержке прямых инвестиций», Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и является их логическим продолжением, символизируя конструктивный диалог разных ветвей власти. На основании этого закона упрощается процедура регистрации юридического лица в форме субъекта малого предпринимательства. Под этим подразумевается: сокращение сроков и платы за регистрацию, перечня требуемых документов, уменьшение размера уставного капитала. Предпринимательство получило следующие гарантии: а) не допускается необоснованное вмешательство должностных лиц государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей; б) проверки хозяйственно-финансовой деятельности предпринимателей производятся уполномоченными государственными органами не чаще одного раза в год, если иное не предусмотрено действующим законодательством Республики Казахстан. Наибольшие льготы предоставлены предпринимателям, которые занимаются производством (им предоставляется отсрочка на три года выплат сумм за выкуп земли или ее аренду, они освобождаются от платы за регистрацию прав на недвижимое имущество в течение трех лет с момента государственной регистрации и др.). Решение одного из основных вопросов, затрагивающих интересы малого предпринимательства, заключается в «установлении правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин». Безусловно, нельзя требовать от одного законодательного акта решения всех назревших проблем. Но данный Закон характеризует прогрессивные тенденции в законодательной деятельности и вызывает у представителей малого бизнеса чувство оптимизма. В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к. дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя. Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения — это факт, который питает коррупцию. Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает поддержка малого предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших сфер экономики,где предприятия характеризуются малой численностью занятых, невысокой капиталоемкостью, несложным управлением. С развитием малого предпринимательства связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ. Государство осуществляет поддержку малого предпринимательства по следующим направлениям: · создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; · установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции; · устранение правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин; · создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития малого предпринимательства; · принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников; · предоставление преференций субъектов малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг; · поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами; · организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию малого предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов малого предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них. 1.4.3 Порядок образования и ликвидации субъектов хозяйствования. Регистрация предприятий в Республике Казахстан. Создание нового предприятия начинается с принятия соответствующего решения. Решение о создании предприятия принимает владелец капитала. Если капитал одного лица недостаточен, осуществляется поиск партнеров по бизнесу. С момента принятия решения о создании предприятия возникает необходимость выполнения ряда условий, определяемых законодательством. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Законом РК от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», инструкцией по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной приказом министра юстиции РК от 12 апреля 2007года № 112, Гражданским кодексом РК (параграф 2главы 2,), Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (глава 81). Государственная регистрацияявляется способом придания субъектам статуса юридического лица. Официальными подтверждениями обладания субъектом правами юридического лица являются занесение сведений о юридическом лице в единый государственный регистр юридических лиц и свидетельство о государственной регистрации с присвоением БИН (бизнес-идентификационного номера). Учетная регистрация является способом придания субъектам статуса филиала и представительства юридического лица. Официальными подтверждениями статуса являются занесение сведений о филиале в государственный реестр и свидетельство об учетной регистрации с присвоением БИН. БИН представляет собой уникальный номер, который присваивается юридическим лицам (филиалам, представительствам), индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в форме совместного предпринимательства, и нерезидентам, осу­ществляющим деятельность в Казахстане без образова­ния постоянного учреждения. БИН присваивается авто­матически при обращении в органы юстиции за регист­рацией, перерегистрацией с августа 2007 года. Если же предприятия были зарегистрированы ранее, то необ­ходимо обратиться в органы юстиции для присвоения БИН, так как с 01 января 2012 года БИН субъекта ста­нет единым идентификационным кодом, а регистраци­онный номер налогоплательщика (РНН) и Общий клас­сификатор предприятий и организаций (ОКНО) утра­тят свою силу.
Читайте также:  Крупные чеки в каких бизнесах

Актуальные проблемы МСБ

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ

Аналогично для физических лиц вместо РНН и социального индивидуального кода (СИК) вво­дится единый индивидуальный идентификационный номер (ИНН).

Последовательный процесс уникализации номеров идет, например, отменена статистическая карточка. Постанов­ка на учет в Государственном статистическом регистре и присвоение унифицированных идентификационных и других системно-учетных кодов производится бездоку­ментарно, то есть на основе информации, поступающей из государственной базы данных «Юридические лица» в электронном виде при регистрации (перерегистрации) юридических лиц.

Государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств осу­ществляют органы юстиции по принципу «одного окна». Принцип заключается в том, что заявитель сдает пакет документов в один регистрирующий орган — центр об­служивания населения (далее — ЦОН) и в нем же полу­чает документы, подтверждающие регистрацию юриди­ческого лица (филиала, представительства).

Государственной (учетной) регистрации подлежат все юридические лица, филиалы и представительства юридических лиц, создаваемые на территории Респуб­лики Казахстан.

Источник: studopedia.org

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Статья посвящена малому и среднему бизнесу в Республике Казахстан, а также перспективам его развития в Карагандинской области. В статье рассматриваются такие вопросы как: проблемы его развития в РК, а также рейтинг развития МСП в отдельных регионах, в т.ч. в Карагандинской области. Отдельно внимание обращено на статистику малого бизнеса в Карагандинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эпштейн В.Б.

Роль уполномоченных органов государственного управления в региональной инновационной системе (пример Карагандинской области)

Карагандинский экономический регион в прошлом, настоящем и будущем

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Агротуризм Карагандинской области: возможности и проблемы развития
ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN KAZAKHSTAN

The article is devoted to small and medium-sized businesses in the Republic of Kazakhstan, as well as the prospects of its development in the Karaganda region. The article discusses such issues as the problems of its development in the Republic of Kazakhstan, as well as the rating of SME development in certain regions, including in the Karaganda region. Special attention is paid, to the statistics of small businesses in the Karaganda region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК»

Эпштейн В.Б. студент 2 курса Карагандинский индустриальный университет

Научный руководитель: Ниязов Т.Ж., доктор экономических наук

Карагандинский индустриальный университет

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РК

Аннотация: Статья посвящена малому и среднему бизнесу в Республике Казахстан, а также перспективам его развития в Карагандинской области. В статье рассматриваются такие вопросы как: проблемы его развития в РК, а также рейтинг развития МСП в отдельных регионах, в т.ч. в Карагандинской области. Отдельно внимание обращено на статистику малого бизнеса в Карагандинской области.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, управление, товары, государственная поддержка, развитие, экономика, проблемы, перспективы.

Epstein V.B. 2-nd year student Karaganda Industrial University Kazakhstan, Temirtau Scientific supervisor: Niyazov T.Zhdoctor of economics

Karaganda Industrial University Kazakhstan, Temirtau

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN KAZAKHSTAN

Abstract: The article is devoted to small and medium-sized businesses in the Republic of Kazakhstan, as well as the prospects of its development in the Karaganda region. The article discusses such issues as the problems of its development in the Republic of Kazakhstan, as well as the rating of SME development in certain regions, including in the Karaganda region. Special attention is paid, to the statistics of small businesses in the Karaganda region.

Keywords: entrepreneurship, business, management, goods, state support, development, economy, problems, perspectives.

Малые и средние предприятия поставляют на рынок товары и услуги, которые по экономическим причинам не производятся крупными компаниями. Без таких услуг многие предприятия не смогли бы осуществлять производство на качественном и современном уровне, что обусловливает постоянное расширение и обновление форм и направлений поддержки предприятий на государственном уровне.

В Республике Казахстан максимально осуществляются необходимые условия для того, чтобы малое и среднее предпринимательство развивалось. Государством была проведена огромная работа, которая касается защиты и приватизации собственности. Это осуществляет прочный экономический фундамент для развития предпринимательства, а значит и общества в целом. Казахстан процветает благодаря вкладу предпринимателей, их бизнесу и работе для его процветания и страны в целом [1].

Читайте также:  Развитие бизнеса как правильно

К основным аспектам поддержки от государства малого бизнеса можно отнести: создание инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса; создание упрощенной регистрации малых предприятий, лицензирование их деятельности, сертификация продукции и предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными странами; организация обучения, подготовки и переподготовки кадров для предприятий малого и среднего бизнеса [2].

Малые и средние предприятия в Республике Казахстан сталкиваются с некоторым количеством проблем, которые препятствуют их развитию. В первую очередь на их развитии сказывается недостаточность денежных ресурсов. Большинство предпринимателей, которые только начали заниматься бизнесом, не имеют достаточного количества капитала, чтобы им заниматься и продолжить его развивать. Предприниматели обращаются в банк, как к источнику финансирования.

В малом бизнесе Казахстана самое большое количество действующих предприятий приходится на торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, значительное количество на вид деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям». Связано это с тем, что стартовые затраты довольно низкие и имеют быстрый оборот капитала в подобном бизнесе. В таблице 1 отображается рейтинг регионов Республики Казахстан по уровню развития малого бизнеса.

Таблица 1 — Рейтинг регионов РК по уровню развития малого бизнеса

1 место г. Алматы 5 место Восточно- Казахстанская область 9 место Актюбинская область

2 место г. Астана 6 место Карагандинская область 10 место Мангистауская область

3 место Туркестанская область 7 место г. Шымкент 11 место Костанайская область

4 место Алматинская область 8 место Жамбылская область 12 место Атырауская область

По данным таблицы, несложно заметить, что самым развитым регионом на данный момент является г. Алматы, второе и третье место занимают г. Астана и Туркестанская область.

Карагандинский регион пока занимает шестое место, однако, он имеет крайне перспективные возможности для развития малого и среднего бизнеса, потому что он обладает рядом огромных преимуществ, а именно -выгодное географическое расположение, регион расположен близко к столице, в его наличии имеется квалифицированный рабочий потенциал, а также регион богат природными ресурсами. На территории региона работают крупные промышленные предприятия, высокое количество субъектов среднего бизнеса, и не стоит забывать о научных и образовательных организациях.

В 2021 году в области были одобрены сотни проектов по «Дорожной карте бизнеса 2025». С целью преодоления последствий пандемии в текущем году в области на реализацию «Дорожная карта бизнеса 2025» впервые выделено 9,3 млрд. тенге, что в сравнении с прошлым годом больше в 3,2 раза. На эти средства одобрено 1817 проектов, что в 7 раз больше аналогичного периода 2020 года. За счет реализации проектов в экономику региона привлечено более 83 млрд. тенге инвестиций. В 2021-м году более чем в пять раз выросло количество обратившихся и поддержанных предпринимателей.

Сумма инвестиций выросла в 10 раз. К примеру, поддержку получили карагандинские предприятия: ТОО «Тэгам» по производству чулочно-носочных изделий, «Жакко» производство резиновых и пластмассовых изделий, ТОО «Акжайык» с проектом по производству мукомольно-крупяных изделий и т.д. В сфере транспорта и складирования поддержку получила фирма ТОО «ТехнЭкс».

По подсчётам НПП «Атамекен», в МСБ сегодня занято более 236 тысяч человек. Это 36,5% от всего экономически активного населения региона. За 30 лет в 50 раз увеличился объём производимой продукции мелким и средним бизнесом. Он оценивается на уровне 1,5 трлн тенге, что сопоставимо с производительностью таких индустриальных флагманов,

как АО «АрселорМиттал Темиртау» и ТОО «Корпорация «Казахмыс». Пандемия дала импульс цифровизации предпринимательства [3].

Сейчас всё больше бизнесменов уходит в онлайн-продажи и на доставку, предоставляются онлайн-услуги в обучении.

По статистике, в зоне интересов предпринимателей преобладает торговля — это почти 40% от всего действующего бизнеса, 14% — сельское хозяйство, сфера услуг — 11% и по 6% приходится на строительство, промышленность, транспорт и складирование, операции с недвижимым имуществом и другое.

Развитие предпринимательства в Карагандинской области было бы невозможно без системной поддержки государства. В настоящее время продолжают работать такие программы, как «Дорожная карта бизнеса -2025», «Ецбек», проект «Бастау Бизнес» и др. Отмечается рост активности бизнеса среди юридических лиц на 5% и крестьянских хозяйств — почти на 10%. Это наиболее весомые секторы бизнеса, они обеспечивают 84% всего выпуска продукции МСП [4].

1. Юрченко М. Предпринимательство в Республике Казахстан // Алматы, 2020 г., -160 с.

2. Проскурина В.П., Учетная политика по МСФО для малого и среднего бизнеса: практическое пособие// Алматы, 2022 г., -180 с.

Источник: cyberleninka.ru

Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в казахстане

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития в Казахстане малого и среднего предпринимательства. Показана роль малого бизнеса в экономической модернизации Казахстана. Проведена проверка гипотезы о возможности доведения к 2030 г. удельного веса малого и среднего предпринимательства до 40?% в ВВП республики.

Рассмотрены два варианта сценариев развития малого и среднего предпринимательства: базовый и инновационный. При реализации базового и инновационного сценариев достижение к 2030 г. запланированной доли малого предпринимательства в ВВП является возможным, а при реализации инновационного сценария удельный вес малого предпринимательства может достигнуть к 2050 г. 50?%. Даны рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно: совершенствование нормативно-правой базы функционирования субъектов МСП; устранение административных барьеров; совершенствование финансово-кредитных механизмов функционирования субъектов МСП; расширение взаимодействия малых и крупных предприятий; развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям МСП; развитие общественного движения предпринимателей; привлечение субъектов МСП к созданию региональных кластеров; реализация региональных целевых программ повышения конкурентоспособности субъектов МСП.

малое и среднее предпринимательство
социально-экономическая модернизация
сценарий развития
государственная поддержка малого предпринимательства

1. Технологическое развитие как стратегический приоритет формирования конкурентоспособной экономики Казахстана: монография / под ред. Т.А. Болгауова, А.А. Кайгородцева, Т.А. Абылайхановой. – Усть-Каменогорск: ВКГУ им. С. Аманжолова, 2016. – 255 с.

2. Назарбаев Н.А. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700002017 (дата обращения: 09.12.2017).

3. Покрытан П.А. Кейнсианские рецепты можно использовать в России // Международная научная конференция «Современная российская экономика: кейнсианский вариант выхода из стагнации». Сборник тезисов. Под ред. А.А. Пороховского, К.А. Хубиева, С.В.

Читайте также:  Бизнес идеи для мамочек с детьми

Кайманакова. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017. – С. 51–53.

4. Цаголов Г.Н. Революция Гэлбрэйта и развитие теории конвергенции // Гэлбрэйт: возвращение / Монография / Под ред. С.Д. Бодрунова. – М.: Культурная революция, 2017. – С. 82–113.

5. Пороховский А.А. Роль и судьба корпораций // Гэлбрэйт: возвращение / Монография / Под ред. С.Д. Бодрунова. – М.: Культурная революция, 2017. – С. 157–180.

6. Castels M. The Rise of the Network Society. Malden, Mass, Oxford: Blackwell. – 1996. – Р. 155–157.

7. Korten D. When Corporations Rule the World. West Hartford: Kumarian Press. – 1995. – Р. 221.

В условиях глобального финансового кризиса, отрицательное влияние которого на мировую экономику усилилось в результате совпадения с другими глобальными кризисами (энергетическим, продовольственным, политическим), в Казахстане произошло резкое замедление темпов экономического роста. Это обусловливает необходимость создания новой модели экономического развития, обеспечивающей преодоление технологического отставания республики от промышленно развитых стран мира и гарантированное вхождение республики в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира.

Казахстан занимает 53 позицию в Глобальном индексе конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом в Давосе (ГИК ВЭФ) в октябре 2016 г., значительно отставая от своих ближайших соседей, с которыми у республики есть возможность международного сотрудничества (Южная Корея занимает 26-е место, Китай – 28-е, Россия – 43-е) [1].

Учитывая, что Казахстан не имеет преимуществ в базовых отраслях, определяющих конкурентоспособность экономики, президент Н.А. Назарбаев в послании к народу Казахстана от 31 января 2017 г. [2], обозначил приоритеты по обеспечению конкурентоспособности РК, главным из которых является модернизация.

На наш взгляд, у Казахстана имеются возможности для прорыва в таких сферах, как нанотехнологии, биотехнологии, IT-технологии, космические технологии. Имеющиеся у республики финансовые и интеллектуальные возможности следует сосредоточить именно на данных направлениях научно-технического прогресса, где есть определенные перспективы в достижении успеха в соревновании за конкурентоспособность.

Финансовый кризис 2008 г. позволил выявить наличие у Казахстана серьезных проблем в финансовой сфере, для устранения которых в период кризиса государством были предприняты энергичные шаги: на поддержку финансового сектора было выделено 476 млрд тенге; была проведена большая работа по реструктуризации внешнего долга. Эти меры привели к стабилизации ситуации на внешнем рынке и оживлению в экономики республики. Однако проблемы банковской системы были решены не в полном объеме. В связи с этим в 2017 г. на поддержку банковского сектора Казахстана было направлено 1,2 трлн тенге.

Если в начале 21 века финансовая система Казахстана признавалась одной из успешных, то за последние 16 лет она сдала свои позиции. Это объясняется тем, что банковская система РК занимается в первую очередь кредитованием торговых операций, в то время как изначальной функцией банков является кредитование реального сектора экономики. Банки должны быть не столько – не в первую очередь – посредниками в торговле товаром «покупательная сила» сколько производителями этого товара» [3]. Решение возникших проблем – переход на инновационный путь развития.

Государство должно активно подкачивать эффективный спрос, уменьшая проблему реализации. Решающий компонент эффективного спроса – инвестиции, которые можно повысить двумя методами:

а) денежно-кредитным: понижение ставки процента;

б) бюджетным: финансирование частного предпринимательства из госбюджета, организация государственных закупок.

Развитие малого и среднего бизнеса следует осуществлять на основе программно-целевого подхода. Программы развития малого бизнеса должны иметь межуровневый характер в следующих направлениях:

а) законодательная сфера;

б) определение приоритетов и разработка прогнозов развития малого и среднего бизнеса;

в) совершенствование методов государственной поддержки малого предпринимательства;

г) институциональная политика.

В соответствии с поручением Президента РК по реализации Программы «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» № 9, к 2020 г. должен произойти не только рост национальной экономики, но и масштабное изменение социальной структуры общества. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна составить 40 % против 25,6 % в 2015 г. К 2050 г. доля МСБ в ВВП должна составить не менее 50 %.

Целью настоящей статьи является исследование возможности достижения параметров развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренных программными документами Республики Казахстан, и определение путей достижения запланированных показателей.

Материалы и методы исследования

Теоретической и методологической основой исследования являются произведения ведущих ученых-экономистов по проблемам повышения эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, опыт зарубежных стран, законодательные и нормативно-правовые акты Республики Казахстан по вопросам функционирования малого и среднего бизнеса.

В процессе исследования использовались такие методы познания, как системно-функциональный, экономико-статистического анализа и метод сценариев.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде чем приступить к прогнозу развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане, отметим, что в настоящее время среди ученых отсутствует единство в оценке роли МСП в национальной экономике.

Так, российский ученый Г.Н. Цаголов считает, что малый и средний бизнес не располагают возможностями воздействия на рынок, так как авансцена современной экономической жизни занята миром крупных корпораций. Малые и средние предприниматели с трудом выживают в острой конкурентной борьбе между собой и под гнетом большого бизнеса [4, с. 90–91].

Аналогичной точки зрения придерживается А.А. Пороховский, который отмечает, что экономика США «основной потенциал своего функционирования и развития… черпает из акционерного капитала и собственности. Что же касается индивидуальных предприятий, находящихся в частной собственности их владельцев, то их экономический вес незначителен, но они благодаря своей многочисленности создают общую благоприятную среду для предпринимательской деятельности в целом и для учета индивидуальных потребностей на различных рынках» [5, с. 164–165].

М. Кастельс [6, с. 164–165] и Д. Кортен [7, с. 164–165], на основе результатов анализа данных США, Японии и др. стран Запада, несмотря на аргументацию многочисленных авторов в пользу малого бизнеса, как наиболее приспособленного к гибким технологиям, пришли к выводу о том, что современные корпорации, на долю 500 крупнейших из которых приходится около 25 % мирового объема производства, являются хозяевами мировой экономики.

В табл. 1–3 сделан прогноз развития в Казахстане малого и среднего бизнеса. При этом для осуществления квазиимитационного моделирования были использованы электронные таблицы Excel.

Прогноз ВВП Республики Казахстан на 2017–2030 гг.

Вариант 1 (базовый сценарий)

Вариант 2 (инновационный сценарий)

Источник: science-economy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин