«Акулы» и «дельфины» — не есть особенности национального стиля ведения бизнеса: и те и другие существуют в обеих странах, столкновения между ними происходят в практике российско-американского делового партнерства постоянно, а различия имеют глубокие этические корни. Однако каким будет поколение, которому предстоит в обозримом будущем взять ответственность за судьбу нашего Отечества в свои руки, кто возьмет верх — «акулы» или «дельфины», это во многом определяется сегодня. От этого же зависит и будущее экономических отношений двух великих стран — России и Америки. «Акула» и «дельфин» — это метафоры для обозначения двух «идеальных типов», в чистом виде не существующих, но характеризующих не только два подхода к деловому партнерству, два стиля поведения в бизнесе, но и два мировоззрения, две фундаментальные жизненные позиции: альтруизма и эгоизма, добра и зла. Столкновение между ними в реальности и в духовной жизни старо как мир и всегда присутствовало в человеке и в обществе. Акулы — напористые, наглые, настырные предприниматели, собеседники, которые пренебрегают этическими нормами.
🤣Акула бизнеса #бизнес #юмор #самооценка #shorts
10. Профиль (качества) успешного предпринимателя.
- честность и порядочность
- свобода
- терпимость
- тактичность и деликатность
- справедливость
- самокритичность
Настоящий руководитель, по мнению Шепеля, должен обладать следующими характерными качествами.
Общими: незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт
Конкретными: идейно-нравственные (мировоззрение, культура), научно-профессиональные (знания, опыт, компетентность), организационные (работа с кадрами), психофизические (здоровье, развитость воображения, память, волевая подготовка
Специфически личностно-деловыми: Коммуникабельность, эмпатичность (умение сопереживать), способность к психоанализу (самооценка, самоконтроль), стрессоустойчивость, красноречивость, визуальность (внешняя привлекательность)
Источник: studfile.net
Понимание метафоры
Как уже указывалось выше, принцип метафоризации является одним из важнейших для психологического тренинга. Для того чтобы понять, почему это так и каким образом ведущий тренинговой группы может использовать метафору, обратимся к психолингвистическим особенностям метафоры.
МЕТАФОРА (греч. «перенос»), троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта. Когда мы употребляем названия животных не по отношению к самим животным, а переносим их, например, на человека, то это можно считать метафорой. Скажем, фразы о каком-то человеке: «Ну, это орел!» или «Настоящая акула бизнеса» — конечно же, являются метафорическими. В расширительном смысле термин «метафора» относят также к другим видам переносного значения слова.
Дмитрий Потапенко «съел» молодых стартаперов («Countbox») на телепроекте «Акулы Бизнеса»
В психологическом контексте метафора определяется как «выведение, расширение, перенос одной реальности дискурса или содержания на другое, более яркое, вспоминающееся» (Reber, 1995, с. 19). Это нечто большее, чем яркий и полезный образ, приводящий к новому пониманию или видению. Метафора требует способности отражения определенной позиции в понимании вопроса и транслирования этого понимания за рамки привычного контекста в систему других образов при сохранении основного значения.
Как отмечают R.R. Hoffman, Е.L. Cochran и J.M. Nead, «понятие метафоры может быть определено различным образом: как «произнесение одного, подразумевая другое», как «отклонение от семантических правил» и как «совершение имплицитных сравнений, отличающихся от наблюдаемых у объектов» (1992, с. 176 — цит. по В.А. Янчук, 2000).
Психологическое воздействие метафоры чрезвычайно активно используется в художественной литературе. Но не следует думать, что ее роль ограничивается «украшательством» текста. Эстетика метафоры — лишь одна из ее сторон, можно сказать, ее «внешность», заставляющая обратить на нее внимания и восхититься ее красотой (в особенности если метафора неожиданна, нестандартна). Но за внешней формой очень часто скрываются разнообразные смысловые содержания, которые могут быть настолько богаты, что, метафорически говоря, не всякому удается «забрать и унести» все.
Но, кроме того, метафора оказывается инструментом, с помощью которого расширяется круг возможностей для перевода содержания одного понятийного поля в другое. Ведь еще Аристотель говорил, что искусство метафоры — это искусство находить сходство между разными, порой очень непохожими вещами.
И еще: метафора — это нечто большее, чем яркий и полезный образ, приводящий к новому пониманию или видению. Опыт любого человека, связанный е познанием собственного внутреннего мира, составляет основу для огромного разнообразия метафор, в котором психические феномены могут трактоваться как некие сущности и овеществленные или даже одушевленные предметы. Скажем, мы, общаясь с другими людьми, часто говорим, не замечая используемых метафор: «у него мягкий характер», или «эта мысль глубока и ярка», или «меня радует твоя смелая идея».
Сталкиваясь с метафорой (в письменном тексте или в устной речи — неважно), человек не просто осуществляет акт познания; разворачивается процесс осознавания, в котором слиты многоаспектные процессы понимания и интерпретации. Ситуация особенно осложняется, если встает задача передачи усвоенного материала другому, то есть возникает необходимость объяснения.
Известный специалист в области психологической герменевтики А.А. Брудный указывает, ссылаясь на Ирвинга Дж. Ли, семь значений слова «понимание»:
Понимание 1 — следование заданному или избранному направлению (понимание железнодорожного расписания, выполнение приказа и т.п.).
Понимание 2 — способность прогнозировать. Предположение о том, какие последствия повлекут намерения, высказанные кем-то.
Понимание З — способность дать словесный эквивалент.
Понимание 4 — согласование программ деятельности.
Понимание 5 заключается в решении проблем.
Понимание б — способность осуществить приемлемую реакцию (собеседники достигают некоторого единого уровня постижения сущности обсуждаемого текста).
Понимание 7— реализованная способность правильно провести рассуждение, то есть дифференцировать ситуацию от сходных, но отличных, действовать адекватно объекту или ситуации. «Понимание, — говорит В. Гейзенберг, — означает адаптацию нашего концептуального мышления к совокупности новых явлений».
В отечественной науке понимание оказывалось в центре внимания таких исследователей, как А.А. Потебня, П.Л. Блонский, Н.А. Рубакин, М.М. Бахтин, а позже — М.С. Роговин, Г.И. Рузавин, В.А. Лекторский, и другие.
При этом во многих концепциях осуществляются попытки интеграции лингвистических, семантических, логико-познавательных, коммуникативных аспектов проблемы понимания. Глубоко проработанный подход к решению этой проблемы предложил А.А. Брудный.
С его точки зрения, «понимание есть последовательное изменение структуры воссоздаваемой в сознании ситуации и перемещение мысленного центра ситуации от одного ее элемента к другому. При этом значимость связей между элементами ситуации меняется.
Главнейшее звено процесса понимания заключается не только и не столько в установлении связей, сколько главным образом в определении значимости их. Таким образом, понимание здесь рассматривается как взаимодействие с некоторым объектом, в результате которого воссоздается работающая модель этого объекта. Понять — значит собрать работающую модель» (с. 138—139).
С психолого-педагогических позиций понимание метафоры, по нашему мнению, продуктивно рассматривать, опираясь на труды С.Л. Рубинштейна, который считал понимание специфической способностью процесса мышления субъекта.
Рубинштейновская трактовка понимания, раскрываемая в свете предложенного им принципа имплицитного и эксплицитного, представляется чрезвычайно эвристичной для анализа восприятия метафоры. Переход от непонимания к пониманию метафоры предполагает совершенно особую форму мыслительной работы субъекта — ведь в метафоре семантические элементы даны в таком качестве, в котором они нё прямо входят в образующий контекст.
Здесь нет подобия или тем более изоморфизма ситуация требует от читателя преобразования, реконструкции текста в соответствии с другой системой связей другого контекста СА. Рубинштейн указывает, что дляпонимания текста необходимо повернуть все элементы такой стороной, чтобы они выступили в том качестве, которым они включаются в данный контекст, в образующие его связи.
Тут правомерно вспомнить идею А.А. Потебни о неисчерпаемости содержания произведения, открывающейся контекстом читателя, тогда как само произведение должно представлять собой законченное в себе целое. Эту же мысль встречаем у А.А. Брудного: «Можно сказать даже, что поливариантность понимания есть специфическая особенность текстов художественной литературы.
Это зависит не только от содержания текстов, но и от особенностей ихконструкции» (с. 139).
Интерпретация и объяснение метафоры
Вообще проблема соотношения понимания и объяснения в науке весьма запутанна. Как известно, по В. Дильтею именно эти категории обозначают разделение психологии на гуманитарно-ориентированный и ествественно-научный подходы. При этом в понимании более важным является механизм переживания и ценностное отношение, а в объяснении — рационализация и выделение общих законов.
В герменевтике, педагогике, психологии категории понимания, интерпретации и объяснения трактуются столь разнообразно, что, прежде чем описать некоторые особенности осмысления метафоры участниками тренинга, следует хотя бы кратко проанализировать соотношение указанных категорий исходя из субъектной парадигмы.
Герменевтический подход содержит в себе достаточно противоречивые взгляды на соотношение понимания, интерпретации и объяснения. В одних случаях понимание рассматривается как процесс проникновения в причины явлений, а интерпретация — как выведение следствий такого проникновения (Э.В. Ильенков).
В других — критерии разграничения этих понятий связаны с объективностью-субъективностью: понимание трактуется как рациональный процесс, а интерпретация — как субъективный процесс произвольного толкования (Г. Фреге). Довольно часто интерпретацию считают средством понимания (правда, при этом содержательно интерпретация и объяснение фактически оказываются совпадающими).
Однако что представляет собой в целом активность субъекта при столкновении с метафорой?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Метафора организации: Город — Корабль — Остров. Деловая игра
От коммерческого директора крупной торговой компании директору по персоналу поступил запрос: «Необходимо выяснить, почему у нас не выполняются планы. Мы ведь все делаем, а такое ощущение, что чего-то не хватает, будто я чего — то не вижу. В чем проблема?». На тот момент в компании уже шло обучение персонала.
Именно поэтому хотелось понять, что упустили, какую важную деталь не заметили. Было принято решение провести диагностику в виде деловой игры «Метафора организации».
Ход игры
Итак, в назначенный срок собрались ключевые менеджеры. Работа происходила в трех группах, каждая получила задание изобразить организацию метафорически. Оказалось, одним родная фирма представляется в виде города, другим – в виде корабля, третьим – похожей на остров. Затем участникам предложили подумать, что мешает организации развиваться. Проблемы записали на бумажках, которые наклеили на картины-метафоры в соответствующих местах.
Но ведь увидеть проблему – полдела, надо ее решить. Организовали мозговой штурм. Обменявшись рисунками, команды получили задание придумать пути решения для каждой проблемы – по принципу «чужую беду рукой разведу». Ну а поскольку «беды» были не совсем чужими, результаты получились весьма примечательные.
Команда № 1. «Город»
Участники изобразили организацию как город с радиальным строением. Во время презентации своего образа, они рассказывали, что город образовался стихийно, и застраивался по мере развития – так появились районы «Банк», «Вышка» (которая передает и принимает информацию), «Спальный»; в настоящее время строятся новые. В центре города – «Кремль», имеется также «Префектура». Над городом висит некий спутник, который ловит информацию «из окружающей среды», и передает ее на «Вышку».
Какие же проблемы выделили участники, исходя из метафоры «Город»?
- Общие: неразвитость инфраструктуры в городе (нет детсадов, дорог, остановок); социальные конфликты между районами; влияние внешних факторов – политические изменения.
- В зоне «Банк»: инфляция; изменчивость внешней среды.
- В зоне «Вышка»: сбой внутренней коммуникации; сбой в потоках информации.
- В зоне «Новые районы»: сложность развития (например, могут возникнуть проблемы с грунтом, что приведет к невозможности застройки на данной территории); «размытые» чертежи, которые спускаются из «Префектуры».
А вот как выглядели пути решения проблем (с переводом на язык бизнеса):
1. «Неразвитость городской инфраструктуры» – требуется введение ноу-хау, развитие научной деятельности.
2. «Политические изменения» – нужна диверсификация бизнеса.
3. «Социальные конфликты между районами» – необходимо наладить связи между отделами, организовывать совместные корпоративные мероприятия.
4. «Инфляция, изменчивость внешней среды» – решит проблему гибкость реагирования на изменения; возможно, понадобятся оперативные совещания.
5. «Сбой внутренней коммуникации, сбой в потоках информации» – без создания четкой системы передачи информации и разработки регламента не обойтись.
6. «Проблемы нового строительства» – проработка стратегии и на ее основании планирование тактических действий.
Важно и то, как команда №1 воспринимает организацию. Это некий объект, который «растет», постепенно захватывая новые территории. Данная метафора может служить образом «прошлого», этюдом на тему «как все начиналось».
Команда № 2. «Корабль»
Участники описали образ корабля с парусами и флагом. Судно держит курс на остров с тремя пальмами. Остров символизирует цель организации – увеличение доли рынка, объема продаж, повышение прибыли и рентабельности. Конкуренты изображены в виде хищных акул, но есть человек, который этих акул отгоняет. Солнце на картине – совет директоров.
Непосредственно на корабле – гребцы (это региональные филиалы и представительства в Брянске, Самаре, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске), кормчий и вперед смотрящий. У кормчего в руках штурвал, есть зонтик от солнца.
Иногда сообщения впередсмотрящего слишком долго идут через гребцов до кормчего, временами происходит искажение переданной информации. Гребцы порой не понимают, что происходит наверху, им ведь не видно цели. Между гребцами связь не налажена, поэтому иногда они гребут сами по себе или просто «сушат весла». Бывает, корабль идет при попутном ветре, не ориентируясь на цель, и тогда впередсмотрящий и кормчий наставляют судно на верный курс.
Вот проблемы, которые выделили участники, исходя из метафоры «Корабль»:
- Общие: политические изменения – принятие нового закона, избрание на должность другого чиновника; акулы-конкуренты; сложная иерархия доведения информации; «когда впереди утро, то на корме вечер» – географическая разрозненность.
- У «Солнца» (совет директоров): излишняя бюрократизация.
- У «Гребцов»: работают «по зову души» (не выстроена схема контроля работы филиалов); гребут каждый в своем ритме, не обращают внимания на соседа (несогласованность действий при достижении одной цели); не знают, какие еще корабли и как быстро идут рядом (отсутствие планомерного исследования рынка); передние гребцы не могут передать задним, куда и в какую сторону следует грести (отсутствие взаимосвязи между отделами); гребцы сидят низко, им не видно пройденного пути, у них появляется впечатление, что вне зависимости от их усилий корабль или не доплывет, или опоздает (завышенные цели).
Пути решения проблем:
1. Активная жизненная позиция каждого как попытка если не повлиять на политический климат, то хотя бы смягчить его влияние.
2. Начать планомерное исследование рынка!
3. Прописать процедуры и согласовать со всеми регламент.
4. Вести мониторинг рынка, принять более «агрессивную» манеру поведения на рынке, сплотить команду, совершенствовать ценовую политику.
5. Чтобы действия при достижении целей были согласованными, создавать рабочие группы под конкретные проекты, назначать ответственных с последующим контролем, конкретизировать сроки.
6. Создать единую схему контроля работы филиалов и ознакомить с закреплением ответственности каждого, наладить техническое обеспечение, использовать новые технологии для передачи информации.
7. Для укрепления взаимосвязей между отделами проводить общие совещания, передавать разными путями информацию, обеспечить контроль за передачей информации.
8. Цели ставить на основании детального анализа рынка, для их достижения подключать внутренние ресурсы, в обязательном порядке проводить оценку выполненного.
Команда №2 воспринимает организацию как движущийся объект, как некое транспортное средство. То есть динамика в развитии, по мнению участников, есть. Обращает на себя внимание обилие вопросов по взаимодействию гребцов и количество проблем, связанных с несовершенством системы передачи информации. Таким образом, построение коммуникационных каналов, четкость и ясность инструкций выходят на первый план. Информирование всех членов экипажа невероятно важно, иначе они не смогут поддерживать на 100% все указания руководства.
Команда № 3. «Остров Мечты»
Участники описывают организацию как остров. На острове есть хижины-отделы. В центре – неплодоносящая пальма. От хижин проходят дорожки. К сожалению, некоторые из них не используются, и поэтому заросли травой.
На острове есть «Мыс корпоративного духа», где всегда горит костер, для поддержания огня в котором нужно не забывать подкладывать дрова. Опасность для жителей острова представляет «темный кустарник», откуда выползают жуки, они кусаются и причиняют вред аборигенам. Также время от времени к берегу подплывают акулы, корабль «Захватчик», а с противоположной стороны обосновался крокодил «Россельхознадзор».
В целом же жизнь островитян достаточно спокойна. Они рыбачат, закидывая удочки то там, то сям. Есть так называемый «Рыбный залив», куда во время прилива рыба приходит косяками (главное – чтобы был народ на берегу, иначе рыбу эту не успеть поймать). Бывают и отливы, почему-то внезапные, которых никто не ожидает. Обогревает остров солнце.
Среди проблем, которые участники деловой игры увидели, благодаря метафоре «Остров», есть те, что повторяют уже выявленные, но есть и новые.
- Общие: акулы (конкуренты); крокодил «Россельхознадзор» (официальные преграды); незрелые плоды у пальмы или вовсе их отсутствие (финансовые проблемы); корабль «Захватчик» («утечка» квалифицированных сотрудников).
- У хижин: нет сообщения между хижинами – нет условий для коммуникаций, разобщенность, отсутствие корпоративного духа; отсутствие взаимодействия, разные взгляды на способы достижения общей цели.
- У аборигенов: личная неприязнь, кусты с жуками (проблемы, связанные с человеческим фактором: затягивание решений, равнодушие к проблеме другого человека, невнимательность, рассогласованность действий, нервные срывы в коллективе, отсутствие трансляции информации)
- У «Солнца»: неравномерность приливов и отливов (неравномерность сбыта – то есть клиенты, то нет, невыполнение планов).
Пути решения проблем:
1. Уверенное позиционирование своих конкурентных преимуществ.
2. Повышение профессионализма сотрудников отдела кадров и руководящего состава.
3. Увеличение рентабельности продаж.
4. Создание альтернативных каналов сбыта-закупки.
5. Тщательное планирование.
6. Системный подход к работе.
7. Проблемы, связанные с человеческим фактором, помогут решить следующие мероприятия:
· тщательный подбор кадров
· усовершенствованная система мотивации персонала
· участие специалистов в совместных проектах
· корпоративная система обучения
Итоги:
Игровая форма работы помогла менеджерам абстрагироваться от ситуации. В результате они рассмотрели ее с разных сторон и смогли выявить болевые точки. Ключевые моменты, требующие в настоящее время повышенного внимания, были определены участниками в каждой группе. Это, прежде всего, проблемы, связанные с коммуникациями и человеческим фактором (автаркия подразделений). Безусловно, работников волнует увеличение количества фирм — конкурентов на рынке, недостаточное финансирование проектов, зависимость бизнеса от политической ситуации, отсутствие грамотной аналитической работы (ведь планы не выполняются отчасти из-за их нереальности).
Очень важно создать единое коммуникационное поле компании, наладить горизонтальные и вертикальные каналы передачи информации. Стратегию развития компании должны понимать на всех уровнях. Разумно донести до линейных руководителей и ведущих специалистов информацию о том, куда движется фирма, какое место должна занимать по истечении трех, пяти, семи лет, какие макрозадачи стоят перед сотрудниками. Не владея подобной информации, менеджеры по продажам порой формируют у клиентов ложное представление о компании, или, во всяком случае, не сочетающееся с тем имиджем, о котором заботится руководство. Кроме того, при недопонимании стратегической цели сотрудники отдела продаж могут просто не обратить внимание на изменение ситуации на рынке, на значительность получаемой от клиента информации.
Наша игра отразила и положительные моменты. Выяснилось, что в целом уровень восприятия организации ключевыми менеджерами достаточно позитивный, динамичный. Сотрудники видят не только зоны, требующие повышенного внимания, но и пути решения проблем.
Специально для журнала «Кадровик» май №3 (18) 2008 г.
Источник: blogtrenera.ru