Составление аналитической модели является первым этапом процесса оптимизационного (аналитического) моделирования. К аналитическим моделям относятся математические модели, в которых поведение системы или течение процессов записаны в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраических, интегрально-дифференциальных, конечно-разностных и т.п.) или логических условий.
Аналитические модели применяются обычно в системах малой и средней сложности, а также для анализа отдельных подпроцессов в более сложных системах.
Аналитические модели, как и любые математические или табличные, являются количественными моделями принятия решений. Они задают связи между переменными решениями и параметрами и вычисляют показатель эффективности, а также результирующие переменные. Однако данные модели не могут точно дать ответ на поставленный вопрос, поскольку точно не определена цель. В оптимизационном моделировании необходимо максимизировать (минимизировать) некоторый показатель эффективности, зависящий от переменных решений, которые подчиняются ряду ограничений. Это достижение наилучшего из возможных результатов при наличии существующих ограничений является одним из наиболее активно развивающихся направлений исследований в науке управления.
Интегрированная модель бизнес-процессов
Существуют несколько надстроек для программы Excel, предназначенных для оптимизации моделей при наличии ограничений.
Аналитическая модель в общем виде описывается уравнением (1.1), связывающим зависимую переменную величину у, называемую также параметром оптимизации, результативным признаком, или функцией отклика, с другими одной или несколькими независимыми меняющимися величинами x1, x2…x n, называемыми также факториальными величинами, факторами, или аргументами.
При решении задачи оптимизации требуется найти значения факториальных величин x1, x2…xn, которые позволяют достигнуть экстремального (минимального или максимального) значения параметра оптимизации (целевой функции F):
Решение задачи оптимизации выполняется в условиях неопределенности эвристическим методом, так как число зависимостей всегда меньше числа неизвестных.
Пример 1.1. Построение аналитической модели процесса перевозки груза со складов к потребителям.
Имеются отправители груза (склада) А1 А2… Аi… Аm с имеющимся на каждом складе количеством груза а1 а2 …аi…аm…. Имеются получатели груза B1 В2 …Вj…Вn с требуемым каждому количеством груза b1 b2… bj… bn…. Каждый отправитель может удовлетворять запросы каждого получателя. Общие количества грузов, имеющихся у отправителей и требуемое получателям, равны. Расстояния между отправителями и получателями известны и составляют l i j..
Условия задачи запишем в виде наглядной табл. 1.1.
Запишем количество m груза для доставки в пункт Bj из всех пунктов отправления:
где: xij – количество m груза предназначенного к отправке из пункта Аi в пункт Bj.
Источник: studopedia.org
Технология описания бизнес-процесса. Моделирование и важность исследования процессов компании
Привет!
BPMN содержит ~480 элементов, которые не только описывают бизнес-процессы, но и могут использоваться для создания исполняемых программ в BPMS. При этом использование всей палитры может усложнить схему и сделать её нечитаемой.
Авторы BPMN выделяют 3 уровня моделирования:
Адаптация схемы под уровень моделирования и включение дополнительных деталей на каждом уровне помогут вам избежать проблем при согласовании и сэкономят много времени.
Согласовательный уровень
Это уровень для руководства, которое заинтересовано в улучшении процесса. Как правило, руководителям интересны:
- результат процесса;
- основные задачи процесса;
- исполнители процесса;
- общение с внешними участниками процесса;
- KPI процесса.
Если вы готовите такую схему, то учитывайте, что она должна быть понятна людям без опыта в BPMN.
Просто, но основное направление уже понятно
Для подобных схем рекомендую использовать только элементы: пул, дорожка, задача, подпроцесс, начальное событие, промежуточное событие, завершающее событие, база данных, сообщения (про элементы еще будут письма).
Схема должна показывать только один путь, приводящий процесс к ожидаемому результату.
В примере использованы подпроцессы (квадратики с плюсиками) и клиент, как внешняя, пустая сущность. Почему так сделано, вы узнаете из следующих писем, сейчас это не важно.
Аналитический уровень
Это уровень для непосредственных участников процесса и аналитика. Схема такого уровня может быть ежедневной инструкцией.
Для аналитиков из такой схемы интересны:
- логичность процесса в целом;
- разделение задач между системами и пользователями;
- потенциальная возможность улучшения процесса за счёт оптимизации или автоматизации.
Для исполнителей интересно:
- что конкретно нужно делать.
В сравнении с согласовательной моделью здесь нужно:
- раскрыть подпроцессы до задач;
- указать данные, которые важны для процесса;
- указать альтернативные сценарии, если они есть.
Такую схему нужно обязательно согласовать с экспертами в предметной области, т.к. в дальнейшем эти схемы становятся базой для исполняемых моделей.
Исполняемый уровень
Модель этого уровня нужна для инженера BPMS. Она похожа на аналитическую модель, но должна быть дополнена следующей информацией (в том числе текстом):
- данные процесса;
- группы и роли;
- бизнес-правила;
- пользовательский интерфейс;
- KPI;
- скрипты и сервисные задачи.
Про каждый из пунктов ещё будут письма в рассылке.
Выводы
Заранее определяйтесь с потребителями вашей схемы и используйте соответствующий уровень моделирования.
Что дальше
Начнём изучать элементы для базового уровня BPMN.
Денис Котов
Ведёт рассылку и проектирует процессы
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: bpmn2.ru
Построение аналитических моделей. Формы аналитических моделей: вербальная, графическая и математическая.
Построение аналитических моделей предназначено для представления в целом или по частям некоторой реальной системы или процесса посредством четкого определения набора переменных и их взаимосвязей.
Аналитическая модель имеет несколько форм:
вербальная — в которой набор переменных и их взаимосвязи изложены в письменной (словесной) форме;
графическая — набор переменных и их взаимосвязи представлены в наглядном (иллюстративном) виде без числовых результатов;
математическая — связи между переменными определены обычно в форме уравнения.
Пример создания аналитической модели:
1. Вербальная модель: отдыхающий приобретает путевку в санаторий А, основываясь на своем прошлом опыте, персональных потребностях, общественном мнении и рекламе. В процессе потребления санаторно-курортных услуг (СКУ) у него формируется представление о качестве полученного обслуживания, которое определяется под влиянием объясняющих факторов, а именно таких, как качество организации встречи, регистрации и размещения; медицинского, бытового, культурно-массового обслуживания; организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной, санитарно-просветительной работы и отъезда. В случае совпадения ожидаемого и полученного качества обслуживания отдыхающий становится постоянным клиентом санатория А.
2. Графическая модель (рисунок 1)
Рис.1 – Графическая модель воспринимаемо качества санаторно-курортного обслуживания
3. Математическая модель: применив методы эконометрики построим модель качества санаторно-курортного обслуживания. Тогда имеем множественную линейную регрессию, теоретическое уравнение которой для генеральной совокупности можно записать следующим образом:
У = В0 + В1Х1 + + В2Х2 + В3Х3 + В4Х4 + В5Х6 + В7Х7 + В8Х8 + u (1)
где Y — зависимая объясняемая переменная, в данном случае — качество санаторно-курортного обслуживания;
В — вектор неизвестных параметров размерности (m+1);
X — вектор, содержащий m компонентов X=(X1, X2. X8) из независимых переменных, где m — число объясняющих независимых факторов, в данном случае:
X1 — качество организации встречи, регистрации и размещения;
X2- качество медицинского обслуживания
X3 — качество бытового обслуживания;
Х4 — качество лечебного питания;
Х5 — качество культурно-массового обслуживания;
Х6- качество организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной работы;
Х7 — качество санитарно-просветительной работы;
Х8 — качество организации отъезда;
U — случайная ошибка, на которую накладываются следующие условия: случайные величины с нулевым математическим ожиданием и постоянной дисперсией; остатки U должны быть нормально распределены.
Как видно из примера, вербальные, графические и математические модели дополняют друг друга. Аналитические модели применяются для уточнения объекта и предмета, а также определения целей и формирования рабочей гипотезы исследования.
17 Выделение релевантных характеристик и постановка задач маркетинговых исследований.
Предпоследней процедурой первого этапа процесса маркетинговых исследований является определение релевантных характеристик, которые могут повлиять на изменение плана исследования и используются для составления анкеты.
Релевантные характеристики — это факторы, атрибуты товара/услуги или переменные, которые могут повлиять на план исследования. Их выделение направлено на получение дополнительной информации по исследуемой проблеме в целях определения содержания вопросов анкеты.
К примеру, при исследовании степени удовлетворенности клиентов качеством санаторно-курортного обслуживания могут быть определены такие релевантные характеристики.
Компонент 1. Критериями оценки каждого направления санаторно-курортного медицинского обслуживания могут быть такие показатели, как время первичного осмотра лечащим врачом (день прибытия (я прибыл(-а) утром), следующий день, 3 сутки, 4 сутки, 5 сутки); обслуживание медперсонала (вежливость, отзывчивость, компетентность, коммуникабельность, процесс оказания лечебных процедур).
Компонент 2. Оценка качества санаторно-курортных услуг санатория А в сравнении с конкурирующими здравницами.
Компонент 3. Определение степени влияния каждого направления санаторно-курортных услуг (организации встречи, регистрации и размещения; медицинского, бытового, культурно-массового обслуживания; организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной, санитарно-просветительной работы и отъезда) на качество санаторно-курортного обслуживания.
Компонент 4. Определение эффективности лечения больных лечебными природными факторами (минеральной водой, лечебной грязью, климатом) в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, лекарственной терапией, лечебной физкультурой, лечебным питанием и особым санаторно-курортным режимом.
Компонент 5, Определение стандартных характеристик респондентов: пол, возраст, периодичность отдыха в санатории А, род занятий и доход.
Компонент 6. Определение зависимости между видом заболевания клиентов с их полом, возрастом и родом занятий.
На основе цели (-ей) и релевантных характеристик ставятся задачи исследования.
Постановка задач исследования. Они формулируются для определения структуры информации, необходимой для решения проблемы, и требований к ней.
К примеру, при выявлении степени удовлетворенности потребителей качеством санаторно-курортного обслуживания может быть поставлен ряд задач исследования:
— выявить долю неудовлетворенных потребителей качеством санаторно-курортных услуг по каждому направлению;
— определить количество постоянных клиентов санатория А;
— разработать рекомендации по улучшению качества санаторно-курортного обслуживания.
Источник: cyberpedia.su