Анализ бизнес идеи пример

Сразу хочу оговориться, что эта статья написана, исходя из опыта и специфики нашей компании «ELTEAM BUILDER». Специфика, в свою очередь, зависит от характера и целей фаундера, то есть от меня. Предложенный в статье чек-лист нельзя слепо копировать, но он будет безусловно полезен широкому кругу предпринимателей.

454 просмотров

Первый мой опыт в предпринимательстве был интуитивным. Я брал первую попавшуюся идею и начинал ее реализовывать. Первая попытка была удачной, вторая — очень удачной, но потом наступила череда провалов. И это заставило меня задуматься о возможности существования таких практик, которые помогли бы снизить риски и вывести меня на более прямую дорожку. Так и начался мой путь: MBA, огромное количество книг, курсов, общений с предпринимателями и экспертами… Путь длиною в жизнь)).

Сегодня я хочу поговорить о том, как мы оцениваем и выбираем идеи и команды, в которые стоит инвестировать.

Имеются авторские права на данное изображение [freepik.com].

SWOT-АНАЛИЗ EVERLAST — Как Supreme работает в SWOT анализе. Конкуренция с Nike и будущее бизнеса

Этот чек-лист пока не имеет математической точности (это планируем сделать позже, расставив баллы и важность по критериям). Однако на сегодняшний день для меня это опора, которая позволяет смотреть на бизнес или стартап системно, ничего не упустить и получить на выходе цельную картинку.

Целью такого чек-листа не являются ответы сразу на все вопросы. Это скорее контрольный список, который позволяет ничего не забыть (важного, например, для меня) и определить сильные и слабые стороны проекта, насколько эти стороны критичны или насколько они обеспечивают конкурентное преимущество. А то, что нам неизвестно, можно дополнительно заресерчить или принять этот риск.

Клиенты и Продукт

Основные вопросы: «Знаем ли мы аудиторию?”, “Сегмент платежеспособен?”, “Потребность сильная?”, “Дает ли продукт ценность?”, “Мы можем сделать продукт, который эта аудитория будет с удовольствием покупать?»

  • Понимаем ли мы достаточно глубоко как устроен бизнес / жизнь клиента?

В идеале основатель сам является ЦА или экспертом в этом рынке.

  • Какова платежеспособность клиентов?

Часто определяется, исходя из здравого смысла. Например, многие сервисные бизнесы у нас в стране переориентируются на IT-шников, потому что они платежеспособны. Еще косвенно можно судить, если посмотреть на структуру расходов и понять какой процент в ней может занимать ваш продукт.

Потребность / проблема:

  • Сколько денег / времени стоит для клиента эта потребность / проблема сейчас?

Чем тяжелее последствия не решения проблемы, тем больше денег они готовы заплатить и тем лучше для стартапа.

  • Насколько она критична для пользователя (слабо / средне / критичная)?

Понятно, что критичную проблему решать лучше, это сильно сократит время принятия решения.

  • Как часто потребность / проблема возникает?

Чем чаще люди сталкиваются с решаемой нами проблемой, тем лучше.

  • Мы понимаем, какой продукт нужно сделать, чтобы решить проблему?

Иногда есть понимание проблемы / задачи, но какой продукт сделать для ее решения, не понимаем или это в принципе невозможно.

  • Насколько эффективно мы решаем или можем решить проблему?
Читайте также:  Повлияет ли введение суперсервисов на разных участников бизнес процессов

Это хорошо посчитать в деньгах (выгода или экономия), времени, нервах или других утилонах (условная единица воспринимаемой полезности).

  • Есть ли доказательства, что это нравится покупателям и они готовы платить?

Это могут быть в идеале первые продажи, но могут быть и результаты решенческих интервью.

Основные вопросы: «Достаточно ли большая это возможность?”, “Есть ли достаточно большой платежеспособный сегмент?»

  • Новый продукт, никто не покупает аналоги и заменители — для нас это deal breaker.
  • Рынок (SAM) меньше 100 млн. долл. — для нас не очень, т.к. на таких рынках нужно быть суперэффективным, чтобы получить достаточную прибыль.
  • Рынок (SAM) 100-500 млн. долл. в год — хорошо.
  • Рынок (SAM) больше 500 млн. долл. в год — очень хорошо.
  • Динамика этого рынка. Для ориентира: рост 20%/год — очень хорошо;
  • Прогнозы развития;

Макроэкономика:

  • Какие макроэкономические показатели на целевом рынке будут благоприятствовать или мешать?

Для примера, это могут быть темпы ВВП, проникновение интернета и др. Тут нужно отталкиваться от специфики проекта.

  • Рынок, на котором есть крупные инвестиционные игроки.

С такими бороться сложно. Здесь я бы рассматривал только стратегию «длинного хвоста».

  • Зрелый и устоявшийся рынок, на котором есть естественный лидер.

Тоже сложная история без каких-то подрывных инноваций.

  • Рынок существует давно, но явных лидеров или инвестиционных игроков на нем нет.

Это вопрос анализа, почему на таком рынке не появился лидер.

  • Новый рынок, на котором есть несколько мелких игроков.

Благоприятная ситуация занять рынок.

  • США, ЕС, Китай — очень хорошо.
  • Ю-В Азия, Канада, Австралия, Япония, Индия, Дубай — хорошо.
  • Весь мир, Латинская Америка, РФ, Африка — нормально.

Знание рынка:

  • Ни один из основателей не находится на целевом рынке — минус.
  • Ни один из основателей никогда не жил на целевом рынке — минус;

Жизненный цикл принятия продукта рынком:

  • На каком этапе находится продукт / технология, которая лежит в основе проекта?

Для нас новая технология скорее минус, т.к., как правило, она сырая и пройдет еще много времени, прежде чем такой продукт станет мейнстримом. Поэтому на нем можно заработать только в долгосрочной перспективе.

5 сил Портера — полезное бонусное упражнение, можно найти интересные инсайты.

Сила покупателей. Если покупателю легко переключиться на ваш товар, то начинается сильная ценовая война.

Сила поставщиков / партнеров. Если в основе бизнес-модели лежит сторонняя технология, это всегда риск. Нужно оценивать, насколько он серьезный.

Сила товаров-заменителей. Если заменители могут сильно конкурировать, это тащит маржу вниз.

Риск возникновения новых игроков. Насколько сильны барьеры входа на рынок? Если барьеры преодолеваются легко, то быстро возникнет сильная конкуренция.

Прямые конкуренты. Это мы анализировали в типе рынка.

  • Какие тренды есть на рынке? Способствуют ли они запуску стартапа?

Источник: vc.ru

Анализ и оценка бизнес-идеи

Лист отчета с графиками

Эта статья — закономерное продолжение материала о том, как искать идеи для бизнеса. Если вы читали предыдущий пост или хотя бы раз в жизни по-настоящему задавались вопросом генерирования идей для своего дела, то вы наверняка понимаете, что найти стоящую мысль — даже не половина дела. Гораздо важнее честно ответить на вопросы «а в самом ли деле она стоящая? стоит ли этим заниматься? и если да, то как именно?».

Читайте также:  Список документов для due diligence компании при покупки бизнеса

Вот об этом и поговорим.

Данный материал родился под впечатлением соответствующей лекции в бизнес-школе. Здесь я озвучу основные принципы и подходы, которыми поделился преподаватель и приведу собственные комментарии и выводы.

Критерии для анализа идеи

Их не так уж много:

  • Уровень мотивации, личной вовлеченности автора в свой будущий проект.
  • Соответствие собственным компетенциям и профессиональным знаниям.
  • Учет современных тенденций и трендов.
  • Ваш рынок: целевая аудитория, конкуренты, объем.
  • Размер начальных вложений.
  • Возможности по масштабированию предприятия, выводу его на новые рынки.

А теперь по порядку.

Личный энтузиазм, интерес к проекту

Летящий мужчина

Поставлен первым, так как с него все начинается. Это главный ресурс на первое время. Его (энтузиазма) понадобится много. Во-первых, на пути создания практически любого предприятия — начиная от инновационного start-up и заканчивая хлебным ларьком — будет много трудностей и ошибок. Внутренний настрой и желание заниматься этим делом просто потому, что оно нравится помогает их преодолеть.

Во-вторых, от собственной мотивации есть и вполне коммерческий эффект. Просто потому что увлеченному человеку инвесторы с гораздо большей охотой дадут денег на реализацию идеи. Конечно, одного «горения» недостаточно, но это неплохой «бонус».

Как определить, достаточно ли вашего энтузиазма?

Это весьма тонкая материя. Главное — постараться честно спросить у себя, что вы планируете получить от реализации. Если в мечтахтолько деньги — это плохой признак. А вот если вы заранее смакуете:

  • гордость за свое дело;
  • новый этап личностного развития («раньше такого не делал!»;
  • пользу, которую принесете будущим клиентам,

то все в порядке.

Добавлю также, что «заряженная» мотивацией мысль вытесняет все другие из головы, мешает думать о других путях создания бизнеса. По такому признаку определить ее достаточно просто.

Кстати, это также означает, что:

  1. Генерировать идеи нужно в специально отведенное время, находясь в потоке, не зацикливаясь на них и не пытаясь их разработать. Это вроде бы банально — сначала придумать много-много, потом уже оценить и отбросить большую часть. Но на практике избавиться от анализа и критики рождающихся мыслей очень часто не получается. А это означает, что как только появится стоящая на ваш взгляд концепция — придумывать остальные становится очень сложно.
  2. Нужно особо тщательно и беспристрастно перебрать косточки будущего проекта по остальным критериям. Ведь «любимый ребенок», зажигающий энтузиазмом, заставляет закрыть глаза на реальные недостатки.

Поэтому идем дальше.

Соответствие компетенициям

Здесь все просто. У начинающих бизнесменов львиная доля начальных ресурсов — это собственные время и труд. Часть работы придется делать самостоятельно; в лучшем случае — лично контролировать исполнителей. Поэтому важно, чтобы бизнес начинался в более-менее знакомой и близкой сфере.

Читайте также:  Фонд поддержки малого бизнеса как работает

Учет трендов

Хорошо, если ваше предприятие создается на волне тренда: рынок к нему готов.

Подходы к анализу этого параметра:

  • Наличие или отсутствие близких, похожих проектов (возможно, в другом регионе или за рубежом).
  • Связь с глобальными, общими трендами (сейчас это, к примеру, глобализация, распространение мобильных устройств, развитие электронных платежей, социальные сети и персонифицированные отношения в Интернете).
  • Поиск публикаций в СМИ на близкую тему.
  • Статистические отчеты о росте/убыли интересующих показателей (например, если предполагаемый проект — турфирма, вам будет интересно узнать, какие места в прошлом году посетило больше людей, чем в позапрошлом).
  • Статистика, добываемая с помощью поисковых систем: количество документов в выдаче по словам, характеризующим концепцию, количество запросов в месяц (wordstat.yandex.ru) и так далее.

Исследование рынка

Это попросту необъятный вопрос, на начальном этапе достаточно будет оценить:

  • Общий объем рынка, количество денег которое на нем обращается, количество потенциальных клиентов.
  • Количество конкурентов и их позиционирование (есть ли свободные для вашего позиционирования ниши?).
  • Консолидация рынка. Лучше, если явного лидера здесь нет.
  • Здесь же считается примерная прибыль, потолки доходности.

Для оценки этого показателя нужно привлекать большой объем данных. Возможные источники: рекламные издания и справочники, публицации о конкурсах грантов от государства, тематические выставки, статистические отчеты.

Стартовый капитал

Все ресурсы, необходимые для запуска. Зачастую не только и не столько деньги — наличность и безналичность с успехом может заменяться связями и собственными компетенциями (знакомый программист, бухгалтер и т.д.). Учитывать нужно все, в том числе затраты своего времени.

Принцип масштабирования

Если об этом подумать заранее, шанс вырастить бизнес до «среднего» и «крупного» — значительно выше. Собственно, это вопрос стратегии, здесь анализируется достаточно отдаленная перспектива. Поэтому важно знать, как будет выглядеть проект на стадии завершения его стороительства на первоначальном рынке, перед масштабированием.

Почему нужно проводить подобную разработку идеи

Прежде всего, таким образом вы сможете решить, есть ли вообще смысл заниматься подобными делом. Даже блестящая мысль может оказаться неактуальной, например, если:

а) не имеет внятных перспектив для масштабирования.

б) находится не в тренде; связана с технологиями, которые отмирают (например, сейчас плохая идея ввязываться в производство компакт-дисков).

г) не имеет целевой аудитории, нацелена на «людей вообще» (такое тоже может выстрелить, но это уже совсем другой порядок проекта).

Во-вторых, имея отпечатанный документ с подобным анализом, можно начинать искать партнеров и инвесторов, предъявляя им уже не просто «а у меня идея, давайте сделаем социалку лучше Фэйсбука!», а концепцию, подкрепленную фактами. Вы сможете говорить с ними на одном языке.

Рубрики

  • Бизнес по франшизе
  • Как создать бизнес по франшизе
  • Обзоры франшиз: выбираем франчайзера

Источник: biz-in-life.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин