Антикризисное бизнес регулирование это

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий — должников называется антикризисным процессом. Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики — управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

Антикризисное управление — совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия от момента его создания до момента ликвидации. Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновении сложностей со сбытом, несостоятельности по обязательствам перед кредиторами и т.д.

На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis-management), а в отечественной литературе — «антикризисное управление».

Антикризисное управление: HR + бизнес + маркетинг

Антикризисное регулирование — макроэкономическая категория. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

— совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

— осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

— принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

— приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

— создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Основная идеология государственного антикризисного регулирования намечена в Программе первоочередных мер по стабилизации социально-экономического положения в стране.

Для анализа возможностей и путей возрождения российской экономики необходимо выяснить: обладают ли отечественные предприятия с их устаревшим оборудованием, неэффективными технологиями, экологическим несовершенством и прочими проблемами потенциалом возрождения, или же экономический подъем в государстве возможен только при создании новой системы предприятий, при функционировании ее практически «с чистого листа».

В настоящее время преобладающими являются две точки зрения на промышленный потенциал России.

Согласно первой, которую можно назвать «ликвидаторской», промышленность России неконкурентоспособна и не может не быть таковой без полной перестройки, фактически строительства новой промышленности. Сторонники этого подхода говорят либо о массовом организованном выводе предприятий из эксплуатации, либо о стихийном закрытии предприятий, во всяком случае, подошедших к черте банкротства. В обоих случаях — «никакой поддержки нерентабельным предприятиям», а рентабельные выживут сами.

Антикризисное управление предприятием. Прямая себестоимость. Производительность труда

Вторая точка зрения рассматривает существующие промышленные структуры как «становой хребет» экономики страны и ориентируется на государственное управление в чрезвычайных ситуациях, к числу которых можно отнести сегодняшнее положение промышленности.

Таким образом, решающими для восстановления промышленного потенциала и доведения его до допустимого в современной экономике мирового сообщества уровня являются два компонента: промышленная политика государства и поведение руководителей промышленных предприятий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1) Определите понятие кризиса и опишите его виды.

2) Раскройте специфику экономических кризисов.

3) Какие разновидности экономических кризисов можно выделить?

4) Что такое антикризисное управление?

5) Каковы основные задачи и принципы антикризисного управления?

6) В чем заключаются особенности государственного антикризисного регулирования?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антикризисное управление: Учеб./ Коротков Э.М., Беляев А.А., Валовой Д.В. и др.; Под. ред. Короткова Э.М. — М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России: Учебное пособие / Ларионов И.К., Брагин Н.И, Алиев А.Т.; Под ред. Ларионова И.К. — М.: Издат. Дом «Дашков и К», 2001.

3. Антикризисное управление: Учебник/ Р.А.Попов.-М.: Высш.шк., 2004.

4. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.(Редкол. Л.И. Абалкин и др.)/ Отделение экономики АН СССР.

Ин-т экономики АН СССР.- М.: Экономика, 1989.

5. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие/ Родионова Н.В. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Технология кризисного управления: что это

Технология кризисного управления фото

Состояние современного рынка нельзя охарактеризовать как стабильное. Экономическая ситуация, как отечественная, так и международная, постоянно меняется, в результате чего возникают взлеты и падения. Как итог – наступление кризисных периодов. В это время не каждое предприятия «выживет». Некоторые из них, столкнувшись со сложными условиями, закрываются и «погибают».

Что такое антикризисное управление?

Под антикризисным управлением понимают комплекс специальных мероприятий, направленных на предупреждение кризисных явлений, которые приводят к разрушению организации. В управленческой системе применяются специальные инструменты стратегического менеджмента и собственные ресурсы предприятия, призванные сохранить и укрепить позиции компании и предотвратить ее банкротство. Подобная программа должна быть в каждой организации. Ее необходимо совершенствовать и улучшать в соответствии с изменяющейся экономической ситуацией. Лучше предупредить наступление критического момента, чем потом принимать меры по устранению его влияния на бизнес-процессы.

Читайте также:  Как отдыхает шоу бизнеса

Антикризисное управление: цели и задачи

Антикризисное управление должно быть направлено на решение таких вопросов, как:

  • выведение фирмы из состояния упадка;
  • выработка и внедрение специальных мер, при помощи которых можно нейтрализовать кризисные явления;
  • избежание банкротства и прекращения существования организации;
  • снижение (а лучше предотвращение) ущерба в период кризиса;
  • создание эффективных инструментов, способных вывести предприятие из кризиса и минимизировать его негативное влияние на коммерческую деятельность.

В задачи антикризисного управления также входит прогнозирование негативной ситуации и осуществление подготовительных мероприятий. Специалист, работающий в данной сфере, должен регулировать динамику развития кризиса: ускорять или замедлять его, усиливать или смягчать в соответствии со степенью угрозы и возможных последствий.

Какие существуют методы антикризисного управления

Методы, позволяющие успешно управлять организацией во время кризиса, делятся на диагностические и методы преодоления упадка. К первой категории относятся:

  • изучение внешней среды компании;
  • анализ поведения конкурентов;
  • проведение независимого аудита предприятия в целях установления объективного финансового состояния;
  • анализ кредиторской и дебиторской задолженности;
  • прогнозирование и оценка возможных рисков;
  • аудит деятельности организации.

Методами преодоления кризиса включают комплекс мер, направленных на снижение затрат и увеличение поступления денежных средств в бюджет организации. Для этого часто используются:

  • применение новых, современных технологий продаж и производства;
  • повышение качества выпускаемой продукции;
  • полноценный анализ центовой политики;
  • снижение затрат;
  • реструктуризация кредиторской задолженности;
  • реорганизация компании.

Современные технологии кризисного управления

Есть несколько схем антикризисного управления. Выбор того или иного пути зависит от управленческих целей, сложившейся ситуации и характера возникших проблем.

  • Активное управление. Заключается в переходе к действиям при достижении границ объективного понимания экономической угрозы.
  • Реактивное управление. Характеризуется отсрочкой действий после осознания угрозы до момента появления уверенности в необходимости устранения проблем.
  • Прогнозированное управление. Направлена на анализ возможных рисков и разработку мер по предупреждению возникновения кризисной ситуации.

Чтобы в полной мере разобраться в вопросах антикризисного управления, рекомендуется пройти курс повышения квалификации «Технология кризисного управления», организованного в Современной научно-технологической академии (СНТА). Занятия проводятся в дистанционном формате, что позволяет любому желающему, независимо от места проживания, получить новые знания. Стандартизированная обучающая программа составлена преподавателями-практиками, изучение тем осуществляется самостоятельно. После выполнения итоговой аттестационной работы слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое принимается на всех предприятиях РФ. Узнать подробности о получении дополнительного образования можно по телефону 8 (800) 707-48-27.

Поделиться:

Популярные статьи в категории:

Источник: www.snta.ru

Антикризисное бизнес-регулирование

Современное экономическое развитие предполагает трансформацию антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование — совокупность систем антикризисного управления на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, каждая из которых имеет свои цели и функции, использует собственные инструменты и методы воздействия при стабильном развитии экономики и в условиях кризиса. Проанализированы состояние, тенденции развития государственного регулирования в условиях кризиса при несостоятельности (банкротстве) субъектов экономики; организационно-правовые основы и направления совершенствования механизма функционирования института саморегулирования. Особое внимание уделено принципам, методам антикризисного управления в организации в целях сохранения бизнеса, предотвращения кризисных ситуаций.

  • ВО — Бакалавриат
  • 38.03.01: Экономика
  • 38.03.02: Менеджмент
  • ВО — Магистратура
  • 38.04.01: Экономика
  • 38.04.02: Менеджмент
  • 38.04.08: Финансы и кредит
  • 06: ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • 80: ПРОЧИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

Ряховская, А. Н. Антикризисное бизнес-регулирование : монография / под ред. А. Н. Ряховской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 304 с. — ISBN 978-5-9776-0499-4. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1020773 (дата обращения: 27.05.2023). – Режим доступа: по подписке.

Скопировать запись

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов. Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в ридер.

Научная школа «Антикризисное управление»
Антикризисное бизнесрегулирование Под редакцией доктора экономических наук, профессора А. Н. Ряховской 2021 Москва И М НФРА2е издание, переработанное и дополненное

Антикризисное бизнесрегулирование Антикризисное бизнесрегулирование Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 ГЛАВА 1 Государственное антикризисное регулирование . . . . . . . . . 11 1.1. Трансформация антикризисного управления в антикризисное бизнесрегулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.2. Государственное антикризисное регулирование . . . . . . . . . . 22 1.3.

Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 1.4. Особенности финансовоэкономического кризиса 2008—2009 гг. и антикризисного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 1.5.

Антикризисное регулирование регионального развития России в современных экономических условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 ГЛАВА 2 Организационноправовые основы института саморегулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 2.1. Нормативнозаконодательная база института саморегулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 2.2.

Саморегулирование деятельности субъектов экономики института банкротства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 ГЛАВА 3 Антикризисное управление бизнесструктур . . . . . . . . . . 139 3.1. Превентивный подход в антикризисном управлении . . . . . . . 139 3.2. Экономические основы выбора направления антикризисных программ организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 3.3.

Читайте также:  Как перевести бизнес с одной компании на другую

Развитие анализа категорий финансовой устойчивости, платежеспособности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Антикризисное бизнесрегулирование 5
3.4. Сохранение бизнеса и обеспечение устойчивого развития компании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 3.5.

Рискменеджмент в антикризисном бизнесрегулировании . . . 213 3.6 Подходы к управлению нематериальными активами в условиях новой технологической волны . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 ГЛАВА 4 Социализация антикризисного регулирования . . . . . . . . . 234 4.1. Социальная ответственность государства в рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 4.2.

Роль человеческого фактора в антикризисном управлении . . . 249 4.3. Банкротство физических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 Авторский коллектив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 Оглавление

Системный кризис лишь усугубляется от того, что его пытаются — в очередной раз — преодолеть или от него излечиться теми же старыми способами, какие применялись, с все меньшим успехом, уже многомного лет1. Членкорреспондент РАН Р. С. Гринберг Антикризисное управление стало заметным явлением в экономической науке и практике за время проведения в России рыночных реформ, т.е. с начала 90х гг. прошлого столетия.

В прошедшие годы антикризисное управление развивалось несколько однобоко, с перекосом в сторону разработки практических методов и приемов регулирования, с очевидным отставанием теории от практики. Это было обусловлено тем, что развитие рыночных отношений требовало скорейшего создания и внедрения новых институтов и механизмов.

Со временем сложившееся положение стало тормозом для дальнейшего развития антикризисного управления, так как «практика без теории слепа». Разработка и развитие научной теории антикризисного управления является условием дальнейшего развития и совершенствования ее практических приложений.

С развитием рыночных отношений, углублением экономических и иных связей на мировом уровне, появлением новых глобальных факторов риска меняются требования к антикризисному управлению. Все большее значение приобретает разработка соответствующего механизма антикризисного регулирования на различных уровнях принятия решений, включая мега, макро, мезои микроуровни, а также регулирование бизнеспроцессов.

Таким образом, формируется система антикризисного управления на различных уровнях социальноэкономических систем. Антикризисное бизнесрегулирование — это совокупность систем и программ антикризисного управления на мега, макро, Антикризисное бизнесрегулирование 7 1 См.: Гринберг Р. С. Контуры глобального мира: обозначая будущее // Колодко Гж.

В. Глобализация, трансформация, кризис — что дальше? М. : Магистр, 2011. С. 17.
мезои микроуровнях, каждая их которых имеет свои цели, выполняемые функции, применяемые инструменты и методы воздействия как при стабильном развитии экономики, так и в условиях кризиса.

В представленной монографии рассматриваются проблемы формирования системы антикризисного регулирования на различных уровнях управления экономикой. В главе 1 рассматриваются особенности государственного управления в условиях кризиса, а также государственное регулирование субъектов экономической деятельности при возникновении их неплатежеспособности.

При этом сделан вывод о том, что именно государство должно создавать наиболее благоприятные внешние условия для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли с наименьшими потерями преодолевать воздействие внешних и внутренних факторов кризиса. Большое внимание в главе 1 уделяется методам регулирования, применяемым в различных странах, в кризисных условиях.

Анализируются причины, факторы риска, ошибки макроэкономического регулирования, зарубежная и российская практика антикризисного управления в условиях глобального финансовоэкономического кризиса 2008—2009 гг. В рыночной экономике государство не может брать на себя функции регулирования «всего и вся».

Мировой опыт показывает, что по ряду вопросов наиболее эффективным инструментом регулирования экономических и правовых отношений является институт саморегулирования. Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих было введено одним из первых в России в 2002 г. одновременно с принятием современного законодательства о банкротстве.

Этим вопросам посвящена глава 2 монографии, где раскрываются цели, задачи, функции института саморегулирования, практика его применения и проблемы дальнейшего развития. Глава 3 посвящена проблемам антикризисного регулирования деятельности предпринимательских структур.

На первый план выведена задача превентивного антикризисного регулирования, когда меры, блокирующие или смягчающие негативные факторы, применяются в оперативном режиме, пока еще можно предотвратить наиболее опасные проявления кризиса. Основная задача антикризисного регулирования, на наш взгляд, должна заключаться в сохранении бизнеса, создании условий для его стабильного функционирования и развития.

8 Антикризисное бизнесрегулирование Предисловие
Особое внимание в данной главе уделяется теоретическому обоснованию таких экономических категорий, как финансовая устойчивость и платежеспособность организаций. В настоящее время нет четких определений соответствующих понятий, что отрицательно влияет на процесс выработки и реализации антикризисных мер.

В главе 4 монографии рассматриваются направления антикризисного регулирования, которые очень часто остаются «за кадром» учебных дисциплин, научных исследований и практических действий. Это проблематика социальной роли, социальных целей и социальных последствий антикризисного регулирования.

Данное направление обусловлено тем, что любое регулирование экономики, а также отсутствие такого регулирования обязательно имеет свои социальные последствия. Специалист в области антикризисного управления должен ясно представлять, как его решения и действия отразятся на людях.

В рамках исследования антикризисного регулирования бизнеспроцессов рассмотрены место и роль социальной ответственности государства и бизнеса, направления реализации государственной социальной политики, основные формы проявления социальной ответственности российского бизнессообщества и корпоративного эгоизма. Разработка эффективной системы антикризисного регулирования бизнеспроцессов в условиях рыночной экономики — сложный и многогранный процесс, имеющий множество вариантов механизма реализации и полученных результатов, необходимо его постоянное развитие и совершенствование.

Читайте также:  Снос домов как бизнес

Первое издание монографии «Антикризисное бизнесрегулирование» являлось попыткой расширить рамки антикризисного управления, показать новые теоретические и практические аспекты развития антикризисного управления. Активное обсуждение проблем, поднятых в первом издании, анализ практики функционирования института банкротства в России и за рубежом; появление новых факторов риска, причин кризисных ситуаций социальноэкономических систем различного уровня; поиск путей преодоления кризисных ситуаций и обеспечения устойчивого развития экономики страны, региона, города, организаций; актуализация превентивного подхода в антикризисном управлении, необходимость постоянного мониторинга состояния финансовоэкономического состояния хозяйствующих субъектов в целях преАнтикризисное бизнесрегулирование 9 Предисловие

дотвращения кризиса, недопущения их неплатежеспособности, сохранения бизнеса и обеспечения его дальнейшего развития послужили основанием для доработки монографии и подготовки второго издания. Проблемам развития антикризисного управления, его трансформации в антикризисном бизнесрегулировании посвящена данная монография.

Структура работы отражает основные направления антикризисного бизнесрегулирования, тенденции их развития. Представленная монография является результатом научноисследовательской работы коллектива научной школы «Антикризисное управление», выполненной в рамках приоритетных направлений научных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации: «Корпоративное управление и стратегии бизнеса», а также представителей профессорскопреподавательского состава АНО ВО «Институт экономики и антикризисного управления».

Авторский коллектив выражает большую благодарность Ирине Карловне Безумновой за ее активную поддержку подготовки второго издания монографии, большую помощь и высочайший профессионализм в издании монографии. Предисловие
ГЛАВА Лучший способ справиться с изменениями состоит в том, чтобы помочь их осуществлению1. Боб Доул 1.1.

Трансформация антикризисного управления в антикризисное бизнесрегулирование / 1.2. Государственное антикризисное регулирование / 1.3. Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства) / 1.4. Особенности финансовоэкономического кризиса 2008—2009 гг. и антикризисного регулирования / 1.5.

Антикризисное регулирование регионального развития России в современных экономических условиях 1. На различных фазах экономического цикла все субъекты рыночной экономики, включая мега, макро, мезои микроуровень, применяют различные стратегии, инструменты и системы методов управления в целях обеспечения устойчивости функционирования организаций различных организационноправовых форм, видов и масштабов деятельности, а также муниципальных и региональных образований, национальной экономики в целом. В любых экономических условиях процесс управления субъектами рыночной экономики должен включать элементы антикризисного управления.

Содержание антикризисного управления, его роль в системе управления существенно меняются в зависимости от стадии развития тех или иных экономических субъектов. Так, возникая в рамках традиционного управления в виде антиципативного управления, оно существенно видоизменяется по мере увеличения финансовых и экономических проблем, их усложнения, возникновения кризисных явлений, их развития и в конечАнтикризисное бизнесрегулирование 11 1 См.: Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации.

СПб. : Питер, 2011. С. 31.
ном итоге становится самостоятельным видом деятельности — арбитражным управлением. Необходимость применения антикризисных технологий различными субъектами в стабильных условиях рыночной экономики обусловлена наличием жесткой конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В настоящее время существенно изменились требования к антикризисному управлению, которое осуществляется в значительно больших масштабах. Антикризисные меры разрабатываются и применяются на межстрановом, государственном, региональном, муниципальном уровнях управления, а также для конкретных хозяйствующих субъектов.

Новые требования времени, особенности экономического развития предполагают трансформацию антикризисного управления в антикризисное бизнесрегулирование. Антикризисное бизнесрегулирование — это совокупность систем антикризисного управления на мега, макро, мезои микроуровнях, каждая из которых имеет свои цели, выполняемые функции, применяемые инструменты и методы воздействия при стабильном развитии экономики и в условиях кризиса.

Антикризисное бизнесрегулирование экономической системой мегауровня1 по основным параметрам совпадает с макроуровнем, за исключением необходимости валютного и внешнеэкономического регулирования, перераспределения доходов, а также целесообразности решения иных проблем общегосударственного, межстранового масштаба, которые особенно остро проявились в последние годы с введением санкций в отношении Российской Федерации. Основными целями антикризисного бизнесрегулирования на уровне государства в стабильных условиях функционирования является реализация системы мер по предупреждению опасных для его жизнедеятельности кризисных явлений, обеспечению экономического роста, занятости всего трудоспособного населения, стабильного уровня цен, устойчивости национальной валюты, внешнеэкономического равновесия и решение других важнейших задач ради обеспечения материального благосостояния всего общества.

Основной задачей государства при проведении антикризисного бизнесрегулирования является создание правовой основы 12 Антикризисное бизнесрегулирование 1. Государственное антикризисное регулирование 1 См.: Ряховская А. Н. Государственное регулирование экономики в условиях кризиса: Научные труды Вольного экономического общества России. М., 2016. Т. 198. С. 205; Ряховская А. Н. Антикризисные бизнесрегулирование России: новый этап: Управленческие науки. М., 2018.

Источник: znanium.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин