В отличие от инвестиций в покупку подвижного состава, эксперты считают, что аренда вагонов (это касается и локомотивов) может быть лучшим способом для железнодорожных операторов получить необходимые транспортные средства. На сайте VAGON 24 вы найдете ЖД вагоны новые и б/у, как в аренду, так и предложения покупки.
Почему аренда лучше?
- Это позволяет адаптировать количество и тип арендуемого подвижного состава к текущим и планируемым договорам перевозки.
- Не требует больших капитальных затрат на приобретение подвижного состава.
- Это дает вам доступ к широкому спектру разнообразного и надежного подвижного состава.
- Вы можете использовать несколько компаний по аренде вагонов, каждая из которых может специализироваться на разном типе оборудования или просто иметь в наличии соответствующий подвижной состав.
- Снижение затрат и экономия времени — ревизионный ремонт и ввод в эксплуатацию возлагаются на арендодателя, а не на арендатора.
Есть и чисто финансовые аспекты: например, комплексное страхование подвижного состава, которое берет на себя арендодатель. Аренда означает отсутствие необходимости в привлечении банковского капитала, что может быть очень важно для некоторых перевозчиков, а также отсутствие риска возникновения остаточной стоимости подвижного состава, если перевозчик планирует заменить парк. Также не стоит забывать, что в стоимость входит вся сумма арендной платы, что снижает налог на КПН перевозчика.
АРЕНДА ВАГОНОВ И ЛОГИСТИКА ЖД-ТРАНСПОРТОМ ПОДОРОЖАЛИ ПОЧТИ В ДВА РАЗА
Для кого предназначена аренда?
В первую очередь для грузоперевозчиков. Особенно тех, кто выполняет определенный вид грузовых перевозок в сезон и не нуждается в постоянном наличии вагонов в парке, и может вернуть их по истечении срока аренды.
Будет ли расти спрос на аренду Ж/Д вагонов?
Определенно да. И это будут сделки, заключенные как между перевозчиками и финансовыми учреждениями, так и, как в случае с УЗД (Украинская железная дорога) и перевозчиками, при условии, что у одного из этих перевозчиков имеется избыток подвижного состава соответствующего стандарта.
Компании, специализирующиеся только на аренде локомотивов или вагонов, начинают потихоньку работать на украинском рынке. Следующим шагом может стать создание компаний – производителей подвижного состава.
Источник: md-eksperiment.org
От средней ставки к рыночным котировкам
Кризис на рынке вагонов усугубляется отсутствием отраслевой статистики
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин
Бизнес-план: вагоны, полувагоны, цистерны, ж/д, железнодорожные перевозки как бизнес, лизинг вагонов
Фото: Пресс-служба ИИЖД
Размер ставки за пользование вагонами уже практически 20 лет является рыночным показателем, но до сих пор в отрасли не появилось ни внятных статистических данных о его динамике, ни инструментов для его анализа и прогнозирования. Единственным источником, делавшим условный расчет средней посуточной платы за вагон, был журнал «Промышленные грузы», зарегистрированный на Украине, причем никаких ссылок на официальный способ получения первичных данных у этой аналитики не существует. После известных событий 2014 года у российских участников железнодорожного рынка стало еще меньше оснований ссылаться на эти «неофициальные» данные при своем бизнес-планировании, а отечественной отраслевой статистики по приватному вагонному парку в нашей стране так и не появилось.
Многие отраслевые аналитики уже давно работали над решением задачи о создании национальной системы прогнозирования ставки за пользование приватными вагонами. К настоящему моменту ИИЖД завершает разработку такой аналитической модели, которая поможет операторам подвижного состава и грузовладельцам планировать транспортные затраты. Методика позволяет определить размер условной базовой ставки посуточной аренды вагона с учетом поправочных коэффициентов, отражающих влияние на рынок ключевых внешних экономических факторов.
За основу расчета базовой ставки в рублях в нашей модели взят размер вагонной составляющей для инвентарного парка из действующего Прейскуранта №10–01 (для полувагонов ИИЖД взял тарифную схему В4 «Тарифного руководства».— “Ъ” ). Именно эта методика определения вагонной составляющей в свое время получила одобрения всех профильных министерств и в конце концов правительства Российской Федерации, а потому мы считаем, что она проработана самым тщательным образом и не вызовет принципиальных возражений у рынка.
Далее к базовой ставке применяются различные корректирующие коэффициенты, которые учитывают текущую конъюнктуру на рынке, среди которых инфляция, пожалуй, самый простой параметр. Один из ключевых факторов, влияющих на операторскую ставку,— размер парка на сети, который косвенно свидетельствует о дефиците или профиците вагонов на железной дороге. И это не просто цифра, например 1 млн вагонов, это отдельная расчетная модель, которая учитывает и скорость оборота вагона от одной погрузки до следующей, и протяженность путей, где возможен отстой вагонов, не участвующих в перевозочном процессе, и ряд других важнейших параметров, влияющих на эксплуатацию парка в реальных условиях.
Отдельной научной статьи потребует описание разработанной нашим институтом модели взаимодействия перевозчиков на путях общего и необщего пользования, которая позволила формализовать влияние этого фактора на ставку за пользование вагоном. Особые поправочные коэффициенты разработаны для оценки эффективности работы магистральной инфраструктуры ОАО РЖД и работы самих грузовладельцев, чью деятельность тоже потребовалось достаточно глубоко «оцифровать» и интегрировать в комплексную модель прогнозной ставки.
Аренда вагонов
Еще в советское время МПС не справлялось с объемом грузоперевозок. В 1990-е годы была окончательно утрачена возможность модернизации вагонного парка и локомотивов.
Крупные фирмы, большая часть которых составляли экспортноориентированные компании стали решать проблему нехватки вагонов своими силами. Ведущие корпорации начали закупать вагоны. Эти вагоны были предназначены в большей степени для защиты от перебоев. Каких-то способов решения проблемы не было в конце 20 века.
Коренным образом положение дел изменилось в 2003 году, так как был введен тариф на железнодорожные перевозки. Новый тариф разделили на две составляющие: вагонную (15 % стоимости перевозки) и инфраструктурную (85%). Это изменение создало условия для развития частного бизнеса в сфере грузовых перевозок на железной дороге.
Доля частных компаний в общем объеме составляла в 2003 году – 21%, в 2005 – 30%, в 2008 – 37%, 2010 – 49,5 %.
Аренда в общем смысле
Аренда — это форма имущественного договора, при которой собственник (арендодатель) передает свое имущество арендатору на определенный период времени и взимая определенную денежную плату. Арендатором и арендодателем могут выступать юридические и физические лица.
Предметом аренды на железной дороге чаще всего выступают грузовые вагоны.
Аренда или покупка?
В этом пункте сравним покупку и аренду, выявим преимущества и недостатки.
Покупка вагонов – это большое вложение денежных средств. Аренда требует небольшие суммы, но постоянно, когда необходимы вагоны. Стоимость нового грузового вагона от 650 тысяч рублей, а арендная плата в свою очередь – 1500 – 2000 рублей в сутки. Цены указаны примерные и на ноябрь 2011 года.
Преимуществом аренды является то, что плановый ремонт подвижного состава осуществляется за счет владельца. Однако текущее состояние вагона комплектность должны обеспечиваться арендатором. В случае перевозки опасных грузов арендатор должен обеспечить очистку вагонов после их использования.
Список некоторых опасных грузов
Наименование | Номер ООН |
Азот охлажденный жидкий | 1977 |
Аммиака раствор в воде с относительной плотностью менее 0,880 при температуре 15°С, содержащий более 50% аммиака | 3318 |
Ацетон | 1090 |
Баллончики для заправки зажигалок, содержащие легковоспламеняющийся газ | 1057 |
Барий | 1400 |
Бензин моторный | 1203 |
Боеголовки ракет с разрывным зарядом | 0369 |
Боеприпасы осветительные, снаряженные или не снаряженные разрывным, вышибным или метательным зарядом | 0171 |
Воздух сжатый | 1002 |
Керосин | 1223 |
Кислота азотная, кроме красной дымящей | 2031 |
Кислота серная, содержащая более 51% кислоты | 1830 |
Кислоты уксусной раствор | 2790 |
Клеи, содержащие легковоспламеняющуюся жидкость | 1133 |
Краска (включая краску, лак, эмаль, краситель, шеллак, олифу, политуру, жидкий наполнитель и жидкую лаковую основу) | 1263 |
Масло хвойное | 1272 |
Материал радиоактивный, неделящийся или делящийся-освобожденный, транспортируемый в специальных условиях | 2919 |
Договор об аренде
Существует специальный шаблон договора об аренде между арендатором и владельцем вагонов.
Договор об аренде заключается в срок от 6 месяцев. При выборе грузовых вагонов владелец должен указать срок службы и вид перевозимых грузов. Это информация должна учитываться арендатором и влияет на стоимость. В заявке на аренду вагонов необходимо указать:
-необходимое количество вагонов
-наименование и характеристика грузов
-в случае перевозки негабаритных грузов должен прилагаться чертеж на размещение креплений груза
-район курирования
В договоре предусматривается ответственность арендатора за:
-не очистку вагонов
-несвоевременное возвращение вагонов
-не поддержание вагонов в исправном состоянии
-нарушение правил порядка расчетов по пересылке арендованных вагонов в грузовом и порожнем состоянии
Основные параметры грузового вагона
Информацию о вагоне можно получить, осмотрев вагон. На всех вагонах наносятся надписи и знаки.
1.Герб страны и символика железной дороги.
2.Знаки подшипников
3.Таблички завода-изготовителя
4.Данные о ремонте
5.Вес пустого вагона – тара
6.Грузоподъемность
7.Специализации указывается при необходимости.
8.Номер вагона.
В номере вагона зашифрована информация о вагоне.
Первая цифра номера обозначает род вагона, вторая, третья – количество осей, данные о разных грузах, следующие 3 цифры обозначают порядковый номер вагона, а остальные цифры указывают на дополнительные характеристики подвижной единицы.
О родах грузовых вагонов написано в статье «Виды грузовых железнодорожных вагонов». По количеству осей существуют вагоны: 2-х осные, 4-х осные, 6-осные и более.
Типы вагонов разделены на модели. Характеристики каждой модели можно изучить из справочников по грузовым вагонам. Также некоторые компании, предоставляющие вагоны в аренду на своем сайте указывают характеристики моделей вагонов.
Некоторые модели универсальных крытых вагонов
Показатели | Модели | |||
11-066 | 11-217 | 11-260 | 11-270 | |
Грузоподъемность, т | 68 | 68 | 72 | 68,5 |
Масса тары, т | 21,23 | 24 | 24 | 24,5 |
Объем кузова, м3 | 120 | 120 | 140 | 122 |
База вагона, м | 10 | 10 | 12,24 | 10 |
Длина по концевым балкам рамы, м | 13,87 | 13,87 | 15,75 | 13,87 |
Ширина кузова внутри, м | 2,76 | 2,77 | 2,77 | 2,764 |
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 |
Некоторые модели универсальных полувагонов
Показатели | Модели | |||||
12-132 | 12-119 | 12-753 | 12-1000 | 12-541 | 12-124 | |
Грузоподъемность, т | 75 | 69 | 69 | 69 | 125 | 130 |
Масса тары, т | 25 | 22,5 | 22,5 | 22,46 | 43,3 | 46 |
Объем кузова, м3 | 88 | 76 | 74 | 76 | 140,3 | 150 |
База вагона, м | 8,65 | 8,65 | 8,65 | 8,65 | 12,07 | 10,55 |
Длина по концевым балкам рамы, м | 12,78 | 12,73 | 12,8 | 12,73 | 19,11 | 17,95 |
Максимальная ширина, м | 3,158 | 3.13 | 3,21 | 3,134 | 3,19 | 3,3 |
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 |
Некоторые модели цистерн
Показатели | Модели | |||
15-1443 | 15-1556 | 15-871 | 15-880 | |
Грузоподъемность, т | 60 | 63,5 | 120 | 125 |
Масса тары, т | 23,2 | 24,23 | 48,8 | 51 |
Полный объем котла, м3 | 73,1 | 73,17 | 14,0 | 15,95 |
База цистерны, м | 7,8 | 7,8 | 13,79 | 10,52 |
Длина по концевым балкам рамы, м | 10,8 | 10,8 | 19,99 | 17,56 |
Максимальная ширина, м | 3,08 | 3,08 | 3,27 | 3,6 |
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 |
Некоторые модели платформ
Показатели | Модели | ||
13-4012 | 13-401 | 13-491 | |
Грузоподъемность, т | 71 | 70 | 73 |
Масса тары, т | 21,4 | 21 | 21 |
Площадь пола, м2 | 36,8 | 36,8 | 50,8 |
База платформы, м | 9,72 | 9,72 | 14,4 |
Длина по концевым балкам рамы, м | 13,4 | 13,4 | 18,4 |
Ширина кузова внутри, м | 2,17 | 2,17 | 2,87 |
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 |
Основные виды грузов, перевозимых в вагонах:
-Каменный уголь
-кокс
-нефть
-железная руда и марганцевая руда
-цветная руда
-черный металл
-лом черных металлов
-химические и минеральные удобрения
-строительные грузы
-цемент
-лесные грузы
-зерно и продукты перемола
-комбикорма
-импортные грузы
Источник: www.modelzd.ru