Арт терапия как бизнес

Открытие студии арт терапии — отличная, востребованная бизнес идея. Все больше людей в современном обществе подвержены стрессам, переутомлениям. Многих людей начинает мучить чувство нереализованности, невостребованности. Некоторые подвержены возрастным кризисам, некоторые замкнуты, зажаты, с дефицитом общения. Такие люди с удовольствием будут клиентами вашей арт студии.

Занятия творчеством увлекает человека, помогает ему на время забыть о проблемах. Человек это время расслабляет тело и мозг, дает выход эмоциям, проявляет себя, снимает зажимы и ограничения. Как следствие, идет восстановление психических процессов, улучшается настроение, сон, уходят страх и депрессии.

Что нужно для открытия студии Арт терапии

  • Оборудование
  • Учитель рисования, он же и администратор (подойдут студенты художественных училищ)
  • Большим плюсом было бы наличие штатного психолога в студии
  • Оборудование и место для продажи кофе, чая, минеральной воды

Для открытия студии арт терапии нужно снять небольшое светлое помещение. Можно даже рассматривать вариант помещения в торговом центре. Стиль и внешний вид помещения должны соответствовать непринужденной, неформальной обстановке. Стены и предметы интерьера должны быть в мягких пастельных тонах. Можно включать легкую тихую музыку.

Бизнес на каблуках. Секреты арт-терапии

У посетителя арт студии должно появляться ощущение, что он попал в зону релакса и комфорта. Все мысли о работе, доме, обязанностях остаются за пределами этого помещения.

Оборудование — несколько мольбертов, стол для рисования. Если у вас есть возможность, закажите один длинный стол или большой круглый, вместо нескольких маленьких. Сидя за одним столом люди будут ближе друг другу, смогут общаться. Сформируется ощущение группы, люди начнут активней знакомиться и общаться.

Стулья желательно подобрать удобные, мягкие. По углам помещения можно поставить бескаркасные кресла, в виде мешков. Нужно учесть особенности клиентов, некоторые захотят рисовать лежа на полу. Позаботьтесь о ковролине.

Набор для рисования: бумагу, краски, кисти, мелки, карандаши, вино, краски для росписи по телу, краски для аква гримма… Еще понадобятся фартуки, для сильно активных посетителей.

Варианты проведения занятий Арт терапией

  • Групповые — в определенные часы и дни недели
  • Индивидуальные — лично с учителем
  • Свободное посещение — вне групповых занятий

Тематические уроки арт терапии

Рисование вином:

Для этого урока понадобиться несколько видов красного вина, с разнообразной цветовой палитрой. Заранее посчитайте количество вина, ведь для создания художественного шедевра вино нужно будет дегустировать.

Нужна будет модель, можно прийти с детьми. Наносим на лицо забавные линии, фотографируем, получаем удовольствие. Как вариант, можно разбить группу по парам и рисовать на лицах друг друга.

Это может быть просто роспись руки, а может и не только руки.

🔥Что такое Арт -терапия? | Техники Арт-терапии | ПСИХОЛОГИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Роспись хной:

Мастер класс по татуажу хной, который держится на теле один месяц.

Обязательно нужно создать страницы в социальных сетях . Туда регулярно выкладывать фото отчеты о проведенных занятиях, писать о новостях в мире искусства, набирать новых подписчиков и клиентов. Как раскрутить группу с нуля написано здесь.

Арт терапия — новая перспективная бизнес идея, станьте одним из первых. Так же, предложенные в данной статье идеи можно применять и в обычных кофейно-чайных заведениях.

Источник: dzen.ru

Как запустить семейный арт-терапевтический центр в регионе?

Прежде чем стать психологом и предпринимателем Юлия Горбулина семь лет работала экономистом и даже освоила профессию юриста. Но все это так и не стало делом ее жизни. В 2013 году она открыла центр креативной психологии, который постепенно превратился в полноценный семейный центр. Теперь в планах предпринимательницы создать в родном городе настоящий арт-терапевтический парк на свежем воздухе.

О сложном старте, не сложившемся партнерстве и планах на будущее Юлия Горбулина рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Как все начиналось

Я родилась, живу и работаю в Курске. Так сложилось, что в жизни я долго искала себя, в результате поисков мне удалось получить четыре образования. Сначала училась на экономиста, кем и проработала семь лет, параллельно получила специальность юриста. Это образование достаточно полезное для жизни, но поскольку законы у нас меняются довольно часто, в профессиональном плане оно мне не пригодилось.

Когда я работала в одном из крупных банков города, мне предложили поменять сферу деятельности и стать бизнес-тренером. Новая специальность потребовала новых знаний, и я отправилась учиться на психолога. И вот тут я наконец поняла, с чем бы мне хотелось связать свою будущую жизнь, а полученная позже профессия арт-терапевта позволила мне с успехом сделать это.

Свой первый бизнес-проект — центр креативной психологии — я начала в 2013 году. Со временем он расширился, сменил несколько помещений и переименовался. С ним я даже стала победителем регионального конкурса молодых предпринимателей и федерального конкурса «Бизнес-успех» в номинации «Народный предприниматель». За победу я получила технику, обучение в бизнес-школе и прочие весьма полезные подарки. Но в дальнейшем развитии моего бизнеса эти победы не сыграли никакой роли.

Направления работы

Успех навел на мысль о том, что нужно расширяться: арендовать помещение побольше, оборудовать его и сделать полноценный центр отдыха и развития «ЮНОНА». Изначально название было аббревиатурой из имен всех людей, которые должны были участвовать в этом большом деле. Я (Юлия) отвечала за общую концепцию и хотела создать семейный центр, где могли бы заниматься и детки, и их родители, и даже их бабушки и дедушки. Надежда давно горела идеей создания женского клуба, Олеся мечтала о собственной студии детского праздника, фотохудожник Наталья хотела заниматься «Школой знаек», Анна на базе центра собиралась открыть школу красоты. Но полноценного партнерства у нас не получилось: когда перед нами встал финансовый вопрос, некоторые девочки решили выйти из бизнеса, в итоге из первоначальной «ЮНОНЫ» остались только я и Надежда, которая сейчас занимается развитием тренингового центра.

Читайте также:  Книга виды кредитования малого бизнеса

В конечном итоге мы переехали в помещение cпортивно-концертного комплекса Курска и теперь ведем три основных проекта: семейный арт-терапевтический центр «СуперДЕТКИ», интерактивное арт-пространство «#СВЕЖИЙВОЗДУХ» (это наш летний проект) и курский тренинговый центр «UPgrate». В ближайшее время к нам присоединится школа-студия стиля и макияжа. Всего за три года я вложила в проект порядка 350 000 руб.

В центре «СуперДЕТКИ» открыты пять направлений: арт-терапия, факультативные занятия для детей и взрослых, имидж-студия, женская школа и фотостудия, студия праздников. Глобальная цель при реализации этого проекта — научить людей заботиться о своем здоровье, в том числе и психическом. Мне самой арт-терапия помогла поменять себя, понять, чем стоит заниматься по жизни. Сегодня наш центр «СуперДЕТКИ» открыт и для детей, и для взрослых. Самому маленькому нашему посетителю всего 8 месяцев, а самой взрослой клиентке — 58.

Проблемы малого бизнеса

В нашем городе конкурентов у нас нет, мы предлагаем уникальные услуги. Но в этом-то и кроется сложность, ведь нам постоянно приходится доносить до людей ценность и важность арт-терапии. Я уверена, что в этом мне поможет запуск открытой площадки на улице — проект #СВЕЖИЙВОЗДУХ: во-первых, мы сами сможем проводить занятия на открытом воздухе, во-вторых, это точно привлечет к нам новых посетителей и будет способствовать популяризации арт-терапии среди горожан. Финансово запуск этого проекта поддерживает мой муж. На проект требуется более 400 000 руб., поэтому сейчас я активно участвую в конкурсах и грантах, чтобы добрать недостающую сумму.

На текущий момент нас посещают 48 человек — это участники индивидуальных и групповых занятий. У нас довольно гибкая ценовая политика, что делает наши занятия доступными для горожан. Например, индивидуальное занятие для детей стоит 300 руб., для взрослых — 400 руб. В среднем в месяц удается зарабатывать от 60 000 до 120 000 руб. Совсем немного нам не хватает для выхода на самоокупаемость.

Конечно, на старте у нас были сложности. Во-первых, с помещением, которое пришлось довольно долго подбирать. У нас было специальное требование — обязательное наличие умывальника в кабинетах. Найти такое помещение сначала удалось в бизнес-инкубаторе: условия там были неплохие, арендная плата довольно низкой. Но была серьезная проблема — очень тонкие стены и большая слышимость.

На арт-терапии люди хотели заниматься собой, а не слушать разговоры риелторов за стеной.

Позже, когда к проекту подключились партнеры, мы решили искать большое помещение. Нашли. Оно было удобным по местоположению, имело много комнат, но было при этом старым, требовало больших вложений в ремонт. Поскольку наше партнерство в итоге не состоялось по финансовым соображениям, от того помещения я отказалась и въехала в спортивно-концертный комплекс, где мы по сей день и расположены.

Вторая проблема — это поиск хороших специалистов, компетентных и желающих вникать в специфику работы. Поэтому в основном мы самостоятельно растим и обучаем кадры. Сейчас в команде «СуперДЕТОК» шесть человек: это не только люди с профильным психологическим и педагогическим образованием, но и, например, выпускники вузов, студенты пятых курсов. Это не уставшие люди, нацеленные на работу. Некоторые сотрудники, поработав здесь какое-то время, решили расти дальше, трудоустроились в других компаниях.

Третья сложность была связана с поиском оптимальных каналов продвижения. Совсем неэффективными для нас оказались рассылки листовок по почтовым ящикам. А вот сотрудничество с бесплатными газетами, которые разносят по тем же ящикам, наоборот, было для нас весьма продуктивным. Здесь важны поведенческие нюансы: листовки выбрасывают, а газеты берут домой читать. Также неплохие результаты показало продвижение через интернет и сарафанное радио.

Советы и идеи

По моему опыту, самое важное в построении бизнеса — решимость. Если нет решимости и стремления продвигать себя и пробивать свой бизнес, то преуспеть очень трудно.

Конечно, я бы еще посоветовала начинающим предпринимателям пробовать строить партнерский бизнес. Ведь двойной капитал всегда дает больше возможностей. Но все партнерские договоренности стоит обязательно фиксировать на бумаге.

Теперь у меня в планах открыть арт-терапевтический парк, который мог бы стать точкой сбора творческих людей, а также местом для выставок и фестивалей. Мне довелось быть соорганизатором фестиваля «АртКвадрат», и я поняла, насколько молодежи в Курске не хватает какого-то необычного места для проведения вечернего досуга. Им некуда пойти, поэтому они ходят в основном по магазинам. В Курсе очень много торговых центров, а мне хотелось бы вытащить их на свежий воздух.

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Источник: kontur.ru

Арт терапия как бизнес

Автор статьи рассматривает проблему социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями. В статье анализируются возможности и особенности арт-терапевтической работы в решении данной проблемы. Автор подчеркивает, что арт-терапия особенно важна для социально дезадаптированых и ограниченных в социальных контактах людей-инвалидов. В статье отражены результаты лонгитюдного исследования на базе Ульяновского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности», где с молодыми инвалидами проводились система арт-терапевтических занятий для успешной реадаптации и интеграции в общество. Выводом статьи является необходимость использования в социальной работе с людьми с ограниченными возможностями психотерапевтических технологий, в частности, арт-терапии.

люди с ограниченными возможностями
социальная реадаптация
арт-терапия

1. Бибикова Н.В. Технологии развития креативности личности / Н.В. Бибикова. – М.: Издательство «Прометей», 2012. – 127 с.

2. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 253 с.

Читайте также:  Какие риски у частного бизнеса

3. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе /М.В. Киселева. – Спб.: Речь, 2007. – 336 с.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2014. – 160 с.

5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

6. Ляшенко В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В.В. Ляшенко. – М.: Психотерапия, 2014. – 160 с.

7. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448с.

8. Реадаптация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://vocabulary.ru/dictionary/34/word/readaptacija).

Проблема социальной адаптации и реадаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важных и острых проблем современного общества. В последнее время данный вопрос приобретает особую значимость, в связи с большими изменениями в подходах к людям с ограниченными возможностями. Все больше проблему инвалидности стали рассматривать как проблему общества в целом. Тем не менее, число инвалидов с каждым годом увеличивается, но проблема полноценной жизни в обществе и недостаточная степень включенности людей с ограниченными возможностями в производственные отношения требует дополнительного изучения и решения, как на государственном, так и на региональном уровнях.

Проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных ограничений и барьеров, не позволяющих лицам с ограниченными возможностями активно интегрироваться в общество, устанавливать полноценные социальные связи и отношения. Зачастую структура жизнеустройства, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам людей с ограниченными возможностями.

Среди многочисленных потребностей инвалида (в передвижении; в общении; в свободном доступе к объектам социальной сферы; в возможности получать знания; в трудоустройстве; в комфортных социально-бытовых условиях; в материальной поддержке) важную роль занимают потребности в социально-психологической адаптации и социализации.

Люди с ограниченными возможностями являются специфической социально-демографической группой. У большинства инвалидов наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Врожденные или приобретенные ограниченные возможности затрудняет образование социальных связей и отношений, ведут к их разрыву, смещению.

Инвалиды, как правило, выпадают из жизни общества, что оказывает неблагоприятное влияние на социальное положение этого человека. В связи с этим основной задачей социально-реабилитационой работы в целях успешной интеграции инвалидов в общество, является установление или восстановление утраченных ранее социальных связей, а именно социально-психологическая адаптация и реадаптания. Реадаптация, по мнению многих ученых, является этапом социальной реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляции жизненной активности инвалидов, специальная педагогическая работа с психотерапевтической направленностью, проводимая с больными и их родственниками. Процесс реадаптации представляет собой комплекс мероприятий, направленный на приспособление к условиям внешней среды [8].

В настоящее время имеется большой опыт использования арт-терапии в ходе социальной адаптации и реадаптации лиц с ограничениями здоровья. Арт-терапия в последнее время стала довольно популярным и эффективным направлением в практике социальной терапии и психотерапии. Именно арт-терапия как социально-психологичесая технология играет большую роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации и адаптации.

Арт-терапия, принадлежащая к творческим методам и подходам, в социальной работе является одной из инновационных технологий, входящих в социальную терапию. Арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в изобразительной деятельности человека и психотерапевтических отношений, используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и адаптации лиц с различными ограничениями здоровья, эмоциональными и психическими расстройствами. Уникальность арт-терапевтичеких методов состоит в том, что арт-терапевт работает с неосознаваемым материалом. Арт-терапия эффективна при решении проблем в эмоциональной сфере, в активизации внутренних жизненных ресурсов, а также в психосоциальной работе с психосоматическими проблемами.

Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [1].

Дефицит общения, характерный для большинства людей с ограниченными возможностями здоровья, приводит к тяжким последствиям в психосоциальном развитии. Дефицит внимания, ограничения в процессе коммуникации часто приводят к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и понимания со стороны общества. Возможности арт-терапии позволяют решить такие важные задачи, как формирование саморегуляции и контроля за своим поведением, умение сдерживать аффективные проявления, а также профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности, социокультурное и познавательное развитие инвалида.

Главной целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье. Арт-терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.

Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы, в том числе и с людьми-инвалидами:

  • негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
  • трудности эмоционального развития (повышенная тревожность, трудность переживания таких чувств и состояний, как обида, горе, страхи);
  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
  • нарушения в межличностных отношениях; враждебность к окружающим, ограниченность в социальных контактах;
  • психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, вегетативной и центральной нервной системах).

В арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать:

  • устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов;
  • снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности;
  • относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого псвихотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [3].
Читайте также:  Моделирование строительства как бизнес

Существует ряд особенностей арт-терапевтической работы с данной категорий лиц:

  • недирективный подход к работе, как правило, малоэффективен;
  • не следует ожидать быстрых результатов;
  • следует допускать аморфные временные границы арт-терапевтических сессий и нерегулярность их посещений;
  • следует ориентироваться на «проактивный подход», предполагающий постоянное побуждение больных к работе;
  • основный акцент должен быть сделан не на психодинамической стороне работы (включая интерпретацию изобразительной продукции больных, прояснение переносов и т. д.), а на процессе работы больного с материалами и помощи ему в этом (группа ориентируется на деятельность в настоящий момент);
  • отказываться от четкого обозначения целей работы [3].

Работа с инвалидами, страдающими различными хроническими заболеваниями, требует соблюдения определенных правил. От арт-терапевта требуется повышенное внимание к организации арт-терапевтического пространтсва. За каждым человеком должен быть закреплен индивидуальный набор материалов. Необходимо учитывать потребность в автономности, возможности индивидуальной работы в условиях группы, свободном входе и выходе из кабинета.

Форма организации арт-терапевтических занятий определяется характером нарушения в психическом развитии человека. Если проблема лежит в сфере эмоциональных отношений, наиболее предпочтительна индивидуальная форма; в случае затруднений в социальном приспособлении более эффективна групповая форма работы, тематически ориентированная.

Исследование процесса реадаптации молодых людей с ограниченными возможностями проходило в Ульяновском региональном отделении общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности». На базе этого отделения работает клуб молодых инвалидов «ПИОН» (от 17 до 30 лет) с особенностями интеллектуального и психического развития и их семей. Главная цель данного клуба заключается в создании условий для адаптации и интеграции в общество молодых инвалидов (от 17 до 30 лет) с особенностями интеллектуального и психического развития. Среди основных задач работы клуба выделим наиболее приоритетные: социокультурная реабилитация молодых инвалидов; оказание социально-психологической помощи инвалидам и их семьям; развитие коммуникативных навыков молодых инвалидов.

Молодые люди, закончив коррекционные школы, остаются изолированными от общества, лишаются возможности установления социальных новых контактов. Прежние социально-практические умения и навыки утрачиваются, происходит стагнация в социально-психологическом развитии. Поэтому для успешной реадаптации и инклюзии с молодыми инвалидами было проведено лонгитюдное исследование по использованию разнообразных арт-терапевтичесих технологий: изотерапия, драмотерапия, куклотерапия, сказкотерапия.

Представленные далее упражнения и техники арт-терапии были подобраны и адаптированы для лиц с ограниченными возможностями в качестве инструмента социализации и социальной реадаптации.

Все приводимые техники и упражнения объединены в тематические группы. Использование тематически ориентированных групп представляет особый интерес, потому что такие группы предоставляют возможность для выбора тем и поэтому могут быть легко адаптированы в любой группе лиц с ограниченными возможностями [7].

  1. Группа «Работа с материалами» включает в себя техники и упражнения, применение которых имеет целью преодолеть затруднения в изобразительной работе, стимулировать спонтанность, развить креативное мышление («Каракули», техника овощных печатей, «Мой талисман», «Коллаж», «Моя кукла»).
  2. Группа «Практические навыки» включает в себя упражнения, способствующие тренировке и совершенствованию когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности («Моя одежда», «Мой дом», « Мой город», «Праздник», «Мое хобби», «За столом»).
  3. Группа «Чувства и эмоции» составлена из упражнений и тем, позволяющих выражать широкий спектр различных переживаний, способствующих преодолению эмоциональных проблем и снижению тревожности («Моя уверенность», «Фотоальбом моего настроения», «Цвет настроения», «Ларец счастья», «Пульт управления эмоциями») [2].
  4. Группа упражнений «Восприятие себя» позволяют человеку отразить свой жизненный опыт и систему межличностных отношений с людьми (Я -Разный», «Автопортрет», «Выметаю болезнь», «Я — солнце», «Перфоманс»).
  5. Группа упражнений «Я работаю в группе» предполагают совместную изобразительную работу в парах, позволяющую развивать коммуникативные навыки, исследовать и корректировать социальные роли и привычные формы поведения («Сценарий моей жизни», «Рисуем деревья» [5], «Мои друзья», «Фруктовый салат»).
  6. В группу «Работа с семьями» вошли техники, которые могут быть использованы в психосоциальной работе с семьями по успешной социализации и реадаптации детей с ограниченными возможностями («Семейный портрет», «Рисунок семьи в образе цветов» [5], «Образ семьи»).

В рамках социокультурной адаптации и социальной реабилитации на базе Детского музейного центра в рамках программы «Покажи мне свой мир» многократно проводились благотворительные выставки и мастер-классы для людей с ограниченными возможностями.

На базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова было организовано волонтерское движение по работе с участниками клуба молодых инвалидов «ПИОН». Волонтеры активно использовали в волонтерской работе разнообразные арт-терапевтические занятия. Кроме этого, ежегодно проводится благотворительный концерт «Сердце отдаю детям» в рамках которого проходит арт-выставка творческих работ молодых инвалидов.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что гармонизация социальных отношений, формирование утраченных социальных навыков, позитивная коммуникация посредством арт-терапевтических технологий положительно влияют на психическое и социальное здоровье лиц с ограниченными возможностями, обеспечивают условия для оптимального процесса их редаптации и интеграции в социум. Поэтому комплекс реадаптационных мероприятий посредством арт-терапии способствовал стимуляции социальной активности молодых инвалидов, восстановлению утраченных навыков и успешному приспособлению к условиям внешней среды.

Рецензенты:

Макаров Д.В., доктор культурологии, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г.Ульяновск.

Донина О.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет имени», г. Ульяновск.

Источник: science-education.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин