Аттестация как бизнес процесс

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «АТТЕСТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ» В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ №26 ГОРОДА ОРЛА

Сыромятникова Ю.В. 1
1 Орловский филиал Финансового университета, 3 курс, направление подготовки «Бизнес-информатика»
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Модели бизнес-процессов применяются предприятиями для различных целей и предназначены для широкого круга пользователей. Наиболее широко используются модели графического типа, в которых бизнес-процесс представляется в виде наглядного графического изображения — диаграммы, состоящей в основном из прямоугольников и стрелок.

Предметная область данной курсовой работы: бизнес-процесс аттестации муниципальных служащих.

Как правильно описать бизнес-процесс?

Целью курсовой работы является приобретение практических навыков самостоятельного моделирования и анализа бизнес-процесса «Аттестация муниципальных служащих».

Задачи курсовой работы:

— изучить исходный бизнес-процесс в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №26 г.Орла;

— построить диаграммы, моделирующие бизнес-процессы в необходимых разрезах.

При выполнении практической части для разработки моделей используется AllFusion Process Modeler (BPWin 7.x), методология IDEF0.

Общая характеристика бизнес-процесса

Совершенствование и упорядочение прохождения муниципальной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Аттестация муниципального служащего проводится с целью определения уровня профессиональной подготовки служащего и степени её соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы, а также для присвоения квалификационного разряда. Кроме того, одной из целей аттестации является соответствие интересов государства, общества и служащих для обеспечения качественного и эффективного управления. Таким образом, данный процесс является процессом управления.

Основными задачами аттестации являются:

– определение уровня профессиональной подготовки и служебного соответствия муниципального служащего занимаемой должности;

– решение вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда;

– определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника;

– выявление перспектив использования потенциальных способностей работника, стимулирование роста его профессионального уровня;

– обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения и подготовки кадров;

– улучшение работы по подбору и расстановке кадров;

– выявление общего кадрового потенциала и оптимальное кадровое обеспечение функциональных задач органов местного самоуправления.

Простые нотации описания бизнес-процессов, которые читают и используют сотрудники

Вступивший в силу с 1 июня 2007 года Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статье 18 установил сроки проведения аттестации: аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

Процедура аттестации муниципального служащего включает в себя следующие основные элементы:

— сбор, изучение, анализ и обобщение информации об аттестуемом лице,

— проведение оценки работы муниципального служащего, выявление степени соответствия занимаемой должности муниципальной службы,

— подготовка аттестационной комиссией решения о присвоении квалификационного разряда или категории, а также рекомендаций.

Оценка работы муниципального служащего даётся по трём основным направлениям:

– оценка результатов деятельности служащих (результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов);

– оценка процесса труда, исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим (форм и методов, используемых педагогом в целях выявления развития у обучающихся способностей к различным видам деятельности);

– оценка личного вклада (участия в работе методических объединений, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах).

Построение модели бизнес-процесса

При аттестации муниципальных служащих муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №26 г.Орла входом являются муниципальные служащие подлежащие процедуре аттестации, а выходом – аттестованные муниципальные служащие.

Механизмы – ресурсы, которые выполняют функции («кто выполняет функцию?», «с помощью чего выполняет функцию?»), т.е. механизмами является аттестационная комиссия, а также оценка качеств и результатов деятельности муниципального служащего.

Стрелка управления представляет управляющие и регламентирующие объекты: нормативные документы для проведения аттестации (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Приказ Департамента образования и молодёжной политики Орловской области от 11.08.2014г. №990 «Об организации проведения аттестации педагогических работников организаций Орловской области, осуществляющих образовательную деятельность», основания для присвоения категории и др.).

На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса «Аттестация муниципальных служащих в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №26 г.Орла» с точки зрения директора.

На рисунках 2 и 3 представлены декомпозиции функциональных блоков.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма

Рисунок 2.Декомпозиция функционального блока А-0 «Аттестация муниципальных служащих»

Рисунок 3.Декомпозиция функционального блока А2 «Проведение оценки работы аттестуемого лица»

Заключение

Под аттестацией муниципальных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда аттестуемого лица.

Аттестация – это управленческая деятельность, которая раскрывается в полном объёме только при эффективном функционировании её механизма. Эта деятельность осуществляется на протяжении всех этапов аттестации: подготовка аттестации; проведение оценки и осуществление контроля за работой служащих; принятие решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализация рекомендаций аттестационных комиссий по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешение возникающих споров, связанных с проведением аттестации и её результатами; подведение итогов аттестации; распространение передового аттестационного опыта.

Таким образом, от того, насколько правильно будет спланирован руководителем бизнес-процесс аттестации, зависит качество его работы как управленца.

В курсовой работе дана попытка изучить бизнес-процесс аттестации муниципальных служащих в МБОУ-СОШ №26 г.Орла с точки зрения директора, построены контекстная диаграмма изучаемого бизнес-процесса и её декомпозиции.

Библиографический список

  1. Абдикеев, Н.М. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Н.М. Абдикеев, А.Д. Киселев; под ред. Н.М.Абдикеева. — М.: Инфра-М, 2013. (ЭБС)
  2. Всяких Е.И. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов. М.: ДМК Пресс. 2010. (ЭБС)
  3. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: уч.пос. М.: ИНФРА-М. 2013. (ЭБС)
  4. Замятина О.М. Компьютерное моделирование: Учеб. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007.
  5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник для бакалавров / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.: под ред. В.В. Трофимова .— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011.
  6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников./ под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой – М.: Министерство образования и науки РФ, 2010.
  7. Постановление правительства Орловской области № 341 «Об аттестации руководителей, заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений областных государственных учреждений в сфере образования, подведомственных Департаменту образования, культуры и спорта Орловской области» от 30.09.2010г.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24.03.2010 г.
  9. Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2.03.2007 г.
Читайте также:  Должностная инструкция начальника отдела бизнес процессов

Источник: scienceforum.ru

Обучение сотрудников: от аттестации до новой профессии

Ведущая рубрики

Работодатель заинтересован в квалифицированных кадрах, таких как бухгалтер, инженер, IT-специалист, экономист. Не исключение и рядовые должности, ведь во многих профессиях без специальных знаний никуда: лаборанты, электромонтеры, монтажники, водители и прочие. К некоторым требования по образованию предъявляет закон, другим достаточно подтвердить свою квалификацию в процессе работы. Организация также может самостоятельно проводить обучение сотрудников или направлять их для этого в образовательные учреждения, на семинары, тренинги и т.д. Попробуем разобраться, как учитываются в расходах такие мероприятия, обязан ли работник возмещать их стоимость компании и какие взаимные обязательства появляются в результате.

Виды обучения

  1. Внутренняя аттестация.
  2. Прием на работу ученика, практиканта.
  3. Подтверждение, повышение квалификации, аттестация или проверка знаний в соответствии с требованиями законодательства.
  4. Повышение квалификации, семинары, тренинги, дополнительное образование.
  5. Получение образования по новой профессии в связи с производственной необходимостью или карьерным развитием.

Первый, второй и в некоторых случаях четвертый пункт – это внутренние виды обучения. Третий, пятый, шестой и четвертый (чаще всего) – внешние.

Аттестация работников

Проводится для проверки соответствия квалификации сотрудника занимаемой им должности. Многие крупные предприятия, компании, имеющие сеть филиалов, мотивируют таким образом персонал на карьерный рост. Сегодня ты принимаешь заказы, завтра — руководишь отделением.

Для того чтобы перейти на новую ступень в корпоративной иерархии, потребуется подтвердить свои знания и практические навыки работы. Вот для этого и проводится аттестация. Кроме того, она позволяет проверить руководителей, специалистов и топ-менеджеров, чтобы не расслаблялись и продолжали обучаться и совершенствоваться.

Трудовой кодекс даже выделяет особую причину увольнения (ст. 81 п. 3), если работник не пройдет испытание. Хотя это право работодателя, а не обязанность. Он может предложить альтернативный вариант: дополнительное обучение, пересдачу экзамена, перевод на другую должность. Последнее он даже обязан сделать.

Кстати! Компании не запрещено установить градацию премий, заработной платы, тарифов в зависимости от присвоенной сотруднику категории, уровня должности по результатам аттестации. Например, младший менеджер и старший получают разный оклад, поэтому результат проверки может напрямую отразиться на должности и заработке.

Процедура и последствия

Проводится аттестация комиссией, которая утверждена руководителем. Она же или выделенный для этого специалист (отдел) занимается разработкой методик, тестов, экзаменационных заданий для каждой должности. Комиссия может менять состав по необходимости. Например, проверять бухгалтеров будет одна команда, а слесарей — другая.

Мероприятия проходят как по заранее утвержденному графику, так и внепланово (внезапная проверка). Все условия должны быть четко прописаны в отдельном положении, с которым необходимо знакомить работников при трудоустройстве. При наличии профсоюза процедуру и утверждаемые документы придется с ним согласовать.

Законодательно нет запрета аттестовать любых сотрудников, но, учитывая льготы для отдельных категорий, стоит подумать об исключении из списка беременных женщин, женщин, имеющих маленьких детей (до 3-х лет), родителей-одиночек, воспитывающих ребенка-инвалида и других. Дело в том, что, даже если результаты испытания окажутся неудовлетворительными, уволить таких работников будет нельзя (ст. 261 ТК РФ).

Если все-таки сотрудник не прошел аттестацию, то руководство принимает решение, что делать с ним в дальнейшем:

  • Понизить в должности (например, перевести со старшего администратора в младшие).
  • Изменить категорию, разряд.
  • Направить на обучение, повышение квалификации.
  • Уволить.

Последнее нельзя сделать сразу. Потребуется для начала предложить (в письменном виде, с подтверждением ознакомления) имеющиеся вакантные должности. В первую очередь в том филиале, где работает сотрудник, потом — в той же местности, затем — в других местностях (вакансии в другом регионе можно предложить, только если подобное условие предусмотрено локальными актами организации).

Только когда работник откажется от всех предложений (отказ тоже должен оформляться письменно), можно приступить к увольнению. Процедура обычная: издание приказа, ознакомление с ним, внесение соответствующей записи в трудовую книжку и расчет.

Обратите внимание! В следующем году начинают действовать электронные трудовые книжки, необходимо будет собрать заявления с пожеланием сохранения бумажного варианта или перехода полностью на электронный.

Работник может обжаловать решение комиссии и обратиться в Трудовую инспекцию, если посчитает свое увольнение или понижении в должности, категории несправедливым. Чтобы организации не пришлось восстанавливать его в должности и нести связанные с этим убытки, внимательно отнеситесь к каждому этапу.

Отражение в учете расходов

К расходам по аттестации можно отнести:

  1. Оплату труда членов комиссии и взносов с нее, а также обслуживающего персонала (уборщиц помещения, хостес, технический персонал).
  2. Командировочные расходы. Если комиссии приходится ехать в другой населенный пункт.
  3. Канцелярию.
  4. Техническое обеспечение (планшеты, компьютеры, программы).
  5. Аренду помещения для мероприятия.
  6. Оплату по договорам ГПХ. Можно привлечь сторонних специалистов для составления тестов или документов по аттестации, для проверки результатов, если она требует специальных знаний, настройки оборудования и т.д.

Обратите внимание! Если аттестация не прописана во внутренних положениях, то ИФНС может исключить такие расходы из налогооблагаемой базы.

Все эти затраты уменьшают налоговую базу в обычном порядке, как и в бухгалтерском учете. Никаких особенностей в них нет, главное – наличие подтверждающих документов и рабочий характер мероприятия.

Осторожно! Ученик!

Нередко учебные заведения направляют учащихся на практику. Где-то принято работать с конкретными предприятиями. Вузы заключают договора, обязывающие принимать учеников (иногда наоборот – компании борются за то, чтобы будущие специалисты шли к ним работать). Большинство государственных университетов, институтов и профтехучилищ отправляют студентов на вольные хлеба, и те договариваются о практике самостоятельно.

В любом случае в организацию приходит еще не профессионал, а только ученик, который должен испытать теоретические знания на практике, поэтому есть некоторые ограничения. Как правило, за студентом закрепляют наставника, который отвечает за его обучение и руководство. Он же выставляет оценки, пишет замечания в дневнике практикума и характеристику по итогам работы.

Как принять на работу студента

Порядок разный в зависимости от того, сам пришел практикант или по направлению учебного заведения, с которым уже есть договор, и какую именно практику, учебную или производственную, он проходит.

Если студент пришел сам, то можно просто заключить с ним срочный трудовой договор, указав, что он действует на время прохождения практики, в качестве подтверждения студент предоставит сведения об этом с места учебы. В статье 59 ТК есть даже отдельный абзац, подтверждающий это право.

Важно! Субъекты малого предпринимательства, в т. ч. ИП, могут заключать срочные трудовые договора с любыми сотрудниками, если численность персонала работодателя не превышает 35 человек (розница и бытовое обслуживание – 20).

Читайте также:  Открыть офис бизнес франчайзинг

В таком случае ученик оформляется на работу как обычный работник, с определенными ограничениями (поскольку обучение не закончено, как правило, работодатель не дает возможности работать без надзора наставника).

  • Заводится (если нет) трудовая книжка, карточка учета Т-2.
  • Проводится инструктаж по технике безопасности.
  • Выдаются СИЗ и спецодежда при необходимости.
  • Если работа подразумевает прохождение обязательного медосмотра, то студент также должен его пройти.

Аналогично нужно поступить, если пункт о принятии студента на работу есть в контракте с вузом или техникумом и если студент проходит производственную практику.

Обратите внимание! Учебная – это практика, не подразумевающая активного участия в работе, она лишь знакомит ученика с рабочим процессом, технологией, методами работы и не требует от него выполнения каких-либо рабочий функций. Производственная – фактически работа в обычном режиме с вовлеченностью в процесс.

Если есть договор с учебным заведением или работодатель готов его заключить, то прием на практику осуществляется на его основе. Причем время стажировки оплачивается в зависимости от установленных условий. Студент приходит с направлением, в котором указана ссылка на контракт, вид практики, ее продолжительность и другие основные данные.

Процесс работы и увольнение

Следует отметить, что на студента распространяются определенные ограничения Трудового кодекса. Например, сокращение рабочего времени.

Несовершеннолетних нельзя направлять в командировки, ставить в ночные смены или на работу в выходные и праздники. Также запрещено привлекать их к сверхурочной, вредной или опасной работе (ст. 268, ст. 96, ст. 99, ст. 265 ТК).

Студент увольняется в общем порядке, или практика просто заканчивается в соответствии с выданным ранее направлением, в зависимости от того, заключался с ним трудовой договор или нет.

Аттестация по требованию законодательства и независимая оценка квалификации

Есть виды деятельности, работа в которых обязывает к регулярному прохождению аттестаций. Это не пожелание работодателя, а требование закона. Без подтверждения определенных знаний и умений сотрудников могут отстранить от работы.

Например, подобный подход практикуется в сфере строительства. Правда, найти конкретный список всех попадающих по проверку профессий не получится, поскольку регулирование происходит на основе отраслевых стандартов, методик, отдельных приказов и т.д.

Кстати! Более подробно об обязательной аттестации можно прочитать в этой статье.

Затраты включаются в расходы по налогу на прибыль согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, это будут прочие расходы, связанные с реализацией. Необходимо выполнить только несколько условий для этого (п. 3 ст. 264):

  • На аттестацию направляется работник, с которым заключен трудовой договор.
  • Работодатель заключил договор с российской образовательной организацией, имеющей лицензию, или иностранной, имеющей соответствующий статус.

Как видите, я выделила отдельно независимую оценку квалификации (НОК). НОК проводится в соответствии с Федеральным законом № 283-ФЗ от 03.07.16. Она проводится с учетом специальных профессиональных стандартов и требований, предъявляемых теми или иными законодательными актами.

Проводить оценку могут только специальные центры, а при прохождении экзамена специалист получит свидетельство государственного образца. Найти центр, проводящий НОК в вашем регионе, можно по ссылке.

Однако применение этого документа только рекомендовано большинству работодателей. Обязательным он является для некоторых категорий организаций, в частности:

  • ОАО.
  • НПФ.
  • Страховых компаний.

Это определено Законом о бухгалтерском учете. Есть и другие законодательные акты, предъявляющие особые требованию к главному бухгалтеру компании, например, ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ст. 14).

Остальные организации вправе на добровольных началах утвердить применения профстандарта и закрепить это во внутренних положениях. Тогда претендент на такую должность обязан соответствовать предъявляемым требованиям.

Кстати! Пройти оценку квалификации может также соискатель на должность. Он должен заключить соглашение, обязывающее в течение трех месяцев после прохождения независимой оценки подписать трудовой договор и отработать по нему не менее года. Иначе работодатель не включит расходы в базу по налогу на прибыль или единому налогу на УСН (п. 3 ст. 264 НК).

Если включит, то придется затем восстановить сумму во внереализационных доходах.

Проведение аттестации или НОК по инициативе работодателя означает, что оплата его обучения, подтверждения квалификации не является для него доходом и не подлежит обложению НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК) и взносами (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК). При этом на период проведения оценки за работником сохраняются рабочее место и средняя заработная плата.

Ему также оплачиваются расходы, связанные с поездкой в другую местность, если это необходимо.

Однако есть некоторые ограничения. Если договор между организацией-налогоплательщиком и сотрудником был расторгнут до того, как прошел год с даты начала его действия (кроме случаев, указанных в статье 83 ТК РФ), то организация обязана включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму оплаты за обучение, учтенную ранее при расчете налоговой базы.

Если работник решил пройти НОК по собственному желанию, то расходы на оценку идут за его счет. Правда у него есть право на получения налогового вычета по НДФЛ в сумме не более 120000 (в совокупности с другими социальными вычетами), это определено статьей 219 п. 1 пп. 6.

Дополнительное обучение, повышение квалификации

Учиться никогда не поздно. Сами работодатели, особенно сетевые компании, крупные холдинги, предусматривают систему обучения персонала, повышения его квалификации. Работники и по собственной инициативе ходят на курсы, семинары и тренинги.

Как все это будет выглядеть в учете работодателя? В первую очередь важно, кто является инициатором. Если организация, то учеба – это производственная необходимость, часть рабочего процесса, и тогда расходы можно принять, соблюдая те же правила, что и при аттестации – наличие договоров и лицензированное учебное учреждение.

В бухгалтерском учете расчет с учебным заведением будет выглядеть аналогично расчету с любым другим контрагентом:

  • Дебет 60 (76) Кредит 51 (50,71) – оплачены образовательные услуги.
  • Дебет 26 (20,44) Кредит 60 (76) – отражение затрат на соответствующих счетах учета (в зависимости от того, кто проходил обучение, и от деятельности организации).
  • Дебет 91.2 (непринимаемые расходы) Кредит 60 – отражены дополнительные затраты (если были), такие как питание, проживание, которые входили в стоимость договора. Такие суммы являются выгодой работника и подлежат обложению НДФЛ и взносами.

В налоговом учете, как видите, часть средств, не относящаяся непосредственно к стоимости обучения, не учитывается при расчете налогооблагаемой базы.

Сотрудник может заключить договор самостоятельно, а работодатель компенсирует ему расходы:

  • Дебет 73 Кредит 51 (50) – выплачена компенсация.
  • Дебет 20 (44) Кредит 73 – отражены расходы.
Читайте также:  Каким бизнесом можно заниматься в Тайланде

Если обучение происходит по собственной инициативе сотрудника, а работодатель оплачивает ему такие услуги, то эти суммы также подлежат обложению взносами и необходимо удержать НДФЛ из иных доходов. У работника же сохраняется возможность подать декларацию и получить вычет, если учебное заведение отвечает установленным требованиям (лицензия).

Семинары, тренинги и прочие подобные мероприятия иногда оформляются не как образовательные, а как консультационные услуги. В этом случае оказывать их может любая организация, которую выберет работодатель. В расходах по налогу на прибыль они учитываются как прочие (ст. 264 п. 1 пп. 15).

В перечне расходов для УСН консультационных услуг нет, но есть бухгалтерские, аудиторские и юридические (п. 15 ст. 346.16 НК). Поэтому, чтобы учесть обучение в уменьшении базы, потребуется, чтобы в договоре они звучали именно так.

Обратите внимание! Необязательно ходить или ездить в учебное учреждение. Онлайн и web-семинары и консультации тоже допускаются. Главное, не форма обучения, а правильное оформление документов, суть и цель.

На просторах интернета масса компаний, предлагающих проведение семинаров за рубежом, причем география выходит очень разнообразная: от Европы до Америки и от Азии до Африки. Зачастую это всего лишь способ, предлагающий за расходами на учебу скрыть проведение отдыха. Организация, рискнувшая заключить подобный договор, должна быть готова к обоснованию подобных трат перед инспекторами из ФНС и фондов. Иначе истраченные средства признают доходом тех, кто ездил «обучаться».

«Я бы строить дом пошел, пусть меня научат»

Как быть, если сотруднику хотят поручить новую работу, он готов ей заниматься, но не хватает знаний? Работодатель может направить его на обучение с нуля: в ВУЗ, техникум, на специальные курсы, в зависимости от договоренностей и возможностей каждой стороны.

Налоговый кодекс не конкретизирует, кто должен быть инициатором, хотя, конечно, желательно обосновать учебу в вузе или техникуме в рабочих целях. Потому что получение, например, высшего образования ФНС никак не хочет признавать в расходах.

Тем не менее п. 3 статьи 264 НК РФ позволяет направлять работников на «обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения», и судьи согласны с тем, что такие затраты можно принимать в целях расчета налога на прибыль и единого налога.

Отстаивать, скорее всего, придется не только расходы налогоплательщика-организации, но и отсутствие НДФЛ и взносов, хотя льготы по ним четко прописаны в кодексе (по взносам это пп. 12 п. 1 ст. 422, по НДФЛ – п. 21 ст. 217 НК РФ).

Источник: assistentus.ru

Зачем проводится аттестация сотрудников?

Зачем проводится аттестация сотрудников? фото

Аттестация является базовой процедурой, необходимой для эффективного управления персоналом. Она предполагает регулярное проведение оценки компетенции сотрудников предприятия или организации.

Зачем проводится аттестация?

Главная цель аттестации персонала – получение информации, которая поможет руководству принимать правильные управленческие решения. На основании полученных результатов руководство может скорректировать цели компании, сформулировать задачи и наметить дальнейшие шаги развития.

Также в ходе аттестации осуществляется сбор данных о сотрудниках. Такая информация нужна для контроля их деятельности, оценки качества выполняемой работы, формирования системы мотивации, поощрения и стимулирования.

Зачем проводится аттестация? изображение

Как проводится аттестация персонала?

Процесс представляет собой ряд последовательных этапов:

  1. Подготовительный. Он предполагает разработку проекта аттестации, обоснование ее необходимости и проведение презентации для руководителей организации.
  2. Этап формализации. Он заключается в оформлении необходимых документов и принятии организационных решений. Как правило, разрабатывается специальное положение «Об аттестации персонала». Оно является внутрикорпоративным документом, в котором прописываются требования, касающиеся периодичности, самой процедуры, методик оценки. Формализация позволяет конкретизировать все правила и максимально учесть все детали. Благодаря такому подходу аттестация становится прозрачной и понятной для персонала.
  3. Пробная оценка. Чтобы проверить и апробировать процесс, необходимо запустить пилотный проект. Чаще всего такая проверка проводится с сотрудниками отдела персонала. В конце необходимо сделать анализ и доработать этапы внедряемой процедуры.
  4. Непосредственная аттестация. Проводится в соответствии с утвержденными правилами.
  5. Подведение итогов. Результаты оценки ложатся в основу принятия управленческих решений.

Как часто проводится аттестация?

Есть два вида проверки: очередная и внеочередная. Первая проходит один раз в пять лет, и она обязательна для всех сотрудников компании. Такая аттестация направлена на сбор данных об уровне профессиональной компетенции специалиста, достигнутого за обозначенное время, и его вкладе в общее дело.

Внеочередная проверка проводится при необходимости, например, когда сотруднику предлагается занять более высокую должность. С другой стороны, проверка требуется, если работник не справляется со своими трудовыми обязанностями. Под аттестацию также попадают сотрудники, у которых закончился испытательный срок.

Особенности аттестации работников

В ходе аттестации оцениваются несколько параметров:

  • Особенности поведенческой сферы (необходимо для анализа деятельности сотрудника и формирования общих стандартов поведения, которые напрямую влияют на эффективность труда);
  • Эффективность деятельности (здесь используются такие методики, как экспертная оценка руководителем, оценка удовлетворенности клиента и т. п.);
  • Уровень достижения цели (предполагает выявление причин психологических срывов, определение склонности к профессиональному выгоранию).

Критерии оценки

Простыми словами, аттестация нужна для определения компетентности, под которой понимается набор определенных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач. Так, оценивается профессиональная компетентность – соответствие сотрудника рабочему месту и выполняемому виду деятельности. Кроме этого, устанавливается уровень корпоративной компетентности – понимание работников основных целей и задач компании.

Критерии оценки картинка

Итоги аттестации

Итогом аттестации является выпуск распоряжения, приказа или иного акта, в котором прописываются, например, изменения в кадровой политике, кадровой расстановке, поощрениях и наградах аттестованных сотрудников.

По результатам проверки руководство принимает решения. Их можно разделить на несколько групп:

  • Сотрудник не соответствует должности, которую занимает. В этом случае его могут перевести на другую должность или уволить в соответствии с действующим законодательством;
  • Сотрудник соответствует занимаемой должности, но к нему есть небольшие замечания, касающиеся выполнения обязанностей или уровня компетенции. При таких результатах может быть назначена контрольная аттестация. Если же у комиссии нет никаких претензий, специалиста могут рекомендовать и утвердить на более высокую должность или зачислить в кадровый резерв.

Аттестация персонала – полезный и эффективный инструмент не только для управления коллективом, но и для эффективной организации деятельности всего предприятия. Она нужна и руководителям, и самим работникам: первые могут правильно планировать кадровую политику, а для вторых проверка и оценка станет хорошим стимулом для профессионального роста.

Поделиться:

Популярные статьи в категории:

Источник: www.snta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин