Задумывались ли вы, почему дети в одном классе так по-разному усваивают программу? Или почему, закончив одну и ту же языковую школу, ребята выбирают совершенно разные профессии? Конечно, скажете вы, у всех разные способности. И будете правы. Но дело не в уровне IQ, а в направленности мышления и восприятия мира.
В 1983 году американским психологом Говардом Гарднером (анг. Howard Gardner) была разработана теория множественного интеллекта. На основании своих наблюдений Гарднер пришел к выводу, что вместо единого интеллекта у человека присутствуют несколько различных интеллектуальных способностей. Об этом он пишет в своей, широко известной на весь мир книге «Структура разума.
Теория множественного интеллекта». Также встречается другой перевод названия: «Границы разума. Теория множественного интеллекта».
2.Говард Гарднер » Теория множественного интеллекта»
Сущность теории множественных интеллектов Говарда Гарднера
Например, он считает, что интеллект ребенка, который прекрасно решает логические задачи, не выше, чем у того, который с этими заданиями справиться не может. Просто у него другой тип мышления. Он, может быть, знает все о насекомых или играет на трех музыкальных инструментах.
Гарднер подчеркивает, что интеллект это не предмет и не некий механизм в нашей в голове. Это ресурс, который дает использовать различные формы мышления. Интеллект — способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленная культурной и социальной средой.
Семь видов интеллекта, выделенных психологом, равноценны между собой. Они не зависят друг от друга, а работают как самостоятельные системы. Каждый вид представляет собой способ взаимодействия с миром, и оценивание одних интеллектов выше, чем других — это исключительно культурная традиция.
Множественный интеллект, по мнению его открывателя, имеет следующие виды:
- лингвистический;
- логико-математический;
- музыкальный;
- пространственно-визуальный;
- телесно-кинестетический;
- межличностный;
- внутриличностный.
Позже, продолжая работу над своей теорией, ученый добавил еще два:
- натуралистический;
- экзистенциальный.
Таким образом, мы видим 9 типов мышления. Давайте разберем каждый из них.
Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект
Это способность использовать речь в разных ее проявлениях, устно и письменно. Люди, для которых характерен этот тип, прекрасные ораторы. Они умеют интересно рассказывать обо всем, удерживая внимание публики. Им легко запоминать тексты, писать сочинения.
Малыши с этим типом мышления легко учат стихи и с удовольствием их рассказывают. Им легко дается азбука. Они рано начинают читать и писать, любят книги. Такие дети быстро осваивают иностранные языки, любят словесные игры. Им нравится участвовать в спектаклях.
Обладатели этого типа интеллекта становятся писателями, политиками, журналистами, редакторами, переводчиками. Им также подходят профессии учителей словесности, тренеров, телеведущих, юристов.
Логико-математический интеллект
Это проявление логического и абстрактного мышления, умение сопоставлять объекты мысленно, не имея их в поле зрения. Это любители математической точности и вычислений, метода дедукции и анализа, нахождения причинно-следственных связей.
Дети с логико-математическим типом быстро учатся классифицировать, понимать абстрактные понятия и делать выводы и умозаключения. Им нравятся логические задачки, головоломки, игры с цифрами и всяческие подсчеты. Они обожают научные эксперименты и книги с уклоном в науку.
Выбор будущей профессии также обычно связан с наукой. Такие люди становятся математиками, физиками, астрономами, инженерами, бухгалтерами, программистами.
Музыкальный интеллект
Это способность к игре на разных музыкальных инструментах, пению, понимаю ритмичной картины, силы и высоты звуков. Люди с музыкальным интеллектом прекрасно разбираются в музыке. У них великолепный слух, позволяющий различать чистоту, высоту, тембр звука. Они хорошо передают и чувствуют ритм.
Малыши с этим типом уже с первых месяцев жизни прислушиваются к музыке, реагируют на нее эмоционально. Они предпочитают музыкальные игрушки остальным. Становясь старше, они легко запоминают и воспроизводят музыку. Могут начинать обучение в музыкальной школе раньше сверстников. В обучении для них лучше применять методы слушания, аудирования.
Уроки им легче делать под музыку.
Это будущие композиторы, музыканты, певцы, артисты, диджеи, звукорежиссеры.
Пространственный или пространственно-визуальный интеллект
Говорит о способности модифицировать информацию, преобразовывать ее в зрительные образы. Умение мысленно действовать с этими образами в трех измерениях.
Взрослые прекрасно чувствуют цвет и форму, линии и размеры. У них прекрасная зрительная память. Они с легкостью запоминают лица, предметы, картины и даже страницы с текстом. Легко находят дорогу по карте, запоминают что, как и где расположено.
Дети с преобладающим пространственным мышлением легко представляют любые образы и переносят их в свой мир: фантазий, игр, поделок, рисунков.
Это скульпторы, художники, дизайнеры, фотографы, архитекторы, строители. Этот тип интеллекта присущ шахматистам и инженерам, стилистам и имиджмейкерам, а также водителям.
Телесно – кинестетический интеллект
Это способность использовать все части тела для выполнения поставленных задач. Сюда входит управление крупной и мелкой моторикой, движения тела, ловкость, равновесие, координация в пространстве. А также использование предметов окружающей среды.
Люди этого типа много двигаются, занимаются спортом и танцами. Чаще всего обладают спортивной фигурой. Они следят за своим телом, с помощью которого пытаются самоутверждаться.
Дети с раннего возраста очень гибкие, ловкие, активные. Они могут хорошо контролировать и координировать свои движения. Например, они начинают кататься на двухколесном велосипеде раньше сверстников. Они любят подвижные игры, беготню, не могут долго усидеть на месте.
Обычно этим типом интеллекта обладают спортсмены, танцоры, жонглеры, хирурги, пожарные.
Межличностный интеллект
Способность распознавать чувства людей, улавливать их настроение, понимать язык их поведения и настроения.
Это люди, которые быстро сходятся с другими, чувствуют их состояние, поддерживают. Они испытывают высокую эмпатию к окружающим, понимают, чем им можно помочь. Они добры и внимательны к близким, а свои эмоции хорошо контролируют.
Маленькие дети с таким мышлением сразу реагируют на изменение лица, тона голоса, жесты значимого взрослого. Они стараются сгладить конфликты, любят игры с другими детьми, часто берут на себя роль ведущего. Даже в детстве такие ребята отлично понимают других людей, стараются помочь, направить, поддержать, успокоить.
Из них вырастают прекрасные чуткие руководители, общественные деятели, учителя, врачи, психологи, волонтеры, спасатели.
Внутриличностный интеллект
Это также способность распознавать чувства, но уже не других людей, а свои. Это нужно для определения самосознания, саморазвития, восприятия себя в мире и с другими людьми.
Чаще всего это интроверты, которые стремятся развивать себя, делать жизнь упорядоченной, следовать правилам. Они способны договариваться с собой, чтобы изменить свое отношение к каким-то ситуациям.
Такие дети очень организованны с ранних лет. Они могут давать оценку своим действиям, поступкам, видеть свои сильные и слабые стороны. Они понимают, чего действительно хотят. Благодаря этому способны решить, будут они это делать или нет.
Как и люди с межличностным типом, эти выбирают похожие профессии. Психолог, учитель, философ, историк и другие, где необходимы качества этого интеллекта.
Натуралистический интеллект
Способность человека взаимодействовать с природой, чувствовать ее значимость и влияние на людей и мир вокруг. Таким людям интересно изучать все живое, а также наблюдать за погодой, собирать камни, изучать изменения экологии.
Раньше это были те, кто собирал ягоды, грибы, травы. Сейчас это в основном экологи, натуралисты, зоологи.
Дети с натуралистическим интеллектом любят отдых на природе. Им нравится ходить в походы, ездить в горы. Они с удовольствием помогают взрослым в саду и в огороде. Они с детства интересуются животными и растениями. Таким типом интеллекта обладал Джеральд Даррелл.
Об этом можно узнать из его книг, начиная с первой «Моя семья и другие звери», где он описывает себя еще ребенком.
Раньше было принято выводить детей на уроки по окружающему миру в ближайшие парки. Такие занятия лучше всего помогают детям с этим типом интеллекта усваивать программу.
Экзистенциальный интеллект
Это способность воспринимать и изучать мир через религию, философию и медитацию. Обычно этим типом интеллекта, по мнению Говарда Гарднера, обладают дети, которые с рождения воспитываются в религиозных семьях. Но бывает, что ребенок и сам начинает интересоваться этими темами.
Такие дети часто задают вопросы о смысле жизни, о смерти, о боге или высших силах. Они любят историю, священное писание, беседы о духовности. Вырастая, они идут учиться на философов, журналистов, аналитиков. Становятся общественными деятелями, преподавателями йоги, священниками.
Итак, по мнению автора теории множественного интеллекта, он включает 9 типов или направленностей. Редко бывает, чтобы человек обладал только одним из них. Как правило, люди имеют несколько способностей, которые проявляются уже в детстве. Точнее, в каждом из нас в той или иной степени есть все виды интеллекта. Но, в зависимости от окружающей среды, развиваются только некоторые из них.
Как применить теорию к отдельному ребенку
Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика. Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал.
С другой стороны, Гарднер считает, что у ребенка будут развиваться те способности, которые наиболее часто используются. Так, если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением, словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.
Но легко сказать «увлекать ребенка». Некоторые малыши долго не могут увлечься книгами, настольными играми. Они неусидчивы, подвижны, им часто нужно менять вид деятельность. Попытки усадить их собирать мозаику или паззлы заканчиваются плачем. Не спешите ругать такого ребенка.
Предложите ему другие виды деятельности, например, подвижные игры. А уже через двигательную активность попробуйте добавить знакомство с буквами и счетом.
Выводы на основе теории Говарда Гарднера
В заключении подчеркнем, что:
- все типы интеллекта связаны между собой и их можно развивать. Развивая одну способность, мы будем помогать развиваться другим, смежным этой, способностям. Обычно у детей хорошо развиты два или три типа интеллекта. Другим надо немного помочь включиться. Для некоторых потребуются серьезные усилия.
- Тип интеллекта указывает не только на способности человека. Это также подсказка, какой именно стиль и способы обучения подходят, чтобы лучшим образом развить эту способность.
- Используя удобный нам способ познания, мы во много раз увеличиваем эффективность обучения. Подбирая ребенку задания с учетом его особенностей, мы помогаем ему не только познать новое, но и с радостью учиться.
- Плохие оценки в школе говорят не о низком интеллекте ребенка и его неспособности к обучению. Это прежде всего показатель недоработанной системы образования.
- Ученик с плохими оценками имеет в будущем равные с отличниками шансы на успех, если будет развивать свой тип интеллекта.
- Тесты на уровень IQ не могут достоверно оценивать интеллект и способности человека. Каждый из нас умен и развит в своей области.
Теория множественного интеллекта Гарднера показывает природу и механизмы работы нашего разума, как он взаимодействует и развивается под воздействием окружающей действительности. Пока это только теория, по поводу которой еще ведутся исследования, и которая еще претерпевает изменения. Но благодаря Говарду Гарднеру мы можем узнать, каким типом интеллекта обладаем, и подобрать нужные методы и способы обучения. А это во многом залог успеха.
Источник: lifemotivation.online
Итог- профессия на основе множественного (многостороннего) интеллекта
От автора: Говард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта. Томас Армстронг написал книгу «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Итоги исследования для практической деятельности
Говард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта. Томас Армстронг написал книгу «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Итоги исследования для практической деятельности
Автор статьи, Ваш покорный слуга, попыталась каким-то образом систематизировать информацию для решения основной задачи собственной деятельности: каким образом выбирать профессию на основе теории множественного интеллекта Г. Гарднера, описанном в книге Томаса Армстронга. Сделана попытка, те вопросы, которые задаются в книге ( в данном случае, подросткам) привести в логически понятный вид.
ИТАК, автором предложено, отвечая на тот или иной вопрос, ставить от 1 до 3 плюсов (+), если нравится, или любишь делать что-то, и от 1 до 3 минусов (-), если это делать не нравится.
Ну, прекрасно, сама предложила, сама и выполняй.
Во-первых, иногда приходилось ставить и + и – одновременно, т.к. задается слишком общий вопрос.
Во-вторых, стало понятно, что если что-то не нравится делать, или не любишь этим заниматься, — нет необходимости ломиться в открытую дверь. Так, мы все умеем считать, но если тебе не нравится вести постоянные подсчеты, вряд ли профессия бухгалтера тебе будет по душе.
Из комментариев к статье: Многосторонний интеллект выбирает профессию: логико-математический
«Обратите внимание — любишь ли (нравится ли), а не умеешь ли, хочешь ли, знаешь ли. Так, в этом опроснике на большинство утверждений я бы поставила от одного до трех минусов. (Например, считать и тратить деньги — терпеть не могу! А ведь всю жизнь работала экономистом. Т.Е. профессионально умею!) Практически все, в разной степени, знаю и умею.
Плюсы бы поставила: Замечать причинно – следственные связи (связь между действиями и их результатами) +++, люблю науку ++, Раскладывать вещи по определенному принципу (книги, игры)+++
Вот, даже сама удивилась.»
В третьих: всеми типами развитого интеллекта не требует обладать каждая профессия. Иначе, происходит избыточная квалификация для данной конкретной деятельности.
Так, программист очень высокой квалификации, был приглашен в структурное подразделение ГА. Требовалось сделать простенькую, даже по тем временам, программу подсчета отправленных пассажиров из аэропорта по датам и направлениям. (Подсчитывалась до этого вручную). Программист (очень высокой квалификации) сразу же начал предлагать обширную программу компьютеризации для создания базы данных. (Тогда еще только теоретически) Т.е. и заказчик и исполнитель не поняли друг друга, т.к. каждый имел свою систему видения предложенной проблемы. Как говорится, «забивать гвозди микроскопом»
После работы с опросником, в, ИТОГЕ, определив у себя интересы и склонности к развитию того или иного типа интеллекта (набравшего наибольшее количество плюсов и наименьшее количество минусов), можно сориентироваться уже более предметно.
Вышеупомянутый автор, как она уже представлялась, Ваш покорный слуга, набрала наибольшее количество баллов по следующим типам интеллекта
Вербально – лингвистический: 17 плюсов и 3 минуса.
Посмотрим рекомендуемые профессии: учитель русского языка
Мечтала стать учителем русского языка и литературы, (уже на пенсии ) стала преподавателем «Этики деловых отношений» и «психофизиологии профессиональной деятельности» На отлично написала программы данных курсов ( впервые) В настоящее время читает в группе художественные книги (слушателям нравится) и мечтает создавать аудиокниги.
Не беру здесь профессиональное мастерство человека – это вопрос обучения, техники и практики. Здесь вопрос занятия любимым делом (использование «своего типа» множественного интеллекта)
Школьный психолог
Тоже (уже на пенсии ) с удовольствием и радостью работала педагогом – психологом в школе – интернате.
Внутриличностный (внутренний интеллект)
Результаты по опроснику – 29 плюсов, 9 минусов.
Психолог – исследователь
Исследованием психологии профессий в настоящее время с большим интересом и удовольствием занимаюсь. Профориентология – наука о профессиях и профессионализме. Хотелось бы освоить профессионально песочную арттерапию для развития своего визуально – пространственного интеллекта.
Философский интеллект
Результаты по опроснику – 20 плюсов, 4 минуса.
Практический психолог – профориентолог
С явным тяготением к Юнгианской психологии, сказкотерапии, куклотерапии, арттерепии.
По соционическому типу «Достоевский» — этико-интуитивный интроверт, рационал, поддержка (по А. Барсовой) — философ, психолог.
Правда, студенты меня «уличили»: « Неправда, мы видели его портрет – он с бородой!»
А что узнали о себе Вы, когда отвечали на вопросы опросников?
Понравилась идея, воплощенная в методику Томаса Армстронга выбирать свою профессию – свое дело, на основе развития своего множественного интеллекта?
Всегда помогу сделать правильный выбор! Пишите, звоните
(8915 — 197 — 73-81) стучитесь в скайп!
Нонна Вячеславовна Коростелева — психолог- профориентолог
Источник: www.b17.ru
Теория множественного интеллекта
Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.
Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.
Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:
- животноводство;
- ботаника;
- садоводство;
- астрономия;
- химия;
- поварское дело;
- агрономия;
- археолог.
Как применить теорию к отдельному ребенку
Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика
Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал.
С другой стороны, Гарднер считает, что у ребенка будут развиваться те способности, которые наиболее часто используются. Так, если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением, словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.
Но легко сказать «увлекать ребенка». Некоторые малыши долго не могут увлечься книгами, настольными играми. Они неусидчивы, подвижны, им часто нужно менять вид деятельность. Попытки усадить их собирать мозаику или паззлы заканчиваются плачем. Не спешите ругать такого ребенка. Предложите ему другие виды деятельности, например, подвижные игры.
А уже через двигательную активность попробуйте добавить знакомство с буквами и счетом.
Лингвистический (вербальный)
Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.
Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.
Такой тип интеллекта подходит для профессий:
- журналист;
- писатель;
- копирайтер;
- преподаватель;
- историк;
- аналитик;
- переводчик;
- актер;
- оратор.
Использование в образовании
Gardner определяет интеллект как «био-психологический потенциал для обработки информации, которая может быть активирована в культурной среде, чтобы решать проблемы или создавать продукты, которые имеют значение в культуре.» По словам Гарднера, существуют и другие способы, чтобы сделать это, чем просто через логический и лингвистический интеллект. Гарднер считает, что цель образования «должна разработать интеллекты и помочь людям достичь профессиональных и самодеятельных целей, соответствующие их особого спектр интеллектов. Люди, которые помогли сделать это, считает, , чувствуют себя более занятые и компетентные и, следовательно, более склонны служить общество в конструктивном ключе «.
Гарднер утверждает, что тесты IQ сосредоточены главным образом на логической и лингвистической разведке. После выполнения хорошо на этих тестах, шансы на участие в престижном колледже или в университете увеличение, которое, в свою очередь, создает активных членов общества. В то время как многие студенты хорошо работают в этой среде, есть те, кто этого не делает. Теория Гарднера утверждает, что студенты будут лучше обслуживаться более широкой концепцией образования, в котором преподаватели используют разные методы, упражнение и мероприятие, чтобы охватить все студент, а не только тех, кто преуспеть в лингвистической и логической разведке. Она бросает вызов преподавателей найти «способы, которые будут работать для этих обучения студентов этой темы».
Джеймс Трауб статья «s в The New Republic отмечает , что система Гарднера не была принята большинством ученых в интеллекте или обучении. Гарднер утверждает , что « в то время как теория множественного интеллекта согласуется с большим количеством эмпирических данных, он не подвергался воздействию сильных экспериментальных испытаний … В пределах области образования, применение теории в настоящее время рассматривается во многих проектах. Наши предчувствия будут иметь пересмотреть много раз в свете практического опыта в классе «.
Брунер согласился с Гарднером , что разумы были «полезными фикциями» , и продолжали утверждать , что «его подход настолько далеко за пределами данных хруста психических тестеров , которые он заслуживает того, чтобы быть повеселели.»
Джордж Миллер , известный когнитивный психолог, пишет в The New York Times Book Review , что аргумент Гарднера состоял из «горба и мнения» и Чарльз Мюррей и Ричард Дж Herrnstein в The Bell Curve (1994) назвали теорию Гарднера «однозначно лишен психометрическим или другие количественные данные «.
Несмотря на отсутствии общего признания в психологическом сообществе, теория Гарднера была принята во многих школах, где часто сплавлены с стилями обучения , и сотни книг были написаны о его применении в образовании. Некоторые приложения теории Гарднера были описаны как «упрощенный» и сам Гарднер сказал , что он «непростой» с тем , как его теория была использована в школах. Гарднер отрицает , что несколько разумов изучают стили и соглашаются с тем , что идея стилей обучения является неоправданной и не хватают эмпирических данных. Гарднер резюмирует свой подход с тремя рекомендациями для педагогов: индивидуализировать стиль преподавания (в соответствии с наиболее эффективным методом для каждого студента), множественное учение (научить важные материалы в нескольких способах), и избегать термина «стили» , как заблуждение.
Кинестетический (телесный)
Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.
Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.
- спортсмен;
- врач-хирург;
- хореограф;
- танцор;
- дирижер;
- военный;
- артист.
Личностный (внутренний)
Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.
Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.
- психолог;
- социальный работник;
- ведущий;
- учитель.
В заключении стоит отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ:
Индивидуализация процесса обучения издавна была одной из распространенных проблем в педагогике. С появлением теории Говарда Гарднера многие воспитатели, учителя и родители задумались над тем, что подходы к обучению и развитию разных детей должны существенно отличаться.
Учитывая их интеллектуальные профили, которые образуются в результате большего развития мини-интеллектов определенных участков головного мозга, родители, а позднее и преподаватели должны обязательно это учитывать, создавая определенные условия для развития этих способностей. Таким образом и будет обеспечиваться такой сложный, но вполне реальный индивидуальный подход к воспитанию и развитию каждого отдельного уникального ребенка.
С появлением теории множественных интеллектов Говарда Гарднера полностью пошатнулась психолого-педагогическая теория, когда единственный интеллект можно было однозначно измерить с помощью простого теста IQ. Воспитание и развитие всех детей по одной строгой утвержденной программе уже принято считать нерациональным и неправильным.
Это нарушает естественные процессы работы головного мозга каждой отдельно взятой уникальной личности ребенка. Отличия между детьми во многом объясняются тем, в каком процентом соотношении у них развиты типы интеллектов. От этого будет зависеть и их профессия в будущем, склонности и успехи в определенных видах деятельности. Задача педагогов и родителей — способствовать максимальному раскрытию таланта малыша и развивать его в дальнейшем именно теми способами, которые наиболее подходят отдельному ребенку, учитывая особенности его интеллектов по Гарднеру. Индивидуальная программа обучения и подобранные способы обучения с учетом наиболее развитых способов восприятия информации ребенком — основа теории множественного интеллекта Говарда Гарднера.
МНОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — ОСНОВА ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:
В результате длительного изучения работы мозга Говард Гарднер сделал вывод, что у человека не один-единственный интеллект, а несколько. Каждый из отдельных интеллектов «располагается» в различных частях головного мозга. Их развитие зависит от условий, которые были созданы ребенку для этого. У каждого ребенка свое уникальное сочетание «интеллектов».
Способности, навыки, таланты человека определяются уровнем и степенью развития того или иного интеллекта (или нескольких одновременно). Этим и объясняется то, что у одних малышей больше выражены склонности к логике и математике, у других — к природе, у третьих — к искусству и творчеству. Используя эту уникальную теорию, можно и нужно построить обучение и развитие ребенка таким образом, чтобы обеспечить гармоничный и индивидуальный подход к каждому. Ведь задания и упражнения для малышей с разным сочетанием видов интеллектов по Гарднеру будут существенно отличаться.
Источник: mir-logiki.ru