Бояринов, А. Г. Особенности сегментации рынка банковских услуг / А. Г. Бояринов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69774/ (дата обращения: 27.05.2023).
Сегментация рынка банковских услуг играет огромную роль в исследовании банковского сектора. Её значимость состоит в том, что для выявления своих преимуществ банк определяет наиболее подходящий ему сегмент рынка, устанавливает целевые группы потребителей. При сегментации банк определяет востребованность в текущий момент времени конкретных видов услуг для тех или иных целевых групп.
Ключевые слова: банковские услуги, кредитная организация, сегментация рынка, доли рынка, стратегия банка, клиенты.
Важнейшей задачей банковского маркетинга является анализ, оценка, выбор тех сегментов рынка, где: кредитная организация может охватить значительную долю рынка за счет расширения его емкости, или использования инновационных инструментов для продвижения услуг банка, чем у банка-конкурента; кредитная организация представляет на рынок новый продукт и необходимо проанализировать реакцию рынка для последующего, при положительном эффекте, ее внедрения; кредитная организация, для привлечения потенциальных клиентов, должна владеть информацией о том, как данные клиенты сотрудничают с конкурирующими банками и т. п. [2].
НДС: формула расчета. Часть 2
Главной целью сбора сведений о рынке являются выявление, анализ и прогноз основных рыночных явлений, которые могут оказать существенное влияние на кредитную организацию в анализируемый (планируемый) период.
Понятие «рынок» применяется в широком смысле, то есть доступный всем финансовым учреждениям, а рыночный сегмент — это доля общего рынка, рассматриваемая отдельно; обслуживаемый рынок — это та доля рынка, где конкурируют кредитные организации.
Сбор информации о рынке включает в себя исследование рынка во всем его многообразии.
Для оценки рынка, необходимо получить ответы на следующие вопросы:
1) Размер финансового рынка?
2) рынок увеличивается или уменьшается?
3) какие масштабные изменения произошли?
4) прогнозируются ли изменения?
5) какие и когда?
6) наиболее значимые характеристики рынка?
7) какая мотивация внутри рынка?
8) внешние угрозы финансовому рынку?
9) возможно ли разделение общего рынка на сегменты?
Результаты, полученные при исследовании рынка, резюмируются и включаются в отчет о состоянии рынка. Стандартно в отчете содержится:
1) общий обзор исходной информации;
2) источники ее получения;
3) характеристика мотивирующей силы рынка;
4) наиболее значимые выводы по анализу рынка;
5) краткосрочные и долгосрочные условия для кредитной организации.
Существенные перспективные влияния со стороны рынка выделяются с помощью сегментирования в отдельные группы. Оценка рыночного положения производится быстро, и намного проще спрогнозировать воздействия изменений с внешней среды [4].
Банковские риски и кредитные рейтинги
Рыночные стратегии кредитной организации в большей мере предназначаются для сегментов, чем для рынка в целом. Материальных вложений на сегментирование рынка не требуется, если речь идет о разделении общего рынка на следующие категории: географическое местоположение, уровни дохода, балансовые отчеты финансовых организаций. Однако, затраты увеличиваются, при необходимости выделения каждого, кто является на рынке уникальным, и в связи с этим образует новый сегмент. Для них надо определить общие характеристики, с помощью которых банк сможет объединить их в аналогичные по значению группы [1].
Существенная информация может быть упущена, в случае если сегментирование навязано. После сегментирования рынка, необходимо провести исследование и анализ клиентов банка по каждому из сегментов, для определения их потребностей. Безусловно, представление о потребностях клиентов, необходимо для служб банковского маркетинга. Клиенты не просто приобретают банковские услуги, а в первую очередь, они стремятся удовлетворить свои потребности [5].
Также собираются данные, позволяющие банку спрогнозировать вероятное будущее каждого из сегментов рынка. Аналитические расчеты должны отвечать на вопросы, аналогичные с вышеуказанными о рынке в целом, его росте, изменениях, мотивах и угрозах. Как и результаты анализа рынка в целом, анализы сегмента резюмируются в отчете о ситуации на рынке. Значение сбора данных о сегментах, обсуживающихся в банке, заключается в том, чтобы выявить, в каких сегментах банк занимается обширной деятельностью и размер ее доли.
Сегментирование банковского рынка
Сегмент рынка – это некий регион, группа людей, товаров, услуг, которые обладают схожими признаками. Чаще всего, сегмент банковского рынка дифференцируется по видам предоставления банковских услуг и по составу клиентов, например кредитные услуги для юридических лиц, или вклады для физических лиц. Изучение сегментов банковского рынка необходимо для системной работы по созданию и продвижению банковских продуктов.
Сегодня сегментацию рынка банковских услуг проводят по трем основным признакам:
- Географический;
- Демографический;
- Культурно-психологический.
Географический признак обозначает некую территорию, на которую нацелен конкретный банковский продукт, например кредитование недвижимости в Санкт-Петербурге.
Демографический признак отвечает за то, на какую категорию клиентов направлен тот или иной банковский продукт. Клиентов делят по возрастному признаку и социальному статусу:
- Молодежь — до 22 лет;
- Молодые семьи – от 23 до 30 лет;
- Семьи – от 25 до 45 лет;
- Зрелые люди – от 40 до 55 лет;
- Пенсионеры – старше 55 лет.
Для каждой категории просчитываются свои способы и методы продвижения банковских услуг, а так же разрабатываются новые банковские продукты, удовлетворяющие потребности разных слоев населения.
Культурно-психологический признак. В данном случае, банкиры стараются учесть все нюансы предоставления продукта определенной категории населения, то как, причины, почему пенсионерам нравится получать деньги на почте, а не на карточку и каким образом заставить их «захотеть» приобрести банковскую карту. Для культурно-психологического анализа банк собирает данные по всем клиентам в целом и по каждому в частности. Это позволяет подобрать оптимальный продукт для клиента и добиться продажи продукта конечному потребителю.
Сегментация рынка банковских услуг – тяжелая работа и включает в себя неимоверное количество информации. Потому сегменты разбиваются на мелкие группы, которыми занимаются профессиональные специалисты с узкой специализацией.
Если Вас интересуют программы сегментирования банковского рынка, звоните по телефону +7 (812) 498 65 80. Специалисты компании ООО Ти Эй Консалт ответят на Ваши вопросы.
У вас остались вопросы?
Звоните нам по телефону: +7 (812) 498 65 80
Источник: www.taconsult.biz
Как сегментировать банковский и финансовый сектор наиболее эффективно?
Рынок банковских и финансовых услуг является одним из самых дорогих и прибыльных сегментов экономики. Но данный рынок подвержен сильной глобализации со стороны крупных банков федерального масштаба, а региональные банки зачастую проигрывают конкурентную войну исключительно из-за невозможности найти свою рыночную нишу и укрепиться в ней. В статье рассматриваются наиболее успешные и рабочие практики сегментирования банковского рынка.
Банковский рынок отличается от многих отраслей тем, что имеет 2 четкие группы потребителей: юридические лица и физические лица. Сегментирование должно проходить по двум этим группам отдельно и не пересекаться. В данной статье описываются модели сегментирования рынка физических лиц. Исчерпывающий список критериев для сегментации деловых рынков можно найти в статье: Как сегментировать рынок B2B?. А краткий список выглядит следующим образом: сфера деятельности компании и потенциал роста этой отрасли, размер бизнеса, финансовое положение и устойчивость бизнеса, размер фонда оплаты труда, объем операций и остаток денежных средств на счете.
Географические признаки
Сегментирование банковского рынка удобнее всего начинать с выделения сегментов по географическим критериям. Но это лишь первый шаг в сложном процессе поиска свободных ниш. Все сегменты, полученные в результате географической сегментации должны быть разделены на более мелкие рыночные ниши по дополнительным критериям: поведенческим, социально-демографическим или психографическим.
Читайте подробнее: Основные критерии сегментирования рынка: подробная энциклопедия способов разделения рынка и поиска свободных ниш
Самый распространенный пример разделения рынка по географическому признаку: локальный бизнес в рамках одного города, национальный бизнес в рамках одной страны, международный бизнес в рамках нескольких стран.
Демографические критерии
Социально-демографические критерии помогают оценить возможности целевой аудитории по использованию банковских услуг. Выделяют 2 основные группы критериев сегментации: по уровню дохода, по наличию семьи в комбинации с возрастным признаком.
Уровень дохода определяет возможность накоплений, потребность в денежных средствах, склонность к использованию кредитными картами, потребность в накоплении и управлении свободными денежными средствами. Наличие семьи и возраст покупателя определяют готовность целевых рынков к разным видам банковских услуг.
Пример сегментирования по возрастному признаку для рынка банковских услуг
- 0-14 лет: не рассматриваются как потенциальные клиенты
- 15-24 года: молодежь, обладает низким уровнем достатка, потребности: шопинг, образование, мелкие покупки для улучшения комфорта, развлечений и для повышения социального статуса
- 25-44 года: экономически активное население с семьей с несформированным уровнем достатка, потребности: улучшение жилищных условий, образование и обучение детей, семейный отдых
- 45-64 года: экономически активное население с сформированным уровнем достатка, потребности: отдых, самосовершенствование и улучшение личного комфорта, обеспечение пенсионного возраста
- старше 65 лет: люди пенсионного возраста с низким уровнем достатка. Потребности: сохранение текущего капитала и получение стабильного дохода, низкий уровень понимания и доверия к сектору банковских услуг
Поведенческие признаки
Поведенческие критерии сегментирования рынка позволяют наиболее полно понять склонность потребителя к выбору той или иной услуги банка. Самые часто используемые группы критериев в поведенческой сегментации банковского рынка: искомые выгоды, готовность использовать услуг, частота использования, предпочтения.
Цель поездки | развлекательная или деловая |
Искомые выгоды | уйти от повседневной действительности, завязать новые знакомства, найти спутника жизни, отвлечься от рутинной жизни, компенсировать низкий уровень физической активности, открыть в себе новые стороны личности или раскрыть потенциал в чем-то, приобрести новые знания о культурах других стран |
Частота использования | не пользуются услугой, пользуются часто, пользуются иногда |
Готовность использовать услугу | осведомлены и готовы пользоваться услугами; рассматривают возможность пользования услугами; испытывают недоверие к услугам банка; владеют всей информацией, но не готовы использовать услуги |
Предпочтения к банкам | пользуются только услугами известных национальных / международных банков или рассматривают предложения от менее крупных локальных банков |
Психографические признаки
Описанные ниже четыре психографических критерия сегментирования оказывают значимое влияние на выбор тех или иных банковских и финансовых услуг:
- образ жизни и представление об идеальном образе жизни
- склонность к риску и готовность к переменам
- требования к уровню жизни и комфорту
- разница между реальным и желаемым состоянием жизни
Источник: powerbranding.ru