Безопасность предпринимательства и бизнеса как отрасль экономики тенденции ее развития

Нестеров, Е. В. Безопасность предпринимательства: теоретические и исторические основы / Е. В. Нестеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62298/ (дата обращения: 23.05.2023).

Целью настоящего исследования выступает комплексный и всесторонний анализ института безопасности предпринимательства в контексте исторического развития и становления, а также его состояние и особенности на современном этапе. Методы исследования: исторический, анализ, сравнительно-правовой, обобщения, системный, логический и диалектический. По результатам проведенного исследования сформулирован ряд практических рекомендаций, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России.

Ключевые слова: безопасность, государство, защита, история, предпринимательство, развитие.

The Purpose of this study is a comprehensive and comprehensive analysis of the Institute of business security in the context of historical development and formation, as well as its status and features at the present stage. According to the results of the study, a number of practical recommendations aimed at improving the legal regulation of business security in Russia are formulated.

История предпринимательства России

Key words: security, state, protection, history, entrepreneurship, development.

Одним из наиболее подвижных и активных секторов национального хозяйства является сфера предпринимательства. От уровня развития предпринимательства во многом зависят высокие и стабильные темпы экономического роста, уровень благосостояния, конкурентоспособность государства на международной арене, уровень и степень занятости населения. В сфере обеспечения безопасности предпринимательства государство должно помогать в реализации практической деятельности законопослушных и добросовестных предпринимателей, выполнять в исследуемой сфере инфраструктурную, обеспечивающую и организующую роль. Эффективное функционирование предпринимательства в России возможно только при успешной реализации данных функций государства.

Предпринимательство на современном этапе развития сталкивается с различными проблемами. Нестабильность законодательства в рассматриваемой сфере является одной из наиболее актуальных проблем. Постоянное внесение изменений и дополнений в законодательство о предпринимательстве отрицательно сказываются на эффективности защиты прав предпринимателей.

Методы исследования

Методологическая база исследования представлена следующими методами: методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, обобщения, системный, логический и диалектический методы научного познания. Данные методы позволили осуществить всесторонний, комплексный анализ предмета исследования, сделать теоретические выводы, на основе которых выработаны необходимые предложения по совершенствованию законодательства РФ в части правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России.

Результаты исследования

Вопросы обеспечения безопасности предпринимательства на различных этапах становления российского социума решались по-разному. При этом, проблема обеспечения безопасности предпринимательской деятельности имеет длительную историю [5, с. 237].

Действия политической элиты, господствующей в обществе, особенности духовных, социальных, психологических и экономических факторов, особенные национальные и исторические условия жизни страны ‒ все изложенные выше факторы всегда оказывали огромное воздействие на совокупность принципов государственного регулирования предпринимательства. Развитие и становление государственного регулирования безопасности предпринимательства в нашей стране условно можно подразделить на следующие периоды: дореволюционный, советский и современный.

На первоначальном этапе развития и становления государственного регулирования предпринимательства в стране основным нормативным источником, регламентировавшим вопросы предпринимательства, являлась «Русская правда».

Российское предпринимательство на дореволюционном этапе оказывало огромное воздействие на экономическое благополучие и обороноспособность государства. До революции 1917 г. экономика страна была рыночной, на послереволюционном этапе рыночная экономика сменилась планово-административной системой. На законодательном уровне перестали регулироваться вопросы, связанные с правовым статусом и деятельностью частных предприятий, данные виды предприятий полностью исчезли из экономики государства.

Возрождение частного предпринимательства связывают с периодом перестройки (80-е г. г.). На данном этапе для обеспечения безопасности предпринимательства стали формироваться соответствующие экономические и правовые условия. Частное предпринимательство в отдельных видах производства и услуг было узаконено с принятием в 1988 г. законов «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», подзаконных правовых актов.

Само понятие предпринимательской деятельности, общие социальные, экономические, правовые основы создания предприятий, их организационно-правовые формы были закреплены и урегулированы нормами Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Также был узаконен порядок регистрации предприятий.

В процессе развития и становления анализируемого правового института огромное значение приобретают вопросы безопасности предпринимательства. Одним из видов экономической деятельности выступает предпринимательская деятельность, на это указывает Конституция РФ в ст. 34 [1].

Защита (обеспечение безопасности) предпринимательства — это процесс, направленный на ограждение предпринимательских структур и отдельных физических лиц, в деятельности которых присутствует элемент предпринимательства, от применения по отношению к ним методов криминальной конкуренции и от иной деятельности, наносящей им ущерб вследствие нарушения законодательства или деловой этики [3, с. 117].

Безопасность (защищенность) предпринимательства — такое состояние цивилизованного бизнеса, при котором отсутствует экономический или иной ущерб, который наносился бы бизнесу преднамеренно или непреднамеренно физическими лицами или социальными организациями (в том числе юридическими лицами) с нарушением закона или этики предпринимательства.

Безопасность предпринимательства обеспечивается совокупностью постоянно осуществляемых экономических, организационных, информационных, правовых, воспитательных, технических, специальных и других мер, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение криминальной конкуренции [6, с. 11].

Читайте также:  Фитнес клуб как бизнес форум

Проблема безопасности предпринимательства в последние годы вышла на первый план. Угрозу безопасности предпринимательства создают следующие факторы:

– внутренняя логика развития, определяемая прибылью как целью и стимулом развития;

– вовлеченность в «теневую экономику». При этом, важно учитывать, что «теневая» экономика состоит из двух секторов: «неофициальная экономика», криминальная экономика.

Обсуждение

В целях совершенствования правового регулирования обеспечения безопасности предпринимательства в России, можно предложить реализацию следующих рекомендаций:

1) С целью обеспечения в нашем государстве дополнительной защиты бизнеса от коррупционных проявлений со стороны должностных лиц, а также ошибок судебных и правоохранительных органов, в 2012 г. Президентом РФ была учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а через год был подписан соответствующий федеральный закон [2]. На сегодняшний день дискуссионным остается вопрос о процессуальном статусе Уполномоченного.

По нашему мнению, ст. 53.1 АПК РФ следует дополнить нормой, предусматривающей право Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по своей инициативе вступить в дело на любой стадии процесса для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности.

2) Современное состояние безопасности предпринимательства свидетельствует о том, что в нынешней ситуации существующие традиционные методы обеспечения безопасности бизнеса, государственно-правовые механизмы, для организации защиты прав и законных интересов предпринимателей являются малоэффективными. Неудовлетворительное состояние безопасности предпринимательства обусловлено рядом причин, в числе основных:

– отсутствие необходимой корректировки законодательства,

– организационная слабость механизмов согласования интересов предпринимателей и государства,

– несовершенство нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности,

– явная недостаточность квалифицированного юридического консультирования,

– несовершенство института страхования предпринимательских рисков [4, с. 197].

По нашему мнению, решение изложенных выше проблем возможно посредством принятия федерального закона о защите предпринимательства. В нормах данного закона следует предусмотреть: основные принципы и направления защиты деятельности в предпринимательской сфере, способы обеспечения безопасности бизнеса. В вопросах обеспечения безопасности предпринимательства главенствующая роль должна отводиться не государственной правоохранительной деятельности, а экономическим механизмам.

3) Для целенаправленной деятельности в направлении обеспечения комплексной безопасности бизнеса может быть полезным создание в субъектах РФ при исполнительных органах власти координационных советов по безопасности предпринимательства.

4) В настоящее время одним из преступлений, направленных против предпринимателей, является рейдерство. Действия рейдеров направлены на завладение или установление контроля над группой предприятий (сетей), на предприятиях, связанных технологической цепочкой либо крупный бизнес. Довольно часто, рейдеры прибегают к физическому уничтожению собственников бизнеса. Захватом, согласно уголовному законодательству, являются внезапные для потерпевшего агрессивные действия виновного, которые соединены с насилием или угрозой применения насилия.

Уголовно-правовая политика в борьбе с «рейдерством» заключается в определении квалифицирующих признаков «способствующих рейдерскому захвату», внесении изменений в действующий УК РФ, возможно с параллельной разработкой федерального закона «О рейдерстве», а затем, принятии антирейдерских норм, включив отдельную статью в главу 22 УК РФ.

Считаем, что реализация изложенных выше рекомендаций может принести положительный эффект и сделает более совершенной систему мероприятий, направленных на обеспечение безопасности предпринимательства в современной России.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 18 мая.
  3. Баркатунов В. Ф. Стратегия экономической безопасности и проблемы развития предпринимательства в условиях современной России // Политика, экономика и инновации. 2018. № 3. С. 117 ‒ 122.
  4. Гузенко Л. В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2018. № 16. С. 197 ‒ 200.
  5. Лаптев В. А. Правовое регулирование предпринимательства в России (исторический аспект) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 3. С. 237 ‒ 244.
  6. Лянной Г. Г. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 12. С. 11 ‒ 19.

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Россия, безопасность предпринимательства, обеспечение безопасности предпринимательства, Президент РФ, внесение изменений, государственное регулирование предпринимательства, криминальная конкуренция, правовое регулирование обеспечения безопасности предпринимательства, частное предпринимательство.

Источник: moluch.ru

Тема 9. Экономическая безопасность предпринимательства в системе национальной безопасности.

1. Экономическая безопасность предпринимательства и ее влияние на социально-экономическое развитие государства. 2. Место экономической безопасности предпринимательства в системе обеспечения национальной экономической безопасности. 3.

Задачи экономической безопасности предпринимательства. 4. Принципы построения системы экономической безопасности предпринимательства. 1. Надлежащий уровень безопасности предпринимательства предусматривает создание эффективной конкурентоспособной экономики.

Кроме того экономическая безопасность предпринимательства предусматривает: 1) Финансовую устойчивость субъекта предпринимательской деятельности. 2) Определенную динамику объемов производства и реализации продукции предпринимателем. 3) Конкурентоспособность государства. 4) Рациональную отраслевую структуру экономики.

Экономическая безопасность предпринимательства — это такое состояние системы регулирования, уровень развития предпринимательства, при котором соблюдаются гарантии защищенности жизненно важных интересов субъектов предпринимательской деятельности от внутренних и внешних угроз. Проблема экономической безопасности приобретает особую важность для предпринимательства в следствии следующих причин: 1) Хаотичного формирования предпринимательской среды со стороны государства.

Читайте также:  Операции хеджирования как средство страхования цен в международном бизнесе

2) Недостаточной обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами. 3) Несовершенства конкурентной среды. 4) Коррупции в отношениях бизнес государства. 5) Тенизация сферы малого бизнеса.

Таким образом усовершенствование системы экономической безопасности предпринимательства является важным условием для обеспечения социально-экономической безопасности государства (увеличение колиества рабочих мест, увеличение объемов производства и реализации продукции субъектов предпринимательской деятельности, увеличение налоговых поступлений, обеспечение высокого уровня конкурентоспособности. 2.

Актуальность и важность проблемы укрепления экономической безопасности предпринимательства обусловлена безопасностью национальной экономики и предусматривает следующие этапы в её реализации: 1) Создание благоприятной и безопасной предпринимательской среды (макроуровень): а) Проведение эффективной налоговой политики. б) Проведение эффективной финансово-кредитной политики. в) Наличие стабильного законодательства. г) Наличие эффективной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. 2) Обеспечение высокого уровня жизнеспособности предприятия (микроуровень): а) Обеспечение финансовой устойчивости и независимости. б) Безопасность персонала, имущества и коммерческих интересов. в) Эффективная организационная структура предприятия. г) Конкурентоспособность технологического потенциала.

3) Формирование соответствующего уровня экономической безопасности предпринимательства (макроуровень): а) Формирование рациональной структуры экономики. б) Обеспечение инвестиционной привлекательности. в) Экономический рост. г) Повышение уровня жизни и доходов населения. 4) Обеспечение национальной экономической безопасности: а) Продовольственная безопасность. б) Финансовая безопасность. в) Социально-демографическая безопасность. г) Инновационно-технологическая безопаность. д) Эколого-энергетическая безопасность. е) Внешнеэкономическая безопасность.

Экономически безопасным можно считать такое состояние хозяйственной деятельности предприятия, при котором обеспечиваются его надежная защита от внешних и внутренних факторов, угрожающих его функционированию. Надлежащий уровень экономической безопасности предпринимательства содействует экономическому росту государства. 3.

Задачи экономической безопасности предпринимательства в системе национальной экономической безопасности можно представить в следующем виде: 1) Финансовая безопасность: а) Укрепление финансового потенциала предприятия. б) Использование механизма страхования и самострахования для содействия развитию финансовой и кредитной сферы. 2) Социальная безопасность: а) Занятость населения. б) предоставление социальных гарантий работникам. в) Обеспечение надлежащего уровня жизни и дохода.

3) Инновационно-технологическая: а) Обновление материально-технической базы. б) Внедрение инноваций на малых предприятиях. в) Обеспечение производственной кооперации. 4) Продовольственная безопасность: а) Производство общественно необходимых товаров. б) Обеспечение качества продовольственных товаров. в) Содействие развитию продовольственного рынка.

5) Демографическая: а) Выравнивание гендерного неравенства. б) Содействие развитию трудового потенциала. в) Формирование фондов социальной поддержки населения. 6) Энергетическая безопасность: а) Внедрение ресурсосберегающих технологий. б) Диверсификация источников энергии.

7) Экологическая безопасность: а) Обеспечение утиллизации отходов. б) Использование новых технологий по переработке отходов. в) охрана окружающей среды. 8) Внешнеэкономическая безопасность: а) Обеспечение положительного баланса экспортно-импортных операций. б) Обеспечение конкурентоспособности продукции субъектов предпринимательской деятельности. 4.

Построение системы экономической безопасности предпринимательства основано на соблюдении следующих принципов: 1) Взаимная ответственность бизнеса и власти относительно формирования безопасной предпринимательской среды. 2) Обеспечение публичности в отношении бизнес-власть; 3) Ограничения монополизации. 4) Обеспечение прозрачных и одинаковых правил для всех субъектов предпринимательской деятельности. 5) Адаптация национальной предприимательской среды к условиям глобализвции и открытости экономики. 6) Мониторинг и диагностика уровня экономической безопасности предринимательства.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Безопасности предпринимательства

В основе разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должна лежать определенная концепция. Концепция включает цель комплексной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику.

Цель данной системы – минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предпринимательства принадлежит первичным — экономико-правовым и организационным мерам, обеспечивающим фундамент, основу системы безопасности, в отличие от вторичных – технических, физических и пр.

В процессе достижения поставленной цели осуществляется решение конкретных задач, объединяющих все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения безопасности:

прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства.

Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должны основываться на ряде следующих принципов.

Принцип законности. Вся деятельность фирмы, в том числе ее службы безопасности должна носить безусловно законный характер, иначе система обеспечения безопасности может быть разрушена по вине самого субъекта предпринимательства. В качестве негативных последствий могут быть различного рода санкции правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур.

Принцип экономической целесообразности. Следует организовывать защиту только тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь также должны учитываться финансовые возможности фирмы по организации системы экономической безопасности.

Читайте также:  Как заблокировать бизнес карту Тинькофф

Сочетание превентивных и реактивных мер. Превентивные – меры предупредительного характера, позволяющие не допустить возникновения или реализации угроз экономической безопасности. Реактивные – меры, которые предпринимаются в случае реального возникновения угроз или необходимости минимизации их негативных последствий.

Принцип непрерывности – предполагает, что функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно.

Принцип дифференцированности. Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации.

Координация. Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование деятельности различных подразделений службы безопасности, самой фирмы и сочетание организационных, экономико-правовых и прочих способов защиты.

Полная подконтрольность системы обеспечения экономической безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности. Это необходимо во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач, без учета интересов фирмы в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования.

Объект и субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства тесно взаимосвязаны. Объектом системы в целом, как уже говорилось, выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые.

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит более сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды, которая окружает субъект предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность предпринимательства:

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательских отношений; причем деятельность этих органов не может контролироваться самими предпринимателями. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение.

К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать:

работники собственной службы безопасности фирмы (предприятия);

приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.

Субъекты, обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства, осуществляют свою деятельность на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия – это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия экономической безопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности. Помимо генеральной стратегии выделяются также специальные стратегии (например, в зависимости от стадии предпринимательской деятельности). Наконец, могут применяться функциональные стратегии безопасности:

Стратегия экономической безопасности включает, прежде всего, систему превентивных мер, реализуемая через регулярную, непрерывную, работу всех подразделений субъекта предпринимательской деятельности по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае выполняет роль контролера.

Стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз экономической безопасности предпринимательства. Эта стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.

Тактика обеспечения безопасности предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения экономической безопасности субъекта предпринимательства. Этими действиями, в зависимости от характера угроз и тяжести последствий их реализации, могут быть, например:

расширение юридической службы фирмы;

принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны;

создание подразделения компьютерной безопасности.

предъявление претензий контрагенту-нарушителю;

обращение с иском в судебные органы;

обращение в правоохранительные органы;

Основными функциями службы экономической безопасности фирмы являются следующие:

организация и осуществление совместно с подразделениями фирмы защиты конфиденциальной информации;

проверка сведений о попытках шантажа, провокаций и иных акций в отношении персонала, преследующих цель получения конфиденциальной информации о деятельности фирмы;

организация сбора, накопления, автоматизированного учета и анализа информации по вопросам безопасности;

проведение проверок в подразделениях фирмы и оказание им практической помощи по вопросам безопасности их деятельности;

разработка и внедрение положения о коммерческой тайне;

проверка правил ведения закрытого делопроизводства;

проверка работников на предмет соблюдения правил обеспечения экономической, информационной и физической безопасности;

оказание содействия отделу кадров по работе с персоналом в вопросах подбора, расстановки, служебного перемещения и обучения персонала;

сбор, обработка, хранение, анализ информации о контрагентах с целью предотвращения сделок с недобросовестными партнерами;

выполнение поручений руководства фирмы, входящих в компетенцию службы;

взаимодействие с правоохранительными органами, проведение мероприятий по выявлению и предупреждению различного рода финансово-хозяйственных правонарушений;

проведение служебных расследований по фактам разглашения конфиденциальной информации, потери служебных документов работниками фирмы и действий угрожающих экономической безопасности фирмы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин