Библиотечные учреждения, являясь по своей миссии социальными институтами, деятельность которых не связана с поиском коммерческой выгода или извлечением прибыли, в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление предпринимательской деятельности. Эта возможность определяется правовым статусом библиотеки, который предполагает ее функционирование как субъекта правовых отношений в рамках законодательного поля, характеризующего специфику реализации библиотечной деятельности в системе гражданско-правовых отношений.
В соответствии с нормами российского законодательства библиотека является юридическим лицом, относящимся к типу некоммерческих организаций, которые имеют возможность осуществлять хозяйственную деятельность и участвовать в рыночных отношениях, предлагая потребителям произведенные ей товары и услуги интеллектуально-информационного характера. При этом деятельность, связанная с реализацией этих товаров и услуг, не является для библиотеки основной, осуществляется не в ущерб основным функциям, определенным в ее уставе, а также не противоречит целям и задачам работы библиотеки как социально-культурного учреждения.
Библиотека будущего: гайд с Наталией Фишман-Бекмамбетовой
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Определение 1
Предпринимательская деятельность библиотек представляет собой разновидность инициативной хозяйственной деятельности библиотечного учреждения, которая относится к неосновным видам деятельности библиотеки и направлена на реализацию платных продуктов и услуг.
Основные цели осуществления предпринимательской деятельности в современной библиотеке состоят в следующем:
- Поиск источников внебюджетного финансирования библиотеки.
- Развитие хозяйственного, управленческого и кадрового потенциала библиотеки в условиях свободного рынка.
- Расширение сегмента предоставляемых информационных продуктов и услуг.
- Развитие библиотечного потенциала в условиях высокой конкуренции на рынке информационных товаров и услуг.
- Удовлетворение потребностей пользователей в сопутствующих основным услугах: полиграфических, редакционно-издательских, образовательных, досуговых и проч.
В условиях развития свободного рынка и конкуренции библиотека сталкивается с необходимостью развиваться как субъект хозяйственной инициативы, в то же время она остается социальным учреждением, сохраняющим в качестве приоритетного направления деятельности стратегию безвозмездного оказания услуг пользователям.
«Предпринимательская деятельность библиотек»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Виды предпринимательской деятельности библиотеки и их особенности
К предпринимательской деятельности библиотеки можно отнести следующие виды хозяйственных инициатив:
- Оказание платных услуг пользователям. На сегодняшний день это направление выступает одним из основных в аспекте реализации предпринимательской деятельности в библиотеке. Основные правила, касающиеся оказания платных услуг, связаны с тем, что их реализация не является приоритетной целью библиотечной работы. Платные услуги оказываются как дополнительные при условии, что они не мешают основной деятельности учреждения. В библиотеках можно получить различные виды платных услуг – от полиграфических и издательских до образовательных.
- Сдача в аренду помещений, которые не используются библиотекой. Доходы от аренды и субаренды представляют собой незначительную часть внебюджетных поступлений, однако такой вид деятельности осуществляется библиотекой, стремящейся привлечь арендаторов. Особенно это касается тех из них, чьи услуги востребованы читателями (магазины по продаже канцелярских товаров и полиграфической продукции, кафе).
- Развитие платных библиотечно-информационных сервисов, которые связаны с реализацией дополнительных библиотечно-информационных услуг: реферирование и аннотирования источников на заказ, сервис электронной доставки документов, заказ литературы по межбиблиотечному абонементу, индивидуальное и групповое профессиональное информирование, библиографическое обучения пользователей и проч.
- Реализация библиотечно-библиографической продукции: дайджестов, альманахов, календарей, буклетов, библиографических пособий.
- Участие библиотеки в качестве подрядной организации в осуществлении интеллектуальных работ по профилю деятельности. К таким видам работ можно отнести подготовку массовых просветительских и культурных мероприятий, проведение презентаций, «круглых столов» и слетов, создание профильных информационных центров по заказу органов муниципальной власти или бизнеса, написание проектов и грантов и другие виды деятельности.
Другие виды коммерческий деятельности (например, продажа фондов, которые не используются в библиотеке), которые не носят активный творческий характер и не связаны с производством продуктов и услуг, не могут считаться предпринимательской деятельностью, поскольку они не относятся к инициативным формам хозяйственной деятельности.
Частная библиотека | БИЗНЕС-ПЛАН
Таким образом, предпринимательская деятельность библиотек, осуществляемая ими помимо основной деятельности, значительно повышает их конкурентоспособность на рынке информационных услуг и способствует развитию библиотеки как центра предоставления широкого спектра услуг, востребованных пользователями.
Источник: spravochnick.ru
Бизнес-планирование
Бизнес-планирование – вид планирования, направленный на привлечение финансирования со стороны инвестора (финансово-кредитных учреждений, компаний, государства) для реализации проекта/программы, организации или развития новых направлений деятельности библиотеки.
Библиотеки используют бизнес-планирование для развития основного и предпринимательского направлений деятельности. Так, библиотека осуществляет бизнес-планирование для разработки новой интеллектуальной продукции, привлечения новых пользователей и т.д.
Неотъемлемой частью бизнес-планирования является составление бизнес-плана.
Бизнес-план – это документ, описывающий будущий проект библиотеки, определяющий проблемы, которые могут возникнуть, и способы их решения. В состав данного документа может входить подробное описание мероприятий библиотеки по активизации продвижения к пользователям предлагаемых услуг, установлению деловых соглашений со спонсорами, представителями общественности и т.д.
Бизнес-план позволяет решить следующие задачи: произвести оценку организационно-экономического состояния библиотеки; определить потенциальные возможности библиотеки на основе анализа макро- и микросреды; проанализировать финансовую привлекательность проекта.
Бизнес-план имеет два основных направления – внутреннее и внешнее.
Внутреннее предусматривает подготовку программы реализации проекта с оценкой результатов на каждом этапе его реализации. Внешнее направлено на информирование внешнего инвестора и других заинтересованных лиц об организационно-экономических, финансовых и прочих преимуществах проекта.
Бизнес-план может носить характер текущего (1 год) или перспективного (на 3-5 лет) плана. Он должен поддаваться корректировке в связи с рыночными изменениями.
Объем бизнес-плана зависит от масштабов деятельности библиотеки, а также от конкретных целей и задач. В профессиональной печати встречаются различные виды бизнес-плана, в основном ориентируемые на коммерческие учреждения. Однако по методике составления бизнес-план библиотеки несущественно отличается от аналогичного документа коммерческих структур, но имеет свою специфику. Существуют следующие виды бизнес-плана: бизнес-план для себя; для получения кредита; для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером; для заключения крупного контракта; для привлечения новых сотрудников; для объединения с другим учреждением; для реорганизации учреждения (структурной единицы) и/или оптимизирования деятельности и др.
Бизнес-план имеет следующую структуру:титульный лист; вводная часть (аннотация); описание учреждения и отрасли; цели и задачи проекта; маркетинговый план; производственный план; финансовый план; заключение; приложения.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором представлены исходные реквизиты предлагаемого проекта: название и адрес библиотеки – инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование проекта, время и место разработки. Эти реквизиты важны для потенциальных участников реализации проекта: финансово-кредитных учреждений, спонсоров, партнеров и др.
Как правило, бизнес-план включает вводную часть (аннотация). Ее цель – информирование заинтересованных лиц об основных положениях предлагаемого проекта, его целях, уникальности, объемах требуемого финансирования.
Разделы бизнес-плана Описание учреждения и отрасли и Цели и задачи проекта тесно связаны между собой, поскольку дают характеристику самой библиотеки (организационно-правовая форма, направления деятельности, результаты работы и др.) и отрасли (библиотечное дело, смежные подотрасли) в целом, а также продуктов и/или услуг, которые планируются к внедрению. В данных разделах бизнес-плана подробно описываются суть и цель проекта, его задачи.
Маркетинговый план предполагает оценку рыночных возможностей библиотеки и состоит из нескольких частей. В первой части дается описание структуры рынка. С этой целью библиотеке необходимо определить, существует ли на рынке выбранной продукции ниша, которую можно занять с помощью реализации проекта. Для этого нужно произвести оценку потенциальных конкурентов, определить соответствие данной продукции запросам пользователей по следующим параметрам: цена (доступность), дизайн, номенклатура продукции, распространение, реклама и др.
Библиотеке также требуется информация о потенциальных пользователях данной продукции, которая позволит определить сегменты рынка для реализации предлагаемого проекта.
Анализ рынка позволит дать оценку потенциальной емкости выбранных сегментов, определить спрос на предлагаемую продукцию с учетом влияния различных факторов (сезонных, экономических, демографических, социально-культурных и др.).
В маркетинговом плане рассматриваются также вопросы, связанные с разработкой ценовой политики, каналами сбыта продукции, ее рекламы и продвижения на рынке.
Следующим разделом бизнес-плана является Производственный план. Его основная задача – показать производственно-технические возможности библиотеки по выпуску планируемой продукции, выполнению работ, услуг на надлежащем уровне качества, в нужные сроки и необходимом количестве. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.
Завершать производственный план должна оценка возможного уровня издержек производства и их динамики в перспективе.
Для вновь организуемых либо реорганизуемых учреждений важен организационно-правовой раздел производственного плана, поскольку именно в нем закладываются основные правовые аспекты функционирования учреждения – определяется организационно-правовая форма, состав учредителей и т.д. Кроме того, разрабатываются организационная структура управления, должностные инструкции, системы оплаты труда и контроля за результатами работы.
Финансовый план основывается на данных предыдущих разделов. Исходя из маркетингового плана определяется прогнозируемая прибыль от реализации продукции (как правило, на первые три года); на основе производственного плана рассчитываются затраты библиотеки.
Финансовый план включает также баланс денежных расходов и поступлений (отчет о движении денежных средств), позволяющий определить общую сумму необходимых для реализации денежных средств с разбивкой их по конкретным этапам реализации проекта. Большое значение для инвестора имеют также сроки окупаемости проекта, показатели рентабельности.
На основе результатов расчетов в финансовом плане проводится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, и определяются уже имеющиеся ресурсы.
В разделе Заключение обобщаются выводы по каждому из разделов бизнес-плана. Более подробно (чем в вводной части) приводятся данные о предлагаемом проекте.
Среди приложений, которые чаще встречаются при разработке бизнес-планов, выделяются копии лицензий и контрактов, прайс-листы поставщиков ресурсов; прейскуранты на аналогичную продукцию других библиотек и др.
Таким образом, с помощью бизнес-плана можно осуществлять рациональное управление библиотечной деятельностью, наиболее оперативно реагировать на изменяющиеся запросы рынка, потребности пользователей библиотеки.
Вопросы и задания
1. В чем сущность и значение стратегического планирования библиотеки?
2. Опишите структуру стратегического плана библиотеки.
3. На основе изучения источников перечислите и раскройте основные элементы комплекса маркетинга на современном этапе? При подготовке используйте литературу [9].
4. Какие задачи позволяет решить бизнес-планирование?
5. Назовите и охарактеризуйте основные структурные элементы бизнес-плана.
Литература
1. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие / И.А.Ильяева, В.Н.Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 25–78.
2. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю.Качанова; науч. ред. В.А.Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 318с. — (Сер. “Библиотека”).
3. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 523–550.
4. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г.Б.Паршукова / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – С. 56–67.
5. Переверзева, Ю.А. Функциональные особенности библиотечного фандрейзинга: теоретико-методический аспект / Ю.А.Переверзева // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций: сб. науч. ст. / Национальная академия наук Беларуси, ЦНБ им. Я.Коласа; редкол.: Л.А.Авгуль [и др.]. – Мн.: Красико-Принт, 2007.– С. 21–24.
6. Ракавецкая, Л.І. Маркетынг у публічнай бібліятэцы / Л.І.Ракавецкая // Бібліятэчны свет. – 1997. – № 3. – С. 3–5.
7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 287–290.
8. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учеб.-практ. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2000. – С. 119–146.
9. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 65–71. – (Сер. “Библиотекарь и время. ХХI век”).
10. Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие / А.С.Аверьянов [и др.]. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 50–68, 104–141. – (Сер. “Библиотека”).
Источник: studopedia.su