Россия все еще не может догнать США на мировом рынке. Такие выводы можно сделать, проанализировав крупнейшие американские компании и сравнив их с российскими. Более того, российским компаниям еще долго придется стремиться к достижению капитализации, сравнимой с топовыми международными компаниями.
Если сопоставить капитализацию ведущих российских и американских компаний, получится примерно следующая картина.
Лидирующей американской компанией по-прежнему остается Apple ($1 399 млрд.). В последнее время она уступала свои позиции после выпуска не самых удачных моделей Iphone, но вернула себе первенство. Apple также считается самым дорогим брендом в истории.
Стоимость Microsoft составляет $1 262 млрд. Первая компания, предложившая программное обеспечение для персональных компьютеров, по-прежнему лидирует на рынке.
ТОП-3 отличия бизнеса в США и в Росии. Впечатления.
Alphabet Inc. – холдинг, включающий в себя Google, AdWords, YouTube и другие – сегодня оценивается в $1 024 млрд.
7 января 2019 года Amazon была самой дорогой компанией в мире. За год она немного опустилась в рейтинге. В 2020 ее рыночная капитализация составляет $934,36 млрд.
Стремительно продвигается на рынке компания Tesla. Эксперты прогнозируют, что в течение 5 лет капитализация компании достигнет $1 000 млрд, а ее акции в январе 2020 года устанавливают исторические рекорды. Стоимость компании составляет $102,294 млрд.
Для сравнения лидирующей российской компанией остается Сбербанк ($91 млрд.).
Его основной конкурент в рейтинге самых дорогих российских компаний – Газпром – сегодня оценивается в $86 млрд.
Капитализация Роснефти составляет $67 млрд, а Яндекса $14 млрд.
Данные приводятся по состоянию на 24 января 2020 года.
Иллюстрация: Дарья Худобина, White Square Agency
Фото: открытые источники
Источник: wsjournal.ru
ОТЛИЧИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ И АМЕРИКЕ. БИЗНЕС В США 2019
Отличие венчурного рынка в России и США
Илья Криворот, основатель SintezaVentureStudio, в своей колонке показывает основные отличия форматов венчурных студий в разных странах мира. Объясняет, почему в России венчурный рынок принадлежит инвесторам и остается элитарным и узкоспециализированным. Отвечает на вопросы: есть ли у российских венчурных студий «особый путь», и могут ли они обойтись без рынка США?
Основатель SintezaVentureStudio
Сегодня венчурных студий в России около двух десятков. Однако, учитывая наличие огромного количества потенциальных фаундеров и реального интереса к инновациям со стороны экосистем и крупных компаний, можно уверенно прогнозировать, что в ближайшие годы их число вырастет многократно. Точное количество студий в мире подсчитать сложно. По данным GSSA, в 2020-м их было 560, но одни из них работают в тестовом режиме, другие остаются закрытыми для публики, третьи просто не называют себя студиями, хотя выполняют их функцию.
Одно из отличий венчурных студий от фондов и агрегаторов в уровне вовлеченности в деятельность стартапа. Студия берет четыре-пять проектов в год, и за счет этого может работать с каждым стартапом индивидуально. Для сравнения американский агрегатор Y combinator нацелен на сотни проектов, и поэтому пакет помощи у него жестко структурирован — здесь уже не до персонального подхода.
Несмотря на разницу в объемах и форматах, основатели российских студий ориентируются на американские фонды и агрегаторы. Мы, в частности, смотрим на такие фонды как Target Global, Sequoia, Andreessen Horowitz. Они, хоть и позиционируют себя иначе чем студии, но оказывают схожий набор услуг — ведут проекты и помогают им с экспертизой. Нам также интересен опыт Y Combinator. Инструменты у нас и «комбинатора» разные, но миссия одна: брать проекты на ранней стадии и помогать им взлететь.
За масштабированием — в США
Мировая венчурная индустрия сегодня оценивается примерно в $260 миллиардов и половина ее приходится на США. Российский объем примерно $200–250 миллионов или менее 1%. Поэтому любой отечественный высокотехнологичный стартап смотрит на возможность освоить американский континент. В первой половине 2021 года объем венчурных инвестиций в российские стартапы составил $1 миллиард.
Для сравнения за этот же период объем венчурных инвестиций в мире составил примерно $288 миллиардов. Дельта инвестиций за указанный период между Россией и миром колоссальная: в России было закрыто 130 сделок, в мире — 15 277 глобальных сделок. Столь значимая разница в объемах толкает российские стартапы реализовывать свое масштабирование на европейский и американский рынки.
Вывод стартапа на международный рынок — один из приоритетов для любой независимой российской студии. Американский рынок более привлекательный, больший по масштабу и именно на нем зарождаются многие тренды. Поэтому мы смотрим на перспективы проекта через анализ его аналогов на американском рынке.
Рынок инвесторов
Основное отличие российского венчурного рынка от американского в том, что наш рынок на данный момент это все еще рынок инвесторов. Если у тебя есть деньги, ты «заказываешь музыку». По сути, серьезные финансы в стране есть только у крупных монополий и немногочисленных частных лиц-миллиардеров, поэтому за деньги инвесторов идет борьба. В США напротив — рынок стартапов.
Если у тебя сильный проект, инвесторы выстраиваются в очередь. Так, например, сегодня в Америке популярен тренд, связанный с быстрой доставкой, и российские фаундеры спокойно поднимают там раунды до $20 миллионов, да еще и выбирают, у кого брать деньги.
Отбирают инвестора под себя
В экономике США традиционно высока доля средних предприятий, а в России модель изначально построена на крупном бизнесе, поэтому у нас венчурные платформы в основном открываются при больших компаниях, например, при МТС (MTS StartUp Hub), при «Северстали» (Severstal Ventures) и так далее.
Отсюда еще одна особенность российского венчура — это развитие стартапов, интересных в основном крупному стратегическому партнеру, отбирающему проекты для собственной цифровой трансформации и развития. В итоге независимых проектов, рассчитанных на широкий рынок в России не так много и, соответственно, нет и серьезной инфраструктуры для фаундеров.
В США система венчура имеет обширный набор простых и понятных фаундерам ресурсов. Если нужна экспертиза, можно зайти на американский сайт и там найти ментора или эдвайзера. Если требуются деньги, обращаешься в институт бизнес-ангелов. Если хочешь посмотреть, что происходит в твоем секторе экономики, заходишь на Crunchbase смотришь предыдущие раунды компаний. Вся информация в США формализована и ей удобно пользоваться для оценки проекта.
Выгодно, но мало
Если российский стартап интересен местным гигантам бизнеса, вроде таких компаний как «Сбер», «Яндекс» и «Мейл», инвесторам не так уж трудно получить прибыль. Другое дело, каков размер «экзита». Продать стартап выгодно, когда у тебя ограниченный круг потенциальных покупателей, тяжело.
Здесь российские компании сильно проигрывают американскому рынку, где мультипликатор ощутимо больше. Проекты в США нередко могут набирать Х10 (когда доход инвестора превышает вложения в 10 раз), если стартап создает достаточный оборот в потенциально сильной индустрии. Российские инвесторы в основном получают максимум Х3–Х5.
Несмотря на это, венчурные сделки в России остаются довольно выгодными и с каждым годом привлекают все больше инвесторов. Наш венчурный рынок в прошлом году увеличился почти в два раза. Объем публичных сделок вырос с 11,6 миллиарда до 21,9 миллиарда рублей.
Привилегия избранных
Средний чек для стартапов на начальной стадии в США $250 тысяч. В России предпосевные инвестиции меньше в два-три раза. Разница имеет объективные причины. В нашей стране венчурная индустрия довольно молода. В России отсутствуют бенчмарки — и на этом фоне вложения выглядят слишком рискованными.
Собственно, поэтому до сих пор в России венчурный рынок остается привилегией небольшого числа игроков. Российские инвесторы в своем большинстве предпочитают играть «в короткую», боятся вкладывать на перспективу, поэтому без американских денег и американского рынка нам пока не обойтись.
Источник: delovoymir.biz
Виктор Ремша о различиях американского и российского бизнеса
Чем притягателен Нью-Йорк для молодых бизнесменов? Что стоит учесть компании, выходящей на глобальный рынок? Сложно ли строить свой бизнес? На эти и другие вопросы в эфире канала «ФИНАМ» отвечает Виктор Ремша, председатель совета директоров группы «ФИНАМ».
Максим Клягин, руководитель пресс-службы ГК «ФИНАМ» (МК): Добрый день всем, сегодня с нами Виктор Михайлович Ремша — основатель группы компаний «ФИНАМ». Виктор, вы сейчас живете в основном в Америке, скажите, пожалуйста, чем, на ваш взгляд, подход американского инвестиционного бизнеса отличается от российского, в чем особенные черты?
Виктор Ремша (ВР): Основное отличие — это то, что он больше, на много-много больше. История российского рынка не так длинна, объем рынка, в том числе, отражает американский менталитет, а именно менталитет готовности к риску. Много людей занимаются предпринимательством, а это всегда риск.
Удивительна такая особенность, что очень много людей, которые более-менее становятся профессионалами и, скажем так, получают какой-то опыт и уверенность, они стремятся открыть свой бизнес. Это может быть консалтинг, это может быть маленький бизнес, который потом вырастает в большой. Очень быстро и просто происходят там сделки купли-продажи, сделки объединения компаний и так далее. Это все как бы некая такая почва, что люди готовы инвестировать и готовы вкладывать и готовы там выигрывать, и, к сожалению, да, проигрывать, и это есть жизнь, это фабула жизни, и она очень четко видна.
МК: То есть, это разница на уровне менталитета и восприятия предпринимательства в принципе? А у нас какие-то изменения, на ваш взгляд, происходят позитивные в этом смысле? Вы часто бываете в России, что меняется в новых молодых командах, в тех же финтех стартапах?
ВР: В России, мне кажется, вот то, что я вижу, чувствую, это два мира. Один мир, который становится все более государственным, может быть даже возвращается в некое советское прошлое, и это большой кусок, большой мир. И в то же время есть другой мир, я вижу многих талантливых молодых людей, которые делают что-то новое и бросают вызов, в том числе, мировым лидерам и их решениям, в общем-то имеют правильный подход. Они знают много о том, как нужно себя вести на рынке для того, чтобы привлечь инвестиции, они открыты миру, они создают хорошие команды и хорошую основу для бизнеса. Я бы сказал так, что, если бы вот геополитические проблемы, которые сейчас существуют в России, многие из этих команд, предпринимателей получили бы хорошие инвестиции, хороший шанс для того, чтобы быстро расти.
МК: А если говорить об этих проблемах, каково вообще сейчас быть русским в Америке, тем более — русским предпринимателем, венчурным инвестором? Вы чувствуете какие-то сложности, стереотипы восприятия?
ВР: Сложный вопрос. В общем-то, нет, наверное, никаких препятствий или еще чего-то такого. Но до определенных событий, до 2014 года. Только-только мы приехали в Америку, общий вопрос был, ну, понятно, кроме водки-березки. они же многих людей видят из России приезжающих, говорят: мы видим — вот этот человек, тот — они же умные люди, образованные, с хорошими идеями, так почему же у вас в России все не очень хорошо? Было сложно отвечать на эти вопросы, а со временем они прекратились.
МК: То есть адаптация произошла определенная, интеграция.
ВР: Да, это от какого-то непонимания и удивления, но, действительно, из чувства такта лучше промолчать, что называется. А так, в принципе, там, особенно в мегаполисах, какими они были раньше (мы не знаем какими будут потом, потому что сейчас это страшное зрелище), — в том виде, в котором они вот только что тут были — это сплав людей, здесь нет какой-то четкой границы между национальностями или тем, что ты делаешь. В этом как раз и была энергетика, наверное (надеюсь, что и будет) Нью-Йорка.
МК: Ok, с учетом вашего опыта и знания глобального рынка, какой бы совет вы могли дать молодым командам или, допустим, ребятам, которые только закончили университет? Ну, например, как вы — закончили МГТУ им. Баумана, и может быть, даже занимались радиоэлектронными системами и хотят сейчас построить именно глобальный бизнес, международный, потому что российский рынок не такой большой.
Что стоит учесть, выходя именно на международную арену, какие советы — с высоты вашего опыта — вы бы дали таким ребятам? Ничего не боятся или, может быть, наоборот? На что обратить внимание?
ВР: Все зависит от сферы деятельности, от бизнеса. Мы знаем, есть много наших ребят из IT-сектора, B2B бизнеса, а, в общем-то, этот бизнес не знает границ, и хорошие идеи, хорошее решения востребованы, и бизнес с удовольствием берет эти решения. Мы знаем немало примеров тому. Что касается бизнесов, где конечным потребителем является человек, customer и так далее, то здесь немножко сложнее.
Все-таки менталитет отличается, поведение людей. Где-то в бизнесах, связанных с какими-то партнерствами, отношенияями с другими бизнесами, надо быть готовым, что уйдет много времени на то, чтобы найти какие-то свои пути для выхода на рынок. Мы тоже были когда-то чересчур оптимистичным по некоторым бизнесам, когда вот — есть хорошее решение, такого нет в мире, мы выйдем и победим.
Оказывается, все немножко не так, придется во многом переделывать и переворачивать бизнес для того, чтобы достичь успеха. И надо быть готовым к этому. Как-то один мой товарищ сказал, что надо как можно меньше денег вкладывать в первые годы в эту экспансию, потому что все деньги, которые ты вложишь в первые годы экспансии, ты их потеряешь. Поэтому надо быть готовым и к этому.
Полную версию интервью смотрите на канале «ФИНАМ» в Youtube.
Источник: investfuture.ru