Когда маркетолог или же сам предприниматель задумывается о способах повышения количества продаж с сайта и увеличении прибыли, специалисты начинают внедрять активное продвижение ресурса. Контекстная и таргетированная реклама, SEO-оптимизация, ведение блога и сообщества в социальных сетях, расширение каналов продаж — каждый из этих методов является хорошим источником привлечения аудитории. Но чтобы оценить, какой именно метод привел покупателей в магазин и насколько эффективным оказалось вложение средств в продвижение, требуется наличие системы сквозной аналитики.
На сегодняшний день на рынке представлено немало вариантов сервисов сквозной аналитики, которые позволяют оценивать окупаемость рекламы, сравнивать эффективность используемых инструментов продвижения. Кроме того, можно отследить путь клиента от попадания на ресурс до совершения покупки. Это помогает выявить слабые места интернет-магазина, рентабельность рекламных каналов и маркетинговых стратегий. Если владелец бизнеса используют различные средства для привлечения покупателей, ведет клиентскую базу и подсчитывает продажи, рано или поздно ему понадобится аналитический инструмент. Ниже представлены 10 сервисов сквозной аналитики с описанием возможностей, преимуществ и недостатков платформы.
Как стать Бизнес-Аналитиком
1. Яндекс.Метрика
Один самых популярных сервисов, главным преимуществом которого является бесплатное использование программы. Функционал сайта постоянно обновляется и дорабатывается. Так, в 2021 году пользователи Метрики получили возможность настраивать сквозную аналитику и напрямую подключать CRM-систему. Некоторые маркетологи скептически относятся к Яндекс.Метрике из-за ограниченных возможностей платформы. Но для новичков, которые только начинают погружаться в аналитику и для владельцев небольших интернет-магазинов этого сервиса будет вполне достаточно.
Преимущества платформы:
- наличие обучающих видео и других материалов по работе с сервисом;
- круглосуточная техническая поддержка;
- бесплатное использование;
- прямая интеграция с amoCRM;
- прямая интеграция с Яндекс.Маркетом — очень удобная функция, если товары размещаются на этом маркетплейсе;
- возможность прямой интеграции с более 150 различными сервисами;
- автоматическое формирование отчетов на расходы в Яндекс.Директ и Яндекс.Маркет;
- возможность установки приложения на мобильный телефон;
- детализированный отчет по эффективности каждой ключевой фразы, используемой в рекламной кампании.
Недостатки платформы:
- отсутствие мультиканальной аналитики;
- недостаточный функционал для использования на профессиональном уровне.
2. UTMSTAT
Недорогой и хороший сервис с возможностью интеграции всех социальных сетей и CRM-систем. Как отмечают пользователи, система аналитики сайта оценивается как профессиональная. С одной стороны, это делает UTMSTAT привлекательным инструментом для владельцев крупных интернет-магазинов.
Как я НЕ стал ИТ Бизнес-аналитиком после курсов
Но с другой стороны, усложняет процесс настройки отчетов и структуризации личного кабинета для тех, кто не имеет технического образования. Судя по отзывам клиентов, при желании разобраться с функумоналом сервиса можно. Подробная детализация позволяет оценивать эффективность использования каждой ключевой фразы.
Преимущества платформы:
- бесплатный тестовый период на 30 дней;
- возможность получения отчетов для руководителей о результатах работы менеджеров и продавцов;
- автоматический отчет о самых популярных страницах, с которых поступает максимальное количество заявок или продаж;
- отчеты разных видов: шаблонные и уникальные пользовательские;
- подходит как для малого, так и для среднего бизнеса;
- достаточно широкий функционал, в том числе и подмена текста для индивидуальных запросов пользователей на сайте.
Недостатки платформы:
- отсутствие мобильной версии приложения;
- ограничение работы с крупными сайтами — не отражает статистику ресурса с посещаемостью выше 60 тысяч в месяц.
3. Roistat
Популярная и любимая многими специалистами система, которая объединила в себе систему сквозной аналитики, управление продажами и расходами и другие полезные функции. Больше 200 наименований уже готовых интеграций, безусловно, делает платформу более привлекательной для клиентов и конкурентоспособной для соперников.
Здесь можно получить хорошую скидку в размере 40% при условии единовременной оплаты за использование на срок 2 года. Общая стоимость тарифа зависит от количества посетителей в месяц. Сервис подтягивает данные из различных каналов: рекламных кампаний, CRM-систем, соцсетей и мессенджеров. Присутствует больше 30 показателей, благодаря которым детализация отчетов становится максимально расширенной и информативной.
Преимущества платформы:
- бесплатный тестовый период на 14 дней;
- наличие бид-менеджера для управления ставками в контекстной рекламе;
- возможность построения уникальных пользовательских отчетов;
- отличный вариант для интернет-магазинов с высокой посещаемостью;
- наличие вспомогательной документации и обучающих видеоуроков для облегчения понимания работы с сервисом;
- возможность индивидуальной доработки сервиса;
- очень удобный интерфейс по мнению пользователей;
- выгодные условия для реферальной программы.
Недостатки платформы:
- не очень качественный уровень сервиса техподдержки по отзывам клиентов;
- отсутствие мобильной версии приложения для Android;
- один из самых дорогостоящих сервисов;
- необходимость наличия программиста в штате для подключения дополнительных функций.
4. Callibri
Качественный и интересный инструмент маркетинга с точки зрения функциональных возможностей. Помимо системы сквозной аналитики в программе доступны такие возможностти, как конструкторы квизов и чат-ботов, что повышает доверие клиентов, «прогревает» их и доводит до сделки. Есть возможность детализации рекламных кампаний, групп объявлений и отдельных ключевых фраз. Тариф можно подобрать индивидуально, учитывая количество посетителей в месяц. Есть различные варианты настройки для интернет-магазинов, бухгалтерских компаний, агентств по работе с недвижимостью и дилеров автомобилей.
Преимущества платформы:
- бесплатный тестовый период на 5 дней;
- гарантия высокой точности данных;
- возможность встроенного A/B тестирования;
- возможность подключения уникальных дизайнерских или фирменных отчетов и информационных панелей;
- доступная интеграция по API;
- отличные показатели работы с сайтами, где посещаемость очень высокая;
- сотрудничество платформы с более чем 10 мобильными операторами, что существенно снижает затраты на сотовую связь внутри организации.
Недостатки платформы:
- иногда возникают затруднения в плане понимания особой терминологии, которая используется в интерфейсе сервиса;
- ограниченный список доступных программ для интеграции;
- отсутствие параметра, анализирующего время пребывания пользователя на сайте.
5. Простой бизнес
Это разновидность CRM-системы, в которую встроена сквозная аналитика бизнеса. 23 показателя позволяют выполнять комплексный анализ интернет-магазина: процент конверсии сайта, количество продаж и заявок, уровень прибыли и эффективность сотрудников, рентабельность рекламы. Сервис позволяет предпринимателю держать руку на пульсе и контролировать воронку продаж, увидеть слабые места в бизнесе и понять, какие шаги нужно предпринять для увеличения прибыли.
Преимущества платформы:
- бесплатный тестовый период на 30 дней;
- возможность интеграции инструментов контекстной рекламы Яндекс.Директ и Google Ads;
- высокий уровень сервиса технической поддержки;
- простые и понятные отчеты;
- доступный интерфейс — с настройкой и подключением программы справится даже новичок.
Недостатки платформы:
- ограниченное количество функций и показателей для построения отчетов по мнению опытных пользователей.
6. Calltouch
Эта система аналитики стоит автоматические отчеты относительно эффективности CRM-систем, рекламных площадок и кампаний и других маркетинговых инструментов. Также Calltouch помогает предпринимателю понять, с какого именно ресурса пришел клиент и окупаются ли финансовые вложения, которые были инвестированы в развитие маркетинговой системы бизнеса. С помощью данной программы становится легче оптимизировать рекламный бюджет и уменьшать стоимость клика. Это происходит за счет того, что маркетолог, благодаря сервису, может четко выделить целевую аудиторию и работать над тем, чтобы попадание в ЦА было более эффективным.
Преимущества платформы:
- наличие кейсов, видеоуроков и полезных чек-листов по работе с сервисом;
- возможность выстраивания полноценной воронки продаж;
- автоматический сбор данных с различных интегрированных систем в едином окне;
- наглядные и интуитивно понятные информационные панели с визуализацией данных;
- определение сомнительных звонков;
- гарантия определения источника целевого трафика не менее 96%;
- 14 дней бесплатного тестового периода.
Недостатки платформы:
- сложная система настройки и подключения сервиса для новичков;
- отсутствие мобильного приложения.
7. К50
Изначально этот сервис задумывался как бид-менеджер для автоматического управления рекламными ставками. Но спустя некоторое время функционал был расширен и появилась возможность сквозного анализа сайтов. Эта веб-платформа позволяет клиентам следить за качеством и скоростью обработкой заявок, за тем, как работает реклама и отдельные ключевые фразы. Статистика по звонкам, конверсии и продажам в интернет-магазине, времени пребывания пользователей на ресурсе, эффективности каналов продвижения также доступна клиентам.
Преимущества платформы:
- подходит для широкого использования, как для интернет-магазинов, так и для отдельных коммерческих и некоммерческих проектов;
- возможность создания пользовательских отчетов и формирования индивидуальных метрик и показателей;
- один из самых мощных и надежных бид-менеджеров.
Недостатки платформы:
- отсутствие бесплатного тестового периода;
- отсутствие мобильной версии приложения;
- не доступны A/B тестирования;
- отдельные пользовательские отчеты предоставляются за дополнительную плату.
8. Ньютон
Неплохая платформа с базовыми функциями, возможностью интеграции всех популярных CRM-систем и социальных сетей. Разработчики сервиса делают акцент на простом и удобном интерфейсе, обещая, что с подключением программы может справиться даже новичок за 15-20 минут. В случае возникновения проблем специалисты Ньютона готовы настроить сервис самостоятельно и без дополнительной платы.
Преимущества платформы:
- бесплатный тестовый период на 14 дней;
- гибкая система цен, которая предусматривает разнообразные варианты стоимости использования для различных регионов;
- построение единого отчета для анализа нескольких рекламных систем;
- отслеживание стоимости каждого лида в режиме реального времени;
- формирование автоматических отчетов о расходах на рекламу;
- возможность интеграции с самописными системами;
- наличие мобильного приложения для Apple, веб-версии, облачной версии и сервиса для разных вариантов ОС.
Недостатки платформы:
- отсутствие мобильного приложения для Android;
- ограниченный список систем для интеграции;
- отсутствие биддера для автоматического управления ставками в рекламе.
9. RingoStat
Платформа является единственным официальным партнером Google Analytics, что значительно упрощает проведение аналитики тем организациям, которые поставляют свой товар за рубеж. Высокая точность сбора данных позволяет формировать отчеты с качественной и правдивой статистикой. Сервис отличается тем, что собирает всю доступную информацию о посетителях интернет-магазина, это помогает бизнесу более точно определять свою целевую аудиторию, сегментировать клиентов и анализировать их поведение, выявлять потребности покупателей. Многие предприниматели ценят RingoStat за то, что процесс интеграции сервиса с другими системами не доставляет особых проблем.
Преимущества платформы:
- бесплатный тестовый период на 14 дней;
- максимально подробные и детализированные отчеты;
- высокая оценка работы сервиса технической поддержки;
- возможность автоматического сегментирования звонков для создания портретов ЦА;
- точность предоставляемых данных в отчетах выше 97%;
- возможность качественной проработки целей в системе воронки продаж.
Недостатки платформы:
- отсутствие мобильной версии приложения;
- сложный функционал для новичков;
- требуется помощь программиста для подключения к сайту и настройки дополнительных возможностей.
10. PrimeGate
Сравнительно недорогая и недавно появившаяся система аналитики, которая подходит для одновременного ведения нескольких сайтов и проектов. Разработчики хорошо постарались и создали несколько модулей для основе облачного сервиса. Программа отличается удобным интерфейсом, услугами интеграции и обучения сотрудников. Есть возможность сегментирования пользователей по любым параметрам. Специально для владельцев интернет-магазина предоставляется функция слежения за бизнес-процессами в организации.
Преимущества платформы:
- бесплатный тестовый период на 7 дней;
- возможность добавления уникальных, фирменных виджетов на сервис;
- одна из самых мощных и передовых систем коллтрекинга;
- анализ рентабельности каждого инструмента;
- встроенная и понятная CRM-система;
- подмена контента на сайте под индивидуальные запросы пользователей — это значительно повышает конверсию интернет-магазина.
Недостатки платформы:
- низкий уровень качества работы техподдержки по отзывам клиентов;
- отсутствие мобильной версии приложения;
- ограниченное количество доступных приложений для интеграции;
- ограниченный функционал сервиса по мнению профессионалов;
- сложный процесс интеграции со сторонними CRM-системами.
Подводя итоги
Все вышеописанные сервисы сквозной аналитики считаются отличными инструментами для оценки эффективности каждого из возможных каналов и способов продвижения интернет-магазина. Чтобы выбрать наиболее подходящую программу для бизнеса, необходимо протестировать как можно больше доступных сервисов и не торопиться с приобретением платного тарифа. В зависимости от специфики интернет-магазина, характеру ниши, количества посетителей на сайте и желаемого процента конверсии, следует ориентироваться на возможности, предоставляемые сервисом сквозной аналитики. Для этого, скорее всего, придется воспользоваться услугами маркетолога или другого специалиста, чтобы спрогнозировать сценарий развития магазина. Ведь лучше выбрать более качественную программу, которая подходит для крупного бизнеса, чем потом переносить статистику из одного сервиса в другой и вкладывать дополнительные средства в интеграцию и оплату услуг программистов.
Источник: www.insales.ru
Сквозная аналитика как IT-инфраструктура для бизнеса: рабочая схема с разбором PrimeGate
На рынке существует множество подходов к аналитике. Потому что аналитические процессы — это всегда очень сложно. Давайте разберемся какое место она занимает в IT-инфраструктуре для бизнеса.
Подавляющее большинство источников в интернете твердят нам, что сквозная аналитика — это визуализация данных. Однако такое утверждение неверно. Сквозная аналитика — это даже не сервис. Ее следует рассматривать в качестве базового фреймворка работы всего маркетингового отдела, связанного с лидгеном и генерацией трафика. Что заставляет маркетологов непрерывно отслеживать данные с целью совершенствования существующих показателей.
Или в качестве инфраструктуры, которая ложится в основу цифровизации бизнеса. Ведь сегодня абсолютно все бизнесмены, ведущие свои проекты в интернете, сталкиваются с постоянным удорожанием трафика. И чтобы преодолеть эти препятствия, найти нужные точки оптимизации (на уровне гипотез и автостратегий) жизненно необходима сквозная аналитика.
Для чего нужна сквозная аналитика
Если мы говорим про сквозную бизнес-аналитику, про ту систему, в которой имеется агрегация всех обращений, алгоритмы матчинга данных, счетчик, то ее основные задачи:
- показать, какие рекламные каналы действительно работают, а какие нет с учетом мультиканальной атрибуции;
- выявить рекламные кампании, участвующие в продаже. Чтобы стало очевидно, какой канал отработал.
Другими словами, первостепенная задача сквозной аналитики — дать абсолютную прозрачность. Чтобы вы понимали, откуда на сайт пришли пользователи, что они делали, сколько раз посещали вашу страницу и какой временной промежуток потребовался им для оставления лида. А лиды, как всем известно — самый значимый показатель.
Если вчера человеку требовалось 3 дня, чтобы оставить лид, а сегодня 5, значит что-то пошло не так. Время принятия решения зачастую увеличивается из-за появления новых рекламный кампаний конкурентов. Неполадки на самом сайте также могут привести к задержке и снижению конверсии (например, отвалилась форма, а вы не заметили этого своевременно).
Кроме того, к причинам увеличения времени принятия решения следует отнести устаревший офер (особенно когда на сайтах конкурентов регулярно мелькают обновления). Даже если с настройкой рекламной кампании у вас все в порядке, люди реже оставляют лиды, предпочитая более новые интересные предложения.
При таком раскладе в отсутствии сквозной аналитики вы попросту не сможете выяснить, по какой конкретно причине произошел сбой. И, соответственно, не примите своевременные меры по устранению проблем.
Что еще может сквозная аналитика
- Находить узкие места в маркетинге и продажах и успешно устранять их (действуя в роли эффективного инструмента).
- Оптимизировать рекламный бюджет и повышать прибыль. В ряде случаев с помощью грамотно настроенной автостратегии и аналитики можно снизить стоимость лида в несколько раз (при сохранении их качества).
- Выстраивать работу с маркетингом по фреймворку сквозной аналитики, обеспечивая непрерывный процесс совершенствования показателей.
Миссия сквозной бизнес-аналитики — забота о безупречной точности данных
В данном случае точность имеет первостепенное значение. Если, конечно, аналитика нужна вам не только для того, чтобы предоставить наглядный отчет руководителю или клиенту. Чтобы ваша аналитика действительно работала и приносила прибыль, а не только окупалась, необходимо усвоить ряд основных моментов:
- анализировать можно только 100% данных;
- без алгоритмов работы счетчика и матчинга данных аналитика неполноценна;
- без грамотной связки с CRM она также не дает нужного результата;
- бизнес-аналитику нельзя строить на бесплатных счетчиках из-за проблемы семплирования данных.
Схема работы сквозной бизнес-аналитики
Существует большое количество источников трафика для сайта:
- контекст,
- SEO,
- медийка,
- email-рассылки,
- соцсети,
- refferal и т. п.
В грамотной схеме всю эту массу первым принимает на себя счетчик аналитики. То есть он видит трафик, отслеживает обращения и складирует полученную информацию в базе данных. Также счетчик передает цели в веб-аналитику для построения автостратегий. В свою очередь из базы данных сведения уходят напрямую в CRM, а к аналитике подключается BI-интерфейс.
Инфраструктура сквозной бизнес-аналитики
К инфраструктуре относится все, что касается пользователя, а конкретно его возможности оставить лид.
- Leads tracker. Отслеживание любого типа обращения. Фиксация источника с учетом мультиканальной атрибуции.
- Телефония. Распределение звонков согласно сценариям. Закрепление записи разговора прямо в CRM. Звонки осуществляются также непосредственно из CRM.
- Коллтрекинг. Определение рекламного источника, который привел звонок.
- CRM. Позволяет нам открыть сделку и вести ее по воронке.
- Онлайн-чат. Общение с клиентом из одного окна, но в любом мессенджере, почте, через СМС, по телефону, в чате.
- Сквозная аналитика. В свою очередь дает нам понимание какой маркетинговый микс работает лучше.
- BI-отчеты. Позволяют получить жизненные показатели кампании в онлайн режиме: продажи, расходы, прибыль, маркетинг, средний чек и т. п.
- Lead Genny. Виджеты для сайта, которые повышают конверсию.
Почему аналитика — это сложно
Основная сложность кроется в нюансах. Ведь сквозная аналитика — не просто визуализатор данных.
В большинстве случаев трудности связаны с необходимостью собирать 100% данных с интеграциями, необходимостью внесения изменений в бизнес-процессы, внедрения экологичного подхода к работе с CRM.
Как правильно выстроить инфраструктуру
Выстраивание инфраструктуры сквозной аналитики — это процесс внедрения, где необходимо:
- грамотно определить цели и задачи. Если целей много, целесообразно разбить их по приоритетам;
- составить правильное техническое задание. Здесь нам необходимо детально описать абсолютно все процессы, связанные с аналитикой. Другими словами — составить схему получения лидов;
- утвердить ответственное лицо внутри компании. Когда в организации работает чуть больше, чем 3 человека, желательно назначить ответственного (и лучше если это будет не маркетолог, потому что по долгу службы он и так человек-оркестр). Здесь нужен грамотный веб-аналитик;
- выбрать подходящий сервис. Выбор осуществляется в соответствии с поставленными целями и задачами;
- и только после этого приступать непосредственно к внедрению.
Не забывайте, что подготовительный этап, проведенный по всем правилам, — это единственно верный способ сэкономить рекламный бюджет и сберечь собственные нервы.
Веб-аналитика и сквозная аналитика: стандартный и продвинутый подход к анализу трафика
Теперь давайте кратко разберем особенности каждой из аналитических систем.
Веб-аналитика
- Оценка качества и количества трафика.
- Нельзя использовать для бизнес-аналитики.
- Высокая погрешность.
- Может строиться на бесплатных счетчиках.
Сквозная бизнес-аналитика
- Не может строиться на бесплатном счетчике.
- Высокая точность, минимальная погрешность.
- Алгоритмы, большое внимание базе данных и матчингу.
- Подходит для оценки эффективности трафика.
- Позволяет оценивать трафик через призму мультиканальной атрибуции.
Как работает большинство
К сожалению, даже сегодня многие продолжают делать в работе упор на наращивание охвата, снижение стоимости клика и лида, обвиняя продажи в своих неудачах. Ведь цель любой рекламной кампании — получение прибыли. Но больших денег такой подход не приносит. Потому что в данном случае анализируется только:
- Время, проведенное посетителем на сайте;
- CTR;
- Количество просмотренных страниц;
- CO, C1;
- Количество и стоимость лида.
Да, раньше эта система работала. Однако с началом пандемии, а это уже более полутора лет назад, рынок дал нам понять, что анализировать до лида уже некорректно.
Актуальный подход к аналитике
Что же делать сейчас, чтобы добиться высокой эффективности? В первую очередь следует:
- ориентироваться на продажи. То есть мы анализируем не только количество полученных лидов, но и смотрим как они конвертировались и сколько денег принесли. И неважно при этом сколько по времени занимает сама сделка: 2-3 недели или год;
- ориентироваться на мультиканальный отчет (вклад всех рекламный каналов);
- анализировать эффективность с учетом среднего чека, прибыли, оборота.
В итоге, выстраивая IT-инфраструктуру бизнеса, необходимо закладывать требования сквозной аналитики до того, как вложить «миллион» во внедрение CRM. Ну а если CRM уже есть, следует особое внимание уделить техническому заданию и подготовительному этапу в целом.
С точки зрения аналитики маркетинга идеально совмещение двух подходов. Ведь чаще всего самые сложные в разрешении проблемы возникают именно на стыке веб-аналитики и сквозной аналитики.
Например, если у клиента нет продаж, но имеется огромное количество брошенных корзин. Разгадка, как правило, кроется в совокупности фактов, полученных из Яндекс.Метрики (вебвизор) и UX. Ну а факт продажи перепроверяется через СА.
Поэтому веб-аналитика и сквозная бизнес-аналитика в принципе не должны между собой конкурировать. Эти две аналитические системы должны работать вместе(в связке), каждая на свои цели.
Источник: yagla.ru
Проанализировать все: какие сервисы для сквозной аналитики используют специалисты
Сквозная аналитика незаменима для бизнеса в ситуациях, когда нужен качественный анализ маркетинговой стратегии. Когда нужно узнать не только, сколько лидов принесла кампания, но и сколько из них завершились сделкой и стали конверсионными. Какие сервисы использовать для сквозной аналитики и чем можно заменить зарубежные инструменты, рассказываем с экспертами по аналитике данных Александром Мориным (руководитель BI/DWH ArrowMedia и автор проекта Директ-ПРО ) и Романом Романчуком (создатель блога This is data).
Количество кликов и показов объявлений — важная информация, но сухая. Бизнесу интересно не только то, сколько человек кликнули на баннер на Поиске, но и то, сколько из них оформили заказ и сколько эта рекламная кампания принесла клиентов, покупок и денег. Сквозная аналитика помогает понять, какие направления маркетинговая команда выбирает правильно, а какие стоит им улучшить. Разбираемся, как лучше проводить сквозную аналитику и чем можно заменить зарубежные сервисы.
Бесплатные курсы интернет-профессий
Доступны после регистрации на сайте
Сквозная аналитика и зачем она нужна
Например, вы продаете образовательные курсы и запустили промо в разных системах. С помощью сквозной аналитики вы сможете увидеть, что кампания А принесла 100 лидов, 50% из которых завершились сделкой, а кампания Б принесла 300 лидов, из которых только 10% оформили заказ. Это поможет убрать неэффективное и усилить то, что работает лучше всего. В целом, это и есть главная цель сквозной аналитики — собрать все данные, которые есть о маркетинговых стратегиях и выявить самые лучшие. Но если подумать еще, то сквозная аналитика помогает:
- анализировать показатели на интуитивно понятных дашбордах и изучать каналы выручки;
- на основе полученных данных выявлять самый эффективный трафик и больше распределять расходы на него;
- находить неэффективные источники трафика и не тратить на них бюджет;
- искать новые каналы привлечения пользователей. Например, запускать рекламу на радио;
- подготавливать и считать ключевые метрики (трафик, количество продаж/заказов, расходы и выручка), от которых формируются остальные (Retention, LTV, ROMI, CAC и т. д.);
Александр Морин эксперт по автоматизации, руководитель BI/DWH ArrowMedia, автор проекта Директ-ПРО
Сквозная аналитика нужна для быстрого и точного принятия решений в бизнесе. Корректировка ставки на ключевое слово, отключение рекламного креатива или запуск новой кампании — все это невозможно сделать без анализа текущей ситуации. Регулярное принятие правильных и быстрых решений подобного рода ведет к повышению эффективности рекламы и росту прибыли.
Допустим, у вас большой интернет-магазин — вы продаете женскую одежду. Спрос постоянно скачет, мода все время меняется, сезонность влияет на продажи. В периоды активного сезона надо оперативно усиливать рекламу, а в периоды спада спроса — срочно снижать расход. Необходимо следить за работой креативов, обновлять слабые или приевшиеся.
Постоянно нужно корректировать ставки — в тренде все время что-то новое. При этом желательно опираться не только на данные последнего клика, но и анализировать всю цепочку касаний.
Невозможно управлять таким магазином без автоматизированной сквозной аналитики. Вы просто не будете успевать строить отчеты и анализировать данные, не говоря уже о принятии важных решений. Пока вы собираете отчет вручную, конкуренты уже обгонят вас и заберут все деньги покупателей. Конечно, магазин — это частный пример. Но конкуренция есть везде и выигрывать ее без использования данных все труднее.
Если обобщить — сквозная аналитика необходима для повышения прибыли бизнеса и выигрыша в конкурентной борьбе. В наше непростое время выживает тот, кто не только собирает данные, но и правильно использует их для оптимизации рекламы и бизнеса в целом.
Роман Романчук эксперт по аналитике данных, автор блога This is Data
В Википедии сквозная аналитика определяется как метод анализа эффективности маркетинговых инвестиций на основе данных, прослеживающий полный путь клиента, начиная от просмотра рекламного объявления, посещения сайта и заканчивая продажей. Однако бизнесу неинтересны показатели просмотров объявлений, кликов по ним, количество событий на сайте и т. д. Бизнесу интересны деньги. С его точки зрения, сквозная аналитика это — способ быстро и качественно сделать вывод о результативности маркетинга и его процессов для принятия решения. Аналитика на это может ответить подсчетом показателя ROMI и объема заказов.
Пример расчета:
Всего продаж: 100 000 рублей
Себестоимость: 40 000 рублей
Затраты на маркетинг: 50 000 рублей
Валовая прибыль: 100 000 — 40 000 = 60 000 рублей
Итоговый ROMI: (60 000 — 50 000)/50 000*100 = 20 %
То есть, рекламная кампания окупилась полностью и принесла 20% прибыли сверху.
Теперь о том, как принимаются решения в маркетинге. Основной вопрос, стоящий перед маркетингом, — вопрос о том, как правильно вложить рекламный бюджет, чтобы максимизировать выручку?
Основываясь на данных сквозной аналитики можно:
- увеличить бюджет на рекламный канал и усилить активность;
- оптимизировать бюджет на канал;
- отключить канал;
- перераспределить бюджет на другие рекламные каналы или кампании.
Инструменты и сервисы: чем пользуются специалисты
Самый популярный инструмент для сквозной аналитики — Power BI. В нем можно визуализировать данные, собранные из разных источников. Брать их можно отовсюду: Google Analytics, Яндекс Метрика, AppMetrica, Amplitude, Appsflyer, Mixpanel, Adjust. Все они предоставляют разные показатели, которые потом собираются в кучу и визуализируются в Power BI.
Роман Романчук эксперт по аналитике данных, автор блога This is Data
В маркетинге есть особенность — часто данные, нужные для подсчета ROMI, хранятся в разных учетных системах, которые не дружат между собой.
Например:
- данные о расходах в рекламных системах;
- данные о трафике в аналитическом счетчике;
- данные о заказах и доходах в CRM-системе или базе данных.
Эту проблему можно решить через создание модели потоков данных. Модель потока данных — это решение объединяющее данные из различных систем, которое ставит перед собой задачу налаживания коммуникации с пользователем на всех этапах воронки. Чтобы вы понимали, с кем вы коммуницируете, на сколько выгодно с ним коммуницировать и где вы должны с ним коммуницировать.
Пример решения по передаче и объединению данных
И дальше знания о клиенте можно применять для:
- создания детальных сегментов для ретаргетинга;
- корректировки ставок в рекламных системах для тех, кто уже заходил на сайт;
- поиска новых клиентов при помощи технологии поиска похожих пользователей Look-alike;
- поиска конверсионных сегментов при помощи машинного обучения;
- персонализации контента на сайте.
Александр Морин эксперт по автоматизации, руководитель BI/DWH ArrowMedia, автор проекта Директ-ПРО
Уже более пяти лет для построения сквозной аналитики мы используем Power BI. Для построения базовых отчетов мы задействуем базу данных ClickHouse — это удобно, когда клиентов много и хочется автоматизировать сбор типовых данных.
Главный плюс Power BI — очень обширный функционал для работы с данными: от извлечения и преобразования до хранения и визуализации. По своей сути Power BI — это лоу-код инструмент, с ним легко начать работать и для этого не нужно уметь программировать. Для замены всех функций Power BI придется освоить несколько разных инструментов и даже погрузиться в программирование, что сильно повышает порог входа для новичков.
Кроме этого, Power BI позволяет использовать встроенные потоки данных вместо стороннего хранилища, что очень удобно. Все нестандартные задачи мы решаем с помощью потоков данных Power BI. С введением санкций наш инструментарий не изменился, так как Power BI фактически не имеет аналогов.
Если говорить про Microsoft, то в России прекратились продажи новых лицензий, а также стала недоступной регистрация новых аккаунтов. Если у вас не было аккаунта Power BI, теперь его нельзя официально регистрировать в России. При регистрации нужно указывать локацию другой страны, а лицензии можно купить только с помощью иностранной карты.
Отечественные альтернативы зарубежным сервисам
Такого инструмента, как Power BI, на российском рынке нет, однако можно воспользоваться другими, которые частично закрывают его функционал.
Yandex DataLens
Yandex DataLens — это сервис от Яндекса для визуализации данных и бизнес-аналитики. В нем можно структурировать информацию сразу из нескольких источников, собирать дашборды и визуализировать результаты. Сервисом могут пользоваться несколько человек из команды сразу — для этого нужно добавить учетные записи сотрудников или внешних партнеров, и каждый из них увидит нужную аналитику, в зависимости от полученных прав.
Callibri
Это еще один российский сервис, в котором можно проводить сквозную аналитику и собирать данные по обращениям на сайте, из CRM‑систем и рекламных платформ.
В отчетах собрано больше 10 показателей, которые помогут оценить эффективность рекламы и следить за показателями в динамике.
Calltouch
У компании Calltouch есть сервис для сквозной аналитики и коллтрекинга, в котором можно легко объединить данные рекламных площадок, CRM систем и других маркетинговых инструментов с данными сайта в одном окне. Из всего этого потом собирается понятный и визуализированный дашборд. Это позволяет изучить эффективность маркетинга, учитывая все источники и каналы трафика на сайт.
Роман Романчук эксперт по аналитике данных, автор блога This is Data
Google Analytics и Яндекс Метрика собирают данные о источниках трафика и взаимодействии пользователя с фронтом сайта: количество просмотров страниц, время на сайте и другие показатели, а также различные события происходящие на фронте: нажатие кнопок, заполнение форм. Но почти в любом бизнесе после взаимодействия с сайтом пользователь переходит на следующие этапы воронки и начинает взаимодействовать с колл-центром, попадает в CRM-систему и дальше.
И вот как раз таких знаний нет в Google Analytics и Яндекс Метрике. Нужно отдать должное этим системам — в них есть возможность передавать какие-то знания об офлайн-взаимодействиях, расходах и доходах и строить некое подобие сквозной аналитики внутри интерфейса. Но чаще всего этого недостаточно. Поэтому я рекомендую собирать все данные о взаимодействиях клиента с вашим бизнесом в единое хранилище и уже поверх него строить аналитику в стороннем инструменте визуализации, например, в Power BI.
За время работы аналитиком я перепробовал различные варианты сбора отчетности. Начиная с ручной выгрузки данных из кабинетов рекламных систем с последующим сведением в Excel и заканчивая созданием специальных отчетов в Google Analytics или дашбордов в Data Studio. Но ни один из вариантов не был идеальным, и каждый имел свои недостатки. Все изменилось, когда я открыл для себя Power BI.
Microsoft Power BI — это один из самых технологичных на данный момент инструментов по визуализации данных, обладающий большим набором коннекторов к различным системам, позволяющий создавать автоматизированную отчетность.
Александр Морин эксперт по автоматизации, руководитель BI/DWH ArrowMedia, автор проекта Директ-ПРО
На российском рынке есть много инструментов для работы с данными, но чаще всего это небольшие системы, которые хранят данные на своей стороне. При этом они платные, а их функционал ограничен. Если вы привыкли к гибкости и обширному функционалу Power BI и не доверяете сторонней системе хранение ваших данных, я рекомендую освоить Python и ClickHouse. И обратите внимание на opensource-инструменты, особенно Apache — они помогут всё систематизировать и визуализировать.
Касаемо визуализации — базовые вещи можно получить в Yandex Datalens. Но Datalens — довольно молодой сервис, не дающий достаточной гибкости и подходящий только для базовых визуализаций. Для более гибких решений в плане визуализации можно посмотреть в сторону opensource-инструментов — Apache Superset и Metabase.
Хранить данные придется в БД и тут могу порекомендовать все тот же ClickHouse. Загрузку данных в хранилище лучше всего делать с помощью Python, так что придется хотя бы минимально освоить программирование. Если у вас много клиентов — рассмотрите организацию загрузки данных в базу с помощью Apache Airflow. Airflow — отличный оркестратор, который поможет организовать множество процессов и быть в курсе всех ошибок.
Источник: ppc.world