Сегодня социальных проектов становится всё больше: в них вовлекаются как крупные корпорации, так и малый бизнес. Сама аудитория этих компаний также всё чаще самостоятельно занимается благотворительностью в разных форматах. Это и подписки на ежемесячные пожертвования, и волонтёрство, и участие в благотворительных мероприятиях, и многое другое.
260 просмотров
Для того, чтобы реализовывать по-настоящему заметные и эффективные социальные кампании, бизнесу важно этими проектами отвечать на запрос аудитории. То есть слышать и слушать аудиторию, считывать её потребности принимать решения, основанные на данных. И, конечно же, следить за тенденциями на рынке: обращать внимание на данные и на то, что делают другие бизнесы.
Бизнес для людей: как он устроен?
Социальное предпринимательство как явление выделяется некоторыми экспертами в отдельный сегмент. И, возможно, в недалеком будущем именно у него будет ключевая роль в развитии общественных отношений. Что это за сфера, и есть ли грань между благотворительностью и бизнесом, стратегией которого является деятельность на пользу общества?
Что такое социальное предпринимательство?
Предприниматели — люди с твёрдыми принципами. Мотивация. Бизнес.
Термин «социальное предпринимательство» появилось в современном финансовом словаре не так давно, и все же его четкое понимание пока отсутствует. Бизнес должен приносить доход, но при этом ориентирован на решение или смягчение социальных проблем. Прибыль становится не самоцелью, а средством для достижения глобальной задачи — улучшения качества жизни людей.
По оценкам НИУ ВШЭ, сегодня в России действует не более 200 социальных предприятий. По данным Фонда «Наше будущее», большинство проектов направлено на развитие и реабилитацию детей, второе место занимает социальная реабилитация инвалидов и других незащищенных граждан, затем следуют спорт и досуг, а также детские сады. Примечательно, что сами социальные предприниматели зачастую не знают, что являются таковыми.
Именно поэтому так трудно подвести их под какое-то общее определение.
«Социальное предпринимательство объединяет двойственная результативность – предприятия должны достичь и социального результата, и экономического», – говорит директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Александра Московская.
На что нацелена модель?
Отличие социального предпринимательства от благотворительности — в наличии двойной цели: коммерческой и социальной. На этих двух стульях сидеть можно и нужно.
По мнению директора компании «Слышу окружающий мир» Ирины Вайнер, модель социального предпринимательства нацелена на то, чтобы помочь определенным людям решить их задачу и при этом получить хоть какую-то выгоду. Но загвоздка в том, что зачастую эти люди сами нуждаются в дополнительных деньгах. И тогда бизнес необходимо компоновать так, чтобы один и тот же продукт подходил нескольким категориям людей. Тогда одним можно будет помочь за минимальную сумму, или даже подарить его, а с других взять полную стоимость продукта, включая прибыль.
Бизнес это люди! Гость Рафиг Мамедов
Но где предприниматели находят средства на социально ориентированный проект?
Про финансирование
Директор проекта инклюзивного туризма Дамир Миллер поделился собственным опытом. Он находит инвесторов и при этом успешно продвигает идею своего бизнеса: туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья.
«У инвестора должно быть такое же, как у нас, видение мира и социальная направленность. Многие инвестируют исключительно для того, чтобы получить быструю прибыль. Можно из одного кармана давать денег на помощь кому-то, а из другого финансировать разрушающий планету бизнес. Но есть и новое поколение социально ориентированных инвесторов, которым важно не столько вложить средства, сколько сделать мир лучше, но в этом случае сроки возврата денег другие».
Есть еще один инструмент устойчивого финансирования деятельности НКО, который также пока слабо развит на российском рынке, – целевой капитал. Классический пример этой модели – Нобелевская премия. Суть в том, что деньги, полученные в качестве пожертвования, не тратятся сразу. Из них формируется целевой капитал (эндаумент), и уже доход с этого капитала расходуется на конкретные проекты и программы.
«Мне кажется, главное, что отличает эту модель, – она нацелена на будущее. Это про стратегию развития организации. Она позволяет и даже заставляет думать не столько про сегодняшний день и ближайшее будущее, сколько именно на перспективу, что будет через несколько лет. Это модель для тех, кто умеет видеть возможности там, где они есть.
Но надо быть готовым к определенным рискам, сложностям, идти в новое и неизведанное. И это объединяет целевой капитал с социальным предпринимательством», – объясняет генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева.
Эксперты расходятся во мнениях о том, могут ли сами НКО заниматься социальным предпринимательством. Ведь формально закон не запрещает им осуществлять коммерческую деятельность, если вся прибыль реинвестируется обратно в дело, а не расходится по карманам руководителей.
И вот фонд «Наше будущее» выделяет несколько ключевых критериев, которым должны соответствовать социальные предприятия. Это социальное воздействие, инновации, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход.
И если НКО, занимаясь коммерческой деятельностью, которая отвечает вышеперечисленным критериям, решает с ее помощью социальную проблему, это полностью подпадает под определение социального предпринимательства, считают в фонде.
Другие эксперты полагают, что понятие социального предпринимательства все же применимо только к коммерческим организациям. Но и в этом случае НКО могут создавать дочерние социальные предприятия.
Между тем все больше крупных компаний начинают сотрудничать с социальными предпринимателями, ориентируются на их опыт в разработке своих программ корпоративно-социальной ответственности.
Социальные предприниматели, благодаря своей гибкости и способности адаптироваться к переменам и новым вызовам, легко узнают новые тренды и подстраиваются под них. А дальше это можно масштабировать при помощи господдержки или сотрудничества с крупными корпорациями.
Про законодательство
Единого закона, регламентирующего деятельность социальных предприятий, в России пока нет. Поэтому на данном этапе первым плацдармом для развития социального предпринимательства служит ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». И хотя формально теме уделяется много внимания на высшем уровне, на местах социальным предприятиям, которые в основном относятся к малому и среднему бизнесу, бывает весьма непросто найти точки соприкосновения с властями и крупными корпорациями.
Да и прибыль от данной деятельности весьма условная и успех сопутствует далеко не всем. Считается, что заниматься социальным предпринимательством не выгодно с материальной точки зрения.
«Отчасти это так и есть. Многие говорили нам: проект хороший, но денег на него не дадим, потому что прибыли с него мы не получим», — говорит Ирина Вайнер.
Социальным предпринимателям необходимо объединяться, считают сами бизнесмены. Если к чиновнику стучаться в дверь поодиночке, результата не будет. Но люди, объединенные целью творить добро на благо общества и при этом получать небольшую прибыль, выступают как некое сообщество. Это уже сила, к которой можно прислушаться. Со стороны государства необходимо одно: создать более комфортную бизнес-среду и дать возможность социальным предпринимателям спокойно работать и реализовывать свой потенциал.
Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».
Источник: smallbusiness.ru
Человек для бизнеса или бизнес для человека?
Человек для бизнеса или бизнес для человека? Это главный вопрос, который общество должно задать себе сегодня. И надо спешно осмыслить круг проблем, связанных с правильным ответом, без которого социальная катастрофа — неминуема.
Бесчеловечность, античеловечность бизнеса, с которого сняли «намордник» морально-этических ценностей, уже очевидна всякому, кто в состоянии видеть и мыслить. Нецелостность, фрагментарность мышления большинства современных людей играет на руку кровожадности распоясавшегося бизнеса, который уже начал пожирать жизни людей.
Человечность, забота о ближнем — уже поставлены вне закона, но мы упорно не верим своим глазам, вторим, как мантру, как заговор, надписи на ярлыках, вместо того, чтобы внимательно изучить содержимое. Мы сами соглашаемся стать не «пушечным», но «рыночным мясом», соглашаемся превратить своих детей в заложников нашей недальновидности и трусости.
Да, трусости, потому что сегодня развязана настоящая война против человека (и человечества?). И ведётся она с молчаливого согласия неодумавшегося пока большинства. Наши мелкие страстишки получили законное прикрытие, потому многим пока кажется, что с миром всё в порядке — ничего особенного. Но завтра будет слишком поздно.
Маленький пример, наглядно показывающий суть того, о чём я прошу подумать каждого. Давайте сравним отношение к человеку (именно по этому критерию следует оценивать все социальные нововведения!) со стороны производителей свободного программного обеспечения (ПО) и коммерческого ПО.