Бизнес этика это совместимы

В кинофильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» героиня обращается к купцу за помощью, а он ей отвечает: «Не могу. Я дал купеческое слово». — «А что же такое — это купеческое слово?» — «Это тяжелые цепи, которые я не могу разорвать». Купеческое слово, слово чести офицера — это этические принципы, которые определяли жизнь и деятельность наших предков. Известно, что за рубежом очень часто крупные сделки осуществляются по телефону. В то же время, известно также, что инвестиции в Украину предоставляются иностранными инвесторами не очень охотно, потому что не доверяют нам, поскольку наши предприниматели не всегда придерживаются не только слова, но и подписанных контрактов, нарушают этические принципы ведения бизнеса, деловую этику.

Этика — это представление о правильное или неправильное поведение во время достижения конкретной цели [144, с. 394]. Деловая этика — это система общих этических норм и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и взаимодействия. Она проявляется как на микроуровне — это нравственные отношения в организациях, так и на макроуровне — это моральные отношения между субъектами хозяйственной деятельности. Деловая этика регулирует отношения бизнесмена, предпринимателя, менеджера со своими партнерами, конкурентами, клиентами, сотрудниками и т.д. Учитывая нее происходит [54, с. 14-16]:

Мировая бизнес-этика. Профессиональная этика

• регулирование отношений между экономическими субъектами рынка на основании выполнения договорных обязательств и соблюдение права. Речь идет о выполнении сторонами контрактных обязательств, покрытие убытков партнеру в случае причинения вреда, предотвращения нарушением деловой практики и свободной конкуренции; соблюдения правил и норм, касающихся рекламы, использование товарных знаков, защиты прав промышленной собственности, справедливых условий осуществления совместной предпринимательской деятельности. Отдельные нормы деловой этики включаются в условия договоров, как например: добросовестное выполнение обязательств, соблюдение интересов контрагента, условий договора, разумные действия и др.;

• выполнение норм и правил государственного регулирования, устанавливающие меры контроля со стороны государства за соблюдением законодательства, стандартов, постановлений и распоряжений по конкретным вопросам предпринимательской деятельности. Уважение к закону является одним из важнейших жизненных принципов, которым должен руководствоваться бизнес, потому что он может нормально развиваться только в правовом государстве на основе развитого законодательства. В то же время государство должно способствовать повышению этических норм и культуры бизнеса стимулированием честности, добросовестности и порядочности и наказанием за нарушение морали соответствующими санкциями;

• регулирование отношений бизнеса с потребителями. Речь идет о добросовестное отношение к потребителю. Реклама должна иметь честный и достоверный характер, а также удовлетворять требования потребителей относительно количества, качества, ассортимента, новизны, технических характеристик выпускаемых товаров на рынок. Предусматривается обязательное соблюдение стандартов и требований по сертификации продукции, обеспечения интересов потребителей;

Что такое деловая этика?

• отношения бизнеса с обществом. Предполагается, что руководители обязаны принимать решения и осуществлять действия, направленные на повышение уровня жизни как сотрудников самой организации, так и общества в целом;

Читайте также:  Где взять деньги на бизнес 4 способа найти стартовый капитал

• культуры делового партнерства — соблюдение партнерских отношений, построенных на доверии, добропорядочности, честности, чувстве долга, умение держать свое слово; исключение обмана, безответственности, злоупотреблений доверием партнера и др., а также обеспечения этичного отношения предпринимателя до своих работников, уважение к людям и чувство гуманности.

В международной коммерческой практике этика бизнеса — это совокупность норм и правил, разработанных и принятых на многосторонней основе, которые определяют отношения между хозяйственными субъектами разных стран, выступающих контрагентами в международных соглашениях. Из международных этико-правовых норм должны выходить многосторонние соглашения, резолюции, декларации, документы, которые производятся международными экономическими организациями (как межправительственными и неправительственными), к которым присоединилась страна — участница международного соглашения. Поскольку международный бизнес подразумевает как деловые операции между фирмами, которые выступают как независимые субъекты рынка, так и внутрифирменные операции, которые осуществляются в рамках транснациональных корпораций (ТНК), которые расположены в разных странах и взаимодействуют между собой, то регулирования этико-правовых отношений охватывает международную коммерческую практику в целом и все виды операций, которые осуществляются фирмами [54].

Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому», которая по рейтингу вошла в лучших бизнес-книг, написанных за последние двадцать лет, писал: «объединяя культуру дисциплины с этикой предпринимательства, вы получаете магию выдающихся результатов» [138]. К сожалению, приходится констатировать, что среди тех, кто сегодня занимается бизнесом, есть немало таких, кто находится в противоречии с законодательством и этическими требованиями.

Поэтому предпринимательская деятельность в сознании людей плохо связывается с моралью, этикой и культурой. Одной из причин является тотальный кризис доверия как морально-психологической основы деловых взаимоотношений [39, с, 86-124]. Согласно проведенным опросам 65% респондентов считают, что общий уровень деловой этики в Украине за последние десять лет снизился.

Среди сомнительных видов деловой активности, что все чаще применяются, опрошенные назвали взятки, подделку документов, неправильные финансовые отчеты, манипулирования, ценовой сговор. По результатам опроса, 80% населения Украины негативно оценивают работу чиновников, считают их взяточниками.

Согласно другому опросу более 40% респондентов отметили, что начальство заставляет их делать то, что они считают неэтичным. Наше общество имеет циничный взгляд на этические стандарты и нормы управления, потому что все знают, что руководителю иногда приходится поступаться моральными принципами в своей деятельности. Однако некоторых это совсем не шокирует, а некоторые считают это неотъемлемой частью бизнеса [248, с. 113]. На вопрос, что нужно делать, чтобы достичь успеха в бизнесе, молодые люди в основном отвечают так: «врать», «не иметь совести», «выявлять наглость» [197, с. 98].

В связи с этим, можно ли говорить об этике бизнеса? Иногда говорят, что понятие «этика бизнеса» является оксюмороном (понятие, введенное П. Друкером), то есть противоречивым в самом сочетании слов, противоположных по своему значению (типа «мокрый огонь» или «горячий снег») [149].

Читайте также:  Роль инновационной деятельности в бизнесе

К тому же о какой культуре» о какую этику можно говорить в условиях жесткой конкуренции, борьбы за выживание, прессинга со стороны властных структур? К сожалению, в нашем обществе бизнес-деятельность ассоциируется с жестким поведением относительно друг друга. Проблема заключается в том, что то, что является благом для одного, не всегда будет благом для второго.

В таком случае возникает своеобразная моральная спор, когда каждая из сторон считает свою (и только!) позицию правильной. Но на уровне здравого смысла мы понимаем, что экономика может быть эффективной, бизнес успешным только тогда, если его участники будут руководствоваться общечеловеческими моральными ценностями.

Кто же захочет иметь дела, тем более долгосрочные отношения с партнерами, которым нельзя доверять? Поэтому менеджерам для успешного бизнеса необходимо формировать имидж «хорошего»., надежного партнера. И те, кто это понимают, прилагают много усилий и средств для создания положительного имиджа и его постоянного поддержания, чтобы партнеры по бизнесу и клиенты относились к ним с доверием. Если же повседневные действия не соответствуют такому имиджу, то рано или поздно партнеры пойдут прочь, клиенты потеряют доверие. Следствием этого может стать банкротство организации.

Развитые страны мира очень заботятся о формировании позитивного имиджа своих компаний и его повседневную поддержания. Например, в Соединенных Штатах Америки в законодательстве относительно бизнеса учитываются такие общечеловеческие ценности, как честность, прямота, доверие и справедливость в коммерческих отношениях.

Здесь большое значение придают раскрытию информации как одному из правил этики бизнеса. Это делается для того, чтобы не допускать монопольного положения производителей на рынке; не давать возможности кому диктовать обществу свои условия и стандарты поведения; не допускать преимуществ иностранных компаний над национальными и т.п . [54, с. 19]. В американском бизнесе неэтичным поведением является взяточничество, мошенничество, коррупция, неуплата налогов (это преследуется законом). Если менеджера будет пойман на том, что взял ценный подарок от клиента, то от его услуг компания сразу отказывается, хотя он и является успешным менеджером и приносит компании прибыль.

Говоря об этике бизнеса, известный менеджер Джордж Сорос в книге «Кризис мирового капитализма» пишет, что современное общество страдает от острой нехватки общечеловеческих ценностей и что рыночные ценности проникли в такие отрасли общества, которые ранее руководствовались нерыночными отношениями (например, политику, право, медицину, образование и т.д.), и накладывают на них, а также на межличностные взаимоотношения свой отпечаток. Особенно это проявляется в странах с переходной экономикой, где моральные нормы иногда рассматриваются как препятствие для достижения прибыли, а социальные ценности уступают рыночным. Когда же мотив прибыли возвышается до уровня морального принципа, то начинает процветать коррупция. Тогда компании, которые создаются, например, в области здравоохранения, работают не ради спасения жизни людей, а для того, чтобы получать прибыль. А худшим является то, что в таком

Читайте также:  Гальваническое покрытие как бизнес

обществе о людях судят не по их добродетелями, деловыми и умственными способностями, а за тем, сколько денег они приносят. «Возведение прибыли в ранг этического принципа — это самая большая ошибка человечества, — пишет Дж. Сорос, — а подменять меркантильными ценностями все остальные — значит толкать человечество в направлении опасного дисбаланса и подавлять все человеческие надежды» [314].

Для успешного развития предпринимательства и общества в целом такую ситуацию следует изменить. Лучшие организации, их менеджеры это делают, излагая свои морально-этические нормы и правила в форме кодексов.

Источник: banauka.ru

Совместимость этики и бизнеса

Возможна ли этика в современном бизнесе? Предусматривают ли актуальные и перспективные бизнес идеи этику в отношениях? Если под этикой в бизнесе подразумевать некий свод правил, основанных на выполнении юридических процедур, а именно, заключения соответствующих договоров, нормативных актов, то рейдерские захваты, а также всевозможные ловкие схемы мошенничества будут выглядеть вполне законными, если соблюдены все юридические тонкости и исполнены грамотно с точки зрения законности.

Пагубность такого положения дел очевидна, то есть, если люди вас обманывают по хитрым, выверенным схемам, при этом, не нарушая закон, ловко обходя его, то они не только неуязвимы со стороны закона, но и выглядят весьма прилично с точки зрения этики. Поскольку законность и справедливость зачастую понятия параллельные, то подобные рейдерские действия считаются законными, хотя называть их этическими, вряд ли, уместно.

Поэтому в понятие этики бизнеса следует вкладывать культуру поведения, совесть, чистоту сделки. То есть этика в бизнесе несет в себе нечто более фундаментальное, чем закон. В этом смысле этикой хорошо владели наши прадеды-купцы, когда закрепляли договора простым рукопожатием. Рукопожатие было весомее и ценнее юридических фолиантов, а также экономнее, ибо незачем было нанимать и оплачивать юристов. Что же касается обманщиков, проворовавшихся или злостных должников, то их имена записывались на доске в Купеческом Собрании, если же долги не возвращались, то имена стирались, и они становились более не вхожими в приличное общество.

Иначе говоря, в бизнесе была не только этика, но и духовная культура. Предприниматель был ответственен и честен как перед своими работниками, партнерами, так и перед всевышним Судьей, и это было залогом его успеха. То есть, чтобы бизнес был доходным не только с материальной стороны, но и были соблюдены нормы высокой морали, то есть этики, следует отказаться от разрушительного культа мамоны, навязанным нам Западом.

Источник: bportal.ru

Этика бизнеса и мораль

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин