Бизнес этика основные концепции

Главное противоречие, которое рассматривается в этике бизнеса, — это противоречие между внутренней логикой предпринимательской деятельности, се стремлением к прибыли, и моральными требованиями. Единой концепции предпринимательской этики не существует, хотя все исследователи согласны, что ни один предприниматель не может избежать моральных проблем, решение по которым он должен принимать самостоятельно, и что институты тоже определяют характер нравственных отношений в бизнесе. Концепции в этике бизнеса различаются тем, как они решают два основных вопроса, по которым в этике бизнеса не существует консенсуса: 1) понимание морали и 2) понимание той роли, которая отводится в этике бизнеса личной моральности предпринимателя и институциональному регулированию.

Существуют два пути воплощения моральных требований в реальные отношения в предпринимательской практике: 1) через влияние на моральное сознание предпринимателя и 2) путем создания условий, понуждающих бизнесмена вести себя нравственно (институциональное регулирование). Одни авторы (например, П. Козловски, Р. Лей, американское движение бизнес-этики) считают, что мораль в бизнесе в основном зависит от личных усилий предпринимателей как моральных субъектов, их предпочтений и совести. Они разрабатывают тему социальной ответственности предприятий и личной нравственной ответственности предпринимателей. Другие же (как X. Штайнман, А. Лер, П. Ульрих и др.), не отрицая роли личных усилий в формировании нравственных отношений в бизнесе, связывают создание благоприятного климата в бизнесе, прежде всего, с институтами, соответствующими структурами и процедурами. Соответственно, можно выделить два основных направления в этике бизнеса: этика личной нравственной ответственности предпринимателя и институциональная этика.

БИЗНЕС В ОБРАЗОВАНИИ. СОЗДАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

1. Этика социальной ответственности. Эта концепция известна с начала XX в., в Европу пришла из США. В современном ее варианте она опирается на философскую теорию ответственности X. Йонаса. Согласно X. Йонасу, ответственность — это невзаимное отношение, как, например, забота родителей о детях.

Модель индивидуальной ответственности как невзаимного отношения должна стать образцом морального поведения для предприятий. Так, на Давосском форуме в 1973 г. был принят «Давосский манифест», где говорилось об ответственности предприятий перед клиентами, сотрудниками, кредиторами и обществом.

Основной путь улучшения морального климата в бизнесе — это формирование убеждений, ценностных установок и соответствующих им навыков решения специфических для бизнеса проблем. Согласно этике социальной ответственности, только лишь экономическая эффективность — недостаточное основание для легитимации деятельности предприятий, они должны уделять больше внимания интересам государства, общества, брать на себя ответственность в зоне своей деятельности. Задача этики заключается не в том, чтобы резонерствовать о том, что должно быть, а в том, чтобы помогать предпринимателю в решении его моральных проблем, обосновывать приоритетность общественного интереса. С точки зрения интересов общества, важно, чтобы лакуны правового регулирования заполнялись не антиобщественным поведением, а моральным регулированием.

7.6.2023. Пропаганде вопреки держим чистыми мозги!

Будучи одним из представителей этого направления, Р. Т. Де Джордж в «Деловой этике» с большим оптимизмом смотрит на перспективы этики бизнеса и обращает внимание на то, что она раздвигает горизонты морального видения предпринимателя и инициирует поиск конструктивных решений: «Деловая этика способна помочь людям рассматривать нравственные проблемы в бизнесе более системно и более надежными методами, чем они могли бы это делать, не пользуясь нашей наукой. Она может помочь им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не заметили бы. Она может также побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить».

Европейский и американский варианты этики социальной ответственности имеют свои отличия. Американская этика бизнеса занимается не столько теоретическим обоснованием концепции, сколько подробным рассмотрением того, что практически может быть сделано для передачи проблем социальной ответственности на предприятия. Для менеджеров существуют многочисленные программы корпоративной этики и этики бизнеса, тренинги, которые предназначены для формирования навыков решения конкретных моральных проблем и повышения чувствительности к моральным аспектам бизнеса и управления. Эта этика ориентирует в первую очередь на личное участие, личную моральную ответственность предпринимателя. В европейской же этике социальной ответственности в бизнесе несколько иное понимание ответственности и вообще она смещает внимание к институтам.

Например, К. Хоман ответственность понимает диалогично, как «давать ответ», как, в конечном счете, коллективную ответственность. Такое толкование он объясняет следующим образом. Нравственные отношения в современной экономике держатся не на моральном героизме и энтузиазме отдельных предпринимателей.

Читайте также:  Бизнес иллюстрации что это

В условиях глубокого разделения труда, анонимных процессов обмена, нарастающей взаимозависимости предприятий желательный с точки зрения морали результат не зависит от усилий отдельного предпринимателя, требование социально ответственного поведения, как от предпринимателя, так и от предприятия, становится все более контрпродуктивным. Социальная ответственность может оказаться неподъемной, связанной с расходами, которые не могут быть компенсированы через рынок, и, таким образом, привести предпринимателя к краху.

В современной рыночной экономике индивидуальная жертва, считает К. Хоман, бессмысленна, пока большинство участников рынка также не возьмут на себя ответственность. Моделью этой ситуации является уже упоминавшаяся «дилемма заключенного»: когда индивиды, свободно преследующие свои личные интересы, действуют против партнеров, они получают совокупный результат хуже (в том числе и для себя), чем, если бы они действовали совместно и учитывали интересы друг друга. Договор держится не только на юридических санкциях, но и, прежде всего, на способности людей выполнять свои обещания и доверять друг другу. Надежность, взаимное доверие партнеров по сделке снижают неуверенность, неопределенность в отношениях, и, как следствие, издержки на контроль и страхование договорных сделок, а, значит, повышают эффективность хозяйства в целом.

Источник: geum.ru

Вопрос № 9. Основные концепции бизнес-этики: религиозно-этический подход

Религиозно-этический подход — в основе этого подхода лежит система заповедей от Бога. Эти заповеди обхватывают базовые требования к высокоморальному человеку. В нашем христианстве это «Заповеди Моисея» их 10 пар. По приданиям они были даны Моисею, когда он восходил на гору Синой. Заповеди сложены по иерархии, т.е. по важности.

1. Бог один, нельзя служить двум богам.

2. Не сотвори себе кумира, ни на Земле, ни ниже. Нужно в своей жизни пользоваться высшими ценностями.

3. Помни день субботний. Это день когда людям запрещено работать, этот день нужно посвящать обдумыванию.

4. Не поминай имя Господа напрасно.

5. Почитай отца своего и мать свою. Старших надо уважать.

7. Не прелюбодействуй. Не нужно предавать.

9. Не произноси ложного свидетельствования.

10. Не пожелай дома, поля, жены ближнего своего, и того что нет у тебя. Не завидуй.

v Эти заповеди являются глубинной базой, они никогда не представлены в прямом виде.

Вопрос № 10. Основные концепции бизнес-этики: деонтологические концепции

Деонтологичесая концепция — в центре этой концепции стоит понятие «Долг» — именно это главное понятие этики. Высокоморальный человек всегда будет следовать долгу. Нужно судить по внутренним нарушениям, по последствиям.

1. Долг — это внутреннее обязательство.

2. Долг — это всегда неприятное преодоление себя.

3. Долг — предполагает автономию личности.

Кант — сформулировал два знаменитых антологических закона:

1. Категорический императив — поступай так, что максимально твоей воли, чтобы она могла послужить основой всеобщего законодательства.

2. Золотое правило — Человек для другого человека может быть только целью и никогда средством. В том случае если, всё что он делал, он делал по своей воли, т.е. независимо.

Вопрос № 11. Основные концепции бизнес-этики: утилитаристические теории

В 18 веке Б.Бентон впервые сформулировал её как концепцию. Он попытался найти простой, объективный критерий хороших поступков. С его точки зрения таким поступком является полезность. Он пришёл к выводу, что о добре и зле нужно судить по последствиям наших действий. Он создал «Теорему Утилитаризма»

Теория Утилитаризма — Действие морально оправданно если его суммарный полезный эффект больше, чем у другого действия, совершённого с той же целью.

Три способа понимания полезности:

1. Полезность должна иметь перспективу.

2. Полезность понимается, как польза для всех вовлечённых лиц, а не для одного человека.

3. О полезности мы можем говорить только в ситуации выбора.

1. Наши действия эффективности — Прибыль больше, чем расходы.

2. Конфигурацию разумного эгоизма — Ты думаешь о своих интересах, но не забываешь о своём друге.

1. Проблема измерения полезности, всё мерится доходами.

2. Он абсолютно чужд, как права человека.

3. Эта концепция не справедливая, но возможно объяснит что хорошо, а что плохо. При работе в группе это очень хороший вариант этики.

Основные концепции бизнес-этики: теория справедливости Дж.Ролза:

Теория справедливости — это справедливость распределения, воздаяния благ за какие-то поступки.

В истории этики существовало три представления о справедливости:

1. Справедливость — как равенство.

Читайте также:  Что означает арт бизнес

2. Справедливость — как учёт индивидуального вклада. Например, капиталистическая справедливость: «От всех по способностям, каждому по труду».

3. Справедливость — как распределение благ или воздаяние по потребностям (коммунизм).

v В середине 20 века человечество оказалось в этическом кризисе, т.к. ни одна из трёх справедливостей не действует, кто-то всё равно остаётся обиженным.

Дж.Ролз — В 1946 году пишет работу «Норма справедливости», где современная справедливость представляет собой Неравенство на которое мы все согласны. Он исходит из интуитивного отношения.

Новая справедливость включала в себя:

1. В этом неравенстве на старте все в одинаковом положении.

2. Вся политика и экономика либеральна.

3. Власть легко меняется и доступна.

4. Богатые ущемляются в пользу бедных.

5. Наименее привилегированные слои общества получают наибольшее.

Источник: studentopedia.ru

Основные концепции в этике бизнеса

В этом разделе мне бы хотелось рассмотреть основные концепции бизнес — этики. Для этого я обратилась к нескольким книгам, одна из которых «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера. В этике бизнеса сложилось четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления: религиозная этика, утилитаризм, деонтическая этика (этика долга) и этика справедливости.

Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудейско-христианской традиции: «не лги», «не укради», «не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др. Хорошо известно, что первые предприниматели были весьма религиозными людьми.

Как показал М. Вебер, именно религиозные особенности протестантизма привели в Новое время к бурному развитию капиталистических отношений. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// Избранные произведения. М.:Прогресс. 1990.

Однако, хотя действительно при решении любых моральных проблем человек с необходимостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные ценности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения.

Влияние религиозного сознания на экономическое поведение нельзя приуменьшать. Как показали исследования, становление капитализма было в значительной степени обусловлено протестантским мировоззрением. Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившиеся в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно поэтому в настоящее бурно развивается область менеджмента, изучающая специфику поведения в разных странах.

Одной из влиятельных в этике бизнеса является теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748-1832). Вентам определял его основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов.

При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате. Вентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М.,1998год.

Из лекций по теории организации Озира В.Ю. к.э.н., доц.

«Утилитаризм — индивидуальная морально-философская концепция, которая считает главным моральным принципом обеспечение «наибольшей пользы для большинства» и дает моральную оценку поведению с точки зрения издержек и выгод от последствий поведения. Если выгоды перекрывают издержки, тогда поведение считается нравственным. Если нет, то поведение рассматривается как безнравственное. Эта философская концепция лежит в основе экономических принципов капитализма, поэтому неудивительно, что ее положения разделяют многие руководители предприятий и студенты, изучающие бизнес.

Знание основных принципов этики, подкрепленное базовым пониманием причин, порождающих безнравственное поведение, помогает в моральной оценке управленческих решений. В конце концов, нормы нравственного поведения определяются индивидуально, а последствия такого поведения затрагивают широкий круг лиц». Составитель к.э.н., доц. В.Ю.Озира Теория управления.

Комплексный учебный пакет. 10 тема. Этика и социальная ответственность в менеджменте. Стр. 7.

И все же, теория утилитаризма оказывается малоэффективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. О других концепциях рассказывают Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов в книге «Этика бизнеса» «Другой подход к проблемам деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным в этом подходе является понятие права.

И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин «право» используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.

Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.

  • 1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда — в лице государства — даже содействовать мне).
  • 2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает моральным правом — значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.
  • 3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.
Читайте также:  Бизнес кто в декретном отпуске

Права являются более совершенным инструментом, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях защиты интересов общества». Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов Этика бизнеса 4-е издание. Издательство Проспект. Издательство Московского университета 2007. Стр.

101-108.

Многие исследователи полагают, что категорический императив Иммануила Канта объясняет наличие у человека моральных прав. Именно этику Канта привлекают специалисты этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Напомню его подход к оценке этичности поступка. В отличие от утилитаризма кантовский подход сосредоточен на внутренних мотивах действий.

Лгать нельзя потому, что если это действие сделается всеобщим, то связи между людьми исказятся, люди потеряют доверие друг к другу и общество распадется. Можно, конечно, оспаривать выводы Канта на том основании, что ложь весьма распространена, а общества тем не менее не распадаются. Но все же стоит подумать о перспективе развития такого отношения. Ведь одна из основных проблем в этике бизнеса то. что люди слишком легко придумывают самые невероятные обоснования дозволенности для них чего-то, не дозволенного другим.

С точки зрения этики бизнеса, пожалуй, наиболее перспективна следующая формулировка категорического императива: «Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда — как одно только средство».

У нас всегда есть сильное искушение для воплощения каких-либо планов и достижения личных целей использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно частое явление. Кант И. Критика практического разума// Кант И. Соч. в 6 т. М.,1963-1966.,Т.4.

Петрунин Ю.Ю в своей статье «Этика бизнеса: современные концепции» рассматривает следующий подход к проблемам деловой жизни, который связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. «В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения «этики справедливости» существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

«Этика справедливости» исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей — человеческое равенство я справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в «этике справедливости». являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Моральные проблемы деловой жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного направления, вряд ли возможно.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин