В октябре во ФРИИ выступил Билл Болдинг, декан Duke University’s Fuqua School of Business (США) и преподаватель Тима Кука. Билл поделился новыми идеями в подготовке лидеров и развитии предпринимательского мышления. Мы записали его основные мысли и тезисы.
Бизнес-школы vs другие образовательные учреждения: в чем разница?
Принято считать, что предпринимательство не требует специальной подготовки. Если вы хотите стать врачом — нужно выучиться в медицинском университете. Планируете работать адвокатом — идите в юридический колледж. С бизнесом казалось бы всё по-другому: запустить стартап может кто угодно, было бы желание.
Именно поэтому бизнес-школы так сильно отличаются от других образовательных учреждений:
- Они не привязаны к каким-либо государственным программам и стандартам.
- В отличие от медицинских вузов, в которых студенты могут десятилетиями обучаться по одним и тем же пособиям, бизнесовые школы постоянно совершенствуют свои программы.
- Такие учреждения выживают в условиях жесточайшей конкуренции. Они должны давать по-настоящему полезные знания и практические навыки, которые можно применять здесь и сейчас.
Философия предпринимательства — Образ мышления | Макс Слободянюк
Как найти по-настоящему хорошую, перспективную школу?
Во-первых, убедитесь, что она идет в ногу со временем. То, что было актуально еще год назад, вряд ли будет эффективным в условиях сегодняшнего рынка.
Во-вторых, узнайте, каким образом вас будут обучать. Цифровые технологии – это, несомненно, круто, но живое человеческое общение нельзя ничем заменить. Если вам предлагают только онлайн-семинары и цифровой контент без личных консультаций экспертов и других «живых» составляющих программы, то ценность такого обучения стремится к нулю.
В-третьих, посмотрите, кто обучается в этой школе. Почему-то принято считать, что стартапы – исключительно для молодых. При этом вы можете открыть свое дело в любом возрасте. Например, статистика в США показывает, что средний возраст успешного основателя стартапа около 40 лет.
Каких сотрудников ищут компании?
Основное требование к соискателям – это бизнес-мышление, то есть:
Способность создавать инновации. Компаниям, вне зависимости от их размера и сферы деятельности, нужно развиваться, двигаться вперед, опережать конкурентов. Для решения всех этих задач необходимо внедрять новые решения и технологии.
Позиция хозяина, а не арендатора. Увы, многие люди воспринимают работу даже в успешных компаниях как некий переходный этап на своем жизненном пути. В результате они не выкладываются в своей деятельности на 100%, поскольку не воспринимают проблемы и цели компании как свои собственные.
Умение пользоваться современными технологиями. Алгоритмы интеллектуальной обработки больших объемов данных, машинное обучение, искусственный интеллект – все эти технологии рано или поздно войдут во все сферы нашей жизни. Важно уже сейчас иметь пользоваться последними достижениями науки.
Талант управлять людьми. Доказано, что наиболее успешными становятся те компании, в штате которых работают люди с разными жизненными позициями, интересами, убеждениями и опытом. Однако управлять столь «разношерстной» командой – невероятно сложно. Для этого нужен особый талант, способность объединять людей для общей цели.
Бернар Арно: Образ Мышления Успешного Человека | Правила Успеха
Именно эти качества и нужны сегодняшним работодателям.
Чему учат сотрудников самые успешные корпорации
Работать в команде
Кем бы вы ни были – одним из сотрудников в крупной компании или основателем стартапа, – вы должны быть готовы к продуктивному сотрудничеству с другими людьми. В одиночку сложно добиться успехов, даже если вы очень талантливы и трудолюбивы.
Предпринимательство – это всегда риск. Очень важно научиться оценивать уровень риска в выбранной деятельности и четко понимать, до какой степени вы сами готовы рисковать. Так, если вы запускаете стартап, то вся ответственность за возможные ошибки будет полностью на вас. Другое дело, если вы являетесь сотрудником крупной организации – там вам обязательно предоставят определенную социальную защиту.
Чувствовать поведение рынка
Ни одна бизнес-школа не научит вас предсказывать будущее. Но читать некоторые сигналы, правильно их интерпретировать и использовать в работе – вполне реально. Все эти навыки можно получить на курсах делового администрирования.
Реагировать на любые изменения в мире
Даже если произошло что-то, не имеющее непосредственного отношения к вашему бизнесу и сфере деятельности в целом, обязательно подумайте, как правильно на это отреагировать. Во-первых, жить проблемами и целями мирового сообщества – это вполне нормально. Во-вторых, так вы покажете остальным членам команды, что думаете не только о себе, но и о других.
Расставлять приоритеты
Бизнес — это постоянное движение вперед. Но чтобы двигаться к поставленной цели, нужно иметь почву под ногами, надежную базу и в плане знаний, и в плане материальных ценностей. Вот в этой комбинации и кроется секрет успеха. А для создания такой комбинации нужно грамотно расставлять приоритеты.
Билл подчеркивает, что бизнес-образование – идеальная стартовая площадка для людей с самым разным уровнем амбиций. И дело не только в знаниях и навыках, которые вы получите от опытных преподавателей. Будучи студентом одной из таких школ, вы сможете следить за любыми изменениями в мировом бизнес-сообществе, узнаете, какие проблемы стоят перед крупнейшими корпорациями, как происходит процесс внедрения инноваций, каких специалистов ищут компании и т.д. А значит, вы получите четкое представление о том, как применить собственный талант для достижения поставленных целей.
Если вы хотите научиться подходить к бизнесу с разных сторон, а также понять, как правильно расставлять приоритеты в работе с командой и узнать, что стоит делегировать, а что лучше делать самому — приходите на курс «Управление бизнесом в IT».
Источник: www.iidf.ru
Узкое мышление предпринимателя: как избежать ловушки
Предприниматель должен обладать живым мышлением, иначе рано или поздно он попадет в ловушку. Что означает это понятие и как развивать этот навык — объясняет бизнес-психолог и предприниматель Дмитрий Воронин.

Бизнес является отражением образа мышления предпринимателя. Важнейшая черта успешного бизнесмена — широта взглядов. Это многогранное понятие. В него входит и адекватное восприятие рыночных реалий и своего места в нем, и кажущиеся мелочи повседневной рутины управления бизнесом. Обобщив личный предпринимательский опыт и проанализировав кейсы из своей практики бизнес-психолога, я постараюсь раскрыть понятие «широта мышления» с разных точек зрения и рассказать о том, как развивать этот навык.
Быть в контакте с реальностью и рынком
Регулярная честная оценка положения своего бизнеса и ситуации на рынке — фундамент образа мышления предпринимателя. Важно делать остановки для размышлений и фиксировать свою ситуацию в моменте в широком смысле. Для рефлексии и формирования непредвзятого мнения помогут следующие вопросы:
- Где лично я нахожусь и как взаимодействую с миром?
- Что с моим бизнесом?
- Как дела в моей нише, у конкурентов, на локальном и глобальном рынке?
- Честно ответив на вопросы, предприниматель сможет заметить проблемы, зоны для улучшения, зарождающиеся тренды и принять соответствующие решения.
Владелец компании, производящей стройматериалы из дерева, не имел такой привычки. Он был слишком сфокусирован на операционке. Фирма пропустила критичный для себя тренд: из дерева перестали строить, оперативно перестроиться не смогла и обанкротилась.
Загрузка загородного хостела, специализирующегося на приеме строителей из ближайшего зарубежья, сильно просела из-за пандемии и закрытия границ. Хозяйка отеля стала искать новые способы применения помещений. Решением стало заселение курьеров, по сути, той же целевой аудитории, но находящейся в России.
Изучать законы жизни и развиваться личностно
Бизнес — это одна из частей жизни. Он действует по таким же законам, как и вся жизнь. Интересоваться миром вокруг себя во всех его проявлениях — прекрасный способ расширения сознания. Для себя я выделяю физику как науку, объясняющую законы вселенной, и естествознание. Много прекрасных бизнесменов по образованию — физики.
Можно и нужно выбирать для себя новые области знаний для изучений по своим интересам. Это формирует нейропластичность и гибкость ума, расширяет кругозор.
Для личностного роста я рекомендую системно выделять время и прорабатывать одну тему за другой. Для меня оптимален отрезок в год. Например, это может быть год проявленности, когда вы работаете над присутствием в публичном пространстве и изучаете возможности, затем год изучения зарубежного опыта, следующий год вы посвятите новой сфере. Таким образом, вы всегда будете идти вперед.
Разбираться в психологии и своих особенностях
Психология — это тоже законы жизни. Существует расхожее мнение: каков владелец, такова и компания. В бизнесе 80% — это вклад личности владельца, и лишь 20% — бизнес-технологии. В постулате есть логика: в компаниях, которыми руководит владелец, большинство стратегических решений принимает он. Эффективность личности влияет на эффективность компании.
Мальчик вырос в семье с малоэмоциональным отцом, где скупое и редкое «молодец» можно было заслужить лишь отличными оценками или выдающимися поделками. В свои 40 лет, имея работающий бизнес, он продолжает все делать сам, избегая делегирования. Такая модель уже не эффективна: сотрудники и клиенты не похвалят, рутинные задачи по силам компетентным коллегам, а вот сосредоточенность владельца на стратегических вопросах могла бы вывести компанию на новый уровень.
Преодолевать ограничивающие убеждения
Определенные закостенелые представления владельца об устройстве мира не дают бизнесу двигаться вперед. При этом они не всегда очевидны, как неочевидна связь между установками и торможением развития своего дела. Первый шаг — осознать их. Второй — отказаться от них, поменять мнение и поступить по-другому. Одним махом или постепенно, шаг за шагом — с индивидуальной комфортной скоростью.
Собственник реставрационного бизнеса не верил в рекламу, не видел зависимости между вложениями в рекламу и ростом бизнеса. Казалось бы, это распространенная на рынке практика, нечто само собой разумеющееся. Однако согласиться с этим постулатом не получалось. Удалось убедить его попробовать.
Первый рекламный бюджет составил 20 000 рублей, через несколько месяцев работы, подтвержденной позитивным результатом — уже сотни тысяч рублей. Усиленный рекламой, бизнес начал развиваться ускоренными темпами.
Владелец производственной компании споткнулся о собственные представления о том, что вознаграждение начальника отдела продаж должно иметь определенный потолок, сопоставимый со среднерыночной оплатой труда. Он видел возможности в существенном росте продаж, однако при существующих KPI вознаграждение коллеги выросло бы в два-три раза, сильно выше рынка. Пересматривать KPI он не хотел, боялся потерять специалиста. Разобрав и просчитав ситуацию, мы увидели, что рост продаж принесет фирме миллионы, на фоне которых увеличенная зарплата коллеги не имеет никакого значения.
Быть в кругу своих
Тесное общение с другими предпринимателями, желательно превосходящими вас по размеру капитала бизнеса или личностным характеристикам, очень обогащает и развивает. Многие разговоры приносят открытие: и так тоже работает, и этот способ эффективный. Неудивительна популярность бизнес-клубов: это место встречи единомышленников, формирования круга поддержки людей на одной волне.
Обязательно отдыхать
Бизнес, как и вся жизнь — это забег на длинную дистанцию, марафон. В спринтерском режиме можно прожить определенный период времени, но потом непременно наступит истощение — и предприниматель перестанет быть эффективным. Поэтому отпуска и выходные должны стать обязательной частью графика. Жертвовать отдыхом ни в коем случае нельзя.
Это отличная возможность разгрузить голову, увидеть новые места или предаться любимым занятиям, подзарядиться и вернуться к работе наполненным новыми идеями и энергией. Михай Чиксентмихайи, автор бестселлеров «Поток. Психология оптимального переживания» и «Креативность», отмечал, что выдающиеся идеи приходят к человеку в расслабленном состоянии.
Задавать себе развивающие вопросы
Предпринимателю важно формировать в себе образ мышления, который позволит преодолевать трудности и постоянно развиваться. И здесь опять хорошо регулярно делать паузу и честно отвечать самому себе на некоторые вопросы:
- Чего не хватает?
- Как я могу это сделать?
- Что может изменить ситуацию?
- Что делают в смежных областях?
- Что делают конкуренты?
- Какой опыт есть в отрасли?
Эти вопросы развивают и позволяют видеть перспективу.
Можно включать в жизнь бизнеса развивающие практики. Например, на моих предприятиях всегда присутствуют аудиторы: бухгалтерские, юридические, маркетинговые, отдела продаж и системы внутреннего контроля. Эти специалисты работают во многих компаниях и видят лучший опыт. Для меня аудиторский отчет — это отчет о возможных рисках, источник информации о том, что может случиться и повод разобраться с вопросами выше.
Принимать ситуации, которые нельзя изменить
У предпринимателей могут случаться ситуации, выход из которых не находится при помощи поиска ответов на вышеупомянутые вопросы. Один из тупиков — внешний. Это обстоятельства, которые нельзя преодолеть. Надо найти в себе силы и честно признать их.
Становиться человеком, который может решить проблемы
Если же человек попал в ситуацию, когда у всех вокруг получается, а у него нет, он перепробовал разные подходы — а все на том же месте, мы имеем дело с внутренним тупиком. Здесь на помощь приходит другой вопрос: «Как мне стать таким человеком, которому эта задача по плечу?» И это является началом глубинной внутренней работы, которая впоследствии приведет к автоматическому и гармоничному решению проблемы в бизнесе.
Масштабировать себя и бизнес
К сожалению, малый бизнес плохо поддается масштабированию. О росте имеет смысл задумываться при наличии высокодоходного бизнеса с подтвержденной бизнес-моделью. На старте масштабирования нужно понимать конечную точку: до какого уровня мы растем, с какой стратегией, и закладывать это понимание в адаптацию всех бизнес-процессов. Стратегии масштабирования бизнеса хорошо описаны бизнес-авторами и широко представлены в интернете. Самые распространенные модели: тиражирование (увеличение количества точек по одной бизнес-модели), дополнение линейки, изменение продуктовой линейки.
Масштаб личности и масштаб бизнеса связаны напрямую. Как правило, у масштабных личностей вопросов о масштабировании бизнеса не возникает. Это происходит автоматически. А если такой вопрос возник, скорее всего, необходима личностная работа над вопросом: «Как мне стать таким предпринимателем, который может масштабировать бизнес?»
Источник: delovoymir.biz
Предпринимательство как образ мышления

Важной составляющей системы развития предпринимательства в России является предпринимательское образование. О предпринимательских университетах, профессиональных стандартах в предпринимательстве и о том, почему нельзя отождествлять бизнес и предпринимательство, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ, кандидат экономических наук Павел Новгородов
Все годы рыночной экономики власти декларируют, что эффективное развитие страны невозможно без развития малого и среднего бизнеса, поддержки частной инициативы. Многочисленные исследования и примеры показывают, что в условиях глобальной конкуренции, даже с учетом волны протекционизма последних лет, залог долгосрочной конкурентоспособности — экономика, построенная на более гибком и мобильном частном секторе.
Важной составляющей системы развития предпринимательства в России является предпринимательское образование. Например, одним из ожидаемых результатов подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятой в России в 2014 году, является «подготовка молодых людей в возрасте до 30 лет, прошедших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий». К концу 2020 года количество таких обученных должно составить более 182 тысяч человек.
Если рынок образовательных продуктов для действующих предпринимателей, представленный разнообразными тренингами, мастер-классами, онлайн-курсами, программами МВА и т.п., можно считать относительно развитым, то системного представления о том, как формировать предпринимательские навыки в рамках средней и высшей школы, до сих пор нет. Более того, до сих пор нет и единого мнения относительно того, нужно ли вообще обучать предпринимательству лиц, не в полной мере «созревших» для данной деятельности.
Последние несколько лет были ознаменованы различными инициативами «сверху» в этом направлении. Так, в 2016 году Дмитрий Медведев, выступая на молодежном форуме «Территория смыслов», сказал, что считает целесообразным введение в школах факультативных курсов по предпринимательству. А за год до этого прошла серия публикаций о том, что Минобрнауки уже занимается разработкой трех специализированных образовательных программ: «Основы экономической культуры» для учеников 4–6-х классов, «Экономика и бизнес» для 7–9-х классов и «Основы предпринимательства» для 10–11-х классов.
Что касается университетов, здесь есть ряд локальных инициатив как со стороны предпринимательского сообщества и институтов развития (например, разработка отдельных курсов по предпринимательству со стороны Российской венчурной компании или Фонда развития интернет-инициатив), так и со стороны некоторых вузов. Но единого видения и подхода также нет.
Одна из причин, по которой это происходит, — это существующие стереотипы в отношении предпринимательства. Распространенным заблуждением является отождествление предпринимательства с бизнесом. Как следствие, все, что связано с предпринимательским образованием, считается уделом вузов, где реализуются такие направления подготовки, как «Экономика» и «Менеджмент», а попытки говорить о необходимости комплексного развития предпринимательских навыков у студентов, скажем, технических вузов, воспринимаются как нечто чуждое, вступающее в противоречие с «классическим» инженерным образованием. Для частичного преодоления этого стереотипа в России в отношении технических вузов и инженерных классов школ активно вовлекается в оборот понятие «технопредпринимательство».
Развитие предпринимательских навыков у студентов необходимо воспринимать, прежде всего, через призму формирования предпринимательского образа мышления. Феномен предпринимательства достаточно широкий и многоаспектный, и одно из популярных определений предпринимательства, данное профессором Гарвардской школы бизнеса Говардом Стивенсоном, звучит так: «Предпринимательство — это поиски возможностей за пределами контролируемых ресурсов». В таком понимании предпринимательские навыки необходимы не только предпринимателям, но и наемным работникам, чиновникам; они эффективны и при решении нерабочих вопросов — даже в личной жизни.
Нам представляется, что в рамках нового неизбежного витка реформ высшего образования в ближайшие годы вновь актуализируются дискуссии вокруг так называемых «предпринимательских университетов» и «университетов 3.0» как университетов особого типа, наиболее полно отвечающих, с одной стороны, глобальным трендам, а с другой — потребностям российской экономики и общества. На сегодняшний момент можно констатировать, что «предпринимательская» идеология отражается в попытках российских вузов следовать нескольким направлениям развития.
Первое — строить модель «предпринимательского университета». Это концептуальная модель, описанная Бертоном Кларком и другими зарубежными и российскими авторами, в соответствии с которой основными критериями предпринимательского университета являются «отсутствие боязни коммерциализировать генерацию и распространение знаний», «ориентация на новые источники финансирования», «инициирование новых видов деятельности», «создание новых бизнес-организаций», «демонстрация предпринимательского поведения». Классическими примерами «предпринимательских университетов» в мире являются Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет. Это вузы, где предпринимательство рассматривается как ценность и часть корпоративной культуры.
Второе — стимулировать в вузе инновационную деятельность. Поскольку под инновациями понимается знание, превращенное в полезность в виде некого внедренного в практику новшества, а любое такое новшество может иметь стоимостную оценку и быть коммерциализировано, то многие исследователи и руководители вузов стали отождествлять «инновационную» и «предпринимательскую» деятельность вузов. Считается, что если в вузе есть так называемая «инновационная инфраструктура» — бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования и т.п. — а вуз получает гранты или заключает договоры на проведение научно-исследовательских разработок, то это и есть показатель «предпринимательской активности». Однако серьезной проблемой таких вузов является то, что инновационная деятельность, как правило, оторвана от основной деятельности вуза — образовательной. Бизнес-инкубирование, коммерциализация знаний рассматривается как опция для избранных, а не как структурный элемент образовательных программ.
Идея объявить инновации вузов драйвером развития территорий положена в основу курируемого вице-премьером Ольгой Голодец приоритетного проекта РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций», в связке с которым в России создается сеть опорных университетов, часть из которых претендует на статус «предпринимательских».
Третье направление — разрабатывать и внедрять «предпринимательские» образовательные программы. Сюда может относиться как программа высшего образования по направлению «Менеджмент», федеральный стандарт которого включает «предпринимательский» вид профессиональной деятельности, так и реализация отдельных дисциплин или спецкурсов на различных направлениях и специализациях («Основы предпринимательства», «Технопредпринимательство», «Интернет-предпринимательство» и т.д.), а также реализация программ дополнительного образования «для предпринимателей».
На более комплексном уровне это направление реализуется последние несколько лет под эгидой Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП) и университета «Синергия», которые разрабатывают профессиональный стандарт по предпринимательству. Ключевая идея этого стандарта — что к предпринимательству необходимо относиться как к профессии, так же, как к профессиям врача, учителя или инженера. Профессиональный стандарт предпринимателя предполагает обучение управлению разным уровнем бизнеса (от индивидуального предпринимательства до большой корпорации) на разных этапах жизненного цикла — от «входа» (учреждения или покупки) до возможных «выходов» (включая продажу или банкротство). Причем «выход» из бизнеса представляется как нечто само собой разумеющееся, то есть, по сути, предполагается подготовка «серийных предпринимателей». В случае его одобрения Минтруда РФ заинтересованные вузы смогут обучать «профессиональных» предпринимателей.
Как видно, «предпринимательство» в привязке к высшему образованию имеет разные формы, и при известном желании любой вуз можно в той или иной степени назвать «предпринимательским».
Вместе с тем, отвечая на вопрос, какие кадры нужны экономике будущего, какие навыки будут востребованы рынком труда, можно сформулировать четвертое направление, которое в настоящее время прорабатывается Новосибирским госуниверситетом экономики и управления.
Изменение образовательных систем во всем мире продиктовано во многом глобальными трендами, связанными, прежде всего, с технологической революцией и сопутствующими структурными изменениями рынка труда. Многие профессии и отрасли исчезнут, появятся новые, будет востребован качественно иной вид труда. Специалисты описывают ближайшие десятилетия, используя аббревиатуру VUCA — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). В мире VUCA конкретные знания будут стремительно устаревать, терять актуальность, в связи с чем среднестатистический работник должен быть готов обучаться до старости и в течение жизни сменить несколько сфер деятельности и профессий.
В ситуации растущей неопределенности, повышения «плотности» информации, ускоряющейся смены технологий, появления новых форм и сфер деятельности роль университетов как трансляторов конкретных знаний резко снижается. Зачастую этих знаний просто нет. Опрос двухлетней давности представителей блокчейн-индустрии показал, что более 70% не нашли нужных знаний в существующей системе образования и являются самоучками. Понимание системного дефицита знаний возвращает университеты к известной формуле «учить учиться». Но если тридцать лет назад это был удел де факто небольшого сегмента студентов, то в будущем это станет одной из базовых компетенций.
Кроме умения учиться, к самым востребованным «навыкам будущего» на Давосском форуме 2016 года отнесли решение комплексных задач, критическое мышление, креативность, умение управлять коллективом и коммуникативные навыки. Еще в условиях неопределенности человек должен обладать развитыми навыками выявления проблемы, поиска и принятия решений, постановки целей и задач и быть ориентированным на результат. Но сегодня наличие этих навыков — редкий талант, поскольку в иерархических структурах превалирует процессно ориентированное мышление и выполнение задач ценится выше, чем их качественная и осмысленная постановка.
Если мы посмотрим, какой тип личности обладает или должен обладать комплексом этих навыков уже сейчас, мы нарисуем, прежде всего, образ предпринимателя — владельца или руководителя бизнес-организации, по факту предоставленного самому себе, несущего ответственность не только за себя, но и за нанятых работников, и постоянно находящегося в процессе поиска и принятия самостоятельных решений. Именно этот навык позволяет в случае негативных сценариев на рынке труда не становиться реципиентом бюджетной сферы, а продолжать поиск новых возможностей.
Соответственно, четвертое направление «предпринимательской активности» связано с идеей формирования у студентов независимо от направлений подготовки предпринимательского образа мышления и предпринимательских навыков через формулирование соответствующих «надпрофессиональных» (говоря языком образовательных стандартов — общекультурных и общепрофессиональных) компетенций. Этим компетенциям могут быть сопоставлены, например, такие дисциплины, как проектный менеджмент, принципы принятия решений, критическое мышление, лидерство, командообразование и так далее — дисциплины, восполняющие существенный пробел в знаниях и навыках многих нынешних выпускников вузов любых направлений и специальностей.
Включение в образовательные и профессиональные стандарты «сквозных» предпринимательских компетенций позволит не только повысить долгосрочную конкурентоспособность выпускников вузов, но и с большей эффективностью интегрировать существующую инновационную инфраструктуру в образовательные программы вузов и содействовать деятельности вузов по внедрению и коммерциализации знаний.
Источник: expert.ru
