Бизнес это работа на государство

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суркова Наталья Станиславовна

Рассматриваются проблемы взаимодействия государства и крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суркова Наталья Станиславовна

Финансово-промышленная интеграция в российской экономике

Трансформация экономического содержания государственно-частного партнерства в условиях мирового финансового кризиса

Трансформация экономического содержания государственно-частного партнерства в условиях мирового финансового кризиса

Внутренние источники финансирования инвестиций в реальный сектор российской экономики
Государственная поддержка официальных финансово-промышленных групп в России в период 1993-2007 гг
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

The State and the large business: problems of interaction

The interaction of the large business and the government attrects attantion of many investigators. Today problems of this relations are still guite actual. In the context of government policy the ineraction of these two subjects acquires strategic importance. By force of historical circumstances in Russia now there are only two agents of modernisation. They are the government, which initiated the economic reform, and the large business, which had appeared during this reform. Exactly there the resources of national development accumulate.

Хайп и скандалы | Как Тануки справился с мужским государством? Бизнес и Пранки Александр Орлов

It’s basic personnel, new management and financial technologies. Only partnership of government and the large business allows to Russia secure the worthy place in international company.

Текст научной работы на тему «Государство и крупный бизнес: проблемы взаимодействия»

ГОСУДАРСТВО И КРУПНЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассматриваются проблемы взаимодействия государства и крупного бизнеса.

В эволюции взаимоотношений государства и бизнеса в России прослеживается определенная закономерность, в соответствии с которой этапы сближения субъектов взаимодействия чередуются с этапами их взаимного удаления. Так, пиком сближения после президентских выборов 1996 г. стал приход ведущих представителей элиты российского бизнеса на командные позиции в структуре исполнительной власти. За этим периодом последовало новое восстановление дистанции с осени 1997 г. Можно говорить о наличии определенных циклов, которым подчиняются взаимоотношения государства с бизнесом. Однако основополагающие принципы этих взаимоотношений, которые входят составной частью в идеологическую и политическую идентичность нового российского государства, никогда не подвергались сомнению.

Анализ взаимоотношений власти и крупных компаний выделяет два смежных вопроса: получение прибыли субъектами, действующими на стороне бизнеса и государства, и реализация промышленной политики. Спрос со стороны отечественного бизнеса на государственную поддержку обусловлен растущей глобальной конкуренцией. Органы же государственной власти, в свою очередь, заинтересованы в развитии крупного бизнеса, поскольку он обеспечивает рост экономики и, соответственно, способствует повышению уровня жизни населения.

Бизнес с государством

Рассматривая отношения государства и российских компаний, необходимо учитывать историю создания активов, которыми располагают компании. Большая часть их возникла в условиях административной системы, где решения принимались исходя из критериев эффективности, свойственной этой системе. Предприятия создавались как часть «единой фабрики», поэтому российская переходная экономика унаследовала от командного периода безальтернативность поставщика и покупателя — фактически двухстороннюю монополию как типичную структуру рынка [1. С. 125].

При формально государственной собственности контроль над советскими предприятиями фактически осуществляла коалиция директората и органов власти, включая органы коммунистической партии. На основе не закрепленных, но фактически существующих прав собственности директор и представители власти получали нелегальные доходы.

Теневой компонент затрат на производство продукции служил причиной существования экономики дефицита: получение дохода управляющими требовало назначение официальной цены ниже равновесного уровня. Формально действующие нормы центрального планирования и распределения дополнялись неформальными связями между директорами предприятий, а также между директоратом и властями. Функционирование сетей, основанных на взаимном доверии, служило важнейшим условием совершения сделок. Таким образом, эволюция развития крупного бизнеса в России предопределила обязательное участие государства в его функционировании.

Необходимость формирования и развития крупного бизнеса для переходной экономики осознается почти во всех правительственных кругах. Регулирование взаимоотношений государства и крупных компаний включает в себя создание законодательной и информационной базы функционирования крупных компаний, эффективный контроль за их деятельностью. Целепо-лагание означает формирование целевых программ и определение перечня госзаказа, выработку приоритетов развития. Создание законодательных основ предполагает обеспечение условий для организации и развития таких компаний, а также разработку методов государственного стимулирования, приводящих к образованию механизма договорных отношений между правительством и крупным бизнесом [2. С. 216].

Поскольку нами уже затронут вопрос необходимости создания информационной базы функционирования крупного бизнеса, стоит отметить, что в настоящее время при участии специалистов Магнитогорского металлургического комбината уже разработана «Концепция взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с системообразующими предприятиями реального сектора экономики на базе ИКТ» и начаты работы по созданию типовых программных решений, призванных оптимизировать существующую систему взаимоотношений между государством и крупным промышленным бизнесом.

Сейчас взаимоотношения между органами государственной власти и крупными промышленными предприятиями строятся на основе бумажного документооборота. Это обусловливает их сложность и низкую оперативность. В результате государство теряет эффективность в управлении экономикой, а бизнес не имеет возможности интенсивно развиваться и теряет в прибыли. В частности, сам Магнитогорский металлургический комбинат оценивает собственные потери в десятки миллионов долларов США в год. Сейчас можно выделить три направления информатизации.

Во-первых, это контроль за недропользованием и экологией. Системообразующие промышленные предприятия являются крупнейшими потребителями природных ресурсов и источниками потенциальной угрозы техногенных катастроф. И государство, и само предприятие обоюдно заинтересованы в сохранении нормальной экологической ситуации вокруг производства. Для успешного решения этой задачи требуется создание единой информационной системы экологического мониторинга, куда стекались бы экологические показатели работы предприятия, осуществлялся бы их комплексный анализ и в случае возникновения экологической опасности определялся бы комплекс мер по ее устранению.

Во-вторых, это таможенное налогообложение, главным образом в области возврата экспортного НДС. Вследствие того, что промышленное производство в основном сконцентрировано в центре страны и оформ-

ление документации на поставку продукции за рубеж осуществляется на приграничных терминалах, проходит очень много времени, прежде чем таможенные органы получают необходимые подтверждения о пересечении груза границы и отдают распоряжение о возврате НДС. Этот срок может занимать до 2 месяцев. Для примера, на сегодняшний день долг государства ММК по возврату НДС составляет 1,6 млрд руб. Это те деньги, которые вырваны из оборота комбината и не могут быть использованы менеджментом в процессе экономического и технологического развития предприятия.

Данные проблемы являются похожими для всех крупных промышленных предприятий. Поэтому в соответствии с требованиями министерства по информационным технологиям и связи решения должны быть типовыми. Это предполагает возможность их использования на любом отечественном промышленном предприятии. Таким образом, удастся значительно сократить стоимость внедрения подобных систем и создать единые организационные регламенты взаимодействия органов власти и большинства промышленных предприятий в масштабах страны. В результате будет создана принципиально новая система взаимоотношений государства и бизнеса, которая, используя преимущества современных информационных технологий, позволит устранить значительную часть административных барьеров, препятствующих нормальной работе отечественной промышленности.

На основе изучения природы крупных компаний можно предложить следующие направления корректировки российской системы государственного регулирования. Прежде всего, необходима четкая постановка государством долгосрочных и краткосрочных целей и задач корпораций применительно к каждой отрасли.

Следующий вид контроля осуществляется путем обследования официальной отчетности, путем аудиторских проверок, через введение в состав советов управляющих представителей исполнительной власти.

Фактором повышения интеграционной активности является возможность оказания крупным компаниям трех видов государственной поддержки:

— передача группе (участнику) в доверительное управление временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий-участников бизнес-групп;

— зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга) для компании-покупателя;

— предоставление государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога [3].

Поскольку речь идет о крупном бизнесе, ни в коем случае нельзя не упомянуть о финансово-промышленных группах (ФПГ), где происходит интеграция финансового и промышленно капитала. Закон «О финансово-промышленных группах» расширил перечень возможных форм государственной поддержки ФПГ, к которым относится:

1) зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объеме предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов инвестиций для покупателя в лице центральной компании той же ФПГ;

2) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

3) передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;

4) предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

5) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ;

6) возможность предоставления банкам-участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льгот, предусматривающих снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности [4].

Можно привести достаточно примеров реализации обозначенных форм государственной поддержки. Так, на реализацию инвестиционных проектов ООО «Забайкальская лесная компания», ЗАО «Энергострой-инвест», ООО «Читинское монтажное управление «Востокэнергомон-таж» предоставлена господдержка в форме госгарантии Читинской области в качестве обеспечения возврата банковского кредита. По итогам заседания Совета по рассмотрению крупных инвестиционных проектов было решено выделить более 46 млн рублей господдержки на развитие производства НПО «ЭЛСИБ». Эта помощь предполагает субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам из бюджета региона, а также предоставление предприятию временных льгот по уплате налогов на имущество и прибыль [5. С. 21].

Однако основной проблемой является то, что при всем многообразии форм господдержки крупного бизнеса в России из всех перечисленных можно признать самым распространенным, реально работающим пока лишь пункт третий. Таким образом, объем государственной поддержки крупного бизнеса пока минимален.

Главное при поддержке развития крупных компаний — это способствование росту эффективности производства и развитию конкуренции, но именно достижение этих целей весьма затруднено из-за несоответствия продукции ряда отраслей рыночной конъюнктуре. Одним из путей решения данной проблемы является согласование межгосударственной промышленной политики, использующей цивилизованные формы промышленной интеграции и построенной на новой системе интеграционных связей.

Стоит отметить, что от эффективности деятельности крупных компаний зависит и работа государства. Помимо этого, учитывая реалии современной экономики России, ни

Читайте также:  Производство кваса как бизнес форум

в коем случае нельзя отводить на второй план возможности крупного бизнеса, который реально может приносить пользу также малому и среднему бизнесу и регионам. В данном случае создается замкнутый круг. Многие предприятия, контролируемые крупными компаниями, предоставляют тысячи рабочих мест, являются основными налогоплательщиками в бюджеты. Наряду с предоставлением хорошо оплачиваемой работы крупный бизнес создает соответствующие условия жизни всему обществу, в частности спонсорскую помощь школам, сузам, широкую сеть супермаркетов, аптек, центров детского и юношеского творчества и спорта, стадионов, детских площадок и т.д.

Существует несколько способов увеличения доходов крупных компаний в текущей экономической и политической ситуации для того, чтобы направлять их в развитие своего бизнеса и развития регионов. Во-первых, это увеличение доли заложенной прибыли в отпускных ценах на свою продукцию.

Другим источником финансирования крупнейших компаний являются заемные средства на внутреннем и мировом рынках. Государство на федеральном и региональном уровнях осуществляет стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии со своей спецификой и традициями, где основополагающим началом служат нормы законодательства.

Говоря об инвестиционной привлекательности, нельзя не упомянуть о проблеме, с которой борются в нашей стране также малый и средний бизнес — это налоги и налоговая система. Возьмем, для примера, нефтяную отрасль. Налогообложение в нефтяной отрасли России за последние десять лет пересматривалось порядка пятидесяти раз.

Для получения большей денежной массы в виде налогов (помимо налоговых поступлений от продажи нефтепродуктов) государство должно продавать запасы. Сейчас государство продает эти самые подготовленные ресурсы по цене ниже, к примеру, цен в Азербайджане, в три-пять раз. Ответ на вопрос о причине недополученных доходов России предельно прост. Потому что никто больше не платит.

И не будет платить, потому что когда одновременно с продажей ресурсов государство говорит, что мы, возможно, пересчитаем налоги, то любой инвестор, конечно, резко дисконтирует стоимость этих самых ресурсов. Кроме того, органами власти активно используются такие инструменты, как бюджетные кредиты и инвестиции, в том числе в уставные капиталы, государственные и муниципальные гарантии [6].

Для того чтобы получить финансирование с Запада, России и российским компаниям необходимо получить там признание. Камнями преткновения, мешающими российскому бизнесу вступить в международное экономическое сообщество, являются приобретенные Россией в ми-

ре печальную известность в связи с коррупцией, которая до сих пор остается безнаказанной, непрозрачность, финансовая отчетность, корпоративное управление.

Корпоративное управление, которому на Западе в настоящее время уделяется все больше и больше внимания, всегда оставалось проблемой для российских компаний. Те компании, которые развиваются в соответствии с международными принципами корпоративного управления, значительно увеличивают свою стоимость и инвестиционную привлекательность.

Конечно, абсолютных стандартов корпоративного управления не существует. Главное, чтобы компании имели желание установить соответствующую мировым нормам линию поведения в отношении проблем, связанных с отношениями между менеджментом, акционерами, а также заинтересованными лицами, экологией, ведением бухгалтерского учета, охраной труда и техникой безопасности.

Однако прецеденты уже есть. Так, например, ОАО «ТНК» в конце 2006 г. получила награду за успехи в сфере корпоративного управления, присуждаемую известным в США журналом «Oil and Gas Investor». Помимо этого Россия сделала большой шаг вперед в интеграцию в мировое бизнес-сообщество.

Вход BP в российский бизнес является, по словам посла Великобритании в Москве Родерика Лайна, важным знаком доверия, веры в стабильность и развития российской экономики. Безусловно, это — также важный знак для других иностранных инвесторов. Потому что когда такая крупная компания, как BP принимает такое решение, это влияет на подход, настроение и уверенность других компаний. Подобные сделки будут способствовать развитию корпоративного управления в тех параметрах, которые приняты сегодня в цивилизованном мире. Это, скорее всего, будут транспарентность финансово-хозяйственной деятельности, соблюдение норм корпоративного права, отсутствие закулисных договоренностей при реализации крупных инвестиционных проектов.

Таким образом, российские компании занимают ведущее место в развитии современной экономики России. В целях своего дальнейшего развития и, соответственно, развития страны и регионов указанным компаниям необходимо находить новые рынки сбыта своей продукции, добиваться признания на Западе, переходя на международные стандарты ведения бизнеса и, конечно, стабильности в налоговом законодательстве. Здесь интересы рассматриваемых нами субъектов -государства и крупного бизнеса — совпадают, поэтому в целях взаимовыгодного сотрудничества властям следует выстраивать отношения с такими структурами в рамках социального партнерства. Только крупный бизнес совместно с государством может взять на себя бремя и риски экономического развития.

1. Яковлев А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики. 2007. № 1.

2. ОлейникА.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 416 с.

3. Федеральный закон «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации».

4. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах».

5. Бубунщиков А.Д. Проблемы финансово-правового стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации //

Вопросы экономики. 2007. № 4. С. 21-23.

6. Розинский И.А. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике // Российские предприятия: корпора-

тивное управление и рыночные сделки. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2002. 372 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 9 сентября 2008 г.

Источник: cyberleninka.ru

Лев СОКОЛОВ: клиентоориентированность — это вопрос национальной безопасности

56

Рубрика | Образование

Текст | Анастасия Саломеева

Проректор по повышению квалификации Московского городского университета управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы) и известный бизнес-тренер — о том, чему нужно научиться современным чиновникам, чтобы их деятельность соответствовала современным потребностям государственной гражданской службы.

— Лев Александрович, какими навыками помимо узкопрофессиональных должен обладать современный чиновник, чтобы его работа была действительно эффективной?

— Первой компетенцией я бы назвал клиентоориентированность. Государство станет клиентоориентированным тогда, когда каждый чиновник научится смотреть на любую ситуацию с позиции того человека, гражданина, жителя города, который к нему обратился.

Второй необходимый навык — умение брать на себя ответственность и проявлять инициативу.

Эти два качества я бы выделил как приоритетные. Именно их дефицит и является причиной основных проблем в сфере оказания государственных услуг. Кроме того, чиновник должен уделять внимание совершенствованию управленческих навыков и навыков коммуникации, владеть современными информационными технологиями.

— МГУУ Правительства Москвы откликается на потребности государственной гражданской службы в своих программах повышения квалификации. Как вы учите слушателей, например, клиентоориентированности?

— Блок дисциплин, связанных с клиентоориентированностью, входит во все наши программы повышения квалификации государственных гражданских служащих, в том числе и в программы для руководителей и членов кадрового резерва г. Москвы.

Клиентоориентированности мы учим в два этапа: на первом на тренингах развиваем у слушателей соответствующую личностную установку. В начале тренинга каждый слушатель должен обратиться к собственному клиентскому опыту и вспомнить случаи, когда обслуживание ему особенно понравилось. При этом совершенно неважно, где человек получил хороший сервис — в магазине, ресторане, отеле, госучреждении, у нас или в другой стране мира.

Первая тема, которая всегда возникает в отзывах наших слушателей о хорошем сервисе, — это гибкость и способность того, кто оказывает услугу, выходить за рамки стандартов. Очень часто люди говорят: «Для меня сделали то, что не обязаны были делать». Скажем, оформили документ не за 30 дней, как положено, а за неделю, или предложили к услуге дополнительные опции. Вторая тема — сервис как консалтинг. Когда человек, обслуживающий клиента, не формально выполняет свои обязанности, а интересуется его жизненной ситуацией и, учитывая все обстоятельства, предлагает несколько вариантов решения проблемы.

На втором этапе, уже в рамках специализированных программ, мы учим слушателей клиентоориентированности как технологии.

— Представителю коммерческой структуры проще сделать так, чтобы клиент остался доволен, — у него есть широкое «поле для маневра», в то же время действия чиновника строго регламентированы законами, правилами и инструкциями.

— В бизнесе степень свободы сотрудника, обслуживающего клиентов, действительно значительно выше, чем в сфере оказания государственных услуг. Однако клиентоориентированность — категория универсальная, в распоряжении и коммерческой организации, и провайдера государственных услуг всегда есть определенный набор инструментов, которые делают сервис первоклассным, а организацию клиентоориентированной.

В госсекторе, например, большие перспективы у консалтингового направления сервиса. Очень часто наши сложности с законодательством возникают из-за собственного незнания. Скажем, гражданин может иметь льготы, о которых ему ничего неизвестно, или в его жизни могут быть обстоятельства, учет которых позволит ему избежать какого-то наказания — далеко не все, скажем, знают, что штраф за несвоевременную замену паспорта не взимается, если доказан факт нахождения гражданина в этот период в заграничной командировке. И порой государственному служащему достаточно просто проконсультировать человека, обратившегося к нему за услугой, чтобы предотвратить неприятную ситуацию.

— А как преодолеть нежелание чиновников проявлять инициативу?

— Безынициативность и нежелание брать на себя ответственность — очень большая проблема не только для госсектора, но и для российского бизнеса. Ее решение лежит в плоскости управления. Я уже более 20 лет занимаюсь развитием руководителей и все это время слышу жалобы менеджеров на безынициативность подчиненных. Видя, как эти люди работают, я нисколько не удивляюсь, почему так происходит: их сотрудники и шага не могут ступить без разрешения своего руководства, без кучи всевозможных согласований. Откуда же тут взяться инициативе?

Избыточность контроля и доминирование запретительных методов — негативная тенденция в управлении. Здесь уместно вспомнить высказывание Петра Аркадьевича Столыпина (как вы знаете, наш университет недавно получил право использовать его имя в своем названии): «Когда мы пишем закон для всей страны, мы должны иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых».

К сожалению, очень часто в принятии различных регламентов, правил, инструкций и даже законов люди склонны руководствоваться обратным. Это проецируется и на управленческие технологии. Нашим руководителям пора научиться создавать такие условия, в которых сотрудники могли бы инициативно проявлять себя и брать на себя ответственность. Тогда, во-первых, контролировать надо будет меньше, а во-вторых, организационный климат в компаниях и организациях значительно улучшится.

— Насколько востребованы у государственных служащих программы по командообразованию?

— Очень актуальны. Мы все время говорим о том, что бизнес — это командная игра, но часто забываем, что государственное управление — тоже командная игра. Чиновникам необходимо понять: во-первых, команда — это нечто большее, нежели просто совокупность отдельных личностей, а во-вторых, это всегда взаимная поддержка, взаимозаменяемость и готовность сделать что-то, чтобы у другого получилось.

Читайте также:  Как называется семейный бизнес в Японии

В то же время не стоит забывать: тренинг по командообразованию сам по себе не решит проблемы организации. Это очень распространенная и опасная иллюзия. Важно, чтобы те вещи, которые участники освоили на тренинге, потом внедрялись в повседневную практику организации.

Также у чиновников востребованы программы по развитию управленческих навыков. Сегодня одной из самых проблемных зон во всем российском руководстве — и в бизнесе, и на госслужбе — является умение расставлять приоритеты. Мы пытаемся схватиться сразу за все, не умеем отделять главное от второстепенного и фокусировать на нем основные силы. В результате люди потрясающе загружены, а работа их малоэффективна.

Кроме того, традиционным спросом пользуются наши программы по развитию других «мягких» навыков — коммуникационных, навыков презентации и пр., а также программы по освоению современных информационных технологий и электронному документообороту.

— Что, на ваш взгляд, государственному управлению стоит позаимствовать у бизнеса?

— Вернусь к тому, с чего мы начали разговор, — к клиентоориентированности. И бизнес, и государство работают на клиента, и здесь публичный сектор может многому поучиться у корпоративного. Как ведут себя клиенты, когда им не нравится сервис компании? Голосуют долларами, то есть уходят к конкурентам. А что делает гражданин, если ему не нравится клиентоориентированность государства?

Тоже уходит — теряет лояльность к власти. Ведь, по сути, огромное число людей, участвующих в так называемом протестном движении, на самом деле злы не на президента, не на министров, не на глав региональных администраций, лично против них они ничего не имеют. Людей раздражает совсем другое — например то, что они платят налоги, а дорог как не было, так и нет, что они вынуждены терять колоссальное время в очередях, чтобы получить ерундовую бумажку, что на улицах не убирают снег… Клиентоориентированность — это по большому счету вопрос национальной безопасности.

Вторая вещь, которую государственный сектор должен перенять у бизнеса, — это работа на результат. Как свидетельствуют многочисленные исследования, чиновники ориентированы на процесс, а не на результат. Это общемировая направленность.

Поэтому то, что сегодня в управление Москвой и ряда других городов приходят люди из бизнеса, очень хорошая и правильная тенденция.

— Нечто похожее наблюдается и в сфере дополнительного профессионального образования, куда активно привлекаются эксперты-практики. Так, например, происходит и в вашем университете.

— Да, мы убеждены, что преподавать на программах для специалистов сферы управления и тем более на программах повышения квалификации должны действующие профессионалы и эксперты.

Некоторое время назад наши программы повышения квалификации государственных гражданских служащих были серьезно переработаны. Они стали максимально ориентированы на практику, более интенсивными и концентрированными и сокращены до 20—30 академических часов. Такие программы заставляют нас думать по-другому: когда тебе отводится всего 20 часов и перед тобой в аудитории сидят практики, ты должен выдать им только максимально полезный контент. Именно по этой причине мы активно привлекаем к преподаванию людей с опытом работы в бизнесе, органах исполнительной и законодательной власти, городских организациях, учреждениях и предприятиях.

В то же время мы прекрасно понимаем, что опыт — товар дорогой во всех отношениях. Хотя бы потому, что у действующих экспертов часто просто нет времени, чтобы на регулярной основе проводить занятия с нашими слушателями. Поэтому мы, с одной стороны, стараемся активно использовать дистанционные формы обучения — телеконференции, видеоинтервью, мастер-классы, а с другой — сами перенимаем передовые практики и тиражируем их.

Сотрудники МГУУ Правительства Москвы проходят стажировки в органах городской власти столицы. Затем мы доносим этот опыт до наших слушателей и распространяем его на другие российские города.

— Какие ноу-хау столичных властей и программы МГУУ Правительства Москвы особенно интересуют регионы?

— В Москве накоплен уникальный опыт управления мегаполисом, и регионам интересны все его грани. Но, пожалуй, среди первых по востребованности я бы назвал технологии, связанные с открытым правительством и оказанием государственных услуг, — например вопросы организации МФЦ и создания системы обратной связи городских властей и жителей.

Если говорить о наработках университета, то многие проявляют интерес к нашим отраслевым программам по шести приоритетным направлениям развития Москвы: здравоохранению, образованию, ЖКХ, транспортной инфраструктуре, повышению качества и доступности государственных услуг, управлению подведомственными учреждениями. Как вы понимаете, эти вопросы актуальны для всех городов. Кроме того, как всегда, очень востребованы курсы по развитию управленческих навыков.

— С чем связаны дальнейшие планы развития МГУУ Правительства Москвы?

— Планы у нас очень серьезные. Часть их связана с тиражированием московского опыта на регионы, о чем я уже говорил. Активное сотрудничество МГУУ Правительства Москвы с регионами началось в этом году. И за это время у нас появилось несколько успешных проектов, среди недавних — сотрудничество с Волгоградом и Салехардом.

Будущее своей экспертизы мы видим в развитии так называемого исследовательского компонента и консалтинга. Московский опыт — это, конечно, очень ценная вещь, но Россия — огромная страна, и у каждого ее региона есть свои особенности. Где-то московские технологии будут работать один в один, где-то их нужно будет немного адаптировать, а где-то предложить что-то совершенно иное.

Также в наших планах дальнейшее совершенствование образовательных программ. Образование — очень динамичная среда, и понятно, что программы, особенно практикоориентированные, не могут быть созданы раз и навсегда.

В связи с этим перед нами возникает еще одна задача — формирование преподавателя нового типа. Пока, к сожалению, в нашей стране доминирует модель рафинированного профессора, человека, знающего свой предмет лишь в теории и очень далекого от практики. Это особенно заметно в системе повышения квалификации, где одним из критериев мастерства преподавателя является его умение «держать» профессиональную аудиторию. Развитие кадрового ресурса университета в этом направлении мы тоже видим среди своих первоочередных задач.

СОКОЛОВ Лев Александрович, проректор по повышению квалификации Московского городского университета управления Правительства Москвы. Доктор экономических наук, профессор.

В МГУУ Правительства Москвы перешел в 2012 году из компании «МегаФон», где занимал позицию начальника департамента развития и обучения.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте

Источник: www.bossmag.ru

Александр Кобенко: «Ответственность бизнеса – это уже не миф»

Александр Кобенко: «Ответственность бизнеса – это уже не миф»

Мусорная реформа – одна из болезненных тем для общества. С одной стороны, видны усилия государства по ее реализации, с другой стороны, от населения слышна неудовлетворенность ее ходом. Успех реформы зависит не только от подготовленной чиновниками материально-технической и нормативной базы, но и от возможностей и желания бизнеса включаться в эти процессы. Что может привлечь бизнес, какие интересы возникают у инвесторов, как тема отходов может стать нескучной и мотивировать всех участников мусорной реформы? Экспертное мнение на эти и другие вопросы «Экология России» получила в интервью с Александром Кобенко.

Александр Кобенко – член координационного совета, председатель Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член совета директоров АО «АКРОН ХОЛДИНГ», президент сообщества руководителей и собственников бизнеса «Топ-менеджер, создающий будущее».

— У вас, как я понимаю, большое количество коммуникаций с бизнесом. Перед тем, как будем говорить об отходах и переработке, хочу спросить, видят ли российские предприниматели перспективные направления для своей деятельности, связанные с экологией?

— Мы видим много трендов. Возьмем, к примеру, сферу продуктов питания. Здесь очевидный тренд на экологичность, ведь люди хотят не просто принимать пищу, но покупать и потреблять качественные здоровые продукты. Запрос на экопродукты возрос не только в России, но и во всем мире.

Взять хотя бы Китай, мы привыкли считать эту страну бедной, но там появляется достаточно большая группа среднего класса, которая уже не хочет есть китайские продукты, произведенные с большим количеством удобрений. И запрос Китая адресован в сторону России, в том числе, потому что наши продукты выдерживают этот тренд экологичности.

Еще одно направление, это индустрия здоровья и красоты. Мы хотим чувствовать себя молодыми и здоровыми, находясь и в зрелом возрасте. А это про запрос на чистый воздух, воду, и конечно качественную медицину. Третий тренд, который проявился в нашей стране недавно, а в мире развивается давно – это тема, связанная с путешествиями и туризмом.

Уже видно, что в России открываются новые направления, маршруты, меняется логистика, улучшается сервис. И сегодняшнее закрытие границ возможно на пользу некоторым регионам с точки зрения развития инфраструктуры внутреннего туризма.

— То, чем вы занимаетесь в Комитете, я имею в виду вопросы утилизации отходов и вторичной переработки, это тоже тренд.

— Да, это долгосрочный тренд. Многие страны давно начали работу по обращению с отходами. А сегодня уже и в России мы видим интересную экономику проектов в данной сфере. Я являюсь членом совета директоров крупного холдинга, большой промышленной группы, которая начала свою деятельность 22 года назад.

И ключевой рост компании обусловлен, в том числе тем, что мы правильно построили и постоянно расширяем работу с промышленными отходами. Наши предприятия работают в 30 регионах Российской Федерации и странах СНГ. Сегодня мы собираем и перерабатываем более двух миллионов тонн различных металлов и поставили себе задачу полностью перерабатывать цветной лом на своих предприятиях. И дальше, что я считаю важным, мы не на словах, а на деле запускаем циклическую экономику, формируем технологическую цепочку от использования отходов до новых продуктов.

— Например, сложные виды кабеля, такие как нефтепогружной, геофизический, их основой у нас является вторичный материал. Или полимерные трубы для горячего или холодного водоснабжения, которые идут на замену металлическим. Мы все больше используем вторичные материалы, чтобы производить конечный продукт. С этой точки зрения, наша концепция отвечает с одной стороны — целям устойчивого развития, с другой — принципам циклической экономики.

В свое время с бизнес-сообществом мы начали активно поднимать и обсуждать эти темы. Но чтобы всем активно двигаться в этом направлении, нужна законодательная основа. Одним из основополагающих документов здесь стала рабочая концепция расширенной ответственности производителя (РОП).

Читайте также:  Слабоалкогольные напитки как бизнес

Вначале для любой компании и особенно крупной, уплата экологического сбора считалась дополнительной нагрузкой. Но мы провели расчеты, и выяснили, что нагрузка совсем небольшая. Введение экологического сбора вызовет удорожание разных товаров максимум на два с половиной – три процента. Это не то, что значительно повлияет на кошелек потребителя.

Уже появляется практика по работе РОП. Рассчитываю, что постепенно будем корректировать то, что не работает, и мнение делового сообщества будет услышано.

— Тем не менее, понятно, что цели бизнеса, прежде всего, связаны с зарабатыванием денег. Готов ли бизнес к компромиссу в направлениях экологии и сохранения окружающей среды, к обеспечению безопасных условий на территориях присутствия своих предприятий?

— Начну немного с другого. Ответственность бизнеса заключается, прежде всего, в уплате налогов. Посмотрите на налоговую нагрузку, которая ложится на предпринимателя в нашей стране, и сравните ее с нагрузкой в других странах. Мы не будем внизу этого списка. Я все-таки за баланс распределения ответственности.

И модель расширенной ответственности производителя, в которой ключевая формула «Загрязнитель платит» – правильная и закрывает много вопросов. Мы приобретаем товары и платим за то, чтобы все отходы от наших продуктов были правильно утилизированы.

Если говорить про экологическую составляющую, то у бизнеса много контролеров — и природоохранная прокуратура, и Росприроднадзор, и региональные контролирующие органы. Мы видим прецеденты и с Норникелем и другими компаниями, когда включается государство. Бизнес сегодня работает над своими ошибками – ставятся системы газоочистки, модернизируются системы очистки стоков, а те, кто, к сожалению, этого не делает — получают очень серьезные штрафы.

— Это как раньше все ездили по дорогам довольно дерзко, а потом повесили камеры, стали прилетать штрафы… и все притормозили.

— Да, сегодня дан уже такой сигнал бизнесу, что исключений точно не будет, даже для крупных компаний. Вообще, в нашем сообществе «Топ-менеджер, создающий будущее» есть такой принцип: предприниматель, это человек, который не только умеет зарабатывать деньги, строить бизнес, брать на себя ответственность за других людей, но и тот, кто делает мир вокруг себя лучше, улучшает инфраструктуру на той территории города или региона, где находится его бизнес.

Социальная и экологическая ответственность бизнеса это уже не миф, не просто красивые слова. Сегодня все больше предпринимателей принимает участие в проектах экологической направленности, благотворительных проектах, в социальной жизни той территории, на которой ведется бизнес.

— В России идет реализация национального проекта «Экология». Внутри него есть направление, связанное с отходами. Что на ваш взгляд нужно изменить в подходе, чтобы мы быстрее почувствовали изменения?

— Здесь очень важна роль регионов. У нас большая разница между центральной частью страны и остальными субъектами. В Москве и Московской области больше отходов перерабатывается, больше вторичных фракций образуется и дальше используется. Но если отъехать дальше, то мы увидим проблемы, связанные с недостатком инфраструктуры, раздельным сбором отходов, с их переработкой, сокращением и рекультивацией полигонов.

Знаете, есть рейтинг инвестиционного климата, в рамках которого оценивается привлекательность регионов, я предложил ввести отдельный показатель, связанный с реализацией реформ по ТКО и РОП, чтобы мы видели динамику по вовлечению предприятий в такие экологические программы, развитие инфраструктуры, уменьшение полигонов. Это предложение уже поддержали ППК «РЭО» и АСИ. Теперь предстоит сформировать методологию его расчета.

Ну и если возвращаться к внедрению РОП, то есть вещи, которые можно и нужно начинать делать уже сейчас. Например, этим летом Президент России поддержал перенос ответственности с производителей товаров на производителей упаковки. С точки зрения администрирования и эффекта это позволит быстрее почувствовать изменения. Также на мой взгляд важно не постепенно (ежегодно) повышать нормативы для производителей для целей достижения 100% утилизации упаковки, а действовать намного быстрее.

— А вам не кажется, что такой скоростной подход будет непопулярной мерой для компаний?

— С одной стороны да, с другой – подготовительный этап уже пройден. И хотя бы по отдельным видам отходов нужно точно двигаться быстрее. Видно, что инфраструктура уже формируется, и можно эффективно перерабатывать значительный объем отходов.

Также, обсуждается изменение ставок экологического сбора на сложные, многокомпонентные виды упаковки. Это Tetra Pak или неперерабатываемые виды пластика. Чем сложнее перерабатывать отходы, тем больше требуется затрат, тем сложнее инфраструктура. Поэтому ставки экологического сбора не могут быть одинаковыми для всех видов упаковки. Мы должны создать такие условия, чтобы сами производители отказывались от многокомпонентных видов упаковки в пользу более простой, и тем самым, меньше загрязняли природу.

Я думаю, вы слышали об инициативе по запрету одноразовой посуды из пластика, особенно это актуально в курортных зонах, где его образуется достаточно много. У нас сейчас идет диалог и с Минприроды России и с ППК «РЭО» по решению этой проблемы. Здесь нельзя действовать только с позиции запретов. Важно придумать такой механизм, чтобы образуемые в высокий период отходы шли не на полигон, а на реальную переработку.

— На мой взгляд, увеличение пластиковой посуды – это еще и растущий тренд доставки еды на дом. Люди все больше стали пользоваться этой услугой, а это значит, все больше одноразовой посуды, как правило, пластика.

— Здесь мы должны лучше организовывать раздельный сбор. Я за то, чтобы развитие инфраструктуры сбора и переработки соответствовало объемам того, что мы используем.

— Но пока контейнеры для пластика переполняются в первую очередь. Я вижу это и на своей дворовой территории.

— Да, пока инфраструктура не справляется. Ее мало и во всех регионах мы видим ее дефицит.

— А когда может заработать вся цепочка – собрали мусор, отсортировали, переработали. Когда будет готова инфраструктура для этого?

— Сложно сказать. Есть четкие оцифрованные цели реформы. И уже есть регионы-лидеры, которые показывают, что все можно делать уже сегодня. Я считаю, что Московская область придет к достижению цели через год-два. А некоторые регионы и до 2030-го года, если будут двигаться как сейчас, не добегут до результата.

Мы должны показывать примеры, культивировать положительные практики, заниматься экопросвещением, рассказывать, что это правильно и мотивировать, конечно. Почему, например, не сделать несколько простых экорешений, когда мы строим многоквартирные дома.

Формировать кухонное пространство таким образом, чтобы помещались контейнеры для раздельного сбора мусора, хотя бы для двух компонентов. Или измельчители в раковинах, ведь у нас большое количество пищевых отходов, которые еще и загрязняют полезные фракции. Почему не сделать законодательное решение, чтобы измельчители стояли как элемент кухонного оборудования? С одной стороны, это для промышленности хорошо – мы начнем производить данное оборудование, с другой стороны, треть отходов уйдет.

Есть еще одна проблема, решение которой важно – утилизация автотранспорта. В феврале этого года на встрече с Президентом России я задавал об этом вопрос. Если говорить про российский парк транспортных средств и динамику его устаревания, то мы должны утилизировать от миллиона автомобилей в год и больше.

По факту, мы смотрим по своим предприятиям, в лучшем случае утилизируются тысячи автомобилей. Еще на первом этапе программы авторециклинга десять лет назад наша компания организовала лучшую площадку по утилизации в Некрасовке (г. Москва). Это крупнейшая площадка, работающая по современным технологиям — там идет снятие аккумуляторов, шин, отделение технологических жидкостей.

Автомобиль проходит через шредер и разделяется на максимальное количество фракций. И с каждой фракцией в дальнейшем проводится отдельная работа.

— А те автомобили, которые не попадают на утилизацию, что происходит с ними?

— Какие-то отправляются на свалку, какие-то на разбор, а некоторые восстанавливаются и возвращаются на дороги, создавая проблемы с безопасностью. Программу авторециклинга нужно продолжать. Соответствующее поручение было дано Минпромторгу.

Мы рассчитываем, что от программы будет хороший экологический и экономический эффект, ведь это загрузка для утилизаторов, новые рынки для производителей. Необходимо включить и поддержку населения на обновление автомобильного парка, как это было на первом этапе программы, когда, сдавая старый автомобиль, покупатель гарантированно получал определенную сумму денег, это составляло 20-30 процентов от стоимости нового автомобиля. Эта была существенная поддержка.

Еще один проект наша компания запустила в Москве и Московской области. Это экопункты – нестационарные объекты, размером с морской контейнер, для приема у населения старой бытовой техники, макулатуры, пластика. Также можно позвонить или вызвать экотакси через mos.ru, сотрудники экопунктов приедут и заберут бывшую в употреблении и ненужную бытовую технику. В этом тоже есть экокультура – ты сдаешь ненужный хлам и получаешь за это деньги. Вот такие направления работы я вижу с точки зрения нацпроекта «Экология».

— Легко ли бизнес верит и откликается сегодня на зеленые стартапы?

— Прежде всего, все считают экономику, анализируют окупаемость проекта. Если идея убедительна, если она вписывается в долгосрочную стратегию компании и страны, то в нее, конечно, вкладывают. Возьмите простой пример, мы с вами видим, что возобновляемые источники энергии постепенно заменяют традиционное энергообеспечение.

Почему во всем мире серьезный тренд на возобновляемые источники энергии? С одной стороны, там нет быстрой окупаемости, первоначально она вообще уходила за горизонт 15 лет. Но это те проекты, которые поддерживают государства, и за счет этого развиваются технологии и становятся более эффективными. И это дает толчок целым индустриям, в которых есть и занятость, и тренд на экологию.

— Вы можете назвать зеленый стартап, который вас заинтересовал?

— Есть интересные проекты, связанные с сортировкой ТКО, производством городской уличной мебели, например. Понравилась компания «Эко Карбо», перерабатывающая шины в технический углерод, качество которого позволяет его использовать при производстве шин. Это истинные предприниматели, они сначала разработали технологию, вложили свои деньги, сделали пилотную установку.

А потом стали производить продукт, получив определенную долю на рынке. И вот после этого они обращаются к инвесторам уже с задачей на масштабирование. Это грамотный подход.

Оригинал интервью опубликован на сайте «Экология России»

Источник: deloros.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин