это совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых и др.), имеющихся в распоряжении предприятия, и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода.
Для экономического потенциала предприятия характерны четыре основные черты.
Экономический потенциал предприятия определяется его реальными возможностями в той или иной сфере экономической деятельности. При этом не только реализованными возможностями, но и нереализованными по каким-либо причинам.
Возможности любого предприятия во многом зависят от имеющихся у него ресурсов и резервов (экономических, социальных), не задействованы в производстве. Поэтому потенциал предприятия характеризуется также и определенным объемом ресурсов и резервов как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство, но подготовленных к использованию в нем.
Обладание ресурсами является необходимым, но недостаточным условием для успеха в любом бизнесе. Необходимо умение распорядиться имеющимися ресурсами, что является задачей номер один в любом бизнесе. Менеджеру следует пом-нить, что потенциал предприятия определяется не только и не столько имеющимися у него возможностями и ресурсами, сколько его способностями к их использованию с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода.
Почему мы фокусируемся на негативе? Психолог Альберт Сафин про манипуляции и управление эмоциями
Уровень и результаты реализации потенциала предприятия (объем созданной продукции или доходов) определяются также выбранной формой предпринимательства и соответствующей ей организационной структурой предприятия.
В теории и практике зарубежного бизнеса еще недавно не было такого понятия, которое объединяло бы все эти четыре черты экономического потенциала предприятия. Это объяснялось тем, что во время технократического бума на Западе приоритет отдавался основному капиталу: машинам, станкам, оборудованию и другим видам материально-вещественных ресурсов.
Затем, в связи с исчерпанием возможностей получения большего эффекта от технического фактора, основное внимание стало уделяться человеческому капиталу, а именно способностям работников, полной реализации их личностного потенциала. Такая стратегия приносит немалые доходы фирме даже тогда, когда, казалось бы, все другие технические возможности уже исчерпаны. Поэтому модель экономического потенциала преуспевающей фирмы выглядит так:
человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал = = экономический потенциал фирмы
В сбалансированности всех указанных элементов экономического потенциала и, прежде всего, человеческого и основного капитала, западные бизнесмены видят «ключ» к успеху в любой предпринимательской деятельности. Как пишет известный бизнесмен Ли Якокка: «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя слоями: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удается сделать».
Бизнес-процессы в рекламном агентстве — Валентина Николаева
Если прежде в зарубежном бизнесе человеческий капитал учитывался лишь частично и не напрямую (в форме издержек на заработную плату в составе оборотного капитала), то сегодня человеческий капитал является самостоятельным основным фактором развития производства. Западные бизнесмены, умеющие считать деньги, убедились на своем опыте, что вложения в человека (расходы на повышение квалификации, образование, здравоохранение, досуг и отдых за счет фирмы) умножают доходы и повышают конкурентоспособность.
Итак, модель экономического потенциала любого предприятия определяется следующими факторами:
объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых, основными производственными и непро-изводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами — патентами, лицензиями, информацией, технологией);
способностями сотрудников (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию какой-либо продукции, т.е.
их образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом;
способностями менеджмента оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы, подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия;
инновационными способностями, т.е. способностями предприятия к обновлению производства, смене технологии и
информационными способностями, т.е. способностями обрабатывать и «переваривать» информацию для использования ее в производстве;
финансовыми способностями: кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и др.
В сумме они образуют совокупную (экономическую и социальную) способность предприятия, которая при сравнении с аналогичной способностью других предприятий отражает уровень его конкурентоспособности.
Философовой Г.Г. в работе [37] рекомендованы концептуальные подходы к сценарию формирования конкурентоспособного потенциала отраслей отечественной экономики.
Таким образом, конкурентоспособность потенциала предприятия — сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния его важнейших параметров относительно каких-либо выбранных стандартов — мировых, национальных, отраслевых, другого предприятия.
Рис. 9. Взаимосвязи факторов конкурентоспособности [60]:
I — качество управления организацией (как внутренний фактор); II — качество стратегии повышения конкурентоспособности организации;
III — потенциал организации; IV — организационно-технический уровень производства
Источник: economics.studio
Эффективное использование ресурсов как источник дополнительной прибыли
Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting, продемонстрирует на примере, как можно увеличить прибыль, если лучше использовать имеющиеся ресурсы, и расскажет, почему это особенно важно в наше время.
3 июля 2018
Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting, продемонстрирует на примере, как можно увеличить прибыль, если лучше использовать имеющиеся ресурсы, и расскажет, почему это особенно важно в наше время.
За счет чего авиакомпании-лоукостеры могут снизить цены на билеты? За счет многих факторов, но одним из главнейших является время, которое самолеты компании проводят в воздухе. В авиакомпаниях хорошо умеют считать и знают, что пока самолет летит, он зарабатывает деньги, а когда стоит на земле – тратит.
Бизнес – это совокупность ресурсов: материальных (станки, здания, транспорт), нематериальных (программы, патенты, ноу-хау) и человеческих. Эффективность загрузки этих ресурсов критически влияет на финансовый результат работы компании. Покажем это на примере.
Как увеличится прибыль, если использовать ресурсы в 2 раза эффективнее
Представьте себе маленькое производственное предприятие. Для простоты ситуации допустим, что там стоит лишь один станок, который производит лишь один вид изделий. Экономика этого условного предприятия представлена в таблице ниже:
Цена изделия | 100 |
Выручка от продаж | 1 000 000 |
Себестоимость изделия | 60 |
Маржа на изделие | 40 |
Маржа от продаж | 400 000 |
Аренда цеха | 100 000 |
ФОТ производства | 80 000 |
ФОТ офиса | 100 000 |
Прочие накладные расходы | 70 000 |
EBITDA | 50 000 |
Допустим, руководство предприятия пришло к выводу, что станки работают слишком мало – лишь 12 часов в сутки, — и решило увеличить загрузку вдвое. Это увеличило ФОТ производства в два раза, а ФОТ офиса – на 10%. Иные накладные расходы при переходе на круглосуточный режим также увеличились (например, затраты на электроэнергию и ремонт оборудования, которое теперь будет чаще ломаться). Поэтому пусть статья «Прочие накладные расходы» тоже вырастет в два раза (хотя такое маловероятно).
Многие спрашивают: «Несложно увеличить объем производства, но можно ли продать вдвое больше изделий?» Наверное, это не так уж просто, но рост производительности позволит нам снизить цены на продукцию на 10%, чтобы увеличить продажи.
Вот таблица, которая получается в итоге:
Цена изделия | 90 |
Выручка от продаж | 1 800 000 |
Себестоимость изделия | 60 |
Маржа на изделие | 30 |
Маржа от продаж | 600 000 |
Аренда цеха | 100 000 |
ФОТ производства | 160 000 |
ФОТ офиса | 110 000 |
Прочие накладные расходы | 140 000 |
EBITDA | 90 000 |
Как видно из таблицы, несмотря на рост расходов и снижение цены, EBITDA предприятия увеличилась в два раза по сравнению с первым вариантом.
А потом повысить эффективность еще на 10%
А теперь представим, что сотрудники производства нашли способ сократить потери времени на простоях оборудования (текущий ремонт, смена оснастки, остановки в связи с отсутствием сырья и т.д.) на 10%. На большинстве производственных предприятий, где управление этим показателем не осуществлялось на системной основе, 10% – далеко не фантастическая цель. На практике это означает, что компания сможет выпустить (и продать) на 10% больше продукции.
Цена изделия | 90 |
Выручка от продаж | 1 980 000 |
Себестоимость изделия | 60 |
Маржа на изделие | 30 |
Маржа от продаж | 660 000 |
Аренда цеха | 100 000 |
ФОТ производства | 160 000 |
ФОТ офиса | 110 000 |
Прочие накладные расходы | 140 000 |
EBITDA | 150 000 |
Итак, EBITDA увеличилась еще на 60 000. К отдельным цифрам в примере можно придираться, но нельзя придраться к главному: уровень загрузки ресурсов, задействованных в производстве товара или услуги, критически влияет на конечный финансовый результат. При этом совершенно неважно, что это за бизнес и что за ресурс.
Это может быть торговый бизнес, главные ресурсы которого – магазины и персонал. Это может быть дистрибуторский бизнес, у которого важнее склады, товарный запас и снова персонал. Это может быть бизнес услуг, в котором персонал является самым главным ресурсом.
Почему важно сокращать время «простоя»
Итак, повышение эффективности – это рост доли времени, в течение которого ваши ресурсы (станки, люди, здания, склады, товарные остатки и т.д.) работают, то есть создают потребительскую ценность.
Рабочий берет заготовку, вводит на приборной панели номер операции, вставляет заготовку в станок. Станок пробивает в заготовке отверстие, рабочий вынимает заготовку (точнее, теперь уже изделие), кладет его в коробку, убирает обрезки. Из всей вышеперечисленной суеты потребительскую ценность создает только станок в момент вырубки отверстия.
Все остальные операции необходимы, но потребителю они не нужны. Он вынужден платить за них, но с удовольствием отказался бы, если бы была возможность. Поэтому, чем они короче, тем меньше платит клиент, и тем больше вы зарабатываете.
5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
Бизнес (от фр. — «вспомогательное средство») — это целенаправленная деятельность по преобразованию экономических ресурсов в достижения бизнес-целей (товар, доходы, прибыль).
Сущность ресурсов раскрывается через многообразие дефиниций в которых они выступают:
Ресурсы — источник энергии любого бизнеса, основной фактор деятельности предприятия.
Ресурсы — движущие силы любой деятельности, в том числе бизнеса, призванные при правильном сочетании элементов и их умелом взаимодействии обеспечить эффективное получение результатов.
Ресурсы — источники и предпосылки получения необходимых результатов.
Ресурсы — главные производительные силы, которые формируют финансовые, рыночные, социальные результаты деятельности.
Ресурсы — это система, которая превращает цель в результаты, результат достигается через синтез целенаправленного воздействия кадровых ресурсов (труда) на овеществленные ресурсы (материальные, финансовые и другие) в ходе бизнес — процессов.
Ресурсы — это исходные данные для производственного процесса предприятия, такие как финансы, оборудование, умения индивидуальных сотрудников, патенты и талантливые менеджеры. Ресурсы могут быть разделены на три категории: физический капитал, людской капитал и организационный капитал.
С экономической точки зрения ресурсы — денежные средства, запасы, имущество, кадры, компетенции и другие возможности осуществления бизнес — деятельности.
Ресурсы — совокупность средств, которые необходимы и могут быть использованы в бизнес-процессах предприятия: основных, обеспечивающих, управленческих. Они являются источниками и предпосылками достижения бизнес- целей, составными элементами, которые превращают возможности в реальные результаты.
Таблица 5. J Виды и состав ресурсов предприятия
Вид ресурса
1. Материальные ресурсы
Источник: studfile.net