Гуманитарии и технари — условное деление людей по типу мышления: первым проще даются гуманитарные науки, вторым — точные. Нас с детства делят на две категории и порой такой выбор напрямую влияет на жизнь человека — его профессию и увлечения.
Содержание статьи скрыть
Как всё начиналось
В 1959 году на страницах «Комсомольской правды» журналист и писатель Илья Эринбург опубликовал статью, которая дала старт многолетнему спору между физиками и лириками. Он поддержал читательницу, чей жених нелестно отозвался о значимости гуманитарных наук. После этого читатели завалили редакцию письмами за и против одной из сторон — редакция отводила этой теме целые полосы. Со временем физики и лирики трансформировались в привычных нам гуманитариев и технарей, а спор по-прежнему актуален.
Такое разграничение появилось из-за особенностей нашего мозга: правое полушарие отвечает за творчество, а левое — за логику. Люди с развитым правым полушарием креативны и имеют склонности к искусству. Те, у кого доминирует левое полушарие, отличаются техническим складом ума и хорошей памятью. Кроме того, оба полушария по-разному воспринимают информацию: правое способно параллельно обрабатывать разную информацию, левое — поочерёдно.
Гуманитарии. Чем отличается техническое образование от гуманитарного?
Так появилось деление на гуманитариев и технарей и даже некое соперничество между ними — отсюда масса шуток и мемов.
Но предрасположенность к одним наукам не означает неспособность осваивать другие. Разница между технарями и гуманитариями кроется только в способе восприятия мира — подробнее об этом расскажем ниже.
Ежедневные советы от диджитал-наставника Checkroi прямо в твоем телеграме!
Подписывайся на канал
Подписаться
Чем отличается гуманитарий от технаря
Под разным складом мышления скрываются более предметные различия между гуманитариями и технарями. Разберём подробнее каждый из них.
Гуманитарий
Гуманитарий склонен к творчеству и гуманитарным наукам: лингвистике, истории, философии, психологии, искусству и др. Неправильно называть гуманитарием человека, который просто не любит математику, но если он при этом пишет лучшие эссе в классе, посещает театральный кружок или выиграл олимпиаду по обществознанию, то вероятно это лирик.
Главный плюс гуманитариев — креативность, а минус — несобранность
У гуманитариев хорошее воображение и высокая эмпатия, при этом они быстро теряют интерес к начатому и не доводят дело до конца. А вот эмоциональность, которую традиционно приписывают гуманитариям, может сыграть как в плюс, так и в минус: излишняя чувствительность порой мешает, но в то же время помогает тоньше чувствовать людей и окружающий мир.
- образное мышление
- креативность
- мультизадачность
- чувствительность
- несобранность
- нелогичность
- эмоциональность
- перфекционизм
Технарь
Технари преуспевают в математике и других точных науках. У них сильнее развита логика, аналитические способности и рациональный подход в решении задач — математических и повседневных. Технари воспринимают мир с точки зрения логики и фактов и придерживаются планов и алгоритмов. Если человек не любит поэзию, он не обязательно технарь, но если с упоением решает иррациональные уравнения и в его комнате висит портрет Эйнштейна, то с большой вероятностью перед вами физик.
ТЕХНАРЬ или ГУМАНИТАРИЙ? — Научпок
Главный плюс технарей — рациональный тип мышления, а минус — они любят поспорить
Если обратиться к технарю за дружеской поддержкой, скорее всего он начнёт искать способы решить вашу проблему, а сочувствие отойдёт на второй план. При этом технари любят поспорить — их уверенности в собственной правоте можно позавидовать. У любой медали есть две стороны, и вот какими сильными и слабыми сторонами обладают технари :
- рациональное мышление
- внимательность
- организованность
- целеустремлённость
- бескомпромиссность
- косноязычность
- занудство
- прагматичность
Конечно, это условные минусы и плюсы — каждый человек уникален и может обладать чертами гуманитария и технаря в равной степени. Одно и то же качество может быть как преимуществом, так и недостатком. В таблицах мы привели самые стереотипные представлениях о людях этих типов мышления.
Кто ты — гуманитарий или технарь
А вот по каким критериям можно определить, гуманитарий ты или технарь .
Ты гуманитарий, если:
- любимыми предметами в школе были литература, история и языки;
- ты артистичная натура;
- любишь рисовать, сочинять и петь;
- находишь креативные решения задач;
- с лёгкостью находишь слова поддержки;
- не выносишь рутину и дедлайны;
- твоё тотемное животное единорог, дракон или птица Феникс.
Ты технарь, если:
- любимыми предметами в школе были математика, физика и информатика;
- иногда ты занудствуешь;
- дружишь с цифрами и формулами;
- ты решаешь проблемы по мере их поступления;
- в критической ситуации не распускаешь нюни, а действуешь;
- легко укладываешься в дедлайны;
- твоё тотемное животное — оса, лев или питон.
Теперь вы знаете, как предрасположенность к гуманитарным или точным наукам влияют на восприятие мира. Благодаря уникальному складу ума, гуманитарии и технари строят успешную карьеру в разных областях — есть ряд профессий, в которых это деление особенно актуально.
Профессии для гуманитариев
Гуманитарии чаще выбирают профессии в маркетинге, дизайне, менеджменте или в творческих сферах — их можно освоить онлайн за короткий срок и построить карьеру в диджитале.
Маркетинг
Онлайн-школы предлагают курсы для будущих интернет-маркетологов, smm- и seo-специалистов, таргетологов, копирайтеров и других специализаций этого направления. Мы взяли самые популярные профессии маркетинга для гуманитариев и подобрали к каждой подходящий курс.
Профессия | Курс |
Интернет-маркетолог | Профессия «Интернет-маркетолог» от Skillbox |
SMM-менеджер | Профессия «SMM-маркетолог» от IMBA |
Таргетолог | Профессия «Таргетолог» от Interra |
SEO-менеджер | Профессия «SEO-специалист» от IMBA |
Копирайтер | Профессия «Копирайтер» от Convert Monster |
Менеджмент
Менеджмент — это управление бизнес-процессами, людьми, репутацией, отдельными проектами и продуктами. Менеджеры есть в любой отрасли — от розничных продаж до большого спорта. Предлагаем 5 профессий и курсы, где их можно освоить.
Профессия | Курс |
HR-менеджер | Профессия «Управление персоналом» от Skillbox |
Спортивный менеджер | Профессия «Спортивный менеджер» от Skillbox |
Продюсер онлайн-курсов | Профессия «Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO» от Skillbox |
Менеджер по продажам | Курс «Управление продажами» от Skillbox |
Комьюнити-менеджер | Курс «Комьюнити-менеджер» от Нетологии |
Дизайн
В онлайн-школах можно освоить профессии в большинстве диджитал-сферах и дизайн не исключение. Предлагаем подборку курсов по дизайну для гуманитариев .
Профессия | Курс |
Графический дизайнер | «Факультет Графического дизайна» от GeekBrains |
Веб-дизайнер | Курс «Веб-дизайнер» от IMBA |
Дизайнер интерьеров | Профессия «Дизайнер жилых и коммерческих интерьеров» от Skillbox |
Ландшафтный дизайнер | Профессия «Ландшафтный дизайнер» от Skillbox |
Дизайнер ювелирных украшений | Курс «Дизайн ювелирных украшений» от Skillbox |
Творчество
В творческой сфере найдётся много профессий, которые придутся по душе гуманитариям . Вот некоторые из тех, которые можно освоить онлайн.
Профессия | Курс |
Сценарист | Онлайн-курсы сценаристов от Международной школы профессий |
Флорист | Профессия «Флорист» от Skillbox |
Фотограф | Профессия «Коммерческий фотограф» от Contented |
Стилист | Курс «Персональный стилист» от Skillbox |
Фешен-дизайнер | Курс «Fashion-дизайнер» от Нетологии |
Профессии для технарей
Технари традиционно заполняют собой нишу IT, но это не единственная сфера их интересов: игры, аналитика, видео- и аудио-продакшен — люди с техническим складом ума успешно развиваются в разных профессиях диджитала.
Программирование
Сфера программирования стремительно развивается и всегда нуждается в новых специалистах, а онлайн-образование — подходящий вариант, чтобы освоить перспективную IT-профессию.
Профессия | Курс |
Веб-разработчик | Курс «Веб-разработчик» от Productstar |
Разработчик мобильных приложений | Профессия «Мобильный разработчик» от Skillbox |
Дата сайентист | Профессия «Data Scientist: с нуля до middle» от Нетологии |
Тестировщик | Факультет «Тестирования ПО» от GeekBrains |
Специалист по кибербезопасности | Профессия «Этичный хакер» от Skillfactory |
Игры
Разработка игр — это одно из направлений программирования. Технарям, в которых присутствует творческая жилка, будет комфортно в игровой индустрии. Предлагаем подборку курсов по геймдейву для технарей.
Профессия | Курс |
Разработчик игр | «Факультет разработки игр» от GeekBrains |
Разработчик игр на Unity | Курс «Разработчик игр на Unity» от SkillFactory |
Гейм-дизайнер | Профессия «Гейм-дизайнер с нуля до PRO» от Skillbox |
VR-разработчик | Курс «VR-разработчик на Unreal Engine 4» от Skillbox |
Концепт-художник | Профессия «Концепт-художник с нуля до PRO» от Skillbox |
Аналитика
Аналитики обрабатывают данные и на их основе предлагают рекомендации по оптимизации бизнеса. Аналитический склад ума присущ технарям, поэтому предлагаем 5 профессий в этом направлении.
Профессия | Курс |
Аналитик продукта | Профессия «Аналитик продукта» от SkillFactory |
Системный аналитик | Профессия «Системный аналитик PRO» от ProductLive |
Маркетолог-аналитик | Курс «Маркетолог-аналитик» от SkillFactory |
Игровой аналитик | Профессия «Игровой аналитик» от Нетологии |
Веб-аналитик | Курс «Веб-аналитик» от ConvertMonster |
Аудио и видео
Технари могут заниматься созданием и обработкой видео и аудиопродуктов. Этот отчасти творческий, но рутинный процесс требует внимательности и усидчивости, которых физикам не занимать. А вот какие профессии для этого подходят.
Профессия | Курс |
Режиссёр монтажа | Профессия «Режиссёр видеомонтажа» от Нетологии |
Саунд-дизайнер | Профессия «Sound designer» от Skillbox |
Звукорежиссёр | Курс «Сведение и мастеринг» от Skillbox |
Оператор | Профессия «Оператор» от Skillbox |
Комментатор в киберспорте | Курс «Комментатор в киберспорте» от Skillbox |
Хотите узнать больше о работе в диджитал? Читайте подборку профессий для девушек-гуманитариев.
В заключении
Деление по типу мышления на гуманитариев и технарей условно, и совсем не обязательно, что вам даются исключительно точные или гуманитарные науки. Появляются профессии, требующие от специалистов и технических, и творческих навыков, поэтому границы между физиками и лириками постепенно стираются.
Гуманитарий или технарь: как найти себя и чем может быть полезно тестирование.Часть 1
Гуманитарий или технарь – вопрос, который интересует многих. Если попробовать набрать эту фразу в поисковых системах, то можно увидеть, что дискуссии на эту тему возникают на самых разных форумах и сайтах. Многим из нас так и не терпится узнать, к какой группе он относится. Этот вопрос уже практически стал классическим.
Но помимо отнесения себя к одной из указанных групп, часто возникает вопрос, а кто же лучше? Кому легче жить или кто умнее? На наш взгляд, не совсем корректный вопрос, как и сама дилемма, которая очень сильно упрощает реальную ситуацию. Мы сразу оставляем за скобками тех, кто склонен к естественно-научному направлению. Куда можно отнести этих ребят? Они гуманитарии или технари?
Школьники порой путаются, когда относят биологию к гуманитарным наукам. А творческие специальности – это гуманитарная или техническая область? Ведь творчество есть и там, и там: архитекторы или литераторы и многие другие. А сколько направлений междисциплинарных, которые находятся на стыке наук!! И что в принципе нам дает знание о том, что кто-то гуманитарий, а кто-то технарь?
Большой вопрос.
Но тема очень популярна. И естественно мы стремимся найти способы определить свою принадлежность к этим группам. А вот средств сделать это не так много. Часто мы делаем вывод по тем предметам, которые получаются или не даются, привлекают и не привлекают. А интернет предлагает нам и другие средства, например, измерить длину пальцев.
Если безымянный палец окажется длиннее указательного, то, конечно же, ты – технарь, а если наоборот, то гуманитарий! Однако мы к таким способам оценки относимся достаточно скептично. Очень много факторов влияет на развитие человека, на развитие его способностей, поэтому нельзя все дать на откуп природе. В итоге мы решили создать специальный тест, который позволит оценить и интересы, и успешность в решении задач.
Когда мы создавали наш тест, то в первую очередь исходили из того, что обязательно нужно различать интересы человека и его способности. И это действительно разные вещи. Ведь бывает такое, что школьнику может нравиться предмет, даже если он его не до конца понимает и не все у него получается. Да и делать выводы только по предметам – не совсем правильно.
Как часто говорят наши клиенты, многое зависит и от учителей. Некоторые учителя могут заинтересовать предметом, другие же наоборот, совсем отбить интерес. И не обязательно, что у школьника нет способностей к тому или иному предмету, порой он может просто не прилагать усилий, чтобы разобраться в «неинтересном» материале.
Когда мы соотносим интересы и способности в той или иной сфере, то можем столкнуться с четырьмя возможными сценариями:
1) Сфера интересна и способности развиты – прекрасно, можно подумать и о профессиональном развитии в данном направлении
2) Сфера интересна, но способности еще не очень развиты – требуется больше заниматься, чтобы желаемое стало возможным
3) Сфера не интересна, но есть способности – вероятно, стоит подумать над тем, почему она неинтересна. Возможно, школьник еще не смог получить необходимый опыт в этой области, а может интерес ему «отбили». А возможно, что просто в большей степени привлекает другая сфера, но способности есть, и могут использоваться в других направлениях (да и просто по жизни)
4) Сфера не интересна, да и не получается – похоже, имеет смысл рассматривать другие сферы.
Как говорится, мало одного желания, нужно еще и успешно справляться с поставленными задачами!
Еще одна особенность нашего теста в том, что мы сделали не одну шкалу с двумя полюсами, где ты либо технарь, либо гуманитарий, а две отдельные шкалы. Ведь мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда человеку интересны обе сферы (и обе они получаются), либо когда человеку не интересна ни одна их них (вероятно, интересы лежат где-то вовне, например, школьник интересуется биологией и химией, то есть относится к естественно-научному направлению, которое в тесте не исследуется).
Не всегда наши клиенты, судя по отзывам, довольны тем, что у них нет одного только направления, что дилемма в их случае не является актуальной для них. Конечно, если ты и технарь, и гуманитарий, то что же делать с выбором профессии? Ведь так сложно становится определиться. А если ни то и ни другое, то вообще непонятно, что делать. Но часто эта проблема надуманная.
«Гуманитарий – технарь» не может охватить все профессии и сферы деятельности, которые есть в нашем мире!!
Прежде чем перейти к результатам нашего исследования, хотелось бы привести результаты опроса, который мы предлагали пройти всем, кто тестировался. Опрос состоял всего из пяти вопросов, и вот какие результаты мы получили.
Опрос по тесту «Гуманитарий или технарь»
Рассмотрим результаты опроса, который проводился по итоговой версии нашего теста. В опросе приняло участие 1242 человека. Давайте рассмотрим итоги.
Что ж, 94% опрошенных (44% + 50%) считают тест вполне интересным. При этом полезным этот тест назвали 73% опрошенных (19% + 54%), а порекомендовать его своим друзьям и знакомым готовы 76% участников опроса. В целом можно сделать вывод о том, что тест действительно является интересным и полезным для людей, заинтересованных в самоопределении.
И тех, кто принял участие в опросе, было достаточно много тех, кто уже раньше проходил подобные тесты (35%), но не все могли вспомнить, где именно это происходило. Часто отмечается, что подобные тесты проводились в школах и центрах профориентации.
Нам также было интересно узнать мнение наших респондентов о тесте в целом: стоит ли что-то изменить в тесте или чем-нибудь его дополнить. 23% участников опроса ответили утвердительно, при этом достаточно часто возникали предложения дополнить наш тест вопросами для творческих и естественно-научных направлений, а также дать рекомендации по наиболее подходящим профессиям.
Но мы пока не планируем вносить подобные изменения. Наш тест не претендует на полноценное профориентационное тестирование, это лишь экспресс-диагностика и общая оценка. Для более подробной оценки того, какие же профессии подходят человеку, необходимо учитывать гораздо больше факторов и более подробно изучать интересы, нежели это представлено в данном тесте. Для полноценной профориентации мы используем другие методики (например, тест «Профориентатор»).
П.с. Подробные результаты опроса по предыдущей версии теста и комментарии можно посмотреть на нашем форуме: «Результаты опроса и ответы на комментарии».
Как создавался тест «Гуманитарий – Технарь».
Первая версия теста «Гуманитарий или технарь» была создана в апреле 2009 года. Эта версия включала в себя 29 вопросов для оценки интересов и всего 6 задач по способностям(!!). Тогда мы больший акцент делали именно на интересы, а способности оценивали очень поверхностно. А уже в июле 2009 года вышла вторая версия теста: был расширен блок оценки интересов.
В таком виде тест просуществовал до января 2011 года. И вот в третьей и четвертой версиях теста мы все-таки расширили блок оценки способностей. После проведения апробации в итоге в марте 2011 года появилась действующая в настоящее время пятая версия теста. Сейчас наш тест включает 33 вопроса для оценки интересов и 33 вопроса для оценки способностей.
И еще одна новая особенность – мы добавили блок вопросов, в котором просили наших респондентов отметить, как они сами считают, насколько им интересна гуманитарная и техническая сфера, а также оценить, насколько успешно они занимаются по гуманитарным (история, литература, русский язык, обществознание, языки) и техническим (математика, физика, информатика) предметам. В итоге мы собрали достаточно много данных для того, чтобы оценить, насколько результаты нашего теста совпадают с прогнозами самих участников тестирования. Об этом и пойдет речь дальше.
Наше исследование: есть ли гуманитарии и технари, или как «работает» тест?
В исследовании по тесту «Гуманитарий-Технарь» приняло участие 5540 человек, среди которых было поровну девушек и юношей в возрасте от 12 до 20 лет. На основе полученных данных и проведенного анализа результатов мы получили следующие результаты:
1) Тест «Гуманитарий или технарь» работает: с помощью теста мы можем выделить технарей и гуманитариев, причем результаты теста хорошо согласуются с реальной деятельностью человека и его успехами, результаты теста и опроса по соответствующим шкалам совпадают.
Так, те, кто интересуется гуманитарным направлением, получают и более высокие баллы по шкале «Гуманитарий (интересы)», те, кому даются гуманитарные предметы, лучше справляются с решением гуманитарных задач. В отношении технических шкал – все аналогично.
2) Второй важный результат нашего исследования: в реальности существуют не только технари, и не только гуманитарии, но и те, кто интересует и успешно справляется с двумя сферами одновременно, а также и те, кому обе сферы одновременно не интересны.
То есть мы можем выделить 4 группы: «чистые» гуманитарии, «чистые» технари, «междисциплинарники» (это те, кто является одновременно и гуманитарием, и технарем), а также группа, которую нельзя отнести ни к одним, ни к другим (возможно, интересы этих ребят лежат в другой сфере – естественно-научная область, творчество и т.д.) Среди наших респондентов по результатам опроса мы смогли выделить 1483 человека, у которых есть интерес и к гуманитарным, и к техническим направлениям, и 1706 человек, которым даются и технические, и гуманитарные предметы. По результатам теста также есть респонденты, получившие высокие результаты одновременно по двум шкалам интересов или по двум шкалам способностей (418 и 697 человек соответственно).
Дилемма «Гуманитарий ИЛИ технарь» на самом деле МНИМАЯ! Это не два полюса одной шкалы, а две независимые шкалы!
3) А еще есть различия между девушками и юношами по результатам теста и по результатам опроса. Например, девушки чаще относят себя к гуманитариям, чаще отмечают, что гуманитарные предметы легко даются, да и по тесту получают более высокие баллы по гуманитарным шкалам. Юноши же наоборот, чаще причисляют себя к технарям, отмечают, что технические предметы легче даются и получают более высокие баллы по техническим шкалам теста. Возможно, это связанно с особенностью нашей выборки, но, тем не менее, такой результат мы получили.
Рис. 1 Результаты теста «Гуманитарий или технарь»: половые различия
4) Вернемся к «междисциплинарникам». «Междисциплинарники» по способностям (те, кому легко даются и гуманитарные, и технические предметы) лучше справляются и с гуманитарными, и с техническими задачами по сравнению с просто гуманитариями или технарями. «Междисциплинарники» по интересам (те, кто интересуется и гуманитарными, и техническими областями) лучше решают любые задачи по сравнению с гуманитариями, а также лучше решают гуманитарные задачи по сравнению с технарями, но уступают технарям в решении технических задач.
Рис. 2 Результаты теста «Гуманитарий или технарь»: различия между «междисциплинарниками» (и по способностям, и по интересам), «чистыми» гуманитариями и «чистыми» технарями
5) А вот по результатам опроса можно отметить, что способности и интересы, как правило, совпадают и в гуманитарном направлении, и в техническом. Вероятно, вывод о том, гуманитарий человек или технарь, делается на основе успехов в той или иной предметной области, не лишено оснований.
Наши выводы и практические рекомендации
Итак, давайте подведем итоги. Есть разные методы определения, кем является человек – гуманитарий и/или технарь. Мы предлагаем для этой цели использовать разработанный нами тест «Гуманитарий или технарь», результаты которого часто совпадают с реальностью, с прогнозами, которые делают сами респонденты.
Но хочется еще раз обратить Ваше внимание, что существуют разные типы людей: есть и гуманитарии, и технари, а также одновременно гуманитарии и технари (мы называем их «междисциплинарники») и одновременно не гуманитарии и не технари. И если Вы получили в результате тестирования итог, что у Вас выражены и технические, и гуманитарные интересы и способности, то это не ошибка теста, а действительно Ваши особенности. Где их можно применить? Вот лишь небольшая часть профессий, в которых Вы сможете применить себя (см. таблицу 1 – это лишь иллюстрация, для более подробной оценки профессии нужны дополнительные тесты и беседа со специалистом по итогам тестирования!)
Профессиональные склонности и интересы | Профессиональная деятельность |
«Гуманитарий» | Филолог, политолог, юрист, историк, литературовед, журналист, связи с общественностью, международные отношения, регионоведение, лингвистика, культурология, искусствоведение и т.д. |
«Технарь» | Инженер-конструктор, инженер-строитель, электротехник, монтажник, инженер-проектировщик, горный инженер, инженер-технолог, электронщик, программист, инженер в сфере телекоммуникаций и т.д. |
«И гуманитарий, и технарь» | Междисциплинарные области: прикладная лингвистика, информационные системы в экономике, интеллектуальные системы в гуманитарных областях, педагог физико-математических наук, финансовый аналитик, маркетолог, социолог, бизнес-информатика и т.д. |
А вот если по результатам теста Вы оказались «не гуманитарием и не технарем», либо получили средние баллы по обоим направлениям, то, скорее всего, Ваши интересы лежат в других сферах, ведь гуманитарий и технарь не могут охватить всего многообразия наук и профессий. Возможно, Вы увлекаетесь естественно-научной деятельностью и подумываете о медицине, химическом производстве или лабораторной диагностике, или предпочитаете проводить свободное время, занимаясь спортом или творчеством. Что же Вам близко, чем Вы с удовольствием занимаетесь, когда все уроки сделаны и есть свободное время (или в каникулы)? Возможно, ответить на этот вопрос Вам помогут другие наши тесты, например, тест «Профориентатор». Главное, не поддаваться общему стремлению приписать себя к гуманитариям или технарям, а понять, что же на самом деле вызывает у Вас интерес и желание развиваться в той или иной профессиональной области.
Продолжение статьи «Гуманитарий или технарь: как найти себя и чем может быть полезно тестирование» читайте здесь.
Источник: proforientator.ru
Зачем бизнес-образованию гуманитарные дисциплины?
Догадки о том, что технократы менее успешны в бизнесе, чем интеллектуалы, увлекающиеся искусством, историей, литературой, вернули в программы бизнес-школ гуманитарные науки, которые, в свою очередь, стали основой для создания нового образа успешного и привлекательного бизнесмена. И сегодня мы предлагаем обсудить значение гуманитарных дисциплин в бизнес-образовании.
Как выглядит в глазах окружающих, конкурентов, партнеров и представителей власти современный представитель бизнеса? Жесткий, расчетливый и предприимчивый, но при этом уравновешенный, коммуникабельный и приветливый (во всяком случае тогда, когда ему это нужно). Все успешные предприниматели знают, что какими бы гениальными финансистами и бизнесменами они не являлись, они не смогут добиться долгосрочных успехов, если не научаться «подать себя в выгодном свете». Без этого умения, рано или поздно, их бизнес обречен на провал. И такие примеры существуют в реальной жизни, а не в кино!
«Встречают по одежке…»
Сначала немного окунемся в историю – недалекие, но смутные времена – начало 90-х годов прошлого века. Образы «бизнесменов» той поры, которые навсегда врезались в память старшего поколения, запечатлены в художественных фильмах о последних днях «совка»: малиновые пиджаки на плечах, золотые кресты на цепи, толщиной с мизинец, на шее, расстегнутый ворот рубахи, небрежная походка «хозяина жизни», вульгарные манеры и нецензурная речь. Некоторые из этих «икон стиля», конечно, пытались изображать вежливость и культуру, но чаще всего выходило плохо. Быть и казаться – разные вещи. Поэтому первые шаги капитализма в России выглядели цинично и уродливо.
Перемены происходили в стремительном темпе, и уже через 10 лет вальяжные и малообразованные люди постепенно исчезли. В бизнесе появилась «мода на интеллект», который не просматривался за яркими пиджаками, и «новые русские» начали учиться «приличным» манерам, как купцы Российской Империи времен Петра Великого – «политесу», чтобы торговать с немцами, голландцами и прочими европейцами.
Как оказалось, стиль одежды выдает недостаток образованности и культуры в человеке, а внешний вид и личностные качества предпринимателя любого уровня и в любые времена играет ключевую роль в его бизнесе.
Успех бизнеса и личность – новая концепция
Можно, по сложившейся русской традиции, подсмотреть за западными коллегами и узнать, как там организовано бизнес-образование вообще, и существуют ли в их школах гуманитарные дисциплины в частности? Если вы, как и мы, уже подсмотрели, то наверняка знаете ответ: спохватились, внедряют, заметили, что холодный прагматизм больше не работает.
Главным приоритетом в оценке работы топ-менеджеров стали лидерские качества. Результаты мониторинга, неоднократно проводившегося западными специалистами, выявили, что узкими профессиональными компетенциями владеет каждый специалист компании, иначе бы он не смог вообще попасть в сферу бизнеса или управления. Но закостенелое мышление мешает принятию быстрых решений, поиску компромиссов, а это – качества, от которых зависит успех бизнеса. Выяснилось, что на этапе обучения были упущены гуманитарные науки.
Поэтому ведущие бизнес-школы мира сейчас активно экспериментируют, объединяя гуманитарные науки с бизнес-дисциплинами:
- Программы Copenhagen Business School дополнены философией и политологией;
- В Bentley University студенты, наряду с профильными дисциплинами, изучают киноведение, макроэкономику, политику;
- В Бостонском колледже – историю, философию, литературоведение.
Список примеров можно продолжить, но суть ясна – бизнес больше не работает по-старому. И, чтобы войти в измененный мир бизнеса, нужно принять новые правила игры и внедрять новые методы, подходы и решения у себя как можно быстрее.
Зачем бизнесмену гуманитарные науки?
Сразу исключим варианты, в которых бизнес изначально построен на знании гуманитарных дисциплин. То есть, те варианты, где без, хотя бы, элементарных гуманитарных знаний невозможно построить бизнес в принципе. Например, без знания истории и искусствоведения невозможно открыть музей, организовать экскурсии по историческим памятникам и т.д. Хотя, даже в таких бизнес-моделях требуется регулярное расширение кругозора, постоянное пополнение знаний, которые могут неожиданно пригодиться в самых разных рабочих ситуациях.
Другой вариант: владельцу компании, занимающейся разработкой и созданием робототехники необходимо привлечь внимание инвестора, увлеченного живописью. Задача: как найти подход к человеку, который далек от робототехники, и заинтересовать его своим проектом?
Решение задачи – знание, по крайней мере, основ изобразительного искусства и смежных дисциплин – истории, философии, литературы и практической психологии. В этом случае «технарь» для «гуманитария» – интересный собеседник, и можно рассчитывать на расширение поля деятельности и, как следствие, привлечение дополнительных средств. Не стоит рассчитывать, что человека с ярко выраженным гуманитарным складом ума заинтересуют цифры и формулы: гении, подобные М. В. Ломоносову, рождаются крайне редко. Зато прирожденным математикам, химикам и физикам гуманитарные науки даются легко – и этим нужно пользоваться «на полную катушку».
Не секрет, что человеку, обладающему богатым лексическим запасом, не составит большого труда быть убедительным. Но для этого нужно много читать: классику, научно-популярные издания, философию и т.д. Чем обширнее круг интересов, тем легче общаться с разными людьми. Если к выше перечисленному прибавить знания практической психологии, то «подобрать ключи» к партнеру, инвестору или клиенту – вопрос нескольких минут или даже «золотых 30 секунд», в которые внимание собеседника сосредоточено на объекте автоматически.
Кроме практического применения гуманитарных знаний в бизнесе, литература, история, обществоведение и искусство формируют мировоззрение человека в целом – его духовное начало. Личность, совершенная во всех отношениях, всегда интересна собеседнику, в том числе и партнеру по бизнесу. Поэтому гуманитарные знания – всегда капитал, который легко конвертируется в материальные ценности. Недаром говорят, что «встречают по одежке, а провожают по уму».
Не бизнес-планом единым
Еще 2015 году европейские специалисты пришли к выводу, что продавать продукт технологических компаний лучше всего получается у филологов, психологов, философов и маркетологов. То есть, лучшими продажниками оказались те самые гуманитарии, которые ничего не смыслят в высоких технологиях, робототехнике и программном обеспечении. Зато они умеют говорить со всеми слоями общества, подбирая самые правильные и нужные слова, апеллируя к желаниям и потребностям каждого, отдельно взятого человека или группы людей. Они умеют управлять через эмпатию и творчески мыслить. Не боятся фантазировать и широко смотрят даже на самые банальные вещи.
Отметим, что именно гуманитарное образование помогло многим отечественным предпринимателям покорить бизнес-олимп:
- Глава российского представительства Google Юлия Соловьева по первому образованию лингвист,
- Глава холдинга Mail.ru Борис Добродеев по образованию историк
- Коммерческий директор ООО «Яндекс» Максим Гришаков в свое время получил диплом МГИМО по специальности «маркетинг, реклама и связи с общественностью»
- Создатель социальной сети Вконтакте Павел Дуров в свое время с отличием окончил филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета
Другими словами, можно сделать однозначный вывод: в современном мире недостаточно просто составить удачный бизнес-план. Даже если будущий бизнесмен «семи пядей во лбу» его неминуемо постигнет неудача, если он вовремя не начнет изучать гуманитарные дисциплины, которые помогут ему продать свой продукт, найти общий язык с инвесторами и договориться с возможными бизнес-партнерами или конкурентами.
Возможно именно поэтому уже сегодня многие ведущие бизнесмены, при выборе кандидатов на руководящие должности в своих компаниях, отдают предпочтение выпускникам гуманитарных направлений, а не так называемым STEM-специалистам, которые умеют «кодить», но не понимают пользователей.
Современный бизнесмен и руководитель это не тот человек, который только и умеет, что управлять финансовыми потоками. Это лидер и эмпат, который умеет вдохновлять, постоянно развивает свои коммуникативные способности и критическое мышление. Он умеет находить нестандартные решения и чувствовать себя и окружающих.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- бизнес-школы
- гуманитарное образование
- бизнес
Источник: fulledu.ru