Бизнес и гражданское общество проблемы взаимоотношений

Кортиаев Т.Ю. (СОГПИ, г. Владикавказ, РФ) In this article is about the cooperation of three sectors: state, business and civil society in conditions of financial crisis. Наряду с основными государственными мерами по противодействию финансовому кризису особое внимание необходимо уделить реализации экономических возможностей гражданского общества.

Как заявил в одном из своих интервью Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, — успех в преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса будет во многом зависеть в нашей стране от способности государства и гражданского общества объединить усилия. К этому целесообразно добавить еще один важный элемент экономической системы как бизнес, без которой, в принципе, невозможно реализовывать социально-экономические преобразования.

Многие современные проблемы экономической системы могут быть решены с помощью формирования и реализации экономических функций «гражданского общества», суть которого сводится к тому, что субъекты хозяйственной деятельности должны, управлять и регулировать производ­ственными процессами самостоятельно, без вмешательства власти. Это предполагает иной управленческий механизм регулирования нацио­нальной экономики.

8. Гражданское общество и государство.

Особое внимание необходимо обратить на то, что переход к инновационной экономике создает значительную необходимость в новом принципе организации производства и торговли, которая отразила бы новую модель экономического роста. Имя этой модели – экономика гражданского общества.

Гражданские инициативы могут иметь макроэкономический масштаб, а различные услуги, предлагаемые организациями гражданского сектора, могут приносить долгосрочные выгоды для делового сектора, особенно в сфере наращивания человеческого капитала, но только в том случае, если предлагаются механизмы быстрого и гибкого ответа на конкретные потребности. В частности, неправительственные организации могут активно участвовать в разработке, проведении и коррекции реформы социальной инфраструктуры.

Кроме того, гражданское общество может обеспечить повышение качество услуг, большее равенство потребителей, снижение издержек предоставления услуг. В сфере инновации, гражданское общество способно осуществлять технологические и продуктовые инновации, действовать по новым социальным технологиям, а также формировать социальный капитал и содействовать по расширению демократизации общества.

Государство должно функционировать не в противодействии гражданскому обществу, а как его доброжелательный партнер, тем более учитывая исторический опыт функционирования гражданского общества на Западе, в котором социальная стратегия государства основывается на поддержке некоммерческих неправительственных организаций в качестве основных субъектов гражданского общества. При этом важно отметить, что только наличие национального государства является непременным условием для формирования, существования и развития гражданского общества.

Что касается отношения между гражданским обществом и бизнес-сообществом, то гражданским организациям следует определить приоритеты в зависимости от текущих потребностей общества, основываясь на объективной оценке фактической ситуации. В то же время, и предприятия должны проявить больший интерес и поддержку гражданским организациям.

ЛЕКЦИЯ 15.1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Социальная роль гражданского общества может определяться как своеоб­разная основа ценностей, сотрудничества, терпимости, заботы о культурной жизни и интел­лектуальных инновациях. Гражданские группы должны обучать членов общества навыкам гражданства и закладывать основу для выражения своих экономических интересов.

Эти социально-экономические функции имеют особую роль в развитии и наращивании самого гражданского общества. Общественные, не­формальные группы предоставляют каналы, через которые «внегосударственные» категории людей смогут внести свой голос в процессе принятия правительствен­ных решений.

Это способствует повышению транспарентности и подотчетности, борьбе с коррупцией и созданию социального консенсуса в пользу экономических реформ. Гражданское обще­ство, в свою очередь, оказывает особое влияние на макросоциальные и экономические результаты, и тем самым играет важную роль в достижении определенных результатов в борьбе с нищетой и обеспечении устойчивого развития.

В данном случае необходимо развивать диалог между гражданским обществом и пра­вительством. Совместная деятельность открывает возможность предоставления голоса таким группам населения, которые зачастую оказываются на маргинальных позициях или в социальной изоляции.

А это, в свою очередь, помогает формированию мас­штабных социальных связей и расширению сотрудничества между ассоциациями гражданского общества, а также улучшению подотчетности и прозрачности в сфере государственного управления. Эти последствия являются ключевыми эле­ментами для стабильного экономического и социального развития 1 . Главным результатом взаимодействия трех сил должен стать личностно-ориентированная экономическая система, в центре которой стоит индивид (рис.1).

Рисунок 1 В целом, государство действует в экономической системе как арбитр, устанавливая законы, нормы и правила, а при помощи аппарата (средств) принуждения эти установления выполняет. Бизнес структуры действуют методами купли-продажи, осуществляют поддержку распространения предпринимательских идей, инициативу и опыта управления, проводят научно-исследовательские и проектные работы, организуют деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов и новой продукции, удовлетворяют материальные потребности общества, осуществляют функции по обеспечении занятости населения. Что касается третьего сектора экономики то его экономическая задача сводиться к тому, чтобы совместить интересы всех участников процесса инновационного развития посредством достижения многосторонних договоренностей, выходящих за рамки государственных установлений и коммерческих контрактов. Гражданское общество обеспечивает условия и возможности представления перед государством гражданских экономических интересов и уже одно это превращает отдельного гражданина в «публичную» (общественно-значимую) фигуру. Гражданское общество, в его ассоциированности, существенно изменяет права экономических организаций, частную собственность и рынок, которые правомерно рассматривать и как «производные» социальные институты от гражданского общества 2 . В данном случае, для экономической модернизации требуется все три составляющие.

Читайте также:  Сколько нужно доплатить за бизнес класс в самолете аэрофлот

20.05.2015 654.73 Кб 7 РП по инновационному менеджменту МО.rtf

20.05.2015 602.2 Кб 3 РП по инновационноу менджменту МО.rtf

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Ключевые проблемы взаимодействия государства, гражданского общества и бизнеса

По мнению большинства независимых экспертов, отношения государства, гражданского общества и бизнеса в России складываются весьма медленно, а в некоторых сферах наиболее болезненного переплетения интересов имеют повышенную напряженность. В настоящее время во взаимодействии на первый план вышли стратегические вопросы, связанные с получением доступа к ресурсному обеспечению развития общественных организаций, представляющих на институциональном уровне гражданское общество и малый бизнес.

К сожалению, общественные организации, занятые решением острых социальных проблем, пока не имеют соответствующего ресурсного обеспечения — реального доступа к необходимым и достаточным материальным и финансовым ресурсам. Посреднические и иные достаточно далекие от реализации созидательных гражданских инициатив организации, напротив, получают широкий доступ к ресурсному обеспечению через активное лоббирование своих интересов в среде заинтересованных чиновников (целевые деньги), а также получают доступ к зарубежному финансированию своей деятельности. Во втором случае им приходится постоянно демонстрировать лояльность зарубежным спонсорам, совершенствовать навыки составления заявок на гранты и изощряться в написании отчетов об их целевом использовании.

При этом социально ценные, но, к сожалению, финансово слабые организации просто не выдерживают безразличия (часто — демонстративного равнодушия) со стороны власти или бизнеса, что ведет к закономерному перерождению части из них из-за размывания первоначальной идеи социального служения (миссии) и окончательной потере собственного «социального лица». Стремление же немногочисленных сильных организаций гражданского общества, принадлежащих к указанной категории, «отодвинуться» от органов власти и коммерческих структур на безопасную «дистанцию» приводит к резкому падению их финансовой устойчивости и снижению качества работы. Это связано, прежде всего, с недостаточностью эволюционного [1] ресурса (ресурса развития дела) — с явным недостатком инновационных идей, информации и систематизированных знаний в сфере социально-экономического управления, а также практического опыта работы у руководителей и актива многих общественных организаций.

Затрудненность доступа к ресурсам социального развития показывает, что механизмы социального заказа (на федеральном, региональном и местном уровнях) власти работают плохо или их вовсе нет.

  • [1] Это совокупный ресурс развития общества, востребованный им в процессе обеспечения необходимой динамики и безопасности развития его внутренних институтов. Сюда, как правило, включают: информационный, человеческий, нормативноправовой, политический, экономический, финансовый, мотивационный, идеологический, культурно-образовательный и прочие виды ресурсного обеспечения.

Источник: bstudy.net

Бизнес и гражданское общество

Взаимоотношения гражданского общества с бизнес-структурами в России

Как один из факторов, благоприятствующих успешной деятельности третьего сектора, и с которым связываются определенные перспективы развития российских НКО, мы склонны рассматривать взаимодействие некоммерческого сектора с бизнес-структурами и развитие отечественной филантропии. Сегодня механизмы сотрудничества бизнеса и некоммерческого сектора находятся в начальной стадии развития и исследованы еще меньше, чем партнерство между государством и третьим сектором.

Рассматривая причины сложного становления форм взаимодействия бизнеса с некоммерческим сектором, надо исходить из понимания того факта, что их развитие зависит от того, как выстраивается сотрудничество по оси бизнес-государство. Таким образом, в треугольнике взаимоотношений можно найти широкий спектр ожиданий партнеров, которые сегодня действуют разрозненно, но необходимы друг другу. И эта ситуация проявляется в обществе, которое переполнено социальными проблемами. Власти хотелось бы выглядеть в глазах общества социальной, а бизнесу — менее агрессивным, более лояльным и патриотичным.

Читайте также:  Книга золотые правила бизнеса

Развитие бизнеса (частного, коммерческого сектора) в последние 10-12 лет в России имеет свою динамику, отличную от тенденций становления третьего сектора. Если НКО имели резкий скачок в развитии, начиная с 1995 года, то бизнес прошел пик становления в 1992-1994 годах. Более того, как отмечают некоторые исследователи, с 1998 года малый и средний бизнес находится в стадии стагнации по ряду причин: кризис 1998 года, несовершенная законодательная база, создающая бюрократические препоны его развития, кредитная политика, отсутствие механизмов свободной конкуренции, коррупция и т.д. Следовательно, основной участник благотворительной деятельности — малый и средний бизнес, сегодня ослаблен. Последовательно наращивают свой потенциал лишь естественные монополии, известные перерабатывающие холдинги и производители, работающие на сырьевых ресурсах (нефть, газ, никель и др.).

Сегодня представители власти и третьего сектора все чаще говорят о необходимости социально активного и социально ответственного бизнеса. Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, в России пока не появилось. То, что в зарубежной практике обычно называется «corporate community involvement» («корпоративная вовлеченность в дела местного сообщества»), у нас предлагается рассматривать как «социальную активность бизнеса в местном сообществе».

Понятие «социальная ответственность бизнеса» было сформулировано в середине прошлого века в качестве концепции, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом, вносит значительный вклад в улучшение качества жизни людей.

Проявление социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в XX веке прошло в своем развитии три этапа:

  • 1) 60-е — середина 70-х гг. характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены;
  • 2) середина 70-х — начало 80-х гг. — становление стратегической филантропии, отличается готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации;
  • 3) конец 80-х гг. — развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы все трех секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.

Наш бизнес, скорее всего, находится на начальном этапе, и поэтому сегодня российским бизнесменам необходимо быть социально ответственными для того, чтобы они могли выходить на новые, в том числе, мировые рынки. Как показывает практика, это не просто дает укрепление отношений с клиентами и повышает лояльность сотрудников.

Такое поведение на рынке получило название «корпоративное гражданство». Компании желающие проявить себя как корпоративные граждане, чаще всего возвращают свой долг местному сообществу в виде благотворительности или филантропии (в последнее время это все чаще стали называть «корпоративными социальными инвестициями»). При этом под сообществом понимается любая общность людей от населенного пункта, где проходит деятельность компании, до целой страны, по отношению к которой компания имеет интересы.

Для российских компаний, стремящихся стать корпорациями мирового класса, использование подобного инструмента, способствующего улучшению имиджа на международной арене, становится необходимостью. Подобная стратегия обеспечивает рост устойчивости и стабильности на общероссийском и местном уровнях не только крупным корпорациям, но и компаниям среднего и малого бизнеса. В то же время реальная оценка свидетельствует, что компаний, способных совершить подобный прорыв, сегодня единицы.

Когда говорят о сотрудничестве третьего сектора и бизнеса, чаще всего подразумевается благотворительная деятельность коммерческих структур по отношению к НКО. Термин благотворительность исследователи используют по-разному. Вот лишь некоторые определения.

Читайте также:  Кто родил в детей шоу бизнесе

Благотворительность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.

В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.

Существуют различные представления и о том, на что должна ориентироваться современная российская благотворительность: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции? На наш взгляд, жизнеспособность как государственных, так и негосударственных форм помощи в немалой степени будет зависеть от того, насколько удастся восстановить оптимальные черты российских традиций благотворительности.

Благотворительность как общественное движение широко развитое в дореволюционной России и ставшее в Советское время «буржуазным пережитком», возродилось в конце 80-х годов — в период перестройки и экономических преобразований. В течение следующих лет оно стремительно развивалось, становясь одним из инструментов строящегося гражданского общества. Вопрос о благотворительности — это, как ни странно, вопрос о свободе предпринимателя, вопрос о возможности для него быть не только рабом закономерностей и диктата рынка, но свободным гражданином, имеющим возможность по собственной воле участвовать в социальном воспроизводстве, то есть в гражданской жизни, почувствовать себя свободным от диктата и государства, и рынка.

Традиционно бизнесмены всего мира занимаются благотворительностью, и Россия не исключение. Российские предприниматели славились своим меценатством не меньше, чем знаменитые филантропы Европы и Америки. Сегодня участие бизнеса в социально значимых инициативах играет важную роль в процессе реформ Российской Федерации. Многие лидеры российского бизнес-сообщества (Юкос, «Интеррос», «Роснефть, «Альфа-банк» и некоторые другие) осознают важность развития отечественной филантропии и рассматривают ее как неотъемлемую часть своей основной производственной деятельности, ведь она составляет не менее важную часть бизнес-стратегии этих организаций, чем любой другой аспект менеджмента.

Позиция российского бизнеса по отношению к благотворительности остается неопределенной. В реализации своей благотворительной миссии корпорации по-прежнему сталкиваются со значительными бюрократическими трудностями. По настоятельной «просьбе» региональных и местных администраций осуществляются поставки продуктов по сниженным ценам для воинских частей, столовых профессиональных технических училищ и других социальных учреждений.

Бытует точка зрения, что в развитом социально ориентированном государстве благотворительность вообще не должна существовать. В то же время мировой опыт говорит о том, что в материально обеспеченных странах благотворительность не только не исчезает, а активно развивается и приобретает новые социально эффективные формы. К таковым не без основания можно отнести фонды местного сообщества. Эта модель пришла в Россию недавно: в 1998 году в городе Тольятти был зарегистрирован первый общественный Фонд, в 1999 году этому примеру последовали и в Тюмени (БФРГТ), а затем и в некоторых других российских городах. В большинстве своем такие фонды создаются учредителями как грантодающие фонды в поддержку социальных инициатив граждан, они являются фондами местного сообщества и аккумулируют средства бизнес-организаций и населения для решения социальных проблем.

Таким образом, самая главная проблема состоит в том, что в России практически не работает механизм побуждения корпоративной филантропии, суть которого состоит в налоговых льготах тем организациям-налогоплательщикам, которые жертвуют часть своей прибыли на благотворительные цели. Согласно действующему законодательству, облагаемая налогом база уменьшается на сумму благотворительных взносов, если последние составляют не более 3-5% от прибыли. Принимая во внимание стремление большинства коммерческих структур скрыть свою прибыль в условиях неадекватно высокой налоговой нагрузки, совершенно очевидно, что столь незначительная скидка является весьма слабым стимулом для развития филантропии.

В целом, можно сказать, что взаимоотношения НКО с бизнес-структурами в России сегодня вышли на новый уровень и все чаще можно встретить крепкое, продуктивное партнерство между ними. Уже практически не встречаются бизнесмены, которые не понимают роли и возможностей третьего сектора и воспринимают его как вечного просителя — такие тенденции становятся все менее заметными как на общероссийском, так и на региональном уровне.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин