В статье актуализируется проблема предпринимательской подготовки будущих специалистов к профессиональной адаптации в социуме после получения образования. Рассматриваются возможности и основные идеи Центра поддержки предпринимательства Шадринского государственного педагогического университета (далее — Центра) для формирования и развития предпринимательских компетенций, позволяющих студентам уже в стенах вуза апробировать первый опыт предпринимательства. Описываются различные форматы мероприятий Центра, взаимодействия и сотрудничества с предпринимательским сообществом региона, целью которых является развитие молодежного (студенческого) предпринимательства как перспективной точки роста для города и региона. Приводятся некоторые результаты изучения уровня предпринимательской готовности и направленности обучающихся, определившие проблему исследования, обозначенную в статье.
компетенции, предпринимательство, профессиональная социализация, Центр поддержки предпринимательства вуза
JEL-классификация: I23, I26, L26, M21
ТОП 5 Бизнес идей в сфере обучения. Новые идеи для малого бизнеса
Цитировать публикацию:
Бурнашева Э.П. Развитие предпринимательских компетенций студентов как основная идея Центра поддержки предпринимательства в вузе // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 10. – С. 3827-3838. – doi: 10.18334/ce.16.10.116311
Burnasheva, E.P. (2022) Development of students’ entrepreneurial competencies as the main idea of the University’s Entrepreneurship Support Center. Kreativnaya ekonomika, 16(10), 3827-3838. doi: 10.18334/ce.16.10.116311 (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Введение
Независимо от быстро и динамично меняющейся экономической ситуации в нашей стране проблема развития молодежного (студенческого) предпринимательства и его значении в развитии местных территорий остается актуальной и требующей актуализации.
Высшие профессиональные учебные заведения призваны сегодня выполнять не только образовательную и воспитательную функцию, но и быть центрами подготовки молодых людей к инновационной деятельности. Востребованными являются не только задачи профессиональной подготовки на уровне узкой специализации (определенного профиля по направлению подготовки), но и формирование у будущих специалистов предпринимательского мышления.
Анализ научно — педагогических источников позволяет сделать определенные констатации о сущности категории предпринимательской активности [1].
Ряд ученых понимают под предпринимательской активностью инновационную деятельность в экономическом аспекте ( И. В. Крупнов, С. З. Жизнин, С. И. Вершинин) [2].
В работах А. А. Ступина [3] и О. В. Катковой [4] утверждается, что предпринимательская активность как устойчивое поведение может развиваться при наличии определенных условий.
О влиянии социокультурных факторов на предпринимательскую активность говорится в статье А. Г. Гаврилюк [5].
ИНВЕСТОР ВЫБИРАЕТ БИЗНЕС ИДЕИ | Какие бизнес-модели реально работают у предпринимателей?
В Федеральном законе ««О молодежной политике в Российской Федерации» говорится о необходимости уже в период обучения в вузе готовить молодых людей к самореализации через полученные ими знания, навыки и компетенции для успешной адаптации и реализации их потребностей в профессиональном, социальном и личностном развитии [6].
Проблема развития предпринимательской подготовки молодежи изначально определяется положением ряда современных теоретических концепций. В частности, в «инвестиционной теории креативности» Р. Стернберга отмечается, что творческая личность как успешный инвестор занимается созданием и развитием неизвестных идей, ценность которых в начале работы может быть просто непонятна окружающим [7].
По мнению А. А. Литвинюк и Е. А. Гонтар, творческая личность, а именно творчество и нестандартный подход к решению ситуаций отличает успешных предпринимателей, способна увидеть и оценить скрытые возможности разрабатываемой идеи и потенциальные возможности ее принятия субъектами рынка потребителей [8].
Л.В. Глезман акцентирует ключевые вызовы, призванные сформировать условия развития современного предпринимательства [9].
Вопросы разработки методологии развития предпринимательской активности, мотивации к ее проявлению актуализируются в работе авторов А. З. Улимбашева, К. С. Половниковой и А. А. Шемчук [10].
Подытожив значимость предпринимательской активности как условия успешности экономического развития и инновационного роста российских регионов, отметим необходимость ознакомления студенческой молодежи с реальными возможностями самореализации через инициацию предпринимательской деятельности уже в стенах образовательной организации неэкономического профиля.
В настоящее время задача планирования предпринимательской деятельности в профессиональной сфере в процессе подготовки будущих специалистов рассматривается как запрос со стороны государства [11].
Перед профессиональными образовательными организациями стоит задача подготовки специалистов, обладающих достаточными специальными предпринимательскими компетенциями в выбранной сфере деятельности, способными к принятию рациональных управленческих решений, с развитым экономическим мышлением, понимающими наличие определенных рисков, подготовленные к инновационной деятельности. Это должно достигаться при помощи изучения основ креативного менеджмента [12].
Следует отметить, что государство не только поставило задачу перед образовательными организациями. Создаются и необходимые условия для возможности развития предпринимательских компетенций молодых людей, поддержки реализации их бизнес — идей [13]. Среди наиболее распространенных всероссийских проектов и конкурсов для студенческой молодежи можно обозначить «Твой ход», «Я-предприниматель», «Большие вызовы», «Студенческий старап». Значительна роль в развитии предпринимательства в молодежной среде федерального агентства «Росмолодежь», миссией которого является создание благоприятной среды для реализации мечты и раскрытия талантов студенчества. Подготовка молодежи к проектной деятельности — отдельный и важный аспект в плане развития предпринимательских компетенций [14].
В данной статье будут рассмотрены возможности и мероприятия по формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов на примере функционирования Центра поддержки предпринимательства в Шадринском государственном педагогическом университете.
Цель исследования — разработать Программу формирования и развития предпринимательских компетенций будущих специалистов для успешной социализации в условии рыночных отношений.
Научная новизна состоит в том, что в результате реализации предлагаемой системы мероприятий устранятся противоречия между задачей привлечения студенчества к предпринимательской деятельности и недостаточной сбалансированностью теоретической и практической организации ее реализации в период обучения в ВУЗе.
Основная часть
Для решения проблемы профессиональной самореализации и развития у обучающейся молодежи предпринимательских компетенций на базе института информационных технологий, точных и естественных дисциплин Шадринского государственного педагогического университета организована работа Центра поддержки предпринимательства (ЦПП). В основу функционала Центра заложена идея реализации Программы подготовки будущих специалистов к социально — ориентированной, коммерческой и инновационной предпринимательской деятельности в условиях актуальных социально — экономических, информационных и коммуникативных отношений в социуме (далее — Программа. ).
Под предпринимательскими компетенциями будем понимать деловые и личностные качества, овладение которыми помогает эффективно решать бизнес — задачи. При этом, недостаточность сформированности этих компетенций влечет за собой снижение общей предпринимательской компетентности.
Прежде всего, необходимо было выявить отношение и определить готовность студентов ВУЗа к предпринимательской деятельности.
Необходимость проведения исследований предпринимательской активности и намерений студентов с целью получения необходимой информации для дальнейшего развития предпринимательства в стране подтверждает в своей работе В. В. Щеголев [15].
Для проведения диагностики были использованы некоторые известные методики.
Были опрошены студенты 2-4 курсов направления «Профессиональное обучение» (всего 49 человек).
Тест «Каков ваш потенциал владения и управления собственнным делом, самостоятельного ведения бизнеса», разработанный на основе американского аналога для малого бизнеса, показал уровень деловых качеств студентов, необходимый для предпринимательской деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства студентов уровень обладания исследуемыми деловыми качествами оказался средним (табл.1).
Показатель уровня овладения деловыми качествами, необходимыми для предпринимательской деятельности (% / чел.)
Составлена автором
Уровень | Очень хороший | Хороший | Средний | Низкий |
49 /100 | 12,2 / 6 | 22,4 / 11 | 57,2 / 28 | 8,2 / 4 |
Для объективности выводов был использован еще один опросник «Оценка своих предпринимательских способностей» (авторы Р. Хизрич, М. Питерс). Результаты теста подкрепили предыдущие показатели (табл. 2).
Оценка предпринимательских способностей (% / чел.)
Составлена автором
Уровень | Выше среднего (достаточный) | Средний | Недостаточный |
49 /100 | 28,6 /14 | 67,3 / 33 | 4,1 / 2 |
Изучение состояния проблемы предпринимательской готовности студентов показало необходимость организации целенаправленной работы по формированию и развитию у обучающихся необходимых предпринимательских компетенций [16].
Прежде всего были определены и выделены общие предпринимательские компетенции:
1) умение видеть благоприятные возможности рынка, прогнозировать и инициировать новые проекты;
2) умение принимать решения в типичных и нестандартных ситуациях (ситуациях неопределенности и риска);
3) владение коммуникативными способностями, установление и поддержка контактов;
4) способность формирования и управления командой.
Немаловажным было выделить и личностные предпринимательские компетенции:
1) наличие развитого стратегического мышления и инновативности;
2) способность проявлять лидерство, решительность и самостоятельность в принятии решений;
3) способность проявлять инициативу и ориентация на личностное и профессиональное развитие (саморазвитие);
4) умение проявлять мобильность в ситуациях многозадачности.
Для целенаправленной и системной работы ЦПП была разработана Программа предпринимательской подготовки студентов. Программа включает различные форматы проведения мероприятий с использованием инфрастуктуры университета и окружающего социума. Рассмотрим конкретные мероприятия, реализуемые для выполнения Программы Центром поддержки предпринимательства.
Обучающие и просветительские мероприятия.
1. Тематические дни адаптации первокурсников «Карьера. Предпринимательство» (встречи в аудиториях: знакомство с возможностями подготовки и реализации студентами бизнес — идей и участия в грантах различного уровня).
2. Мастер — классы по обучению технологии разработки и оформления проектов «Проектная среда» ( проходит по средам на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций университета).
3. Семинары погружения по проблемам личностного и профессионального роста («Управление временем», «Принцип бамбука как технология эффективного личностного и профессионального роста» и др.).
4. Предпринимательский час (встречи с успешными предпринимателями — выпускниками университета, проводятся по четвергам на базе ЦПП).
5. Организация работы секций «Проектная деятельность как способ профессиональной самореализации личности» (в рамках международных и национальных научно — практических конференций).
1. Предпринимательский практикум (работа в малых группах с бизнес — тренерами общественной организации «Опора России»).
2. Региональный конкурс социальных информационных проектов «Мое первое дело» (совместно с Отделом образования Администрации города Шадринска).
3. Коворкинг — зона «Лаборатория бережливого производства» (совместная работа по проектированию бизнес — идей и их реализации на базе реального предприятия). Идея основана на материале статьи О. В. Железновой и др. [17].
4. Студенческий маркетплейс (цифровая платформа для создания сообществ по интересам для студентов университета с целью продвижения их hand made проектов).
5. Индивидуальная работа преподавателей ЦПП со студентами, разрабатывающими проекты на соискание грантов агентства «Росмолодежь», «Твой ход», «Я — предприниматель» и др.
6. Подготовка команд для участия во Всероссийском конкурсе «Управляй».
7. Взаимодействие с управлением дополнительного образования университета по обучению студентами интегрированного образования, помогающего в перспективе реализовывать идеи создания образовательных центров.
8. Экскурсии на ведущие и градообразующие предприятия города с целью визуализации предпринимательских возможностей в условиях малого города.
Практически все перечисленные мероприятия в настоящее время реализуются под эгидой Центра поддержки предпринимательства университета. Результаты системной подготовки студентов университета к предпринимательской деятельности находят подтверждение в статистике предпринимательства региона, однако они могут быть выше при активизации указанных форматов подготовки студентов.
Выводы
Проблема подготовки студентов к предпринимательской деятельности при условии формирования и развития у них профессиональных компетенций требует от образовательных организаций пересмотра самой технологии организации образовательного процесса. Для этого необходимо, прежде всего, создать соответствующие условия, обеспечить ресурсную базу для проведения конкретных практикоориентированных мероприятий.
Эффективность в развитии предпринимательских компетенций возможна только в условиях интеграции усилий самой образовательной организации и представителей территориальных предпринимательских структур.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источник: creativeconomy.ru
Бизнес идеи предпринимательства в образовании
В работе рассмотрен опыт внедрения инновационных предпринимательских продуктов в учебных заведениях высшего образования. Выделены различные направления изучения категории «образовательное предпринимательство», приведены примеры различных мероприятий, направленных на формирование предпринимательских компетенций у студентов вузов, как инновационные предпринимательские продукты в сфере образования.
Представлены результаты опроса 43 высших учебных заведений с целью определения уровня развития образовательного предпринимательства вуза и опыта использования инновационных предпринимательских продуктов. Определено, что каждая образовательная организация проводит отдельные мероприятия по повышению уровня овладения студентами предпринимательскими компетенциями, однако предпринимательские компетенции у опрошенных студентов вузов находятся в начальной стадии их формирования.
У большинства вузов дополнительные программы образования в рамках указанного направления только планируются к запуску в 2022–2023 учебном году. Проведен мониторинг информации, представленной на сайтах высших учебных заведений г. Омска, с целью определения разнообразия инновационных предпринимательских продуктов. Перечислены мероприятия, формирующие предпринимательские компетенции, в которых участвуют студенты высших учебных заведений г. Омска. Продемонстрирована важность развития предпринимательских компетенций у обучающихся в высшей школе для наиболее эффективной адаптации в своей будущей профессиональной деятельности.
высшее образование
образовательное предпринимательство
предпринимательский продукт
компетенции
высшие учебные заведения
1. Балыхин Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями (факторы и методы планирования) // Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 74–84.
2. Кузьмина М.Н., Сырбу А.Н. Направления, проблемы и перспективы развития предпринимательства в сфере образования Российской Федерации // Грани познания. 2018. № 5 (58). С. 57–60.
3. Геращенко И.П., Алексеенко Е.В., Романова А.Н. Методика оценки эффективности системы образовательного предпринимательства в вузах // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4.; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31994 (дата обращения: 03.09.2022).
4. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Каха З. Развитие предпринимательских компетенций студентов бакалавриата России и Чехии: гендерный аспект // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 1. С. 101–134. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-101-134.
5. Дерябина Г.Г., Можжухин Д.П., Памухин Ю.Г., Потапова О.Н. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях в бакалавриате // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 108–125.
6. Быковская Е.В., Айвазян Н.Л. Технологическое предпринимательство как составляющая инновационного экономического роста региона: роль технического вуза //
В сборнике: Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России. Материалы IV Всероссийского форума по экономической безопасности. 2022. С. 135–145.
7. Валькова Ю.Е. Анализ инновационных образовательных практик в российской высшей школе // Инновации в образовании. 2022. № 4. С. 4–20.
Непрерывность социально-экономических трансформаций в условиях современной России обуславливает необходимость формирования и развития новых компетенций работников на рынке труда. Необходимость обеспечения устойчивости отечественной экономики и достижение социальной стабильности в государстве заложили основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2023 г.
В настоящее время устойчиво мнение о том, что низкая эффективность реализации программ, направленных на развитие малого бизнеса, связана главным образом с высоким уровнем бедности в нашей стране, а также все более усиливающимся региональным неравенством, т.е. все списывается на «плохие» экономические условия. Однако у коучей и бизнес-тренеров существует иная версия, а именно отсутствие у большинства населения тех качеств, которые нужны для того, чтобы открыть собственное дело. Возникает вопрос: «Почему при прочих равных условиях одни становятся успешными бизнесменами, а другие закрывают свой бизнес?» Существует условное разделение предпринимателей на «старых» и «новых». При этом первых предпринимателей можно описать такими эпитетами, как «опытный», «ответственный», а вторых – «инновационные» и лучше коммуницирующие с потребителями.
Современная ситуация в экономике развернута в сторону формирования нового поколения предпринимателей. Это молодежь, которая транслирует изменившиеся ценности ведения бизнеса, отличается по-настоящему сильными идеями, верой в достижение успеха и желанием изменить к лучшему если и не весь мир, то какую-либо отрасль.В связи с этим необходимо развивать инфраструктуру поддержки молодежного предпринимательства, при том что такая поддержка инициатив и содействие предпринимательской деятельности молодежи входит в перечень основных направлений реализации молодежной политики. Развитие предпринимательских компетенций нового поколения и получение ими необходимых для предпринимательской деятельности знаний – это «быстрый» старт в мир бизнеса и залог принятия эффективных решений. Здесь мы ориентируемся прежде всего на студенческую молодежь, так как эта категория граждан обладает большим потенциалом для осуществления предпринимательской деятельности в изменившейся социально-экономической среде вследствие их повышенной адаптируемости к условиям и наличия инновационного мышления. Поэтому многие вузы, в том числе в Омской области, вводят инновационные предпринимательские продукты для достижения вышеуказанных целей.
Инновационные предпринимательские продукты – это результат инновационного предпринимательства, которое интерпретируется по-разному в научной среде и источниках, однако исследователи единогласны в том, что его общей чертой является выделение в качестве основных характеристик нацеленности на коммерческий успех и использование нововведений.
Авторы настоящего исследования обращают свое внимание на сферу образовательного предпринимательства – важного тренда на рынке образовательных услуг. Далее приведен ряд точек зрения на понятие и сущность категории «образовательное предпринимательство».
Так, Г. Балыхин в большей степени рассматривает термин с экономической точки зрения, отмечая необходимость достижения социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях [1]. М.Н. Кузьмина и А.Н. Сырбу в качестве ведущей характеристики выделяют применение нового товара для активизации деятельности преподавательского состава, противопоставляя социальную сторону определения экономической [2]. При этом авторы отмечают новизну и инновационный характер товара или деятельности, тем самым определяя еще одну существенную характеристику термина – склонность к творческому, инновационному и созидательному процессу.
И.П. Геращенко, Е.В. Алексеенко, А.Н. Романова «выводят» определение «образовательное предпринимательство» через развитие предпринимательских компетенций у студентов, а также предлагают использовать методику оценки эффективности системы образовательного предпринимательства вуза. Авторами предложена система показателей, описывающих потенциал развития системы образовательного предпринимательства и эффект ее функционирования [3].
А.В. Пеша, М.Н. Шавровская, З. Каха рассматривают развитие предпринимательских компетенций у студентов с учетом гендерного аспекта и приходят к выводу о том, что гендерная составляющая влияет лишь частично на развитие данных компетенций [4].
Исследования Г.Г. Дерябина, Д.П. Можжухина, Ю.Г. Памухина и О.Н. Потаповой ориентированы на развитие предпринимательских компетенций у студентов непрофильных направлений подготовки с помощью стартапа [5]. У Е.В. Быковской и Н.Л. Айвазяна раскрывается взгляд авторов на проблематику развития студенческого технологического предпринимательства [6].
Что касается опыта применения инновационных образовательных практик, в том числе инновационного предпринимательства, то данному вопросу посвящены работы Ю.Е. Валькова [7].
В рамках настоящего исследования под инновационным предпринимательским продуктом мы будем понимать те мероприятия, реализация которых направлена на формирование предпринимательских компетенций у студентов учреждений высшего образования.
Цель исследования – изучить опыт внедрения инновационных предпринимательских продуктов в сфере высшего образования.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования выступают инновационные предпринимательские продукты, направленные на формирование предпринимательских компетенций у студентов учреждений высшего образования. В работе авторы применили такие методы исследования, как опрос, мониторинг, анализ научных и учебных материалов, отражающих тематику исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В опросе с целью выявления опыта внедрения инновационных предпринимательских продуктов в сфере высшего образования приняли участие 43 российских педагогических вуза. Опрошенные представляли вузы Алтайского края, Амурскую, Архангельскую, Астраханскую, Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Волгоградскую, Воронежскую, Омскую, Оренбургскую, Томскую, Нижегородскую, Ульяновскую, Ярославскую области и Чувашскую Республику.
От каждого вуза в опросе принял участие один респондент. 34,9 % опрошенных занимают должность заведующего кафедрой или декана, такое же количество опрошенных – преподаватели, 16,3 % – начальники структурного подразделения вуза, остальные – ректор или проректор, сотрудник вуза. 34,9 % респондентов имеют гуманитарное образование, 30,2 % – психолого-педагогическое, 14 % – физико-математическое, 9,3 % – экономическое, незначительный удельный вес – техническое, сельскохозяйственное и медицинское. Анкета включала 32 вопроса, направленных на определение вовлеченности вузов в образовательное предпринимательство и определение опыта внедрения инновационных предпринимательских продуктов.
Респондентам был предложен ряд вопросов, связанных с наличием в университетах инфраструктуры для развития инновационно-предпринимательской деятельности студенческой молодежи, особенностями реализации образовательных программ в области предпринимательства и прочими аспектами. Более 44 % опрошенных отметили в качестве важных цели, связанные с развитие образовательного предпринимательства в вузе, как условия для формирования нового поколения предпринимателей. При этом в качестве основных и эффективных мер (с точки зрения их роли для поддержки студенческого предпринимательства) респонденты указали технопарки, проведение конкурсов по развитию предпринимательских инициатив, работу стартап-студий и др. Критериями для оценки эффективности системы образовательного предпринимательства вуза стали: процент выпускных квалификационных работ, защищающихся в виде стартап-проектов; наличие при университетах малых инновационных предприятий и результативность их функционирования; развитие инфраструктуры образовательного предпринимательства в вузе и пр. При этом респонденты обращали внимание на слабую деятельность вузов в плане развития студенческих сообществ, деятельность которых направлена на формирование, управление активностью и реализацию студенческих предпринимательских инициатив, хотя 10 % опрошенных заявили, что в их учебных заведениях планируются к запуску такие сообщества, а у 4,3 % они успешно реализуются в форме студенческих научных лабораторий.
Более 48 % опрошенных отметили недостаточное участие в финансируемых научных и инновационных проектах в области образовательного предпринимательства. Преимущественно проекты, связанные с предпринимательством, реализуются в сфере дополнительного образования, средняя продолжительность такого проекта составляет 1–2 года, а доходы от реализации незначительны: у 40 % опрошенных – до 50 тыс. руб., у 30 % – до 100 тыс. руб.
Что касается просветительских мероприятий образовательно-предпринимательской направленности, то они проходят в основном в форме круглого стола, также это олимпиады, проектные сессии и проблемные лаборатории. Внеучебная деятельность по данному направлению ведется через участие в конкурсах, оказание консультационной и тьюторской поддержки, проведение бизнес-тренингов. Образовательные программы, направленные на формирование предпринимательских компетенций, реализуются в виде курсов по выбору и факультативов в рамках основной образовательной программы. Как правило, специальные дополнительные образовательные программы «предпринимательской направленности» в большинстве вузов не реализуются, однако 16 % респондентов отметили, что они планируют их к запуску в 2022–2023 учебном году.
Молодежные объединения, деятельность которых связана с областью образовательного предпринимательства, есть у 9 % опрошенных университетов, у 55 % опрошенных они планируются к запуску в 2022–2023 учебном году.
Таким образом, результаты опроса позволили прийти к выводу о том, что внутренняя инфраструктура вуза по формированию и развитию предпринимательских компетенций молодежи, в том числе в сфере образовательного предпринимательства, проходит начальный этап.
В рамках настоящего исследования авторы предприняли попытку оценить уровень использования вузами инновационных предпринимательских продуктов на основании открытых источников, которыми выступили сайты университетов. Базой для исследования стали вузы г. Омска.
Так, мероприятия, проводимые ФГАОУ ВО «Омскийгосударственныйтехническийуниверситет» (далее – ОмГТУ), нацелены на развитие предпринимательской инициативы студентов в сфере технического предпринимательства. К ним можно отнести первый региональный хакатон, посвященный разработке цифровых решений для бизнеса. При этом, несмотря на то, что инициатором мероприятия является кафедра «Математические методы и информационные технологии в экономике», ограничений по направлению подготовки для участия студентов нет, то есть в мероприятии могут принять участие студенты любых специальностей. Также университет выиграл крупный грант в размере 9,5 млн руб. на развитие программ студенческого предпринимательства. На российской образовательной платформе Stepik ОмГТУ запустил несколько курсов для студентов, три из которых: «Технологии рекрутинга», «Интернет-маркетинг для начинающих» и «Управление персоналом» – связаны с развитием предпринимательских компетенций у студентов.
Большая часть мероприятий, которые направлены на развитие предпринимательских компетенций в ФГАОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского», проводятся для школьников, студентов колледжей и техникумов. К примеру, региональный кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству для школьников и студентов любого курса колледжей и техникумов (совместно с НИУ–ВШЭ). Это состязание, в котором команды участников при поддержке менторов решают реальные бизнес-задачи, разрабатывают собственные проекты и предоставляют результаты экспертам от бизнес-структур, вузов и органов власти для профессиональной оценки. Кейс-чемпионат не только соревнование, но и обучение, развитие универсальных для любой профессии навыков, первый шаг к предпринимательству и развитию своего бизнеса.
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» (далее – ОмГУПС) проводит деловую игру «Я – предприниматель» для формирования активной жизненной позиции молодежи, развития лидерского, творческого, делового потенциала студентов, выявления и поддержки предпринимательских и организаторских навыков. Мероприятие организовано Первичной профсоюзной организацией студентов ОмГУПС совместно с движением «Амбассадоры ОАО ²РЖД²».
Несмотря на то, что в Аграрном университете им. Столыпина отсутствует факультет экономики, при вузе работает кафедра, которая ведет большую просветительскую работу по повышению финансовой грамотности студентов. Университет активно принимает участие в различных всероссийских конкурсах и форумах, например «Сильные идеи для нового времени».
Для участия в форуме проходит внутриуниверситетский отбор идей и проектов молодых людей для развития своего вуза, региона и страны. На базе университета с 2016 г. действует «Бизнес-инкубатор Омского ГАУ». Он создан для развития студенческого предпринимательства, поддержки бизнес-проектов и дальнейшего их развития.
В 2021–2022 учебном году была проведена «Школа проектного управления». Основная цель – формирование проектных команд из числа талантливой молодежи с участием ведущих предприятий региона для участия в конкурсах инноваций, в том числе с целью увеличения числа проектов бизнес-инкубатора университета, перешедших на инвестиционную стадию. А также с 2015 г. в вузе проводится конкурс инновационных идей. Основная цель мероприятия – проведение отбора резидентов бизнес-инкубатора университета и получение проектными командами информационно-консультационной поддержки в продвижении своих стартапов. Конкурс проводился по номинациям: лучший бизнес-проект, лучший научный проект, а также лучший социальный проект.
Просветительские мероприятия в сфере предпринимательства в рамках своего направления также проводит и Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации. В 2022 г. здесь состоялось мероприятие «Дни молодежной науки». В течение трех дней проходили различные активности, среди которых был научный семинар курсантов, слушателей и студентов на тему «Административная ответственность в области финансов и предпринимательства».
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (далее – ОмГПУ) является инициатором многих мероприятий, которые связаны с реализацией предпринимательских инициатив студентов. Преимущественно организатором их проведения выступает коллектив факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма.
Планируется внедрение образовательного предпринимательства в работу высшего учебного заведения через управление и продвижение инновационных образовательных продуктов на рынке образовательных услуг г. Омска, а также введение общеуниверситетского курса по выбору «Инновационное образовательное предпринимательство». Кроме того, студенты ОмГПУ принимают участие в федеральных мероприятиях, например в программе по развитию молодежного предпринимательства. Обучающиеся в рамках проекта могут пройти обучающие треки, создать бизнес-идею и довести ее до реально функционирующего проекта. Список предоставляемых возможностей по развитию предпринимательских компетенций расширяется такими проектами, как «Инвестиционные сессии» и «День с предпринимателем».
В Омском филиале Финансового университета при Правительстве РФ в честь Дня финансиста кафедра «Финансы и учет» совместно со студентами проводят финансовые квесты для студентов 1–3 курсов. Главным отличием университета является возможность проведения специальных тренингов «1С Бухгалтерия» и «Совершенствование денежно-кредитных отношений», как для студентов, так и для специалистов сферы учета.
Заключение
Опыт внедрений инновационных предпринимательских продуктов, направленных на формирование предпринимательских компетенций у студентов учреждений высшего образования, в том числе в части образовательного предпринимательства, свидетельствует о необходимости формирования механизма, обеспечивающего интеграцию усилий вуза системному развитию «предпринимателей нового типа».
Источник: science-education.ru
Кому и зачем нужно предпринимательство в школе?
В начале февраля для трехсот учеников из двадцати средних учебных заведений города Екатеринбурга стартовал проект Уральского института управления – филиала РАНХиГС «Предпринимательские классы». Идея внеклассного обучения старшеклассников Екатеринбурга и Свердловской области предпринимательскому мастерству реализуется группой преподавателей института при финансовой поддержке СЕО Группы компаний PRO Андрея Гончарова – идеолога и вдохновителя проекта. В интервью Центру общественных связей Тамара Тарасова, директор МБОУ Полевского городского округа «СОШ № 18» рассказала для чего школьникам нужны «Предпринимательские классы», и как к этому проекту относятся родители. — Тамара Георгиевна, считаете ли Вы, что проект «Предпринимательские классы» важен и актуален для г. Полевского?
В программу курса так же включены тренинги и занятия по развитию коммуникативных качеств подростка, а также публичные представления идей проектов и их презентации, в том числе различные soft skills по построению команды и командной деятельности.
— Помогает ли учеба в классах в освоении школьной программы?
— Как правило, знания и практические навыки, полученные школьниками на занятиях в предпринимательском классе, способствуют более продуктивному обучению по таким общеобразовательным предметам, как обществознание, экономика, право, история, математика, география. Кроме этого, ребята с большим интересом участвуют в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах и творческих мероприятиях социально-экономической направленности.
— Поддерживают ли родители такую инициативу?
— Со стороны родителей только положительные отзывы в отношении программы «Предпринимательские классы». Прежде всего их увлекает разнообразие форм взаимодействия специалистов и детей, впечатляет включение в процесс обучения современных информационно-коммуникативных технологий. И главное – возможность самореализации, коммуникации (общения и взаимодействия в реальных событиях), развития мышления. Все это, в свою очередь, помогает в самоопределении, построении траектории своего будущего.
Источник: ekaterinburg.bezformata.com