Катерина Андрюкова долго работала в крупной компании, но в определенный момент решила монетизировать свое увлечение флористикой. Сейчас она занимается декорированием свадеб не только в России, но и Европе, а также развивает образовательное направление — обучает флористике всех желающих.
Студия флористики и декора MAMA ROSE – участник конкурса «Я бизнесмен — 2014». Видеоролик можно посмотреть по ссылке.
О том, как выдерживать конкуренцию, работать с поставщиками и продвигать бизнес, Катерина Андрюкова рассказывает «Контур.Журналу».
Из офиса — в предпринимательство
Я долго работала в офисе, но в определенный момент произошел кризис, и я решила, что нужно что-то менять, двигаться дальше. В тот период я как раз обучалась флористике, это занятие меня очень увлекло. И я подумала: «Почему бы и нет? Почему бы не попробовать делать что-то самой?» Я приступила к созданию своих первых подарочных букетов.
Заказы начали поступать, когда я еще находилась в процессе обучения. Постепенно я поняла, что этим можно зарабатывать деньги.
Идеи цветочного бизнеса. Возможности цветочного бизнеса. Флористика
В конце обучения уже была первая свадьба, на которой мне очень понравилось работать: воплощать свои идеи, самостоятельно что-то придумывать и получать результат. Когда обучение закончилось, я продолжила учиться самостоятельно. Со временем я начала зарабатывать на своем хобби примерно столько же, сколько и в офисе. Тогда я решила уволиться и ни от кого не зависеть. Так, в 2011 году я открыла свое дело.
Многое я делала интуитивно. Поскольку до этого я работала в крупной компании, мне были понятны все стратегические шаги, я умела просчитывать рынок. Конкурентов оказалось не так много. Екатеринбург — большой город, в котором живет много молодежи. Эта молодежь женится.
И я понимала, что даже при наличии конкурентов работы меньше не станет.
В 2014 году появилось больше предпринимателей, занимающихся флористикой и декором. Но со своими конкурентами я дружу. Мы часто обмениваемся необходимыми вещами. Когда ты знаешь всех конкурентов, знаешь, что у них есть, это очень удобно. Мы всегда помогаем друг другу: проводим совместные акции, мастер-классы, делимся фотографами.
Конечно, соперничество присутствует, ведь всегда хочется сделать что-то лучше остальных. Но это скорее личностная черта: ты всегда стремишься делать лучше и больше.
О рекламе
Все достаточно прозаично: в таком бизнесе лучшая реклама – рекомендации. Когда люди выбирают свадебного флориста, они в первую очередь смотрят именно рекомендации и фото. Фотографии тоже должны быть хорошими, но это не ключевой момент: опытный фотограф может и из плохого декора сделать хорошие фото. Кстати, у нас своего фотографа нет, мы либо нанимаем кого-то на мероприятие, либо берем фотографии у организаторов. Иногда я фотографирую сама.
Рекомендации важнее, так как их пишут люди, которые побывали на мероприятии или стали виновниками торжества. Они уже пообщались со мной, вместе мы прошли все ступени, начиная от первой встречи и заканчивая самим мероприятием.
От идеи к результату: 200.000$ на food букетах. Реальность!
Свадебная флористика — не та услуга, которую можно увидеть и купить, ведь это не один букет. Это большая работа, которая может длиться и полгода. Я всегда стараюсь гибко подходить к заказам, часто работаю вместе с молодоженами, девушки очень любят принимать участие. У меня нет условий, что все делаем только мы. Сотрудничество тоже может быть очень интересным.
Толка от рекламы в социальных сетях я не увидела, большого выхлопа от них не было. Актуальны только сайт и Instagram.
О деталях бизнеса
Заказчик сейчас искушенный. Ему не нужны просто розы и гвоздика. Важно знать все цветы, особенно цветы необычные. Нужно уметь образовывать клиента — рассказывать ему о том, какие цветы сейчас в сезоне, какие больше подойдут для свадьбы. Это характеризует тебя как профессионала.
Еще одна тонкость — работа с поставщиками. Я бы не сказала, что все поставщики возят то, что необходимо. Этого нужно уметь добиваться: необходимо поддерживать с поставщиками дружеские отношения, чтобы они привозили те цветы, которые необходимы, нужного цвета и качества. Когда я не знала таких нюансов, были проблемы и с цветами, и с их качеством. Это, конечно, отражалось на результате.
Также важно знать, как сохранить цветы, как правильно их транспортировать. Кажется, что это просто: загрузил в газель и поехал. Но в процессе транспортировки композиции могут и помяться, и даже распасться, дороги-то у нас далеко не такие, как за границей.
Новые проекты
Я поставила себе цель — каждый год открывать новое направление. В этом году мы открыли школу флористики MAMA_ROSE _SCHOOL. Первые группы уже отзанимались, все остались довольны. По результатам я поняла, что обучение — тоже очень интересное направление. Возможно, когда-нибудь я буду заниматься только им.
Хотя многие не понимают, зачем растить конкурентов.
Еще одно направление MAMA ROSE — декор интерьеров. Больше всего мне нравится оформлять масштабные интерьеры: автосалоны или салоны мебели.
Не так давно мы запустили организацию свадеб за границей. В конце сентября ездили в Испанию, сняли там замок, сами покупали цветы и искали аксессуары. Мы решили этим заниматься, когда поняли, что в Европе, в отличие от Азии, цветов мало и все довольно обычно. Наши клиенты сказали, что рассматривали предложения в Испании, но им ничего не понравилось. Так что теперь у нас появилось еще одно интересное и перспективное направление для нашего дела.
Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера
Источник: kontur.ru
Бизнес идеи по флористике
Начните с небольших композиций, берите заказы за небольшую оплату, пока учитесь. Скажите друзьям и знакомым, что делаете букеты со скидкой, придумайте бонусы. Вы отработаете знания на практике и окупите стоимость курсов.
В праздничный период флорист зарабатывает в 3–4 раза больше обычного. Например, свадебный сезон, с мая по октябрь, — самый «хлебный». Бюджет одного праздника доходит до 40 000 рублей. За неделю до 8 Марта или за месяц до Нового года вы заработаете сумму, равную нескольким зарплатам.
Мероприятие, которое готовит ВИП-флорист, приносит от 50 000 рублей. Прайс зависит от аудитории покупателей и сезонности.
Дружите с клиентами
Вы всегда найдете работу — свадеб и праздников будет больше, чем флористов. В этом вам помогут рекомендации — они станут качественной рекламой. Дружите с клиентами — от этого зависит «настроение» рекомендаций. Просите друзей и покупателей писать развернутые отзывы, объясните, что это важно для вас. Сравните:
- «Хороший букет»;
- «Мой букет невесты составила Таня: это были самые красивые цветы в моей жизни! Композиция выглядела гармонично и ярко, цветы были такие свежие, будто их только сорвали. Таня услышала мои просьбы, не забыла про аллергию на лилии, а я была самой счастливой невестой и не успевала раздавать ее номер подружкам!»
Интересуйтесь у клиентов, как прошло мероприятие, поздравляйте с праздниками. Уделяйте время каждому, насколько это будет возможно.
Соглашайтесь на любые проекты
Начинающие флористы работают «дополнительными руками» на масштабных мероприятиях. Опять же, работа разнообразная, ее хватает для всех.
Ксения Аничкина, мастерская организации торжеств Sanders Studio:
«Оформители ищут помощников через соцсети и форумы. Дальше подключается сарафанное радио — вас будут рекомендовать коллегам. Нужны проверенные люди: если вы сработались с оформителем, есть большая вероятность, что он позовет вас на другие проекты. Я работаю со своими помощницами более трех лет».
Оплата ассистента зависит от сложности задания, агентства и бюджета: от 2000 до 7000 рублей за смену. Также вы получите классный опыт: потренируетесь в декоре, посмотрите, как работают другие, и увидите мероприятие изнутри.
Участвуйте в конкурсах
Это станет хорошим стартом для начала карьеры. Начните с конкурсов для новичков, где заработаете имя. Профессиональные флористы стремятся выйти на фестивали международного уровня, где они соревнуются за денежные призы: от 5000 до 30 000 рублей.
Такие конкурсы — лучшая самореклама, но для участия требуется подтвердить образование или оконченные курсы по флористике.
Наталья Коготкова, мастерская организации торжеств Sanders Studio:
«Конкурсы приносят деньги, когда участвуешь на профессиональном уровне. Твой бизнес — это твое лицо, тебя видят потенциальные заказчики и партнеры. Чтобы участвовать в конкурсах, нужно иметь профессиональное образование или окончить конкурсы. Самоучек до участия в конкурсах не допускают».
Рассчитывайте бюджет
Зарплата состоит из оклада (1500–5000 руб/смена) и процентов и зависит от салона.
Также доход зависит от географических факторов. Сравните среднюю заработную плату флориста по регионам России (по данным trud.com):
- Москва — 50 000 рублей;
- Ставрополь — 47 000 рублей;
- Республика Татарстан — 30 000 рублей;
- Иркутск — 25 000 рублей;
- Ростов-на-Дону — 20 000 рублей.
Если хотите открыть свое дело, подготовьте «финансовую подушку». Понадобится около 200 000 рублей, но эти деньги окупятся примерно за полгода работы. После чего выйдете в плюс.
Например, за месяц вы сделали три простых букета (4500 рублей), оформили два мероприятия (20 000 рублей) и поработали на двух проектах (6000 рублей). Плюс вы работаете в салоне с графиком 2/2, и ваша зарплата составляет 30 000 рублей. За месяц вы заработаете 60 000 рублей. Представьте заработок, если вы возьмете большее количество заказов и повысите прайс.
Получается, первоначально вложенную сумму вы «отобьете» за 4–5 месяцев работы.
Совмещайте похожие профессии
Сделайте это дополнительной работой. Многие профессии требуют базовых знаний по флористике: от этого растет доход и профессиональный статус.
Ксения Аничкина, мастерская организации торжеств Sanders Studio:
«Я считаю, что event-менеджер, или организатор мероприятий, должен разбираться во флористике. Это поднимет средний чек на услуги. Предложения для клиентов станут привлекательнее, им не понадобится искать отдельного флориста. Вы сможете брать крупные проекты. Если это небольшие заказы, вы сделаете все сами: организуете и украсите мероприятие.
Вы не представите цветы, которые завянут через 2 часа. Когда вы возьмете флористов на проект, будете понимать, что они делают и сколько надо заплатить».
Направления, где пригодятся знания по флористике:
- ландшафтный дизайнер;
- флорист в цветочный салон;
- декоратор интерьеров;
- цветочный декоратор;
- фитодизайнер;
- дизайнер цветочных композиций;
- дизайнер-флорист;
- художник-оформитель;
- event-менеджер.
Если вы обожаете цветы и хотите работать флористом — не теряйте время.
Не упускайте работу, о которой мечтаете. Освободитесь от стереотипа престижной профессии, статуса и прочего.