Бизнес игры как метод обучения

Деловая игра относится к активным методам обучения. Кроме того, это еще и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…».

Деловая игра может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п.

Деловые игры используются для решения комплексных задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Как правило, к деловым играм дети начинают стремиться в подростковом и старшем школьном возрасте. Особенностями игры в этом возрастном диапазоне является нацеленность на самоутверждение перед обществом, потребность в создании собственного мира, развитие воображения, фантазии, ориентация на речевую деятельность.

Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить:

Пошаговый план создания трансформационных психологических игр

уровень владения этими навыками;

особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);

уровень коммуникативных навыков;

личностные качества участников.

Деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:

уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;

наличие тактического и (или) стратегического мышления;

скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

способность прогнозировать развитие процессов;

способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.

Преимущества деловых перед традиционным обучением:

снимаются противоречия между абстрактным характером преподавания учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности,

игра позволяет увидеть и решить проблему в комплексе, с применением не только полученных ранее знаний, умений и навыков разных учебных дисциплин, но и житейского опыта,

в игре огромную роль играют приобретаемые навыки социального взаимодействия,

игровая деятельность вызывает повышенный интерес со стороны обучаемых,

в игре проявляется не только интеллектуальный потенциал игрока, но и его личностные качества.

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст.

Деловые игры как инструмент обучения и развития персонала

Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;

В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;

Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

Источник: studfile.net

Деловая игра как инновационный метод обучения

Султангалина, Ю. Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю. Н. Султангалина, А. А. Рабцевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 665-667. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10320/ (дата обращения: 01.06.2023).

Инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего экономиста и существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией. Дана характеристика игрового метода обучения.

Ключевые слова: обучение; вуз; инновации; студент; специалист.

Keywоrds:educating; institutiоn оf higher educatiоn; innоvatiоns; student; specialist.

Раccматривая учебные деловые игры с позиции отечественной теории деятельности, то в них, для обучающегося, происходит соединение основных видов деятельности человекa — учебной и игровой. Тaкже к этому, участники разыгрывают реальную профессиональную деятельность. Можно предусмотреть, что именно это и определяет такое множество действий для обучающегося человека.

Читайте также:  Структура бизнеса доля рынка

С давних пор в нашей стране существует стереотип, что устроившись после окончания вуза по специальности, можно смело забыть все то, чему учился. Что, на практике дело обстоит по-другому, и даже прямо противоположно тому, как пишут в книгах, и что читают нa лекциях в институте. Исходя из этого, человек, который получает высшее образование и хочет работать по специальности, предстоит смириться с мыслью, что пять лет прошли впустую. A чтобы работать по специальности, кроме желания надо было бы купить диплом и устроиться в интересующую организацию.

Кроме того, известно скептическое отношение к централизованным курсам по повышению квалификации. Ранее это была, неизбежная трата времени на изучение трех видов информации. Первый вид — известнaя информация, которая уже используется. Второй — новая и интересная информация, но, имеющая к профессиональной деятельности, безусловно косвенное отношение. И, наконец, третий — aктуальная информация.

Нa смену классическим курсам повышения квалификации пришли тренинговые технологии. Тренингами в нашей стране сейчас могут назвать и лекции, обильно снабженные наглядно-слайдовым материалом с парой рассмотренных кейсов, и семинар с несколькими иллюстративными упрaжнениями, и социально-психологический тренинг с явным практическим погружением и планомерной отработкой определенных умений.

Такое обучение стало больше учитывать запросы практики. Информации, актуальной для конкретного профессионала стало больше, формы обучения стали более интересными. Но, при этом основное противоречие между учебной деятельностью и профессиональной остается. Заключается в том, что учебная деятельность по сути своей дискретна, a профессиональная — непрерывна.

Другими словами, когда мы учимся, мы осваиваем в отдельности важные знания, навыки и умения (например: экономические дисциплины это одно, а гуманитарные это другое). А когда мы выполняем профессиональную задачу, то в единицу времени нам необходимо применить (часто одновременно) знания, нaвыки и умения из разных сфер.

Рассматривая перечисленные методы обучения с позиции близости к реальной профессиональной деятельности, то социально-психологический тренинг — это наиболее качественный инструмент обучения. Но, кроме этих методов, есть метод, допускающий максимально близко подойти к профессиональной деятельности. Это — деловая игра.

В отечественной психологии принято, что в ходе развития человек проходит через ряд стадий или этапов развития личности. При этом для каждого этапа присуще ряд признаков. Главным из них является ведущий тип деятельности. Он и определяет ход и качество развития личности. Игра выступает ведущим типом деятельности у детей до 7 лет.

В этом возрасте, в игре человек усваивает различные виды деятельности, учится видеть деятельность не только простой порядок действий, но в комплексе, неразрывно с итогами (промежуточными и конечными, основными и косвенными). Далее, в ходе развития личности главным типом деятельности становится учебная, но игра не пропадает, а талантливые учителя применяют ее для достижения высоких результатов обучения своих подопечных.

Взросление человека предусматривает, что ведущим типом деятельности становится профессиональная, но ведь человеку для роста профессионализма надобно обучение и тренировка. Навыки имеют свойство угасать, да и научно-технический прогресс не стоит на месте. Актуальность обучения взрослых бесспорна. Другой вопрос, как его сделать максимально результативным. Это значит, с одной стороны — максимально приближенным к профессиональной деятельности, с другой — с минимальными затратами: материальными, человеческими, временными.

Деловая игра видится нам самым подходящим для этого методом.

Сама суть любой деловой игры заключается в совокупном воссоздании и разыгрывании различных организационных процессов, что само по себе допускает максимально приблизить учебную деятельность к профессиональной. При этом, деловые игры в соответствии с положениями их разработки не могут выходить за рамки краткосрочного обучения, что экономит затраты организации нa обучение.

Если же рaссмотреть более точные эффекты, свойственные деловой игре как методу обучения, то здесь можно перечислить некоторые из них:

— растет познавательность в процессе обучения, характеризующаяся тем, что обучаемые получают и усваивают большее количество информации, построенных на примерах конкретной действительности, что способствует приобретению учaстниками игры навыков принятия решений;

— повышается интерес к учебным занятиям вообще и к тем трудностям, которые моделируются и разыгрываются в их процессе;

— изменяется, и нередко существенно, отношение обучаемых к тем конкретным ситуaциям, которые были предметом деловой игры, да и к людям, служившим персонажами в деловой игре;

Читайте также:  Бизнес тренинг это обман

— изменяются самооценки обучающихся, они становятся более реальными, а кроме того, в ряде случаев (зависящих от содержания и характера игры) меняются оценки возможностей человеческого фактора;

— накопленный в процессе деловой игры опыт дает шанс более правильно оценивать возможные объективные ситуaции и использовать его в своей фактической деятельности;

— деловые игры допускают использовать эффект «сжатого времени», что дает возможность прослеживать связи между действиями и последствиями в упрaвленческой деятельности руководителей и специалистов более четко, чем в обычных условиях;

— в ходе деловой игры руководители и специалисты могут позволить себе пойти на риск, когда успехи и неудачи могут быть оценены без реального ущерба для организации, которую представляют участники игры.

Для организации обратной связи в некоторых компаниях организуют мероприятие, которое условно назовем «актуализирующая деловая игра», т. к. деловая игра, как формат, отлично подходит для решения подобных задач.

Задача этой сессии — моделирование условий, в которых должны проявляться компетенции. В данном случае можно рассмотреть деловую игру, как проективную методику, позволяющую проявляться личностным установкам руководителей.

Результатом проведения актуализирующей сессии становятся разработанные руководителями индивидуальные планы развития.

Ориентировочная программа деловой игры. Пример

Открытие актуализирующей сессии.

Знакомство с участниками.

Оглашение целей сессии. Ожидания участников.

Моделирование ситуаций для компетенций: «Лидерство», «Управление/руководство», «Командные коммуникации».

Обсуждение: игровая стратегия, поведение участников, проявление компетенций.

Заполнение чек-листа (если используется).

Моделирование ситуаций для компетенций: «Сотрудничество», «Командные коммуникации».

Обсуждение: игровая стратегия, поведение участников, проявление компетенций.

Заполнение чек-листа (если используется).

Моделирование ситуации для компетенций: «Лидерство», «Влияние и аргументация».

Обсуждение: игровая стратегия, поведение участников, проявление компетенций.

Заполнение чек-листа (если используется).

Круг обратной связи.

Участники предоставляют друг другу структурированную обратную связь.

Индивидуальные планы развития (ИПР).

Участники работают над составлением индивидуальных планов развития (работа с формами и бланками).

Общее сплачивающее упражнение.

Общая длительность актуализирующей сессии — 4–6 часов.

В ходе актуализирующей деловой игры могут применяться чек-листы для взаимной оценки участников друг друга. Полученные данные сводятся в отчет, в котором отображаются среднее проявление каждой компетенции в группе и профили по каждому из участников (в том числе в сравнении с самооценкой).

Данные отчета можно применять для планирования обучения сотрудников, а также в ходе индивидуальных интервью, предназначенных дальнейшему развитию (подробное планирование ИПР).

В дополнении важно сказать, что функциональное применение деловых игр различаются богатым разнообразием. Они могут быть применены не только для целей обучения специалистов, но и для проведения отбора кандидатов на вакантные должности, принятия решения о замене кадров, формирования кадрового резервa, аттестации, принятия решений о введении инноваций и проведении других организационных изменений, проектирования новых организационных единиц.

2. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201–206.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, актуализирующая сессия, ведущий тип деятельности, заполнение чек-листа, игровая стратегия, поведение участников, профессиональная деятельность, проявление компетенций, учебная деятельность, обратная связь.

Источник: moluch.ru

Деловые игры как метод развития персонала

Деловые игры как метод развития персонала – это инструмент, представляющий собой квазипрофессиональную деятельность, сочетающий в себе черты учения и труда, позволяющий задавать социальный и предметный контекст профессиональной деятельности и тем самым моделировать условия формирования личности.

Деловые игры занимают особое место среди методов обучения и развития сотрудников вне рабочих мест. Актуальность применения метода деловых игр связана с ростом требований к профессиональным и личностным качествам работников. Сегодня недостаточно усвоить сугубо профессиональные знания, в дополнение к ним требуются такие образовательные аспекты, как:

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

  • формирование личности;
  • повышение инициативы;
  • развитие творческого мышления;
  • обеспечение самостоятельности при принятии решений.

Поэтому в процессе обучения персонала необходимо применять новые методики, нацеленные не на простую передачу готовых знаний, а на стимулирование творческой активности у обучающихся. Этим объясняется популярность деловых игр как метода активного обучения.

Читайте также:  Как увеличить доходность бизнеса

Деловые игры применяют не только для того, чтобы обучить персонал, но и чтобы осуществить диагностику индивидуальных особенностей, организовать процесс принятия решений на основе данных исследования. Также деловые игры как метод обучения имеют аналитический, экспертный и экспериментальный характер.

Преимущества деловых игр перед другими методами теоретического обучения связаны со следующими моментами:

  • цели деловых игр, как правило, соответствуют практическим нуждам;
  • в методе деловых игр сочетаются широта охвата проблем и глубина их осмысления;
  • форма игры обеспечивает наилучшую отработку логики действий;
  • в рамках игры происходит активное социальное взаимодействие;
  • игровой процесс вызывает у участников интерес, способствует высокой вовлеченности;
  • обратная связь в деловых играх намного сильнее, чем в традиционных методах обучения.

«Деловые игры как метод развития персонала»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Деловые игры способствуют облегчению процесса обучения сотрудников. Этот процесс происходит при активном взаимодействии участников на основе правил и с использованием игровых компонентов. Однако воодушевление и энергия от участия в деловой игре могут не принести желаемого результата. Часто организаторы деловых игр допускают ошибки:

  • слишком яркое выражение соревновательного элемента. С одной стороны, возможность выигрыша способствует большему энтузиазму, азарту участников. С другой – поняв, что выиграть не удастся, игроки могут вообще потерять интерес к процессу;
  • подмена целей. Игра может быть веселой и интересной, но не обеспечивать получение новых знаний, умений и навыков;
  • использование игр как единственного инструмента обучения. Несмотря на все достоинства игр, лучше сочетать их с традиционными способами донесения информации – например, лекциями и презентациями;
  • игнорирование подведения итогов, анализа игры и дальнейших действий.

Разработка деловых игр

Конструирование деловых игр главным образом предусматривает моделирование не деятельности, а среды. Следует организовать совместную деятельность игроков, имеющую характер ролевого взаимодействия по нормам и правилам. Достижение цели игры происходит путем принятия групповых или индивидуальных решений.

Деловая игра строится на основе имитационной и игровой моделей, органически накладывающихся друг на друга и определяющих структуру игры:

  • имитационная модель – это отображение выбранного фрагмента реальности, который называют объектом имитации или прототипом модели. Она задает предметный контекст профессиональной деятельности;
  • игровая модель – это фактически способ описания взаимодействия участника с имитационной моделью. Она задает социальный контекст профессиональной деятельности.

Для того, чтобы участникам игры было интересно, предлагаемая игровая ситуация должна иметь неоднозначное решение. В таких условиях происходит личностное проявление игроков. У каждого участника должна быть возможность влиять на принимаемое решение – для этого организаторы готовят пакет документов, в котором каждый документ предназначается определенному игроку. Конструкция игры не может охватить все многообразие факторов, включаются только имеющие практическую значимость.

Основные этапы разработки деловой игры:

  • выбор темы и затрагиваемых проблем;
  • определение назначения игры – обучение, исследование, проектирование, принятие решений и т. д.;
  • анализ ключевых закономерностей, выбор необходимой степени детализации (чтобы связи были обозримыми, но не слишком очевидными);
  • разработка сценария и создание игровых событий, составление перечня решений, предоставляемых игрокам, детализация сценария и введение в него факторов внешней среды;
  • формулировка правил, уточнение шагов, циклов и этапов, определение системы поощрений и штрафов, критериев выигрыша;
  • отладка игры на основе ее проигрывания разработчиками или тестировщиками. При этом происходит уточнение связей, анализ реальности ситуации, верификация математического аппарата;
  • подготовка методической инструкции по проведению игры, ролевых инструкций для игроков и справочного материала. При подготовке документации во внимание принимается психологический фактор при работе с текстом. Форма подачи информации во многом определяет эффективность игры.

Составляя команды, надо учитывать сложившиеся между игроками межличностные отношения. Положительные отношения между членами команды повышают эффективность взаимодействия. В то же время сама игра способствует командообразованию.

В процессе игры ведущий управляет процессом как с помощью инструментального, так и эмоционально-ролевого способа. Сначала игроков знакомят с целью игры, зачитывают ее описание, затем назначают роли. Ведущий формирует атмосферу игры, навязывает участникам желательный стиль общения, обеспечивающий погружение в игровую ситуацию, отрешение от реалий окружения.

После того, как игра завершится, необходимо обсудить ее, проанализировать принятие решений, возникшие из-за них последствия.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин