Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы стали условием становления и развития малого предпринимательства. Как показывает мировой опыт, малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В соответствии с международными стандартами к малым предприятиям относятся фирмы, удовлетворяющие следующим, условиям:
фирма владеет небольшой долей рынка;
управление фирмой осуществляется ее владельцем;
фирма является независимой.
В России «малым предпринимательством» признается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях). В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государства и других организаций не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не более следующих предельных уровней.
Первый бизнес: когда пора открывать? Что важно знать начиная бизнес с нуля.
Согласно этому же Закону под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Основными особенностями малого предпринимательства являются, в первую очередь гибкость и мобильность, позволяющие быстро осваивать новые виды продукции и таким образом, быстро реагировать на изменение потребительского спроса. Относительно небольшое число занятых и небольшие масштабы производства позволяют оперативно организовывать мелкосерийное производство или экспериментальное производство.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить его основные преимущества:
более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
большая независимость действий малых предприятий;
гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
большая возможность, индивида реализовать свои идеи и возможности, проявить свои способности;
более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требование местных рынков;
относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше. Капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные трудовые ресурсы. У собственников малых предприятий высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на локальных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, малые предприятия дают средства к существованию большому количеству наемных работников.
Индивидуальные бизнес-консультации – что это и кому они нужны
Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
привлечение личных средств населения на развитие производства;
создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
более эффективное использование творческих возможностей людей, раскрытие их талантов, развитие различных видов ремесел, народных промыслов;
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения;
формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
активизация научно-технического прогресса;
освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
В Европе малые предприятия дают 50% промышленной продукции, а в России — лишь 4,3%.
Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской. Федерации. Во-первых, нестабильная экономическая обстановка, присущая экономике переходного периода.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе. В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне. В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Так, например, одной из основных проблем, мешающих нормальному функционированию малого предприятия, являются проверки многочисленных контролирующих органов. Каждая из таких проверок отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим за то, чтобы они закрыли на них глаза.
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» отмечено, что государственная поддержка малого предпринимательства предусматривает следующие направления:
формирование структуры поддержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
предоставления государственной статистики и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Целями осуществления мер по государственной поддержке малого предпринимательства являются:
обеспечение отечественного рынка новыми товарами и услугами при помощи малого бизнеса;
формирование рыночной структуры малого бизнеса;
стабилизация малого бизнеса;
создание условий устойчивого роста и развития малого предпринимательства;
социальная адаптация и эффективная занятость в малом бизнесе;
развитие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Меры государственной поддержки малого бизнеса подразделены на политические, законодательные, управленческие, финансовые, информационно-консультационные, методические и институциональные.
Политическая поддержка означает провозглашение и разработку государственной политики поддержки малого предпринимательства в целом и по отдельным направлениям. Определение направлений государственной политики закладывается всеми субъектами: государственной властью, гражданским обществом и бизнесом. Диалог и выражение интересов бизнеса и гражданского общества с государственной властью ведется через сектор некоммерческих организаций.
Меры законодательной поддержки включают разработку законов, закрепляющих государственную политику в нормах права, и определяющих практические мероприятия по ее реализации. Нормы права, установленные в законах, исполняются всеми субъектами, попадающими в сферу действия законов. Общественный контроль за соблюдением законодательства осуществляется бизнесом, а также некоммерческими организациями.
Финансовая поддержка заключается в предоставлении малому бизнесу финансовых (субсидии, целевые программы, государственные гарантии) и других материальных ресурсов (недвижимость, оборудование), в ряде случаев — нематериальных ресурсов (технологий, патентов). Распределение ресурсов в рамках финансовой поддержки осуществляется исполнительной властью как напрямую, так и через специализирующиеся на поддержке малого бизнеса некоммерческие организации (НКО).
Меры информационно-консультационной поддержки включают провозглашение открытости государственной политики поддержки малого бизнеса и практических мер по ее реализации, установление стандартов обеспечения малого бизнеса информацией, предоставление малому бизнесу информации напрямую или через специализированные НКО. Некоммерческие организации также оказывают необходимую консультационную поддержку, проводят обучение субъектов государственной власти и малого бизнеса. Также существует сектор коммерческого консалтинга, связанного с получением малым бизнесом государственной поддержки.
Институциональная поддержка — это создание и функционирование институтов, прежде всего специализирующихся на поддержке малого бизнеса некоммерческих организаций. Через специально создаваемые институты государству проще проводить свою политику, а малому бизнесу — вести диалог с властью и реализовывать возможности, предусмотренные государственной поддержкой. НКО, работающие с малым бизнесом, служат проводником волеизъявления малого бизнеса, обеспечивают взаимодействие всех субъектов системы государственной поддержки малого бизнеса между собой, обеспечивают распределение финансовых и прочих, ресурсов, реализуют информационную и консультационно-методическую поддержку.
Источник: studentopedia.ru
Индивидуальная трудовая деятельность: что это, закон, виды и особенности
В 1986 году в СССР был принят закон, который полностью изменил вектор государственного развития. Власть легализовала индивидуальную трудовую деятельность (ИТД). Это положило начало социальному перестроению крупнейшей в мире державы. В нашей статье будет рассказано о том, почему роль закона о свободном труде не стоит недооценивать.
Роль закона
Во всем мире студенты юридических факультетов обязаны изучать законы, которые давно не имеют никакой юридической силы. Необходимо это для оценки исторического развития правовых норм. В странах СНГ особое внимание уделяется юридическим актам времен «перестройки», в частности, закону об индивидуальной трудовой деятельности. Почему этот документ так важен?
Советское общество делило исторические этапы на социально-экономические формации, предложенные Карлом Марксом. В первых четырех классах важную роль играла категория частной собственности. Марксисты считали этот элемент неприемлемым для построения последней, социалистической формации. Но частную собственность запретить не так-то просто. Первым шагом к ее ликвидации стал запрет индивидуального труда.
Чуть позже об идее построения социализма и вовсе решили забыть. В конце 80 годов советская власть решилась на смену вектора развития. Был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, который и послужил началом «перестройки» — возврата к капиталистическому строю.
Индивидуальная трудовая деятельность: что это?
Индивидуальный труд не стоит путать с индивидуальным предпринимательством. Несмотря на некоторую схожесть, эти категории сложно назвать одинаковыми. Однако легализация свободного труда стала источником развития рыночной экономики. Это четко прослеживается в содержании закона.
В статье 1 нормативного акта можно обнаружить определение индивидуальной трудовой деятельности: это полезные занятия граждан, не имеющие официального характера. Более того, государство готово поощрять свободную рабочую деятельность каждого человека.
Закон все еще не давал возможности извлекать нетрудовые доходы. Под запретом оставался и наемный труд. По сути допускалось лишь создание кооперативов — общественных организаций, не связанных с государственными инстанциями.
Виды индивидуальной трудовой деятельности
Закон четко определял области, в которых могут свободно трудиться советские граждане. Первой и основной сферой считалось кустарно-ремесленное производство. Допускалось изготовление одежды, обуви, ковров и прочих вышитых изделий. Советские мужчины могли заняться столярным или гончарным делом, изготовлением инструментов, снастей и прочих полезных вещей. Под запретом находилось создание парфюма, драгоценных изделий, оружия и прочих предметов, которые можно было назвать опасными или ценными.
Вторая сфера, в которой допускался свободный труд, была связана с оказанием услуг. Вся страна наводнилась множеством небольших ателье, парикмахерских, ремонтных или строительных компаний и прочих организаций. Последняя, социально-культурная сфера, включала в себя оказание образовательных услуг. Появились репетиторы, частные учителя музыки, переводчики и т. д.
Следует помнить, что закон об индивидуальной трудовой деятельности не вытеснял нормы о запрете «тунеядства». Свободный труд мог быть лишь дополнением к основной, официальной работе.
Обязанности индивидуальных трудящихся
К советским гражданам, желающим заняться индивидуальным трудом, был предъявлен ряд требований. Государство жестко контролировало каждый кооператив. Проявлялось это в анализе документации, проверке санитарных и противопожарных норм, контроле за налоговыми операциями и т.д.
Основной обязанностью самозанятых граждан была своевременная выплата налогов. Представители кооперативов несли в районный финансовый отдел сведения о доходах. Размеры взимаемых налогов определялись финансовым законодательством каждый год. Можно лишь сказать, что передаваемые государству суммы были поистине огромны. Часто налог достигал 100% от получаемого дохода.
Но как подобное возможно? Вернемся к этому чуть позже.
Взгляды на закон об индивидуальной рабочей деятельности
Существуют разные взгляды на рассматриваемый закон. Некоторые исследователи считают, что индивидуальная трудовая деятельность никак не повлияла на процедуру перестройки. Это был чисто социалистический закон, почти не вносящий никаких рыночных элементов. Это легко доказать, сравнив закон об ИТД с нормативными актами, принятыми в эпоху новой экономической политики (НЭПа). В какой-то мере законы начала 20-х годов были более либеральны.
Существует и другая точка зрения. Ее приверженцы утверждают, что закон об ИТД прервал продолжительную эпоху застоя. Последние два десятилетия Советского Союза охарактеризовались полным отсутствием важных мер и идей. При этом акт 1986 года послужил началом формирования нового, совершенно иного государственного строя.
Безусловно, особенности индивидуальной трудовой деятельности имели очень советский, совсем не капиталистический характер. Однако само решение принять подобный закон вполне можно назвать смелым и революционным.
Развитие индивидуального труда
Во что вылилось решение о принятии рассматриваемого закона? Советские граждане получили долгожданную возможность заниматься дополнительными заработками. Люди могли получить чуть больше финансов, чем они зарабатывали на официальных рабочих местах. Но так ли все было просто?
Советская власть, не желая давать полной свободы участникам кооперативов, ввела понятие «сверхдоходов». Речь шла о денежных суммах, превышавших в два раза средние заработные платы. Такие суммы попросту изымались. Это и был налог в 100%. Он стал настоящей проблемой для индивидуальных тружеников: необходимо было заработать ровно столько, чтобы власть не смогла изъять.
Однако мучиться пришлось недолго. Уже в 1988 году был принят закон «О кооперации». Наконец-то произошло развитие индивидуальной трудовой деятельности. Положение предпринимателей значительно ослабилось.
Индивидуальное предпринимательство
Чем отличается индивидуальная трудовая деятельность от индивидуального предпринимательства? Оба вида занятий представляют собой самостоятельно осуществляемую деятельность. Производится она на свой страх и риск. Основной целью индивидуального предпринимательства является извлечение дохода. То же нельзя сказать про индивидуальный труд: здесь целью является развитие общественного труда и культивирование самостоятельности.
Индивидуальная рабочая деятельность — это явление, которое нельзя применять к сегодняшнему дню. Оно связано со множеством ограничений и запретов. При этом индивидуальный труд вполне можно назвать «родителем» индивидуального предпринимательства. В этом и заключается его важность и эпохальность.
Источник: businessman.ru
Самозанятость – юридическое оформление индивидуальной трудовой деятельности (ИТД)
Самозанятость — это индивидуальная трудовая деятельность (сокращенно – ИТД), личная деятельность гражданина РФ, проводимая в целях обеспечения занятости с получением дополнительного дохода. Человек, желающий оформить себя как индивидуального предпринимателя, обязан подать заявление с пакетом документов в соответствующий орган (Налоговую службу). Все кто оформил индивидуальную трудовую деятельность могут тоже воспользоваться услугами юриста и адвоката которые могут оказать комплексную поддержку в различных юридических вопросах, а так-же оказать помощь в оформлении самозанятого, включая сбор документации и представительство в вышестоящих органах.
Что значит самозанятые?
- Налог на профессиональный доход (НПД) регулируется Федеральным законом № 422-ФЗ от 27.11.2018, а не Налоговым кодексом. В нем НПД присвоен статус экспериментального. Срок — 10 лет. Проводится с 01.01.2019 по 31.12.2028 в четырех регионах — Москва, Московская и Калужская области, республика Татарстан. Самозанятые граждане — это физические лица, участвующие в экспериментальном использовании НПД на их территории.
Самозанятый платит пониженный налог с доходов, а не 13%:
- 4% — когда товары и услуги реализуются физическим лицам;
- 6% — юридическим.
Применение любых налоговых ставок требует разделённого формирования налоговой базы. НПД применим доход в календарном году, который не превышает 2 400 000 рублей.
Оформление Самозанятости — индивидуальной трудовой деятельности
Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, получившее статус предпринимателя, после государственной регистрации в Налоговой службе. Для оформления индивидуальной трудовой деятельности, гражданин РФ обязан заполнить заявление по установленной форме Р21001 и подать его в налоговую инспекцию.
Регистрация осуществляется в несколько шагов
- выбор способа регистрации. Оформление индивидуальной деятельности осуществляется в стенах Налоговой службы по месту проживания гражданина РФ. В случае невозможности самостоятельного посещения органа исполнительной власти, можно воспользоваться онлайн услугой регистрации
- выбор кода деятельности по ОКВЭД. Перед заполнением заявления на открытие ИП, необходимо определиться с кодом деятельности по ОКВЭД. Он зависит от бизнеса гражданина РФ. Существует специальный классификатор в ОКВЭД, который позволяет подобрать подходящий код предпринимательской деятельности
- заполнение заявления по установленной форме Р21001. Заявление по форме Р21001 – это основной документ, который обязателен к подготовке. В случае некорректного заполнения или внесения явных ошибок, гарантирован отказ
Важно!
С 2018 года, в заявлении обязательным пунктом выступает указание адреса электронной почты.
- оплата установленной государственной пошлины. Регистрация ИТД – процедура бюджетная, стоимость не выходит за рамки 800 рублей. Оплата осуществляется любым удобным для клиента способом, по реквизитам или специально сформированным на сервисе ФНС квитанциям
- выбор системы налогообложения. Указанный пункт является важным, и способен прямым образом повлиять на прибыльность бизнеса. Начинающим ИТД целесообразно воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Подать соответствующий запрос необходимо спустя 30 суток, после оформления ИТД.
Для открытия ИП необходимо собрать требуемый пакет документации, он включает:
- заявление, составленное по установленной форме Р21001
- квитанция об уплате государственной пошлины
- документ, удостоверяющий личность гражданина РФ (копию)
- уведомление о переходе на УНС
- доверенность (в случае, если подачей документов занимается доверенное лицо)
Важно!
Заявление с пакетом документов подается в Налоговую службу по месту регистрации гражданина РФ.
После регистрации ИТД, необходимо получить бумажные документы. Сделать это можно по запросу заявителя в ИФНС или МФЦ.
Юридические услуги для самозанятых
Юридические услуги для самозанятых — это услуги, которые могут понадобиться на любом этапе деятельности или оформления статуса индивидуальной трудовой деятельности.
Наша компания предоставляет комплексную поддержку по заданному вопросу. В обязанности специалистов входит:
- юридическое консультирование
- споры со страховыми компаниями
- внесение изменений в действующие документы
- подготовка договоров
- разработка нормативных актов
- сдача налоговых деклараций
- сдача бухгалтерской отчетности
- решение споров хозяйствующих объектов
- полное юридическое сопровождение
Компания ООО «Атлант» предоставляет полный спектр услуг после регистрации ИП. Для получения подробной консультации, звоните по указанным номерам телефонов.
Когда актуальна юридическая помощь для самозанятого
Оформление индивидуальной трудовой деятельности (самозанятого) – это сложный сегмент, регулирование которого осуществляется за счет действующих нормативных актов. Простому гражданина РФ сложно обеспечить соответствие деятельности всем установленным правилам. В данном случае требуется квалифицированная юридическая помощь.
Поддержка юриста актуальна в следующих направлениях:
- регистрация или закрытие статуса ИТД
- решение вопроса относительно трудоустройства сотрудников
- составление локальных актов
- заключение договоров с контрагентами
- получение лицензий и разрешений на ведение деятельности
- решение конфликтных ситуаций с сотрудниками
- решение конфликтных ситуаций с контрагентами
- решение спорных вопросов с органами контроля – ФНС, Роспотребнадзор и т.д.
Деятельность юристов направлена на разъяснение всех ситуаций, связанных с регистрацией ИТД. При возникновении вопросов, звоните по указанным номерам телефонов. Консультации доступны на бесплатной основе!
Услуги юристов по индивидуальной трудовой деятельности (самозанятости)
Услуги юристов по индивидуальной трудовой деятельности заключаются в работе с документацией, представительстве в регистрирующих органах и ведении других процедур.
Юридическая компания «Атлант» предоставляет полный спектр услуг, после регистрации ИП. В обязанности квалифицированных сотрудников входит:
- предоставление первичной консультации
- составление проектов и договоров
- разъяснение вопросов относительно трудоустройства сотрудников
- защита бизнеса в рамках уголовного права
- представительство и защита интересов бизнеса в хозяйственных спорах
- возмещение вреда
- взыскание штрафных санкций
- юридический аутсорсинг
Квалифицированные специалисты оказывают помощь во всех вопросах, касающихся индивидуального предпринимательства. Спектр услуг составляется в персональном порядке, с учетом потребностей клиента.
Услуги адвокатов по индивидуальной трудовой деятельности
Услуги адвокатов по индивидуальной трудовой деятельности предоставляются всем гражданам РФ, прошедшим путь регистрации ИП. Специалисты проводят полную консультацию, с разъяснением любых вопросов, связанных с ведением бизнеса.
В обязанности адвокатов входит:
- консультации по разъяснению действующих нормативных актов
- проведение юридического анализа
- подготовка заключений
- составление проектов договора
- представление интересов клиента в переговорах с партнерами
- юридическая помощь на любом этапе развития бизнеса
- представительство интересов клиента в налоговой службе
- защита бизнеса в рамках уголовного производства
- юридический аутсорсинг
Компания ООО «Атлант» предоставляет комплексные услуги по индивидуальной трудовой деятельности. Специалисты консультируют, сопровождают при посещении налоговой службы, ведут полный аутсорсинг предприятия.
Стоимость услуг юриста по индивидуальной трудовой деятельности
Стоимость услуг юриста по индивидуальной трудовой деятельности формируется на основании предоставленного пакета опций. Компания ООО «Атлант» предлагает сформированные тарифные планы, которые зависят от количества услуг. Для постоянных клиентов подготовлены пластиковые именные карты, по которым предоставляется полное юридическое сопровождение по сниженной стоимости.
В стандартный тариф входит:
- проверка документации
- устное и письменное консультирование
- представительство в органах исполнительной власти
- защита интересов клиента
Получить персональный расчет стоимости можно по указанным номерам телефонов. За подробной информацией обращайтесь в любое удобное время!
Рекомендуемые страницы
- О компании Атлант Читать тут
- Услуги адвоката Читать тут
- Услуги юриста Читать тут
Источник: mosatlant.ru