Информация как товар имеет свою специфику, отличающую её от других товаров. Информация является одновременно и предметом, и средством труда, что объединяет её с таким фактором производства как земля. Однако она отличается от последней тем, что не обладает природными качествами.
Информация как предмет труда — это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях.
Информация как средство труда — это совокупность знаний, данных и приёмов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.
Информация как предмет труда: бухгалтерская отчётность, заполненные анкеты покупателей.
Информация как средство труда: метод Монте-Карло, метод статистической группировки.
Информация принимает и форму продукта труда, и форму услуги. Это обусловлено расширенной трактовкой информационного сектора общественного производства, который структурно включает в себя широкий спектр отраслей, связанных с производством, распределением, хранением, обработкой и конечным использованием информации, а также отраслей, производящих для всех вышеперечисленных средства производства.
ТОВАРНЫЙ БИЗНЕС с нуля. Главные ПРАВИЛА в товарке. как заработать школьнику
Информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.
Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информация как продукт: научная статья, монография, аналитический прогноз.
Информация как услуга: техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения.
Товарную форму и стоимостную оценку имеет лишь небольшая часть информации, циркулирующей в обществе.
Как правило, выделяют следующие виды информации, принимающие товарную форму:
- информация, полученная из открытой рыночной информации путём её отбора и обработки;
- информация, оформленная и защищённая путём патентов и авторских свидетельств, предлагаемая на свободную рыночную продажу её собственником или уполномоченным им органом;
- закрытая внутренняя информация, имеющая конфиденциальный характер, не подлежащая распространению, предлагаемая на продажу в результате хищения.
Информация, имеющая товарную форму: сравнительный анализ рынков недвижимости, патент на технологию быстрого строительства многоэтажных домов.
Информация, не имеющая товарной формы: статья в Википедии.
Информация (и продукт, и услуга) является объектом персонифицированной собственности, информация как услуга не отчуждается от собственника в актах купли-продажи, что отличает её от знания, которое не имеет персонифицированного собственника.
Информация обладает относительной ценностью. Информация ради информации ценности не имеет. Ценность определяется относительно какой-либо цели, для достижения которой совершается сбор и обработка информации.
Как начать товарный бизнес с нуля. Какой товар продавать в интернете. Товарный бизнес с нуля 2022
Информация обладает ценностью не только для отдельного потребителя, но и свойством всеобщей полезности с точки зрения развития человеческого общества в целом. Из мира товаров можно выделить только деньги, обладающие этим же свойством всеобщности, но у них понятие всеобщности связано с эквивалентностью в обмене.
Информация же таким свойством обладает в сфере потребления, а отсюда вытекает следующее: информация обладает свойством многократного использования. В отличие от других факторов производства, которые также могут использоваться многократно (например, земля), информация не теряет своих потребительских свойств.
Больше того, если производительное использование энергии, сырья, материалов, топлива ведёт к их физическому потреблению (расходованию) и увеличению энтропии в природе, то использование целесообразной информации даёт совершенно противоположный эффект, способствует умножению и накоплению научных знаний, повышению степени организованности окружающей среды и общественных систем, уменьшению энтропии.
В силу этого информация дополнительно обладает воспроизводственными особенностями:
- в производстве продукции, услуги — защищена от копирования и выступает в различных формах интеллектуальной собственности;
- в распределении продукции — не защищена и легко может быть скопирована;
- в обмене — информация сама имеет товарную форму, ценность которой определяется не столько затратами, сколько предпочтениями;
- в потреблении продуктов и услуг является товаром-спутником, а в её собственном потреблении зависит от способности пользователя распорядиться информацией с максимальным эффектом. Поскольку информация является важнейшим фактором производства, соответственно, она переносит свою стоимость на стоимость создаваемого товара (услуги), то есть имеет в своей структуре определённый вес.
Информация, как один из составных элементов структуры стоимости самой информации, измеряется теми же факторами — трудовыми затратами человека и информацией, а в итоге их денежным выражением.
В соответствии с международными стандартами по информационной безопасности ISO 2700, ISO 17799 стоимость информации определяет его собственник. Информация это не материальный объект, который можно объективно измерить, это скорее свойство материи. Она, в отличие от данных, зависит не от носителя, а от способа обработки информации и всегда хранится в закодированном виде.
Де-юре стоимость информации не определена ни в одном российском законе. Стоимость государственной информации определяется косвенным путём присвоением грифа секретности для информации разного уровня. По степени секретности можно догадаться о её стоимости.
В случае свободного рынка истинная цена информации — та, за которую её рынок покупает. Однако часто необходимо оценить такую информацию, которая не предназначена для открытого рынка, — например, внутреннюю информацию организации, необходимую для принятия того или иного решения.
Статьи по теме
- Концептуальные рамки анализа медиаконтента
- Представление информации в медиа
- Образование в сфере медийной грамотности
- Информационная грамотность
- Источники информации и информационные потребности
- Схема библиографической записи документа для списка литературы
- Оформление библиографических ссылок
- Информационное свертывание и развертывание
- Информационные ресурсы
Источник: student-servis.ru
Информация как товар
Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше.
Благодаря новым информационным технологиям производственная и не производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все большей — как распространение информационных продуктов и услуг. И уже вряд ли стоит возражать против сложившихся и укоренившихся в теории и практике употребления таких словосочетаний как «информация — это товар». Тем более, что отнесение информации к категории «товара» юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Что же такое товар вообще и, конкретно, товар — информация?
Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главным из которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.
Потребительские свойства информации — это не просто набор ее источников (документов) в области решаемой проблемы. Это та сумма отобранных, переработанных и представленных в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящую перед ним проблему.
Следующим важнейшим свойством информации, как товара, является ее цена. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения.
Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены на информационные продукты и услуги осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка. Например, создание автоматизированных баз данных. Факторами, влияющими на установление цен, являются затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт.
Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате получения коммерческой информации.
Следующим свойством товара является его жизненный цикл. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) — это время существования товара на рынке. Фазы ЖЦТ обычно делят на внедрение (введение), рост, зрелость,
Жизненный цикл товара и кривая связанной с ним прибыли приведены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Жизненный цикл товара
Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2-3 года). Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков.
Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.
Наряду с указанными свойствами информация (информационные ресурсы) характеризуются следующими особенное тями:
— неисчерпаемостью — по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;
— сохраняемостью — при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;
— несамостоятельностью — проявляет свою «движущую силу» только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).
Таким образом, информация как особый вид ресурсов и фактор общественного развития становиться и особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара. Наблюдается переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации, на новой информационной технологии как совокупности информационно-технологических процессов.
На сегодня рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных потребностей и начинает доминировать в российской экономике наряду с энергетическим рынком. Чтобы оценить масштабность рынка информации, достаточно посмотреть на его структуру. В число основных секторов этого рынка входят:
-традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);
— справочные издания (энциклопедии, учебники, словари, каталоги и т.д.);
— справочно-информационные службы (телефонные службы, справочные бюро, доски объявлений и др.);
— консалтинговые службы (юридические, маркетинговые, налоговые и
— компьютерные информационные системы и базы данных
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Особенности производства информации как товара
Никакая деятельность людей в обществе и общества в целом не свободна от информационного производства, с него она начинается и им заканчивается.
Информационное производство мало придумать, его нужно вырастить в условиях интенсивного использования в реальных условиях.
Общаясь друг с другом, люди работают в режиме вопрос — ответ, причем в битах можно измерить только длину, передаваемых друг другу сообщений. С позиций движения информации нас больше интересует число вопросов и ответов произведенных в процессе общения. Сложность вопросов и ответов только косвенно можно измерить битами. В зависимости от субъектов и темы общения сложность может измеряться в более крупных, чем бит или символ (буква, байт и пр.), единицах.
В сложных информационных производствах одновременно общаются друг с другом много пар: человек-человек, человек — машина, машина – машина.