Бизнес инкубаторы как форма поддержки малого предпринимательства

Для целей реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна составлять не менее 1000 кв. метров, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 90% от общей площади, а оставшаяся часть площади может использоваться исключительно на цели бизнес-инкубатора.

Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15% от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства.

Городской Бизнес-инкубатор предлагает в аренду производственные и офисные помещения

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

— предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора в порядке и на условиях, определенных настоящими требованиями;

— осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;

— консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

— доступ к информационным базам данных.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного назначения) должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению:

— наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;

— наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;

— наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;

— наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий площадью не менее 50 кв. м;

— наличие Интернет-канала для не менее 80% рабочих мест бизнес-инкубатора;

— наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.

Основанием для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства являются результаты конкурса между субъектами малого предпринимательства.

Условия допуска субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсе:

— срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не превышает один год;

Бизнес-инкубатор в Польше. Ведение фирм, бухгалтерия, юристы, легализация.

— вид деятельности субъекта малого предпринимательства соответствует специализации бизнес-инкубатора;

— на конкурс представлен бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения субъекта малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.

Конкурс среди субъектов малого предпринимательства проводится конкурсной комиссией по предоставлению нежилых помещений в бизнес-инкубаторе (формируемой в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации) не чаще одного раза в месяц и не реже одного раза в квартал, по мере поступления заявок.

В бизнес-инкубаторе не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности:

— финансовые, страховые услуги;

— услуги адвокатов, нотариат;

— операции с недвижимостью;

— производство подакцизных товаров;

— добыча и реализация полезных ископаемых;

Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства не должен превышать три года.

Основным критерием отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) является качество бизнес-плана, в том числе:

— качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами/конкурентами;

Читайте также:  Бизнес ком сервис Самара

— качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства;

— прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства.

Для обеспечения прозрачности деятельности конкурсной комиссии по предоставлению нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

— публикует в региональных средствах массовой информации и сети Интернет информацию об основных критериях отбора субъектов малого предпринимательства, планируемых заседаниях конкурсной комиссии и принимаемых ею решениях;

— привлекает к участию в работе конкурсной комиссии представителей региональных отделений общероссийских объединений предпринимателей.

В целях получения субсидии из федерального бюджета, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005г. №249, на государственную поддержку малого предпринимательства, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, субъект Российской Федерации принимает на себя следующие обязательства:

– Обеспечить сохранение в течение не менее 10 лет целевого назначения здания (части здания), предоставленного для бизнес-инкубатора.

– Установить ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства по договорам аренды (субаренды) нежилых помещений в бизнес-инкубаторе в следующем размере:

— в первый год аренды — не более 40% от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

— во второй год аренды — не более 60% от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

— в третий год аренды — не более 100% от ставки арендной платы, установленной субъектом Российской Федерации для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации.

Обеспечить текущее финансирование деятельности бизнес-инкубатора. Утвердить порядок управления деятельностью бизнес-инкубатора, определяющий:

— организацию, управляющую деятельностью бизнес-инкубатора;

— условия заключения договоров аренды (субаренды) с субъектами малого предпринимательства;

— условия доступа арендаторов (субарендаторов) к услугам в соответствии с целями бизнес-инкубатора;

— уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за создание и деятельность бизнес-инкубатора и урегулирование споров, связанных с размещением в нем субъектов малого предпринимательства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Бизнес-инкубаторы и технологические парки как форма поддержки предпринимательства

Рассматриваются современные формы поддержки предпринимательства, основанные на международном опыте. Приводится классификация разновидностей форм поддержки и развития наукоемкого предпринимательства.

консалтинг, бизнес-инкубаторы, экономика знаний, образовательный потенциал, бизнес-центры, пред- приятие, кооперация предпринимателей, конкурентоспособная инновационная продукция

Цитировать публикацию:

Болехов И.Е. Бизнес-инкубаторы и технологические парки как форма поддержки предпринимательства // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 8. – С. 64-67.
Bolekhov, I.E. (2012) Business Incubators and Technological Parks as Forms of Business Support. Kreativnaya ekonomika, 6(8), 64-67. (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Источник: creativeconomy.ru

Роль и место бизнес-инкубатора в системе государственной поддержки малого предпринимательства

Международный опыт показывает, что во второй половине ХХ века малый бизнес (МБ) занял достойное место в экономике. В настоящее время в развитых странах миллионы малых и средних фирм во взаимодействии с крупными компаниями образуют особый механизм саморегуляции рыночной экономики.

В послевоенный период малый бизнес в США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо технического прогресса в настоящее время. Из 61 крупного открытия ХХ века 48 состоялись в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: вертолет, крекинг нефти, шариковую ручку, персональный компьютер. По данным Национального научного фонда США в расчете на один доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали вчетверо больше новинок, чем средние фирмы, и в24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия приходится по статистике в 2.5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия. [19.C.7].

Читайте также:  Если заблокировали Ватсап бизнес

Удельный вес продукции малого бизнеса в валовом национальном продукте (ВНП) развитых стран уже превысил 50%. С середины 60-х годов до настоящего времени количество малых предприятий увеличилось в США более чем в 4 раза. В странах Европейского Сообщества наиболее типичным для бизнеса стало микропредприятие с численностью до 9 человек. С развитием малого бизнеса государства-члены ЕС связывают возможность экономического подъема отсталых регионов и снижения социальной напряженности в обществе. В последнее десятилетие малый бизнес обеспечил создание около 80% новых рабочих мест в Западной Европе и США. [19.C.8].

Вместе с тем, малые предприятия более уязвимы по сравнению с крупными. Основные проблемы в следующем:

– недостаток финансов, особенно в период становления малого предпринимательства;

– повышенная чувствительность к макроизменениям;

– низкий уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления.

Таким образом, для эффективного развития предпринимательства необходима поддержка, в первую очередь со стороны государства. Правительства практически всех развитых стран выработали долговременную политику в отношении малого бизнеса. Государственная поддержка реализуется через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, налоговые льготы, помощь в получении банковского кредита и субподрядов и т.д. Существуют многочисленные структуры, ведущие подготовку предпринимателей, консалтинговую и информационную поддержку, содействующие в продвижении товаров и получении кредитов и инвестиций. Но наиболее полную поддержку малое предпринимательство получает в так называемых бизнес-инкубаторах (БИ).

Первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. В пустующих после закрытия фабрики помещениях люди, оставшиеся без работы, открыли свои малые предприятия. В 1985 году в мире уже действовали около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995–1000! Справедливости ради следует отметить, что в мире, как и у нас, нет четкого определения понятия БИ и отличия его от других форм поддержки малого предпринимательства. Поэтому указанные цифры следует считать приблизительными.

Бизнес-инкубатор – это организация, создающая наиболее благоприятные условия (среду), для стартового развития малых предприятий..

Концепция инкубирования тесно связана со стратегией развития малого бизнеса в конкретном регионе. При этом преследуются следующие цели создания бизнес-инкубатора:

– содействие изменениям в регионе, способствующих обеспечению продуктивных рабочих мест и формированию нового имиджа региона (характерно для регионов, в которых преобладают традиционные или устаревающие отросли промышленности);

– создание развитой инфраструктуры, в первую очередь для фирм, базирующихся в БИ и способных работать на партнерских началах с крупными различными промышленными и научно-техническими компаниями региона;

– обеспечение высокими технологиями и инновациями развития местной промышленности и экспортно-импортной деятельности в необходимом для местной промышленности направлении;

– содействие укреплению связей между университетом (вузом или исследовательским центром) и местной промышленностью;

– поощрение и обеспечение формирования и роста новых предприятий, продвигающих новые технологии;

– создание среды, способствующей взаимообмену ресурсами, людьми, идеями, оборудованием между наукой и промышленностью региона.

Множественность целей создания таких структур как бизнес-инкубатор, а так же многообразие их практической реализации объясняет отсутствие единой терминологии, несмотря на более чем сорокалетний период их развития.

Читайте также:  HardWare бизнес что это

Наиболее полная, на мой взгляд, классификация бизнес-инкубаторов предложена Полом Хэнноном (Бизнес-школа университета, г. Дархэм, Великобритания). Она во многом опирается на идентификацию специфических групп клиентов-пользователей услугами бизнес-инкубатора. Хэннон выделяет пять групп бизнес-инкубаторов (и в таком виде научные парки или инкубаторы инновационного бизнеса уже можно рассматривать как один из вариантов бизнес-инкубационных структур):

– местные общественные организации (выполняют социальную роль поддержки развития малого предпринимательства, как правило, направлены на решение каких либо специфических региональных проблем и не являются коммерческими предприятиями);

– бизнес-инкубаторы, нацеленные на формирование и развитие малого предпринимательства. Здесь в качестве основного критерия используется количество создаваемых рабочих мест, при этом возможна поддержка как вновь создаваемых, так и действующих (растущих) предприятий;

– бизнес-инкубаторы, ориентированные на поддержку определенных слоев населения (молодежь, женщины, национальные меньшинства), т.е. тех групп, которые слабо адаптируются к рынку;

– бизнес-инкубаторы, предоставляющие на определенных условиях офисные помещения и различные услуги (такая организация фактически является бизнес-центром);

– инновационные (технологические) бизнес-инкубаторы, которые сориентированы на поддержку малых инновационных фирм (МИФ), развивающие инновационные технологии и продукты.

Наибольший опыт в инкубировании малых предприятий накоплен в США. В последние годы в США все больше бизнес-инкубаторов, созданных при исследовательских и научных центрах. Развиваются инновационные центры, направленные на поддержку нововведений.

Особо хотелось бы отметить увеличение в США так называемых «бизнес-инкубаторов без стен». Клиенты таких бизнес-инкубаторов пользуются всем перечнем обычных услуг (в первую очередь информационных и консалтинговых) за исключением аренды офиса. В результате, такому бизнес-инкубатору для начала деятельности требуется всего несколько комнат и небольшие финансовые вложения. Число же клиентов увеличивается в десятки раз по сравнению с обычным бизнес-инкубатором. Подобная структура оказалась очень эффективной в плане поддержки малого бизнеса в регионе.

Интересно, что идеи инкубирования малого бизнеса неожиданно активно стали развиваться и внутри крупных компаний.

Явная эффективность деятельности малых предприятий и результативности выведения исследователей и разработчиков-новаторов из-под административного контроля побудила крупные компании практиковать создание независимых подразделений (команд, групп, бригад и т.п.) внутри своей организационной структуры. Деятельность таких подразделений связана с созданием, производством и реализацией новых продуктов (товаров).

Наиболее распространенным решением стало создание в организации «товарных групп» многофункционального профиля, т.е. группирующих в себе функции, необходимые для реализации проекта, и деятельность, начиная с исследовательской и заканчивая опытным производством. Членами «продуктовой группы» являются работники разных уровней. В ее составе команды – исследователи, новаторы и изобретатели, а также те, кому предстоит воплощать идеи в конкретные продукты. Там могут быть менеджеры и рабочие, инженеры и бухгалтеры.

Таким образом, бизнес-инкубаторы в различных отраслях прочно заняли свое место в системах поддержки малого предпринимательства в различных странах, как на Западе, так и на Востоке. Идеология развития бизнес-инкубаторов постоянно модернизируется. В последние годы появляется все больше проектов, которые относятся к бизнес-инкубаторам как к виду бизнеса, который в итоге должен принести прибыль. Государство, местные власти, университеты, крупные компании на первом этапе, а часто постоянно, оказывают финансовую и организационную поддержку БИ. Разумеется, имеющийся зарубежный опыт важен, но не все можно автоматически перенести на Россию, однако учитывать и использовать необходимо.

Информация о работе «Разработка стратегии развития бизнес-инкубаторов (на примере Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора)»

Раздел: Менеджмент
Количество знаков с пробелами: 119495
Количество таблиц: 7
Количество изображений: 3

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин