— Чем отличается талантливый человек от обыкновенного?
— Тем, что именно он попадает в мишень, в которую многие целятся, но промахиваются.
— А гений от талантливого?
— Тем, что он попадает в цель, которую никто даже не видит.
Елена Монахова, Алексей Важнов
Бизнес — категория расплывчатая. Зависящий от многих факторов, он с трудом поддается описанию и формализации, а потому и воспринимается зачастую как искусство, а не как наука. Особенно в нашем государстве, где никак не закончатся политические, экономические и социальные переходные процессы. К тому же бизнес для наших соотечественников — дело новое, непознанное.
Математической точности в нем нет и быть не может. Повсеместно действующие жесткие законы тоже отсутствуют. Вот и полагаются новоявленные российские бизнесмены в основном на собственную интуицию и соревнуются в умении улавливать тенденции.
Моделирование бизнеса — тоже скорее искусство, чем строгая наука, но со своими “законами жанра”. Однако существуют приемы, позволяющие до определенной степени перевести вопросы управления компанией (предприятием) из области искусства в область технологии. Очень помогает, например, умение работать с моделями, о которых мы начали разговор в прошлом выпуске раздела “Менеджмент” (см. PC Week/ RE, № 13/98, с. 53).
Наука и искусство — грани творчества. Татьяна Черниговская
Именно в моделях происходит накопление знаний, аккумуляция управленческого опыта. (На грабли с большей вероятностью не наступит тот, кто не просто видел, где они лежат, но знает, в каких местах они вообще могут находиться.)
Регулярная работа с моделями может способствовать выявлению опасных явлений и тенденций в бизнесе на ранней стадии. Излишне говорить, что от такой своевременной диагностики зависит устойчивость и конкурентоспособность компании. Скажем, распространенные структурные кризисы, сопровождающие бурный рост фирмы и являющиеся следствием ошибок в управлении, могут быть отчасти предотвращены путем грамотного финансового моделирования.
При идентичности бизнес-процессов подходы к управлению компанией (бизнесом) могут сильно различаться. Cтоль же разными будут и соответствующие модели. В этом плане каждый бизнес (и его модель) всегда останется уникальным, как уникален каждый живущий на Земле человек. (У всех представителей рода человеческого от рождения много общих черт: две руки, две ноги, два глаза, но личности на основе этого одинакового природного материала получаются очень разные.) В то же время при моделировании могут быть созданы метамодели (характерные для бизнесов одного типа), используемые консультантами в качестве заготовок и позволяющие переносить накопленный управленческий опыт из одного бизнеса в другой.
Что подразумевается под грамотным управлением? Прежде всего умение правильно прогнозировать последствия управляющих воздействий. Неправильная модель попросту не позволит это сделать, а значит, главное требование к модели — адекватность, т. е. способность правильно отвечать на ключевые вопросы относительно объекта управления. Причем отвечать своевременно, что в подавляющем большинстве случаев означает “заранее”, т. е. до того, как объект управления в некое, может статься, критическое, состояние попадет.
Искусство или Наука?
Что будем спрашивать?
На какие же вопросы должна отвечать модель? В первую очередь, это зависит от ее природы и от того, с какой точки зрения смотрит на нее вопрошающий. Бизнес-модель, как правило, описывает внутреннее устройство бизнеса (финансовые характеристики: затраты, доходы, прибыли, размер инвестиций и эффективность их возврата; производственные мощности; развитость каналов сбыта; оргштатную структуру; мотивацию деятельности сотрудников; разграничение ответственности и др.) и влияние внешних факторов на деятельность компании (то, что обычно описывает маркетинговая модель).
Как уже говорилось в предыдущей части, правильно построенная управленческая информационная система, с одной стороны, помогает найти ответы на все перечисленные вопросы, а с другой — является приводом, воздействующим на объект управления. Например, некоторый введенный в ИС параметр может служить для соответствующих сотрудников руководством к действию.
Российские топ-менеджеры уже научились пользоваться финансовыми моделями — они ставят управленческий учет, бойко составляют бизнес-план, корректируют его, анализируют, строят на его основе прогнозы. Хуже обстоит дело с логистическими, производственными и маркетинговыми моделями. Но и до них, похоже, в ближайшие год-два дело дойдет, во всяком случае, спрос на них уже ощущается.
Кто должен создавать модели?
В каждой успешно работающей компании есть генераторы идей, определяющие стратегию ведения бизнеса и глобальные цели (как правило, это ее первые лица или владельцы). При создании модели управления бизнесом без их участия не обойтись, поскольку именно они определяют процессы в своей организации и, во-первых, являются носителями ответственных решений, а во-вторых — носителями знаний. Только после общения с ними можно составить реальное представление о характеристиках бизнеса, его взаимоотношениях с внешней средой, истинных мотивах принятия решений и движущих силах. В силу того, что на этапе стратегического моделирования неопределенность максимальна, а формальные методы контроля практически отсутствуют, наибольший эффект достигается при вовлечении руководителя непосредственно в процесс построения модели, а не использовании его просто как источника информации. При группировке и упорядочивании целей, функций и ограничений часто возникают дополнительные взаимосвязи и зависимости, приводящие к переосмыслению способов ведения бизнеса.
Поскольку далеко не все крупные руководители обладают талантом и уж тем более гениальностью (см. эпиграф), требующейся для генерации неординарных идей, то они время от времени прибегают к услугам бизнес-аналитиков, владеющих методологиями построения стратегических моделей. К категории консультантов, способных браться за такие работы на российском рынке, мы бы отнесли специалистов фирм “большой шестерки”, занимающихся стратегическим планированием, и представителей консалтинговых фирм “РОЭЛ Консалтинг”, “БИГ”, “КУБ” и др.
Есть и другие консультанты, крайне полезные при работе с бизнес-моделями, — те, кто владеет методами достижения поставленных стратегических целей, умеет детализировать глобальные идеи до уровня конкретных операций. Именно этих специалистов особенно недостает сегодня в российских компаниях, в то время как в западных фирмах переводу бизнес-идей на транзакционный уровень уделяется самое пристальное внимание и результат закрепляется во внутрифирменных стандартах. На российском рынке этой категории консультантов в наибольшей степени соответствуют специалисты фирм “ВИП Анатех”, “МетаТехнология”, ИКТ и др. В подобного рода деятельности целесообразно применять формальные методы — это позволяет создавать технологии, поддерживаемые соответствующими инструментальными средствами.
Отметим, что приводимое деление на категории очень условно, ибо абсолютная специализация в консалтинговой деятельности невозможна в виду тесного переплетения разных задач. Пустота, возникающая из-за отсутствия бизнес-аналитиков обеих категорий, так или иначе сегодня заполняется — аудиторами, психологами и другими специалистами. К сожалению, они выбираются руководителями предприятий по единственному критерию — умению произносить правильные (и главное, понятные им) слова.
И все же, кто бы ни был создателем модели бизнес-процессов, ему нужно непременно соблюдать два условия: модель должна быть адекватной и устраивать тех, кто ее заказывает (попросту нравиться им, чтобы они ей доверяли и пользовались ею). Причем разработчик всегда должен уметь объяснить, в первую очередь самому себе, почему что-то сделано так, а не иначе.
Инструменты для построения моделей
Как и сами модели, инструменты моделирования сильно варьируются, и выбор подходящего средства зависит прежде всего от пристрастий исполнителя.
Для построения моделей верхнего уровня вне конкуренции (по простоте использования и доступности) — доска для рисования и текстовый редактор, позволяющий структурировать текст. Но и здесь время от времени делаются попытки использовать более сложные технологии, позволяющие создавать документы с гипертекстовыми ссылками. Это и широко популярные сейчас Web-браузеры, и редакторы, аналогичные продукту Trellix производства Trellix Corporation.
Что касается построения детальных моделей, то для каждого их вида (процессы, информационные потоки, функции, стоимость, организационная структура, пространственное размещение и др.) разработаны соответствующие формализмы (нотации).
Для построения функциональной модели можно использовать:
— простой текстовый редактор — для перечисления функций и подфункций;
— язык описания IDEF0 (и различные его модификации), связывающий функции друг с другом и структурирующий их по входам/выходам, контролю и исполнению;
— диаграммы Ишикава, структурирующие функциональное поле и соотносящие определенные функции с проблемами, которые с ними связаны.
Характерно, что все виды инструментов для построения функциональных моделей обязательно поддерживают декомпозицию (т. е. последовательное уточнение элементов общей картины), что указывает на приоритет свойства иерархии в этом классе моделей.
В классе функциональных моделей часто бывает целесообразно выделить процессные модели (например, блок-схемы и сети Петри), показывающие, как протекают процессы. В них в качестве функций используются более примитивные действия — операции (транзакции). В первом приближении отличие функции от операции заключается в том, что для выполнения функции необходимо обладать некоторой дополнительной информацией (которая, например, может быть заключена в навыках работы), а вся информация для выполнения операции содержится в модели. Последнее важно, поскольку дает возможность применять формальные методы контроля целостности модели. Что касается популярности сетей Петри, то она объясняется изначальной ориентацией этого математического аппарата на параллельность операций, что удобно для описания процессов бизнеса, который по природе своей параллелен.
Информационные модели, из которых наиболее известны ER-модели (“сущность — связь”), предназначены для описания параметров объектов и взаимозависимостей между ними. Эти модели служат основой для проектирования структур баз данных — ведь подавляющее большинство современных промышленных СУБД базируются на реляционной модели.
Потоковые модели (Data Flow Diagrams) предназначены для связи функциональной и информационной моделей. Они показывают, какие функции какими потоками данных управляют. Анализ потоков позволяет рассчитывать нагрузку на функциональные блоки и соответственно планировать их необходимую мощность.
Однако такое разнообразие моделей вовсе не означает, что каждая из них должна строиться отдельно. Как правило, из модели одного вида, благодаря операции инверсии и дополнительного уточнения могут быть получены модели других видов. В некотором смысле инверсию можно определить как замену вершин графа на дуги и наоборот. Например, бизнес-аналитик Николай Стожков много лет с успехом применяет в качестве средства для построения базовой модели модифицированную версию диаграмм SADT — в ограничения, накладываемые на функцию, вводится контур формирования и распространения “разрешающих” сигналов. При последующем инвертировании и группировке это дает возможность сгенерировать документы, регламентирующие деятельность компании и служащие базой для создания информационной системы.
Сила нотаций — в возможности применения формальных методов контроля и обработки, что позволяет выявлять ошибки на начальной стадии, а также автоматизировать рутинные операции по детализации модели (например, до уровня транзакций). Надо понимать, что применять специальные инструменты для построения модели целесообразно в том случае, если планируется ее многоразовое использование, видоизменение, поскольку в первый раз все равно нужно пройти весь путь вручную, хотя бы для того, чтобы убедиться в его правильности.
Как часто изменяются модели
Вообще говоря, любая модель работает только при определенных диапазонах изменения величин входных параметров. И чем модель формальнее (алгоритмизированнее), тем жестче это ограничение. Именно поэтому невозможно построить работающие формальные модели сложных систем. Однако если модель построена на базе методов нечеткой логики, нейрокибернетики и других известных подходов, использующих потенциально ненадежные элементы для получения надежных решений, то подавляющее большинство ограничений снимается.
В любом случае, наступит момент, когда потребуется изменить модель, т. е. внести в нее некоторые новые знания об объекте управления. Частота корректировки модели зависит от скорости изменения бизнеса и его ключевых характеристик. Помнится, в социалистические времена руководители предприятий мыслили пятилетками, а нынешние топ-менеджеры компьютерной индустрии, даже если и составляют долгосрочный (пятилетний или трехлетний) план, то каждый год его обязательно корректируют — очень динамично развивается эта индустрия. Предпочтительно, чтобы модификация модели производилась теми же средствами, которые были использованы при первоначальном ее построении, — ведь чем более технологичен этот процесс, тем меньше в нем искусства и больше науки.
Источник: www.itweek.ru
Бизнес-консалтинг — искусство или наука?
Консалтинг — не есть наука. Также консалтинг не является искусством. При всем этом работа бизнес-консультанта (в том числе) требует отличной теоретической подготовки и умения творчески подходить к решению проблем клиентов. Это похоже на строительство моста: вы должны знать сопромат и другие технические дисциплины, но ни в одном учебнике по физике или математике вы не найдете готового чертежа . Создать его — ваша задача.
Бизнес-консалтинг и психология
- Системное мышление и аналитические способности
- Готовность рисковать и принимать ответственность за принятые решения
- Стремление к действию и ориентированность на результат
- «Патологическое» любопытство и свежесть восприятия
- Умение воспринять и понять противоположную точку зрения
- Способность учиться и умение учить других
- Позитивный взгляд на мир
Во-вторых, успех консалтингового проекта во многом зависит от характера взаимоотношений между Консультантом и Клиентом. Доверие к консультанту — первое и необходимое условие успешного сотрудничества. Любое решение, инструмент или методология, предложенные консультантом, будут эффективны только в случае положительного их восприятия представителями Клиента.
- «Я сам достиг успеха и лучше, чем кто-либо другой знаю свой бизнес, зачем мне чужие советы?»
Иначе говоря, Клиент также должен подготовиться к работе с консультантом. Мой опыт показывает, что Клиентов, готовых извлечь пользу из опыта и знаний консультантов становится все больше. Что, конечно, не может не радовать.
![]() Мы Вконтакте: вступайте! | ![]() Мы в ФБ: вступайте! | ![]() Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах
Источник: treko.ru
Бизнес плюс искусство равно искусству бизнеса
ASG-invest 30 лет – возраст, при котором достигается некий баланс результатов и проектов, итогов и перспектив. О том, как удается сочетать бизнес-интерес с социальной ответственностью, прагматические цели с заботой о духовности, а развитие территорий с искусством, редакция «Мира искусств» беседовала с генеральным директором группы компаний Робертом Хайруллиным.
ASG-invest 30 лет – возраст, при котором достигается некий баланс результатов и проектов, итогов и перспектив. О том, как удается сочетать бизнес-интерес с социальной ответственностью, прагматические цели с заботой о духовности, а развитие территорий с искусством, редакция «Мира искусств» беседовала с генеральным директором группы компаний Робертом Хайруллиным.
Светлана Бородина: Уважаемый Роберт Ирикович, до недавнего времени искусство и бизнес рассматривались как антитеза, что неудивительно, ведь искусство — объект художественной эстетически совершенной природы, а бизнес не всегда имеет дело с прекрасной стороной действительности. Однако мы наблюдаем, как в условиях глобализации, цифровизации и т.д. бизнес стремительно меняется. Современный бизнес – это не только борьба, соперничество, конкуренция, но и социальная ответственность, инновационность, обязательность креативности.
Пока общество с трудом привыкает к тому, что перспективным является не столько производство материальных продуктов, сколько производство стоимостей (что такое клининг? что он производит? а между тем это многомиллиардный бизнес), все активнее обсуждается уже проблема перехода от экономики потребления к экономике впечатлений, набирают популярность виртуальный туризм, появляются, к примеру, виртуальный музей, музей исчезнувшего вкуса и т.д. В связи с этим начинает осмысливаться эстетический аспект деятельности компаний: становится важным не то, какие продукты и услуги она производит, а то, как она это делает. Если ранее в поле внимания исследователей находились в первую очередь вопросы трудовой и производственной эффективности организации, то позднее фокус сместился на тему этики, а в последние десятилетия активно разрабатывается вопрос об эстетическом аспекте профессиональной сферы.
Собственник и все руководство компании неизменно подчеркивают, что инвестиции в сохранение культурного наследия – одно из основных направлений ее деятельности. И все-таки, что для Вас искусство – дополнительная нагрузка, средство поддержания имиджа компании или проявление альтруизма?
Роберт Хайруллин: Если говорить о моем отношении к бизнесу и искусству в эволюционном контексте, то, наверное, да, сначала как нагрузка, потом как способ подчеркивания уникальности компании и ее социальной ответственности. А теперь я уверен, что искусство обладает мощным потенциалом и как экономический ресурс.
И дело не только в том, что произведения искусства со временем растут в цене, они конвертируются в капитал уже в настоящем моменте. Убедился в этом в ходе реализации концепции Дома приемов компании. По завершении первого этапа Президентской программы восстановления исторического центра Казани мы планировали сделать Дом приемов объектом аренды, восстановили в нем исторический интерьер на основе коллекций Большого собрания изящных искусств ASG, провели торжественное открытие встречей двух мэров – Казани Ильсура Метшина и Парижа – Анн Идальго. Восторг французской стороны, то, с каким интересом они рассматривали убранство дома, отзыв госпожи Идальго «Спасибо за ваше бескорыстие!» уже показали, что это важнейший актив компании, который не следует передавать третьим лицам. Когда в феврале этого года мы провели в Доме приемов воркшоп с агентством «Манн, Черемных и Партнеры», услышали их отзывы и о самой концепции, и о ее реализации (а ведь это агентство работает по всей стране и за рубежом), о том, что эта картинка останется в памяти на всю жизнь, сомнений уже не оставалось.
Этот опыт вызвал интерес наших партнеров – Инновационного центра «Сколково», после посещения ими Дома приемов начался диалог о формате использования еще одного исторического объекта, находящегося в управлении компании, — усадьбы Гусева Полоса. Если первоначально предполагалось, что объект будет передаваться в аренду под различные мероприятия, то теперь они разделяют нашу концепцию, состоящую в том, что этот усадебный дом — «Архангельское в миниатюре» — и парк способны стать доминантой территории, средством притяжения интереса к ней, подтверждения эксклюзивности Сколкова, и единственным арендатором объекта должен стать сам центр.
В самом скором времени культура неизбежно будет интегрирована во все сферы жизни человека, и её тесное взаимодействие с миром бизнеса является одной из ближайших перспектив. Пока же в российском экономическом пространстве культура является продуктом, который необходимо продвигать, и те, кто поймут объективность этого тренда первыми и овладеют технологиями инкорпорирования культуры в бизнес-процессы, окажутся в выигрыше.
Светлана Бородина: Показательно, что в России в течение последних 20-30 лет многие банки и другие крупные коммерческие структуры, особенно реализующие программы с международным участием, выступают спонсорами каких-либо культурных проектов, например, фестивалей. Осуществляя выбор подобных проектов, собственники и руководители бизнеса ориентируются на то, как могут повлиять поддерживаемые мероприятия на внутреннюю культуру компании, какие ценности они утвердят в её сотрудниках и насколько точно эти проекты манифестируют ценности компании в глазах общества.
Однако, очевидно, что основным побудительным мотивом участия бизнеса в финансировании арт-проектов различного рода выступает привлечение внимания к компании, улучшение её имиджа, продвижение своего бренда. В данном случае культурные идеи выступают своеобразным рекламным поводом, осуществляя функцию пиара.
Постепенно в бизнес-среде стали создаваться коллекции предметов искусства, и эта сфера стала рассматриваться как возможность для серьезных инвестиций. Формировалось представление, что на искусстве можно зарабатывать деньги, что искусство – альтернативный инвестиционный вариант. Так что же искусство – инвестиция в будущее или настоящее?
Роберт Хайруллин: Большое собрание изящных искусств ASG, Выставочный центр, где можно познакомиться с шедеврами коллекций живописи старых мастеров, мебели, серебра, шпалер, часов, фарфора, серебра и т.д., — это не отложенный результат, а самый настоящий экономический актив. Публичный музей такого уровня, известность которого благодаря активной научной деятельности растет, лучше всяких «верительных грамот» убеждает потенциальных партнеров в нашей надежности, платежеспособности, длительности перспектив сотрудничества и т.д.
Неслучайно нами принято решение о создании объединенной локации, какой в Казани, а может, и не только в Казани, нет – Дома приемов и Международного института культурного наследия в «жемчужине» города, охранной зоне Казанского кремля на улице Карла Маркса. Сочетание исторических интерьеров с шедеврами прикладного и изобразительного искусства в музейно-представительской зоне и современной технологической составляющей деловых и служебных зон – конференц-зала, пресс-центра – подтверждение возможности гармонии между традициями и новациями, бизнесом и искусством. Однако современную технологизированную среду может позволить себе каждый крупный бизнес, эксклюзивную историческую – более редкий случай, а уж собрание изящных искусств, где только подписных французских предметов мебели XVIII века 35, значительно больше, согласно утверждению московских искусствоведов, чем в собрании Государственного Эрмитажа, не сформируешь ни за пять, ни за десять лет. Как утверждает китайская пословица, лучшее время, чтобы посадить дерево, было 20 лет назад, а нашему собранию уже 30.
Светлана Бородина: Коллекционирование представляет собой достаточно распространённую форму взаимодействия бизнеса и культуры, в содержании которого можно выделить личностную, социальную и экономическую составляющие. Первая заключается в самореализации определённого эстетического чувства коллекционера и в удовлетворении так называемого «коллекционерского азарта».
Алексей Сёмин любит цитировать Екатерину II, писавшую Вольтеру «Все думают, что я люблю искусство, что я получаю удовольствие от искусства. На самом деле я получаю удовольствие не от искусства, а от жажды обладания искусством. Мне очень стыдно, я говорю об этом только вам. Но в первую очередь мною движет жадность, а не любовь к искусству», хотя при этом он основал общедоступный музей, финансирует издание журнала, каталогов, реставрацию предметов, так что с социальной составляющей все понятно. А Ваши коллеги-бизнесмены понимают экономический эффект подобной деятельности?
Роберт Хайруллин: Безусловно, достаточно взглянуть на те записи, которые они оставляют в книге почетных гостей. «Поражен, впечатлен, восхищен» — вот самые типичные эмоции наших гостей — от Чрезвычайного и Полномочного посла Французской республики до учителя рисования обычной казанской школы.
Наши партнеры убеждаются, что культура и искусство могут порождать новые ценности, в том числе экономические, из которых получается уникальный «товар», у ASG это – исторические особняки и усадьбы с восстановленными экстерьером и интерьером. Более того, интерьер создан на основе лучших образцов прикладного искусства периода постройки дома из корпоративных коллекций, что уже вызывает большой интерес к данным объектам, который со временем будет только возрастать.
И, конечно, переговоры в такой эксклюзивной эстетизированной среде проходят на совершенно ином уровне, это сложно объяснить, мы не кичимся нашим собранием, не относимся свысока к партнерам, но в окружении творений, которым 300 и 400 лет, все наполняется немного иным, истинным, смыслом.
Светлана Бородина: При этом для каждого человека источником креативности является что-то свое – для одного состояние гармонии, порядка, которое дает нам искусство, для другого – бегство от рутины, проблематизация действительности, драйв, и это тоже задача искусства. Универсальность нашего собрания – Большого собрания изящных искусств ASG – позволяет успешно решить обе задачи. Уважаемый Роберт Ирикович, большое спасибо за интересную беседу.
Источник: Бизнес плюс искусство равно искусству бизнеса
Источник: re-port.ru