В новой серии статей на Rusbase Young мы говорим с представителями разных профессий об их первой работе и зарплате, выясняем, почему они решили строить карьеру именно в этой отрасли и чего достигли. Мы уже узнали истории PR-специалистов и директоров по маркетингу, а сегодня изучим карьерные пути продакт-менеджеров.
Продакт — мини-CEO внутри компании: он координирует дизайнеров и аналитиков, ставит задачи программистам, следит за финансовыми показателями продукта и атмосферой внутри команды. Задач много, и они сильно отличаются в каждой компании. Узнаем, какой опыт был у наших героев.
«Мне хотелось влиять на бизнес, а не быть исполнителем». Продакт-менеджеры — о своей первой работе
Product Lead. Управляет отдельным направлением продукта, делает первые шаги в понимании смысла продукта, в принятии решений и рассуждениях о том, куда продукту нужно развиваться.
Head of Product. Умеет управлять небольшим количеством людей на уровне не только проверки KPI, но и их профессионального развития. Видит большую картинку своего продуктового направления, системно организовывает работу команды и стейкхолдеров.
Как перестать быть “мягким” руководителем и начать требовать результат | Управление персоналом 16+
CPO. Отвечает за комплексный продукт, его стратегию, новые направления и рынки, Phttps://brutals.ru/biznes/mne-hotelos-vliyat-na-biznes-a-ne-byt-ispolnitelem-prodakt-menedzhery-o-svoei-pervoi-rabote/» target=»_blank»]brutals.ru[/mask_link]
Не быть исполнителем: как стать полноправным партнером в проекте
К дизайнерам и разработчикам нередко относятся как к рабочим инструментам. К ним приходят, говорят “Делай вот так”, забирают результат и уходят. Причем он может ее даже не узнать, потому что заказчик что-то добавит от себя, не объясняя причин. Почему это плохо?
К дизайнерам и разработчикам нередко относятся как к рабочим инструментам. К ним приходят, говорят “Делай вот так”, забирают результат и уходят. Если повезет, дизайнер потом случайно где-то увидит свою работу. Причем он может ее даже не узнать, потому что заказчик что-то добавит от себя, не объясняя причин.
Дизайнер никогда не узнает о результатах проекта, не сможет отследить его судьбу. Почему это плохо?
Зачем дизайнеру контролировать результат своей работ
Такой подход неизменно заканчивается профессиональным выгоранием. Ты делаешь что-то, не зная, зачем и почему. Не видишь, как твои усилия повлияли на проект. Все старания словно улетают в черную дыру. И рано или поздно дизайнер задумается — а ради чего это все?
Зачем я этим занимаюсь? Здравствуй, выгорание.
Я часто видел такое — более того, так было и со мной. Сейчас я нередко общаюсь с дизайнерами, работающими по такой схеме. Приходит заказчик, дает ТЗ, принимает работу и убегает. И сотрудник не понимает, хорошо он сделал или плохо. Ему же никто не показывает статистику – как себя повел новый лендинг, больше он привел заявок или нет.
3 способа стать настоящим руководителем и перестать думать как специалист
Это не обязательно связано с сайтом – та же ситуация будет складываться в любой работе. И люди страдают, потому что не видят смысла в своей работе.
Порой достаточно дать сотруднику адекватный фидбэк, показать, как его труд влияет на результаты компании, чтобы предотвратить выгорание и вернуть в работу искру.
Я не буду валить всю ответственность за обратную связь на заказчика. По своему опыту я знаю, что отношение заказчика во многом зависит от того, как относится к задаче сам исполнитель. Если исполнитель делает ровно столько, сколько попросили, не задает вопросов и ничего не предлагает, заказчик не будет за ним бегать с результатом.
И наоборот, если исполнитель въедлив, он так задолбает заказчика своими вопросами, что у того не будет другого выбора – он даст доступы к дашбордам, подключит дизайнера к принятию решений и даст ему полную картину происходящего. И дизайнер увидит, как его работа меняет ситуацию в реальном мире, реакцию пользователей, количество кэша, который она принесла или унесла.
Как стать проактивным работником
Чтобы не превратиться в инструмент, которым забивают гвозди, нужно быть более проактивным человеком. Если ты что-то сделал, достань заказчика, чтобы он тебе сказал – хорошо это или не очень. Если тебя интересует какая-то часть твоего решения – допустим, ты поэкспериментировал и ты не уверен в результате – привяжись к заказчику, чтобы он обратил внимание именно на эту часть. И после запуска каждый день приходи и спрашивай, как там все работает. Активный поиск обратной связи необходим в первую очередь самому разработчику.
Я понимаю, почему некоторые не хотят этого делать. Критика пугает. Может оказаться, что твоё решение работает неправильно и ты увидишь много негативного фидбэка. Дизайн – это же как футбол: мало кто в него умеет играть, но все знают, как правильно это делать. Но поиск критики – первый шаг к саморазвитию и ответственности.
Нужно всегда понимать, к чему относится фидбэк – не к тебе, а к твоей работе.
Если ты хочешь, чтобы твоя работа выполняла свои задачи, то предложи изменения на ходу. Для этого нужно с начала работы относиться по-партнёрски, уйти от схемы “заказчик-исполнитель”.
Тебе дали задачу – разберись, откуда она взялась, какая проблема возникла. Почему, условно говоря, заказчик просит покрасить кнопку в зелёный цвет? Чтобы нам оставляли больше почты. А зачем? Чтобы подписать пользователей на рассылку.
А что за рассылка? У нас, может, уже есть другая часть с рассылкой, где можно это сделать. И тогда не нужно красить кнопку, а нужно нарисовать другой лендинг или в другом месте поставить кнопку. Суть в том, чтобы представить, что заказчик – твой друг и деловой партнер, с которым вы вместе делаете проект. А не кто-то незнакомый, кто заставляет тебя рисовать зелёные кнопки, которые ты терпеть не можешь.
Все это работает не только на заказчика, но и на дизайнера. Когда ты начинаешь воспринимать проблему как свою, ты можешь найти совсем иное решение – изменить не интерфейс, а какой-то процесс. Или пойти дальше и придумать что-то, что уберет саму проблему. Это как раз-таки работа над тем, чтобы не бояться предложить то, о чём тебя не просят.
Эти идеи могут не решить конкретную проблему, но подтолкнуть к развитию бизнеса. И незамеченным это не останется.
Тебе будут давать более интересные заказы. Тебя не побоятся оставить тебя с какой-нибудь высокоуровневой задачей, зная, что ты сам разберешься со всем. Это то, чем любят заниматься хорошие дизайнеры – решать проблемы, а не идти по инструкции.
Иногда достучаться до заказчика бывает непросто чисто физически: например, если есть менеджер, который берет на себя все коммуникации с заказчиком и опасается допускать исполнителей к переговорам. Получается игра в испорченный телефон — менеджер может не понять вопрос, который ты адресовал заказчику, и неверно передать его ответ. Как быть в такой ситуации?
Для начала стоит попробовать убедить менеджера, что это пойдет на пользу всему проекту. Как вариант – созваниваться втроём. Нужно показать на примере, что коммуникационные сложности могут навредить результату. Если менеджер не хочет к этому прислушиваться — иди выше.
В общем, стоит вылезти из угла и перестать плакать, что кто-то испортил твой проект. Вовлекайся и контролируй – это важно для тебя, для проекта и для компании.
Источник: spark.ru
Бизнес как не быть исполнителем
Содержание:
- Каким не должно быть сотрудничество? Кейс
- Почему так случилось?
- Правда, что нельзя нанять подрядчика и ничего не делать?
- Почему заказчику и исполнителю полезно работать в одной связке?
- Чем чреваты антипартнерские отношения?
- Подытожим. Как надо?
Например, вы — агентство, то есть исполнитель. За SMM к вам приходит хлебопекарный завод — заказчик — и хочет качественную услугу.
Вы уже тертый калач и понимаете: результатов можно достигнуть, когда обе стороны работают по типу win-win — стратегии партнерских отношений, которая предполагает эффективную взаимозависимость. Но если заказчик не будет вовлекаться в процессы исполнителя, у вас начнутся проблемы.
Какие? Чем чревата игра в одни ворота? И почему заказчик не может отдать всю работу на откуп агентству? Давайте разбираться.
Каким не должно быть сотрудничество? Кейс
Давайте со сторителлингом, чтобы погрузиться в ситуацию. Мы уже выяснили, что за услугами к вам обращается хлебопекарный цех. Их директор по маркетингу хочет:
- контент,
- рекламу,
- подписчиков,
- бренд-журналистику.
Бриф, договор, безумие — работа началась.
Вы коммуницируете с тем самым директором по маркетингу — Алексеем Пироговым. На созвоне вашей команде показалось, что Алексей — мастер своего дела, вовлеченный в работу и настроенный на долгосрочное сотрудничество. Еще и булочки прислал на пробу — огнище!
Прошло время: вы как исполнитель разработали крутую стратегию, защитились, получили овации от Алексея Пирогова, а вечером в пятницу устроили посиделки в честь нового клиента. Казалось бы, что может пойти не так?
В понедельник ребята сели за контент-план. Проджект уточнил у Алексея, есть ли пожелания по темам? Но заказчик ответил, что доверяет вам. Спустя несколько дней план готов.
Команда отличилась: провела качественный ресерч и определила эффективные темы, а проджект отправил Пирогову готовый план. А потом напомнила клиенту посмотреть. Потом еще раз. И еще раз.
Через четыре дня Алексей отвечает:
— Простите, времени совсем нет. Коллеги, вы же профессионалы, я уверен, все в ажуре! Я там бегло посмотрел, нормально, давайте пилить контент. Жду первые посты.
Ваша команда насторожилась, но делать нечего — дедлайны горят. И вот уже проджект вновь отправляет готовый контент Алексею.
Алексей Пирогов отвечает незамедлительно:
— Коллеги, ну нет. Это совсем не то, что мы с вами обсуждали. Перечитайте свою стратегию, там все по-другому. Посмотрите, как конкуренты делают.
А проджект ему говорит:
— Алексей, скажите, пожалуйста, что именно вам не нравится? Текстовая подача, дизайн? Возможно, вам будет удобно созвониться и обсудить? Готовы подстроиться под любое время.
Но Алексей рубит с плеча:
— Вы же профессионалы. Уверен, справитесь без меня. Фотки батонов посвежее найдите. Чтоб через экран запах чувствовался — вкусный текст и вкусные картинки. Давайте на уровне федерального конкурента!
А потом эта ситуация повторилась с:
- рекламными креативами,
- съемками видео,
- записью подкастов,
- статьями на «Дзен»,
- отчетом в конце месяца.
— А почему у нас за первый месяц прирост всего 223 подписчика? И где комментарии к каждому посту? Я не очень понимаю в графиках, да и не спешу в них разбираться. Объясните на пальцах.
— Коллеги, я не могу сейчас дать вам интервью. У нас в компании все заняты. Вы же эксперты — найдите информацию о технологии производства самостоятельно.
— Слушайте, экскурсия в цех ни к чему. Там все как у всех. Посмотрите видео на YouTube. А фотографии и на стоке есть.
Спустя несколько месяцев начались пассивно-агрессивные переписки и созвоны, затем открытый конфликт. Кульминация — расторжение договора.
Почему так случилось?
Клиент оказался не готов к регулярному сотрудничеству с командой проекта. Разумеется, нельзя винить Алексея во всем.
Пирогов — важный человек в компании, поэтому у него не хватает времени, чтобы искать для вашей команды информацию, копаться в документах, находить контакты, проводить экскурсии — своей работы много.
Компания относится к среднему бизнесу: у нее свои процессы, технологии производства.
Вот почему нельзя брать информацию с потолка и отдавать ее поиски на откуп ребятам из вашего агентства.
А не потому что вы не профи.
- Директор по маркетингу не предусмотрел, что необходимо активное сотрудничество.
- Алексей Пирогов ошибочно полагал, что компания — хлебопекарный цех — заплатит вам и снимет с него задачи по SMM.
Вот еще некоторые причины, почему не получается выстроить партнерские отношения:
Клиент не может дать вам информацию, которая нужна для разработки контента, потому что сам ей не обладает.
«Какая экскурсия? Да не до них сейчас, дел вагон и маленькая тележка!» — можно услышать на очередном совещании того самого цеха.
- Отсутствие доверия к исполнителю как к эксперту
Все будет хорошо, если очередной Алексей Пирогов будет готов воспринимать вашу экспертную позицию и доверять фактам, исследованиям, цифрам, а не строить коммуникацию по принципу «мне так больше нравится».
Екатерина Камерер, директор бюро по клиентам
- Чтобы выстроить партнерские отношения по принципу win-win, еще на этапе старта проекта мы закрываем важные нюансы коммуникации:
- Обозначаем, что обо всем важно договариваться на берегу.
- Тщательно обсуждаем условия старта проекта и ведения регулярных работ, фиксируем договоренности.
- А если нужно, напоминаем о них в процессе.
- Погружаем в основы работы соцсетей
Например, клиент спрашивает, почему вы выбрали такие цели в ведении таргетированной рекламной кампании? Мы никогда не ответим: «Потому что так правильно».
Наоборот, детально объясним, почему предлагаем те или иные решения. Раскроем плюсы и минусы каждого. Обозначим, к какому решению больше склоняемся. Подчеркнем готовность обсуждать разные варианты и совместно приходить к оптимальному.
Правда, что нельзя нанять подрядчика и ничего не делать?
Правда. Клиент — это эксперт по своему продукту. Если ему хочется делегировать работу по соцсетям, сначала придется погрузить вашу команду в тонкости процессов, а потом проанализировать итоги работы и обсуждать отчеты с командой.
Вашему клиенту придется играть роль телефона, только не глухого:
- быть открытым к диалогу,
- четко понимать требования и желания своей компании,
- точно доносить их до команды исполнителя,
- а затем презентовать руководству результаты совместной плодотворной работы.
Предупредите клиента заранее, что такая работа отнимает много времени.
Привлечь вас в качестве исполнителя, чтобы ничего не делать — миф.
Почему заказчику и исполнителю полезно работать в одной связке?
Потому что мы решаем одну задачу. Просто с разных позиций. Клиент — изнутри, мы — снаружи.
Безусловно, мы рассматриваем каждый свой проект как кейс. Но для клиента, помимо решения задачи, крайне важно ощущение уверенности, что он не прогадал, обращаясь в нашу компанию, не ошибся в своих компетенциях и компетенциях исполнителя.
Чем чреваты антипартнерские отношения?
Есть риск, что в разных каналах коммуникации начнутся расхождения. Правая рука не знает, что делает левая: в наружной рекламе одно, в соцсетях — другое, в медиа — третье.
А все потому, что клиент держится особняком и не делится с вашей командой новостями, информацией, нюансами производства.
Подытожим. Как надо?
- Со стороны вас как исполнителя — погрузиться в бизнес клиента, обеспечить хороший аккаунтинг и проводить встречи на постоянной основе.
- Со стороны клиента — погрузить подрядчика в свои процессы, быть на связи, предоставлять контакты и информацию, которой нет в открытом доступе, доверять, но проверять.
Ульяна Зырянова, проджект-менеджер контент-бюро
Быть на связи 24/7, беспрекословно выполнять требования заказчика и браться за дополнительные задачи в любое время — так выглядит неправильный клиентский сервис.
Звучит как «байки от динозавров», однако в реальности такой подход все еще существует. Отношения с клиентом, как и любые в целом, должны строиться на двух основополагающих ценностях — взаимном доверии и уважении.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
- чтобы вы грубили друг другу;
- игнорировать клиента после рабочего дня, не пытаясь договориться;
- отдавать проект вашей команде со словами «мы же заплатили».
Такие отношения не приведут к результату, которым обе стороны смогут гордиться.
Как делаем мы: за восемь лет работы на этапе подготовки предложения стараемся донести до заказчиков, что партнерские отношения — наше все, а слепое исполнение любых задач и общение с позиции выше мы не исповедуем.
Иллюстрации предоставлены автором
Источник: rb.ru