Бизнес как политический институт

На экономическом поле страны разворачиваются многочисленные процессы, в том числе и противоречивые. Решения органов государственной власти как непосредственно, так и косвенно затрагивают интересы всех групп предпринимателей: промышленников, банкиров, представителей торгового бизнеса, сферы услуг и т.д. Как правило, предоставляя льготы одной группе, эти органы негативно затрагивают интересы других.

Влияние представителей бизнеса на властные структуры в целях достижения своих интересов — явление универсальное: во всех странах мира бизнес выступает как субъект политики. Он влияет на правительственную политику в разных формах и направлениях. Рассмотрим основные их них.

  • 1. Представители бизнеса во всех странах оказывают давление на законодательные органы. Они инициируют принятие новых законов (указов и других законодательных актов), направленных на реализацию интересов всего бизнеса, а чаще отдельных его групп. В разных формах бизнес участвует в самых ранних формах законотворческого процесса (законодательная инициатива). Затем он принимает активное участие в создании проектов законов, в принятии этих проектов к обсуждению, а также в доступных ему формах оказывает влияние на сам процесс принятия законов. Примеров в подтверждение сказанного можно привести много. В частности, в Российской Федерации представители банковского капитала добились принятия президентского указа об ограничении действия в течение определенного периода на территории страны иностранных коммерческих банков. Для банковского капитала страны это был очень важный указ, поскольку он нивелировал действия очень сильных конкурентов.
  • 2. В разных формах представители бизнеса стремятся к получению информации о готовящихся экономических и политических мероприятиях, которые могут так или иначе затронуть их интересы. В наши дни это не составляет особой сложности, поскольку они основательно представлены практически во всех структурах государственной власти. Кроме того, при парламентах развитых демократических государств работает мощная система лоббирования интересов бизнеса (как правило, крупного). Полученная информация позволяет заблаговременно принять меры против нежелательных проектов. Так, в 1996 г. в России был принят президентский указ о введении в стране налогообложения на доходы граждан по вкладам в банках. Известно, что очень скоро (практически не вступив в силу) он был отменен. Можно спорить о том, что здесь сыграло решающую роль. Однако бесспорны достаточно сильная незаинтересованность коммерческих банков во введении такого налога и мощная исходящая от них волна протеста, стартовавшая задолго до подписания данного указа.
  • 3. Миссия предпринимательского слоя как субъекта политики проявляется в его реакции на решения, принимаемые соответствующими государственными органами. Представители бизнеса нередко выражают аргументированный протест, иногда требуют корректировки принятых документов и т.д. В данном отношении показателен пример протеста российских коммерческих банков в связи с введением обязательного резервирования части их средств в Центральном банке. (Хотя этот банк не входит в систему органов государственной власти в стране, тем не менее его политика в целом проводится в русле общей государственной политики.) Коммерческие банки неоднократно протестовали против завышенной, по их мнению, нормы обязательного резервирования. Они обращались в правительство с альтернативными проектами, предусматривающими организацию инвестирования в долгосрочные проекты внутри страны за счет средств от сокращения нормы обязательного резервирования.
Читайте также:  Роль банков в международном бизнесе

Очевидно, необходимость действий в качестве субъекта политики в существенной степени предопределила возникновение и функционирование целой сети разного рода организаций предпринимателей: союзов, ассоциаций, партий и т.д. Они существуют практически во всех странах. Это могут быть организации, целью которых является защита корпоративных интересов всех представителей бизнеса, но чаще эти организации направляют свою деятельность на реализацию групповых интересов отдельных предпринимательских слоев.

Другой формой выступлений бизнеса как субъекта политики является широкая поддержка и финансирование деятельности политических партий, представленных во властных структурах или претендующих на эту роль.

Важной формой участия бизнеса в государственных решениях является система лоббирования. Этому вопросу посвящена глава 20 данного учебника.

Источник: studref.com

Тема 13. Бизнес и политика. Бизнес как субъект политики

Политика – это важнейшая составная часть среды бизнеса. Влияние политики на деятельность субъектов бизнеса чрезвычайно велико.

Вместе с тем все группы субъектов бизнеса, прежде всего предпринимательские фирмы, заинтересованные в проведении определенной политики, активно влияют на поведение отдельных политических деятелей, политических партий и их представителей.

Даже наемные работники, участвуя в качестве избирателей депутатов в органы государственной власти, участвуют в формировании политического курса страны.

Политика представляет собой сферу отношений, в которые вступают люди, стремящиеся к достижению административной власти.

Само по себе познание того или иного направления для политика необходимо. Но, совмещая политику с бизнесом, вольно или не вольно начинаешь подстраивать политику под себя, что очень плохо и для народа, и для государства в целом.

Эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, политика в общем случае является продолжением деловых интересов, порождением деловых отношений во внешнеэкономической сфере.

С другой стороны, реальный бизнес часто оказывается поставленным в зависимость от политической ориентации тех или иных партий, отдельных руководителей, является как бы продолжением политики в сфере экономики.

И в прошлом и в настоящем отдельные люди приступали к политической деятельности с целью обеспечения административных гарантий успешного занятия бизнесом. Такие гарантии давало наличие административной власти.

В настоящее время политика превратилась в особую разновидность профессиональной деятельности. В развитых странах политик – это не только призвание, но и прежде всего профессия. Университеты готовят специалистов по политическому маркетингу, лоббизму, политическому менеджменту, партийной работе, имиджеологии и конфликтологии.

Среди предпринимателей популярно мнение, согласно которому политика не должна иметь отношения к экономике: государство якобы призвано лишь защищать собственность и обеспечивать выполнение контрактов. Мнение это опирается на очевидные, казалось бы, факты: государственное регулирование не поспевает за динамикой рынка — и иногда оказывается экономически неэффективным; предпринимателям приходится защищаться от государства и, в свою очередь, оказывать влияние на политику — поощряя коррупцию.

Проблема и парадокс, однако, в том, что именно в современных условиях, когда основными ценностями являются ценности рыночные (та самая собственность и те самые контракты), государство в принципе не может отказаться от влияния на экономику. В иные времена, когда жизненные ориентиры правящего слоя не совпадали с жизненными ориентирами купечества, раздельное существование политики и экономики было по крайней мере теоретически возможно. Но сейчас политика является видом бизнеса. Граница между политикой и бизнесом проходит лишь в умах «либеральных романтиков». И в умах законодателей, все еще готовых считать лоббирование и любые связанные с ним действия — действиями преступными.

Читайте также:  Что дает мобильное приложение бизнесу

Сегодня политик, будь то политик публичный или непубличный (чиновник), работает не из абстрактной любви к власти и не ради того, чтобы оставить «след в истории». Безусловно, политик стремится к повышению своего статуса, но статус здесь выступает как источник денег. Впрочем, деньги тоже нужны не сами по себе, а как средство повышения статуса, который, в свою очередь, снова конвертируется в деньги и т.д.

Это не плохо и не хорошо — это просто реальность. Политический бизнес, таким образом, неизбежен. Его не следует оценивать с этической точки зрения, его следует изучить — и понять, как современный предприниматель может ввести политику в сферу своей активности, какие его здесь поджидают возможности и «подводные камни».

Умение управлять государством — это и есть политика. Умение управлять финансами — это бизнес, здоровая экономика и сила государства. А функция государства известна — организовывать жизнь общества и наслаждаться этим дуэтом.

Политика в ее прямом понимании — всеобъемлющая наука. Ее не изучают в студенческих аудиториях учебных заведений. Политика — удел мудрого человека. В большую политику приходят по зову сердца уже зрелые и просвещенные люди.

Профессиональная политика — это судьба человека, всесторонне образованного, вдумчивого, с философским мышлением, жаждущего все глубже и глубже познавать жизнь общества. У такого политика нет точки насыщения в познании окружающего его мира и законов развития общества. Для него общечеловеческие законы — это первичная потребность, а деньги — лишь средство для существования. Такие люди, как правило, высокогуманные и не амбициозны.

Таких политиков и недостает в высших эшелонах власти.

Источник: studopedia.su

Бизнес как субъект политики. Лоббизм. Политический маркетинг и консалтинг

Характеристика влияния представителей бизнеса на властные структуры

Влияние представителей бизнеса на властные структуры в целях достижения своих интересов — явление универсальное: во всех странах мира бизнес выступает как субъект политики. Он влияет на правительственную политику в разных формах и направлениях.

В перечне важнейших услуг выделяются следующие:

— широкая поддержка и финансирование деятельности политических партий, представленных во властных структурах или претендующих на эту роль (одна бизнес структура может финансировать несколько партий с полярной идеологией);

  • — реакция на решения, принимаемые соответствующими государственными органами: выражение протеста, требование корректировки, принятых мер, уход от уплаты налогов, организация социальных движений и т. д.;
  • — система лоббирования.

Лобби, в переводе с английского, означает кулуары. Это система целенаправленного воздействия определённых социальных сил на властные структуры: исполнительные, законодательные и судебные в целях удовлетворения своих интересов. Во всех странах с демократическим режимом лоббирование существует в той или иной форме. При всём многообразии интересов в системе лоббизма преобладают экономические. И не случайно структуры политической власти чаще всего лоббируют по поводу экономических интересов.

Читайте также:  Производство экструдированных кормов как бизнес

Политический смысл слово лобби приобрело в 70-х годах прошлого столетия, когда оно стало означать покупку голосов избирателей за деньги. Вся дальнейшая история лоббизма сохранила этот смысл и придала ему новые формы. Во многих государствах в процессе лоббирования используются прямое давление на представителей власти, угрозы, подкуп, шантаж. Вместе с тем в разных странах уровень коррумпированности властных структур и уровень нецивилизованного лоббирования различны. Это зависит от многих причин, в частности:

  • — от уровня развития общества в целом и уровня развития его экономики;
  • — форм правления и политического режима (в тоталитарных государствах коррупция, как правило, находится на очень низком уровне);
  • — уровня политической культуры;
  • — отношения государства к данному процессу;
  • — состояния законодательства в целом и той его части, которая касается лоббизма;
  • — эффективности работы правоохранительных органов.

В условиях возникновения демократического общества с развитыми гражданскими структурами не существует полной гарантии функционирования института лоббизма исключительно в правовом поле. Так, в частности, достаточно распространенной 29

является практика вмешательства криминально-мафиозного элемента в процесс лоббирования политических экономических интересов наряду с легальными лоббистскими структурами.

«Институт лоббизма» образуется в демократических государствах с рыночной экономикой стихийно, и все попытки государства искоренить его оказываются безуспешными по причине того, что объективно существуют интересы определённых групп и возможности осуществления этих интересов через воздействие на власть. Эффективные механизмы противостояния давлению лобби — групп на власть не изобретены. Кроме того, лоббизм не является априорно вредным явлением, так как:

  • — могут лоббироваться решения, положительно влияющие как на развитие отраслей экономики, так и экономики в целом, совершенствование гражданского общества;
  • — цивилизованный лоббизм является средством, позволяющим улучшить отношения общества и властных структур;
  • — в процессе лоббирования могут использоваться опыт и знания экономистов, политологов, психологов, юристов, что, несомненно, повышает качественный уровень принимаемых во властных структурах решений.

Проблема в том, что одни имеют средства и возможности для эффективного лоббирования своих интересов, а другие не имеют. Функция государства и политических институтов заключается:

  • — в обеспечении интересов отраслей, не имеющих возможности самостоятельного лоббирования (образование, наука, культура, здравоохранение);
  • — в ограничении запросов «самостоятельных» лоббистов;
  • — в создании условий для цивилизованного лоббирования и уничтожении возможностей возникновения его нецивилизованных форм. Создание нормативной базы.

Лоббирование чаще всего осуществляется с использование законодательной власти, с целью лоббирования законов в интересах той или иной отрасли или организации. Однако лоббистская деятельность может быть связана с исполнительной властью, особенно в тех странах, где исполнительная власть активно пользуется правом законодательной инициативы. Направлением лоббирования может быть также судебная власть.

Можно выделить три уровня лоббирования: федеральный, региональный и местный. На региональном и местном уровне могут лоббироваться вопросы, связанные с формированием и распределением средств бюджета, распределения государственных заказов, трансфертов.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин